Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Истории России: с древнейших времен до начала XVI века» Класс: 6а, 6б, 6в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 40 ч/год; 2ч/неделю Рабочую программу составила: Сартакова А.В., учитель истории и обществознания Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями). Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2010 г., авторской программы к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьѐва, А.П. Шевырѐва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.А. Пашкина. – Москва: ООО «Русское слово — учебник», 2020. – 232 с. Учебник: Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала XVI века. Москва: Русское слово, 2016. – 240 с. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии История России с древнейших времен до начала XVI века 6 Сартакова А.В. 2021-2022 уч. год Обязательная часть: 40 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 40 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: • учебник Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала XVI века. Москва: Русское слово, 2016. – 240 с. • рабочая программа к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьѐва, А.П. Шевырѐва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.А. Пашкина. – Москва: ООО «Русское слово – учебник»,2020. – 232 с. • атлас и контурные карты. Истории России: с древнейших времен до начала XVI века, Москва: изд-во Дрофа, 2021 Цель курса: формирование целостного представления об историческом развитии России в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом. Задачи курса: - показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь учащимся не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям; - сформировать у учащихся целостное представление о истории России Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; - осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов России, показать их общие черты и различия; - сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие; - общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия); - развитие понятийного аппарата, характерного для данной эпохи; - охарактеризовать наиболее яркие личности истории России Средних веков, их роль в истории и культуре; - развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны. Курс «История России с древнейших времен до начала XVI века» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения истории России: с древнейших времен до начала XVI века Предметные результаты: - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; - характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение; - применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая еѐ социальную принадлежность и познавательную ценность; - освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, творческую и общественную; - овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развѐрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.; - использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты); - готовность к сотрудничеству с одноклассниками в коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. 2. Патриотического идентичности: воспитание воспитания и ценностного отношения культурному, историческому и формирование научному наследию, к российской отечественному способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества. 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; осуществление выбора модели поведения у в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков. 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий. 5. Популяризация научных знаний подразумевает: осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной исторической науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. В результате освоения программы «Истории России: с древнейших времен до начала XVI века» Ученик научится: • датировать важнейшие события и процессы в истории России с древности до начала XVI в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории; • читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историкогеографические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; • характеризовать важные факты отечественной истории, классифицировать и группировать их по различным признакам; • рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках; • памятников составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, материальной и художественной культуры; значительных событиях средневековой истории России; рассказывать о • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя догосударственных и государственных образований, существовавших на территории нашей страны с древнейших времѐн до начала XVI в.; б) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории в IX — начале XVI в.; • сопоставлять развитие Руси и других стран в IX — начале XVI в., определять общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода. Ученик получит возможность научиться: • давать сравнительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России с древнейших времѐн до начала XVI в.; • образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приѐмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; • представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ; • самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать охране наследия прошлого; • используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.); • составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры России, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИИ РОССИИ: С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XVI ВЕКА» (40 ч.) ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) История России — часть всемирной истории. Хронологические рамки курса «История России с древнейших времѐн до начала XVI в.». Принципы периодизации отечественной истории IX—XV вв. Факторы самобытности российской истории. Источники по российской истории. РАЗДЕЛ I. ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ НАШЕЙ РОДИНЫ (5 ч.) Первобытная эпоха. Каменный век на территории России: хронологические рамки, орудия труда, география расселения и занятия людей, формы их объединения, места археологических раскопок, памятники культуры. Бронзовый и железный века: переход к производящему хозяйству, новые занятия и формы объединения людей, признаки разложения первобытных отношений, археологические находки на территории современной России. Земледельческие, скотоводческие и кочевые общества евразийских степей в бронзовом и железном веках. Языковые семьи и группы. Народы и государства нашей страны в древности. Греческая колонизация северного побережья Чѐрного моря в VII—IV вв. до н.э.: топонимика природно- и социально-географических объектов, народов Причерноморья. Античные городагосударства Северного Причерноморья. Архитектура городов-колоний, их экономика и культура. Боспорское царство. Скифы: образ жизни и культура. Скифское царство. Дербент. Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э. Великое переселение народов. Миграция готов и нашествие гуннов. Образование государств кочевников в Северном Причерноморье. Особенности культуры и государственного устройства Аварского и Тюркского каганатов, Волжской Булгарии, Хазарского каганата. Восточные славяне в древности. Предполагаемая прародина славян и направления их миграций в середине I тысячелетия. Расселение славян, их разделение на три ветви: восточных, западных и южных. Соседи восточных славян: балты и финно-угры. Славянские общности Восточной Европы. «Повесть временных лет» как первый источник о ранней истории восточных славян. Хозяйство восточных славян. Традиционные верования и обряды восточных славян. РАЗДЕЛ II. РУСЬ В IX — XII ВВ. (13 ч.) Образование государства Русь. Социальная и политическая организация восточных славян. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тысячелетия. Соседи Руси. Путь «из варяг в греки» как важная торговая и культурная коммуникация варягов и славян. Легендарный характер сведений о первых русских князьях в «Повести временных лет». «Повесть временных лет» о призвании варягов. Проблема образования Древнерусского государства. Первые известия о Руси. Поход князя Олега на Киев, объединение северных и южных земель, перенос в Киев столицы государства Русь. Первые русские князья. Объединение восточнославянских «племѐн» под властью князя Олега. Дань и полюдье. Походы Олега на Византию и заключение первого в истории Руси международного договора. Княжение Игоря: защита Руси от набегов печенегов, походы на Византию и заключение нового договора. Отзвуки родовых отношений в конфликте киевского князя с древлянами (945). Княжение Ольги: укрепление княжеской власти, установление уроков и погостов, принятие христианства. Походы князя Святослава на Хазарский каганат, в Волжскую Булгарию и Византию; расширение территории государства Русь. Князь Владимир и Крещение Руси. Начало правления князя Владимира. Легенда о выборе веры и реальные причины выбора православия. Крещение Руси. Отношение к новой религии в разных слоях древнерусского общества. Значение принятия Русью христианства. Деятельность Владимира по усилению безопасности государственных границ, строительству храмов, распространению грамотности. Создание новой системы управления государством, предпосылки обострения междоусобиц после смерти князя Владимира. Образ князя в народных легендах и преданиях. Русь при Ярославе Мудром. Борьба за власть между сыновьями князя Владимира Святого. Гибель Бориса и Глеба. Ярослав Мудрый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Правда Русская — первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета Древнерусского государства в правление Ярослава Мудрого. Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол. Лествичная система престолонаследия. Борьба за киевский престол между преемниками Ярослава Мудрого. Любечский съезд 1097 г. и новая система княжеской власти на Руси. Владимир Мономах. «Поучение» Владимира Мономаха как источник знаний о жизни князя, его семьи и знати, об идеалах воспитания детей и др. Нарастание тенденции распада Руси на отдельные княжества. Древняя Русь: общество и государство. Территория и население государства Русь. Территориально-политическая структура Руси: волости. Общественный строй Руси. Категории рядового и зависимого населения. Князья, дружина. Вотчинное землевладение. Развитие городов и быт жителей Руси. Предпосылки роста и развития городов, ремесла и торговли в XI—XII вв. Общие принципы строительства и планировки русских городов. Вече и формы самоуправления в городах Руси. Развитие ремѐсел и торговли. Городское население. Купцы. Быт жителей Древней Руси: жильѐ, предметы обихода, одежда, досуг. Православная церковь в Древней Руси. Влияние православия на повседневную жизнь и духовную культуру Руси. Приспособление языческих обрядов и традиций к новой вере. Организация Православной церкви на Руси. Церковные уставы. Первые монастыри, их основатели и насельники. КиевоПечерский монастырь как центр духовной и культурной жизни Древней Руси. Литература Древней Руси. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность и книжное дело. Древнейшие книги: «Новгородская Псалтырь» и «Остромирово Евангелие». Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. Литературные жанры Древней Руси. Выдающиеся памятники древнерусской литературы, их культурно-историческое значение: «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», произведения Владимира Мономаха. Искусство Древней Руси. Начало храмового строительства на Руси. Крестово-купольная форма храма. Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская и другие каменные храмы Древней Руси. Становление на Руси собственной архитектурной школы. Гражданские постройки (Золотые ворота в Киеве, крепостные башни и др.). Развитие живописи: древнерусские иконы и фрески. Влияние византийских мастеров иконописи на древнерусские иконы. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси. Оружейное дело. РАЗДЕЛ III. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XII — НАЧАЛЕ XIII В. (6 ч.) Образование самостоятельных русских земель. Причины распада Руси на самостоятельные земли. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Особенности эпохи раздробленности и признаки сохранения единства русских земель в хозяйственной, политической и культурной жизни страны. Влияние раздробленности на экономическое и культурное развитие Руси. «Слово о погибели Русской земли» как реакция современников на княжеские междоусобицы. Земли Южной Руси. Особый статус Киевской земли. Факторы ослабления Киевского княжества. Борьба за киевский престол во второй половине XII — начале XIII в. Южная Русь и половцы: военно-политические, хозяйственные и культурные связи между Русью и Половецкой степью. «Слово о полку Игореве»: историческая основа и литературное осмысление. Юго-Западная Русь. Территория, природа и население Юго-Западной Руси. Особенности социально-экономического и политического развития юго-западных земель; формирование боярского землевладения, роль бояр в политической жизни. Галицкая земля. Княжение Ярослава Осмомысла. Объединение Галицкой и Волынской земель. Роман Мстиславич и Даниил Романович. Культура ЮгоЗападной Руси. Новгородская земля. Природные условия и хозяйственная жизнь Новгородской земли. Новгород как перекрѐсток важнейших торговых путей в эпоху Средневековья. Особенности государственного устройства Новгорода. «Господин Великий Новгород»: облик города, его планировка и благоустройство. Особенности архитектуры и живописи Новгорода. Выдающиеся памятники культуры Новгорода XII — начала XIII в. Берестяные грамоты как исторический источник о жизни новгородцев. Северо-Восточная Русь. Особенности географического положения, природных условий и хозяйственной деятельности населения Северо-Восточной Руси. Предпосылки роста численности населения, строительства новых городов, формирования боярского землевладения и усиления княжеской власти в конце XII — начале XIII в. Личности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, их вклад в развитие и укрепление Владимиро-Суздальской земли. Литература, архитектура и живопись Северо-Восточной Руси. Выдающиеся памятники культуры Владимиро-Суздальской Руси. РАЗДЕЛ IV. РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ (6 ч.) Монгольское нашествие на Русь. Возникновение Монгольской империи. Военная организация и тактика монгольского войска. Завоевания Чингисхана и его потомков. Приближение монголов к границам южных русских княжеств и первое столкновение на реке Калке (1223). Причины поражения. Походы Батыя на Восточную Европу. Завоевание Руси (1237—1241). Героическая оборона русских городов. Летописи и народные сказания о защитниках Русской земли. Экономические, политические и культурные последствия нашествия. Натиск с Запада. Прибалтийский регион: геополитическое положение, население и хозяйство. Предпосылки и причины крестовых походов в Прибалтику. Ордены крестоносцев и угроза западным границам Руси. Вторжение шведов в новгородские земли. Призвание новгородцами князя Александра Ярославича. Невская битва (1240). Вторжение немецких рыцарей в новгородские земли. Ледовое побоище (1242). Личность Александра Невского. Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII—XV вв. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города Золотой Орды и кочевые степи. Принятие ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Золотая Орда и народы Поволжья, Сибири и Северного Кавказа. Крым после монгольского нашествия. Итальянские фактории Причерноморья (Кафа, Воспоро, Тана, Солдайя), их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком. Русские земли под властью Золотой Орды. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Религиозная политика монголов. Политика русских князей в отношении Орды и еѐ правителей в конкретных историко-политических ситуациях: Даниил Галицкий, Андрей Ярославич, Александр Невский и др. Историческая оценка отношений между Ордой и удельными князьями. Великое княжество Литовское и русские земли. Возникновение Литовского государства и рост его владений в середине XIII—XV в. Включение русских земель в состав Великого княжества Литовского. Общественный строй и особенности управления Великого княжества Литовского. Сближение Литвы с Польшей. Борьба с крестоносцами. Грюнвальдская битва, еѐ историческое значение. РАЗДЕЛ V. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII—XV В. (8 ч.) Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия. Северо-Западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Северо-Восточная Русь после монгольского нашествия: население, особенности управления и социально-экономического развития. Борьба за великое княжение владимирское. Противостояние Твери и Москвы в начале XIV в. Личности московских и тверских князей, способы их борьбы за владимирский престол. Усиление Московского княжества при Иване Калите. Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой. Укрепление Москвы при князе Дмитрии Ивановиче. Упадок Орды в середине XIV в., возвышение темника Мамая в междоусобной войне. Новые черты в отношениях русских князей с Ордой во второй половине XIV в. Союзники Мамая и князя Дмитрия в преддверии решающего сражения. Куликовская битва (1380) и еѐ историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь. Русские земли в конце XIV — первой половине XV в. Расширение территории Московского княжества при Василии I. Ослабление Золотой Орды во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Отношения Москвы с Великим княжеством Литовским. Междоусобная война в Московском княжестве (1425— 1453): причины, цели и участники борьбы за великокняжеский престол; средства и результаты войны; еѐ последствия для усиления власти великого князя московского и объединения Руси под властью Москвы. Василий Тѐмный. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское, Касимовское ханства, Ногайская Орда. Большая Орда. Конец эпохи раздробленности. Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Новый этап политики московских князей в отношениях с наследниками Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Перемены в устройстве двора великого князя: царский титул и регалии, новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Принятие общерусского Судебника. Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в. Роль Православной церкви в период ордынского владычества. Предпосылки превращения Москвы в духовный центр русских земель. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль митрополитов Петра и Алексия в политической и духовной жизни Московского княжества. Сергий Радонежский. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба конца XV в.: иосифляне и нестяжатели, ереси. Русская литература во второй половине XIII —XV в. Последствия монгольского нашествия для духовной и культурной жизни Руси, предпосылки еѐ возрождения в конце XIII — начале XIV в. Развитие письменности. Основные жанры и сюжеты русской литературы. Общерусское и региональное летописание. Памятники литературы Куликовского цикла. Житийная литература. Произведения Епифания Премудрого. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Искусство во второй половине XIII — XV в. Возрождение каменного зодчества в Новгороде (конец XIII в.) и Северо-Восточной Руси (начало XIV в.): историко-культурная преемственность и новые черты в архитектуре соборов и монастырей. Новый облик Московского Кремля. Развитие изобразительного искусства. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублѐва, Дионисия. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО КУРСУ (1 ч). Тематическое планирование по курсу «История России: с древнейших времен до начала XVI века» № п/ п Раздел Тема урока Кол-во часов Дата проведения 1 2 3 Раздел I. Древнейшие жители нашей Родины Введение. Первобытная эпоха Народы и государства нашей страны в древности Восточная Европа в середине I тысячелетия Восточные славяне в древности Обобщение по теме «Древнейшие жители нашей Родины» Образование государства Русь 1 1 1 18.12 21.12 25.12 стр. 3-4 §1 §2 1 28.12 §3 1 1 11.01 13.01 §4 2 §5-6 8 Первые русские князья 1 18.01 20.01 25.01 9 10 11 1 1 1 27.01 01.02 03.02 §8 §9 §10 1 08.02 §11 1 10.02 §12 1 15.02 §13 15 16 Князь Владимир и Крещение Руси Русь при Ярославе Мудром Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол Древняя Русь: общество и государство Развитие городов и быт жителей Руси Православная церковь в Древней Руси Литература Древней Руси Искусство Древней Руси 1 2 §14 §15 17 Обобщение по теме «Русь в IX – XII 1 17.02 22.02 24.02 01.03 4 5 6 7 12 13 14 Раздел II. Русь в IX — XII вв. Домашнее задание §7 Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 вв.» Раздел III. Русские Образование самостоятельных земли в середине русских земель XII — начале XIII в. Земли Южной Руси Юго-Западная Русь Новгородская земля Северо-Восточная Русь Важнейшие русские земли в XIIпервой трети XIII в. Раздел IV. Русь Монгольское нашествие на Русь между Востоком и Западом Натиск с Запада Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIIIXV века Русские земли под властью Золотой Орды Великое княжество Литовское и русские земли Русь между Востоком и Западом Раздел V. Русские Судьбы Северо-Западной и Североземли в середине Восточной земель после XIII — XV в. монгольского нашествия Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой Русские земли в конце XIV — первой половине XV в. Конец эпохи раздробленности Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в. Русская литература во второй половине XIII – XV в. 1 03.03 §16 1 1 1 1 1 10.03 15.03 17.03 22.03 24.03 §17 §18 §19 §20 1 05.04 §21 1 1 07.04 12.04 §22 §23 1 14.04 §24 1 19.04 §25 1 1 21.04 26.04 §26 1 28.04 §27 1 03.05 §28 1 1 05.05 10.05 §29 §30 1 12.05 §31 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; 36 37 38 Искусство во второй половине XIIIXV в. Русские земли в середине XIII-XV в. История России с древнейших времен до конца XV века. 1 17.05 1 1 19.05 24.05 ИТОГО 40 §32 Контроль обученности учащихся по курсу № 1 2 3 4 5 Тема контрольной работы Повторительно-обобщающий урок «Древние жители нашей Родины». Повторительно-обобщающий урок «Древняя Русь в IX-XII веках» Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в XII – нач. XIII века» Повторительно-обобщающий урок «Русь между Востоком и Западом» Итоговое повторение по курсу Дата по теме январь по теме март по теме по теме апрель апрель май