maou_sosh_36_polozhenija_2o_formakh_kontrolja.pdf

СОГЛАСОВАНО
на Совете Учреждения

ПРИНЯТО
на Педагогическом Совете

Протокол от 31.08.2017 г. Протокол от 30.08.2017
№1
№2

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ Е.С. Анисимова
Приказ от 31.08.2017
№ 185/1

Положение
о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
обучающихся вМАОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»
города Улан-Удэ

Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся (далее - Положение) является локальным
нормативным актом муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ
СОШ № 36 г. Улан-Удэ (далее – школа).
1.2. Настоящее Положение разработано для соблюдения конституционных прав граждан на
образование, исходя из принципов обеспечения государственных гарантий прав
свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование, на
основании Устава школы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным
Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 c изменениями и
дополнениями), Федерального государственного образовательногостандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) и Федерального компонента
государственного образовательного стандарта, утв. Приказом Минобразования России от
05.03.2004 № 1089 с изменениями и дополнениями, а также других законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия в области образования.
1.3. Настоящее Положение устанавливает формы, периодичность и порядок текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в рамках урочной и внеурочной
деятельности.
1.4. Целью введения настоящего Положения является повышение качества внутренней оценки
достижения планируемых результатов образовательной деятельности школы на основе единого
подхода и системы требований к оценке образовательных результатов обучающихся, обеспечения
эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным
процессом.
1.6. Настоящее Положение принимается педагогическим советом и утверждается приказом
директора школы.
1.7. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.
1.8. Настоящее Положение принимается на неопределённый срок. При изменении
законодательства, изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой ре-дакции.
После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.
1.9. В настоящем Положении использованы следующие определения:
Текущий контроль успеваемости -это выявление, измерение и оценивание в течениеучебного
года уровня сформированности образовательных результатов (личностных, метапредметных и
предметных) освоения учащимися 1-4 классов образовательной программы начального общего
образования (НОО), учащимися 5-9 классов
1.

1

образовательной программы основного общего образования (ООО), учащимися 10-11
классов образовательной программы среднего общего образования (СОО), при этом при
обучении по общеобразовательным программам, соответствующим федеральному
компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) рассматриваются
только предметные результаты; при обучении по общеобразовательным программам,
соответствующим ФГОС – все образовательные результаты.
Успеваемость
–уровень
соответствия
образовательных
результатов
обучающихсятребованиям соответствующей образовательной программы, рабочих
программ каждого учебного предмета, а также требованиям ФГОС (ФКГОС).
Промежуточная аттестация обучающихся – это установление уровня
достижениярезультатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
предусмотренных образовательной программой.
Индивидуальные образовательные результаты обучающихся –это конкретные
элементысоциального опыта – знания, умения и навыки, опыта решения проблем, в т.ч. и в
реальных жизненных ситуациях, опыта творческой деятельности, освоенные
обучающимисяв рамках образовательного процесса.
Индивидуальные образовательные достижения обучающихся –это совокупность
учебных и внеучебных результатов, полученных в образовательных организациях
обучающимисяза определенный период времени.
Оценка образовательных результатов обучающихся – это качественное описание
степенисоответствия реально достигнутых образовательных результатов (предметных,
метапредметных, личностных) планируемым результатам освоения образовательной
программы (НОО, ООО, СОО).
Отметка – это количественное выражение степени соответствия реально
достигнутыхобразовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных)
планируемым результатам освоения образовательной программы (НОО, ООО, СОО).
Внутренняя система оценки качества образования -система организации сбора,
хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности
педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием,
прогнозирование развития и управление качеством образования в образовательной
организации.
1.10. Принципы организации текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации:
- принцип гласности и прозрачности - это доступность и понятность информации об
учебных достижениях учащихся, возможность любого участника образовательных
отношений проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
- принцип системности и непрерывности – обеспечение поэтапного контроля всего
комплекса образовательных результатов;
- принцип объективности - единые критерии и способы оценивания учителем и
учениками при проведении различных проверочных процедур, дающих однозначную
оценку сформированности образовательных результатов;
- принцип критериальностии уровневого подхода: критериальной базой оценки
образовательных результатов выступают планируемые результаты освоения основной
общеобразовательной программы по всем изучаемым предметам, программам и классам;
основными критериями оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся
является достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и
реально достигаемого большинством учащихся («Ученик научится») –
базовый уровень, и положительная динамика индивидуальных образовательных
результатов учащихся; уровень «Ученик получит возможность научиться» - повышенный
уровень, обеспечивается формированием положительной учебной и социальной мотивации
обучающихся, выстраиванием индивидуальных траекторий движения с учетом зоны
ближайшего развития на основе текущих результатов успеваемости и их динамики;
- принцип обратной связи – получение информации от всех участников
образовательных отношений, в том числе в ходе совместной оценочной деятельности
педагогов и обучающихся в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной
2

