Приложение 1 к Приказу от 12.09.2020 № 160 О внедрении целевой модели наставничества ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Целевая модель наставничества МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Основные понятия и термины 2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и 1 поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. 2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ 3.2. Основными задачами школьного наставничества являются: – разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; – разработка и реализация программ наставничества; – реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; – инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; – осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; – проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе; – формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; – обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основы наставничества 4.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы. 4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе. 4.3. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы. 4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами 2 школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков будущих участников программы. 4.6. Наставляемым могут быть обучающиеся: – проявившие выдающиеся способности; – демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; – с ограниченными возможностями здоровья; – попавшие в трудную жизненную ситуацию; – имеющие проблемы с поведением; – не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива. 4.7. Наставляемыми могут быть педагоги: – молодые специалисты; – находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; – находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; – желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. 4.8. Наставниками могут быть: – обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; – педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; – родители обучающихся - активные участники родительских советов; – выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; – сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; – успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют – потребность передать свой опыт; – ветераны педагогического труда. 4.9. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.10. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. 4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы. 4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация целевой модели наставничества 5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель учитель», «Учитель - ученик». 3 5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик» «Учитель - учитель», «Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете. 5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый. – Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. – Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. – Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. – Регулярные встречи наставника и наставляемого. – Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение учебного года. 5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: – оценка качества процесса реализации программы наставничества; – оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 6.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. 6. 7. Права и обязанности наставника 7.1. Наставник имеет право: – вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. – защищать профессиональную честь и достоинство. – знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. – проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества. – получать психологическое сопровождение. – участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 7.2. Наставник обязан: – знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ, определяющих права и обязанности; – разработать совместно с наставляемым план наставничества; 4 – помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития; – формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога; – ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее; – предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия; – не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения; – оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует подталкивает и ободряет его; – личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; – подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 8. Права и обязанности наставляемого 8.1. Права наставляемого: – вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; – выбирать самому наставника из предложенных кандидатур; – рассчитывать на оказание психологического сопровождения; – участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества; – защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 8.2. Обязанности наставляемого: – знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ, определяющих права и обязанности; – разработать совместно с наставляемым план наставничества; – выполнять этапы реализации программы наставничества. 9. Механизмы мотивации и поощрения наставников – мероприятия по популяризации роли наставника; – организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне; – выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия муниципального, регионального и федерального уровнях. – проведение школьного конкурса профессионального мастерства; – создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества; – награждение школьными грамотами; – благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; – предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы. 5 10.1. – – – – – – – – 10. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: Положение о наставничестве МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ; Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества; Программа целевой модели наставничества МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ; Дорожная карта реализация целевой модели наставничества МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ; Приказы МАОУ СОШ № 36 г. Улан-Удэ: о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества; утверждении наставнических пар/групп; о проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества. 6