Рабочая программа по биологии 10 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
естественного цикла
Протокол № _____
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________/Анисимова Е.С.
Приказ № 196
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Биология»
Класс: 10
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
всего – 68 ч/год; 2ч/неделю
Рабочую программу составила: Борщевская С.В.,
учитель химии и биологии высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
 Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне
по биологии, авторской программы: И.Н. Пономарѐва, В.С. Кучменко, О.А.
Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова, Л.В. Симонова. Биология 5-11 классы.
Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией
И.Н.Пономаревой, - Москва, «Вентана-Граф», 2017. - 88 с.
 Учебник: Д.К. Беляев, Г. М. Дымшиц. – М.: «Общая биология» учебник для 10
кл. общеобразовательных учреждений, ( М., изд. Просвещение, 2018 год.)

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Биология
Класс
10
Учитель
Борщевская Светлана Владиславовна
Срок реализации 2021-2022 учебный год
программы
Место в учебном Количество часов в неделю 2, в год 68
плане ОО
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту,
УМК
который состоит из:
1. Примерной программы среднего (полного) общего
образования на базовом уровне по биологии, авторской
программы: И.Н. Пономарѐва, В.С. Кучменко, О.А.
Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова, Л.В. Симонова.
Биология 5-11 классы. Концентрическая структура.
Рабочие программы к линии УМК под редакцией
И.Н.Пономаревой, - Москва, «Вентана-Граф», 2017. - 88
с.
2. Учебник: Д.К. Беляев, Г. М. Дымшиц. – М.: «Общая
биология» учебник для 10 кл. общеобразовательных
учреждений, ( М., изд. Просвещение, 2018 год.)
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего
Цели и задачи
образования в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
 освоение знаний о биологических системах (клетка,
организм); истории развития современных представлений
о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в
формировании современной естественнонаучной картины
мира; методах научного познания;
 овладение умениями обосновывать место и роль
биологических знаний в практической деятельности
людей, развитии современных технологий; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе изучения
выдающихся достижений биологии, вошедших в
общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых
путей развития современных научных взглядов, идей,
теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с
различными источниками информации;
 воспитание убежденности в возможности познания
живой природы, необходимости бережного отношения к
природной среде, собственному здоровью; уважения к
мнению оппонента при обсуждении биологических
проблем;
 использование приобретенных знаний и умений в
повседневной жизни для оценки последствий своей
деятельности по отношению к окружающей среде,
здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
формирование у школьников естественнонаучного
мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи
элементов живой и неживой природы, осознании человека как
части природы, продукта эволюции живой природы;

формирование у школьников экологического мышления и
навыков здорового образа жизни на основе умелого владения
способами самоорганизации жизнедеятельности;

приобретение школьниками опыта разнообразной
практической деятельности, опыта познания и самопознания в
процессе изучения окружающего мира;

воспитание гражданской ответственности и правового
самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся
через включение их в позитивную созидательную экологическую
деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора
индивидуальной образовательной траектории, способствующей
последующему профессиональному самоопределению, в
соответствии с индивидуальными интересами ребенка
и потребностями региона.
В системе естественно-научного образования биология как
учебный предмет занимает важное место в формировании:
научной картины мира; функциональной грамотности,
необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей среды образа жизни;
экологического сознания; ценностного отношения к живой
природе и человеку; собственной позиции по отношению к
биологической информации, получаемой из разных источников.
Изучение биологии создаѐт условия для формирования у
обучающихся интеллектуальных, гражданских,
коммуникационных и информационных компетенций.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего
образования на базовом уровне направлен на формирование у
учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках
- уровневой организации и эволюции, поэтому программа
включает сведения об общих биологических закономерностях,
проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу отбора содержания на базовом уровне составляет
культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся
должны усвоить знания и умения, значимые для формирования
общей культуры, определяющие адекватное поведение человека
в окружающей среде, востребованные в жизни и практической
деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе
особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе
формирования современной естественнонаучной картины мира.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей
школе на базовом уровне составляют ведущие идеи
отличительных способностей живой природы, ее уровневая
организация и эволюция. В соответствии с ними выделены
содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы
научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид»,
«Экосистемы».