аттестации, и использование ее для управления качеством образования, с возможностью
коррекции,как образовательного процесса, так и текущих отметок учащихся;
- принцип включенности самоконтроля и самооценки учащихся - учащиеся не только
должны быть вовлечены в процесс добывания знаний, но должны оценивать результаты
своего трудаи иметь возможность выстраивать образовательную деятельность по
обеспечению положительной динамики своих индивидуальных образовательных
достижений;
- принцип адекватности применяемого инструментария - соответствие средств и
методов оценивания, используемых в ходе текущего контроля знаний ипромежуточной
аттестации, инструментарию для итоговой оценки достижения планируемых результатов,
разработанному на федеральном уровне.
2. Текущий контроль успеваемости обучающихся.
2.1. Целью текущего контроля успеваемости обучающихсяявляется получение
объективной информации о состоянии образовательных результатов обучающихся, как на
момент проверки, так и в динамике за определенный период времени для осуществления
эффективной обратной связи и оперативной коррекции образовательного процесса.
2.2. Задачи текущего контроля успеваемости обучающихся:
- установление фактического уровня освоения учебного материала, динамики
сформированности практических умений, навыков и компетентностей по предметам
учебного плана;
- отслеживание динамики формирования образовательных результатов учащихся в
рамках реализации программы формирования УУД и междисциплинарных программ;
- контроль готовности учащихся 9-х и 11-х классов к государственной итоговой
аттестации;
- учет индивидуальных образовательных достижений учащихся (предметных,
метапредметных и личностных), отражающий динамику формирования их способности к
решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной
деятельности;
- обеспечение обратной связи, коррекция образовательного процесса на основе
полученной информации, как по совершенствованию оценочных и диагностических
процедур, так и по усилению мотивации учащихся к преодолению пробелов обучения, и,
как следствие, повышение уровня образовательных результатов обучающихся.
2.3. Содержание текущего контроля успеваемости обучающихся.
2.3.1. Текущий контроль успеваемости как систематическое оценивание текущих
образовательных результатов учащихся осуществляется в ходе реализации рабочих
программ учебных предметов (РПУП) и междисциплинарных программ, программы
формирования универсальных учебных действий (УУД), в течение определенного учебного
периода в зависимости от календарного учебного графика в рамках урочной и внеурочной
деятельности.
2.3.2. Успеваемость учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной
программы, предусмотренной индивидуальным учебным планом.
Если учащийся временно находился в санаторной, медицинской и иной организации,
осуществляющей текущий контроль успеваемости, то полученные учащимся результаты
засчитываются при выставлении отметок за учебный период в зависимости от календарного
учебного графика на тех же основаниях, как и результаты текущего контроля успеваемости,
полученные в школе.
2.3.3. Текущее оценивание успеваемости обучающихсяподразделяется на поурочное
(устные ответы на уроке, письменные работы проверочного характера и т.д.), тематическое
(самостоятельные, практические, лабораторные и контрольные работы по окончании
изучения определенных тем, разделов программы), диагностическое (проверочные работы,
направленные на установление уровня готовности к государственной итоговой аттестации,

3

уровня сформированности отдельных метапредметных результатов, включая УУД), и оценку
проектной деятельности учащихся в ходе работы над проектом.
Текущий контроль успеваемости как рубежное оценивание образовательных результатов
осуществляется в конце учебного периода по всем предметам учебного плана.
2.3.4. Оценка метапредметных результатов осуществляется в рамках освоения программы
формирования УУД и междисциплинарных программ по итогам интеллектуального марафона
обучающихся5-11 классов, по итогам проверочных работ на установление уровня
сформированности отдельных групп УУД (комплексные работы на межпредметной основе) и
в ходе защиты групповых и индивидуальных проектов.
Защита и оценка групповых и индивидуальных проектов проводится в рамках урочной и
внеурочной деятельности, в частности, в ходе научно практической конференции "Первые
шаги" (2-11 классы), в результате работы которой выявляются лучшие ученические проекты
от каждого класса.
2.4. Порядок, формы и периодичность текущего контроля успеваемости учащихся.
2.4.1. Порядок текущего контроля успеваемости учащихся соответствует календарному
учебному графику, программе формирования УУД, междисциплинарным программам и
РПУП, отражающим планируемые результаты обучения, перечень способов и видов
деятельности учащихся, формы текущего контроля успеваемости учащихся, сроки и
количество часов на его осуществление.
2.4.2. Устанавливаются инвариантные и вариативные формы и периодичность текущего
контроля успеваемости. Инвариантные формы и периодичность их использования
представлены в таблице 1. Определение (выбор) вариативных форм осуществляется учителем
и не должно противоречить основным принципам и требованиям данного Положения.
Инвариантные формы
Устные ответы, письменные задания, в том
числе
при проверке домашнего задания
Обучающая самостоятельная работа(носит
тренировочный характер, отметка
выставляется с согласия ученика)
Проверочная самостоятельная работа
Практическая работа, лабораторная работа
Тематическая контрольная работа

Периодичность

Таблица 1.

