Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО естественного цикла Протокол № _____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________/Анисимова Е.С. Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Биология» Класс: 9 Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по обязательной части ученого плана: всего – 68 ч/год; 2ч/неделю Рабочую программу составила: Борщевская С.В., учитель химии и биологии высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (ФГОС). Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология» (М., изд. центр "Вентана-Граф», 2018 год) Улан -Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Биология 9а,9б Борщевская Светлана Владиславовна 1 год Обязательная часть: 68 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 68 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (ФГОС). Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с. 2. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Биология" (М., изд. центр "Вентана-Граф», 2018 год) Целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 9 классе: овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Задачи изучения биологии в основной школе: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии Биологическое образование на ступени основного общего образования вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты обучающихся по курсу «Биология» Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: - Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; - Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия; - Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности на уроках биологии. 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области биологии; - Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие биологии; - Раскрытие красоты и неповторимости родного края, воспитание чувства сопричастности с природой; - Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной медицины, сельского хозяйства, биологических наук. 3. Духовного и нравственного воспитания: - Развитие у учащихся нравственных чувств; - Формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; - Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. - Выработка моделей поведения обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: - Осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; Формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; - Формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; - Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия - Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии; - Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек; - Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах. 7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения реализуется посредством - Коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; - Интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 8.Экологического воспитания - Экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; - Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; - Экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения. Умение работать с разными источниками биологической информации. Владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ технологий. Предметные: Усвоение системы научных знаний об явлениях и закономерностях на клеточном, организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом, биосферном уровнях жизни. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических процессов, постановка биологических экспериментов (опытов) и объяснение их результатов. Формирование представления о значении биологической науки в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования. Формирование основ экологической грамотности. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека, места и роли человека в природе. С целью повышения интереса к предмету предусмотрены неурочные формы: семинар, зачёт. Планируемые результаты изучения учебного предмета. В результате обучения биологии в 9 классе выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Содержание обучения 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Тема 1. Введение в основы общей биологии – 4 ч. Биология - наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм живых организмов. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне - 14 ч. Наука цитология. Клеточная теория. Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку. Химический состав клетки: неорганические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Химический состав клетки: органические вещества. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Органические вещества клетки: углеводы, липиды, АТФ. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Многообразие клеток: сравнение растительной и животной клеток. Обмен веществ – основа существования клетки. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белков в живой клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Космическая роль зелёных растений. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Обобщение и контроль знаний. Лабораторная работа № 1. Многообразие клеток эукариот. Ткани. Лабораторная работа № 2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения.1 Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне - 19 ч. Организм - открытая живая система. Бактерии и вирусы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение организмов. Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Образование половых клеток. Мейоз. При отсутствии необходимого лабораторного оборудования - виртуальная лабораторная работа или демонстрация 1 Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Наука генетика. Основные понятия генетики. Основные закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Причины изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Основы селекции. Лабораторная работа № 3. «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» Лабораторная работа № 4. «Изучение изменчивости у организмов» Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле - 17 ч. Развитие представлений о возникновении жизни на Земле Современная теория возникновения жизни на Земле. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Идея развития органического мира в биологии. Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Вид, его структура и особенности. Развитие представлений о виде. Современные представления. Микроэволюция. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Макроэволюция - результат микроэволюции. Основные направления эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности биологической эволюции. Место человека в системе органического мира. Доказательства эволюционного происхождения человека Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Основные способы взаимодействия человека с природной средой. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. Обобщение и контроль знаний. Тема 5. Основы экологии - 13 ч. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземновоздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Популяции как форма существования видов в природе. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Сообщества Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природного сообщества. Экологические ниши. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Лабораторная работа № 5. «Приспособленность организмов к среде обитания». Лабораторная работа № 6. «Оценка качества окружающей среды» Заключение 1 ч. Учебно-тематический план Тема Всего уроков Практическ ий компонент самостоятел ьная работа/ контрольная работа лабораторна я работа 1. Введение в основы общей биологии 2. Закономерности жизни на клеточном уровне 3. Закономерности жизни на организменном уровне 4.Закономерности происхождения и развития жизни на Земле 5. Основы экологии 6. Заключение Итого: № 1 4 14 2 19 1 1 17 2 1 13 1 68 2 1 6 4 Перечень лабораторных работ Тема «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» Дата 21.09.2021 2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения» 28.10.2021 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» 11.01.2022 4 5 6 «Изучение изменчивости у организмов» «Приспособленность организмов к среде обитания» «Оценка качества окружающей среды» 20.01.2022 10.03.2022 19.04.2022 Итого: Л/р – 6 Тематическое планирование Разде л № п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения Домашнее задание Глава 1: Общие закономерности жизни 1 Введение. Биология – наука о живом мире. 2 Методы биологических исследований. 4 1 1 02.09.2021 07.09.2021 Экологическое. Популяризация научных знаний. 3 Общие свойства живых организмов. 4 Многообразие форм живых организмов. Глава 2: Явления и закономерности жизни на клеточном уровне 5 Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток 6 Л/р №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». 7 Химический состав клетки. Неорганические вещества. 1 1 14 1 09.09.2021 14.09.2021 §1 § 2, сообщение о методах в биологии §3 §4 16.09.2021 Гл. 2, § 5 1 21.09.2021 1 23.09.2021 § 5, стр. 26, оформить § 6, сообщение о роли неорганическ их веществ в клетке § 6, сообщение о роли органических веществ в клетке § 7, рис. 13-14 Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Трудовое воспитание и профессиональное 8 Химический состав клетки. Органические вещества 1 28.09.2021 9 Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. 1 30.09.2021 Основные направления воспитательной деятельности 1 05.10.2021 11 12 13 Строение клетки: мембранные и немембранные органоиды Обмен веществ - основа существования клетки. Биосинтез белков в живой клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. 1 1 1 07.10.2021 12.10.2021 14.10.2021 14 15 16 Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл Деление клетки. Митоз. 1 1 1 19.10.2021 21.10.2021 26.10.2021 Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. 18 Обобщение по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне» Глава 3: Закономерности жизни на организменном уровне 19 Организм – открытая живая система (биосистема) 20 Примитивные организмы: бактерии и вирусы 1 28.10.2021 § 8, в. 1-3, таблица §9 § 10 § 11, стр.46 рис.18,19 § 12 §13 § 13, стр.53, рис.21 § 13, стр. 56 1 09.11.2021 § 5-13 19 1 1 11.11.2021 16.11.2021 10 17 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Растительный организм и его особенности Многообразие растений и их значение в природе Организмы царства грибов и лишайников Животный организм и его особенности Разнообразие животных Сравнение свойств организма человека и животных Размножение живых организмов Индивидуальное развитие организма. Образование половых клеток. Мейоз. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18.11.2021 23.11.2021 25.11.2021 30.11.2021 02.12.2021 07.12.2021 09.12.2021 14.12.2021 16.12.2021 30 Изучение механизма наследственности 1 21.12.2021 §14 §15, дополнительн ый материал §16 §17 §18 §19 §20 §21 §22 §23 § 24, рис. 4950, стр. 103 § 25 31 Основные понятия генетики. 1 23.12.2021 дополнительн самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Из истории развития генетики. ый материал 1 28.12.2021 § 26 1 11.01.2022 стр. 112 34 Основные закономерности наследования признаков у организмов Л/р. № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» Закономерности изменчивости 1 13.01.2022 § 27 35 Ненаследственная изменчивость 1 18.01.2022 § 28 36 Л/р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов» Основы селекции организмов 1 20.01.2022 стр. 119 1 25.01.2022 § 29 17 1 27.01.2022 § 30 1 01.02.2022 § 31 1 03.02.2022 § 32 1 1 08.02.2022 10.02.2022 § 33 § 34-35 1 15.02.2022 § 36 1 1 1 1 17.02.2022 22.02.2022 24.02.2022 01.03.2022 § 37 § 38 § 39 § 40-41 1 1 03.03.2022 10.03.2022 §42 §42 стр. 181 32 33 37 Глава 4: Закономерности происхождения и развития жизни на Земле 38 Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. 39 Современные представления о возникновении жизни на Земле. 40 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. 41 Этапы развития жизни на Земле. 42 Идеи развития органического мира в биологии. Ч. Дарвин об эволюции органического мира 43 Современные представления об эволюции органического мира 44 Вид, его критерии и структура. 45 Процессы видообразования. 46 Макроэволюция – результат микроэволюций. 47 Основные направления эволюции. Эволюционные преобразования живых организмов. 48 Основные закономерности биологической эволюции 49 Л/р №5. Приспособленность организмов к среде Популяризация научных знаний. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. обитания 50 Человек- представитель животного мира 51 Эволюционное происхождение человека 52 Этапы эволюции человека. 53 Человеческие расы, их родство и происхождение 54 Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Глава 5: Закономерности взаимоотношений организмов и среды 55 Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы. 56 Общие законы действия факторов среды на организмы 57 Приспособленность организмов к действию факторов среды 58 Л/р №6. Оценка качества окружающей среды 59 Биотические связи в природе 60 Популяции 61 Функционирование популяции во времени 62 Сообщества 63 Биогеоценозы, экосистемы и биосфера 64 Учение о биосфере 65 Развитие и смена биогеоценозов. 66 Основные законы устойчивости живой природы. 67 Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Заключение 68 Человек и биосфера. Охрана природы. 1 1 1 1 1 15.03.2022 17.03.2022 22.03.2022 24.03.2022 05.04.2022 §43 §44 §45 §46 §47 13 1 07.04.2022 §48 1 1 12.04.2022 14.04.2022 §49 §50 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19.04.2022 21.04.2022 26.04.2022 28.04.2022 03.05.2022 05.05.2022 10.05.2022 12.05.2022 17.05.2022 19.05.2022 стр. 219 §51 §52 §53 §54 §55 §55 § 56 § 57 § 58 24.05.2022 Сообщения по теме «Человек и биосфера. Охрана природы» Экологическое. Популяризация научных знаний. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. Экологическое воспитание. Популяризация научных знаний. Учебно-методическое обеспечение курса Батуев А.С. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский - М.: Дрофа, 2004; Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы / И.В. Болгова. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005; Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания / Г.И. Лернер - М.: «Аквариум», 1998; Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» / А.В. Пименов, И.Н. Пименова - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004; Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методическое пособие для учителя. / И.Н. Пономарева, И.М.Чернова - М.: ВентанаГраф, 2005; Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии / Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова- М.: Просвещение, 1997; Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов - М.: Дрофа, 2004.-216с; Биология 5-11 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой / И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова, Л.В. Симонова, - Москва, «Вентана-Граф», 2017. - 88 с. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие / Т.А. Козлова, B.C. Кучменко. - М.: Дрофа, 2002 MULTIMEDIA- поддержка курса «Основы общей биологии» • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание) Республиканский мультимедиа центр, 2004 • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006 • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон. I. • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся Рекомендуемая литература для учащихся: Пономарева И.Н., Чернова И.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.1 И.Н. Пономарева, И.М.Чернова - М.: Вентана-Граф, 2006. Биология: справочник абитуриента [Текст]. - М.: Филологическое общество «Слово», ACT «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. Лемеза, Н. А. Биология для поступающих в вузы [Текст] /Н.А.. Лемеза, Н. В. Камлюк, Н. Д. Лисов; под общ. ред. Н. А. Лемезы. - Минск: ООО «Юнипресс», 2002. Петросова, Р. А. Основы генетики [Текст] / Р. А. Петросова.-М.: Дрофа, 2005. Павлов, И. Ю. Биология: пособие-репетитор для поступающих в вузы [Текст] / И. Ю. Павлов, Д. В. Вахненко, Д. В. Москвичев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.