Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «История. Повторительно-обобщающий курс до 1914 г.» Класс: 11а Уровень образования: среднее общее образование Уровень изучения предмета – базовый Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 68 ч/год; 2 ч/неделю Рабочую программу составила: Сартакова А.В., учитель истории и обществознания Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной рабочей программы к учебному изданию В.В. Кириллова, М.А. Бравиной «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс» для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублѐнный уровни. – Москва: Русское слово, 2018. – 42 с. Учебник: Кириллов В.В., Бравина М.А. История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс: учебное издание для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублѐнный уровни / В.В. Кириллов, М.А. Бравина; под ред. Ю.А. Петрова. – 3-е изд. – Москва: ООО «Русское слово — учебник», 2021. – 336 с. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета История 11 Сартакова А.В. 2021-2022 уч. год 68 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 68 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: Кириллов В.В., Бравина М.А. История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс: учебное издание для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублѐнный уровни / В.В. Кириллов, М.А. Бравина; под ред. Ю.А. Петрова. – 3-е изд. – Москва: ООО «Русское слово — учебник», 2021. – 336 с. Десятникова М.А. Примерная рабочая программа к учебному изданию В.В. Кириллова, М.А. Бравиной «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс» для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублѐнный уровни. – Москва: Русское слово, 2018. – 42 с. Цель настоящего курса состоит в формировании у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Задачи: формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Курс истории позволяет дать учащимся целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному глобализирующемуся миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования. В процессе обучения, учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всѐ Основные образовательные технологии это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты освоения программы учебного курса «История. Повторительно-обещающий курс до 1914 г.» Метапредметные результаты освоения курса истории в 11 классе: умение самостоятельно определять цели / задачи, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель / достигнута; способность оценивать возможные последствия достижения поставленной цели; умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. умение искать и находить обобщѐнные способы решения задач, в том числе, осуществлять развѐрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. способность осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми; способность выступать в разных ролях при осуществлении групповой работы (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; способность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты: характеризовать этапы становления исторической науки; раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике; определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; датировать важнейшие события и процессы отечественной истории из раздела дидактических единиц, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировой истории; пользоваться современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; характеризовать особенности исторического пути России и оценивать еѐ роль в мировом сообществе, рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; оценивать роль личности в отечественной истории; ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории и существующих в науке их современных версиях и трактовках; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике; обучающиеся получат возможность научиться: объяснять историческую обусловленность современных общественных процессов; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей; определять место и время создания исторических документов; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и мировой истории; приводить примеры и аргументы в защиту своей точки зрения; проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий; использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения. Личностные результаты: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества. 3. Духовное и нравственное воспитание: осуществление выбора модели поведения у в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков. 