Рабочая программа по истории 5 класс на 2021-2022 уч.год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № _5___
от «10» июня_2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №_1___
«30» августа_2021_ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196_
от «30» августа 2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «История Древнего мира»
Класс: 5 а, б, в
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по ученому плану: всего – 68 ч/год; 2ч/неделю
Рабочую программу составила: Сафонова О.В.,
учитель истории и обществознания
Рабочая программа составлена на основе:
●
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования второго поколения (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с
изменениями и дополнениями)
●
Примерной рабочей программе к учебнику В.О. Никишина, А.В.
Стрелкова, О.В. Томашевича, Ф.А. Михайловского под редакцией С.П. Карпова
«Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных
учреждений Автор-составитель Т.Д. Стецюра. Москва: Русское слово, 2018
Учебник: Всеобщая история. История древнего мира Никишин В.О.,
Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А. Под ред. Карпова С.П.
Москва: Русское слово, 2020. – 328 с.

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Всеобщая история. История Древнего мира
5
Сафонова О.В.
2021-2022 уч. год.
Обязательная часть: 68 ч.
Итого: количество часов в неделю 2, в год 68
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1. Примерной рабочей программы к учебнику В.О. Никишина, А.В.
Стрелкова, О.В. Томашевича, Ф.А. Михайловского под редакцией С.П.
Карпова «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса
общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Т. Д. Стецюра.
Москва: Русское слово, 2018
2. Программа ориентирована на УМК: Всеобщая история. История древнего
мира Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А.
Под ред. Карпова С.П. Москва: Русское слово, 2020. – 328 с.
3. Атлас с комплектом контурных карт «История Древнего мира». –
Омск: ОАО «Омская картографическая фабрика», 2020. – 16 с. - ФГОС
Цель изучения курса «история Древнего мира» состоит в
освоении исторической значимости периода древности в целом и всех его
основных разделов, а также приобщении учащихся к мировым культурным
традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского
самосознания.
Для достижения поставленной цели необходима реализация
следующих задач курса «Истории Древнего мира»:
• формирование умений анализировать и интерпретировать
исторические факты на основе работы с разными видами источников и
учебными материалами;
• развитие умений самостоятельно овладевать историческими
знаниями, аргументировано представлять собственную позицию по
актуальным вопросам прошлого;
• формирование умений пользоваться историческими терминами и
понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
• осветить взаимодействие человека с окружающей природной
средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы
социального и политического строя;
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в
истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и институтов, понимание
которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая
форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы,
религиозные верования, в частности особенности мировых религий —
буддизма и христианства);
• формирование научно-исторической картины мира, понимания
значения истории и способов познания прошлого для саморазвития
личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;
• раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый
из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту
мировоззрения, гуманизм;

Общая
характеристика
учебного
предмета

Основные
образовательные
технологии

• воспитания интереса и уважения к историко-культурному
наследию, религии различных народов;
• формирование
ценностных
ориентиров
для
культурной,
этнонациональной самоидентификации в современном обществе на основе
освоенных знаний по курсу древней истории;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной
истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
Курс истории 5 класса на ступени основного общего образования является
частью концентрической системы исторического образования. Изучая
историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают
исторические знания, приведенные в простейшую пространственнохронологическую
систему,
учатся
оперировать
исторической
терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох,
знакомятся с основными способами исторического анализа.
Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие
личности
обучающихся.
Игровые
технологии.
Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного
образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты изучения курса «История Древнего мира»
Предметные

результаты

изучения

пятиклассниками

истории

Древнего мира включает в себя:
• целостное представление об историческом развитии человечества от
первобытности до гибели античной цивилизации как важном и оригинальном
периоде всеобщей истории, в котором вызревали современные народы, языки,
религии, государства, формы их взаимодействия и противостояния, а также
феномен единства мира в многообразии культур;
• усвоение основного понятийного аппарата и элементарных методов
исторической науки и умение применять их для атрибуции фактов и источников
по

истории

Древнего

мира,

их

анализа,

сопоставления,

обобщенной

характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и
личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов
далекого прошлого;
• применять