На каждом уроке по мере необходимости
Проводится по мере необходимости при
изучении тем раздела
Согласно РПУП
Согласно РПУП
Проводится после завершения изучения темы,
раздела в соответствии с РПУП
Проводится в соответствии сприказом
управленияобразования или приказом по
школе.
Осуществляется в соответствии с РПУП,
программами междисциплинарных курсов и
программой формирования УУД

Диагностическая работа
Текущая оценка метапредметных
результатовпредставляет собой оценку
сформированности УУД, формируемых в
рамках учебных предметов,
междисциплинарных программ и
реализациипрограммы формирования УУД
Текущийконтроль осуществления
обучающимися групповых и
индивидуальных проектов (оценка
сформированности отдельных
метапредметных результатов)

В течение учебного года на уроках и во
внеурочное время по мере готовности
проектов

4

Текущая оценка личностных результатов
представляет собой ограниченную оценку
сформированности отдельных личностных
качеств в целях повышения учебной
мотивации,
интереса
к
изучаемому
материалу, определения приоритетных задач
и направлений личностного развития
обучающегося
Контрольная работа по итогам учебного
периода

Осуществляется
учителем-предметником
в
ходе наблюдений за образовательной
деятельностью обучающихся;
классными
руководителями – в ходе наблюдений за
участием учащихся в жизни классного и
школьного
коллективов,
в
ходе
проведения
психолого-педагогических
исследований на уровне школы.
Проводится в конце учебного периода

2.4.3. Формирование отдельных личностных и метапредметных результатов в рамках
учебных предметов предполагает организацию образовательного процесса на основе системнодеятельностного подхода, использования современных образовательных технологий, таких, как
технология деятельностного метода образовательной системы «Школа России»), технологий
образовательной системы «Школа России»: проблемно-диалогическая, технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов) обучающихся, технология продуктивного
чтения, проектная технология и других.
2.4.4. Определен минимум метапредметных результатов (УУД), формирование и оценка
которых должны осуществляться в рамках учебных предметов. Это познавательные учебные
действия, которые формируют навыки смыслового чтения при работе с текстом (учебника или
другого информационного источника): умение выделять главное и второстепенное,
структурировать текст, классифицировать объекты, делать выводы. Минимум регулятивных
действий, формируемых в рамках учебных предметов: действия целеполагания, планирования,
контроля, коррекции, а также умения выбирать способы и средства, адекватные поставленным
задачам. К минимуму коммуникативных учебных действий относятся умения, обеспечивающие
возможность успешного и продуктивного взаимодействия: формулировать собственное мнение
и допускать возможность существования иных точек зрения; договариваться и приходить к
общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов; учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ориентироваться на позицию
партнера, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, контролировать
действия партнера. Данные умения формируются, в частности, в ходе групповой работы на
уроке и при выполнении групповых проектов.
2.4.5. При организации проектной деятельности учащихся предполагается наличие
следующих уровней: в 1-2 классах – обучение азам и вовлечение в проектную деятельность; в 34 классах – участие каждого ученика в разработке и защите группового проекта (время работы
над проектом, включая защиту – не более 2 лет); в 5-7 классах - участие каждого ученика в
разработке и защите группового или индивидуального проекта (время работы над проектом,
включая защиту – не более 1 года); 8-9 классы - участие каждого ученика в разработке и защите
индивидуального проекта (время работы над проектом, включая защиту – не более 1 года).
Виды проектов: информационный (поисковый), познавательный, прикладной (практикоориентированный), конструкторский, исследовательский, творческий, игровой (ролевой),
социальный, инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм
внедрения).
2.5. Участники текущего контроля успеваемости обучающихся и их функции.
2.5.1. Текущий контроль успеваемости проводится педагогическими работниками –
преподавателями учебных предметов и междисциплинарных курсов на уровне класса (учебной

