Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «История России XVIII век» Класс: 8а, 8б, 8в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 44 ч/год; 2 ч/неделю Рабочую программу составила: Сартакова А.В., учитель истории и обществознания Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения), Рабочая программа к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьѐва, А.П. Шевырѐва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.А. Пашкина. – 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 232 с. Учебник: Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России XVIII в./ под. ред. Ю.А. Петрова. – 3-е изд. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 240 с. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета История России в XVIII веке 8 Сартакова А.В. 2021-2022 уч. год Обязательная часть: 44 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 44 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: Рабочая программа к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьѐва, А.П. Шевырѐва «История России» для 6– 9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.А. Пашкина. – 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 232 с. Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России XVIII в./ под. ред. Ю.А. Петрова. – 3-е изд. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2017. Атлас История России XVIII в. – Москва: изд-во Дрофа, 2021. Целью курса «История России» в 8 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о развитии российского общества, государства и культуры в Новое время, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности». Эта общая цель определяет задачи курса: • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе; • овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XVIII в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах; • воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учѐтом принципов научной объективности и историзма; • развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого; • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов. Курс истории России является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он носит определяющий вклад в решение общих задач изучения предмета. В то же время он обладает особым потенциалом для достижения важнейших педагогических результатов. Прежде всего здесь имеется в виду формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности. Курс истории России в 8 классе охватывает историю развития российского общества и государства начиная со времени регентства Основные образовательные технологии царевны Софьи и заканчивая правлением Павла I. Структурно курс делится на четыре тематических раздела: I. Эпоха реформ Петра I. II. Россия в эпоху дворцовых переворотов. III. Расцвет Российской империи. IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого. В процессе обучения, учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всѐ это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты по курсу «Истории России в XVIII веке» обучающихся по курсу Предметные результаты: • овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в XVIII в.; • способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Петра I и Екатерины II, эпоха дворцовых переворотов, просвещѐнный абсолютизм; • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, А.В. Суворова, М.В. Ломоносова, лидеров общественного движения и ведущих представителей русской культуры XVIII в.; • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVIII в.овладение целостными представлениями об историческом пути зарубежных стран и России как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение; - применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом. Метапредметные результаты: - способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; - способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы; - умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать еѐ из одной формы в другую; - овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.); - готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; Личностные результаты: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества. 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; осуществление выбора модели поведения у в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков. 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий. 5. Популяризация научных знаний подразумевает: осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. В результате освоения программы «История России в XVIII веке» Ученик научится: • датировать важнейшие события и процессы в истории России XVIII в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории; • читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историкогеографические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; • характеризовать важные факты Отечественной истории XVIII в., классифицировать и группировать их по различным признакам; • рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках; • составлять описание образа жизни различных групп населения России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVIII в.; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVIII в.; б) эволюции политического строя (включая понятия «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVIII в.; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Нового времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в XVIII в., показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «абсолютизм», «Просвещение» и др.); • давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода. Ученик получит возможность научиться: • давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени; • сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и