Рабочая программа по химии 8 класс 2021-2022 учебный год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
естественного цикла
Протокол № __6__
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________/Анисимова Е.С.
Приказ № 196
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Химия»
Класс: 8а, 8б, 8в
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов: 68 ч/год, 2 ч/неделю из обязательной части ученого
плана предметной области «Естественнонаучные предметы»
Рабочую программу составила: Борщевская С.В.,
учитель химии и биологии высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования второго поколения (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 с изменениями и дополнениями);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 года № 996-р);
 Рабочая программа под авторством Гара Н. Н. ФГОС. Химия.
Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8-9
классы. Просвещение. 2019 г.;
 Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 8 класс» (М., изд.
«Просвещение», 2019 год)

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Химия
8а, 8б, 8в
Борщевская Светлана Владиславовна
1 год

Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном Обязательная часть учебного плана: 68 ч.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 0 ч.
плане ОО
Итого: количество часов в неделю 2, в год 68
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит
УМК
из:
1. Рабочая программа под авторством Гара Н. Н. ФГОС. Химия. Предметная
линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8-9 классы. Просвещение.
2019 г.;
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия: неорганическая химия» (М., изд.
«Просвещение», 2019 год)
Цели и задачи

Основная цель изучения химии направлена:

на освоение важнейших знаний об основных понятиях и
законах химии, химической символике;

на овладение умениями наблюдать химические явления,
проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе
химических формул веществ и уравнений химических реакций;

на развитие познавательных интересов и интеллектуальных
способностей в процессе проведения химического эксперимента,
самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими
жизненными потребностями;

на воспитание отношения к химии как к одному из
фундаментальных
компонентов
естествознания
и
элементу
общечеловеческой культуры;

на применение полученных знании и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающее среде.
Задачи обучения:
Одной из важнейших задач основного общего образования является
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно
ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в
школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и
развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний,
необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего
совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению
в окружающей среде и бережному отношению к ней. Развитие познавательных
интересов в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и
использование различных источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде.

Общая
характеристика
учебного
предмета

Основные
образовательные
технологии

В содержании курса химии представлены основополагающие
теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения
веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей
химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ,
материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических
веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих
в окружающем мире. Теоретическую основу изучения неорганической химии
составляют атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И.Менделеева с
краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи,
закономерностях протекания химических реакций. В изучении курса значительная
роль отводится химическому эксперименту.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают
объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется
ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности,
так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного
цикла.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные
методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в
процессе изучения химии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии
позволяет сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования
веществ в повседневной жизни;
созидательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования
коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и
грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию химической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнений оппонента,
участвовать в дискуссии;
развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою
точку зрения.
Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии
личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии.
Тестовые технологии.

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты освоения учебного курса достигаются в ходе обучения
химии в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного
общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
Гражданского воспитания
2) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении
химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию
и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции,
соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для
понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях
развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании
этих закономерностей;
4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии,
необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий;
6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения
правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения
предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории
продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии,
общественных интересов и потребностей; успешной профессиональной деятельности и
развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на
Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,

осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами,
а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии;
11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные:
 использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных строн
окружающей действительности;
 использование основных интеллектуальных операций: формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление
причинно-следственных связей, поиск аналогов;
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
 использование различных источников для получения химической
информации.
Предметные:
 характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент;
 описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,
«валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянство состава,
атомно-молекулярной теории;
 различать химические и физические явления;
 называть химические элементы;
 определять состав вещества по их формулам;
 определять валентность атома элемента в соединениях;
 определять тип химической реакции;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции
при выполнении химического опыта;
 составлять формулы бинарных соединений;
 составлять уравнения химических реакций;
 соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
 вычислять количество, объём и массу вещества по количеству, объёму, массе
реагентов или продуктов реакции;
 характеризовать физические и химические свойства простых веществ:
кислорода и водорода;
 получать и собирать кислород и водород;


























распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород и водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятия «молярный объём»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе;
приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого
вещества;
характеризовать физические и химические свойства основных классов
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определённому классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
распознавать опытным путём растворы кислот и щелочей по изменению
окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров групп и периода в периодической системе Д.И.
Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в
пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей
строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической
системы Д.И. Менделеева;
раскрывать
смысл
химических
понятий:
«химическая
связь»,
«электроотрицательность»:
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решётки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами
химических связей;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

В результате освоения программы курса «Химия» 8 класс
Ученик научится:
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
 раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему
химии;
 изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;

 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также
массовую долю химического элемента в соединениях;
 сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
 классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
 описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности
человека) простых веществ – кислорода и водорода;
 пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
 проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств
веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
 различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
 Классифицировать многообразие химических реакций
 Изучит свойства металлов, неметаллов и их соединений
Ученик получит возможность научиться:
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
 осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения
в окружающей природной среде;
 понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
 использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания
веществ;
 развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и
письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при
обсуждении результатов выполненной работы;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе,
касающейся использования различных веществ.

Содержание обучения
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Тема 1: Первоначальные химические понятия (24 ч )
Основное содержание

Планируемые результаты обучения

Повторение 7 класс:
Предмет химии. Методы познания в
химии. Вещества и их свойства. Чистые
вещества и смеси. Способы очистки
веществ. Физические и химические явления.
Химические реакции. Признаки химических
реакций и условия возникновения и течения
химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества
молекулярного и немолекулярного
строения. Простые и сложные вещества.
Химический элемент. Язык химии. Закон
постоянства состава веществ.
Атомная единица массы.
Относительная атомная и молекулярная
массы. Количество вещества, моль.
Молярная масса.
8 класс:
Валентность химических элементов.
Атомно-молекулярное учение. Закон
сохранения массы веществ. Химические
уравнения. Классификация химических
реакций по числу и составу исходных и
полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с
образцами простых и сложных веществ.
Способы очистки веществ: кристаллизация,
дистилляция, хроматография. Реакции,
иллюстрирующие основные признаки
характерных реакций.
Лабораторные опыты. 1. Изучение
физических свойств сахара и серы. 2.
Разделение смеси, состоящей из порошков
железа и серы. 3,4. Примеры физических и
химических явлений. 5. Ознакомление с
образцами простых и сложных веществ. 6.
Разложение основного карбоната меди (II).
7. Реакция замещения меди железом.
Практические работы 1. Приёмы
безопасной работы с оборудованием и
веществами. Строение пламени. 2. Очистка
загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление
относительной молекулярной массы

Различать предметы изучения естественных
наук; методы познания в химии.
Уметь разделять смеси методами
отстаивания, фильтрования и выпаривания.
Изучать строение пламени.
Отличать физические и химические явления.
Наблюдать свойства веществ и их
изменения в ходе химических реакций.
Различать понятия «атом», «молекула»,
«химический элемент».
Определять валентность атомов в бинарных
соединениях.
Описывать простейшие вещества с
помощью химических формул; простейшие
химические реакции с помощью химических
уравнений.
Описывать состав простейших соединений
по их химическим формулам.
Составлять формулы бинарных соединений
по известной валентности атомов.
Классифицировать химические реакции по
числу и составу исходных и полученных
веществ.
Рассчитывать относительную молекулярную
массу по формулам веществ; массовую
долю элемента в химическом соединении;
количество вещества; по химическим
уравнениям массу или количество вещества
по известной массе или количеству одного
из вступающих или получающихся в
реакции веществ; устанавливать
простейшую формулу вещества по
массовым долям элементов.

вещества по формуле. Вычисление
массовой доли элемента в химическом
соединении. Установление простейшей
формулы вещества по массовым долям
элементов. Вычисления по химическим
уравнениям массы или количества вещества
по известной массе или количеству одного
из вступающих или получающихся в
реакции веществ.
Тема 2: «Кислород. Оксиды. Горение» (7ч)
Основное содержание

Планируемые результаты обучения

Кислород. Горение
Кислород. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства.
Получение, применение. Круговорот
кислорода в природе. Горение. Оксиды.
Воздух и его состав. Медленное
окисление. Защита атмосферного воздуха
от загрязнений.
Демонстрации. Получение и
собирание кислорода методом
вытеснения воздуха и воды. Определение
состава воздуха. Лабораторные опыты.
8. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. 3.
Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Вычисление
массовой доли элемента в химическом
соединении. Вычисления по химическим
уравнениям массы или количества
вещества по известной массе или
количеству одного из вступающих или
получающихся в реакции веществ.