счет

лет

в

истории,

соотносить годы

с

веками и

тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до
нашей эры» и «наша эра», а также оперировать историческими датами важнейших
событий и процессов в истории Древнего мира, характеризовать их в контексте
конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций,
определять их последовательность и длительность;
• умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и
показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их
положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на
элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию
учебника;
• представление о мифах как органичной форме мышления и познания людей
в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения
прошлого;
• умение комплексно характеризовать важные факты из истории Древнего
мира (время, место, участники, причины и следствия, характер событий и
процессов), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях
признакам (исторические периоды, этапы развития, формы государственного
устройства и др.);

• умение сравнивать относительно простые однородные исторические факты
из истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным в
задании вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего
исследования;
• способность

давать

образную

характеристику

ярких

исторических

личностей и представителей социокультурных групп Древнего мира, описывать
памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по
сохранившимся фрагментам подлинников и их современным реконструкциям,
рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные
источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов
прошлого;
• умение различать в учебном тексте факты, их субъективные описания,
вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать
собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
• умение соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира
с общими явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Древнего
Востока или Античности, раскрывать их существенные признаки, высказывать
суждения об их причинах и значении;
• готовность

применять

новые

знания

и

умения

в

общении

с

одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами,
источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты изучения пятиклассниками истории
Древнего мира включает в себя:
 умение

работать с различными источниками информации: осуществлять

поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной
литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать еѐ в соответствии с
темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческопоисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы,
презентации, проекты);
 овладение

составляющими исследовательской и проектной деятельности,

включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения

понятиям,

классифицировать,

наблюдать,

делать

выводы

и

заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои

идеи;
 умение

организовывать и планировать свою учебную и коммуникативную

деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и
домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
 способность

формулировать и

высказывать собственное

мнение

по

проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды
и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
 активное

применение знаний и приобретѐнных умений, освоенных в школе,

в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в
профессиональной сфере и социуме.
Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего
мира включает в себя:
•формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры
Древнего мира;
•развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре
других

народов

с

целью

эффективного

взаимодействия

в

современном

поликультурном и много конфессиональном обществе;
•воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и
бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их
изучения и охраны.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры
межнационального

общения;

воспитание

уважительного

отношения

к

национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
2.

Патриотического

идентичности:
культурному,

воспитание

воспитания

и

ценностного

отношения

историческому и

формирование

научному наследию,

к

российской

отечественному

понимания

значения

исторической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира
и общества;

Духовное

3.

и

нравственное

воспитание:

развитее

у

учащихся

нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка
моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в
том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
4.

Приобщение

формирование

детей

интереса

к

культурному

детей

к

наследию

классическим

предполагает:

и

современным

высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и
литературы; использованием информационных технологий;
Популяризация

5.

научных

знаний

среди

детей

подразумевает:

осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в
научных

познаниях

мировоззренческих

об

устройстве

представлений

мира

и

общества;

соответствующих

формирование

современному

уровню

развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины
мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по
предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной

и

самостоятельной

информационной

работы

с

учебными

культуры,
текстами,

в

том

числе

справочной

навыков

литературой,

доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к
обучению

и

познанию,

любознательности,

готовности

и

способности

к

самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Трудового

7.

воспитания

и

профессиональное

самоопределение

реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе

на

основе

применения

предметных

знаний,

осознанного

выбора

индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных
интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

В результате освоения программы «История Древнего мира»
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл
основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении
человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении
древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,
материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в
древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней
истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного
устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис»,
«республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения
основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и
подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чѐм заключались назначение и художественные достоинства
памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта,
произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней
истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя
в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного
наследия древних обществ в мировой истории.