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий. 5. Популяризация научных знаний подразумевает: осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. Планируемые результаты изучения курса «История. Повторительнообещающий курс до 1914 г» к концу 11 класса выпускник научится: рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; представлять культурное наследие России и других стран; работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; оценивать роль личности в отечественной истории; ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории и существующих в науке их современных версиях и трактовках. выпускник получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; определять место и время создания исторических документов; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности руководителей России и ведущих зарубежных стран; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей; анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; применять полученные знания при анализе политики России; владеть элементами проектной деятельности. Содержание курса «История. Повторительно-обещающий курс до 1914 г.» (68 ч.) Введение (1 ч.) Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Интерпретации и фальсификации истории России. Исторические источники. Архивы – хранилища исторической памяти. Основные термины и понятия: история России, фальсификация, интерпретация, факторы самобытности российской истории, исторический источник, виды исторических источников, архив. Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству (15 ч.) Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Народы Сибири и Дальнего Востока в древности. Государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Основные термины и понятия: homo sapiens, палеолит, мезолит, энеолит, неолит, неолитическая революция, бронзовый век, археологическая культура, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, община, племя, колония, полис. Тема 2. Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э. Великое переселение народов. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху переселения народов. Дискуссии о славянской прародине, происхождении славян и этимологии слова «Русь». Восточные славяне и их соседи. Хозяйство восточных славян. Общественный строй и политическая организация восточных славян. Традиционные верования. Основные термины и понятия: Великое переселение народов, кочевники, каганат, тюрки, славяне, балты, финно-угры, подсечно-огневая система и залежная системы земледелия, родовой стой, традиционные верования. Основные персоналии: Аттила, Нестор. Тема 3. Образование государства Русь Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении государства Русь. Формирование княжеской власти (князь, дружина, полюдье). Объединение северных и южных земель, перенос столицы в Киев. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей. Формирование территории государства Русь. Основные термины и понятия: норманнская, антинорманская и центристская теории происхождения государства Русь, князь, дружина, полюдье, путь «из варяг в греки». Основные персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Тема 4. Расцвет государства Русь Русь при Владимире Святославиче. Крещение Руси: причины и значение. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда – первый письменный свод законов государства Русь. Последняя попытка сохранения единства. Любечский съезд князей 1097 г. Княжение Владимира Мономаха. Основные термины и понятия: христианство, православие, летописание, Русская Правда. Основные персоналии: Владимир Святославич, Константин VIII, Кирилл и Мефодий, Ярослав Мудрый; Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи; Олег и Давыд Святославичи; Владимир Мономах; Мстислав Великий. Тема 5. Социально-экономические отношения в Древней Руси Дискуссии об общественном строе государства Русь. Управление и социальная структура древнерусского общества. Экономическое развитие государства Русь: сельское хозяйство, развитие ремѐсел, торговли и градостроительства. Основные термины и понятия: князь, дума, дружина, вече, бояре, отроки, люди, смерды, холопы, ряд, закупы, рядовичи, зернь, скань, эмаль, чернь, куна, гривна, посад, детинец. Тема 6. Культура Древней Руси Становление древнерусской культуры. Специфика ранней русской культуры. Начало летописания. Распространение грамотности. Литература Древней Руси: жанры и основные произведения. Развитие архитектура и изобразительного искусства. Основные термины и понятия: летопись, берестяная грамота, граффити, житие, слово, былины, крестово-купольный храм, фреска, мозаика, иконопись. Основные персоналии: Нестор, Кирилл и Мефодий, митрополит Иларион, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Тема 7. Формирование системы земель – самостоятельных государств Причины и начало политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Развитие культуры в русских землях в середине XII – начале XIII в.: формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку Игореве». Развитие местных художественных и архитектурных школ. Основные термины и понятия: политическая раздробленность, земли, усобицы, натуральное хозяйство, боярское землевладение, вече, посадник, боярский совет, тысяцкий, кончанские и уличанские старосты. Основные персоналии: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Роман Мстиславич, Даниил Романович, Игорь Святославич. Тема 8. Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Нашествие на Русь. Русские земли и Золотая Орда: оценки и формы зависимости русских земель ордынских ханов. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси: Невская битва и Ледовое побоище. Александр Невский. Основные термины и понятия: хан, курултай, баскак, ярлык на княжение, крестоносцы. Основные персоналии: Чингисхан, Батый, Мстислав Романович, Угэдэй, Александр Невский. Тема 9. Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов Образование Московского княжества и политика московских князей. Противостояние Москвы и Твери. Усиление Московского княжества. Иван Каита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Основные персоналии: Ярослав Ярославич тверской, Даниил Александрович Московский, хан Узбек, Юрий Данилович, Михаил Ярославич тверской, Дмитрий Грозные очи, Иван Калита, Чолхан, Семѐн Гордый, Иван II Красный, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Владимир Андреевич Серпуховский, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, хан Мамай, Ягайло, хан Тохтамыш. Тема 10. Культура русских земель в XIII–XIV вв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Роль православной церкви в формировании духовного единства русских земель. Сергий Радонежский. Летописание и литература. Архитектура и живопись. Феофан Грек, Андрей Рублѐв. Основные термины и понятия: летописание, литературные произведения «куликовского цикла», иконопись, зодчество. Основные персоналии: Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублѐв. Тема 11. Народы и государства Степи и Сибири в XIII–XV вв. Золотая Орда: политический строй и социально-экономическое развитие. Распад золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Образование татарских ханств (Казанское, Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское ханства, Ногайская Орда), их отношения с Московским государством. Народы Северного Кавказа и Причерноморья. Основные термины и понятия: улус, курултай, улусбеки, везир, фактория. Основные персоналии: хан Берке, хан Тохтамыш, Тамерлан, ХаджиМухаммед, Улу Мухаммед, Касим, Хаджи Гирей. Тема 12. Русские земли в первой половине ХV в. Русские земли в составе Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти ХV в. Новгород и Псков в XV в. Основные термины и понятия: Люблинская уния. Основные персоналии: Миндовг, Гедимин, Ольгерд, Ягайло, Витовт, Юрий Дмитриевич, Василий II, Василий Косой, Дмитрий Шемяка. Тема 13. Завершение процесса объединения русских земель Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Основные направления политики Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери Освобождение Руси от ордынской зависимости. Принятие общерусского Судебника. Расширение международных связей Московского государства. Складывание теории «Москва – Третий Рим». Государственные символы единого государства. Основные термины и понятия: Судебник Ивана III, Боярская дума, Дворец, Казна, воеводы, волостели, кормления, местничество, боярин, окольничий, герб. Основные персоналии: Иван III, Марфа Борецкая, Софья Палеолог, хан Ахмат. Тема 14. Культурное пространство единого Русского государства Особенности развития русской культуры в XV в. Падение Византии и установление автокефалии Русской православной церкви. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. Просвещение. Основные жанры и сюжеты литературы XV в. Развитие архитектуры и изобразительного искусства. Московский Кремль. Дионисий. Повседневная жизнь. Основные термины и понятия: Флорентийская уния, ересь, иосифляне, нестяжатели, хронограф, хождения, кремль. Основные персоналии: митрополит Фотий, митрополит Исидор, митрополит Иона, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Афанасий Никитин, Алевиз Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Дионисий. Раздел II. Россия в XVI – XVII вв.: от Великого княжества к Царству (10 ч.) Тема 15-16. Россия в ХVI в. Иван IV Грозный Василий III и завершение объединения русских земель. Социальная структура Московского государства. Регентство Елены Глинской. Начало правления Ивана IV. Установление царской власти. Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Опричнина: причины, сущность, последствия. Дискуссии о характере опричнины. Земские соборы. Стоглавый собор. Внешняя политика Московского царства в ХVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, еѐ итоги и последствия. Основные термины и понятия: Избранная Рада, приказы, Земский собор, Судебник 1550 г., губные старосты, большая московская соха, дьяки, стрельцы, «избранная тысяча», опричнина, земщина, опричники, ясак. Основные персоналии: Василий III, Елена Глинская, Иван IV, А.М. Курбский, Сильвестр, В.