Рабочая программа по биологии 9 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
естественного цикла
Протокол № _____
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________/Анисимова Е.С.
Приказ № 196
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Биология»
Класс: 9
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по обязательной части ученого плана:
всего – 68 ч/год; 2ч/неделю
Рабочую программу составила: Борщевская С.В.,
учитель химии и биологии высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:






Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования второго поколения (приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями
и дополнениями)
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р)
Примерной учебной программы основного общего образования по
биологии для 5-9 классов (ФГОС). Биология: 5-9 классы: программа.
- М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с.
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология»
(М., изд. центр "Вентана-Граф», 2018 год)

Улан -Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Биология
9а,9б
Борщевская Светлана Владиславовна
1 год
Обязательная часть: 68 ч.
Итого: количество часов в неделю 2, в год 68
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит
из:
1. Примерной учебной программы основного общего образования по
биологии для 5-9 классов (ФГОС). Биология: 5-9 классы:
программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с.
2. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Биология"
(М., изд. центр "Вентана-Граф», 2018 год)
Целью основного общего образования является формирование целостного
представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях,
навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной
деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и
самопознания;
подготовка
к
осуществлению
осознанного
выбора
индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель
обучения биологии в 9 классе:
 овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, использовать информацию о
современных достижениях в области биологии и экологии, работать с
биологическими приборами, справочниками;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными
источниками информации;
 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи изучения биологии в основной школе:
 освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической
науки в практической деятельности людей; методах познания живой
природы;
 овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного
организма; использовать информацию о современных достижениях в
области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма, биологические эксперименты;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными
источниками информации;
 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в

природе;
Общая
характеристика
учебного
предмета

Основные
образовательные
технологии

Биологическое образование на ступени основного общего образования
вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о
живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в основной
школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как
биосоциальном существе. В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее
организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и
развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном
развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при
рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об
ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между
разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его
содержание способствует формированию всесторонне развитой личности,
владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом
мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами
природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового,
санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с
красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство
любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо
понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека.
Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и
поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений
людей.
Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие личности обучающихся.
Информационные. Проектные.
Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие
технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты обучающихся по курсу «Биология»
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству;
- Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и
миролюбия;
- Развитие национального самосознания, формирование нравственных и
гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности на уроках
биологии.
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и
изобретениями русских ученых в области биологии;
- Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой
вклад в развитие биологии;
- Раскрытие красоты и неповторимости родного края, воспитание чувства
сопричастности с природой;
- Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной
медицины, сельского хозяйства, биологических наук.
3. Духовного и нравственного воспитания:
- Развитие у учащихся нравственных чувств;
- Формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Выработка моделей поведения обучающихся в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
- Осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных
познаниях об устройстве мира и общества;
Формирование
мировоззренческих
представлений
соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира;
- Формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
- Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к
обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия
- Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы
здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии;
- Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных
привычек;

- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в
транспорте и на дорогах.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения реализуется посредством
- Коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной
траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к
предмету, общественных интересов и потребностей;
8.Экологического воспитания
- Экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на
Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому
здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с
веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
- Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов предмета;
- Экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные:














Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения.
Умение работать с разными источниками биологической информации.
Владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных задач.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
технологий.
Предметные:
Усвоение системы научных знаний об явлениях и закономерностях на клеточном,
организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом, биосферном
уровнях жизни.
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
процессов, постановка биологических экспериментов (опытов) и объяснение их
результатов. Формирование представления о значении биологической науки в
решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости
рационального природопользования.
Формирование основ экологической грамотности.
Объяснение роли биологии в практической деятельности человека, места и роли
человека в природе.

