Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО естественного цикла Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________/Анисимова Е.С. Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Биология: человек» Класс: 8 Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по обязательной части ученого плана: всего – 68 ч/год; 2ч/неделю Рабочую программу составила: Борщевская С.В., учитель химии и биологии высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (ФГОС). Биология: 5-9 классы: программа. - М.: ВентанаГраф, 2012. - 304 с. Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология» (М., изд. центр «Вентана-Граф», 2017 год) Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Биология 8а,8б, 8в Борщевская Светлана Владиславовна 2021-2022 учебный год Обязательная часть: 68 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 68 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (ФГОС). Биология: 5-9 классы: программа. М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с. 2. Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология" (М., изд. центр "ВентанаГраф», 2017 год) Цель изучения курса: овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Задачи: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; Биологическое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения получения знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения Основные образовательные технологии человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты обучающихся по курсу «Биология» Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: - Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; - Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия; - Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности на уроках биологии. 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области биологии; - Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие биологии; - Раскрытие красоты и неповторимости родного края, воспитание чувства сопричастности с природой; - Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной медицины, сельского хозяйства, биологических наук. 3. Духовного и нравственного воспитания: - Развитие у учащихся нравственных чувств; - Формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; - Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. - Выработка моделей поведения обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: - Осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; Формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; - Формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; - Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия - Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии; - Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек; - Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах. 7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения реализуется посредством - Коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; - Интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 8.Экологического воспитания - Экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; - Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; - Экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся сможет: планировать свою деятельность при решении учебных естественно-биологических задач, осознанно выбирать способ решения; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, работать над темой проекта; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую определённому этапу урока; понимать выделенные ориентиры действий; планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения; работать по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; работать с учебным текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты); проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения; действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; контролировать свои действия при решении учебных задач. Познавательные УУД Обучающийся сможет: применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические суждения, включающие установление причинно-следственных связей; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, схемах и диаграммах, отражающую свойства и характеристики процессов и явлений; понимать знаки, символы, модели, схемы, карты, на практике пользоваться ими и основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения проблем, прогнозирования и др. формировать познавательный мотив учащихся на основе интереса к изучению органического мира; понимать и использовать биологические средства наглядности (схемы, таблицы)для интеграции и аргументации; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологических объектов; умение находить, анализировать результаты поиска необходимой информации в различных источниках для решения биологических проблем, представлять её в понятной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся сможет: самостоятельно организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе (определять общие цел распределять роли, договариваться друг с другом и т.д полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), в электронных приложениях, в дополнительной литературе; выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). В результате изучения темы «Общий обзор организма человека» Ученик научится: объяснять место и роль человека в природе и систематике; определять методы и основные этапы развития наук, изучающие человека; объяснять общее строение организма человека; определять строение тканей организма человека; сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Ученик получит возможность научиться: выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы; объяснять современные концепции происхождения и выявлять этапы эволюции человека; наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах; проводить биологические исследования, самонаблюдения; проводить лабораторную работу «ткани человека» и делать выводы на основе полученных результатов. В результате изучения темы «Опорно-двигательная система» Ученик научится: объяснять строение скелета и мышц, определять их функции; распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Ученик получит возможность научиться: оказывать первую помощь при травмах опорно-двигательной системы; проводить