Рабочая программа по вводному курсу химии 7 класс 2021-2022 учебный год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
естественного цикла
Протокол № __6__
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом
совете
Протокол № 1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________/Анисимова Е.С.
Приказ № 196
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Химия. Вводный курс.»
Класс: 7
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Борщевская С.В.,
учитель химии и биологии высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования второго поколения (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с
изменениями и дополнениями)
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 года № 996-р)
 Примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.:
Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения), Авторская
программа пропедевтического курса химии О.С Габриеляна Химия.
Вводный курс. 7 класс: М.: Дрофа, 2014.
 Учебник: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия:
Вводный курс. 7 класс – Москва: «Дрофа», 2020. – 159 с.
Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Общая
характеристика
учебного
предмета

Химия: Вводный курс
7
Борщевская Светлана Владиславовна
1 год
Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 34 ч.
Итого: количество часов в неделю 1, в год 34 ч.
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
 Авторская программа пропедевтического курса химии О.С
Габриеляна Химия. Вводный курс. 7 класс: М.: Дрофа, 2014.
 Учебник: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.
Химия: Вводный курс. 7 класс – Москва: «Дрофа», 20120 – 159
с.
Цель учебного курса:
• подготовить учащихся к изучению учебного предмета «Химия»;
• формирование у учащихся химической картины мира как
органической части его целостной естественно научной картины
мира;
• развитие познавательных интересов и творческих способностей
учащихся в процессе изучения ими химической науки;
• воспитание убежденности в том, что применение полученных
знаний и
умений
по химии
является объективной
необходимостью для безопасной работы с веществами и
материалами в быту.
Основные задачи:
• формирование системы химических знаний как компонента
естественнонаучной картины мира;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и
нравственное совершенствование, формирование у них
гуманистических отношений и экологически целесообразного
поведения в быту и в трудовой деятельности;
• формирование умений безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни; выработка понимания
общественной потребности в развитии химии, а также
формирование отношения к химии как к возможной области
будущей практической деятельности.
Изучение курса химии в 7 классе готовит учащихся к восприятию
нового предмета, базируется на изучении веществ и химических
процессов, знакомых школьникам из повседневной жизни, с
минимальным использованием химических формул, уравнений, реакций
и расчетных задач.
Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с
другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее
или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать
химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения,
биологии, географии, физики и других наук о природе.
В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся
с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание
об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости

Основные
образовательные
технологии

этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В
конечном счете такая межпредметная интеграция способствует
формированию единой естественнонаучной картины мира уже на
начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука
экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие
методологические понятия учебного предмета, как эксперимент,
наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей
части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также
важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их
практического значения, применения веществ в повседневной жизни и
их роли в живой и неживой природе.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических
принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом
возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная
деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и
самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим,
формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков
выдвигается формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие гражданской идентичности, учащиеся
включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды: умение полно и точно выражать свои мысли;
аргументировать свою точку зрения; работать в группе, представлять и
сообщать информацию в устной и письменной форме; вступать в диалог
и т. д.
На этапе основного общего образования происходит включение
обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия как умение видеть
проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи.
Содержание курса направлено на формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в
проектную и исследовательскую деятельность, основу которой
составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы,
ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент,
делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать
определения понятий, структурировать материал и др. В 7 классе
учащиеся знакомятся с предметом химии и его структурой, его историей
и методами изучения, техникой безопасности, химическими знаками и
формулами, свойствами веществ и их применением.
Технология дифференцированного обучения, направленная на
развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии.
Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного
образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты обучающихся по курсу «Химия: Вводный курс»
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
- Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
- Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями
русских ученых в области химии;
- Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в
развитие химии;
3. Духовного и нравственного воспитания:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому
и духовному многообразию современного мира;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
- Осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных
познаниях об устройстве мира и общества;
Формирование
мировоззренческих
представлений
соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира;
- Формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
- Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к
обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия
- Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы
здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии;
- Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных
привычек;
- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в
транспорте и на дорогах.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения реализуется посредством
- Коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной
траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к
предмету, общественных интересов и потребностей;

