Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО естественного цикла Протокол № _____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________/Анисимова Е.С. Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Биология» Класс: 10 Уровень образования: среднее общее образование Уровень изучения предмета – базовый Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. всего – 68 ч/год; 2ч/неделю Рабочую программу составила: Борщевская С.В., учитель химии и биологии высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии, авторской программы: И.Н. Пономарѐва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова, Л.В. Симонова. Биология 5-11 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой, - Москва, «Вентана-Граф», 2017. - 88 с. Учебник: Д.К. Беляев, Г. М. Дымшиц. – М.: «Общая биология» учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений, ( М., изд. Просвещение, 2018 год.) Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Биология Класс 10 Учитель Борщевская Светлана Владиславовна Срок реализации 2021-2022 учебный год программы Место в учебном Количество часов в неделю 2, в год 68 плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, УМК который состоит из: 1. Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии, авторской программы: И.Н. Пономарѐва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова, Л.В. Симонова. Биология 5-11 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой, - Москва, «Вентана-Граф», 2017. - 88 с. 2. Учебник: Д.К. Беляев, Г. М. Дымшиц. – М.: «Общая биология» учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений, ( М., изд. Просвещение, 2018 год.) Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего Цели и задачи образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний. Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе: формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы; формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности; приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира; воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность; создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона. В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создаѐт условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи отличительных способностей живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы». Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Биология на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты обучающихся по курсу «Биология» Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: - Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; - Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия; - Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности на уроках биологии. 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области биологии; - Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие биологии; - Раскрытие красоты и неповторимости родного края, воспитание чувства сопричастности с природой; - Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной медицины, сельского хозяйства, биологических наук. 3. Духовного и нравственного воспитания: - Развитие у учащихся нравственных чувств; - Формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; - Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. - Выработка моделей поведения обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: - Осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; Формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; - Формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; - Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия - Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии; - Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек; - Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах. 7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения реализуется посредством - Коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; - Интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 8.Экологического воспитания - Экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе еѐ существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; - Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; - Экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия ученик научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия ученик научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия ученик научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты ученик на базовом уровне научится: раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); объяснять причины наследственных заболеваний; выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач; представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; объяснять последствия влияния мутагенов; объяснять возможные причины наследственных заболеваний. ученик на базовом уровне получит возможность научиться: давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения заданий учебного пособия. Содержание обучения 10 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Введение в основы общей биологии (3ч) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Многообразие живой природы. Раздел I Клетка- единица всего живого (27 ч) Тема 1. Химический состав клетки (9 ч) Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Лабораторная работа №1 Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях. Тема 2. Структура и функции клетки (5 ч) Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты Лабораторная работа №2 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» Тема 3. Обеспечение клеток энергией (5 ч) Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (8 ч) Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа. Демонстрации: схемы, таблицы, пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Раздел II Размножение и развитие организмов (11 ч) Тема 5. Размножение организмов (4 ч) Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (7 ч) Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. Демонстрации Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Раздел III Основы генетики и селекции (27 ч) Тема 7. Основные закономерности наследственности (11 ч) Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. Практическая работа. «Решение генетических задач» Тема 8. Закономерности изменчивости (6 ч) Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Тема 9. Генетика и селекция (10 ч) Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. Демонстрации Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Учебно-тематический план Тема Всего уроков 1. Введение в основы общей биологии 2. Клетка – единица всего живого 3.Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) 4. Основы генетики и селекции Итого: № 1 2 3 Практический компонент лабораторная работа самостоятельн ая работа/ контрольная работа 3 1 1 3 27 11 27 68 1 3 3 Перечень лабораторных работ Тема «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» Итого: Л/р – 3 Дата 30.09.2021 07.10.2021 28.10.2021 Тематическое планирование Раздел №п/п Тема урока Дата проведения Домашнее задание 02.09.2021 02.09.2021 09.09.2021 стр. 3-4 стр. 6 стр. 4-8 Экологическое. Популяризация научных знаний. 09.09.2021 §1, таблица стр.13 1 16.09.2021 §2 1 1 16.09.2021 23.09.2021 Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. ДНК, РНК. АТФ и другие органические соединения клетки. Лабораторная работа №1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» Лабораторная работа № 2 по теме «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» Обобщение по теме «Химический состав клетки» Клетка, история изучения. Клеточная теория. 