биологические исследования и самонаблюдения по темам «работа основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки», «выявление плоскостопия» (выполняется дома); проводить лабораторную работу «скелет человека», определять расположение костей в своем организме и делать выводы по результатам исследований; устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника. В результате изучения темы «Внутренняя среда организма» Ученик научится: объяснять назначение компонентов внутренней среды организма человека; определять защитные барьеры организма; определять понятие иммунитет; проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Ученик получит возможность научиться: проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах; проводить лабораторную работу «клетки крови», делать выводы по результатам исследований. В результате изучения темы «Кровеносная система» Ученик научится: определять органы кровеносной системы, их строение и роль в организме; выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Ученик получит возможность научиться: измерять пульс и кровяное давление, описывать полученные результаты; проводить лабораторную работу «подсчет пульса до и после нагрузки», делать выводы по результатам исследований; оказывать первую помощь при травмах и кровотечениях; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы. В результате изучения темы «Дыхательная система» Ученик научится: выделять особенности строения дыхательной системы; распознавать механизм вдоха и выдоха; выделять существенные признаки нервной гуморальной регуляции дыхания газообмена. Ученик получит возможность научиться: оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях; проводить биологические исследования и самонаблюдения по измерению обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха и определению частоты дыхания. В результате изучения темы «Пищеварительная система» Ученик научится: определять строение и функции пищеварительной системы; выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения; определять питательные вещества в пищевых продуктах, их роль в обмене веществ; определять нормы питания и составлять его режим; выделять существенные признаки нервной гуморальной регуляции дыхания газообмена; правилам предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Ученик получит возможность научиться: приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер по профилактике нарушений работы пищеварительной системы; проводить биологические исследования по самонаблюдению «определения положения слюнных желёз», «движения гортани при глотании» и делать вывод на основе полученных результатов. В результате изучения темы «Обмен веществ. Выделение продуктов обмена» Ученик научится: определять понятие обмена вещества и энергии как основное свойство всех живых существ; выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии в организме человека; определять роль ферментов в обмене веществ; классифицировать витамины; определять сущность процесса выделения и его значение; распознавать органы мочевыделения; выделять существенные признаки регуляции мочеиспускания. Ученик получит возможность научиться: объяснять роль витаминов в организме человека; проводить практическую работу «составление рациона питания», использовать полученные результаты; приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер по профилактике нарушений развития основ авитаминозов; соблюдать меры профилактики нарушений обмена веществ в организме; соблюдать меры профилактики нарушений заболеваний мочевыделительной системы. В результате изучения темы «Кожные покровы человека» Ученик научится: различать наружные покровы тела человека; определять строение и функция кожи; выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Ученик получит возможность научиться: оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова; проводить биологические исследования по самонаблюдению «строения тыльной и ладонной поверхности кисти», «определения типа своей кожи с помощью бумажной салфетки» и делать выводы на основе полученных результатов. В результате изучения темы «Эндокринная система. Регуляция функций в организме» Ученик научится: классифицировать железы в организме человека; различать железы внешней, внутренней и смешанной секреции; выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Ученик получит возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи взаимодействия нервной и гуморальной регуляции в деятельности эндокринной системы; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях, связанных с нарушением работы желез внутренней секреции. В результате изучения темы «Нервная система» Ученик научится: определять строение нервной системы; распознавать соматический и вегетативный отделы нервной системы; объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности; классифицировать рефлексы: объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Ученик получит возможность научиться: проводить по самонаблюдению «штриховое раздражение кожи» и делать выводы на основе полученных результатов; устанавливать причинно-следственные связи взаимодействие составляющих рефлекторной дуги; применять на практике механизм выработки условного рефлекса. В результате изучения темы «Органы чувств. Анализаторы» Ученик научится: определять строение анализаторов, как части нервной системы; распознавать анализаторы и органы чувств, определять их значение; выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Ученик получит возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией; проводить биологические исследования в ходе практической работы «особенности зрения», делать выводы на основе полученных результатов. В результате изучения темы «Поведение и психика» Ученик научится: определять вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности; выделять особенности высшей нервной деятельности человека; выделять существенные особенности поведения и психики человека; классифицировать типы и виды памяти. Ученик получит возможность научиться: объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека; характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека; проводить биологические исследования по самонаблюдению «оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста», делать выводы на основе полученных