8.Экологического воспитания
- Экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на
Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому
здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с
веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
- Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов предмета;
- Экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные:
В познавательной сфере:
 давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион»,
«молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула»,
«относительная атомная масса», «относительная молекулярная «масса»,
«валентность», «кристаллическая решетка», «индикатор», «периодический закон»,
«периодическая таблица», «химическая реакция», «химическое уравнение»;

описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические
эксперименты;
 описывать и различать простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей;
 структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из
других источников; моделировать строение простых молекул;
В ценностно – ориентационной сфере:
 анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
В трудовой сфере:
 проводить химический эксперимент;
В сфере безопасности жизнедеятельности:
 оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.


Планируемые результаты обучающихся по курсу «Химия:
вводный курс»
Выпускник научится:

Выпускник получит возможность
научиться:

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
• описывать свойства твёрдых, жидких,
газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу,
строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических
понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное
вещество», «валентность», используя
знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с
помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических
уравнений;

• грамотно обращаться с веществами в
повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения
правил экологически безопасного
поведения в окружающей природной
среде;
• понимать смысл и необходимость
соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств,
средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые
компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению
свойств, способов получения и
распознавания веществ;

• вычислять относительную молекулярную и
молярную массы веществ, а также массовую
долю химического элемента в соединениях
для оценки их практической значимости;
• пользоваться лабораторным оборудованием
и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и
наблюдения за изменениями свойств веществ
в процессе их превращений; соблюдать
правила техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов.

• развивать коммуникативную
компетентность, используя средства
устной и письменной коммуникации при
работе с текстами учебника и
дополнительной литературой,
справочными таблицами, проявлять
готовность к уважению иной точки зрения
при обсуждении результатов выполненной
работы;
• объективно оценивать информацию о
веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной
информации, недобросовестной рекламе,
касающейся использования различных
веществ.

Многообразие химических реакций
• объяснять суть химических процессов и их
• организовывать, проводить ученические
принципиальное отличие от физических;
проекты по исследованию свойств веществ,
• называть признаки и условия протекания
имеющих важное практическое значение.
химических реакций;
• выявлять в процессе эксперимента признаки,
свидетельствующие о протекании химической
реакции;
• приготовлять растворы с определённой
массовой долей растворённого вещества.

Содержание курса «Химия вводный курс» (34 ч.)
Глава I. Химия в центре естествознания (11ч)
Предмет химии. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и
окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ.
Применение веществ на основе их свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение
как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения.
Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.
Моделирование. Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии,
физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная
машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома,
молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные
(символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).
Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение,
произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и
коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Химия и физика.
Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом»,
«молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества.
Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения. Агрегатные состояния веществ. Понятие об
агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные,
жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.
Химия и география. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные
породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и
горючие) породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и
минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества.
Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое
значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности
организмов.
Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с
помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и
реактив на него.
Демонстрации: Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия
для иллюстрации идеи «свойства — применение». Учебное оборудование, используемое
на уроках физики, биологии, географии и химии. Электрофорная машина в действии.
Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем
органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов,
молекул веществ и кристаллических решеток. Объемные и шаростержневые модели воды,
углекислого и сернистого газов, метана. Образцы твердых веществ кристаллического
строения.

