Приложение 1 к приказу от 12.09.2020 № 160 ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве МАОУ СОШ № 36

Приложение 1
к Приказу от 12.09.2020 № 160
О внедрении целевой модели наставничества
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ
(далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от
25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и
программам среднего профессионального образования, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ (далее школа),
осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным,
программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях
достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная
школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности
профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование».
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и
наставляемого,
регламентирует
взаимоотношения
между
участниками
образовательных отношений в деятельности наставничества.
2.
Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через
организацию работы наставнической пары или группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной
деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и
развивает новые навыки и компетенции.
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт
в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
1

поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам,
который отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в школе.
2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными
ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и
развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
3.
Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а
также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся,
педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и
молодых специалистов МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ
3.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
– разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой
модели;
– разработка и реализация программ наставничества;
– реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и
контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе
наставничества;
– инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества;
– осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
– проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе;
– формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
– обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
4.
Организационные основы наставничества
4.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора
школы.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор,
заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе.
4.3. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора
школы.
4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с
двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором
школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами
2

школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков будущих участников программы.
4.6. Наставляемым могут быть обучающиеся:
– проявившие выдающиеся способности;
– демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
– с ограниченными возможностями здоровья;
– попавшие в трудную жизненную ситуацию;
– имеющие проблемы с поведением;
– не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
4.7. Наставляемыми могут быть педагоги:
– молодые специалисты;
– находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости;
– находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
– желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками,
ИКТ компетенциями и т.д.
4.8. Наставниками могут быть:
– обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
– педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
– родители обучающихся - активные участники родительских советов;
– выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
– сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
– успешные предприниматели или общественные деятели,
которые
чувствуют
– потребность передать свой опыт;
– ветераны педагогического труда.
4.9. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.10. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей
(законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства
с программами наставничества.
4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной
основе и утверждается приказом директора школы.
4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
5.
Реализация целевой модели наставничества
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества
рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель учитель», «Учитель - ученик».
3

5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик»
«Учитель - учитель», «Учитель - ученик» на ученической конференции,
педагогическом совете и родительском совете.
5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый.
– Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
– Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
– Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
– Регулярные встречи наставника и наставляемого.
– Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение
учебного года.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно
при приведении встречи - планировании.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества
6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
– оценка качества процесса реализации программы наставничества;
– оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников, динамика образовательных результатов.
6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.
6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
6.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
6.

7.
Права и обязанности наставника
7.1. Наставник имеет право:
– вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
– защищать профессиональную честь и достоинство.
– знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения.
– проходить обучение с использованием федеральных программы, программ
Школы наставничества.
– получать психологическое сопровождение.
– участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
7.2. Наставник обязан:
– знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ, определяющих
права и обязанности;
– разработать совместно с наставляемым план наставничества;
4

– помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и
определить векторы развития;
– формировать
наставнические
отношения
в
условиях
доверия,
взаимообогащения и открытого диалога;
– ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но
обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее;
– предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и
указывает на риски и противоречия;
– не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует
развитие у наставляемого своего индивидуального видения;
– оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,
мотивирует подталкивает и ободряет его;
– личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной
жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и
профессионального кругозора;
– подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
8.
Права и обязанности наставляемого
8.1. Права наставляемого:
– вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
– выбирать самому наставника из предложенных кандидатур;
– рассчитывать на оказание психологического сопровождения;
– участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества;
– защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
8.2. Обязанности наставляемого:
– знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ, определяющих
права и обязанности;
– разработать совместно с наставляемым план наставничества;
– выполнять этапы реализации программы наставничества.
9.
Механизмы мотивации и поощрения наставников
– мероприятия по популяризации роли наставника;
– организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне;
– выдвижение лучших
наставников
на
конкурсы
и
мероприятия
муниципального, регионального и федерального уровнях.
– проведение школьного конкурса профессионального мастерства;
– создание на школьном сайте методической копилки с программами
наставничества;
– награждение школьными грамотами;
– благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;
– предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы.
5

10.1.
–
–
–
–
–
–
–
–

10. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
Положение о наставничестве МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ;
Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
Программа целевой модели наставничества МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ;
Дорожная карта реализация целевой модели наставничества МАОУ СОШ №
36 г. Улан-Удэ;
Приказы МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ:
о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества;
утверждении наставнических пар/групп;
о проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».