Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № _5___ от «10» июня_2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №_1___ «30» августа_2021_ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196_ от «30» августа 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «История России XVI-XVII вв.» Класс: 7а, 7б, 7в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 46 ч/год; 2 ч/неделю Рабочую программу составила: Сафонова О.В., учитель истории и обществознания высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения), Рабочая программа к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьѐва, А.П. Шевырѐва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.А. Пашкина. – 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 232 с. Учебник: Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI–XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова. – 3-е изд. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 224 с. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета История 7 Сафонова О.В. 2021-2022 уч. год. Обязательная часть: 46 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 46 ч Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: Рабочая программа к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьѐва, А.П. Шевырѐва «История России» для 6– 9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.А. Пашкина. – 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 232 с. Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI–XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова. – 3-е изд. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 224 с. Атлас История России XVI-XVII вв. – Москва: изд-во Дрофа, 2019. Цель настоящего курса состоит в формировании элементарных представлений у обучающихся о развитии российского общества, государства и культуры в XVI—XVII вв., что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности». Задачи: формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе; овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XVI—XVII вв. в социальной, экономической, политической и духовной сферах; воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учѐтом принципов научной объективности и историзма; развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого; 6) развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов. Изучение История России начинается с 6 класса и это является началом системного изучения учащимися отечественной истории с древнейших времѐн до конца XVI века, а в 7 классе продолжается изучение истории периода XVI —XVII веков. Курс истории России в 7 классе охватывает историю развития российского общества и государства, начиная с завершения объединения русских земель при Василии III и заканчивая правлением Фѐдора Алексеевича и событиями 1682 г. Основные образовательные технологии Структурно курс делится на три тематических раздела: I. Создание Московского царства. II. Смутное время. III. Россия при первых Романовых. В процессе обучения, учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всѐ это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты по курсу «Истории России XVI-XVII вв.» Предметные результаты: - овладение целостными представлениями об историческом пути зарубежных стран и России как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приѐмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; - характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение; - применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая еѐ социальную принадлежность и познавательную ценность; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, творческую и общественную; - овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развѐрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.; - использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты); - готовность к сотрудничеству с одноклассниками в коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Личностные результаты: - осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности; - осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений; - формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; - формирование и развитие основ художественной культуры, эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; В результате освоения программы «История России в XVI—XVII вв.» Ученик научится: локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной истории, еѐ ключевых процессов, событий и явлений; использовать историческую карту как источник информации о границах России, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний и др.; анализировать информацию из различных источников по отечественной истории Нового времени; составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события. Ученик получит возможность научиться: • используя историческую карту, характеризовать социально-экономичесое и политическое развитие России в Новое время; • используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д. Содержание курса «История России в XVI—XVII вв.» (46 ч.) Введение (1 ч.) Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического, социального и культурного развития России в XVI—XVII вв. Принципы периодизации отечественной истории XVI—XVII вв. Источники по российской истории XVI—XVII вв. Основные понятия и термины: исторический источник. Повторение изученного (2 ч.) Раздел I. Создание Московского царства (13 ч.) Завершение объединения русских земель Правление Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, еѐ роль в управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Складывание сословной системы общества. Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов. Крестьянство. Крестьянские повинности. Формирование казачества. Падение Византии и рост церковнополитической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Основные понятия и термины: самодержавие, Боярская дума, думные чины, окольничие, местничество, наместники, волостели, волость, стан, сословия, дворянство, помещики, вотчина, поместье, духовенство, посадский люд, тягло; черносошные, владельческие и монастырские крестьяне, оброк, барщина, казачество. Иван Грозный — первый русский царь Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства. Московское восстание 1547 г. Избранная рада: еѐ состав и значение. Земские соборы. Развитие приказной системы. Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Основные понятия и термины: царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, дьяки, губные старосты, городовые приказчики, земские старосты, Судебник 1550 г., дворянское ополчение, стрелецкое войско, стрельцы. Основные персоналии: Елена Глинская, Андрей Старицкий, Иван IV, А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр. Внешняя политика России при Иване Грозном Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Укрепление южных границ Российского государства. Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной Сибири. Основные понятия и термины: засечная черта, ясак. Основные персоналии: Иван IV, И.Г. Выродков, Ермак, хан Кучум, Стефан Баторий, И.П. Шуйский. 55 Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей Опричнина, дискуссия о еѐ причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины (митрополит Филипп, князь Андрей Курбский, Малюта Скуратов и др.). Набег хана Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царствование Фѐдора Иоанновича: характер царя и его правление. Возвышение боярина Бориса Годунова. Введение «урочных лет» как продолжение политики закрепощения крестьян. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега хана Казы (Гази)-Гирея в 1591 г. Русско-шведская война. Тявзинский мирный договор: восстановление позиций в Прибалтике. Пресечение царской династии Рюриковичей. Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, заповедные лета, урочные лета, закрепощение крестьян. Основные персоналии: Иван IV, митрополит Филипп, Малюта Скуратов, хан ДевлетГирей, М.И. Воротынский, царь Фѐдор Иоаннович, хан Казы (Гази)-Гирей, Б.Ф. Годунов. Русская православная церковь в XVI в. Особенности отношения государственной и церковной властей в XVI в. Стоглавый собор. Святые и еретики XVI в. Учреждение патриаршества и его историческое значение. Основные понятия и термины: Стоглавый собор, юродивые, еретики, патриаршество. Русская культура в XVI в. Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской литературы XVI в. Лицевой летописный свод. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в. Продолжение формирования дворцово-храмового ансамбля Соборной площади в Москве. Крепостное строительство: Китай-город, Смоленский, Зарайский, Нижегородский, Серпуховской, Коломенский кремли. Фѐдор Конь. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозеркого монастыря. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). Развитие науки и техники в XVI в. Основные понятия и термины: скоропись, книгопечатание, летописный свод, парсуна, шатровый стиль. Основные персоналии: Иван Фѐдоров, Пѐтр Мстиславец, Алевиз Новый, Петрок Малый, Фѐдор Конь, Барма, Постник Яковлев, Андрей Чохов. Раздел II. Смутное время (7 ч.) В преддверии Смуты Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI— XVII вв. Тайна гибели царевича Дмитрия. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социальноэкономического кризиса. Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский собор. Основные персоналии: Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, царевич Дмитрий, Ф.Н. Романов. Лжедмитрий I Предпосылки появления самозванства. Личность Лжедмитрия I. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I. Основные понятия и термины: самозванство, казаки, холопы. Основные персоналии: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Ф.