РАбочая программа по биологии 8 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
естественного цикла
Протокол № 5
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________/Анисимова Е.С.
Приказ № 196
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Биология: человек»
Класс: 8
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по обязательной части ученого плана:
всего – 68 ч/год; 2ч/неделю
Рабочую программу составила: Борщевская С.В.,
учитель химии и биологии высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и
дополнениями)
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
 Примерной учебной программы основного общего образования по биологии
для 5-9 классов (ФГОС). Биология: 5-9 классы: программа. - М.: ВентанаГраф, 2012. - 304 с.
 Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология» (М., изд. центр «Вентана-Граф»,
2017 год)

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Общая
характеристика
учебного
предмета

Биология
8а,8б, 8в
Борщевская Светлана Владиславовна
2021-2022 учебный год
Обязательная часть: 68 ч.
Итого: количество часов в неделю 2, в год 68
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит
из:
1. Примерной учебной программы основного общего образования по
биологии для 5-9 классов (ФГОС). Биология: 5-9 классы: программа. М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с.
2. Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология" (М., изд. центр "ВентанаГраф», 2017 год)
Цель изучения курса:
 овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, использовать информацию о
современных достижениях в области биологии и экологии, работать с
биологическими приборами, справочниками;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными
источниками информации;
 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
 освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической
науки в практической деятельности людей; методах познания живой
природы;
 овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного
организма; использовать информацию о современных достижениях в
области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма, биологические эксперименты;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными
источниками информации;
 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в
природе;
Биологическое образование на ступени основного общего образования
играет важнейшую роль с точки зрения получения знаний о человеке как о
биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и
формировании социальной среды. Определение систематического положения

Основные
образовательные
технологии

человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками
позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление
на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов
и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения
возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется
волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от
воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем,
который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует
важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах,
благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля,
способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к
врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных
привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности.
Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие личности обучающихся.
Информационные. Проектные.
Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие
технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты обучающихся по курсу «Биология»
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству;
- Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и
миролюбия;
- Развитие национального самосознания, формирование нравственных и
гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности на уроках
биологии.
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и
изобретениями русских ученых в области биологии;
- Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой
вклад в развитие биологии;
- Раскрытие красоты и неповторимости родного края, воспитание чувства
сопричастности с природой;
- Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной
медицины, сельского хозяйства, биологических наук.
3. Духовного и нравственного воспитания:
- Развитие у учащихся нравственных чувств;
- Формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Выработка моделей поведения обучающихся в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
- Осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных
познаниях об устройстве мира и общества;
Формирование
мировоззренческих
представлений
соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира;
- Формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
- Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к
обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия
- Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы
здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии;

- Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных
привычек;
- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в
транспорте и на дорогах.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения реализуется посредством
- Коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной
траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к
предмету, общественных интересов и потребностей;
8.Экологического воспитания
- Экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на
Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому
здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с
веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
- Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов предмета;
- Экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся сможет:
 планировать свою деятельность при решении учебных естественно-биологических
задач, осознанно выбирать способ решения;
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, работать над темой проекта;
 принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую определённому
этапу урока;
 понимать выделенные ориентиры действий;
 планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их
достижения;
 работать по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки
самостоятельно;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
 работать с учебным текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять
смысловые фрагменты);
 проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные
определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения;
иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью
контрпримеров неверные утверждения;
 действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
 контролировать свои действия при решении учебных задач.
Познавательные УУД
Обучающийся сможет:

применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического
характера и задач смежных дисциплин с использованием при необходимости
справочных материалов, компьютера;
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять
причины и следствия простых явлений;
 строить логические суждения, включающие установление причинно-следственных
связей;
 осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
 извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в
таблицах, схемах и диаграммах, отражающую свойства и характеристики процессов и
явлений;
 понимать знаки, символы, модели, схемы, карты, на практике пользоваться ими и
основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования,
объяснения проблем, прогнозирования и др.
 формировать познавательный мотив учащихся на основе интереса к изучению
органического мира;
 понимать и использовать биологические средства наглядности (схемы, таблицы)для
интеграции и аргументации;
 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
биологических объектов;
 умение находить, анализировать результаты поиска необходимой информации в
различных источниках для решения биологических проблем, представлять её в
понятной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся сможет:
 самостоятельно организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цел распределять роли, договариваться друг с другом и т.д
 полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
 в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
 учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
 добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная
инициативность), в электронных приложениях, в дополнительной литературе;
 выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).
В результате изучения темы «Общий обзор организма человека»
Ученик научится:
 объяснять место и роль человека в природе и систематике;
 определять методы и основные этапы развития наук, изучающие человека;
 объяснять общее строение организма человека;
 определять строение тканей организма человека;
 сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
 выделять
существенные
признаки
процессов
рефлекторной
регуляции
жизнедеятельности организма человека.
Ученик получит возможность научиться:
 выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической
природы;


объяснять современные концепции происхождения и выявлять этапы эволюции
человека;
 наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
 проводить биологические исследования, самонаблюдения;
 проводить лабораторную работу «ткани человека» и делать выводы на основе
полученных результатов.
В результате изучения темы «Опорно-двигательная система»
Ученик научится:
 объяснять строение скелета и мышц, определять их функции;
 распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов.
Ученик получит возможность научиться:
 оказывать первую помощь при травмах опорно-двигательной системы;
 проводить биологические исследования и самонаблюдения по темам «работа
основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки», «выявление плоскостопия»
(выполняется дома);
 проводить лабораторную работу «скелет человека», определять расположение костей в
своем организме и делать выводы по результатам исследований;
 устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела
человека от строения его позвоночника.
В результате изучения темы «Внутренняя среда организма»
Ученик научится:
 объяснять назначение компонентов внутренней среды организма человека;
 определять защитные барьеры организма;
 определять понятие иммунитет;
 проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
 выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Ученик получит возможность научиться:
 проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах;
 проводить лабораторную работу «клетки крови», делать выводы по результатам
исследований.
В результате изучения темы «Кровеносная система»
Ученик научится:
 определять органы кровеносной системы, их строение и роль в организме;
 выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам.
Ученик получит возможность научиться:
 измерять пульс и кровяное давление, описывать полученные результаты;
 проводить лабораторную работу «подсчет пульса до и после нагрузки», делать выводы
по результатам исследований;
 оказывать первую помощь при травмах и кровотечениях;
 находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях
сердечнососудистой системы.
В результате изучения темы «Дыхательная система»
Ученик научится:
 выделять особенности строения дыхательной системы;
 распознавать механизм вдоха и выдоха;
 выделять существенные признаки нервной гуморальной регуляции дыхания
газообмена.
Ученик получит возможность научиться:


оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего,
простудных заболеваниях;
 проводить биологические исследования и самонаблюдения по измерению обхвата
грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха и определению частоты дыхания.
В результате изучения темы «Пищеварительная система»
Ученик научится:
 определять строение и функции пищеварительной системы;
 выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
 определять питательные вещества в пищевых продуктах, их роль в обмене веществ;
 определять нормы питания и составлять его режим;
 выделять существенные признаки нервной гуморальной регуляции дыхания
газообмена;
 правилам предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Ученик получит возможность научиться:
 приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер по
профилактике нарушений работы пищеварительной системы;
 проводить биологические исследования по самонаблюдению «определения положения
слюнных желёз», «движения гортани при глотании» и делать вывод на основе
полученных результатов.
В результате изучения темы «Обмен веществ. Выделение продуктов обмена»
Ученик научится:
 определять понятие обмена вещества и энергии как основное свойство всех живых
существ;
 выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии в
организме человека;
 определять роль ферментов в обмене веществ;
 классифицировать витамины;
 определять сущность процесса выделения и его значение;
 распознавать органы мочевыделения;
 выделять существенные признаки регуляции мочеиспускания.
Ученик получит возможность научиться:
 объяснять роль витаминов в организме человека;
 проводить практическую работу «составление рациона питания», использовать
полученные результаты;
 приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер по
профилактике нарушений развития основ авитаминозов;
 соблюдать меры профилактики нарушений обмена веществ в организме;
 соблюдать меры профилактики нарушений заболеваний мочевыделительной системы.
В результате изучения темы «Кожные покровы человека»
Ученик научится:
 различать наружные покровы тела человека;
 определять строение и функция кожи;
 выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции.
Ученик получит возможность научиться:
 оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях,
травмах кожного покрова;
 проводить биологические исследования по самонаблюдению «строения тыльной и
ладонной поверхности кисти», «определения типа своей кожи с помощью бумажной
салфетки» и делать выводы на основе полученных результатов.