моральноэтическим вопросам истории России XVIII в.; • образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приѐмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ; • используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.); самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране; • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности. Содержание курса «История России в XVIII веке» (44 ч.) Введение (1 ч.) Хронологические рамки курса. Россия и Европа в конце XVII в. Вступление России в эпоху Новой истории. Причины и предпосылки преобразований. Характерные черты исторического развития России в XVIII в.: модернизация страны, развитие светской культуры, науки, активизация товарооборота, укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, формирование регулярной армии и военного флота, решение важнейших задач в сфере внешней политики и национальной безопасности. Источники по российской истории XVIII в. Раздел I. Эпоха реформ Петра I (11 ч.) Начало правления Петра I. Регентство царевны Софьи. Характер возможных реформ и неудачи крымских военных походов. Устранение Софьи и начало самостоятельного правления Петра I (1689). Сподвижники молодого Петра. Азовские походы 1695—1696 гг. Начало строительства российского флота и его первые победы. Цели Великого посольства 1697 г. и деятельность Петра во время пребывания в странах Западной Европы. Подавление стрелецкого мятежа 1698 г. и расправа над царевной Софьей. Начало Северной войны. Предпосылки войны России со Швецией. Дипломатическая подготовка Петра к Северной войне. Неудачи в начале войны и их преодоление. Начало военной реформы и процесса создания в России регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы 1701— 1704 гг. и их значение. Основание Санкт-Петербурга. Победа в Северной войне. Развитие военно-политической ситуации в 1704—1709 гг. для России и Швеции. Подготовка обеих сторон к генеральному сражению. Битва у Лесной. Сражение под Полтавой и его историческое значение. Полководческое искусство Петра I. Причины неудачи Прутского похода русских войск. Морские сражения и победы русского флота в 1714—1720 гг., их значение. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Каспийский поход 1722—1723 гг.: цели и результаты. Причины и историческое значение победы России в Северной войне. Преобразования Петра I. Основные цели Петровских реформ. Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и бюрократизации управления. Изменение роли Русской православной церкви в государстве и обществе в результате упразднения патриаршества и учреждения Синода. Налоговая реформа и сословная политика Петра I: ревизии, введение подушной подати, податные сословия. Указ о единонаследии, Табель о рангах. Значение указа о единонаследии и Табели о рангах. Формирование системы абсолютизма. Предпосылки экономического подъѐма в первой четверти XVIII в. Строительство заводов, мануфактур и верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Государственные меры поощрения торговли и торгово-экономических связей: принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Дискуссии о реформах Петра I в исторической науке. Народные движения в начале XVIII в. Причины народных выступлений в условиях Северной войны и масштабных реформ в социально-экономической, политической и духовной сферах. Восстание в Астрахани как пример казацких мятежей на юге России. Восстание под руководством Кондратия Булавина: причины, социальный состав и требования восставших, ход восстания и причины его поражения. Башкирское восстание. Общее и особенное в народных движениях второй половины XVII — первой четверти XVIII в. Преобразования в области культуры и быта. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Создание системы школ и специальных учебных заведений. Подготовка к созданию Академии наук. Введение нового летосчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Театр, публичные библиотеки и музеи как культурные явления Нового времени. Новые черты в искусстве первой четверти XVIII в. Светская живопись И.Н. Никитина и А.М. Матвеева. Архитектура Петровской эпохи. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. Династия Романовых в первой четверти XVIII в. Первая женитьба Петра и причины разлада семейных отношений. Дело царевича Алексея. Вторая женитьба Петра, личность Екатерины I. Причины издания Устава о наследии престола и его последствия. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре. Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов (7 ч.) Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов. Восшествие на престол Екатерины I. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Екатерина I и Пѐтр II. Правление Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Усиление влияния А.Д. Меншикова при дворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба дворянских группировок за влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. Вексельный устав 1729 г. Правление Анны Иоанновны. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Создание Кабинета министров. Роль Э.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П. Волынского в управлении и политической жизни страны. Возобновление деятельности Тайной канцелярии. Расширение прав дворянского сословия. Укрепление границ империи на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Участие России в войне за польское наследство. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.: причины, ход военных действий, итоги. Правление «Брауншвейгской фамилии». Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война. Россия в европейской политике в середине XVIII в. Русскошведская война 1741—1743 гг. Абоский мирный договор. Причины и начало Семилетней войны. Участие России в Семилетней войне. Победы русских войск. Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III. Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пѐтр III. Личность императрицы Елизаветы Петровны, еѐ сподвижники. Новые права и привилегии дворянства. Вопрос о наследовании престола. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Ликвидация внутренних таможен, усиление роли косвенных налогов. Создание Дворянского и Купеческого банков. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Правление Петра III. Личность императора. «Манифест о вольности дворянства». Причины, ход и итоги переворота 28 июня 1762 г. Раздел III. Расцвет Российской империи (14 ч.) Внутренняя политика Екатерины II и просвещѐнный абсолютизм. Личность императрицы Екатерины II. Идеалы Просвещения и просвещѐнный абсолютизм. Особенности просвещѐнного абсолютизма в России. Секуляризация церковного землевладения. Уложенная комиссия: состав, деятельность, причины роспуска. Идеи просвещѐнного абсолютизма в «Наказе» императрицы. Губернская реформа и сословная политика Екатерины II. Реформы местного управления. Органы управления губернией и уездом. Цели сословной политики. Жалованная грамота дворянству. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Политика правительства по отношению к купечеству и городам. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении. Крепостное право в России во второй половине XVIII в. Распространение крепостного права. Условия жизни крепостной деревни. Повинности крестьян. Дворовые люди. Права помещика по отношению к своим крепостным. Отношения помещиков и крепостных во второй половине XVIII в. Экономическая жизнь России второй половины XVIII в. Роль крепостного строя в экономике страны. Барщинное и оброчное хозяйство. Развитие промышленности в городе и деревне. Роль государства, купечества и помещиков в развитии промышленности. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Крепостной и вольнонаѐмный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы и др.). Политика Екатерины II в торговой сфере. Внешняя торговля России. Партнѐры России во внешней торговле в Европе и в мире. Ярмарки и их роль во внутренней торговле (Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки). Денежное обращение. Транспорт и торговые пути внутри страны. Воднотранспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Восстание Е.И. Пугачѐва (1773—1775). Причины народных движений во второй половине XVIII в. Предпосылки для возрождения самозванства в царствование Екатерины II. Личность Е. Пугачѐва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Социальный состав участников. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Ход восстания. Меры правительства по борьбе с Пугачѐвым. Поражение восстания и гибель его предводителя. Влияние восстания Е.И. Пугачѐва на политику Екатерины II и развитие общественной мысли. Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. Международное положение Российской империи в середине XVIII в. и актуальные направления еѐ внешней политики. Русско-турецкие войны 1768—1774 гг. и 1787—1791 гг.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России (П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.). Территориальные приобретения России по условиям Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров. Политика России на Кавказе. Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. Международное положение Российской империи в середине XVIII в. и актуальные направления еѐ внешней политики. Русско-турецкие войны 1768—1774 гг. и 1787—1791 гг.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России (П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.). Территориальные приобретения России по условиям Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров. Политика России на Кавказе. Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в. Отношения России и Речи Посполитой в XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы Речи Посполитой. Вхождение в состав России территории Украины и Белоруссии. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Т. Костюшко. Укрепление международного авторитета России. Деятельность Н.И. Панина и А.А. Безбородко. Россия и Война за независимость североамериканских колоний. Декларация о вооружѐнном нейтралитете 1780 г. Русско-шведская война 1788—1790 гг.: причины, ход, итоги. Россия и революционная Франция. Народы Российской империи в XVIII в. Россия — многонациональная империя. Задачи национальной политики российского правительства в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Включение представителей местной знати в состав господствующего сословия Российской империи. Религиозная политика. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Немецкие переселенцы. Положение русских в Российской империи. Освоение Новороссии. Возникновение Новороссии. Население Новороссии. Привлечение иностранцев на новоприсоединѐнные земли. Организация управления Новороссией. Г.А. Потѐмкин. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы, Херсона. Развитие торговли и промышленности в Новороссии. Расселение колонистов в Новороссии. Формирование кубанского казачества. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г. Правление Павла I. Личность Павла I и отзывы о нѐм его современников. Внутренняя политика Павла I: военная реформа, Акт о престолонаследии, Указ о трѐхдневной барщине и др. Внешняя политика Павла I: цели и направления. Причины и характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798 – 1799 гг. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Победы русского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова. Предпосылки недовольства политикой Павла I в верхах российского общества и дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Раздел IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого (10 ч.) Школа, образование и воспитание в XVIII в. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Основание Института благородных девиц в Смольном монастыре. Основные педагогические идеи: влияние идей Просвещения на педагогическую мысль в России. Воспитание «новой породы» людей. Высшее образование. Основание Московского университета. Деятельность И.И. Шувалова. Домашнее воспитание и начальное образование. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве. Российская наука в XVIII в. Организация и основные задачи российской науки. Академия наук. Географические открытия. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российскоамериканская компания. Развитие медицины и здравоохранения. Достижения техники (А.К. Нартов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Основание Российской академии. Е.Р. Дашкова. Исследования в области отечественной истории (В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер). Михаил Васильевич Ломоносов. Детство и юность М.В. Ломоносова. Деятельность М.В. Ломоносова в Академии наук. Достижения в области естественных наук. Вклад М.В. Ломоносова в гуманитарные науки. Общественная мысль второй половины XVIII в. Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли. Русская журналистика и Н.И. Новиков. Масонство в России. Обсуждение крестьянского вопроса в обществе. Деятельность А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». Русская литература, театральное и музыкальное искусство. Русская литература до середины XVIII в. Классицизм в русской литературе. Драматургия (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин). Развитие литературы во второй половине XVIII в. Г.Р. Державин. Рождение нового литературного стиля. Творчество Н.М. Карамзина. Театральное искусство. Музыка. Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т.п.). Открытие Академии художеств. Вклад в развитие русского искусства художников, архитекторов, мастеров, прибывших из-за рубежа. Русская архитектура XVIII в. Барокко в архитектуре. Идея «регулярной застройки» и еѐ воплощение в российских городах. Переход к классицизму. Классические архитектурные ансамбли Москвы и Петербурга. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Русская скульптура. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. Культура и быт российских сословий. Изменения в культуре и быту после Петровских реформ. Крестьянский быт. Изменения в быту горожан. Повседневная культура дворянства. Дворянская усадьба XVIII в. Итоговое повторение по курсу «Россия в XVIII веке» (1 ч.) Тематическое планирование по курсу «История России в XVIII веке» (44 ч.) № п/п Кол-во часов Дата проведения Введение. Начало правления Петра I Начало Северной войны Победа в Северной войне 1 1 1 1 5 Преобразования Петра I 2 6 Экономика при Петре I Народные движения в начале XVIII в. Преобразования в области культуры и быта 1 01.12 04.12 08.12 11.12 15.12 18.12 22.12 1 25.12 2 12.01 15.01 1 2 3 4 Раздел Эпоха реформ Петра I 7 8 Династия Романовых в первой четверти XVIII в. 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема урока Россия в эпоху дворцовых переворотов Обобщение по теме «Эпоха реформ Петра I» Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов Екатерина I и Пѐтр II Правление Анны Иоанновны Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пѐтр III Обобщение по теме «Россия в 1 19.01 1 22.01 1 26.01 1 29.01 02.02 05.02 2 Домашнее задание стр. 4-5 §1 §2 §3 §4 §4 §5 §6 §7, подготовиться к контрольной работе §8 §9 §10-11 §12 1 09.02 1 12.02 1 16.02 §13 Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний; 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Расцвет Российской империи эпоху дворцовых переворотов» Внутренняя политика Екатерины II и просвещѐнный абсолютизм Губернская реформа и сословная политика Екатерины II Крепостное право в России во второй половине XVIII в. Экономическая жизнь России во второй половине XVIII в. Восстание Е.И. Пугачѐва (1773— 1775) Русско- турецкие войны второй половины XVIII в. Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в. Народы Российской империи в XVIII в. Освоение Новороссии Правление Павла I 26 27 28 29 30 31 Обобщение по теме «Расцвет Российской империи» Русская Школа, образование и культура, наука, воспитание в XVIII в. общественная Российская наука в XVIII в. мысль после Михаил Васильевич Ломоносов Петра Великого Общественная мысль второй половины XVIII в. §14 1 19.02 2 23.02 26.02 1 02.03 2 09.03 12.03 1 16.03 2 19.03 23.03 1 26.03 1 06.04 1 09.04 1 13.04 1 16.04 1 20.04 1 1 23.04 27.04 1 30.04 §15 §16 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Популяризация научных знаний; §17-18 §19 §20 §21 §22 §23 §24, подготовиться к контрольной работе §25 §26 §27 §28 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; 32 33 34 35 36 37 Русская литература, театральное и музыкальное искусство Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись. Культура и быт российских сословий Обобщение по теме «Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого» Итоговое повторение по курсу «История России. XVIII в.» Итоговое повторение по курсу «История России и мира XVIII в.» ИТОГО 1 04.05 2 07.05 11.05 1 14.05 1 18.05 1 21.05 1 25.05 44 §29 §30-31 §32 Подготовиться к итоговой контрольной работе Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Контроль обученности учащихся по курсу № Тема контрольных работ Дата 1 Эпоха реформ Петра I декабрь 2 Россия в эпоху дворцовых переворотов февраль 3 Расцвет Российской империи апрель 4 Итоговая контрольная работа «История России. XVIII в.» май