ПРИНЯТО на Педагогическом Совете Протокол № 2 от «30» 08 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор __________ Е.С. Анисимова Приказ № 185/1 от«31» 08 20 17 г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности обучающихся МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» г. Улан-Удэ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»; приказом Минобрнауки России № 1644 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования»; письмом Министерства образования и науки РФ Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.08.2017 № 09-1672. 1.2. Образовательная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса в ОУ. Внеурочная деятельность может быть: учебной – один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач; внеучебной (внеурочной) – направленной на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет общеобразовательное учреждение. 1.3. Внеурочная деятельность обучающихся (далее - внеурочная деятельность) организуется в целях формирования единого образовательного МАОУ «СОШ №36» (далее – ОУ) для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, представляет собой неотъемлемую часть образовательного процесса. 1.4. Внеурочная деятельность предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся в их свободное (внеурочное) время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся, с согласия родителей (законных представителей), рекомендаций психологов и классных руководителей. 1.5. Структура внеурочной деятельности включает в себя деятельность в рамках общешкольного и классного коллектива, деятельность в рамках дополнительного образования, деятельность в рамках работы с одарёнными детьми, деятельность в рамках коррекционно-развивающей работы. 1.6. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. 1.7. Образовательное учреждение может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ внеурочной деятельности в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования. 1.8. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы 1.9. При организации внеурочной деятельности общеобразовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность, и в каникулярное время. 1.10. Направления внеурочной деятельности, формы ее организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступенях начального общего и основного общего образования определяет Учебный план МАОУ СОШ №36. 1.11. Программы внеурочной деятельности разрабатываются педагогическими работниками МАОУ «СОШ №36» самостоятельно на основе требований ФГОС и (или) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, а также программ внеурочной деятельности, разработанных с учетом примерных основных образовательных программ, а также программ внеурочной деятельности, рассматриваются Педагогическим советом и утверждаются приказом директора ОУ. 1.12. Программы внеурочной деятельности могут быть различных типов: комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные и др. 1.13. Содержание программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав группы обучающихся определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий. 1.14. Оптимальный объём программы внеурочной деятельности составляет 33 – 66 часов в 1 классе, 34-68 часов во 2-4 классах, 34-102 часа в 5-9 классах. 1.15. Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие обязательные разделы: титульный лист, аннотацию, планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности, календарно-тематическое планирование, содержание. 1.16. Требования к оформлению и содержанию структурных элементов программы внеурочной деятельности: На титульном листе программы внеурочной деятельности указывается: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; название программы; направление внеурочной деятельности; ФИО, должность, автора (авторов) программы; год разработки программы внеурочной деятельности. В аннотации к программе внеурочной деятельности следует раскрыть: цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому направлению внеурочной деятельности; соответствие содержания программы внеурочной деятельности целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении; связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной деятельности); виды деятельности; количество часов и их место в учебном плане. Раздел Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности представляет собой: описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; описание формы учета знаний, умений; систему оценки планируемых результатов освоения программы; описание формы подведения итогов. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно универсальными учебными действиями: познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания программы внеурочной деятельности овладеют обучающиеся в ходе ее реализации. Календарно-тематическое планирование программы содержит: перечень разделов, тем программы внеурочной деятельности; количество часов по каждой теме (в случае необходимости, с указанием теоретических и практических видов занятий, даты проведения занятий. Содержание программы раскрывается через краткое описание разделов, тем программы (теоретических и практических видов занятий). 2. Цели и задачи 2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащимися МАОУ «СОШ №36» в соответствии с образовательными программами начального общего и основного общего образования. 2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся. 2.3. Внеурочная деятельность может быть использована на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. 2.4. Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач: • целенаправленное добровольное использование обучающимися свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством посещения кружков, секций, объединений; • создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья; • личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся, формирование общей культуры обучающихся; • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации, обучающихся к жизни в обществе; • воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье. • формирование и развитие УУД: • формирование позитивной самооценки, самоуважения; • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности); • формирование социально адекватных способов поведения; • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения, работать с информацией (сбор, систематизация, использование, хранение, отбор), решать творческие задачи. 3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности 3.1. Внеурочная деятельность может реализовываться по следующим направлениям: духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному. 3.2. Приняты следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (добровольческая деятельность); техническое творчество, спортивно-оздоровительная деятельность; краеведческая деятельность и др. 3.3. Внеурочная деятельность может реализовываться в следующих формах: аудиторные и внеаудиторные занятия, экскурсии, кружки, секции, классные часы, олимпиады, викторины, конкурсы, проекты, концерты, выставки, соревнования, исследования (организация деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями). 3.4. Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор направлений, форм, видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с образовательными программами начального общего и основного общего образования и отвечать запросам родителей (законных представителей) обучающихся. 4. Организация внеурочной деятельности 4.1. Группы учащихся для занятий по программам внеурочной деятельности формируются в сентябре текущего учебного года на основе письменных заявлений родителей (Приложение 1). 4.2. Наполняемость групп может составлять от 8 до 30 человек. 4.3. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения. 4.4. Занятия по программам внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов ОУ, педагогами учреждений дополнительного образования, учителямипредметниками основной школы, психологом, библиотекарем, педагогом дополнительного образования ОУ. занятий в неделю определяется рабочей программой, а также 4.5. Количество требованиями, предъявляемыми к режиму обучающихся. рамках внеурочной деятельности проводятся перед уроками (для 4.6. Занятия в обучающихся 2 смены) и по окончании уроков после перерыва (для обучающихся 1 смены). 4.7. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется в начале учебного года по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. 4.8. Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельно от расписания уроков образовательной организации. 4.9. Расписание утверждается директором школы. 4.10. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-60 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 35 минут. 4.11. Предусмотрены перемены между занятиями в рамках внеурочной деятельности продолжительностью не менее 10 мин. 4.12. Реализация программ внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания. 5. Учет занятости обучающихся во внеучебное время 5.1. Занятия в рамках внеурочной деятельности, посещаемость занятий педагоги фиксируют в журнале внеурочной деятельности, в который вносятся списки обучающихся, ФИО педагогических работников, даты и темы проведённых занятий в соответствии с рабочими программами. 5.2. Учет занятости обучающихся во внеучебное время обучающимися класса, в том числе занятий в организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и др., осуществляется классными руководителями. (Приложение 1). 5.3. Учет посещения занятий в организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальны школах и др. организациях осуществляется на основании информации, предоставляемой родителями (законными представителями) обучающихся классному руководителю. 6. Организация управления 6.1. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС в том числе за организацией внеурочной деятельности осуществляют заместители директора по УВР и ВР. 7. Финансирование внеурочной деятельности 7.1. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом Российской Федерации. 7.2. Возможно привлечение добровольных родительских пожертвований на проведение экскурсионно-досуговых мероприятий. 7.3. Стимулирование педагогов, реализующих программы внеурочной деятельности. Для стимулирования работы педагогов и иных сотрудников и обучающихся по организации внеурочной деятельности предусмотрено: • моральное стимулирование (награждение дипломами, грамотами, свидетельствами и сертификатами победителей и участников мероприятий); • материальное стимулирование (стимулирующие выплаты педагогам в зависимости от качественных и количественных показателей работы).