РАССМОТРЕНО
на заседании Совета ученического
самоуправления ДОО «Прогресс»
МАОУ СОШ № 36
Протокол № _1
от «30» августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 36
___________/Анисимова Е.С./
Приказ № 104/1
от «01» сентября 2020 г.
Положение
о детской общественной школьной организации «Прогресс»
1. Общие положения
1.1.Школьная организация - это добровольная, самоуправляемая, некоммерческая
организация, объединяющая инициативные группы для достижения общих целей.
1.2.Организация является общественной, действующей в МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 36».
1.3.Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется на
основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации», Устава МАОУ «СОШ № 36» и настоящего
Положения.
1.3.Место нахождения: Российская федерация, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул.
Магистральная 3в, МАОУ СОШ № 36.
1.4. Название детской общественной организации
Название: «Прогресс »
Девиз: Спешит вперед событий ход,
Спешить, друзья, нам тоже надо.
А кто стоит - назад идет,
Без фитиля темна лампада.
2. Цели и задачи
Содействие личностному развитию каждого ученика школы
Содействие целям организации
Совместная работа учеников, членов организации
Поддержка инициативным ученикам классов и школы
3. Принципы построения и развития ученического самоуправления.
Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или
иного решения;
Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта
для всех учащихся;
Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна
быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на
нравственных принципах;
Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
Ответственность - регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед
представителями УС, учащимися и учителями.
4. Функции ученического самоуправления:
Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить
самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;
Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в
коллективе;
Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить
реальные перспективы;
Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению
управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами
деятельности;
Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления
своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения
управленческих задач.
5. Документальное обеспечение деятельности ученического самоуправления
Документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Положение об Активе класса;
План работы Актива класса;
Положение о Совете ученического самоуправления;
План работы Совета ученического самоуправления;
Устав МАОУ «СОШ № 36».
6. Система ученического самоуправления
1. Система ученического самоуправления школы имеет 3 уровня: классное
самоуправление, школьное ученическое самоуправление, Совет Учреждения.
1 уровень – классное самоуправление.
Исполительный орган классного самоуправления - собрание класса.
Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную
деятельность учащихся и классного руководителя.
Управляющий орган самоуправления - Актив класса. но не реже одного раза в месяц.
В состав Актив класса входят наиболее деятельные и инициативные учащиеся,
избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.
Высший орган классного самоуправления – Заседание Актива класса.
Количественный состав Актив класса и распределение обязанностей в нем определяет
классное собрание с учетом рекомендаций Совета ученического самоуправления.
2 уровень – школьное самоуправление.
Орган школьного самоуправления – Совет ученического самоуправления.
В состав Совет ученического самоуправления входит актив из числа активных учащихся
школы (лидеров класса).
3 уровень – общешкольное управление.
Орган общешкольного управления – Совет Учреждения.
В состав Совета Учреждения входят администрация школы, педагоги, представители
родительской общественности и президент школы (председатель ученического
самоуправления).
7. Структура ученического самоуправления МАОУ «СОШ № 36»
Учащиеся класса
Классный
руководитель
Совет класса
Совет класса
Собрание класса
Ответственные
за сектора
(актив)
Совет класса
Лидер класса
Совет класса
Заседание Совета класса
Председатель Совета класса (лидер
класса) и активные учащиеся
Совет ученического
самоуправления
Заседание Совета ученического
самоуправления
Председатель
Совета ученического
самоуправления (Президент
школы)
Педагоги
школы
Совет
Учреждения
Родительская
общественность
Данная модель самоуправления опирается на:
Админист
рация
школы
реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
основные нормативные документы школы, не противореча им;
сохранение и приумножение школьных традиций;
простоту внедрения проекта в жизнь;
вовлечение в процесс самоуправления учащихся школы.
8. Права и обязанности органов ученического самоуправления
1. Права и обязанности учащихся:
избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с
учетом личного желания и рекомендации классного коллектива;
проявление инициативы при проведении любого дела, как школьного, так и
классного;
внесение предложений по развитию ученического самоуправления
проявление свободу слова;
выборы сферы деятельности в соответствии со своими интересами;
отстаивание своих прав и интересов.