Исследовать свойства изучаемых веществ.
Объяснять применяемый способ собирания
газов.
Различать понятия «химический элемент»,
«простое вещество», «сложное вещество».
Наблюдать химические и физические
превращения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции,
наблюдаемые в ходе демонстрационного и
лабораторного экспериментов.
Делать выводы из результатов проведённых
химических экспериментов.
Объяснять связь между свойствами и
применением кислорода.
Классифицировать оксиды по составу
(оксиды металлов и оксиды неметаллов).
Отличать по предложенным формулам
оксиды от других веществ.
Рассчитывать массовую долю элемента в
оксиде; количество вещества; по химическим
уравнениям массу или количество вещества
по известной массе или количеству одного из
вступающих или получающихся в реакции
веществ

Тема 3: «Водород» (3ч)
Основное содержание
Водород. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства.
Водород — восстановитель. Получение,
применение.
Демонстрации. Получение
водорода в аппарате Киппа, проверка
водорода на чистоту, горение водорода,

Планируемые результаты обучения
Различать понятия «химический элемент»,
«простое вещество», «сложное вещество».
Исследовать свойства водорода, проводить
проверку водорода на чистоту.
Объяснять применяемый способ
собирания газов.

собирание водорода методом вытеснения
воздуха и воды.
Практическая работа. 4.
Получение водорода и изучение его
свойств. Взаимодействие водорода с
оксидом меди (II).

Наблюдать и описывать химические
реакции с помощью естественного
(русского) языка и языка химии.
Делать выводы из результатов
проведённых химических экспериментов.
Объяснять связь между свойствами и
применением водорода.

Тема 4: «Закон Авогадро. Молярный объем газов» (2 ч.)
Основное содержание

Планируемые результаты обучения

Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Относительная плотность газов.
Объемные отношения газов при
химических реакциях.
Расчетные задачи. Количество
вещества по данному объёму (н.у.),
обратные расчёты. Относительная
плотность газов. Объёмные отношения
газов при химических реакциях.
Вычисления
по
химическим
уравнениям массы, объема и количества
вещества одного из продуктов реакции по
массе исходного вещества, объёму или
количеству вещества.

Объяснять действие закона Авогадро на
основе особенностей строения газов, их
отличии по строению и свойствам от
твёрдых тел и жидкостей.
Рассчитывать количество вещества по
данному объёму (н.у.), обратные расчёты;
относительную плотность газов; объёмные
отношения газов при химических реакциях;
по химическим уравнениям массу, объём и
количество вещества одного из продуктов
реакции по массе исходного вещества,
объёму или количеству вещества.

Тема 5: «Вода. Растворы.» (7 ч)
Основное содержание

Планируемые результаты обучения

Вода — растворитель.
Растворимость веществ в воде.
Определение массовой доли
растворенного вещества. Вода. Методы
определения состава воды — анализ и
синтез. Физические и химические
свойства воды. Вода в. природе и
способы ее очистки. Круговорот воды в
природе.
Демонстрации. Анализ воды.
Синтез воды.
Практическая работа. 5.
Приготовление растворов солей с
определенной массовой долей
растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение
массовой доли растворенного вещества в
растворе.
Вычисление
массы
растворенного вещества и воды для

Характеризовать физические и химические
свойства воды.
Раскрывать смысл понятий «раствор»,
«растворимость веществ», «растворы
насыщенные и ненасыщенные».
Объяснять на примере изучения состава
воды суть методов научного познания –
анализа и синтеза.
Наблюдать и описывать химические
реакции с помощью естественного
(русского) языка и языка химии.
Делать выводы из результатов
проведённых химических экспериментов.
Вычислять массовую долю растворённого
вещества в растворе.
Приготовлять растворы с определённой
массовой долей растворённого вещества.