И. Воротынский, И. Висковатый, митрополит Макарий, митрополит Филипп, М. Скуратов, Ермак Тимофеевич, хан Девлет-Гирей, Стефан Баторий. Тема 17. Россия в конце XVI в. Царь Фѐдор Иванович. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Исторические концепции закрепощения крестьян. Основные термины и понятия: Юрьев день, заповедные лета, «указная» и «безуказная» концепции закрепощения крестьян, крепостное право. Основные персоналии: Фѐдор Иванович, Борис Годунов, патриарх Иов. Тема 18. Культура Московской Руси в XVI в. Особенности культуры в XVI в. Просвещение. Начало книгопечатания и его влияние на общество. Литература: публицистика, исторические повести. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Архитектура. Живопись и декоративно-прикладное искусство. Основные термины и понятия: книгопечатание, историческая повесть, публицистика, шатровый стиль, строгановское письмо. Основные персоналии: И. Фѐдоров, И.С. Пересветов, А.М. Курбский, Иван IV, Ермолай Еразм, Сильвестр, Ф. Конь, Барма, Постник Яковлев, А. Чохов. Тема 19-20. Смута в России Сущность Смутного времени начала XVII в. в оценках историков. Причины Смуты. Феномен Самозванства. Пресечение династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Характеристика основных этапов Смуты. Борьба против интервенции сопредельных держав. Подъѐм национально-освободительного движения. Народные ополчения. К. Минин и Д.М. Пожарский. Воцарение династии Романовых и завершение Смуты. Основные термины и понятия: Смутное время, династический кризис, самозванство, урочные лета, Семибоярщина, земское (народное) ополчение, интервенция, гражданская война. Основные персоналии: царевич Дмитрий, Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, Лжедмитрий I, М. Мнишек, Лжедмитрий II, И.И. Болотников, Ф.Н. Романов, Ф.И. Мстиславский, Сигизмунд III, М.В. Скопин-Шуйский, королевич Владислав, А. Гонсевский, И.М. Заруцкий, П.П. Ляпунов, патриарх Гермоген, К. Минин, Д.М. Пожарский, Михаил Романов. Тема 21. Россия при первых Романовых Последствия Смутного времени. Правление Михаила Фѐдоровича. Экономическое развитие России в XVII в. Царь Алексей Михайлович. Система государственного управления. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьянства. Правление царя Фѐдора Алексеевича. Отмена местничества. Стрелецкое восстание 1682 г. Основные термины и понятия: протекционизм, мануфактура, ярмарка, Соборное уложение 1649 г., сословия, крепостное право, черносошные крестьяне, частновладельческие крестьяне. Основные персоналии: Михаил Фѐдорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Фѐдор Алексеевич, Иван и Пѐтр Алексеевичи, царевна Софья. Тема 22. Церковный раскол и народные движения в XVII в. Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Старообрядчество, протопоп Аввакум. «Бунташный век»: причины, формы, участники народных движений XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина: причины, участники, ход, итоги и последствия. Основные термины и понятия: церковные раскол, старообрядчество, казачество, челобитная. Основные персоналии: патриарх Никон, Алексей Михайлович, протопоп Аввакум, Б.И. Морозов, Ф.М. Ртищев, В.Г. Шорин, С.Т. Разин. Тема 23. Внешняя политика России в XVII в. Борьба за ликвидацию последствий Смуты: Смоленская и русско-шведская войны. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б.М. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русскопольская война 1654–1667 гг. Противостояние Крыму и Турции на южном направлении. Завершение присоединения Сибири. Нерчинский договор с Китаем. Основные термины и понятия: Переяславская рада, казачество, гетман, ясак. Основные персоналии: Михаил Фѐдорович, Сигизмунд III, Владислав IV, М.Б. Шеин, Б.М. Хмельницкий, Алексей Михайлович, И.Е. Выговский, Ю.Б. Хмельницкий, П. Дорошенко, Г. Ромодановский, И. Самойлович, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, М.В. Стадухин, В.В. Атласов. Тема 24. Культура России в XVII в. Русская культура на пороге Нового времени. Просвещение. Славяно-греколатинская академия. Накопление научных знаний. Последние летописи. Новые жанры в литературе. Зодчество и изобразительное искусство. Быт и нравы допетровской Руси. Основные термины и понятия: московское барокко, парсуна, секуляризация (обмирщение) культуры. Основные персоналии: Ф.М. Ртищев, М. Смотрицкий, К. Истомин, И. Гиззель, Е. Славинецкий, братья С. и И. Лихуды, С. Ремезов, А. Палицын, И. Хворостинин, И. Тимофеев, протопоп Аввакум, С. Полоцкий, С. Ушаков. Раздел III. Россия в конце XVII – XVIII в.: от Царства к Империи (12 ч.) Тема 25. Начало эпохи Петра I Необходимость и предпосылки преобразований. Регентство царевны Софьи. Стрелецкие восстания. Начало правления Петра I. Личность Петра Алексеевича. Основные термины и понятия: стрелецкие восстания, регентство, потешные полки, Великое посольство. Основные персоналии: Софья Алексеевна, В.В. Голицын, Пѐтр I, Р.