5

группы) и учащихся класса (учебной группы), членами администрации (заместители директора)
на уровне классов и параллелей классов и обучающимися - на индивидуальном уровне.
2.5.2. Педагог-психолог не ведет текущего контроля успеваемости учащихся, но
осуществляет психолого-педагогическое сопровождение текущего контроля успеваемости
учащихся, которое выражается в оказании методической помощи преподавателям и классным
руководителям, а также конкретной психологической помощи учащимся по повышению
учебной мотивации и формированию навыков контрольно-оценочной деятельности.
2.5.3. Учитель, преподающий учебный предмет или элективный курс, осуществляет
текущий контроль успеваемости и учет индивидуальных образовательных результатов
обучающихся в процессе оценивания устных ответов на уроках, выполнения домашних
заданий, результатов самостоятельных работ обучающего и проверочного характера,
контрольных и диагностических работ, в том числе проводимых по линииадминистрации;
оперативно доводит до сведения учащихся результаты оценивания той или иной работы, давая
возможность каждому ученику оспорить отметку и обосновать свое несогласие. В ходе диалога
с обучающимся преподаватель принимает решение: оставить отметку без изменения, изменить
отметку в сторону повышения с учетом аргументов, представленных учеником или
предоставить возможность ученику исправить отметку, выполнив работу повторно.
2.5.4. Учителя, классные руководители организуют работу по выявлению затруднений
учащихся в осуществлении контрольно-оценочных действий, создают условия по устранению
затруднений и формированию навыков контрольно-оценочной деятельности учащихся,
мотивируют их к ведению индивидуального учета образовательных результатов.
Учитель-предметник
обеспечивает
соблюдение
морально-этических
норм
и
психологической безопасности обучающихся, своевременное информирование обучающихся о
технологии организации текущего контроля успеваемости учащихся по своему предмету
(курсу), своевременное заполнение документации, связанной с оценкой образовательных
результатов учащихся (журналы, таблицы требований, листы оценки и т.п.); осуществляет
текущий контроль подготовки учащимися групповых и индивидуальных проектов; доводит до
сведения классного руководителя информацию о технологии оценивания и результатах оценки
образовательных результатов обучающихся класса и отдельных учеников по своему предмету
(курсу).
2.5.5. Классный руководитель осуществляет текущую оценку личностных результатов,
отслеживают динамику их формирования в ходе образовательного процесса в рамках
внеурочной деятельности учащихся; обеспечивает своевременное информирование родителей
(законных представителей) учащихся об организации текущего контроля успеваемости
учащихся класса, об индивидуальных образовательных результатах, полученных конкретным
учеником в рамках тех или иных контрольно-оценочных мероприятий; организует
взаимодействие родителей, преподавателей, работающих в классе, обучающихся по устранению
затруднений, возникающих в процессе освоения образовательных программ.
Классный руководитель в соответствии с планом воспитательной работы на учебный год,
отслеживает динамику формирования личностных результатов; обеспечивает своевременное
информирование родителей (законных представителей) обучающихся об индивидуальных
образовательных результатах, полученных конкретным учеником в рамках тех или иных
контрольно-оценочных мероприятий или по итогам учебного периода в зависимости от
календарного учебного графика; организует взаимодействие родителей, преподавателей,
работающих в классе, обучающихся по устранению затруднений обучающихся.
2.5.6. Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение текущего контроля
успеваемости обучающихся, которое выражается в проведении психолого-педагогических
исследований по выявлению тенденций в формировании классных коллективов и установлению
уровня развития отдельных личностных качеств учащихся, а также в оказании методической

6

помощи преподавателям и классным руководителям, а также конкретной психологической
помощи обучающимся по проблемам контрольно-оценочной деятельности.
2.5.7. Члены администрации в рамках текущего контроля успеваемости осуществляют
контроль соблюдения требований данного Положения учителями, классными руководителями;
отслеживают на уровне классов и параллелей классов динамику формирования уровня
готовности учащихся 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации; совместно с
учителями-предметниками выявляют «группы риска» прохождения государственной итоговой
аттестации учащимися 11-х классов, в том числе в форме ЕГЭ, и учащимися 9-х классов, в том
числе в форме ОГЭ, и контролируют работу учителей, осуществляющих педагогическое
сопровождение и индивидуальный учет динамики результатов продвижения в достижении
базового уровня освоения РПУП обучающимися «групп риска».
2.5.8. Обучающийся ведет индивидуальный учет своих образовательных результатов и их
динамики, на основе которого выстраивает свою образовательную деятельность.
2.6. Способы фиксации результатов текущего контроля успеваемости обучающихся.
2.6.1. Оценивание успеваемости обучающихся первых классов в течение учебного года и
вторых классов в течение первого полугодия осуществляется качественно без фиксации их
достижений в классных журналах.
2.6.2. Отметки, полученные учащимися в ходе текущего контроля успеваемости,
выставляются учителем в электронный журнал в системе «Сетевой город. Образование» и в
дневник ученика.
2.6.3. Отметка за текущую работу над проектом или за выполнение проекта выставляется в
классный электронный журнал на страницу предмета, в рамках которого выполнялся проект
(если проект выполнялся в рамках нескольких предметов, то оценки выставляются по каждому
предмету). Отметка за выполнение проекта выставляется также в Портфель достижений
учащегося.
2.6.4. Результативность участия в школьной научно-практической конференции
подтверждается вручением участникам сертификата, а призерам - грамоты или диплома.
2.6.5. Отметки по предмету по итогам учебного периода определяются как среднее
арифметическое текущих отметок за учебный период и выставляются в классный электронный
журнал учителем, в дневники обучающихся – классным руководителем.
2.6.6. Выставление отметок по итогам учебного периода по элективным курсам не
предполагается.
2.6.7. Для фиксации результатов самооценки индивидуальных образовательных результатов
и отслеживания их динамики используются листы самооценки (листы успешности), таблицы
сформированности умений и другие средства.
Учащийся формирует банк своих образовательных результатов и достижений в Портфеле
достижений учащегося по своему личному усмотрению.
3. Промежуточная аттестация учащихся.
3.1. Промежуточной аттестацией учащихся является определение степени освоения
учащимися учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) в рамках освоения основных образовательных программ общего образования (по
уровням) за учебный год.
3.2. Целью промежуточной аттестации учащихся является получение объективной
информации о состоянии образовательных результатов учащихся за учебный год для
обеспечения эффективности управления качеством образования.
3.3. Задачи промежуточной аттестации учащихся:

