РАССМОТРЕНО на заседании Совета ученического самоуправления ДОО «Прогресс» МАОУ СОШ № 36 Протокол № _1 от «30» августа 2020 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 36 ___________/Анисимова Е.С./ Приказ № 104/1 от «01» сентября 2020 г. Положение о детской общественной школьной организации «Прогресс» 1. Общие положения 1.1.Школьная организация - это добровольная, самоуправляемая, некоммерческая организация, объединяющая инициативные группы для достижения общих целей. 1.2.Организация является общественной, действующей в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36». 1.3.Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Устава МАОУ «СОШ № 36» и настоящего Положения. 1.3.Место нахождения: Российская федерация, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Магистральная 3в, МАОУ СОШ № 36. 1.4. Название детской общественной организации Название: «Прогресс » Девиз: Спешит вперед событий ход, Спешить, друзья, нам тоже надо. А кто стоит - назад идет, Без фитиля темна лампада. 2. Цели и задачи Содействие личностному развитию каждого ученика школы Содействие целям организации Совместная работа учеников, членов организации Поддержка инициативным ученикам классов и школы 3. Принципы построения и развития ученического самоуправления. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения; Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений; Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся; Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов; Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся; Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах; Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся; Ответственность - регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями УС, учащимися и учителями. 4. Функции ученического самоуправления: Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность; Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе; Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы; Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности; Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач. 5. Документальное обеспечение деятельности ученического самоуправления Документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Положение об Активе класса; План работы Актива класса; Положение о Совете ученического самоуправления; План работы Совета ученического самоуправления; Устав МАОУ «СОШ № 36». 6. Система ученического самоуправления 1. Система ученического самоуправления школы имеет 3 уровня: классное самоуправление, школьное ученическое самоуправление, Совет Учреждения. 1 уровень – классное самоуправление. Исполительный орган классного самоуправления - собрание класса. Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя. Управляющий орган самоуправления - Актив класса. но не реже одного раза в месяц. В состав Актив класса входят наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания. Высший орган классного самоуправления – Заседание Актива класса. Количественный состав Актив класса и распределение обязанностей в нем определяет классное собрание с учетом рекомендаций Совета ученического самоуправления. 2 уровень – школьное самоуправление. Орган школьного самоуправления – Совет ученического самоуправления. В состав Совет ученического самоуправления входит актив из числа активных учащихся школы (лидеров класса). 3 уровень – общешкольное управление. Орган общешкольного управления – Совет Учреждения. В состав Совета Учреждения входят администрация школы, педагоги, представители родительской общественности и президент школы (председатель ученического самоуправления). 7. Структура ученического самоуправления МАОУ «СОШ № 36» Учащиеся класса Классный руководитель Совет класса Совет класса Собрание класса Ответственные за сектора (актив) Совет класса Лидер класса Совет класса Заседание Совета класса Председатель Совета класса (лидер класса) и активные учащиеся Совет ученического самоуправления Заседание Совета ученического самоуправления Председатель Совета ученического самоуправления (Президент школы) Педагоги школы Совет Учреждения Родительская общественность Данная модель самоуправления опирается на: Админист рация школы реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся; основные нормативные документы школы, не противореча им; сохранение и приумножение школьных традиций; простоту внедрения проекта в жизнь; вовлечение в процесс самоуправления учащихся школы. 8. Права и обязанности органов ученического самоуправления 1. Права и обязанности учащихся: избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива; проявление инициативы при проведении любого дела, как школьного, так и классного; внесение предложений по развитию ученического самоуправления проявление свободу слова; выборы сферы деятельности в соответствии со своими интересами; отстаивание своих прав и интересов. 2. Права и обязанности Собрания классного коллектива: обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся; обсуждение участия в общешкольных делах; выбирает старост (командира, лидера и т. п.), представителей в органы ученического самоуправления класса и школы; заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений; утверждение планов деятельности; обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету). 3. Права и обязанности Актива класса: выборы старосты Актива класса; организация выполнения решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы; формирует соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности; выборы ответственных за каждый участок деятельности; организация самообслуживания учащихся; обеспечение дисциплину и порядок в классе; организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы; подготовка и проведение классных собраний и других классных мероприятий. 4. Права и обязанности Совета ученического самоуправления: организация контроля за работой органов классного самоуправления; организация работы по плану деятельности по направлениям; обеспечение дисциплины и порядка в школе; информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощью СМИ (объявления на информационном стенде, в школьной газете). выборы органов самоуправления (совет дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определение их полномочий; выборы главы Совета ученического самоуправления; выборы ответственных за каждый участок деятельности; выработка предложений в адрес школы; формирование соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности обсуждение и поиски путей решения злободневных проблем школы; защита прав учащихся школы; встреча с администрацией школы; обмен опытом; отчет о проделанной работе; ведение документации Совета ученического самоуправления (протоколы заседаний). 9. Содержание деятельности Ученического Самоуправления. 1. Вся деятельность планируется самими учащимися. В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне. 2. Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов учащихся, ведущими видами деятельности, а также с учетом общешкольного воспитательного плана. 3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами. 4. Ведущие виды деятельности: познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация; экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших; спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья; художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки; информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы; профилактическая деятельность - организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком; Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все представители органов самоуправления были охвачены. 5. Названия рабочих органов - министерств: образования культуры спорта труда информации и связи с общественностью 6. Каждое министерство избирает путем голосования своего руководителя (инистра). 7. У каждого представителя органов самоуправления (министерства) есть свои обязанности. Председатель Совета ученического самоуправления, староста класса отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя. 10. Ученическое самоуправление и педагоги. 1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменять их. 2. Функциональные обязанности педагогического коллектива: Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материальнотехнического обеспечения функционирования ученического самоуправления. Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов. Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.) Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления. Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника. Таким образом, самоуправление в школе функционирует на всех трех уровнях ( первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). 3. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям к органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы ученического самоуправления принимают сами. Педагоги не могут отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать их в вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы); 4. Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он может приостановить его исполнение до рассмотрения на Совете Учреждения. 5. Учителя начальных классов с помощью учащихся старших классов осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом самоуправлении. 11. Ожидаемые результаты: Повышение гражданской позиции школьников; Повышение заинтересованности в развитии школы; Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями; Увеличение занятости детей во внеурочное время; Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся; Активизация творческой деятельности учащихся; Снижение количества детей, имеющих вредные привычки; Снижение роста детской возрастной преступности, а также правонарушений. 12. Основные формы ученического самоуправления. 1. Основные формы: Заседания Совета ученического самоуправления; Участие в работе собрания; Участие в работе ученических и родительских собраниях; Проведение благотворительных и иных акций; Участие в работе творческих групп; Организация и проведение досуговых мероприятий; Организация и проведение спортивных соревнований.