результатов. В результате изучения темы «Индивидуальное развитие организма» Ученик научится: определять репродуктивную систему человека; различать жизненные циклы организмов; выделять существенные признаки органов размножения человека; объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Ученик получит возможность научиться: определять наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики; приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медикогенетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. В результате изучения темы «Человек и его здоровье» Ученик научится: различать социальную и природную среды человека; анализировать и давать оценку факторов риска для здоровья человека; определять принципы здорового образа жизни. Ученик получит возможность научиться: приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека; объяснять роль здорового образа жизни в человеческом обществе и в жизни отдельного человека. Формирование ИКТ - компетенций. использовать информационные ресурсы для составления таблиц, схем при изучении биологического материала; создание и редактирование презентаций; поиск информации в Интернете; использование возможности ИКТ в познавательной, проектной и творческой деятельности. Содержание обучения 1. Введение. Общий обзор организма человека. (5 ч ) Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. 2. Общие свойства организма человека Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). 3. Нейрогуморальная регуляция функций организма Лабораторные работы: №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» №2 «Клетки и ткани под микроскопом» Практические работы: «Получение мигательного рефлекса и его торможения» 4. 2. Опорно-двигательная система (9 ч ) Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорнодвигательного аппарата. Лабораторные работы: №3 «Строение костной ткани» №4 «Состав костей» Практические работы: «Роль плечевого пояса в движении руки; функции костей предплечья при повороте кисти; утомление при статической и динамической работе» «Определение нарушений осанки и плоскостопия; функции основных мышечных групп» 3. Кровь и кровообращение (9 ч) Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лабораторные работы: №5 «Строение крови лягушки и крови человека» Практические работы: «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение» «Опыты, выявляющие природу пульса; определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» 4. Дыхательная система (6 ч) Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. Лабораторные работы: №5 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» №6 «Дыхательные движения. Изготовление самодельной модели Дондерса» 5. Пищеварительная система (7 ч) Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Лабораторные работы: №8 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки» Практические работы: «Местоположение слюнных желез» 6. Обмен веществ и энергии. Витамины (4 ч) Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. 7. Мочевыделительная система (2 ч) Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. 8. Кожа (3 ч) Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. 9. Эндокринная система (2 ч) Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. 10. Нервная система (5 ч) Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Практические работы: «Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативные сосудистые рефлексы при штриховом раздражении кожи» 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч) Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. Практические работы: «Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении» 12. Поведение и психика (6 ч) Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. 13. Индивидуальное развитие человека (5 ч) Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Психологические особенности личности. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Учебно-тематический план Тема № 1 2 3 4 5 6 7 8 № 1 2 3 4 5,6 Всего уроков Практический компонент лаборато практическ рная ая работа работа 2 1 1.Введение. Общий обзор организма человека. 5 2.Опорно-двигательная система. 9 2 2 3.Кровь и кровообращение. 9 1 2 4.Дыхательная система. 6 2 5.Пищеварительная система. 6.Обмен веществ и энергии. Витамины 7. Мочевыделительная система 8. Кожа 9.Эндокринная система 10.Нервная система 11.Органы чувств. Анализаторы 12. Поведение и психика 13. Индивидуальное развитие организма. 7 4 1 Итого: 68 2 3 2 5 5 6 5 самостояте льная работа/ контрольн ая работа 1 1 1 1 2 2 1 8 11 3 Перечень лабораторных работ Тема «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» «Клетки и ткани под микроскопом» «Строение костной ткани» «Состав костей» «Строение крови лягушки и крови человека» «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» «Дыхательные движения. Изготовление самодельной модели Дондерса» «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки» Итого: Л/р – 8 Дата 09.09.2021 13.09.2021 20.09.2021 20.09.2021 21.10.2021 02.12.2021 06.12.2021 10.01.2022 Перечень практических работ Тема Дата «Получение мигательного рефлекса и его торможения» 16.09.2021 «Роль плечевого пояса в движении руки; функции костей предплечья при повороте 27.09.2021 кисти; утомление при статической и динамической работе» «Определение нарушений осанки и плоскостопия; функции основных мышечных 11.10.2021 групп» «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение» 11.11.2021 «Опыты, выявляющие природу пульса; определение скорости кровотока в сосудах 15.11.2021 ногтевого ложа»» 7 8,9 10,1 1 «Местоположение слюнных желез» «Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативные сосудистые рефлексы при штриховом раздражении кожи» «Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении» Итого: П/р – 11 23.12.2021 03.03.2022 24.03.2022 Тематическое планирование Раздел №п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельности 1 02.09.2021 Структура тела. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав, жизнедеятельность. Л/р №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» Ткани. Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом» 1 06.09.2021 стр. 3-6, § 1, сообщение о науках, изучающих организм человека § 2, таблица 1 1 09.09.2021 § 3, л/р №1 стр. 19 1 13.09.2021 § 4, л/р №2 стр.25 Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Тема 2: Опорно-двигательная система. (9 ч) 6 Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л/р №3 «Строение костной ткани» Л/р №4 «Состав костей» 7 Скелет головы и туловища. 8 Скелет конечностей 9 Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. 1 16.09.2021 §5, стр.30 пр/р №1 Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. 1 20.09.2021 § 6, рис.13-15, л/ №3,4 стр. 38-39. 1 1 1 23.09.2021 27.09.2021 30.09.202 1 1 04.10.2021 07.10.2021 §7 § 8, пр/р стр.46, 48 § 9, сообщение о видах травм опорнодвигательной системы § 10 § 11 Тема 1: Организм человека. Общий обзор. (5 ч) 1 Введение. Биосоциальная природа человека. Наука об организме человека. 2 3 4 5 10 11 Типы мышц. Значение мышц. Работа мышц. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального 12 Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы Урок-зачет по теме «Опорно-двигательная система» Тема 3: Кровь и кровообращение (9ч) 15 Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Л/р № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» 16 Иммунитет. 17 Тканевая совместимость и переливание крови. 18 Строение и работа сердца. Круги кровообращения. 19 Движение лимфы. 20 Движение крови по сосудам. 21 Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. 22 Предупреждения заболеваний сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. 23 Урок-зачет по теме ««Кровь и кровообращение». 13 14 Тема 4: Дыхательная система (6 ч) 24 Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. 25 Л/р №6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 1 11.10.2021 1 1 14.10.2021 18.10.2021 § 12, стр. 61,63 оформить благополучия. практические работы. Популяризация научных знаний. § 13 § 6-13 1 21.10.2021 § 14, л/р №5 стр. 74 1 1 1 25.10.2021 28.10.2021 08.11.2021 § 15 § 16 § 17 1 1 1 11.11.2021 15.11.2021 18.11.2021 § 18, стр.87 пр/р § 19, стр.91-93 пр/р § 20 1 22.11.2021 § 21, 22 1 25.11.2021 § 14-22 1 29.11.2021 § 23, стр. 106 рис. 52 1 02.12.2021 § 24, л/р №6 стр. 109 Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Популяризация научных знаний. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Физическое воспитание, 1 06.12.2021 § 25, л/р №7 стр. 111 1 1 09.12.2021 13.12.2021 1 16.12.2021 § 26 § 27, дополнительный материал о гигиене органов дыхания. § 28 1 1 20.12.2021 23.12.2021 1 1 27.12.2021 10.01.2022 1 13.01.2022 35 Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л/р №8. «Действие ферментов слюны на крахмал». Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Гигиена питания 1 17.01.2022 36 Заболевания органов пищеварения. 1 20.01.2022 1 1 24.01.2022 27.01.2022 § 36 § 37 1 1 31.01.2022 03.02.2022 § 38 повторить § 29-38 26 27 28 Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения Л/р №7. «Дыхательные движения. Модель Дондерса». Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Тема 5: Пищеварительная система (7 ч) 30 Значение и состав пищи. 31 Органы пищеварения. 29 32 33 34 Тема 6: Обмен веществ и энергии. Витамины (4 ч) 37 Обменные процессы в организме. 38 Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов. 39 Витамины. 40 Урок-зачет по темам «Пищеварительная система», «Обмен веществ» § 29 § 30, стр. 131 рис. 59,60., стр.131 пр/р § 31 § 32, л/р №8 стр. 139 § 33, выучить все ферменты § 34, сообщение о режиме питания § 35, сообщения о гигиене питания, вреде табакокурения и алкоголя формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Популяризация научных знаний. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Популяризация научных знаний. Тема 7: Мочевыделительная система (2 ч) 41 Строение и функции почек. 42 Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. 1 1 07.02.2022 10.02.2022 § 39, стр. 165 рис. 70 § 40 Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Тема 8: Кожа (3 ч) 43 Кожа. Строение и значение кожи. 44 Роль кожи в терморегуляции. 45 Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. 1 1 1 14.02.2022 17.02.2022 21.02.2022 § 41, стр. 172 рис. 71 § 42 § 43 Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Экологическое воспитание. 1 24.02.2022 § 44 1 28.02.2022 § 45, сообщение о заболеваниях Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. 1 03.03.2022 § 46, стр.189 пр/р 1 07.03.2022 § 47 1 1 10.03.2022 14.03.2022 § 48 § 49, стр. 196, рис. 77 Тема 9: Эндокринная система (2 ч) 46 Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. 47 Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Тема 10: Нервная система (5 ч) 48 Значение, строение и функционирование нервной системы. 49 Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. 50 Нейрогуморальная регуляция 51 Спинной мозг. Гражданское воспитание. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. 52 Головной мозг: строение и функции. Тема 11: Органы чувств. Анализаторы (5 ч) 53 Значение органов чувств и анализаторов. 54 Орган зрения и зрительный анализатор. 55 Заболевания и повреждения глаз. 56 Орган слуха и равновесия. 57 Органы осязания, обоняния, вкуса. Тема 12: Поведение и психика (6 ч) 58 Врожденные формы поведения 1 17.03.2022 § 50 Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Популяризация научных знаний. 1 1 1 1 21.03.2022 24.03.2022 04.04.2022 07.04.2022 11.04.2022 § 51 § 52, стр. 210-211 пр/р § 53 § 54 § 55 Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Популяризация научных знаний. 1 14.04.2022 § 56 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Трудовое 59 60 Приобретенные формы поведения Закономерности работы головного мозга. 1 1 18.04.2022 21.04.2022 § 57 § 58 61 Биологические ритмы. Сон и его значение. 1 25.04.2022 § 59 62 63 Особенности ВНД. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание. Работоспособность. Режим дня. Тема13: Индивидуальное развитие организма (5ч) 64 Половая система человека. 65 66 67 68 Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности 1 1 28.04.2022 02.05.2022 § 60 § 61,62 воспитание и профессиональное самоопределение. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Экологическое. Популяризация научных знаний. 1 05.05.2022 § 63 1 12.05.2022 § 64 1 1 16.05.2022 19.05.2022 § 65 § 65,66 1 23.05.2022 § 67 Гражданское воспитание. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Популяризация научных знаний.