РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического Совета МАОУ СОШ № 36 Протокол №4 от 23.03.2020 ПРИНЯТО «УТВЕРЖДАЮ» Советом Учреждения Директор МАОУ СОШ № 36 МАОУ СОШ № 36 с учетом мнения родителей (законных представителей) ____________/Е.С. Анисимова несовершеннолетних Приказ № 38 от 23.03.2020 обучающихся Протокол № 5 от 23.03.2020 ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает правила реализации в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Улан-Удэ (далее – Образовательная организация) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в случае приостановления очного образовательного процесса (возможные причины: низкая температура воздуха, аварии, обострившаяся эпидемиологическая обстановка). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16); - Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом МОиН РФ № 1015 от 30.08.2013. 1.3. Электронное обучение (далее ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Образовательная организация вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Школой в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. 1.5. Образовательная организация доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 1.6. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения. 1.7. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: - образовательные онлайн-платформы; - цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; - видеоконференции; - вебинары; - skype – общение; - e-mail; - облачные сервисы; - электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; - электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. 1.8. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: - лекция; - консультация; - семинар; - практическое занятие; - лабораторная работа; - контрольная работа; - самостоятельная внеаудиторная работа; - научно-исследовательская работа. 1.9. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах: - тестирование on-line; - консультации on-line; - предоставление методических материалов; - сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации). 2. Цели и задачи 2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в случаях приостановления организацией очной образовательной деятельности. 2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач: - созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; - повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; - созданием открытого доступа к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время; - созданию единой образовательной среды Образовательной организации; - повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся; - повышению эффективности организации учебного процесса. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: - принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания; принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; - принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационнообразовательной среды; - принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; - принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; - принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; - принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 2.4. Основными направлениями деятельности являются: - обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ; - обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин; - обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся; - обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах. 3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ 3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно- вспомогательные работники Образовательной организации, родители (законные представители) обучающихся. 3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающие общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации. 3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности. 3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку. 3.5. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам. 3.6. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО и ООО, ФКГОС. 3.7. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.). 3.8. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. 3.9. Директор Образовательной организации: - осуществляет контроль за проведением информационных мероприятий для всех участников образовательного процесса; - издает приказы об утверждении документов, регламентирующих организацию работы Образовательной организации в период приостановления очного образовательного процесса, вносит изменения в должностные инструкции, Правила внутреннего распорядка организации; - контролирует соблюдение режима работы Образовательной организации на данный период; - осуществляет контроль за реализацией мероприятий, направленных на выполнение образовательных программ; - принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы Образовательной организации в период дистанционного обучения. 3.10. Заместители директора по учебно-воспитательной работе: - размещают на сайте Образовательной организации актуальную информацию о работе в период повышенной готовности, ссылки на городские информационные ресурсы, телефоны горячих линий различного уровня; - составляют перечень используемых в организации ресурсов, приложений в разрезе каждого учебного предмета, каждого педагога; - проводят анкетирование педагогов на определение уровня владения технологиями, приложениями для организации дистанционного взаимодействия; - проводят мониторинг наличия технических, приложений в разрезе каждого педагога (настраивают приложения, определяют модели организации образовательного процесса); - организуют обучающие мероприятия для педагогов по проведению видеоконференций, видеоуроков; - обобщают сведения мониторинга наличия технических средств, приложений для каждого ученика (для определения модели организации образовательного процесса); - составляют расписание проведения занятий в синхронном режиме; - информируют об организации работы в данный период всех участников образовательного процесса; осуществляют контроль корректировки календарно-тематического планирования; - осуществляют методическое сопровождение и контроль использования педагогами дистанционных форм обучения; - организует деятельность педагогического коллектива в соответствии с планом работы Образовательной организации; - организуют работу по выполнению обучающимися образовательных программ; - осуществляет контроль за индивидуальной работой с обучающимися, находящимися на ЭО и ДОТ. 3.10. Педагогические работники: - на заседании Методических объединений для каждой параллели (класса) определяют перечень образовательных ресурсов по учебным предметам в соответствии с реализуемой программой; - своевременно осуществляют корректировку календарно-тематического планирования Рабочей программы с целью ее освоения в полном объеме, используя блочную подачу учебного материала, проведение интегрированных уроков и резервное время. При корректировке Рабочей программы практическая ее часть остается неизменной. Лист корректировки предоставляют заместителю директора по УВР; - оперативно доводят информацию о формах и видах работы до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей) в сроки, установленные Образовательной организации; - информируют родителей (законных представителей) обучающихся об итогах учебной деятельности их детей. 3.11. Классные руководители: - осуществляют мониторинг наличия технических средств, приложений для каждого ученика (для определения модели организации образовательного процесса); - определяют совместно с педагогами систему организации учебной деятельности для каждого обучающегося своего класса: виды и количество заданий, форму обучения (дистанционная, самостоятельная и т.д.), расписание занятий обучающихся, формы обратной связи. Продолжительность рабочего времени педагогов во время приостановления очного учебно-воспитательного процесса определяется педагогической нагрузкой на текущий учебный год. 4. Организация дистанционного и электронного обучения 4.1. Образовательная организация обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайнплатформе, используемой Образовательной организацией в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно. 4.2. Для организации обучения и использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля результатов обучения Образовательная организация обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и выдачи персонального пароля. 4.3. При оценке результатов обучения Образовательная организация обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий. 4.4. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности: - самостоятельное изучение учебного материала; - учебные занятия (лекционные и практические); - консультации; - текущий контроль; - промежуточная аттестация. 4.5. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в Образовательной организации осуществляется по двум моделям: - модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; - модель опосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; 4.6. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. 4.7. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся: - обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах; - обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ; - обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах); - обучающиеся по очно-заочной форме обучения. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется Рабочим листом (Приложение № 1), либо индивидуальным учебным планом обучающегося. 4.8. В Рабочем листе определяется объем задания для самостоятельного изучения; сроки консультаций; объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию; сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации. 4.9. Организация обучения по индивидуальному учебному плану определяется соответствующим Положением. 4.10. Образовательная организация ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ. 5. Ведение документации 5.1. Во всех видах электронных журналов (классных, элективных, дополнительного образования и т.п.) согласно текущему расписанию занятий в графе «Домашнее задание» указывается актуальное домашнее задание, помещаются ссылки на соответствующие образовательные ресурсы, прикрепляются необходимые файлы. 5.2. Отметка обучающемуся за работу, выполненную во время приостановления очного учебного процесса выставляется в графу журнала, соответствующую теме учебного занятия. 6. Заключительное положение 6.1. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования в области общего образования. Приложение №1 Рабочий лист Ф.И. обучающегося …………………………. Предмет ……………………………………… Раздел Содержание раздела (задание для изучения) Текущий контроль форма сроки Промежуточный Консультация контроль форма сроки форма сроки