С целью повышения интереса к предмету предусмотрены неурочные формы:
семинар, зачёт.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате обучения биологии в 9 классе выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды;
 аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
 осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
 объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических
объектов;
 сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и
функциями органов и систем органов;  использовать методы биологической
науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить
биологические эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений,
докладов, рефератов;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
 находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание,
эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
 создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах
в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников



информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание обучения
9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Тема 1. Введение в основы общей биологии – 4 ч.
Биология - наука о живом мире.
Общие свойства живых организмов.
Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии,
раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм живых организмов.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой
природы.
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне - 14 ч.
Наука цитология. Клеточная теория.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая
клетку.
Химический состав клетки: неорганические вещества, их разнообразие и свойства.
Вода и её роль в клетках.
Химический состав клетки: органические вещества. Белки, аминокислоты.
Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль.
Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты.
Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Органические вещества клетки: углеводы, липиды, АТФ.
Строение клетки. Органоиды клетки и их функции.
Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные
органоиды, их функции в клетке.
Многообразие клеток: сравнение растительной и животной клеток.
Обмен веществ – основа существования клетки.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки.
Биосинтез белков в живой клетке.
Биосинтез углеводов – фотосинтез.
Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Космическая роль зелёных растений.
Обеспечение клеток энергией.
Размножение клетки и ее жизненный цикл. Клеточный цикл: подготовка клетки к
делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
Обобщение и контроль знаний.
Лабораторная работа № 1. Многообразие клеток эукариот. Ткани.
Лабораторная работа № 2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися
клетками растения.1
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне - 19 ч.
Организм - открытая живая система.
Бактерии и вирусы.
Растительный организм и его особенности.
Многообразие растений и их значение в природе.
Организмы царства грибов и лишайников.
Животный организм и его особенности.
Разнообразие животных.
Сравнение свойств организма человека и животных.
Размножение организмов.
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Образование половых клеток. Мейоз.
При отсутствии необходимого лабораторного оборудования - виртуальная лабораторная работа или
демонстрация
1

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность
зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие
организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
Наука генетика. Основные понятия генетики.
Основные закономерности наследования признаков у организмов.
Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и
ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость.
Причины изменчивости.
Ненаследственная изменчивость.
Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость.
Основы селекции.
Лабораторная работа № 3. «Выявление наследственных и ненаследственных
признаков у растений разных видов»
Лабораторная работа № 4. «Изучение изменчивости у организмов»
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле - 17 ч.
Развитие представлений о возникновении жизни на Земле
Современная теория возникновения жизни на Земле.
Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ.
Возникновение
передачи
наследственности.
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы,
гетеротрофы, симбиотрофы.
Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав
атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных
растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты
приспособленности животных к наземному образу жизни.
Идея развития органического мира в биологии.
Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира.
Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в
природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость,
борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как
результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.
Многообразие видов - результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на
популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица
эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Вид, его структура и особенности.
Развитие представлений о виде. Современные представления.
Микроэволюция. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и
макроэволюции.
Макроэволюция - результат микроэволюции.
Основные направления эволюции.
Биологический прогресс и биологический регресс.
Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Основные закономерности биологической эволюции.

Место человека в системе органического мира. Доказательства эволюционного
происхождения человека
Этапы эволюции человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый
биологический вид.
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Основные способы взаимодействия человека с природной средой.
Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость
экосистем.
Обобщение и контроль знаний.
Тема 5. Основы экологии - 13 ч.
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.
Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземновоздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные.
Закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере
температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов;
суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.
Биотические связи в природе.
Популяции как форма существования видов в природе.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции;
рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура;
функционирование в природе.
Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в
регуляции численности.
Сообщества
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природного
сообщества. Экологические ниши.
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.
Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот
веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в
устойчивости биогеоценоза.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого
вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и
поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии
биосферы.
Развитие и смена биогеоценозов.
Основные законы устойчивости живой природы.
Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе
развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на
месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и
искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности
человека.
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из
глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования,
роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития
природы и общества.

Лабораторная работа № 5. «Приспособленность организмов к среде обитания».
Лабораторная работа № 6. «Оценка качества окружающей среды»
Заключение 1 ч.
Учебно-тематический план
Тема

Всего
уроков

Практическ
ий
компонент

самостоятел
ьная работа/
контрольная
работа

лабораторна
я работа

1. Введение в основы общей
биологии
2. Закономерности жизни на
клеточном уровне
3. Закономерности жизни на
организменном уровне
4.Закономерности
происхождения и развития жизни
на Земле
5. Основы экологии
6. Заключение
Итого:

№
1

4
14

2

19

1
1

17

2

1

13
1
68

2

1

6

4

Перечень лабораторных работ
Тема
«Многообразие клеток. Сравнение растительной и
животной клеток»

Дата

21.09.2021

2

«Рассмотрение микропрепаратов с делящимися
клетками растения»

28.10.2021

3

«Выявление наследственных и ненаследственных признаков
у растений разных видов»

11.01.2022

4
5
6

«Изучение изменчивости у организмов»
«Приспособленность организмов к среде обитания»
«Оценка качества окружающей среды»

20.01.2022
10.03.2022
19.04.2022

Итого: Л/р – 6

Тематическое планирование
Разде
л

№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
проведения

Домашнее
задание

Глава 1: Общие закономерности жизни
1 Введение. Биология – наука о живом мире.
2 Методы биологических исследований.