В результате изучения темы «Эндокринная система. Регуляция функций в
организме»
Ученик научится:
 классифицировать железы в организме человека;
 различать железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
 выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной
системы.
Ученик получит возможность научиться:
 устанавливать причинно-следственные связи взаимодействия нервной и гуморальной
регуляции в деятельности эндокринной системы;
 находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях,
связанных с нарушением работы желез внутренней секреции.
В результате изучения темы «Нервная система»
Ученик научится:
 определять строение нервной системы;
 распознавать соматический и вегетативный отделы нервной системы;
 объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
 классифицировать рефлексы:
 объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.
Ученик получит возможность научиться:
 проводить по самонаблюдению «штриховое раздражение кожи» и делать выводы на
основе полученных результатов;
 устанавливать
причинно-следственные связи взаимодействие составляющих
рефлекторной дуги;
 применять на практике механизм выработки условного рефлекса.
В результате изучения темы «Органы чувств. Анализаторы»
Ученик научится:
 определять строение анализаторов, как части нервной системы;
 распознавать анализаторы и органы чувств, определять их значение;
 выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Ученик получит возможность научиться:
 устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и
выполняемой им функцией;
 проводить биологические исследования в ходе практической работы «особенности
зрения», делать выводы на основе полученных результатов.
В результате изучения темы «Поведение и психика»
Ученик научится:
 определять вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной
деятельности;
 выделять особенности высшей нервной деятельности человека;
 выделять существенные особенности поведения и психики человека;
 классифицировать типы и виды памяти.
Ученик получит возможность научиться:
 объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
 характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в
развитии человека;
 проводить биологические исследования по самонаблюдению «оценка объёма
кратковременной памяти с помощью теста», делать выводы на основе полученных
результатов.

В результате изучения темы «Индивидуальное развитие организма»
Ученик научится:
 определять репродуктивную систему человека;
 различать жизненные циклы организмов;
 выделять существенные признаки органов размножения человека;
 объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода.
Ученик получит возможность научиться:
 определять наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся
половым путем, а также меры их профилактики;
 приводить
доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер
профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медикогенетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний
человека.
В результате изучения темы «Человек и его здоровье»
Ученик научится:
 различать социальную и природную среды человека;
 анализировать и давать оценку факторов риска для здоровья человека;
 определять принципы здорового образа жизни.
Ученик получит возможность научиться:
 приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей
среды, необходимости защиты среды обитания человека;
 объяснять роль здорового образа жизни в человеческом обществе и в жизни
отдельного человека.
Формирование ИКТ - компетенций.
 использовать информационные ресурсы для составления таблиц, схем при изучении
биологического материала;
 создание и редактирование презентаций;
 поиск информации в Интернете;
 использование возможности ИКТ в познавательной, проектной и творческой
деятельности.

Содержание обучения
1. Введение. Общий обзор организма человека. (5 ч )

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека
для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм
человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение,
измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и
отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа.
Происхождение
современного человека. Расы.
2.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение,
химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов
организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема.
Внутренняя
среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
3.
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Лабораторные работы:
№1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»
№2 «Клетки и ткани под микроскопом»
Практические работы:
«Получение
мигательного рефлекса и его торможения»
4.