приготовления раствора определенной
концентрации.
Тема 6: «Важнейшие классы неорганических соединений» (12 ч).
Основное содержание

Планируемые результаты обучения

Важнейшие классы
неорганических соединений
Оксиды. Классификация.
Основные и кислотные оксиды.
Номенклатура. Физические и химические
свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация.
Номенклатура. Физические и химические
свойства. Реакция нейтрализации.
Получение. Применение.
Амфотерные оксиды и
гидроксиды. Физические и химические
свойства.
Кислоты. Классификация.
Номенклатура. Физические и химические
свойства. Вытеснительный ряд металлов
Н. Н. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация.
Номенклатура. Физические и химические
свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между
основными классами неорганических
соединений.
Демонстрации. Знакомство с
образцами оксидов, кислот, оснований и
солей. Нейтрализация щелочи кислотой в
присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. 9 – 12.
Свойства растворимых и нерастворимых
оснований. 13. Взаимодействие
гидроксида цинка с растворами кислот и
щелочей. 14-15. Действие кислот на
индикаторы. Отношение кислот к
металлам.
Практическая работа. 6.
Решение экспериментальных задач по
теме «Важнейшие классы
неорганических соединений».

Классифицировать изучаемые вещества по
составу и свойствам.
Характеризовать физические и химические
свойства основных классов
неорганических веществ: оксидов, кислот,
оснований, солей.
Определять принадлежность веществ к
определённому классу соединений.
Составлять формулы неорганических
соединений изученных классов.
Проводить опыты, подтверждающие
химические свойства изученных классов
неорганических веществ.
Распознавать опытным путём растворы
кислот и щелочей по изменению окраски
индикатора.
Характеризовать взаимосвязь между
классами неорганических соединений.

Тема 7: «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (5
ч)
Основное содержание

Планируемые результаты обучения

Первые попытки классификации
химических элементов. Понятие о
группах сходных элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева.
Периодическая таблица химических
элементов. Группы и периоды.
Короткий, и длинный варианты
периодической таблицы. Значение
периодического закона. Жизнь и
деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных
ядер. Электроны. Изотопы. Строение
электронных оболочек атомов первых 20
элементов периодической системы Д. И.
Менделеева.
Расчетные задачи. Вычисления
по химическим уравнениям, массовой
доли химического элемента по формуле,
вычисление средней Мr ХЭ (изотопов).

Классифицировать изученные химические
элементы и их соединения.
Сравнивать свойства веществ,
принадлежащих к разным классам;
химические элементы разных групп.
Различать периоды, А- и Б-группы.
Моделировать строение атома.
Определять понятия «химический
элемент», «порядковый (атомный) номер»,
«изотоп» «массовое число» или
«относительная атомная масса»,
«электронная оболочка», или
«электронный слой», «периодическая
система химических элементов».
Описывать и характеризовать структуру
таблицы «Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева».
Раскрывать смысл Периодического закона
Д.И. Менделеева.
Объяснять физический смысл атомного
(порядкового) номера химического
элемента, номеров групп и периода в
периодической системе Д.И. Менделеева.
Делать умозаключения о характере
изменения свойств химических элементов
с увеличением зарядов атомных ядер в
малых периодах и А-группах.
Характеризовать химические элементы (от
водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе Д.И.
Менделеева и особенностей строения их
атомов.
Составлять схемы строения атомов первых
20 элементов периодической системы Д.И.
Менделеева.
Производить вычисления по химическим
уравнениям, массовой доли химического
элемента по формуле, вычисление средней
Мr ХЭ (изотопов).

Тема 8: «Строение веществ. Химическая связь» (8 ч).
Основное содержание
Электроотрицательность
химических элементов. Основные виды
химической связи: ковалентная
неполярная, ковалентная полярная,
ионная. Валентность элементов в свете
электронной теории. Степень окисления.
Правила определения степени окисления

Планируемые результаты обучения
Раскрывать смысл химических понятий:
«химическая связь»,
«электроотрицательность».
Определять вид химической связи в
неорганических соединениях.
Изображать схемы строения молекул
веществ, образованных разными видами
химических связей.

элементов. Окислительновосстановительные реакции.
Кристаллические решетки:
ионная, атомная и молекулярная.
Кристаллические и аморфные вещества.
Зависимость свойств веществ от типов
кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с
моделями кристаллических решеток
ковалентных и ионных соединений.
Сопоставление
физико-химических
свойств соединений с ковалентными и
ионными связями.