Содержание тем учебного курса
Всеобщая история. История Древнего мира (68 ч)
Введение (2 ч.)
Место истории Древнего мира в периодизации всемирной истории. Источники
исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Историческая карта.
Счѐт лет в истории. Многообразие способов счѐта лет в древности: эра, век, календарь,
даты. Линия времени. Правила соотнесения, определения последовательности и
длительности исторических событий, решения элементарных хронологических задач.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч.)
Происхождение человека. Признаки выделения человека из мира животных. Условия
жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Основные
занятия людей в каменном веке (палеолите): охота и собирательство. Древнейшие орудия
труда. Овладение огнѐм и его роль в развитии человека.
«Человек разумный».
Причины освоения новых земель в каменном веке. Влияние природной среды на жизнь и
занятия людей в древности. Великое оледенение. Охота на мамонтов и других крупных
животных, жилища, одежда и др. Потепление. Изобретение лука и стрел, лодки и др.
Постоянное усовершенствование орудий труда в результате изменения условий жизни
древнего человека.
Открытие пещерной живописи. Создатели древних рисунков и скульптур. Причины
зарождения искусства в первобытном обществе. Связь искусства и религии в
первобытном обществе. Представления об окружающем мире, верования первобытных
людей. Причины возникновения религиозных представлений, формы религиозного
сознания древних людей. Миф как часть духовной культуры первобытного человека и
исторический источник.
Переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного
общества («неолитическая революция»). Отличия производящего хозяйства от
присваивающего. Образование родовых общин и племѐн. Организация родоплеменной
власти: вожди и советы старейшин. Совершенствование орудий труда и техники
земледелия. Развитие ремѐсел и торговли.
Предпосылки открытия меди, переход к изготовлению орудий труда из металлов. Смена
каменного века бронзовым и последствия этого: появление излишков, разделение племѐн
на земледельцев и скотоводов, появление обмена, денег и торговли. Возникновение
социального неравенства: появление частной собственности, переход от родовой общины
к соседской, формирование знати. Основные признаки первобытного периода и
цивилизации, факторы и причины изменений в образе жизни и занятиях людей,
приведшие к возникновению цивилизации. Основные признаки цивилизации. Наследие
первобытного мира и современность.
Итоговое повторение.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 ч.)
Природно-географическое положение Египта, роль реки Нила в развитии
древнеегипетской цивилизации. Условия для занятия земледелием. Мифологические
представления о причинах разливов Нила, обычаи и традиции, с ними связанные.
Предпосылки возникновения государственной власти и управления в Египте и
объединения страны под властью правителей Южного царства.
Положение различных слоѐв древнеегипетского общества. Управление государством
(фараон, чиновники). Жрецы. Условия жизни и занятия вельмож. Условия жизни и труда
земледельцев и ремесленников. Положение рабов.
Отношения Египта с соседними народами. Нашествие гиксосов. Освобождение от
иноземного владычества. Устройство древнеегипетского войска. Завоевательные походы
древнеегипетских фараонов в середине II тыс. до н.э. Завоевания Тутмоса III и
превращение Египта в XV в. до н.э. в самое могущественное государство в мире. Новая
столица Египта — Фивы. Фараон-мятежник: основные направления религиозной

политики Эхнатона и причины еѐ провала. Деятельность Рамсеса II. Отношения Египта с
Хеттским царством. Ослабление Египта при преемниках Рамсеса II и распад Египетского
государства.
Религия древних египтян как отражение природных и социокультурных особенностей
Древнего Египта. Древнеегипетские храмы и культ богов. Значение жрецов в
древнеегипетском обществе. Миф об Осирисе. Миф о загробном суде. Пирамиды Египта и
скальные гробницы и связь их строительства с заупокойным культом.
Понятие «культура». Каноны изобразительного искусства, особенности скульптуры и
живописи Древнего Египта, памятники мирового значения. Научные знания в Древнем
Египте. Древнеегипетская письменность. Дешифровка письменности Древнего Египта Ф.
Шампольоном. Образование в Древнем Египте. Научные знания в Древнем Египте.
Географическое положение Месопотамии (Междуречья), еѐ природно-климатические
особенности. Шумеры. Шумерские города-государства. Глиняные таблички и клинопись.
Мифы и сказания шумеров.
Причины возвышения Вавилона в XVIII в. до н.э. Законы Хаммурапи как исторический
источник.
Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном
берегу Средиземного моря. Занятия финикийцев. Финикийские колонии. Маршруты
древних мореплавателей и торговцев. Финикийский алфавит и его роль в развитии
письменности.
Географическое положение и природные особенности Палестины. Библия об истории
еврейского народа до победы над филистимлянами, принятии единобожия и образования
государства. Первые цари Израиля. Строительство храма в Иерусалиме. Причины распада
единого государства после смерти Соломона на Иудейское и Израильское царства.
Географическое положение и природные условия Ассирии, обеспечившие еѐ военное
превосходство над соседними государствами с началом железного века. Ассирийская
армия — армия нового типа (железное оружие, конница, тараны и др.). Образование
Ассирийской державы и политика ассирийских царей в завоѐванных странах. Правители
Ассирии. Сокровища Ниневии. Гибель Ассирийской державы.
Борьба за раздел ассирийских владений и возвышение Нововавилонского царства.
Навуходоносор и расцвет Вавилона на рубеже VII — VI вв. до н.э. Легендарные
памятники города Вавилона: висячие сады, храм Мардука, ворота Иштар и др. Научные
познания вавилонян.
Объединение персов под властью Кира и образование Персидской державы в борьбе с
Мидией, Лидией, Вавилоном и Египтом. Политика Кира в отношении завоѐванных
народов. Борьба за власть в Персидской державе после смерти Кира. Победа Дария I над
своими соперниками, его административные, денежные и военные реформы. Зороастризм
— древняя религия персов.
Географическое положение Индии, особенности рек Инд и Ганг. Хараппская цивилизация.
Переселение ариев в долину Инда в середине II тыс. до н.э. Предпосылки перехода
индоариев от кочевого скотоводства к оседлому земледелию и ремѐслам. Хозяйственное
освоение долины Ганга в начале железного века. Образование государств и особенности
цивилизации в долине Ганга. Образование державы Маурьев и еѐ расцвет в царствование
Ашоки (III в. до н.э.). Распад державы Маурьев. Возвышение державы Гуптов, еѐ расцвет
в правление Чандрагутпы II. Упадок державы Гуптов.
Варны и касты, отношения в обществе. Верования индийцев. Легенда о Будде. Причины
распространения буддизма и его роль в укреплении государства. Культурные достижения
и научные открытия древних индийцев.
Географическое положение Китая, особенности рек Хуанхэ и Янцзы. Особенности
источников по истории первых государств Китая; хозяйственная, социально-политическая
и культурная жизнь древних китайцев в бронзовом веке. Государства Шан (Инь), Чжоу.
Начало железного века в Китае и освоение долины Янцзы. Образование новых государств
и междоусобные войны между правителями этих стран в VI — III вв. до н.э. Объединение
Китая под властью Цинь Шихуанди. Организация управления в империи Цинь: император