Общая
характеристика
учебного
предмета

Основные
образовательные
технологии

Программа предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета Биология на ступени
среднего (полного) общего образования на базовом уровне
являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск
информации в различных источниках.
Технология дифференцированного обучения,
направленная на развитие и саморазвитие личности
обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии
личностно-ориентированного образования.
Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты обучающихся по курсу «Биология»
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству;
- Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и
миролюбия;
- Развитие национального самосознания, формирование нравственных и
гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности на уроках
биологии.
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и
изобретениями русских ученых в области биологии;
- Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой
вклад в развитие биологии;
- Раскрытие красоты и неповторимости родного края, воспитание чувства
сопричастности с природой;
- Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной
медицины, сельского хозяйства, биологических наук.
3. Духовного и нравственного воспитания:
- Развитие у учащихся нравственных чувств;
- Формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Выработка моделей поведения обучающихся в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
- Осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных
познаниях об устройстве мира и общества;
Формирование
мировоззренческих
представлений
соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира;
- Формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
- Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к
обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия
- Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы
здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии;
- Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных
привычек;

- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в
транспорте и на дорогах.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения реализуется посредством
- Коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной
траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к
предмету, общественных интересов и потребностей;
8.Экологического воспитания
- Экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на
Земле, основе еѐ существования, понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому
здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с
веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
- Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов предмета;
- Экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
ученик научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие
нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
ученик научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;



выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ученик научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
ученик на базовом уровне научится:
 раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности людей;
 понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
 понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера;
 использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и
явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать
выводы;
 формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации
и предлагать варианты проверки гипотез;
 сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
 обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
 приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки
(белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
 распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию,
на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций
компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
 распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
 описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
 объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;











классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения,
особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и
ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации
организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
 оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
 объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических
веществ) на зародышевое развитие человека;
 объяснять последствия влияния мутагенов;
 объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
 давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную),
учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
 характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
 сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
 решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
 решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его
окончании (для многоклеточных организмов);
 решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
 устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной
схеме родословной, применяя законы наследственности;
 оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля
как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля:
контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос,
самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа,
тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.),
анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения заданий учебного
пособия.

Содержание обучения
10 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Введение в основы общей биологии (3ч)
Объект изучения биологии – живая природа.
Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.
Основные уровни организации живой природы.
Современная естественнонаучная картина мира.
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной
естественнонаучной картины мира.
Методы познания живой природы. Многообразие живой природы.
Раздел I Клетка- единица всего живого (27 ч)
Тема 1. Химический состав клетки (9 ч)
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения.
Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты.
АТФ и другие органические соединения клетки.
Лабораторная работа №1 Активность фермента каталазы в животных и растительных
тканях.
Тема 2. Структура и функции клетки (5 ч) Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и
лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и
функции хромосом. Прокариоты и эукариоты
Лабораторная работа №2 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и
бактерий»
Тема 3. Обеспечение клеток энергией (5 ч) Обмен веществ и превращение энергии —
свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию
химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических
веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (8 ч) Генетическая
информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице
ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа.
Демонстрации: схемы, таблицы, пространственные модели, иллюстрирующие: строение
молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток
животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию;
генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке;
фотосинтез.
Раздел II Размножение и развитие организмов (11 ч)
Тема 5. Размножение организмов (4 ч) Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое
размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (7 ч) Зародышевое и постэмбриональное
развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие
зародыша человека. Организм как единое целое. Демонстрации Схемы, таблицы,
транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз);
способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток;
оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма;
взаимовлияние частей развивающегося зародыша.
Раздел III Основы генетики и селекции (27 ч)
Тема 7. Основные закономерности наследственности (11 ч) Генетика — наука о
закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное
скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория

наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с
полом.
Практическая работа. «Решение генетических задач»
Тема 8. Закономерности изменчивости (6 ч) Модификационная и наследственная
изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон
гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная
изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней
человека.
Тема 9. Генетика и селекция (10 ч) Одомашнивание как начальный этап селекции.
Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы
современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Демонстрации Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие:
моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное
доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак,
частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть
возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную
изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений;
искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии.