7

- установление фактического уровня сформированности образовательных результатов
учащихся, соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС (ФКГОС);
- контроль образовательных программ и уровня обученности по классам и предметам;
- отслеживание динамики формирования образовательных результатов на уровне
обучающегося, класса, параллели классов, школы в целом;
- сопоставление фактического состояния образовательного процесса с ожидаемыми,
планируемыми результатами и выявление несоответствия;
- коррекция образовательного процесса на основе полученной информации, как по
совершенствованию контрольно-оценочных процедур, так и по проектированию направлений
повышения профессиональной компетентности педагогических работников, принятие
эффективных управленческих решений, а в конечном итоге – повышение качества образования.
3.4. Порядок и периодичность (сроки) промежуточной аттестации учащихся.
3.4.1. Промежуточная аттестация учащихся представляет собой отдельные контрольнооценочные мероприятия в конце учебного года (март – май) и направлена на проверку усвоения
учебного материала и сформированности предметных результатов на конец учебного года.
3.4.2. Количество контрольно-оценочных процедур, проводимых в рамках промежуточной
аттестации, перечень предметов, по которым они проводятся, определяются учебными планами
на текущий учебный год, а также графиком проведения Всероссийских проверочных работ.
3.4.3. Сроки промежуточной аттестации учащихся ежегодно устанавливаются в
соответствии с календарным учебным графиком, учебными планами на текущий учебный год.
3.4.4. Промежуточную аттестацию проходят обучающиеся, осваивающие основные
общеобразовательные программы начального общего (со 2 класса), основного общего, среднего
общего образования во всех формах обучения, а также учащиеся, осваивающие данные
программы по индивидуальным учебным планам.
Учащиеся, обучающиеся в форме семейного образования и самообразования либо
обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе могут
пройти промежуточную аттестацию в МАОУ СОШ № 36 экстерном.
Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим Положением
в сроки и формах, установленных образовательными программами начального общего,
основного общего и среднего общего образования (учебным планом, календарным учебным
графиком). По заявлению экстерна школа вправе установить индивидуальный срок проведения
промежуточной аттестации.
Экстерны при прохождении промежуточной аттестации пользуются академическими
правами обучающихся по соответствующей образовательной программе, в том числе имеют
право на: бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями, психологопедагогическую помощь, помощь педагогов по предметам учебного плана.
Обучающийся, желающий экстерном пройти промежуточную аттестацию в МАОУ СОШ
№36, должен подать заявление о зачислении его экстерном. Зачисление экстерна оформляется
приказом директора в порядке определенном ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и правилами приема обучающихся МАОУ СОШ
№ 36. По окончании прохождения промежуточной аттестации экстерн отчисляется приказом
директора из МАОУ СОШ № 36.
По итогам проведения промежуточной аттестации экстерну выдается выписка из приказа о
результатах прохождения промежуточной аттестации по общеобразовательной программе за
период обучения.
3.4.5. Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации
могут быть составлены:
1) учителем, в этом случае они обсуждаются на заседании методического объединения
учителей-предметников;

8

2) заместителем директора по учебной работе, в этом случае согласование и утверждение
не требуется.
Также контрольно-измерительными материалами для проведения промежуточной
аттестации могут быть КИМы контрольных, диагностических и проверочных работ МКУ «Центр

мониторинга и развития образования» Комитета по образованию г.Улан-Удэ, ГБУ "Региональный центр
обработки информации и оценки качества образования", Всероссийских проверочных работ.

3.4.6. Отметки, полученные учащимися класса по предмету в рамках промежуточной
аттестации, выставляются в обязательном порядке каждому обучающемуся в классный
электронный журнал системы «Сетевой город. Образование», а также в дневники учащихся.
3.4.7. Письменные работы, проводимые в рамках промежуточной аттестации, выполняются
на отдельных листах (возможно бланках ЕГЭ, ОГЭ или ВПР).
3.4.8. Результаты промежуточной аттестации обучающихся класса по предмету
выставляются в классный электронный журнал учителем, в дневники обучающихся – классным
руководителем.
3.4.9. Результаты промежуточной аттестации доводятся до сведения учащихся учителемпредметником, до сведения их родителей (законных представителей) – классным
руководителем в течение одной недели со дня их получения.
3.4.10. Результаты промежуточной аттестации учащиеся и (или) их родители (законные
представители) могут оспорить в порядке, установленном положением о Комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
3.5. Формы промежуточной аттестации учащихся в рамках урочной и внеурочной
деятельности.
3.5.1 Формы письменного контроля: тест, диктант, диктант с грамматическими заданиями,
задания на основе текста, эссе, сочинение, изложение, реферат, контрольное списывание,
контрольная работа.
Формы устного контроля: чтение, аудирование, устная речь, монолог, диалог, доклад,
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение.
Формы практического контроля: практическая работа, лабораторная работа, сдача
контрольных нормативов физического развития.
Формы комбинированного контроля: зачет, учебный проект или учебное исследование.
3.5.2. Годовая промежуточная аттестация – выставление годовой отметки по итогам
учебного года по каждому предмету учебного плана.
Годовая отметка по предмету определяется как среднее арифметическое отметок за
учебные периоды.
3.5.3. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право на особые
формы проведения промежуточной аттестации, в том числе учащиеся, обучающиеся по
индивидуальному учебному плану. Формы промежуточной аттестации при получении
начального общего образования обучающимися с ОВЗ определяются с учетом образовательного
маршрута (при наличии) и с приоритетом динамики индивидуальных достижений.
3.6. Участники промежуточной аттестации учащихся и их функции.
3.6.1. Участниками промежуточной аттестации учащихся являются педагогические
работники – учителя-предметники, члены администрации (заместители директора, директор), а
также обучающиеся, в том числе в части самооценки результатов выполнения контрольнооценочных процедур.
3.6.2. Учитель-предметник осуществляет оценку образовательных результатов на уровне
класса и ученика по итогам контрольно-оценочной процедуры, оперативно доводит до сведения
учащихся результаты оценивания, давая возможность каждому ученику оспорить отметку и
обосновать свое несогласие; информирует классного руководителя о состоянии
образовательных результатов учащихся класса и отдельных учеников по своему предмету (в
том числе о предварительных итогах); обеспечивает соблюдение морально-этических норм и

