Рабочая программа по всеобщей истории 8 класса на 2021-2022 уч.год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № __5____
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № __196_____
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Всеобщая история Нового времени»
Класс: 8а, 8б, 8в
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по ученому плану: всего – 24 ч/год; 2 ч/неделю
Рабочую программу составила: Сартакова А.В.,
учитель истории и обществознания
Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р)

Примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – Москва: Просвещение, 2011 год
(Стандарты второго поколения) и рабочей программы Коваль Т.В. Всеобщая история.
История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 8 класс :
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Т. В. Коваль, А. Я. Юдовская, Л. М.
Ванюшкина. — Москва: Просвещение, 2020. – 144 с.
Учебник: Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс : учеб. Для
общеобразоват. организаций / [А.Я. Юдовская и др.]; под ред. А.А. Искандерова. – 3-е
изд. – Москва: Просвещение, 2021. – 255 с.

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

История Нового времени
8
Сартакова А.В.
2021-2022 уч. год
Обязательная часть: 24 ч.
Итого: количество часов в неделю 2, в год 24
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
• Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс : учеб.
Для общеобразоват. организаций / [А.Я. Юдовская и др.]; под ред. А.А.
Искандерова. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2021. – 255 с.
• Коваль Т.В. Всеобщая история. История Нового времени.
Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 8 класс : учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / Т. В. Коваль, А. Я. Юдовская, Л. М.
Ванюшкина. — Москва: Просвещение, 2020. – 144 с.
• Атлас и контурные карты История Нового времени XIX век,
Москва: изд-во Дрофа, 2021
Цель курса: в результате изучения курса новой истории учащиеся 8
класса должны получить следующие знания об основных чертах
развития индустриального и традиционного обществ и изменениях,
произошедших в мире в XVIII в.: преимущество эволюционного пути
развития общества перед революционным; причины революций и
реформы как альтернативный путь развития общества; новая
социальная структура общества и его движение к социальным
реформам как средству разрешения социальных противоречий;
дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось
верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где
личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь,
свободу и собственность»; использование индустриально развитыми
странами технического прогресса для создания колониальных империй;
изменения в повседневной жизни человека.
Задачи:

овладение исторической картиной мира: умение объяснять
современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную
картину;

формирование открытого исторического мышления: умение
видеть развитие общественных процессов (определять причины и
прогнозировать следствия);

формирование
личности,
способной
национальной,
культурной самоидентификации и определению своих ценностных
приоритетов, активному применению полученных исторических знаний
не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;

овладение знаниями об основных событиях и процессах
эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием
российского общества;

определение места и роли России во всемирно-историческом
процессе в Новое время и значение этого периода для страны;

Общая
характеристика
учебного
предмета

Основные
образовательные
технологии


воспитание толерантности, уважения п интереса к
разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их
взаимодействию в Новое время;

нравственное самоопределение личности: умение оценивать
свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством
систему нравственных ценностей;

гражданско-патриотическое самоопределение личности:
умение,
опираясь
на
опыт
предков,
определить
свою
мировоззренческую,
гражданскую
позицию,
толерантно
взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

воспитание гражданских, демократических и патриотических
представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения;

развитие способности к анализу, обобщению, аргументации,
социальному и учебному проектированию, прогнозированию,
самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению
истории Нового времени;

формирование способности применять усвоенные знания о
формировании капиталистического общества, индустрии, специфике
отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе
осмысления современной реальности.
Школьный курс «Всеобщая история» должен ввести учащихся
основной школы в науку, т.е. познакомить их с общими понятиями
(историческими и социологическими), объяснить им элементы
исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую
должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с
учащимися. В соответствии с базисным учебным планом «Всеобщая
история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения
на ступени среднего (полного) общего образования. Предполагается,
что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5–9 классах станет
основополагающим для понимания и осмысления курса «История
России» с 6 по 11 класс.
Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие
и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии.
Информационные.
Проектные.
Технологии
личностноориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии.
Тестовые технологии.

Планируемые результаты изучения курса
«Всеобщая история. История Нового времени»
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути
зарубежных стран и России как необходимой основой для миропонимания и
познания современного общества;
- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок
исторических событий и личностей;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого и трудным вопросам истории;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности,
представление ее результатов в различных видах, в том числе с использованием
наглядных средств;
- приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приѐмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и
явлений прошлого;
- характеризовать исторические процессы и явления, определять их
последствия и значение;
- применять исторические знания для осмысления общественных событий и
явлений прошлого и современности;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- формирование умений изучать и систематизировать информацию из
различных исторических и современных источников, раскрывая еѐ социальную
принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность – учебную, творческую и общественную;
- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты,
составлять простой и развѐрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т.д.;
- использовать современные источники информации, в том числе и на
электронных носителях;
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных
задач;
- ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с
помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и
обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с
заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять
обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать
качество выполнения работы;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий
результат;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и
качество выполнения задания;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);
- готовность к сотрудничеству с одноклассниками в коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении
и др.
Личностные результаты:
1. Гражданского воспитания: развитие культуры межнационального
общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
2. Патриотического воспитания и формирование российской
идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному
культурному, историческому и научному наследию, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира
и общества.
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее нравственных чувств;
осуществление выбора модели поведения у в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; представления о
социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных
задач,
создании
учебных
проектов,
стремления
к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков.
4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
формирование интереса к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
использованием информационных технологий.
5. Популяризация научных знаний подразумевает: осуществление поиска
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и

отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об
устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений
соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу
для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов,
направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для
объяснения
наблюдаемых
процессов
и
явлений;
познавательной
и
информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности,
готовности
и
способности
к
самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем.
7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение
реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
В результате освоения программы «Всеобщая история Нового времени»
Ученик научится:
• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и
ключевые события всеобщей истории Нового времени;
• применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в
отечественной и всеобщей истории, еѐ ключевых процессов, событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о границах
государств Европы, Северной Америки и Азии в Новое время, основных процессах
социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях
значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию из различных источников всеобщей истории
Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных
групп населения в странах Европы, Северной Америки и Азии в Новое время,
памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени,
сравнивать исторические ситуации и события;
• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и
ключевые события всеобщей истории Нового времени;
• применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени
всеобщей истории, еѐ ключевых процессов, событий и явлений;

• анализировать информацию из различных источников по всеобщей
истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных
групп населения странах Европы, Северной Америки и Азии в Новое время,
памятников материальной и художественной культуры;
• рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории
Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени;
• сопоставлять развитие стран Европы, Северной Америки и Азии и России
в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории
Нового времени.
Ученик получит возможность научиться:
•
используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и политическое развитие стран Европы, Северной Америки и Азии
в Новое время;
• используя элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение достоверности и принадлежности
источника, позиций автора и т.д.);
• сравнивать развитие стран Европы, Северной Америки и Азии в Новое
время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при
составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ» (24 ч.)
Введение (1 ч.)
Глава 1. Рождение нового мира (8 ч.)
Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. — продолжатели дела
гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей
свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий
ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности
человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория
общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью.
Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском
обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи
Просвещения. Мир художественной культуры Просвещения. Вера человека в
собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи.
Глава 2. Европа в век Просвещения (5 ч.)
Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской
деревне.
Развитие
капиталистического
предпринимательства
в
деревне.
Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и
социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники.
Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение
Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модели. Появление фабричного производства: труд
и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества:
промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях
капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм).
Цена технического прогресса.
Глава 3. Эпоха революций (6 ч.)
Английские колонии в Северной Америке. Распространение европейской
цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители.
Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями.
Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. Патриотические
организации колонистов.
Война за независимость. Создание Соединѐнных Штатов Америки. Причины
войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый
Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон.
Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США.
Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей.
Итоги и значение Войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и еѐ

отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США.
Билль о правах.
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.
Ускорение социально-экономического развития Франции в XVПI в. Демографические
изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования
французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Начало
революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного
представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний.
Великая французская революция. Якобинский клуб. Законодательное собрание.
Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна
Парижа.
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера
Наполеона Бонапарта. Генерал Бонапарт: военачальник, личность.
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской
колонизации (7 ч.)
Османская империя: эпоха тюльпанов (1718-1730). Русско-турецкие войны
второй половины XVIII века. Восточный вопрос. Персия в XVIII веке. Разрушение
традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих
Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и
распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и
Англии за Индию. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи.
«Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Китай и Европа: культурное
влияние. Правление сѐгунов в Японии. Сѐгунат Токугава. Сословный характер
общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Итоговое
повторение
«История
Нового
времени»
(1
ч.)

Тематическое планирование по курсу «Всеобщая история. Новая история»
Кол-во
часов

Дата
проведения

Введение

1

07.09

«Европейское чудо»

1

10.09

§1

3

Эпоха Просвещения

1

14.09

§2

4

В поисках путей модернизации

1

17.09

§3

5

Европа меняющаяся

1

21.09

§4

6

Мир художественной культуры
Просвещения
Международные отношения в
XVIII в.

2

24.09
28.09

1

01.10

1

05.10

1

08.10

§9

1

12.10

§10

1

15.10

1

19.10

1

22.10

2

26.10
29.10

№
п/п
1
2

Раздел
Рождение нового
мира

7
8
9
10
11
12
13
14

Европа в век
Просвещения

Тема урока

Англия на пути к индустриальной
эре.
Франция при старом порядке.
Германские земли в XVIII в.

Австрийская монархия Габсбургов
в XVIII в.
Эпоха революций Английские колонии в Северной
Америке
Война за независимость. Создание
Соединенных Штатов Америки
Французская революция XVIII в.

Домашнее
задание

§5-6
§7
§8

§11
§12
§13
§14-15

Основные направления
воспитательной
деятельности
Гражданское воспитание;
Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
Духовное и нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация научных
знаний;
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Гражданское воспитание;
Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
Популяризация научных
знаний;
Гражданское воспитание;
Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
Приобщение детей к
культурному наследию;

Европа в годы Французской
революции

15

§16
1

09.11

Османская империя.

1

12.11

§17

Персия.

1

16.11

§17

Индия

1

19.11

§19

19

Китай

1

23.11

§19

20

Япония

1

26.11

§20

21

Колониальная политика
европейских держав.

1

30.11

1

03.12

16
17
18

22

Традиционные
общества
Востока. Начало
европейской
колонизации

Итоговое повторение «История
Нового времени»
ИТОГО

§21

24

Популяризация научных
знаний;
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Гражданское воспитание;
Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
Духовное и нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация научных
знаний;
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

Контроль обученности учащихся по курсу
№

Тема контрольной работы

Дата

1

Входное тестирование

сентябрь

2

Эпоха революций

октябрь

3

Итоговая
времени»

контрольная

«История

Нового

ноябрь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».