и подданные, положение различных групп населения. Великая Китайская стена. Падение
империи Цинь. Империя Хань.
Конфуций и его учение. Лао Цзы и учение даосизма. Памятники искусства. Храмы
Древнего Китая. Изобретения китайцев. Великий шѐлковый путь. Развитие наук в
Древнем Китае. Сыма Цянь и его «Исторические записки».
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ(20 ч.)
Географические и природные условия Греции. Цивилизация Крита: организация
управления, занятия жителей. Гибель Критской цивилизации. Источники по истории
цивилизации Крита.
Вторжение ахейских племѐн в начале II тыс. до н.э. Ахейская Греция в XV — XII вв. до
н.э. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. Ослабление
ахейских государств и их завоевание. Начало «тѐмных веков».
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как памятник культуры и исторический источник.
«Гомеровская Греция». Герои поэм Гомера.
Верования древних греков. Сказания о богах Олимпа. Связь древнегреческой мифологии с
условиями жизни и занятиями древних греков. Древнегреческие храмы и культ богов.
Герои Эллады.
«Тѐмные века» в истории Греции и становление новой греческой цивилизации.
Характерные черты древнегреческого полиса. Греческие города-государства:
политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.
Великая греческая колонизация. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Значение
греческой колонизации.
Географическое положение Аттики и занятия еѐ жителей. Положение различных слоѐв
населения Афинского полиса. Законы Солона. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена.
Спарта: географическое положение, основные группы населения, политическое
устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Греческие колонии в Малой Азии под властью персов. Восстание в Милете. Причины
вторжения персов в Грецию. Поход персов против Афин 490 г. до н.э. Соотношение сил
персов и греков. Планы персов в Марафонской битве. Тактика Мильтиада и причины
победы греков. Значение победы греков в битве при Марафоне. Поход персов под
командованием Ксеркса на Грецию (480 г. до н.э.). Ведущая роль Афин и Спарты в
организации освободитель- ной борьбы. Фермопильское сражение, его герои, его значение
в укреплении боевого духа эллинов. Саламинское сражение. Битвы при Платеях и
Микале. Причины победы греков. Итоги войн с Персией.
Главенствующее положение Афин среди греческих полисов во второй половине V в. до
н.э. Деятельность Перикла. Укрепление основ демократии в Афинах в результате грекоперсидских войн. Деятельность Народного собрания, Совета пятисот, суда. Избрание
должностных лиц, их полномочия. Ограниченность афинской демократии. Недовольство
союзников политикой Афин и предпосылки Пелопоннесской войны.
Особенности рабовладения в Греции. Источники рабства в античном мире. Масштабы
использования рабов в ремесле и сельском хозяйстве. Положение рабов и отношение к
ним свободных греков. Пирей — международный торговый порт и источник обогащения
Афинского государства. Быт и досуг древних греков.
Причины и начало Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н.э.). Непрочность Никиева
мира (421 г. до н.э.). Спарта в Пелопоннесской войне. Поражение Афин в Пелопоннесской
войне и еѐ последствия для Греции в целом.
Школа и образование в греческих полисах. Развитие наук в Древней Греции. Научные
интересы и открытия греческих учѐ- ных. Вклад древних греков в науки о человеке,
природе, обществе и государстве. Греческая философия.
Устройство древнегреческих храмов, особенности античной архитектуры. Афинский
акрополь в «век Перикла». Выдающиеся скульпторы Древней Греции и их творения.
Древнегреческий театр.
Спортивные состязания. Олимпийские игры.