9

психологической безопасности при проведении промежуточной аттестации учащихся и
своевременное заполнение документации.
3.6.3. Члены администрации в рамках промежуточной аттестации осуществляют оценку
динамики формирования образовательных результатов (предметных) на уровне параллелей
классов и школы в целом; контроль выполнения образовательных программ
и анализ качества обученности учащихся по предметам учебного плана; контроль соблюдения
требований данного Положения учителями, классными руководителями; выявление
затруднений в профессиональной деятельности педагогов в части осуществления контрольнооценочных мероприятий и организацию методической работы по устранению затруднений и
повышению эффективности контрольно-оценочной деятельности.
3.6.4. Учащийся осуществляет самооценку своих образовательных результатов, следит за
их изменениями, выстраивает свою образовательную деятельность по обеспечению
положительной динамики своих индивидуальных образовательных достижений.
4. Система требований к оценке образовательных результатов учащихся в ходе
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся
планируемых результатов по отдельным предметам.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями
ФГОС является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
ролевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных,
регулятивных, коммуникативных) действий.
Перечень всех видов УУД, формируемых в рамках учебных предметов по каждому классу,
представлен в рабочих программах учебных предметов.
В системе оценки предметных результатов освоения учебных программ для описания
достижений учащихся принята следующая градация уровней.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных
действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение
базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени
образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует
отметка «удовлетворительно» (отметка «3»).Отметка «3» ставится при освоении не менее 50%
планируемых результатов, которые осваивает большинство учащихся.
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на
уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре,
широте (или избирательности) интересов.
Повышенный уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении
базовой системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения и предполагает
умение применять знания в незнакомой ситуации. Оценка достижения этого уровня
осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет явного указания на способ
выполнения; ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов.
Достижению повышенного уровня соответствует оценка «хорошо» (отметка «4»).
Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Оценка достижения этого уровня также осуществляется с помощью задач (заданий), в которых
нет явного указания на способ выполнения; ученику для выполнения задания приходится
самостоятельно создавать новый способ, объединяя изученные ранее или трансформируя их.
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых
результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к
данной предметной области.

10

Учащиеся, демонстрирующие повышенный и высокий уровни достижений, вовлекаются в
проектную деятельность по предмету, им рекомендуется продолжить обучение в старших
классах школы. Для отдельных учащихся с высоким уровнем достижений по предмету и
повышенным интересом к данной предметной области целесообразно формировать
индивидуальные траектории обучения этому предмету с
учётом их планов на будущее.
Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»).
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической
базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины (50%) планируемых
результатов, которые осваивает большинство учащихся, о том, что имеются значительные
пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом учащийся может выполнять
отдельные задания повышенного уровня.
Данная группа учащихся (в среднем составляющая около 10%) требует специальной
диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной
помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «2»).
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только
отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.
Учащимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная
помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению,
развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для
жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации
пробелов в обучении для данной группы учащихся.
Критерии оценки устных ответов, выполнения письменных проверочных работ,
лабораторных и практических работ, экскурсий разрабатываются (в терминах знаний и умений,
проверяемых в ходе данной оценочной процедуры) на методических объединениях
преподавателей учебных предметов и являются частью рабочей учебной программы по
каждому предмету. При этом критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как
выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла
за выполнение заданий базового уровня.
4.2. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых
результатов
освоения
основной
общеобразовательной
программы,
представленных
в
разделах
«Регулятивные
универсальные
учебные
действия»,
«Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные
учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также
планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных
программ.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Перечень всех видов УУД представлен в программе формирования универсальных учебных
действий.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся в рамках внутренней системы
оценки качества образования, в частности оценки образовательных результатов, по двум
направлениям: метапредметные результаты, формируемые в рамках учебных предметов и