2. Опорно-двигательная система (9 ч )
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав,
строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека,
связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов
окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции.
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорнодвигательного аппарата.
Лабораторные работы:
№3 «Строение костной ткани»
№4 «Состав костей»
Практические работы:
«Роль плечевого пояса в движении руки; функции костей предплечья при повороте кисти;
утомление при статической и динамической работе»
«Определение нарушений осанки и плоскостопия; функции основных мышечных групп»

3. Кровь и кровообращение (9 ч)
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз.
Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет.
Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в
области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.
Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов.
Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс.
Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой
системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений,
приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторные работы:
№5 «Строение крови лягушки и крови человека»
Практические работы:
«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение»
«Опыты, выявляющие природу пульса; определение скорости кровотока в сосудах ногтевого
ложа»

4. Дыхательная система (6 ч)
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы.
Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред

табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и
соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь
при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Лабораторные работы:
№5 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
№6 «Дыхательные движения. Изготовление самодельной модели Дондерса»

5. Пищеварительная система (7 ч)
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты,
роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за
ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный
сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной
железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения
в толстом
кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания,
предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Лабораторные работы:
№8 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока
на белки»
Практические работы:
«Местоположение слюнных желез»

6. Обмен веществ и энергии. Витамины (4 ч)
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии.
Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление
гиповитаминозов
и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание.
Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
7. Мочевыделительная система (2 ч)
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения
мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их
предупреждения.
8. Кожа (3 ч)
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах
терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах,
обморожениях и их профилактика.
9. Эндокринная система (2 ч)
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз,
эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции:
поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
10. Нервная система (5 ч)
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы.
Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного
мозга.
Особенности развития головного мозга человека и его функциональная
асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Практические работы:
«Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативные сосудистые рефлексы при
штриховом раздражении кожи»

11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и
функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы:
палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и
функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства,
осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние
экологических факторов на органы чувств.
Практические работы:
«Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие
цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении»

12. Поведение и психика (6 ч)
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А.
Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение.
Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и
бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики
человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к
накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные
особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология
и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных,
творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека.
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная
активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и
системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы,
нарушающие
здоровье
(гиподинамия,
курение,
употребление
алкоголя,
несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью
и здоровью окружающих.
13. Индивидуальное развитие человека (5 ч)
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие.
Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у
человека. Психологические особенности личности. Наследственные болезни, их
причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота
о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их
профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и
энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика
основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных
ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды.

Учебно-тематический план
Тема

№
1
2
3
4
5
6
7
8

№
1
2
3
4
5,6

Всего
уроков

Практический
компонент
лаборато практическ
рная
ая работа
работа
2
1

1.Введение. Общий обзор
организма человека.

5

2.Опорно-двигательная система.

9

2

2

3.Кровь и кровообращение.

9

1

2

4.Дыхательная система.

6

2

5.Пищеварительная система.
6.Обмен веществ и энергии.
Витамины
7. Мочевыделительная система
8. Кожа
9.Эндокринная система
10.Нервная система
11.Органы чувств. Анализаторы
12. Поведение и психика
13. Индивидуальное развитие
организма.

7
4

1

Итого:

68

2
3
2
5
5
6
5

самостояте
льная
работа/
контрольн
ая работа

1

1
1
1

2
2
1

8

11

3

Перечень лабораторных работ
Тема
«Действие фермента каталазы на пероксид водорода»
«Клетки и ткани под микроскопом»
«Строение костной ткани»
«Состав костей»
«Строение крови лягушки и крови человека»
«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
«Дыхательные движения. Изготовление самодельной модели Дондерса»
«Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного
сока на белки»
Итого: Л/р – 8

Дата
09.09.2021
13.09.2021

20.09.2021
20.09.2021
21.10.2021
02.12.2021
06.12.2021
10.01.2022

Перечень практических работ
Тема
Дата
«Получение мигательного рефлекса и его торможения»
16.09.2021
«Роль плечевого пояса в движении руки; функции костей предплечья при повороте
27.09.2021
кисти; утомление при статической и динамической работе»
«Определение нарушений осанки и плоскостопия; функции основных мышечных
11.10.2021
групп»
«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение»
11.11.2021
«Опыты, выявляющие природу пульса; определение скорости кровотока в сосудах 15.11.2021
ногтевого ложа»»

7
8,9
10,1
1

«Местоположение слюнных желез»
«Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативные сосудистые рефлексы
при штриховом раздражении кожи»
«Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие
цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении»
Итого:
П/р – 11