Модели кристаллических решеток. Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция
кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. Коллекция минералов (лазурит,
корунд, халькопирит, флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные
формы кальцита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть,
каменный уголь, сланцы, торф).
Демонстрационные эксперименты: Научное наблюдение и его описание. Изучение
строения пламени. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.
«Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. Качественная
реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.
Лабораторные опыты: Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как
процесс диффузии. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под
микроскопом. Диффузия перманганата калия в желатине. Обнаружение эфирных масел в
апельсиновой корочке. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
Определение содержания воды в растении. Обнаружение масла в семенах подсолнечника
и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке. Взаимодействие
аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках). Продувание
выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди
различных веществ.
Домашние опыты: Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина.
Диффузия сахара в воде. Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. Обнаружение
крахмала в продуктах питания; яблоках.
Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности.
Практическая работа № 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа
спиртовки.
Глава II. Математика в химии (9 ч)
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение
относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева.
Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы
относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.
Понятие о массовой доле химического элемента (ω) в сложном веществе и ее расчет по
формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей
образующих его элементов(для двухчасового изучения курса).
Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух,
природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и
синтетические моющие средства).
Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа (φ) в смеси. Состав
атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и
наоборот.
Массовая доля вещества (ω) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное
вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле
растворенного вещества.
Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (ω) в образце исходного
вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества,
содержащего определенную массовую долю примесей.
Демонстрации: Коллекция различных видов мрамора и изделий из него. Смесь речного и
сахарного песка и их разделение. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция
бытовых смесей. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава
природного газа. Коллекция «Минералы и горные породы».
Домашние опыты: Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических
препаратов, содержащих определенную долю примесей.
Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества.

Глава III. Явления, происходящие с веществами (11 ч)
Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые
простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков
железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью
делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на
производстве. Понятие о фильтрате.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший
адсорбент. Устройство противогаза. Дистилляция, или перегонка. Дистилляция
(перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и
области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и
выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и
природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.
Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия
протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ,
нагревание.
Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.
Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета,
образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха,
выделение или поглощение теплоты.
Демонстрации: Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под
вакуумом. Респираторные маски и марлевые повязки. Противогаз и его устройство.
Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Демонстрационные эксперименты: Разделение смеси порошка серы и железных опилок.
Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с
помощью делительной воронки. Получение дистиллированной воды с помощью
лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси перманганата и
дихромата калия способом кристаллизации. Взаимодействие железных опилок и порошка
серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и
обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида
водорода (катализатор —диоксид марганца (IV)). Обнаружение раствора щелочи с
помощью индикатора. Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора
дихромата калия с раствором сульфита натрия. Взаимодействие раствора перманганата
калия с аскорбиновой кислотой. Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной
солью и гидроксидом натрия. Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором
соляной кислоты.
Лабораторные опыты: Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
Изучение устройства зажигалки и пламени.
Домашние опыты: Разделение смеси сухого молока и речного песка. Отстаивание взвеси
порошка для чистки посуды в воде и ее декантация. Адсорбция активированным углем
красящих веществ пепси-колы. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.
Приготовление известковой воды и опыты с ней. Изучение состава СМС.
Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
Практическая работа № 5. Очистка поваренной соли.
Практическая работа № 6. Изучение процесса коррозии железа.
Глава IV. Рассказы по химии (3ч)
Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые - химики».
Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие,
получение и значение). Конкурс ученических проектов.
Конкурс посвящен изучению химических реакций.

Тематическое планирование по курсу «Химия: Вводный курс»
№
п/п

Раздел

Тема урока

1

Глава 1. Химия в
центре естествознания
(11 часов)

Химия как часть естествознания. Предмет
химии.
Наблюдение и эксперимент как методы
изучения естествознания и химии.
самостоятельная работа «Тело и вещество»
Моделирование
самостоятельная работа «Описание
физических свойств вещества»
Практическая работа №1 « Знакомство с
лабораторным оборудованием. Правила
техники безопасности»
Практическая работа №2 «Наблюдение за
горящей свечой. Устройство и работа
спиртовки»

2

3

4

Кол-во
часов

Дата
проведения

1

06.09.2021

§1

1

13.09.2021

§2

1

20.09.2021

§3
стр. 14-23
1

27.09.2021

5

Химические знаки и формулы

1

04.10.2021

6
7

Химия и физика
Агрегатные состояния веществ
Химия и география
Химический диктант
«Знаки химический элементов»
Химия и биология
Зачет «Знаки химических элементов»

1
1

11.10.2021
18.10.2021

1

25.10.2021

1

08.11.2021

8
9

10

Качественные реакции в химии

Домашнее
задание

1

15.11.2021

§4, выучить по
таблице
символы
§5
§6
§7
§8
§9,
подготовиться к
контрольной
работе

Основные направления
воспитательной
деятельности
Патриотическое
воспитание и
формирование российской
идентичности.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация научных
знаний.