Учебно-тематический план
Тема

Всего уроков

1. Введение в основы общей биологии
2. Клетка – единица всего живого
3.Размножение и индивидуальное
развитие организма (онтогенез)
4. Основы генетики и селекции
Итого:

№
1
2
3

Практический
компонент
лабораторная
работа

самостоятельн
ая работа/
контрольная
работа

3

1
1

3
27
11
27
68

1
3

3

Перечень лабораторных работ
Тема

«Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
«Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток
под микроскопом»
Итого: Л/р – 3

Дата

30.09.2021
07.10.2021
28.10.2021

Тематическое планирование
Раздел

№п/п

Тема урока

Дата
проведения

Домашнее задание

02.09.2021
02.09.2021
09.09.2021

стр. 3-4
стр. 6
стр. 4-8

Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

09.09.2021

§1, таблица стр.13

1

16.09.2021

§2

1
1

16.09.2021
23.09.2021

Нуклеиновые кислоты и их роль в
жизнедеятельности клетки. ДНК, РНК.
АТФ и другие органические соединения клетки.
Лабораторная работа №1 «Каталитическая
активность ферментов в живых тканях»
Лабораторная работа № 2 по теме «Плазмолиз и
деплазмолиз в клетках кожицы лука»
Обобщение по теме «Химический состав клетки»
Клетка, история изучения. Клеточная теория.

1

23.09.2021

§3 до
§4, сообщение
«Функции белков»
§5, стр. 30, рис.7-8

1
1

30.09.2021
30.09.2021

§6
стр.27 оформить

1

07.10.2021

стр.44 оформить

1
1

07.10.2021
14.10.2021

Цитоплазма. Цитоплазматическая мембрана.
Органоиды клетки. Строение органоидов: лизосомы,
ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи, митохондрии,
пластиды, клеточные включения

1
1

14.10.2021
21.10.2021

§1-6
§7, сообщения о
создании
клеточной теории.
§7-8
§9, таблица

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья
и эмоционального
благополучия.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

Введение в основы общей биологии
1
Предмет и задачи общей биологии.
2
Уровни организации живой материи
Общие свойства живых организмов.
3
Раздел 1: Основы цитологии
4
Химический состава клетки. Неорганические
вещества клетки, их роль.
5
Биополимеры. Углеводы и липиды, роль в
жизнедеятельности клетки
6
Биополимеры. Состав и строение белков
7
Функции белков в клетке
8
9
10
11
12
13

14
15

Кол-во
часов

3
1
1
1
27
1

Основные
направления
воспитательной
деятельности

16
17

Ядро. Прокариоты и эукариоты
Лабораторная работа №3 «Строение растительной,

1
1

21.10.2021
28.10.2021

§ 10
стр.55 оформить

1
1
1

28.10.2021
11.11.2021
11.11.2021

§ 11
§12
§13

1
1
1
1
1
1
1
1

18.11.2021
18.11.2021
25.11.2021
25.11.2021
02.12.2021
02.12.2021
09.12.2021
09.12.2021

1

16.12.2021

§14
§14
§15
§16, стр. 81
§17
§18
§19
карточки с
заданиями
§20, сообщение о
вирусах

1

16.12.2021

§21, сообщение об
успехи генной
инженерии

11
1

23.12.2021

§22

1
1
1

23.12.2021
13.01.2022
13.01.2022

§23
§24
§25

1
1

20.01.2022
20.01.2022

§25
§26

животной, грибной и бактериальной клеток под
микроскопом»

18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29

30

Обмен веществ.
Автотрофное питание. Фотосинтез и хемосинтез.
Обеспечение клеток энергией за счет окисления
органических веществ. Бескислородный этап
(гликолиз)
Биологическое окисление с участием кислорода
Пластический обмен.
Генетическая информация. Удвоение ДНК.
Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код.
Биосинтез белков.
Регуляция работы генов у бактерий
Регуляция работы генов у эукариот
Практикум «Решение задач на генетический код и
биосинтез белка»
Неклеточные формы жизни – вирусы и
бактериофаги.
Меры
профилактики
распространения вирусных заболеваний. (СПИД)
Генная инженерия

Глава 2: Размножение и развитие организма (онтогенез)
31
Формы размножения организмов: бесполое и
половое размножение.
32
Митоз
33
Мейоз
34
Образование половых клеток. Оплодотворение у
животных.
35
Двойное оплодотворение у цветковых растений
36
Индивидуальное развитие организмов.

Гражданское
воспитание.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья
и эмоционального
благополучия.

37
38
39
40

Эмбриональный этап
Постэмбриональное развитие организма
Дифференцировка клеток
Развитие взрослого организма
Последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша
человека. Профилактика наркомании.