2. Права и обязанности Собрания классного коллектива:
обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации
деятельности учащихся;
обсуждение участия в общешкольных делах;
выбирает старост (командира, лидера и т. п.), представителей в органы
ученического самоуправления класса и школы;
заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений;
утверждение планов деятельности;
обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету).
3. Права и обязанности Актива класса:
выборы старосты Актива класса;
организация выполнения решений классного собрания и органов
ученического самоуправления школы;
формирует соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности;
выборы ответственных за каждый участок деятельности;
организация самообслуживания учащихся;
обеспечение дисциплину и порядок в классе;
организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы;
подготовка и проведение классных собраний и других классных
мероприятий.
4. Права и обязанности Совета ученического самоуправления:
организация контроля за работой органов классного самоуправления;
организация работы по плану деятельности по направлениям;
обеспечение дисциплины и порядка в школе;
информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с
помощью СМИ (объявления на информационном стенде, в школьной газете).
выборы органов самоуправления (совет дел, штабы, комиссии, клубы, секции и
другие) и определение их полномочий;
выборы главы Совета ученического самоуправления;
выборы ответственных за каждый участок деятельности;
выработка предложений в адрес школы;
формирование соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности
обсуждение и поиски путей решения злободневных проблем школы;
защита прав учащихся школы;
встреча с администрацией школы;
обмен опытом;
отчет о проделанной работе;
ведение документации Совета ученического самоуправления (протоколы
заседаний).
9. Содержание деятельности Ученического Самоуправления.
1. Вся деятельность планируется самими учащимися.
В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на
общешкольном уровне.
2. Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом
интересов учащихся, ведущими видами деятельности, а также с учетом общешкольного
воспитательного плана.
3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в
управление делами.
4. Ведущие виды деятельности:
познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми,
интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь
учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;
экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство
школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях
наших меньших;
спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций,
спартакиад, соревнований, дней здоровья;
художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники,
конкурсы, выставки;
информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;
профилактическая деятельность - организация дежурства по школе, контроль за
посещаемостью и порядком;
Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так,
чтобы все представители органов самоуправления были охвачены.
5. Названия рабочих органов - министерств:
образования
культуры
спорта
труда
информации и связи с общественностью
6. Каждое министерство избирает путем голосования своего руководителя (инистра).
7. У каждого представителя органов самоуправления (министерства) есть свои
обязанности. Председатель Совета ученического самоуправления, староста класса
отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в
конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.
10. Ученическое самоуправление и педагоги.
1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и
учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую
помощь, но не подменять их.
2. Функциональные обязанности педагогического коллектива:
Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии
воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления.
Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материальнотехнического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в
разработке концепции и программы развития ученического самоуправления,
занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников.
Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными
руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в
каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его
компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по
всему кругу вопросов.
Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы
обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те
проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в
создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог,
обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать
поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных
сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического
самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь
выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно
действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления;
консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным
проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического
самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например,
во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива
обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных
актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно
связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков.
Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о
включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того,
учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление
общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
Таким образом, самоуправление в школе функционирует на всех трех уровнях (
первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).
3. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям к органам
ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения
органы ученического самоуправления принимают сами.
Педагоги не могут отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать
их в вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы);
4. Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он
может приостановить его исполнение до рассмотрения на Совете Учреждения.
5. Учителя начальных классов с помощью учащихся старших классов осуществляют
систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом
самоуправлении.
11. Ожидаемые результаты:
Повышение гражданской позиции школьников;
Повышение заинтересованности в развитии школы;
Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их
способностями и возможностями;
Увеличение занятости детей во внеурочное время;
Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
Активизация творческой деятельности учащихся;
Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
Снижение роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
12. Основные формы ученического самоуправления.
1. Основные формы:
Заседания Совета ученического самоуправления;
Участие в работе собрания;
Участие в работе ученических и родительских собраниях;
Проведение благотворительных и иных акций;
Участие в работе творческих групп;
Организация и проведение досуговых мероприятий;
Организация и проведение спортивных соревнований.