4
1
1

02.09.2021
07.09.2021

Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

3 Общие свойства живых организмов.
4 Многообразие форм живых организмов.
Глава 2: Явления и закономерности жизни на клеточном уровне
5 Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие
клеток
6 Л/р №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной
и животной клеток».
7 Химический состав клетки.
Неорганические вещества.

1
1
14
1

09.09.2021
14.09.2021

§1
§ 2,
сообщение о
методах в
биологии
§3
§4

16.09.2021

Гл. 2, § 5

1

21.09.2021

1

23.09.2021

§ 5, стр. 26,
оформить
§ 6,
сообщение о
роли
неорганическ
их веществ в
клетке
§ 6,
сообщение о
роли
органических
веществ в
клетке
§ 7, рис. 13-14

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Трудовое
воспитание и
профессиональное

8

Химический состав клетки. Органические вещества

1

28.09.2021

9

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции.

1

30.09.2021

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1

05.10.2021

11
12
13

Строение клетки: мембранные и немембранные
органоиды
Обмен веществ - основа существования клетки.
Биосинтез белков в живой клетке.
Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1
1
1

07.10.2021
12.10.2021
14.10.2021

14
15
16

Обеспечение клеток энергией.
Размножение клетки и ее жизненный цикл
Деление клетки. Митоз.

1
1
1

19.10.2021
21.10.2021
26.10.2021

Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся
клеток.
18 Обобщение по теме «Явления и закономерности жизни
на клеточном уровне»
Глава 3: Закономерности жизни на организменном уровне
19 Организм – открытая живая система (биосистема)
20 Примитивные организмы: бактерии и вирусы

1

28.10.2021

§ 8, в. 1-3,
таблица
§9
§ 10
§ 11, стр.46
рис.18,19
§ 12
§13
§ 13, стр.53,
рис.21
§ 13, стр. 56

1

09.11.2021

§ 5-13

19
1
1

11.11.2021
16.11.2021

10

17

21
22
23
24
25
26
27
28
29

Растительный организм и его особенности
Многообразие растений и их значение в природе
Организмы царства грибов и лишайников
Животный организм и его особенности
Разнообразие животных
Сравнение свойств организма человека и животных
Размножение живых организмов
Индивидуальное развитие организма.
Образование половых клеток. Мейоз.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

18.11.2021
23.11.2021
25.11.2021
30.11.2021
02.12.2021
07.12.2021
09.12.2021
14.12.2021
16.12.2021

30

Изучение механизма наследственности

1

21.12.2021

§14
§15,
дополнительн
ый материал
§16
§17
§18
§19
§20
§21
§22
§23
§ 24, рис. 4950, стр. 103
§ 25

31

Основные понятия генетики.

1

23.12.2021

дополнительн

самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.

Из истории развития генетики.

ый материал
1

28.12.2021

§ 26

1

11.01.2022

стр. 112

34

Основные закономерности наследования признаков у
организмов
Л/р. № 3 «Выявление наследственных и
ненаследственных признаков у растений разных видов»
Закономерности изменчивости