И. Мстиславский. 56 Правление Василия Шуйского Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Основные понятия и термины: «крестоцеловальная запись», бояре. Основные персоналии: В.И. Шуйский, патриарх Гермоген, митрополит Филарет, И.И. Болотников, И. Пашков, П. Ляпунов, Г.П. Шаховской, А.А. Телятевский. Лжедмитрий II. Вторжение Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польсколитовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода шведскими войсками. Основные понятия и термины: Тушинский вор, «тушинские перелѐты». Основные персоналии: В.И. Шуйский, Лжедмитрий II, И.М. Заруцкий, Я. Сапега, М.В. СкопинШуйский, Сигизмунд III, М.Б. Шеин, королевич Владислав, С. Жолкевский, Карл IX. Междуцарствие (1610—1613) Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база участников, внутренние противоречия. Лжедмитрий III. Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли». Основные персоналии: Ф.И. Мстиславский, королевич Владислав, патриарх Гермоген, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, Д.Т. Трубецкой, Лжедмитрий III. Второе ополчение и освобождение Москвы Ситуация в стране к середине 1612 г. Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г. Подготовка к Земскому собору. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры М.Ф. Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на царство. Подвиг Ивана Сусанина. Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли», Земский собор. Основные персоналии: королевич Владислав, Кузьма Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов. Раздел III. Россия при первых Романовых (23 ч.) Правление Михаила Фѐдоровича (1613—1645) Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Основные направления внутренней политики Михаила Фѐдоровича. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова. Восстановление экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637) и причины поражения в ней России. Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фѐдоровича и положение России в середине XVII в. 57 Основные понятия и термины: Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги, соха, Поля- новский мир, «Азовское сидение». Основные персоналии: М.Ф. Романов, патриарх Филарет, М.Б. Шеин. Правление Алексея Михайловича (1645—1676) Личность царя Алексея Михайловича. Правительство Б.И. Морозова. Соляной бунт 1648 г.: предпосылки и причины восстания, социальный состав его участников, требования и действия восставших, последствия. Соборное уложение 1649 г.: основные положения. Окончательное оформление крепостного права в России. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Основные понятия и термины: Соляной бунт, челобитная, белые слободы, Соборное уложение, тягло, крепостное право. Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Н.И. Одоевский. Россия в XVII в. Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Создание полков нового (иноземного) строя. Экономическое развитие России в XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации регионов Российского государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства. Основные понятия и термины: сословно-представительная монархия, абсолютизм, Боярская дума, Государев двор, приказы, приказные люди, приказ Тайных дел, воеводы, земские старосты, городовые приказчики, дворяне, дворянское ополчение, полки нового (иноземного) строя, мелкотоварное производство, ярмарка, купцы, мануфактура, приписные крестьяне. Русская деревня в XVII в. Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых сельскохозяйственных угодий. Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в XVII в. Рыбный промысел. Крестьянство в XVII в. Распространение дворянского землевладения. Основные понятия и термины: барщина, оброк, тягло, бобыли, захребетники, однодворцы. Присоединение Украины к России Украинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь — центр борьбы украинского народа за освобождение. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада 8 января 1654 г. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и еѐ результаты. Основные понятия и термины: Люблинская уния, католицизм, Униатская церковь, шляхта, казачество, гетман, реестровые казаки, Запорожская Сечь, атаман, Зборовский договор, Белоцерковский мир, Пере- яславская рада, Андрусовское перемирие. Основные персоналии: Б.М. Хмельницкий, И. Выговский. Раскол в Русской православной церкви Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Кружок ревнителей благочестия. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Сущность раскола Русской православной церкви. Никон и Аввакум: столкновение судеб и характеров. Старообрядчество. Трагические страницы истории старообрядчества: «дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря. Основные понятия и термины: кружок ревнителей благочестия, церковный обряд, старообрядчество, раскол. Основные персоналии: Стефан Вонифатьев, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, Епифаний Славинецкий, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова. Народные волнения в 1660—1670-е гг. Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг. Донское казачество в XVII в.: условия формирования, образ жизни, роль в охране южных рубежей России, отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670— 1671 гг.: цели и социальный состав участников, «прелестные письма», основные места сражений разинцев с правительственными войсками, итоги восстания. Основные понятия и термины: Медный бунт, поход «за зипунами», «прелестные письма». Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, С.Т. Разин. Наследники Алексея Михайловича Дети Алексея Михайловича. Личность Фѐдора Алексеевича. Планы преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отмена местничества. События 1682 г. Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение, cтрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой. Основные персоналии: Фѐдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пѐтр и Иван Алексеевичи, Н.М. Зотов, И.А. Хованский. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения русскими пространств Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условия их вхождения в состав Российского государства. Сибирский приказ (1637). Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения, формирование многонациональной элиты. Русские географические открытия. Плавание Семѐна Дежнѐва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор (1689) с Китаем. Основные понятия и термины: землепроходцы, «мягкая рухлядь», острог, ясак, Сибирский приказ, Нерчинский договор. Основные персоналии: Ермак, И.Ю. Москвитин, С.И. Дежнѐв, Ф.А. Попов, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В.В. Атласов. Просвещение, литература и театр в XVII в. Развитие грамотности, книжного дела и просвещения в России в XVII в. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. Открытие Славяно-греко-латинского училища. Обмирщение культуры. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории. Театр времѐн Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора. Основные понятия и термины: Псалтырь, Часослов, Славяно-греко-латинское училище, сказание, повесть, «вирши», газета, театр. Основные персоналии: С. Медведев, М. Смотрицкий, К. Истомин, Ф.М. Ртищев, братья Софро - ний и Иоанникий Лихуды, Авраамий Палицын, Симеон Полоцкий, Иннокентий Гизель, Иоганн Грегори. Искусство XVII в. Новые черты в архитектуре XVII в. Приказ каменных дел и Оружейная палата. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Московское (нарышкинское) барокко. Реализм в церковной и светской живописи XVII в. Парсунная живопись. «Строгановская» школа иконописи. Симон Фѐдорович Ушаков и особенности его творчества. Ярославская школа иконописи. Развитие декоративноприкладного искусства. Основные понятия и термины: «узорочье», московское (нарышкинское) барокко, «строгановская» и ярославская школы иконописи, парсуна, изразец. Основные персоналии: Прокопий Чирин, И. и Н. Савины, С.Ф. Ушаков. Жизнь и быт различных сословий Семья и семейные отношения. Изменения в картине мира человека XVII в. Повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоѐв населения страны. Одежда. Основные понятия и термины: курная изба, подклет, горница, хоромы, амбар, мыльня, сорочка, зипун, кафтан, сарафан, душегрея, чѐботы. Обобщение по теме «Россия при первых Романовых» (1 ч.) Итоговое повторение по курсу «История России в XVI—XVII вв.» (3 ч.) Итоговое повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени» (1 ч.) Календарно-тематическое планирование по курсу «История России в XVI—XVII вв.» (46 ч.) № п/п 1 2 3 4 5 Раздел Создание Московского царства Кол-во часов Дата проведения Введение Повторение Повторение Завершение объединения русских земель 1 1 1 1 25.11 30.11 02.12 07.12 Общественный строй и новая идеология Московского государства Общественный строй и новая идеология Московского государства 1 09.12 1 14..12 Иван Грозный – первый русский царь 1 16.12 Внешняя политика Ивана IV: присоединение Казанского и Астраханского ханств, начало освоения Сибири Внешняя политика Ивана IV: Ливонская война 1 21.12 1 23.12 Тема урока 6 7 8 9 Домашнее задание Стр. 4-5 § 1, выписать в словарь определения и выучить, стр. 14 вопрос № 1 (устно) §1, стр. 14 вопрос №2-5 (устно), №6 (письменно). Сообщение на выбор. §2, продолжить заполнение таблицы в тетради, стр. 23, вопросы №2,4,5, выписать в словарь определения и выучить. Сообщение на выбор. §3-4, пункты 1,3. Стр.34, вопрос №5, задание №3 или 7 на выбор. §3-4, пункт 2; продолжить заполнение таблицы в тетради, стр. 34 задание №4. Контурная карта. §5, выписать в словарь определения и выучить, стр. 23 задание №8; стр. 45 задания №2-4, Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. 