11

внеурочной деятельности по предметам и метапредметные результаты, формируемые в рамках
реализации междисциплинарных программ и внеучебной деятельности в соответствии с
программой формирования УУД и междисциплинарными учебными программами.
Оценка достижения метапредметных результатов в рамках программы формирования УУД
и междисциплинарных учебных программ осуществляется в ходе таких процедур, как
выполнение заданий творческого и поискового характера, комплексных работ на
межпредметной основе, защиты группового проекта, защиты индивидуального проекта.
Оценка достижения метапредметных результатов в рамках учебных предметов
осуществляется в ходе таких процедур, как выполнение проверочных работ практикоориентированного характера, тематических контрольных работ, содержащих задания,
направленные на проверку сформированностиУУД в рамках конкретной темы (раздела,
модуля), работы с текстом на уроке, подготовки и защиты групповых и индивидуальных
проектов, а также в ходе наблюдения за учебной, в частности групповой, деятельностью
учащихся науроках и во внеурочное время.
В рамках урока оценка сформированности познавательных универсальных учебных
действий со стороны преподавателя учебного предмета может быть качественной, она дается в
ходе выполнения учебной задачи при работе с текстом; приветствуется проведение
специальных диагностических работ с оценкой метапредметных результатов по итогам
выполнения работы в виде отметки; обязательно использование различных форм самооценки
учащимися своих образовательных результатов. Оценка уровня сформированности
регулятивных действий также может иметь вид качественной оценки преподавателем учебного
предмета или самооценки, результаты которой не реже одного раза в четверть фиксируются в
специальных оценочных листах. Оценка сформированности коммуникативных действий
осуществляется в ходе наблюдения преподавателя учебного предмета за работой группы, она
может быть как в качественном, так и в количественном выражении; обязательно
использование различных видов само- и взаимооценки с фиксацией в оценочных листах.
Система оценки сформированности метапредметных результатов с учетом уровневого
подхода, принятого во ФГОС, предполагает, также как и при оценке сформированности
предметных результатов, выделение базового уровня достижений как точки отсчета при
построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от
него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.
Для описания достижений учащихся в области сформированности метапредметных
результатов целесообразно исходить из следующих положений.
Критерии оценкивыполнения заданий творческого и поискового характера, проверочных
работ практико-ориентированного характера, тематических контрольных работ содержащих
задания, направленные на проверку сформированности УУД, разрабатываются (в терминах
умений и компетентностей, проверяемых в ходе данной оценочной процедуры) на
методических объединениях преподавателей учебных предметов
и междисциплинарных курсов и являются составной частью программы формирования
универсальных учебных действий, отдельных рабочих программ учебных предметов или
междисциплинарных курсов.
Оценка выполнения учащимися письменной комплексной работы на межпредметной
основе осуществляется по двум основным показателям: общей успешности сформированности
метапредметных действий по смысловому чтению и работе с информацией и успешности
сформированности отдельных групп этих метапредметных действий и 4 уровням:
недостаточный (отметка «2»), пониженный (отметка «3»), базовый (отметка «4») и повышенный
(отметка «5»).
Недостаточный –выполнено менее30%заданий работы(задание считаетсявыполненным,
если получен хотя бы 1 балл); пониженный – 30-49% выполнения заданий всей работы;

12

базовый– 50%-75% выполнения заданий всей работы и набрано менее 75% от максимального
балла; повышенный – при выполнении 2-х условий: выполнено более 75% заданий и набрано не
менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы.
При выполнении групповых проектов оценка сформированности регулятивных и
коммуникативных действий осуществляется по 3 уровням: ниже базового, базовый и
повышенный.
Базовый (при выполнении двух условий: 1)по всем позициям регулятивных действий,кроме
любой одной, 1 балл или более; 2) по всем позициям коммуникативных действий, кроме любой
одной, 1 балл или более); ниже базового (не выполнены условия для базового уровня);
повышенный (при выполнении трех условий): 1) по всем позициях получен 1 балл или более; 2)
получения не менее 8 баллов за регулятивные действия и 3) не менее 6 баллов за
коммуникативные действия.
Успешность выполнения регулятивных действий включает активность участия в
планировании, распределение функций и их выполнение, соответствие исполнения плану,
активность в контроле своих действий (в процентах от максимального балла за данную
группу действий). Успешность выполнения коммуникативных действий включает участие в
презентации, характер взаимодействия в группе, активность/инициативность ученика,
ориентация на партнера и согласованность позиций, лидерство (в процентах от
максимального балла за данную группу действий).
Оценка индивидуальных достижений учащихся по проекту отражает сформированность
регулятивных и коммуникативных действий и оценку личного вклада в групповой проект.
Оценка личного вклада учащегося оценивается от 0 («Почти все сделали без меня» до 10
баллов («Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась») по результатам его
самооценки.
Оценка группового проекта осуществляется на основе карты наблюдений, заполняемой
непосредственно в ходе наблюдений за деятельностью группы.
Критерии оценки индивидуальной проектной работы, выполненной учащимся в рамках
урочной или внеурочной деятельности, аналогичны критериям оценки итогового проекта:
1). Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
,проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает
оценку сформированности познавательных учебных действий.
2). Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3). Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях.
4). Сформированность коммуникативных действий , проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на
основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной
записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев. При этом
выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый
и повышенный.
Примерное содержательное описание каждого критерия представлено в таблице 2.