М. Стрешнев, Н. Зотов, А. Нестеров. Тема 26. Северная война и военные реформы Причины и начало Северной войны. Военная реформа и реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Основание Санкт-Петербурга. Продолжение и итоги Северной войны. Провозглашение России империей. Основные термины и понятия: рекрутская система, император, абсолютизм. Основные персоналии: Пѐтр I, Карл XII, И.С. Мазепа. Тема 27-28. Преобразования Петра I Реформы в экономической сфере. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать (ревизии). Изменение социального статуса сословий и групп. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Унификация социальной структуры города. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Областная (губернская) реформа. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Социальные и национальные движения первой четверти XVIII в. Культура и нравы Петровской эпохи. Оценки петровских реформ в исторической литературе. Основные термины и понятия: модернизация, протекционизм, меркантилизм, мануфактура, посессионные и приписные крестьяне, подушная подать, ревизия, Табель о рангах, майорат, Сенат, коллегии, Главный магистрат, генерал-прокурор, губерния, провинция, уезд, губернатор, воевода, Синод, ассамблея, портрет, гравюра. Основные персоналии: Пѐтр I, С. Яворский, Алексей Петрович, П.А. Толстой, Б.П. Шереметев, Ю.В. Долгорукий, К. Булавин, Ф. Прокопович, Д.И. Трезини, Ж.Б. Леблон, Д.В. Аксамитов, А. и И. Зубовы, А. Ростовцев, И.Г. Таннауэр, Л. Каравак, Г.С. Мусикийский. Тема 29-30. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Внутренняя политика российских монархов в 1725–1762 гг. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Экономическая и финансовая политика российских монархов эпохи «дворцовых переворотов». Внешняя политика. Россия в Семилетней войне 1756–1763 гг. Основные термины и понятия: дворцовый переворот, фаворитизм, гвардия, верховники, генеральное межевание. Основные персоналии: А.Д. Меншиков, Екатерина I, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой, Д.М. Голицын, А.И. Остерман, Пѐтр II, А.Г. Долгорукий, И.А. Долгорукий, Анна Иоанновна, А.М. Черкасский, А.П. Волынский, П.И. Ягужинский, Э.И. Бирон, Б.Х. Миних, Иван VI Антонович, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, И.Г. Лесток, А.И. и П.И. Шуваловы, А.Г. Разумовский, М.И. Воронцов, П.И. и И.И. Шуваловы, Пѐтр III, А.П. Мельгунов, Л.А. Нарышкин, С. Лещинский, Август III, П.П. Ласси, Фридрих II, П.А. Румянцев. Тема 31. Российская империя при Екатерине II Просвещѐнный абсолютизм: содержание и особенности. Национальная и религиозная политика Екатерины II. Губернская реформа 1775 г. «Золотой век» российского дворянства. Сословная политика Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Усиление крепостничества. Экономическая политика Екатерины II. Основные термины и понятия: просвещѐнный абсолютизм, Уложенная комиссия, реформы, секуляризация, губернатор, Казѐнная палата, капитанисправник, Приказ общественного призрения, городничий, жалованные грамоты дворянству и городам, городская дума, гильдии, городской голова, городские обыватели (мещане), барщина, оброк, ассигнации. Основные персоналии: Екатерина II. Тема 32. Восстание под предводительством Е.И. Пугачѐва Причины, цели и состав участников восстания. Ход восстания. Итоги и значение восстания. Основные термины и понятия: казачество, «прелестные письма». Основные персоналии: Екатерина II, Е.И. Пугачѐв, С. Юлаев, К. Арсланов, И. Зарубин-Чика, П.И. Панин, И.И. Михельсон. Тема 33. Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в. Основные направления внешней политики Екатерины II. Борьба за выход к Чѐрному морю: русско-турецкие войны второй половины XVIII в. и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и Французская революция. Основные термины и понятия: протекторат, вооружѐнный нейтралитет. Основные персоналии: Екатерина II, П.А. Румянцев, Г.А. Спиридов, А.Г. Орлов, В.М. Долгоруков, А.В. Суворов, Г.А. Потѐмкин, Ф.Ф. Ушаков. Тема 34. Российская империя при Павле I Личность и взгляды Павла I. Внешняя политика Павла I: участие России в антифранцузских коалициях, Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова, военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Изменения в сфере местного управления. Унификация и регламентация в жизни общества. Ставка на мелкопоместное дворянства. Политика в отношении крестьян. Экономическая политика Павла I. Заговор и свержение императора. Основные термины и понятия: Акт о престолонаследии, Манифест о трѐхдневной барщине. Основные персоналии: Павел I, П.А. Пален, П.Н. Панин, В.А. и П.А. Зубовы, И. де Рибас, Ф.П. Уваров, Л.Л. Беннигсен, Александр Павлович. Тема 35-36. Культурное пространство Российской империи Просвещение и его влияние на российскую культуру. Сословный характер образования. Становление отечественной науки. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Русские изобретатели. Деятельность Вольного экономического общества. Исследовательские экспедиции. Литература: основные направления, жанры, писатели. Общественно-политическая мысль. Архитектура и скульптура. Живопись и театр. Основные термины и понятия: Просвещение, университет, гимназия, пансион, барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, реализм, театр. Основные персоналии: И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, А.И. Чириков, В.И. Беринг, С.И. Челюскин, Х.П. и Д.Я. Лаптевы, Г.И. Шелехов, И.Г. Гмелин, Г.Ф. Миллер, С.П. Крашенинников, В.К. Тредиаковский, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Н.М. Карамзин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ф.Б. Растрелли, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, Д.И. Жилярди, Ф.И. Шубин, Э. Фальконе, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, И.П. Аргунов, С.Ф. Щедрин, Ф.Г. Волков, П.И. Ковалѐва (Жемчугова). Раздел IV. Российская империя в XIX – начале ХХ в. (29 ч.) Тема 37. Россия в начале ХIХ в. Общая характеристика экономического развития Российской империи в начале XIX в. Население России в начале XIX в.: основные сословия и социальные группы и их положение. Император Александр I и его окружение. «Дней Александровых прекрасное начало». Реформы начала царствования. Проекты Сперанского и конституционные замыслы верховной власти. Создание министерств и Государственного совета. Основные термины и понятия: привилегированные сословия, полупривилегированные сословия, податные сословия, Негласный комитет, реформы, министерства, Государственный совет, конституция. Основные персоналии: Александр I, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосельцев, М.М. Сперанский, Н.М. Карамзин. Тема 38-39. Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г. Основные цели и направления внешней политики России при Александре I. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальна блокада. Присоединение к России Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Начало Отечественной войны 1812 г.: причины, планы сторон, основные сражения начального этапа войны. Бородинская битва. Патриотический подъѐм народа. Герои Отечественной войны 1812 г. Завершение войны. Заграничные походы русской армии в 1813-1814 гг. Венский конгресс и Священный союз. Основные термины и понятия: континентальная блокада, Отечественная война, партизаны, народное ополчение. Основные персоналии: Александр I, Наполеон Бонапарт, Е. Богарне, Л. Даву, М. Ней, И. Мюрат, Н. Удино, М.Б. Барклай де Толли, А.П. Тормасов, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров, Д.В. Давыдов, А.Н. Сеславин, Ф.Ф. Винцингероде, А.С. Фигнер, А.Х. Бенкендорф, В. Кожина, Е. Четветаков, Ф. Потапов. Тема 40. Внутриполитический курс Александра I Самодержавие и крестьянский вопрос. Указ о вольных хлебопашцах. Изменение внутриполитического курса. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Итоги внутренней политики Александра I. Основные термины и понятия: вольные хлебопашцы, военные поселения. Основные персоналии: Александр I, А.А. Аракчеев, Д.А. Гурьев, Н.Н. Новосильцев. Тема 41. Движение декабристов Предпосылки возникновения движения декабристов, идейные основы и цели. Первые тайные организации, их участники. Южное и Северное общества. «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьѐва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. Основные термины и понятия: декабристы, конституционная монархия, республика. Основные персоналии: А.Н. Муравьѐв, Н.М. Муравьѐв, С.П. Трубецкой, П.И. Пестель, С.И. и М.И. Муравьѐвы-Апостолы, К.Ф. Рылеев, А.Д. Якушкин, М.С. Лунин, М.А. Милорадович, А.А. и М.А. Бестужевы, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский, Николай I. Тема 42. Правление Николая I: политика государственного консерватизма Преобразование и укрепление государственного аппарата. Политическая полиция и цензура. Кодификация законов. Политика в области просвещения. Основные термины и понятия: бюрократия, кодификация, жандармерия, теория официальной народности. Основные персоналии: Николай I, А.Х. Бенкендорф, М.М. Сперанский, С.С. Уваров. Тема 43. Социальная и экономическая политика Николая I Политика в отношении дворянства. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселѐва. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Основные термины и понятия: государственные крестьяне, обязанные крестьяне, инвентарная реформа, промышленный переворот, протекционизм. Основные персоналии: Николай I, Е.Ф. Канкрин, П.Д. Киселѐв. Тема 44. Общественная мысль в 1830-1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности. Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы и западники. Революционносоциалистическое течение. Общество петрашевцев. Основные термины и понятия: славянофильство, западничество, социализм, утопический социализм, теория официальной народности. Основные персоналии: М.П. Погодин, Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, М.