Геополитическое положение Македонского царства. Возвышение Македонии при царе
Филиппе II. Реакция разных слоѐв населения Греции на угрозу македонского завоевания.
Деятельность Демосфена. Битва при Херонее (338 г. до н.э.) и объединение полисов под
властью Филиппа II. Подготовка греко-македонского похода против персов. Гибель
Филиппа II.
Причины побед Александра над персами в Малой Азии (битвы при Гранике и Иссе).
Осада Тира и «освобождение» Египта. Решающее сражение при Гавгамелах (331 г. до н.э.)
и падение Персидской державы. Продолжение похода Александра Македонского на
Восток. Завоевание Средней Азии и долины Инда, основание новых городов. Образование
Македонской державы.
Эллинистический мир. Распад Македонской державы после смерти Александра и
образование новых государств: царство Птолемеев, государство Селевкидов, Македонское
царство, Пергам и др. Греческий Восток — ареал распространения античной культуры.
Александрия Египетская — политический, культурный и научный центр мира в III — I вв.
до н.э. Учѐные эпохи эллинизма и их открытия.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (21 ч.)
Местоположение и природные условия Италии. Пестрота населения Древней Италии:
латины, самниты, этруски, греки, галлы. Этруски, их культура и влияние на Рим. Легенда
об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и
плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление
республики.
Государственное устройство. Римские консулы. Диктатура как чрезвычайная должность.
Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности
народных трибунов. Победа плебеев в борьбе с патрициями. Римское гражданство.
Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Римские жрецы: понтифики, авгуры,
фециалы. Пантеон римских богов.
Подчинение Италии Римом. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона
Капитолия. Войны римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царѐм
Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления
Италией. Положение италийских союзников Рима. Образование фонда «общественной
земли». Колонии римских граждан.
Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наѐмная армия. Первая Пуническая война.
Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков
(«воронов»). Окончание войны. Захват римлянами Сицилии, Корсики и Сардинии.
Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем
Фламинием севера Апеннинского полуострова.
Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения
римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Квинт Фабий Максим и его
тактика. Битва при Каннах. Осада римлянами Капуи и Сиракуз. Высадка войск Публия
Корнелия Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Итоги войны.
Установление господства Рима в Запад- ном Средиземноморье.
Римские завоевания во II веке до н.э. Подчинение Греции и гибель Македонии.
Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и
Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами
завоѐванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.
Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских
завоеваний. Обогащение знати. Разорение крестьян и ослабление римской армии.
Земельный закон Тиберия Гракха, борьба за передел «общественной земли». Гибель
реформа- тора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.
Война с нумидийским царѐм Югуртой. Военная реформа Гая Мария и превращение
римской армии в профессиональную. Война с союзниками в Италии. Распространение
прав римского гражданства на свободное население Италии. Война с Митридатом.
Гражданская война и захват Рима армией Луция Корнелия Суллы. Военная диктатура

