Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО естественного цикла Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________/Анисимова Е.С. Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Биология» Класс: 7 Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 68 ч/год; 2ч/неделю Рабочую программу составила: Жарникова Е. Г., учитель биологии Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Планирование составлено на основе государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений /Биология: 5-9 классы: программа. - М.: ВентанаГраф, 2012. - 304 с. Учебник: В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2017 Улан-Удэ, 2021 1 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Биология 7 Жарникова Е. Г. 2021-2022 г. Обязательная часть: 68 ч. Итого: количество часов в неделю - 2ч., в год - 68ч. Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (ФГОС). Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с. учебника: В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2017 а также методического пособия для учителя: И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Методическое пособие – М.: Вентана-Граф, 2015. – 80 с. Цель: Формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира, основных универсальных учебных действий, развитие познавательных, коммуникативных, культурных качеств личности. Задачи: - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; - развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; - овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - формирование ценностного отношения к живой природе; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях растений, их многообразии и эволюции, включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, 2 растениеводства. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется методам научного познания живой природы. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Для реализации содержательной части программы и практических умений учащихся рекомендуется: использовать рабочие тетради для учащихся. Основные образовательные технологии Игровые, проектные, информационные, здоровьесберегающие, технологии личностно-ориентированного образования. 3 Планируемые результаты обучения: Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения биологической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной биологии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 8. Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; 4 оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Познавательные УУД: - умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научнопопулярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; - умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках Предметные результаты: 1. в познавательной (интеллектуальной) сфере: • для развития современных естественно-научных представлений о картине мира постичь основы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека; • понимать смысл биологических терминов; • характеризовать биологию и зоологию как науки, применять методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение, сравнивать их роль в познании живой природы; • работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты, осуществлять 5 элементарные биологические исследования, определять виды животных тканей на микропрепаратах, рисунках и схемах; • перечислять свойства и признаки живого; • характеризовать особенности строения и; жизнедеятельности представителей царства Животные; • понимать особенности строения клеток и органов животных, описывать основные процессы жизнедеятельности клетки животных, знать строение и функции тканей животных; • иметь представление о систематике и классификации живых организмов царства Животные; • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные экологические и систематические группы животных; • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • определять роль в природе различных групп организмов; • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в природе; • составлять элементарные пищевые цепи; • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека; • знать животных, опасных для человека и меры профилактики заболеваний, передаваемых живыми организмами; • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим; • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ; 2. в ценностно-ориентационной сфере: • знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применение их на практике; • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни, знать опасных животных своей местности; • уметь анализировать и оценивать последе воздействия человека на природу; 3. в сфере трудовой деятельности: • соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы); • проводить наблюдения за животными; 4) в сфере физической деятельности: демонстрировать навыки оказания первой помощи при укусе животными; 5) в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы. 6 Требования к уровню подготовки Обучающийся научится: • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), определять их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить наблюдения за организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять полученные результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей - оценивать получаемую из разных источников информацию о живых организмах, природных сообществах, среде обитания, последствиях деятельности человека в природе. Обучающийся получит возможность научиться: • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами: • использовать приемы оказания первой помощи при укусах животными; • работать с определителями животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; • проводить наблюдения за живыми организмами; фиксировать свои наблюдения в рисунков, схем, таблиц; • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты; • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение); • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой; • участвовать в групповой работе; • составлять план работы и план ответа; • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; • оценивать свой ответ, свою работу, a также работу одноклассников. 7 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Введение. Общие сведения о мире животных (6 ч.) Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. 2. Строение тела животных. (3 ч.) Клетка. Ткани, органы и системы органов. 3. Подцарство Простейшие , или Одноклеточные ( 5 ч). Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Значение простейших. Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории - туфельки" 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч). Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных. 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (6 ч.) Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа №2 "Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость". 6. Тип Моллюски (5 ч). Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски. Лабораторная работа №3 "Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков". 7. Тип Членистоногие. (7 ч). Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые - вредители культур растений и переносчики заболеваний человека. Лабораторная работа №4 "Внешнее строение насекомого". 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. (7 ч.) Хордовые - примитивные формы. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Лабораторная работа №5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыбы". 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (5 ч.) Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных. 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4 ч.) 8 Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. 11. Класс Птицы. (7 ч.) Общая характеристика класса. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Лабораторная работа №6 "Внешнее строение птицы. Строение перьев". Лабораторная работа №7 "Строение скелета птицы". Экскурсия "Птицы леса (парка )". 12. Класс Млекопитающие, или Звери. (9 ч.) Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные , хищные, ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные, приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека. Лабораторная работа № 8 "Строение скелета млекопитающих". 13. Развитие животного мира на Земле. (2 ч.) Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера. Экскурсия "Жизнь природного сообщества весной". 9 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Название раздела. Тема урока Кол-во часов Дата проведения План. Факт. Основные направления воспитательной деятельности Тема 1. Общие сведения о мире животных 6 часов 1. Зоология – наука о животных 1 2. 3. Животные и окружающая среда. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. История развития зоологии. Обобщение по теме «Общие сведения о мире животных» 1 1 1 1 1 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание Тема 2.Строение тела животных Клетка. Ткани. Органы и системы органов. 3 часа 1 1 1 Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание Тема 3.Подцарство простейшие Тип саркодовые и жгутиконосцы. Саркодовые. Тип саркодовые и жгутиконосцы. Класс жгутиконосцы. Тип инфузории. Значение простейших. Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории - туфельки" Тема 4.Подцарство многоклеточные 5 часов 1 1 Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 1 1 1 2 часа 10 15. 16. 17. 18. животные. Строение и жизнедеятельность кишечнополостных. Разнообразие кишечнополостных. Тема 5. Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Тип Плоские черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. 19. 1 Круглые черви. Тип 1 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. Тип Кольчатые черви. Класс малощетинковые черви. Обобщение по теме «Черви» Тема 6. Тип Моллюски Общая характеристика моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски Класс Двустворчатые моллюски Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме «Моллюски» Тема 7. Тип Членистоногие Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Значение насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний. Обобщение по теме «Членистоногие» Тема 8. Тип Хордовые 1 1 6 часов 1 1 Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание 1 1 1 1 5 часов 1 1 1 1 1 7 часов 1 1 1 1 1 Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание 1 1 7 часов Популяризация научных 11 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. Бесчерепные. Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб. Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение по теме «Рыбы» Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии Среда обитания и строение тела земноводных. Строение и функции внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных. Обобщение по теме «Земноводные» Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутренне строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Значение и происхождение пресмыкающихся. Тема 11. Класс Птицы. Внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. 1 1 знаний; Экологическое воспитание 1 1 1 1 1 5 часов 1 1 Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание 1 1 1 4 часа 1 1 1 1 7 часов 1 1 1 1 1 1 1 9 часов Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание Популяризация научных 12 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные, звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Высшие, или плацентарные, звери: Ластоногие и Китообразные. Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Высшие, или плацентарные, звери: Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека. Обобщение по теме «Млекопитающие» Тема 13. Развитие животного мира на Земле. Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Развитие животного мира на Земле. Современный животный мир. 1 1 1 знаний; Экологическое воспитание 1 1 1 1 1 1 2 часа 1 1 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание 13 Контроль обученности учащихся по курсу № Тема тестирования Дата 1 Входное тестирование 2 «Общие сведения о мире животных» 3 «Черви» ноябрь 4 «Моллюски» Декабрь 5 «Членистоногие» январь 6 «Рыбы» 7 «Земноводные» 8 «Млекопитающие» сентябрь февраль май 14