13

Таблица 2.
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Критерий
Базовый
Повышенный
Работа в целом свидетельствует
Работа в целом свидетельствует о
Самостоятельное
о способности самостоятельно с способности самостоятельно
приобретение
знаний и решение опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути
ставить проблему и находить
её решения; продемонстрировано
проблем
пути её решения;
свободное владение логическими
продемонстрирована
операциями, навыками
способность приобретать новые
критического мышления, умение
знания и/или осваивать новые
самостоятельно мыслить;
способы действий, достигать
продемонстрирована способность
более глубокого понимания
на этой основе приобретать новые
изученного
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более
глубокого понимания проблемы
Продемонстрировано понимание Продемонстрировано свободное
Знание предмета
содержания выполненной
владение предметом проектной
работы. В работе и в ответах на
деятельности. Ошибки отсутствуют
вопросы по содержанию работы
отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрированы навыки
Работа тщательно спланирована и
Регулятивные
определения темы и
последовательно реализована,
действия
планирования работы. Работа
своевременно пройдены все
доведена до конца и
необходимые этапы обсуждения и
представлена комиссии
представления. Контроль и
Некоторые этапы выполнялись
коррекция осуществлялись
под контролем и при поддержке самостоятельно
руководителя. При этом
проявляются отдельные
элементы самооценки и
самоконтроля учащегося
Тема ясно определена и пояснена
Коммуникативные Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и Текст/сообщение хорошо
действия
пояснительной записки, а также
структурированы. Все мысли
подготовки простой
выражены ясно, логично,
презентации. Автор отвечает на
последовательно,
вопросы
аргументированно.
Работа/сообщение вызывает
интерес. Автор свободно отвечает
на вопросы

что:

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии,

1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев,
характеризующих
сформированность
метапредметных
умений
(способности
к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности

14

регулятивных
действий
и
сформированности
коммуникативных
действий).
Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на
базовом уровне (отметка «4»);
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв
руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения (отметка «5»).
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт,
отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв
руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы (отметка «3»).
Каждый проект проходит процедуру оценки одноклассниками и преподавателем,
осуществляющим руководство проектом в ходе текущего контроля успеваемости. Работа
каждого участника проекта оценивается по 5-тибальной системе. Проекты, получившие
отметку «5» в ходе текущего контроля, выдвигаются для участия на школьную научнопрактическую конференцию "Первые шаги"
4.3. Оценка личностных результатов в ходе текущего контроля успеваемости направлена
на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных
компонента:
 характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
 определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом,
как достижений, так и психологических проблем развития учащегося;
 систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить
успешную реализацию задач определенного уровня общего образования.
Это ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов,
полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и
конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической
безопасности и эмоциональному статусу обуающегося включает оценку динамики
формирования общей культуры и воспитанности учащихся, прилежание и ответственность за
результаты обучения, социальная зрелость и социализация.
В качестве инструментов оценки личностных результатов учащихся выступают
психолого-педагогические методики, общепризнанные в профессиональной среде
ирекомендуемые для использования в ОУ,методнаблюдения.
5. Порядок перевода учащихся 1-4, 5-8, 10 классов в следующий класс.
Удовлетворительные результаты промежуточной аттестации по всем предметам учебного
плана по итогам учебного года являются основанием для перевода учащихся 1– 4, 5 – 8, 10
классов в следующий класс.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по итогам учебного года по
одному или нескольким предметам образовательной программы при отсутствии уважительных
причин считаются академической задолженностью, которую учащиеся обязаны ликвидировать.
Учащемуся создаются условия для ликвидации академической задолженности и
обеспечивается контроль за своевременностью ее ликвидации, а именно: устанавливается
количество часов дополнительных учебных занятий с обучающимся по тем учебным
предметам, по которым он имеет академическую задолженность, составляется расписание
индивидуальных занятий с обучающимся,осуществляется административный контроль за ходом
работы по ликвидации академической задолженности.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, имеют право пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз:

15

первый раз - в течение 4 месяцев, второй раз – не позже, чем через год с момента образования
академической задолженности. Дата и время проведения промежуточной аттестации
сообщается учащимся не менее чем за неделю; во второй раз сроки промежуточной аттестации
определяются заместителем директора по УВР и преподавателем, в присутствии ученика, его
родителей (законных представителей). Во временной период, установленный для ликвидации
академической задолженности, не включается время болезни ученика и каникулы.
Для проведения промежуточной аттестации учащегося (учащихся) по учебному предмету
во второй раз создается комиссия в количестве 3-х человек: председателя –директора или
заместителя директора, членов комиссии: преподавателей соответствующего предмета, один из
которых – учитель, ведущий предмет у данного обучающегося.
Обучающимся 2-8, 10 классов, не прошедшим промежуточную аттестацию в
установленные сроки по уважительной причине (болезнь, нахождение в санаторной,
медицинской и иной организации и др.), предоставляется возможность пройти промежуточную
аттестацию в дополнительные сроки, которые определяются приказом по школе, в том числе
(кроме 4, 9, 11 классов) с переводом в следующий класс условно и с ликвидацией
академической задолженности в следующем учебном году. Для учащихся 9-х, 11-х классов
прохождение повторной промежуточной аттестации (дважды) осуществляется согласно в
период с момента получения неудовлетворительного результата до конца текущего учебного
года.
Обучающиеся2–8, 10 классов, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии либо переводятся на обучение по индивидуальному учебному
плану.

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».