Контрольная работа № 1 «Размножение и
индивидуальное развитие организмов»
Тема 4: Основы генетики и селекции
42
История развития генетики. Задачи и методы.
Основные генетические понятия
43
Закономерности наследования. I и II законы Г.
Менделя. Анализирующее скрещивание
44
Генотип и фенотип
45
Решение задач на законы Г. Менделя
46
Дигибридное скрещивание. Закон независимого
наследования признаков
47
Сцепленное наследование генов. Хромосомная
теория наследственности.
48
Отношения ген-признак. Внеядерная
наследственность
49
Взаимодействие генотипа и среды при
формировании признака
50
Генетические основы поведения
51
Решение генетических задач разных типов
41

52

Контрольная работа № 2 Решение генетических
задач разных типов

Трудовое
воспитание и
§27
профессиональное
§28
самоопределение.
§29
сообщения по теме Экологическое.
«Влияние алкоголя, Популяризация
научных знаний.
никотина,
наркотических
веществ на
развитие зародыша
человека»
§22-29

1
1
1
1

27.01.2022
27.01.2022
03.02.2022
03.02.2022

1

10.02.2022

27
1

10.02.2022

1

17.02.2022

сообщение о
истории генетики
§30

1
1
1

17.02.2022
24.02.2022
24.02.2022

§31
§32
§33

1

03.03.2022

§34

1

03.03.2022

§35

1

10.03.2022

§36

1
1

10.03.2022
17.03.2022

§37
карточки с
задачами

1

17.03.2022

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья
и эмоционального
благополучия.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация

Виды изменчивости. Модификационная и
комбинативная изменчивость
Мутационная изменчивость
Наследственная изменчивость человека
Наследственные заболевания человека, их причины
и профилактика
Наследование признаков у человека. Влияние
мутагенов.

1

24.03.2022

§38

1
1
1

24.03.2022
07.04.2022
07.04.2022

§39
§40
§41

1

14.04.2022

1
1

14.04.2022
21.04.2022

60
61
62

Зачетно-обобщающий урок «Основы генетики»
Генетика - теоретическая основа селекции.
Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах
многообразия и
происхождения культурных
растений
Методы селекции растений.
Методы селекции растений.
Методы селекции животных. Породы и сорта.

сообщение по теме
«Влияние
мутагенов»
§30-41
§42

1
1
1

21.04.2022
28.04.2022
28.04.2022

63

Селекция микроорганизмов.

1

05.05.2022

64

Биотехнология, ее достижения, перспективы
развития. Генная инженерия
Успехи селекции
Обобщающий урок по теме «Основы селекции»
Обобщающий урок по курсу биологии 10 класса
(тест)
Повторение и обобщение пройденного материала

1

05.05.2022

1
1
1

12.05.2022
12.05.2022
19.05.2022

1

19.05.2022

53
54
55
56
57

58
59

65
66
67
68

§43
§43
§44, сообщения о
методах селекции
животных
дополнительный
материал
сообщения «Генная
инженерия»
§44
§37
§37-39 сообщения о
методах селекции
растений

научных знаний.

Лабораторная работа №1
«Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с
микроскопом.
Оборудование: микроскопы, предметное и покровное стекла, вода, пероксид водорода,
лист элодеи.
Ход работы.
1. Приготовьте препарат листа элодеи, рассмотрите под микроскопом, зарисуйте
несколько клеток листа.
2. Капните на микропрепарат пероксид водорода и наблюдайте за состоянием клеток.
3. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: какой газ выделяется из
клеток листа? Почему происходит его выделение?
4. Капните каплю пероксида водорода на предметное стекло, рассмотрите ее под
микроскопом, опишите наблюдаемую картину. Сравните состояние пероксида
водорода в листе элодеи и на стекле. Сделайте выводы.
Лабораторная работа №2
«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умение
работать с микроскопом.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, вода, фильтровальная
бумага, раствор поваренной соли, лук.
Ход работы.
1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом.
Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно оболочки.
2. Удалите с микропрепарата воду фильтровальной бумагой. Нанесите на предметное
стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения
цитоплазмы.
3. Удалите фильтровальной бумагой раствор поваренной соли. Капните на
предметное стекло 2 – 3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
4. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода при
перемещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление
движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это
объясняется?
Лабораторная работа №3
«Строение растительной и животной клеток под микроскопом»
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом,
находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между
собой.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, вода, лук, разведенные
дрожжи, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Ход работы.
1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов. Под микроскопом
рассмотрите их, а также готовые микропрепараты клеток многоклеточного
организма.
2. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп
органоиды.
3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается
сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных
организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция грибов, растений и
животных.
Лабораторная работа №4

«Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной
изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости
изучаемого признака.
Оборудование: семена фасоли, бобов, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экз.
одного вида на парту).
Ход работы.
1. Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида,
сравните их размеры или другие параметры. Данные запишите.
2. Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала
расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака
(например, размер семян, длина листовой пластинки), ниже – частоту
встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются
наиболее часто, какие – редко.
3. Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его
встречаемости.
4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости
вами обнаружена.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».