1 23.09.2021 §3 до §4, сообщение «Функции белков» §5, стр. 30, рис.7-8 1 1 30.09.2021 30.09.2021 §6 стр.27 оформить 1 07.10.2021 стр.44 оформить 1 1 07.10.2021 14.10.2021 Цитоплазма. Цитоплазматическая мембрана. Органоиды клетки. Строение органоидов: лизосомы, ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи, митохондрии, пластиды, клеточные включения 1 1 14.10.2021 21.10.2021 §1-6 §7, сообщения о создании клеточной теории. §7-8 §9, таблица Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. Введение в основы общей биологии 1 Предмет и задачи общей биологии. 2 Уровни организации живой материи Общие свойства живых организмов. 3 Раздел 1: Основы цитологии 4 Химический состава клетки. Неорганические вещества клетки, их роль. 5 Биополимеры. Углеводы и липиды, роль в жизнедеятельности клетки 6 Биополимеры. Состав и строение белков 7 Функции белков в клетке 8 9 10 11 12 13 14 15 Кол-во часов 3 1 1 1 27 1 Основные направления воспитательной деятельности 16 17 Ядро. Прокариоты и эукариоты Лабораторная работа №3 «Строение растительной, 1 1 21.10.2021 28.10.2021 § 10 стр.55 оформить 1 1 1 28.10.2021 11.11.2021 11.11.2021 § 11 §12 §13 1 1 1 1 1 1 1 1 18.11.2021 18.11.2021 25.11.2021 25.11.2021 02.12.2021 02.12.2021 09.12.2021 09.12.2021 1 16.12.2021 §14 §14 §15 §16, стр. 81 §17 §18 §19 карточки с заданиями §20, сообщение о вирусах 1 16.12.2021 §21, сообщение об успехи генной инженерии 11 1 23.12.2021 §22 1 1 1 23.12.2021 13.01.2022 13.01.2022 §23 §24 §25 1 1 20.01.2022 20.01.2022 §25 §26 животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Обмен веществ. Автотрофное питание. Фотосинтез и хемосинтез. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ. Бескислородный этап (гликолиз) Биологическое окисление с участием кислорода Пластический обмен. Генетическая информация. Удвоение ДНК. Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция работы генов у бактерий Регуляция работы генов у эукариот Практикум «Решение задач на генетический код и биосинтез белка» Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. (СПИД) Генная инженерия Глава 2: Размножение и развитие организма (онтогенез) 31 Формы размножения организмов: бесполое и половое размножение. 32 Митоз 33 Мейоз 34 Образование половых клеток. Оплодотворение у животных. 35 Двойное оплодотворение у цветковых растений 36 Индивидуальное развитие организмов. Гражданское воспитание. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. 37 38 39 40 Эмбриональный этап Постэмбриональное развитие организма Дифференцировка клеток Развитие взрослого организма Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Профилактика наркомании. Контрольная работа № 1 «Размножение и индивидуальное развитие организмов» Тема 4: Основы генетики и селекции 42 История развития генетики. Задачи и методы. Основные генетические понятия 43 Закономерности наследования. I и II законы Г. Менделя. Анализирующее скрещивание 44 Генотип и фенотип 45 Решение задач на законы Г. Менделя 46 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков 47 Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности. 48 Отношения ген-признак. Внеядерная наследственность 49 Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака 50 Генетические основы поведения 51 Решение генетических задач разных типов 41 52 Контрольная работа № 2 Решение генетических задач разных типов Трудовое воспитание и §27 профессиональное §28 самоопределение. §29 сообщения по теме Экологическое. «Влияние алкоголя, Популяризация научных знаний. никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека» §22-29 1 1 1 1 27.01.2022 27.01.2022 03.02.2022 03.02.2022 1 10.02.2022 27 1 10.02.2022 1 17.02.2022 сообщение о истории генетики §30 1 1 1 17.02.2022 24.02.2022 24.02.2022 §31 §32 §33 1 03.03.2022 §34 1 03.03.2022 §35 1 10.03.2022 §36 1 1 10.03.2022 17.03.2022 §37 карточки с задачами 1 17.03.2022 Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация Виды изменчивости. Модификационная и комбинативная изменчивость Мутационная изменчивость Наследственная изменчивость человека Наследственные заболевания человека, их причины и профилактика Наследование признаков у человека. Влияние мутагенов. 1 24.03.2022 §38 1 1 1 24.03.2022 07.04.2022 07.04.2022 §39 §40 §41 1 14.04.2022 1 1 14.04.2022 21.04.2022 60 61 62 Зачетно-обобщающий урок «Основы генетики» Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений Методы селекции растений. Методы селекции растений. Методы селекции животных. Породы и сорта. сообщение по теме «Влияние мутагенов» §30-41 §42 1 1 1 21.04.2022 28.04.2022 28.04.2022 63 Селекция микроорганизмов. 1 05.05.2022 64 Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Генная инженерия Успехи селекции Обобщающий урок по теме «Основы селекции» Обобщающий урок по курсу биологии 10 класса (тест) Повторение и обобщение пройденного материала 1 05.05.2022 1 1 1 12.05.2022 12.05.2022 19.05.2022 1 19.05.2022 53 54 55 56 57 58 59 65 66 67 68 §43 §43 §44, сообщения о методах селекции животных дополнительный материал сообщения «Генная инженерия» §44 §37 §37-39 сообщения о методах селекции растений научных знаний. Лабораторная работа №1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом. Оборудование: микроскопы, предметное и покровное стекла, вода, пероксид водорода, лист элодеи. Ход работы. 1. Приготовьте препарат листа элодеи, рассмотрите под микроскопом, зарисуйте несколько клеток листа. 2. Капните на микропрепарат пероксид водорода и наблюдайте за состоянием клеток. 3. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: какой газ выделяется из клеток листа? Почему происходит его выделение? 4. Капните каплю пероксида водорода на предметное стекло, рассмотрите ее под микроскопом, опишите наблюдаемую картину. Сравните состояние пероксида водорода в листе элодеи и на стекле. Сделайте выводы. Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умение работать с микроскопом. Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, вода, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, лук. Ход работы. 1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно оболочки. 2. Удалите с микропрепарата воду фильтровальной бумагой. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы. 3. Удалите фильтровальной бумагой раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2 – 3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы. 4. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода при перемещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Лабораторная работа №3 «Строение растительной и животной клеток под микроскопом» Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой. Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, вода, лук, разведенные дрожжи, микропрепараты клеток многоклеточных животных. Ход работы. 1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовые микропрепараты клеток многоклеточного организма. 2. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды. 3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция грибов, растений и животных. Лабораторная работа №4 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой» Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака. Оборудование: семена фасоли, бобов, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экз. одного вида на парту). Ход работы. 1. Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры или другие параметры. Данные запишите. 2. Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (например, размер семян, длина листовой пластинки), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие – редко. 3. Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости. 4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.