10 11 12 13 14 15 Смутное время 16 17 Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей Итоги и историческая оценка личности и правления Ивана Грозного 1 11.01 1 13.01 Русская православная церковь в XVI в. 1 18.01 Русская письменность, книжность и литература XVI в. 1 20.01 Искусство и архитектура в XVI в. 1 25.01 Искусство, наука и техника в XVI в. Обобщение по теме «Создание Московского царства» 1 27.01 1 01.02 В преддверии Смуты. 1 03.02 §5, стр. 45 задание №6,8 письменно. Сообщения на выбор в виде презентаций. §6, стр. 50, вопросы №1-5, задание №8 письменно, выписать в словарь определения и выучить, Сообщения на выбор в виде презентаций. §7-8 пункты1-2, стр. 59 задание №5. Сообщения на выбор в виде презентаций. §7-8 пункт 3, стр. 59 задание №7. Сообщения на выбор в виде презентаций. §7-8 пункт 4, стр. 59 задание №8. Подготовиться к контрольной работе. §9, выписать в словарь определения и выучить, стр.65, задания № 2,4,5; задание №6 на выбор. Сообщение на выбор. §10, продолжить заполнение таблицы в тетради, выписать в словарь определения и выучить, стр.70-71 Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. Лжедмитрий I. 1 08.02 Правление Василия Шуйского. 1 10.02 Лжедмитрий II. Вторжение 1 15.02 Междуцарствие (1610 – 1613) 1 17.02 Второе ополчение и освобождение Москвы. Обобщение по теме «Смутное время». 1 22.02 1 24.02 18 19 20 21 22 Россия при первых Романовых 23 задания №2,4,5,6; задание №7 на выбор. §11, продолжить заполнение таблицы в тетради, выписать в словарь определения и выучить, контурная карта + стр. 77 задание №5. §12, стр. 83 задание №4,5,7; выписать в словарь определения и выучить, стр. 83 задание №6 по выбору. §13, продолжить заполнение таблицы в тетради, выписать в словарь определения и выучить, стр. 91 задания №1,2,4,5,6. §14, продолжить заполнение таблицы в тетради, выписать в словарь определения и выучить, стр. 101 задание № 1,5,7. Подготовиться к контрольной работе. §15, выписать в словарь определения и выучить, стр. 109 задание № 1-3. Контурная карта. Сообщения на выбор. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Правление Михаила Федоровича (1613 – 1645) 1 01.03 Правление Алексея Михайловича (1645 – 1676) 1 03.10 Россия в XVII веке 1 10.03 Россия в XVII веке 1 15.03 Русская деревня в XVII в. 1 17.03 Присоединение Украины к России. 1 22.03 1 24.03 1 05.04 31 Раскол в Русской православной церкви. Раскол в Русской православной церкви: никониане и старообрядцы Народные волнения в 1660 – 1670-е годы 1 07.04 32 33 Народные волнения в 1660 1 12.04 24 25 26 27 28 29 30 §16, выписать в словарь определения и выучить, стр. 116 задание № 3-5. §17-18, пункты 1-2; выписать в словарь определения и выучить, стр. 130-131 задания №3,4. §17-18 пункт 3; выписать в словарь определения и выучить, стр. 130-131 задание №5,6. На выбор задания №7 и 8. §19, выписать в словарь определения и выучить, стр.139 задания №1-5. §20, продолжить заполнение таблицы в тетради, стр. 146 задания № 5-7. §21, выписать в словарь определения и выучить, стр. 158 задания №4-6. §21, стр. 158 задания №78. Сообщения на выбор. §22, продолжить заполнение таблицы в тетради, стр.165 задание №2,3,5. Контурная карта. Сообщения на выбор. §23, стр. 172-173 задания № 1-6; на выбор задание №7. §24, выписать в словарь Духовное и нравственное воспитание. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Популяризация научных знаний. – 1670-е годы 34 35 36 37 Наследники Алексея Михайловича Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. 1 14.04 1 19.04 Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. 1 21.04 Просвещение, литература и театр в XVII в. Искусство XVII в. 1 26.04 1 28.04 Искусство XVII в. 1 03.05 Жизнь и быт различных сословий Жизнь и быт различных сословий Обобщение по теме «Россия при первых Романовых» Итоговое повторение «История России. XVI – XVII вв.» Итоговое повторение 1 05.05 определения и выучить, стр. 182-183 задания №13; на выбор задание №8. Сообщения на выбор. §24, стр. 182-183 задания №4-6. Творческое задание. §25, стр. 190 задания №46, выписать в словарь определения и выучить. Проекты. §26, выписать в словарь определения и выучить, стр. 198-199 задания № 7 или 8 на выбор. Проекты. §26. Сообщения в виде презентации по выбору. §27, стр.207-208 задания № 3-5. Творческие задания по выбору. §27, выписать в словарь определения и выучить, вопросы стр.210-211. Проекты. 1 10.05 Проекты. 1 12.05 Тестирование 1 17.05 Контрольная работа 1 19.05 38 39 40 41 42 43 44 45 46 ИТОГО «История России. XVI – XVII вв.» Итоговый урок по курсу истории 7 кл. Мир в эпоху раннего Нового времени Итоговый урок по курсу истории 7 кл. 1 24.05 1 26.05 46 Проекты Проекты Контроль результатов обучения учащихся № Тема контрольных работ Дата 1 Создание Московского царства февраль 2 Смутное время март 3 Россия при первых Романовых май 4 История России. XVI – XVII вв. май