Обобщать понятия «ковалентная
неполярная связь», «ковалентная полярная
связь», «ионная связь».
Характеризовать зависимость физических
свойств веществ от типа кристаллической
решётки.

Учебно-тематический план
Тема

Всего уроков

1.Повторение курса 7 класса.
Первоначальные химические понятия
2. Кислород. Оксиды. Горение
3.Закон Авогадро. Молярный объем
газов.
4. Водород
5. Растворы. Вода
6. Важнейшие классы неорганических
соединений.
7. Периодический закон и
периодическая система химических
элементов
8. Строение веществ. Химическая
связь.

24

Итого:

68

Практический компонент
лабораторная практическая
работа
работа

7

самостоятельн
ая работа/
контрольная
работа

1
1

2
3
7
12

1
1
1

1
1

5

1

8

1
4

5

Перечень практических работ
№

Тема

1
2
3

Получение и свойства кислорода.
Получение водорода и проведение реакции его с оксидом меди (II)
Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого
вещества.

4

Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических
соединений»
Итого: П/р – 4

Дата
06.12.2021
17.01.2022
31.01.2022

21.03.2022

Раздел

№п/п

Тематическое планирование
Тема урока
Кол-во часов

Тема 1: Первоначальные химические понятия
1
Расчеты по химической
формуле: относительная
молекулярная масса
вещества, массовая доля
химических элементов в
веществе
2
Вычисления по химической
формуле. Вывод
молекулярной формулы
вещества по известной
массовой доле химических
элементов в нем.
3
Понятие "вещество" в
физике и химии. Физические
и химические явления.
Признаки химических
реакций
4
Простые и сложные
вещества. Вещества
молекулярного и
немолекулярного строения.
5
Состав вещества. Закон
постоянства состава.
6
Химические формулы.
Атомно-молекулярное
учение.
7
Валентность химических
элементов. Определение
валентности в бинарных
соединениях.
8
Составление формул по
валентности.
9
Закон сохранения массы
веществ.
10
Уравнения химических
реакций.
11
Расстановка коэффициентов
в уравнениях химических
реакций
12
Типы химических реакций.
13
Составление уравнений
химических реакций разного
типа.
14
Количество вещества. Моль.
15
Молярная масса вещества.
16
Расчеты по химической
формуле: количество
вещества, масса

24
1

Дата
проведения
06.09.2021

Домашнее
задание
§1-7

1

08.09.2021

1

13.09.2021

§8

1

15.09.2021

§9-10

1

20.09.2021

§11-12

1

22.09.2021

§13, стр.49
№3,4,6-8

1

27.09.2021

§14

1

29.09.2021

§15, стр.53 №14
§16

1

04.10.2021

1

06.10.2021

§17

1

11.10.2021

§18

1
1

13.10.2021
18.10.2021

§19
§20

1
1
1

20.10.2021
25.10.2021
27.10.2021

§20
§21
§21

Решение задач по теме
«Количество вещества».
18
Вычисления по химическим
уравнениям.
19
Вычисления по химическим
уравнениям. Решение
расчетных задач.
20
Сущность, признаки и
условия протекания
химических реакций.
21
Тепловой эффект
химический реакции.
22
Обобщение знаний по теме
«Первоначальные
химические понятия».
23
Контрольная работа №1 по
теме «Первоначальные
химические понятия»
24
Анализ контрольной работы.
Тема 2: Кислород. Оксиды. Горение
25
Характеристика кислорода,
нахождение в природе,
получение.
26
Свойства кислорода.
Оксиды.
27
Практическая работа №3:
«Получение и свойства
кислорода»
28
Применение кислорода.
Круговорот кислорода в
природе.
29
Озон. Аллотропия
кислорода.
30
Воздух, его состав. Горение
веществ. Условия
возникновения и
прекращения горения.
31
Относительная плотность
газов. Решение расчетных
задач с использованием
относительной плотности
газов.
Тема 3: Закон Авогадро. Молярный объем газов
32
Закон Авогадро. Молярный
объём газов.

1

08.11.2021

§36

1

10.11.2021

§36

1

15.11.2021

§37

1

17.11.2021

§37

1

17.11.2021

§36-37

1

22.11.2021

§1-21

1

24.11.2021

§1-21

1
7
1

29.11.2021

§1-21

29.11.2021

§22

1

01.12.2021

§23-24

1

06.12.2021

§25

1

08.12.2021

1

13.12.2021

§26

1

15.12.2021

§27

1

20.12.2021

2
1

22.12.2021

§38

Объёмные отношения газов.