23.12.2021
03.03.2022
24.03.2022

Тематическое планирование
Раздел

№п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
проведения

Домашнее задание

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1

02.09.2021

Структура тела. Место человека в живой
природе.
Клетка: строение, химический состав,
жизнедеятельность.
Л/р №1 «Действие фермента каталазы на
пероксид водорода»
Ткани. Л/р №2 «Клетки и ткани под
микроскопом»

1

06.09.2021

стр. 3-6, § 1, сообщение о
науках, изучающих
организм человека
§ 2, таблица 1

1

09.09.2021

§ 3, л/р №1 стр. 19

1

13.09.2021

§ 4, л/р №2 стр.25

Системы органов в организме. Уровни
организации организма.
Нервная и гуморальная регуляция.
Тема 2: Опорно-двигательная система. (9 ч)
6
Скелет. Строение, состав и соединение костей.
Л/р №3 «Строение костной ткани»
Л/р №4 «Состав костей»
7
Скелет головы и туловища.
8
Скелет конечностей
9
Первая помощь при травмах: растяжении
связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

16.09.2021

§5, стр.30 пр/р №1

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

1

20.09.2021

§ 6, рис.13-15, л/ №3,4
стр. 38-39.

1
1
1

23.09.2021
27.09.2021
30.09.202

1
1

04.10.2021
07.10.2021

§7
§ 8, пр/р стр.46, 48
§ 9, сообщение о видах
травм опорнодвигательной системы
§ 10
§ 11

Тема 1: Организм человека. Общий обзор. (5 ч)
1
Введение. Биосоциальная природа человека.
Наука об организме человека.
2
3

4
5

10
11

Типы мышц. Значение мышц.
Работа мышц.

Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального

12

Нарушение осанки и плоскостопие.

Развитие опорно-двигательной системы
Урок-зачет по теме «Опорно-двигательная
система»
Тема 3: Кровь и кровообращение (9ч)
15
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.
Л/р № 5 «Сравнение крови человека с кровью
лягушки»
16
Иммунитет.
17
Тканевая совместимость и переливание крови.
18
Строение и работа сердца. Круги
кровообращения.
19
Движение лимфы.
20
Движение крови по сосудам.
21
Регуляция работы сердца и кровеносных
сосудов.
22
Предупреждения заболеваний сердечнососудистой системы. Первая помощь при
кровотечениях.
23
Урок-зачет по теме ««Кровь и
кровообращение».
13
14

Тема 4: Дыхательная система (6 ч)
24
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение
легких.
25
Л/р №6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого
воздуха»
Урок изучения и первичного закрепления новых
знаний.

1

11.10.2021

1
1

14.10.2021
18.10.2021

§ 12, стр. 61,63 оформить благополучия.
практические работы.
Популяризация
научных знаний.
§ 13
§ 6-13

1

21.10.2021

§ 14, л/р №5 стр. 74

1
1
1

25.10.2021
28.10.2021
08.11.2021

§ 15
§ 16
§ 17

1
1
1

11.11.2021
15.11.2021
18.11.2021

§ 18, стр.87 пр/р
§ 19, стр.91-93 пр/р
§ 20

1

22.11.2021

§ 21, 22

1

25.11.2021

§ 14-22

1

29.11.2021

§ 23, стр. 106 рис. 52

1

02.12.2021

§ 24, л/р №6 стр. 109

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Популяризация
научных знаний.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Физическое
воспитание,

1

06.12.2021

§ 25, л/р №7 стр. 111

1
1

09.12.2021
13.12.2021

1

16.12.2021

§ 26
§ 27, дополнительный
материал о гигиене
органов дыхания.
§ 28

1
1

20.12.2021
23.12.2021

1
1

27.12.2021
10.01.2022

1

13.01.2022

35

Зубы.
Пищеварение в ротовой полости и в желудке.
Л/р №8. «Действие ферментов слюны на
крахмал».
Пищеварение в кишечнике. Всасывание
питательных веществ.
Регуляция пищеварения. Гигиена питания

1

17.01.2022

36

Заболевания органов пищеварения.