11
12

Глава II.
Математические
расчеты в химии
(9 ч.)

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Глава III. Явления,
происходящие с
веществами
(11 ч.)

Обобщение и актуализация знаний по теме
«Химия в центре естествознания»
Относительная атомная и молекулярная
массы.
Массовая доля элемента в сложном веществе
Чистые вещества и смеси
Объемная доля газа в смеси
Массовая доля вещества в растворе
Практическая работа №3 «Приготовление
раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества»
Массовая доля примесей
Решение задач и упражнений по теме
«Математические расчеты в химии»
Контрольная работа по теме:
«Математические расчеты в химии»
Разделение смесей. Способы разделения
смесей: фильтрование.
Разделение смесей. Адсорбция.
Дистилляция и перегонка
Практическая работа №4 «Выращивание
кристаллов соли»
Практическая работа №5 «Очистка
поваренной соли»
Химические реакции. Условия протекания и
прекращения химических реакций.
Признаки химических реакций
Практическая работа №6
«Изучение коррозии железа»
Обобщение и актуализация знаний по теме
«Явления, происходящие с веществами»

1

22.11.2021

1

29.11.2021

1

06.12.2021

1
1
1

13.12.2021
20.12.2021
27.12.2021

1

10.01.2022

1

17.01.2022

1

24.01.2022

1

31.01.2022

1

07.02.2022

1
1

14.02.2022
21.02.2022

1

28.02.2022

1

07.03.2022

1

14.03.2022

1

21.03.2022

1

04.04.2022

1

11.04.2022

§10, стр.59 №3-6
(п)

Экологическое.
Популяризация научных
знаний.

§11, стр. 65 №
2,3,5,6 (п)
§12
§13
§14
стр. 77
§15
решение задач
по карточкам
§16
§16
§17
стр. 94
стр. 96
§18
§19
стр. 107
подготовиться к
контрольной

Гражданское воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование российской
идентичности.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация научных
знаний.

работе
30
31
32
33

34

Глава IV. Рассказы о
химии (3 ч.)

Контрольная работа по теме «Явления,
происходящие с веществами»
Обобщающий урок.
Конкурс сообщений
«Выдающиеся русские ученые – химики»
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое
химическое вещество»
Конкурс проектов «Исследования в области
химических реакций»
Итого

1

18.04.2022

1

25.04.2022

1

02.05.2022

1

16.05.2022

стр. 111-122
стр. 123-145
стр. 146-154

1
34

23.05.2022

Гражданское воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование российской
идентичности.
Популяризация научных
знаний.

Контроль результатов обучения учащихся
Практические работы
№
пр.р.
1
2
3
4
5
6

Название практических работ
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила
безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила
работы с нагревательными приборами.
Приготовление раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества.
Домашний эксперимент. Выращивание кристаллов соли.
Очистка поваренной соли.
Домашний эксперимент. Коррозия металлов.

28.02.2022
07.03.2022
04.04.2022

Тема проверочных работ

Дата

№
1
2
3
4
5
6

Дата проведения
27.09.2021
27.09.2021
10.01.2022

Самостоятельная работа «Тело и вещество»
Самостоятельная работа «Описание физических свойств
вещества»
Химический диктант «Знаки химических элементов»

13.09.2021

Зачет «Знаки химических элементов»
Контрольная работа по теме: «Математические расчеты в
химии»
Контрольная работа по теме «Явления, происходящие с
веществами»

08.11.2021

20.09.2021
25.10.2021

31.01.2022
18.04.2022

Тематическое распределение часов в 7 классе.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Разделы, темы
Химия в центре естествознания
Математические расчеты в химии
Явления, происходящие с веществами
Рассказы по химии
Резерв
Итого:

Количество часов
примерная
11
9
11
3
0

рабочая
11
9
11
3
0

34

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Список литературы:
1.Габриелян О.С. , Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К., Химия. Вводный курс. 7 класс.
Учебник.- М.: Дрофа.2015 г
2.Габриелян О.С., Аксенова И.В. Химия. Практикум к учебному пособию .7 класс.- М.:
Дрофа.2015г.
3. Габриелян О.С. , Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь к учебному пособию . 7 класс.М.: Дрофа. 2015г.
Список дополнительной литературы:

