Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Всеобщая история Нового времени» Класс: 8а, 8б, 8в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 24 ч/год; 2 ч/неделю Рабочую программу составила: Сартакова А.В., учитель истории и обществознания Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – Москва: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения) и рабочей программы Коваль Т.В. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 8 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Т. В. Коваль, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — Москва: Просвещение, 2020. – 144 с. Учебник: Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс : учеб. Для общеобразоват. организаций / [А.Я. Юдовская и др.]; под ред. А.А. Искандерова. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2021. – 255 с. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи История Нового времени 8 Сартакова А.В. 2021-2022 уч. год Обязательная часть: 24 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 24 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: • Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс : учеб. Для общеобразоват. организаций / [А.Я. Юдовская и др.]; под ред. А.А. Искандерова. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2021. – 255 с. • Коваль Т.В. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 8 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Т. В. Коваль, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — Москва: Просвещение, 2020. – 144 с. • Атлас и контурные карты История Нового времени XIX век, Москва: изд-во Дрофа, 2021 Цель курса: в результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире в XVIII в.: преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; изменения в повседневной жизни человека. Задачи: овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину; формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия); формирование личности, способной национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни; овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны; Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии воспитание толерантности, уважения п интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время; нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей; гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения; развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени; формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности. Школьный курс «Всеобщая история» должен ввести учащихся основной школы в науку, т.е. познакомить их с общими понятиями (историческими и социологическими), объяснить им элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися. В соответствии с базисным учебным планом «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Предполагается, что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5–9 классах станет основополагающим для понимания и осмысления курса «История России» с 6 по 11 класс. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностноориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения курса «Всеобщая история. История Нового времени» Предметные результаты: - овладение целостными представлениями об историческом пути зарубежных стран и России как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; - определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории; - систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление ее результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств; - приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приѐмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; - характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение; - применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая еѐ социальную принадлежность и познавательную ценность; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, творческую и общественную; - овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развѐрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.; - использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях; - использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; - ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; - определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; - логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); - планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; - определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; - выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты); - готовность к сотрудничеству с одноклассниками в коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Личностные результаты: 1. Гражданского воспитания: развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества. 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее нравственных чувств; осуществление выбора модели поведения у в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков. 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий. 5. Популяризация научных знаний подразумевает: осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. В результате освоения программы «Всеобщая история Нового времени» Ученик научится: • локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события всеобщей истории Нового времени; • применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, еѐ ключевых процессов, событий и явлений; • использовать историческую карту как источник информации о границах государств Европы, Северной Америки и Азии в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.; • анализировать информацию из различных источников всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в странах Европы, Северной Америки и Азии в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события; • локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события всеобщей истории Нового времени; • применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени всеобщей истории, еѐ ключевых процессов, событий и явлений; • анализировать информацию из различных источников по всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения странах Европы, Северной Америки и Азии в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; • рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени; • сопоставлять развитие стран Европы, Северной Америки и Азии и России в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Ученик получит возможность научиться: • используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и политическое развитие стран Европы, Северной Америки и Азии в Новое время; • используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.); • сравнивать развитие стран Европы, Северной Америки и Азии в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ» (24 ч.) Введение (1 ч.) Глава 1. Рождение нового мира (8 ч.) Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. — продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения. Мир художественной культуры Просвещения. Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Глава 2. Европа в век Просвещения (5 ч.) Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модели. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса. Глава 3. Эпоха революций (6 ч.) Английские колонии в Северной Америке. Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Война за независимость. Создание Соединѐнных Штатов Америки. Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Итоги и значение Войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и еѐ отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Ускорение социально-экономического развития Франции в XVПI в. Демографические изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Великая французская революция. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (7 ч.) Османская империя: эпоха тюльпанов (1718-1730). Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Восточный вопрос. Персия в XVIII веке. Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сѐгунов в Японии. Сѐгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения. Итоговое повторение «История Нового времени» (1 ч.) Тематическое планирование по курсу «Всеобщая история. Новая история» Кол-во часов Дата проведения Введение 1 07.09 «Европейское чудо» 1 10.09 §1 3 Эпоха Просвещения 1 14.09 §2 4 В поисках путей модернизации 1 17.09 §3 5 Европа меняющаяся 1 21.09 §4 6 Мир художественной культуры Просвещения Международные отношения в XVIII в. 2 24.09 28.09 1 01.10 1 05.10 1 08.10 §9 1 12.10 §10 1 15.10 1 19.10 1 22.10 2 26.10 29.10 № п/п 1 2 Раздел Рождение нового мира 7 8 9 10 11 12 13 14 Европа в век Просвещения Тема урока Англия на пути к индустриальной эре. Франция при старом порядке. Германские земли в XVIII в. Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в. Эпоха революций Английские колонии в Северной Америке Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки Французская революция XVIII в. Домашнее задание §5-6 §7 §8 §11 §12 §13 §14-15 Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний; Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Приобщение детей к культурному наследию; Европа в годы Французской революции 15 §16 1 09.11 Османская империя. 1 12.11 §17 Персия. 1 16.11 §17 Индия 1 19.11 §19 19 Китай 1 23.11 §19 20 Япония 1 26.11 §20 21 Колониальная политика европейских держав. 1 30.11 1 03.12 16 17 18 22 Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации Итоговое повторение «История Нового времени» ИТОГО §21 24 Популяризация научных знаний; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Контроль обученности учащихся по курсу № Тема контрольной работы Дата 1 Входное тестирование сентябрь 2 Эпоха революций октябрь 3 Итоговая времени» контрольная «История Нового ноябрь