Суллы, еѐ отличие от традиционной власти диктатора в Риме. Проскрипции. Реформа
государственной власти. Наделение землѐй солдат.
Источники рабства в Древнем Риме и причины увеличения количества рабов в III — I вв.
до н.э. Особенности применения рабского труда в Риме. Гладиаторы. Восстание под
предводительством Спартака: причины, планы восставших, личность Спартака, развитие
событий в 74–71 гг. до н.э., основные сражения, направления походов рабов, причины
поражения.
Триумвират (Марк Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь) и борьба его участников за
власть. Войны Цезаря в Галлии и переход Рубикона (49 г. до н.э.). Гражданская война 49–
45 гг. до н.э. и установление единоличной власти Цезаря. Управление Цезаря Римом и
причины заговора республиканцев. Гибель Цезаря (44 г. до н.э.).
Положение в Риме и судьба республики после убийства Цезаря. Борьба сторонников
республики и «наследников Цезаря». Поражение республиканцев в битве у города
Филиппы (43 г. до н.э.). Борьба между Антонием и Октавианом за единоличную власть.
Причины победы Октавиана.
Властные полномочия Октавиана Августа и укрепление его еди- ноличной власти
(принципат). Новые завоевания и расширение границ Римской империи. Предпосылки
расцвета римской культуры во времена правления Октавиана Августа. Золотой век
поэзии. Развитие научных знаний в Древнем Риме.
Предпосылки отказа от восстановления республики при преемниках Октавиана Августа.
Положение цезарей (императоров).
«Наихудшие» (Нерон) и «наилучшие» (Траян) императоры: черты личности, цели,
способы и итоги их правления в оценках современников и потомков. Расширение границ
Римской империи при Траяне.
Облик Рима в период наивысшего могущества империи. Особенности римской
архитектуры. Памятники культуры и истории Рима времѐн империи. Отдых и досуг
римлян. Состояние дорог и их значение для управления провинциями. Облик
провинциальных городов империи: общее и особенное. Причины расширения
гражданских прав на все свободное население Римской империи
(212 г.). Проблемы использования рабского труда в сельском хозяйстве в связи с
сокращением завоевательных походов. Колоны.
Кризисные явления во всех сферах жизни римского общества и государства. Деятельность
императора Аврелиана (270–275 гг.) и безуспешные попытки преодолеть кризис.
Условия возникновения нового религиозного учения в Палестине. Этапы распространения
христианства в контексте социально-политической истории Римской империи.
Христианские общины, преследования первых христиан в императорском Риме.
Предпосылки превращения в конце III в. христианской Церкви в организованную и
влиятельную силу.
Личности римских императоров III — IV вв., способы борьбы за верховную власть в Риме
и провинциях, роль армии в политической жизни империи. Диоклетиан (284–305 гг.) и его
реформы управления Римом: уничтожение признаков республики и установление
монархии (домината), административная и налоговая реформы, их эффективность в
борьбе с кризисом Рима. Константин (306–337 гг.) и его реформы в религиозной,
социально-экономической и культурной сферах жизни Римской империи. Причины
прекращения гонений на христианскую церковь. Основание «Нового Рима».
Натиск варварских племѐн на границы Римской империи в период Великого переселения
народов. Политика Феодосия I по преодолению кризисных явлений: уступки готам, запрет
языческих религий и обрядов, утверждение христианства в качестве единственной
религии. Раздел империи (395 г.) и его последствия для судеб западной и восточной
частей Римской империи. Нашествия варваров на Рим в V в.: Аларих и взятие Рима
готами в 410 г.; Аттила и «битва народов» (451 г.), разорение Рима вандалами (455 г.),
захват Рима в 476 г. Причины падения Западной Римской империи. Закат античной
цивилизации. Конец истории Древнего мира.
Итоговое повторение — 1 ч

Тематическое планирование курса «Всеобщая история. История Древнего мира» (68 ч)
№п/п

Раздел

1

Введение

Кол-во
часов

Дата
проведения

Введение. Что изучает история.

1

03.09

Счет лет в истории.

1

07.09

Появление людей на Земле.

1

10.09

4

Жизнь древнейших охотников.

1

14.09

5

Искусство и религия первобытных
людей.

1

17.09

1

21.09

2
3

Жизнь первобытных
людей

6

Тема урока

Древние земледельцы и скотоводы.

7

От первобытности к цивилизации.

1

24.09

8

Обобщение знаний по теме: "Жизнь
первобытных людей"
Возникновение государства в Древнем
Египте.

1

28.09

1

01.10

10

Жизнь древних егпитян.

1

05.10

11

Могущество и упадок державы
фараонов.

1

08.10

12

Религия древних египтян.

1

12.10

13

Культура Древнего Египта.

