Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «История Нового времени» Класс: 9а, 9б Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 22 ч/год; 2ч/неделю Рабочую программу составила: Сартакова А.В., учитель истории и обществознания Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения), Несмелова М. Л. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова. – Москва: Просвещение, 2020. – 208 с. Учебник: Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учебник для общеобразовательной организации / [А.Я. Юдовская и др.]; под редакцией А.А.Искендерова. – 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2020. – 239 с. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика История 9 Сартакова А.В. 2021-2022 уч. год Обязательная часть: 22 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 22 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учебник для общеобразовательной организации / [А.Я. Юдовская и др.]; под редакцией А.А.Искендерова. – 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2020. – 239 с. Несмелова М. Л. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова. – Москва: Просвещение, 2020. – 208 с. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс: Поурочные планы / автор Юдовская А.Я. Ванюшкина Л.М. – Москва: Просвещение, 2018. – 208 с.; Атлас История Нового времени XIX век. – Москва: изд-во Дрофа, 2019. Цель настоящего курса состоит в формировании у обучающихся целостной картины мировой истории в XIX в., учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития зарубежных государств. Задачи: • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе; • овладение знаниями об особенностях развития зарубежных государств в XIX — начале ХХ в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах; • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учѐтом принципов научной объективности и историзма; • развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого; • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов. Курс «История Нового времени» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих учебного предмета Основные образовательные технологии процессах, явлениях, понятиях в период с 1700 до 1800 годов. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объѐм времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даѐт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию. В процессе обучения, учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всѐ это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты по курсу «История Нового времени» обучающихся по курсу Предметные результаты: - овладение целостными представлениями об историческом пути зарубежных стран и России как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приѐмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; - характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение; - применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая еѐ социальную принадлежность и познавательную ценность; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Метапредметные результаты: способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы; умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать еѐ из одной формы в другую; овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи; готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.). Личностные результаты: 1. Гражданского воспитания: развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества. 3. Духовное и нравственное воспитание: осуществление выбора модели поведения у в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков. 5. Популяризация научных знаний подразумевает: осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по истории, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. В результате изучения истории ученик должен Выпускник научится: локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, ее процессов, явлений, ключевых событий; использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; анализировать информацию из различных источников по всеобщей истории Нового времени; составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в зарубежных странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития зарубежных стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени. Выпускник получит возможность научиться: • используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и зарубежных государств в Новое время; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. Содержание курса «История Нового времени» (22 ч.) Введение (1 ч.) Глава 1. Начало индустриальной эпохи (8 ч.) Промышленный переворот. Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения. Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека. Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в литературе. Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, КамильПиссарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение кино. Великие идеологии. Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал. Глава 2. Страны Европы и США в первой половине XIX века (8 ч.) Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений. Англия сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революция 1848 г. Вторая империя. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г. Германия: на пути к единству Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией, и победа при Садове. Образование Северогерманского союза. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини. Национальное объединение Италии. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны. США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян. Глава 3 Азия, Африка и Латинская Америка в 19-начале 20 века (3 ч.) Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика. Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак. Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов. Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национальноосвободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел». Глава 4. Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв. (9 ч.) Великобритания конец Викторианской эпохи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Внешняя политика. Колониальные захваты Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социально-экономического и политического развития Англии в первой половине 19 в. , особенности жизни отдельных категорий населения. Внешняя политика Англии в первой половине 19 в.), история России (внешняя политика России второй половины 19 в.). Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне. Германская империя в конце 19-начале 20 в. Борьба за место под солнцем. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне. Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство АвстроВенгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика. Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны. США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США. Международные отношения в XIX — начале XX вв. Венская система. Крымская война. Кризис Венской системы-Политическая карта мира начала XX в. – карта противостояний. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Узлы территориальных противоречий. Создание военных блоков: Тройственный союз, Антанта. Первые локальные империалистические войны. Балканские войны - пролог Первой мировой войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Пацифистское движение. Попытки Второго Интернациональна отвернуть страны от политики гонки вооружения. Итоговое повторение по курсу «История Нового времени» (1 ч.) Тематическое планирование по курсу «История Нового времени» № п/п 1 2 Раздел Тема урока Глава 1. Начало индустриальной эпохи Введение Экономическое развитие в XIX – начале XX века Меняющееся общество. Век демократизации Великие идеологии. Образование и наука XIX век в зеркале художественных исканий. Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века Консульство и Империя. Франция в первой половине XIX в.: От Реставрации к Империи. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы «От Альп до Сицилии»: объединение Италии Германия: в первой половине XIX века. Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века США до середины XIX века: рабовладение, демократия, экономический рост Страны Азии в XIX - начале XX века Африка в XIX - начале XX века Латинская Америка: нелегкий груз независимости 3 4 5 6 7 8 Глава 2. Страны Европы и США в первой половине XIX века 9 10 11 12 13 14 Глава 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX начале XX века Кол-во часов Дата проведения Домашнее задание 1 08.09 стр. 3-6 1 08.09 §1 1 15.09 §2-3 1 15.09 §4-5 1 22.09 1 22.09 1 29.09 §8 §9 1 29.09 §10 1 06.10 §11 1 06.10 1 13.10 1 1 13.10 20.10 1 20.10 Основные направления воспитательной деятельности Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; §6-7 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Популяризация научных знаний; §12-13 §14 §15 §16 §17 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний; 15 16 17 18 19 20 21 22 Глава 4. Страны Европы и США во второй половине XIX - начале XX века Великобритания до Первой мировой войны Франция: Вторая империя и Третья республика Германия на пути к европейскому лидерству Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны Италия: время реформ и колониальных захватов. США в эпоху позолоченного века и прогрессивной эры Международные отношения в XIX начале XX века: дипломатия или война. Итоговое повторение по курсу «История Нового времени XIX – начала XX вв.» ИТОГО 1 27.10 §18 1 27.10 §19 1 10.11 §20 1 10.11 §21 1 17.11 §22 1 17.11 §23 §24 1 24.11 1 24.11 22 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Популяризация научных знаний; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Контроль обученности учащихся по курсу № Тема контрольных работ Дата 1 Входное тестирование сентябрь 2 Страны Европы и США в первой половине XIX века Итоговая контрольная по курсу «История Нового времени»» октябрь 3 ноябрь