1

13.01.2022

§ 27

35

Ненаследственная изменчивость

1

18.01.2022

§ 28

36

Л/р. № 4
«Изучение изменчивости у организмов»
Основы селекции организмов

1

20.01.2022

стр. 119

1

25.01.2022

§ 29

17
1

27.01.2022

§ 30

1

01.02.2022

§ 31

1

03.02.2022

§ 32

1
1

08.02.2022
10.02.2022

§ 33
§ 34-35

1

15.02.2022

§ 36

1
1
1
1

17.02.2022
22.02.2022
24.02.2022
01.03.2022

§ 37
§ 38
§ 39
§ 40-41

1
1

03.03.2022
10.03.2022

§42
§42 стр. 181

32
33

37

Глава 4: Закономерности происхождения и развития жизни на Земле
38 Представления о возникновении жизни на Земле в
истории естествознания.
39 Современные представления о возникновении жизни на
Земле.
40 Значение фотосинтеза и биологического круговорота
веществ в развитии жизни.
41 Этапы развития жизни на Земле.
42 Идеи развития органического мира в биологии. Ч.
Дарвин об эволюции органического мира
43 Современные представления об эволюции
органического мира
44 Вид, его критерии и структура.
45 Процессы видообразования.
46 Макроэволюция – результат микроэволюций.
47 Основные направления эволюции. Эволюционные
преобразования живых организмов.
48 Основные закономерности биологической эволюции
49 Л/р №5. Приспособленность организмов к среде

Популяризация
научных знаний.

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.

обитания
50 Человек- представитель животного мира
51 Эволюционное происхождение человека
52 Этапы эволюции человека.
53 Человеческие расы, их родство и происхождение
54 Человек как житель биосферы и его влияние на природу
Земли.
Глава 5: Закономерности взаимоотношений организмов и среды
55 Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и
экологические факторы.
56 Общие законы действия факторов среды на организмы
57 Приспособленность организмов к действию факторов
среды
58 Л/р №6. Оценка качества окружающей среды
59 Биотические связи в природе
60 Популяции
61 Функционирование популяции во времени
62 Сообщества
63 Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
64 Учение о биосфере
65 Развитие и смена биогеоценозов.
66 Основные законы устойчивости живой природы.
67 Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.
Заключение
68 Человек и биосфера. Охрана природы.

1
1
1
1
1

15.03.2022
17.03.2022
22.03.2022
24.03.2022
05.04.2022

§43
§44
§45
§46
§47

13
1

07.04.2022

§48

1
1

12.04.2022
14.04.2022

§49
§50

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19.04.2022
21.04.2022
26.04.2022
28.04.2022
03.05.2022
05.05.2022
10.05.2022
12.05.2022
17.05.2022
19.05.2022

стр. 219
§51
§52
§53
§54
§55
§55
§ 56
§ 57
§ 58

24.05.2022

Сообщения по
теме «Человек
и биосфера.
Охрана
природы»

Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

Экологическое
воспитание.
Популяризация
научных знаний.

Учебно-методическое обеспечение курса
Батуев А.С. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в
вузы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский - М.: Дрофа, 2004;
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы / И.В.
Болгова. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания / Г.И. Лернер - М.:
«Аквариум», 1998;
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу
«Общая биология» / А.В. Пименов, И.Н. Пименова - М.: «Издательство НЦ ЭНАС»,
2004;
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»:
Методическое пособие для учителя. / И.Н. Пономарева, И.М.Чернова - М.: ВентанаГраф, 2005;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии /
Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова- М.: Просвещение, 1997;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену:
Общая биология / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов - М.: Дрофа, 2004.-216с;
Биология 5-11 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии
УМК под редакцией И.Н.Пономаревой / И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.
Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова, Л.В. Симонова, - Москва, «Вентана-Граф»,
2017. - 88 с.
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное
пособие / Т.А. Козлова, B.C. Кучменко. - М.: Дрофа, 2002
MULTIMEDIA- поддержка курса «Основы общей биологии»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание)
Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к
учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа,
Физикон. I.
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Рекомендуемая литература для учащихся:
Пономарева И.Н., Чернова И.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая
тетрадь. Часть 1, 2.1 И.Н. Пономарева, И.М.Чернова - М.: Вентана-Граф, 2006.
Биология: справочник абитуриента [Текст]. - М.: Филологическое общество
«Слово», ACT «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ
им. М. В. Ломоносова, 1997.
Лемеза, Н. А. Биология для поступающих в вузы [Текст] /Н.А.. Лемеза, Н. В.
Камлюк, Н. Д. Лисов; под общ. ред. Н. А. Лемезы. - Минск: ООО «Юнипресс», 2002.
Петросова, Р. А. Основы генетики [Текст] / Р. А. Петросова.-М.: Дрофа, 2005.
Павлов, И. Ю. Биология: пособие-репетитор для поступающих в вузы [Текст] / И.
Ю. Павлов, Д. В. Вахненко, Д. В. Москвичев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».