1

27.12.2021

§39

3
1

10.01.2022

§28

17

33
Тема 4: Водород
34

Водород, его общая
характеристика и

нахождение в природе и
получение.
35
Свойства и применение
водорода.
36
Практическая работа № 4.
Получение водорода и
проведение реакции его с
оксидом меди (II).
Тема 5: Растворы. Вода
37
Вода. Методы определения
состава воды – анализ и
синтез. Вода в природе и
способы её очистки.
38
Химические свойства и
применение воды.
39
Вода – растворитель.
Растворы.
40
Массовая доля
растворённого вещества.
41
Практическая работа №5.
Приготовление растворов
солей с определенной
массовой долей
растворенного вещества.
42
Задачи на смешивание
растворов.
43
Контрольная работа № 2
по теме «Вода. Растворы».
Тема 6: Важнейшие классы неорганических
соединений
44
Оксиды. Состав оксидов и их
классификация. Свойства
оксидов.
45

46

47

48

1

12.01.2022

§29

1

17.01.2022

§30

7
1

19.01.2022

§31

1

24.01.2022

§32

1

26.01.2022

§33

1

26.01.2022

§34

1

31.01.2022

§35

1

02.02.2022

1

07.02.2022

§22-35

1

09.02.2022

§40

Основания. Состав,
классификация. Физические
свойства оснований. Правила
техники безопасности при
работе со щелочами.
Химические свойства
оснований. Получение,
применение.
Кислоты. Состав,
классификация. Физические
свойства.
Правила техники
безопасности при работе с
кислотами.

1

14.02.2022

§41, тетради

1

16.02.2022

§42, тетради

1

21.02.2022

§44

Химические свойства
кислот.

1

28.02.2022

§45

12

Амфотерные оксиды и
гидроксиды.
50
Соли. Состав,
классификация, свойства.
51
Получение солей.
52
Генетическая связь между
основными классами
неорганических соединений.
53
Практическая работа № 6.
Решение
экспериментальных задач по
теме «Важнейшие классы
неорганических
соединений».
54
Обобщение знаний по теме
«Основные классы
неорганических
соединений».
55
Контрольная работа №3 по
теме «Основные классы
неорганических
соединений».
Тема 7: Периодический закон и периодическая
система химических элементов
56
Состав и важнейшие
характеристики атома.
Изотопы. Химические
элементы.
57
Строение электронных
оболочек атомов малых
периодов.
58
Строение атомов элементов
IVпериода ПСХЭ.
59
Периодические изменения
свойств химических
элементов в свете строения
атома. Современная
трактовка периодического
закона.
60
Характеристика
химического элемента и его
свойств на основе
положения в периодической
системе Д.И. Менделеева и
теории строения атома.
Тема 8: Строение веществ. Химическая связь
61
Электроотрицательность
химических элементов.
Ионная связь
62
Ковалентная связь атомов
при образовании простых
веществ.
49

1

02.03.2022

§43, тетради

1

09.03.2022

§46-47

1
1

14.03.2022
16.03.2022

§47
§47

1

21.03.2022

§48

1

21.03.2022

§40-48

23.03.2022

§40-48

1

04.04.2022

§49,52

1

06.04.2022

§50,51

1

11.04.2022

§53

1

13.04.2022

§53

1

18.04.2022

§54

8
1

20.04.2022

§55

1

25.04.2022

§56

1

5

63

64
65
66

67

68

Ковалентная связь атомов
при образовании сложных
веществ.
Кристаллические решетки
Степень окисления
Окислительновосстановительные реакции.
Окислитель и
восстановитель.
Окислительновосстановительные реакции.
Окислитель и
восстановитель.
(расстановка коэффициентов
методом электронного
баланса)
Тренировка в составлении
ОВР методом электронного
баланса

1

27.04.2022

§56

1
1
1

16.05.2022
16.05.2022
19.05.2022

§8
§57
§57

1

23.05.2022

§57

1

25.05.2022

Сборник
Хомченко:
10.40-10.49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».