1.Габриелян О.С. Шипарева Г.А. Химия. Методическое пособие к пропедевтическому
курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, Ахлебинина А.К. « Химия. Вводный курс. 7
класс.» М.: Дрофа. 2010 г.
2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.М.: АСТ-ПРЕСС, 2005 г.
3. Штремплер Г.И. Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа.
2004.
Электронные ресурсы:
Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru)
Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://school/collection.edu.ru)
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Печатные пособия:
1) таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
2) таблица «Правила техники безопасности»;
3) таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»;
4) карточки с тестовыми заданиями;
Технические средства обучения:
 компьютер;




мультимедийный проектор;

проекционный экран.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1) набор атомов для составления моделей молекул, микроскоп, лабораторный штатив с
принадлежностями, штатив для пробирок, пробиркодержатель, спиртовка, воронка,
химические стаканы на 50, 100, колбы, делительная воронка, мерные цилиндры,
пробирки, ступка с пестиком, выпарительная чашка, технические весы с разновесами
Химические реактивы и материалы:
1) кислоты: соляная, серная, уксусная, лимонная, аскорбиновая;
2) основания: гидроксид натрия, гидроксид калия, известковая вода;
3) металлы: алюминий, цинк, железо, медь;
4) неметаллы: кислород, сера, иод;
5) соли: перманганат калия, дихромат калия, сульфит натрия, хлорид железа(III),
красная кровяная соль, FeSO4, KMnO4, (NH4)2Cr2O7, Са(ОН)2, железо (стружка), сера
(порошок);
6) пероксид водорода, диоксид марганца;
7) этиловый спирт;
8) индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин, универсальный;
9) материалы: мрамор, машинное масло, нефть, активированный уголь, чернила,
загрязненная поваренная соль, вода, черная тушь, гранит, семена подсолнечника и
грецкого ореха, фильтровальная бумага, речной песок.
Коллекции:
1) коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит);
2) коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор,
известняк);
3) коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф);
4) коллекция различных видов мрамора и изделий из него;
5) коллекция «Минералы и горные породы»;
6) коллекция «Нефть и продукты ее переработки»;
7) коллекция бытовых смесей;
8) коллекция «Стеклянные и алюминиевые изделия»;
9) коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них

Приложения
Примерные темы докладов учащихся
1. Учеба М.В.Ломоносова в Москве (1731— 1735).
2. Вклад М. В. Ломоносова в развитие химии.
3. Перевод на современный русский язык доклада М.В.Ломоносова «Слово о пользе
химии», в публичном собрании Императорской академии наук сентября 6 дня 1751 г.,
говоренное Михаилом Ломоносовым».
4. М. В. Ломоносов о пользе стекла.
5. М. В. Ломоносов — основатель первой химической лаборатории в России.
6. Круг научных интересов М. В. Ломоносова.
7. Д. И. Менделеев — ученый с мировыми заслугами.
8. Д. И. Менделеев — организатор и первый директор Главной палаты мер и весов.
9. Д. И. Менделеев — исследователь воздухоплавания.
10. Д. И. Менделеев — создатель бездымного пороха.
11 Друзья и коллеги Д. И. Менделеева в сфере науки, техники и культуры.
12. Международные контакты и признание заслуг Д. И. Менделеева.
13. Увлечения Д. И. Менделеева.
14. Именем Д. И. Менделеева названы...
15. Александр Михайлович Бутлеров — замечательный русский химик.
16. А. М. Бутлеров — выдающийся биолог.
17. Друзья и коллеги А. М. Бутлерова.
Примерные темы сообщений «Моё любимое вещество».
1. Алмаз.
2. Аммиак.
3. Борная кислота.
4. Глауберова соль.
5. Инертные газы.
6. Йод.
7. Малахит.
8. Мрамор.
9. Перекись водорода.
10. Перманганат калия.
11. Питьевая сода.
12. Поваренная соль.
13. Сахароза.
14. Углекислый газ.
15. Уксусная кислота.
16. Этиловый спирт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».