1

15.10

14

Обобщение знаний по теме: «Древний
Египет»

1

19.10

15

Древнее Междуречье.

1

22.10

9

Древний Восток

Основные направления
воспитательной
деятельности
Духовное и нравственное
воспитание. Эстетическое
воспитание.
Популяризация научных
знаний.

Духовное и нравственное
воспитание. Эстетическое
воспитание. Популяризация
научных знаний.

16

Вавилонский царь Хаммурапи и его
законы.

1

26.10

17

Финикийские мореплаватели.

1

29.10

18

Древняя Палестина.

1

09.11

19

Ассирийская держава.

1

12.11

20

Нововавилонское царство.

1

16.11

21

Персидская держава.

1

19.11

22

Обобщение знаний по теме: «Западная
Азия в древности»

1

23.11

23

Государство Древней Индии.

1

26.11

24

Общество и культура Древней Индии.

1

30.11

25

Государство Древнего Китая.

1

03.12

26

Культура Древнего Китая.

1

07.12

27

Итоговое обобщение по теме:
«Древний Восток»

1

10.12

Зарождение греческой цивилизации.

1

14.12

29

Ахейская Греция.

1

17.12

30

Поэмы Гомера.

1

21.12

31

Боги и герои Древней Греции.

1

24.12

32

Возникновение полисов.

1

11.01

33

Великая греческая колонизация.

1

14.01

34

Возникновение демократии в Афинах.

1

18.01

28

Древняя Греция

Духовное и нравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание. Популяризация
научных знаний.

35

Древняя Спарта.

1

21.01

36

Греко – персидские войны.

1

25.01

37

Обобщение знаний по теме: Греческие
полисы и их борьба с персидским
нашествием.

1

28.01

38

Расцвет Афинского государства.

1

01.02

39

Хозяйственное развитие Греции в V
веке до н.э.

1

04.02

40

Упадок Эллады.

1

08.02

41

Образование и наука Древней Греции.

1

11.02

42

Древнегреческое искусство.

1

15.02

43

Олимпийские игры.

1

18.02

44

Возвышение Македонии.

1

22.02

45

Завоевания Александра Македонского

1

25.02

46

Греческие государства на Востоке

1

01.03

47

Итоговое повторение и обобщение по
теме «Древняя Греция».

1

04.03

Начало римской истории.

1

11.03

49

Республика римских граждан

1

15.03

50

Завоевание Римом Италии.

1

18.03

51

Первая война с Карфагеном.

1

22.03

52

Война с Ганнибалом

1

25.03

48

Древний Рим

Духовное и нравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Гражданское
воспитание.
Приобщение
детей
к
культурному
наследию.
Популяризация
научных знаний.

53

Рим – завоеватель Средиземноморья

1

05.04

54

Народные трибуны – братья Гракхи.

1

08.04

55

Сулла – первый военный диктатор
Рима

1

12.04

54

Восстание Спартака.

1

15.04

57

Цезарь – повелитель Рима

1

19.04

58

Падение республики

1

22.04

59

Обобщение знаний по теме:
«Гражданские войны в период
Римской республики»

1

26.04

60

Император Октавиан Август.

1

29.04

61

Цезари Рима.

1

03.05

62

Жизнь в Римской республике.

1

06.05

63

Кризис в Римской империи в III веке

1

10.05

64

Христианство.

1

13.05

65

Императоры Диоклетиан и
Константин

1

17.05

66

Падение Западной Римской империи

1

20.05

67

Обобщение и проверка знаний по
теме: «Расцвет и закат Римской
империи
Итоговое повторение курса «История
Древнего мира».

1

24.05

1

27.05

68

Контроль усвоения знаний учащихся по курсу
№

Темы контрольных работ

Дата

1
2
3
4

Обобщение знаний по теме: "Жизнь первобытных людей"
Обобщение знаний по теме: «Древний Египет»
Обобщение знаний по теме: «Западная Азия в древности»
Итоговое обобщение по теме: «Древний Восток»
Обобщение знаний по теме: Греческие полисы и их борьба с
персидским нашествием.
Итоговое повторение и обобщение по теме «Древняя Греция».
Обобщение знаний по теме: «Гражданские войны в период
Римской республики»
Обобщение и проверка знаний по теме: «Расцвет и закат
Римской империи
Итоговое повторение курса «История Древнего мира».

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

5
6
7
8
9

январь
март
апрель
май
май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».