1

20.01.2022

1
1

24.01.2022
27.01.2022

§ 36
§ 37

1
1

31.01.2022
03.02.2022

§ 38
повторить § 29-38

26

27
28

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные
движения
Л/р №7. «Дыхательные движения. Модель
Дондерса».
Регуляция дыхания.
Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Гигиена органов дыхания.

Первая помощь при поражении органов
дыхания.
Тема 5: Пищеварительная система (7 ч)
30
Значение и состав пищи.
31
Органы пищеварения.
29

32
33

34

Тема 6: Обмен веществ и энергии. Витамины (4 ч)
37
Обменные процессы в организме.
38
Нормы питания. Обмен белков, жиров и
углеводов.
39
Витамины.
40
Урок-зачет по темам «Пищеварительная
система», «Обмен веществ»

§ 29
§ 30, стр. 131 рис. 59,60.,
стр.131 пр/р
§ 31
§ 32, л/р №8 стр. 139
§ 33, выучить все
ферменты
§ 34, сообщение о
режиме питания
§ 35, сообщения о
гигиене питания, вреде
табакокурения и
алкоголя

формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Популяризация
научных знаний.

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Популяризация
научных знаний.

Тема 7: Мочевыделительная система (2 ч)
41
Строение и функции почек.
42
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой
режим.

1
1

07.02.2022
10.02.2022

§ 39, стр. 165 рис. 70
§ 40

Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.

Тема 8: Кожа (3 ч)
43
Кожа. Строение и значение кожи.
44
Роль кожи в терморегуляции.
45
Нарушение кожных покровов и повреждения
кожи. Первая помощь при тепловом и
солнечном ударах.

1
1
1

14.02.2022
17.02.2022
21.02.2022

§ 41, стр. 172 рис. 71
§ 42
§ 43

Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Экологическое
воспитание.

1

24.02.2022

§ 44

1

28.02.2022

§ 45, сообщение о
заболеваниях

Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.

1

03.03.2022

§ 46, стр.189 пр/р

1

07.03.2022

§ 47

1
1

10.03.2022
14.03.2022

§ 48
§ 49, стр. 196, рис. 77

Тема 9: Эндокринная система (2 ч)
46
Железы внешней, внутренней и смешанной
секреции.
47
Роль гормонов в обмене веществ, росте и
развитии организма.

Тема 10: Нервная система (5 ч)
48
Значение, строение и функционирование
нервной системы.
49
Автономный (вегетативный) отдел нервной
системы.
50
Нейрогуморальная регуляция
51
Спинной мозг.

Гражданское
воспитание.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.

52

Головной мозг: строение и функции.

Тема 11: Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
53
Значение органов чувств и анализаторов.
54
Орган зрения и зрительный анализатор.
55
Заболевания и повреждения глаз.
56
Орган слуха и равновесия.
57
Органы осязания, обоняния, вкуса.

Тема 12: Поведение и психика (6 ч)
58
Врожденные формы поведения

1

17.03.2022

§ 50

Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Популяризация
научных знаний.

1
1
1
1

21.03.2022
24.03.2022
04.04.2022
07.04.2022
11.04.2022

§ 51
§ 52, стр. 210-211 пр/р
§ 53
§ 54
§ 55

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Популяризация
научных знаний.

1

14.04.2022

§ 56

Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Трудовое

59
60

Приобретенные формы поведения
Закономерности работы головного мозга.

1
1

18.04.2022
21.04.2022

§ 57
§ 58

61

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

25.04.2022

§ 59

62
63

Особенности ВНД. Познавательные процессы.
Воля и эмоции. Внимание. Работоспособность.
Режим дня.

Тема13: Индивидуальное развитие организма (5ч)
64
Половая система человека.
65
66
67
68

Наследственные и врожденные заболевания.
Болезни, передающиеся половым путем.
Внутриутробное развитие организма.
Развитие после рождения. О вреде наркогенных
веществ.
Психологические особенности личности

1
1

28.04.2022
02.05.2022

§ 60
§ 61,62

воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

1

05.05.2022

§ 63

1

12.05.2022

§ 64

1
1

16.05.2022
19.05.2022

§ 65
§ 65,66

1

23.05.2022

§ 67

Гражданское
воспитание.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Популяризация
научных знаний.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».