Н. Загоскин, П.Я. Чаадаев, П.В. и И.В. Киреевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьѐв, И.С. Тургенев, К.Д. Кавелин, А.И. Герцен, Н.П. Огарѐв, В.Г. Белинский, М.В. БуташевичПетрашевский, Ф.М. Достоевский. Тема 45. Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Основные направления внешней политики. Борьба с революционным движением в Европе. Кавказская и русско-иранская войны. Восточный вопрос. Крымская война 1853-1855 гг.: причины, участники, основные сражения. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне. Основные термины и понятия: революция, имамат, восточный вопрос. Основные персоналии: А.П. Ермолов, А.И. Барятинский, П.Х. Витгенштейн, И.Ф. Паскевич, И.И. Дибич, П.С. Нахимов, Э.И. Тотлебен, В.А. Корнилов, В.А. Истомин, Н.И. Пирогов. Тема 46–47. Культура России в первой половине XIX в. Образование и книжное дело. Географические экспедиции и их участники. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Развитие науки: учѐные, их открытия и труды. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр и музыка. Архитектура и скульптура: стили, архитекторы, скульпторы и их произведения. Живопись: стили, жанры, художники. Основные термины и понятия: золотой век русской литературы, романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм, ампир. Основные персоналии: И.И. и К.И. Глазуновы, В.А. Плавильщиков, А.Ф. Смирдин, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ф.П. Литке, Н.И. Лобачевский, Б.С. Якоби, В.Я. Струве, В.В. Петров, Н.И. Пирогов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, М.Н. Загоскин, М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, А.Н. Верстовский, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, О. Монферран, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, П.К. Клодт, Б.И. Орловский, И.П. Мартос, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, П.А. Федотов, А.Г. Венецианов. Тема 48-49. Отмена крепостного права в России Император Александр II и его окружение. Необходимость и предпосылки реформ. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Основные термины и понятия: крепостное право, выкупные платежи, временнообязанные крестьяне, мировой посредник. Основные персоналии: Александр II, Ю.Ф. Самарин, великий князь Константин Николаевич, Н.А. и Д.А. Милютины, Я.И. Ростовцев, А.В. Головин, Я.И. Соловьѐв, К.И. Домонтович, П.П. Семѐнов-Тян-Шанский, С.М. Жуковский, А.П. Заболоцкий-Десятовский. Тема 50. Реформы 1860–1870-х гг. Земская и городская реформы: основные принципы и положения. Судебная реформа. Реформы в области образования. Военные реформы. Основные термины и понятия: земства, земские гласные, земские управы, городская дума, городская управа, городской голова, присяжные (частные) поверенные, мировой судья, присяжные заседатели, всеобщая воинская повинность, реальные и классические гимназии. Основные персоналии: Александр II, Д.А. Милютин. Тема 51. Социально-экономическое развитие пореформенной России Сельское хозяйство после отмены крепостного права: основные черты и векторы развития. Развитие промышленности и торговли. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоѐв населения Российской империи. Основные термины и понятия: капиталистические отношения, экстенсивный путь развитие, помещичье землевладение, иностранный капитал, сословия, классы, рабочие, буржуазия. Тема 52. Общественные движения второй половины XIX в. Подъѐм общественного движения после поражения в Крымской войне. Консервативные и либеральные течения общественной жизни. Политика лавирования Радикализм. Народническое движение: идеология, организации и тактика. «Хождение в народ». Начало рабочего движения. Распространение марксизма. Зарождение российской социал-демократии. Основные термины и понятия: консерватизм, либерализм, радикализм, реформы, революция, террор, народничество, хождение в народ, социалдемократия. Основные персоналии: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, М.Т. Лорис-Меликов, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачѐв, М.А. Бакунин, Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.Н. Обручев, Н.А. Слепцов, Н.И. Утин, Н.А. Ишутин, И.А. Худяков, С.Г. Нечаев, М.А. Натансон, Н.В. Чайковский, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, А.Д. Михайлов, Ф.Ф. Трепов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.И. Желябов, В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов). Тема 53. Народное самодержавие Александра III Начало правления Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Ограничительная политика в сферах печати, образования и судебного производства. Изменения в земском и городском самоуправлении. Укрепление общинных порядков в деревне. Национальная политика. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Завершение промышленного переворота и его последствия. Экономические и финансовые реформы. Разработка рабочего законодательства. Основные термины и понятия: ограничительная политика, земские участки, земские начальники, русификация, промышленный переворот. Основные персоналии: Александр III, К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, Н.Х Бунге, И.А. Вышеградский, С.Ю. Витте. Тема 54. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Основные направления внешней политики при Александре II. «Союз трѐх императоров». Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. Внешняя политика при Александре III. Ослабление влияния России на Балканах. Российско-германские отношения. Сближение России и Франции. Азиатская политика. Основные термины и понятия: панславизм. Основные персоналии: Александр II, А.М. Горчаков, Александр III, В.И. Гурко, Э.И. Тотлебен, М.Д. Скобелев, М.Г. Черняев, Н.Н. Муравьѐв. Тема 55-56. Культура России во второй половине XIX в. Развитие образования. Печать и книжное дело. Развитие российской науки: достижения российских учѐных, их вклад в мировую науку и технику. Литература: стили, жанры, общественное звучание литературы. Театр и музыка. Живопись. Архитектура и скульптура. Основные термины и понятия: народные училища, реальные и классические гимназии, «Могучая кучка», передвижники, критический реализм, психологизм, реализм, социально-бытовой жанр, русско-византийский стиль. Основные персоналии: М.Н. Катков, Ф.Ф. Павленков, Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, П.Л. Чебышев, А.Г. Столетов, П.Н. Яблочков, А.Н. Лодыгин, А.С. Попов, Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев, И.И. Мечников, С.М. Соловьѐв, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, П.П. Семѐнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, В.Т. Короленко, Н.С. Лесков, А.Н. Островский, П.М. Садовский, П.А. Стрепетова, М.Н. Ермолова, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, А.Н. Померанцев, А.А. Семѐнов, В.О. Шервуд, К.А. Тон, Д.Н. Чичагов, М.М. Антокольский, А.М. Опекушин, М.О. Микешин. Тема 57. На пороге нового века: динамика и противоречия социальноэкономического развития Особенности промышленного и аграрного развития на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации «сверху». С.Ю. Витте. Государственный капитализм. Аграрный вопрос. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Политическая система. Император Николай II и его воззрения. Социальная структура общества, положение основных групп населения. Основные термины и понятия: капитализм, индустриализация, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, рабочие, буржуазия. Основные персоналии: С.Ю. Витте, А.И. Путилов, Николай II, великий князь Михаил Николаевич. Тема 58. Русско-японская война 1904-1905 гг. Политика России на Дальнем Востоке. Причины, начало и ход военных действий. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественно-политическую жизнь страны. Основные персоналии: Николай II, С.Ю. Витте, А.М. Безобразов, А.М. Стессель, А.Н. Куропаткин, С.О. Макаров, З.П. Рожественский, Ю. Комура, В.К. Плеве. Тема 59-60. Общественное движение в России в начале XX в. Образование политических партий. Социалистические (революционные) политические партии. Либеральные политические партии. Консервативные (традиционалистские) политические партии. Основные термины и понятия: интеллигенция, разночинцы, социалистические (революционные) партии, либеральные партии, консервативные (традиционалистские) партии, социал-демократия, большевики, меньшевики, черносотенцы, эсеры, анархо-коммунизм, анархо-синдикализм, анархоиндивидуализм, кадеты, октябристы, прогрессисты. Основные персоналии: В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, В.М. Чернов, П.А. Кропоткин, Я.И. Кирилловский, В.А. Гюссе, А.А. Боровой, Г.И. Чулков, П.Б. Струве, С.А. Муромцев, В.И. Вернадский, А.А. Корнилов, В.А. Маклаков, А.И. Шингарѐв, Д.И. Шаховской, П.Н. Милюков, В.П. и П.П. Рябушинские, Н.С. Волконский, Ф.Н. Плевако, Б.А. Суворин, А.А. Столыпин, А.И. Гучков, М.В. Родзянко, М.М. Ковалевский, Д.Н. Шипов, К.К. Арсентьев, Н.Н. Львов, Е.Н. Трубецкой, В.М. Пуришкевич, Н.Е. Марков, А.И. Дубровин, архиепископ Антоний (Храповицкий), А.П. Урусов, В.В. Шульгин, П.Н. Балашѐв, В.А. Бобринский. Тема 61-62. Первая российская революция (1905-1907) Первая российская революция: причины и характер. Начало революции: «кровавое воскресенье». Основные события революции: возникновение Советов, восстания в армии и на флоте, всероссийская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Начало российского парламентаризма. Итоги и значение первой российской революции. Основные термины и понятия: революция, «кровавое воскресенье», стачка, забастовка, Советы, булыгинская дума, Государственная дума, парламентаризм. Основные персоналии: Николай II, Г.А. Гапон, А.Г. Булыгин, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, С.А. Муромцев, А.Ф. Головин, Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко. Тема 63. Общество и власть после революции. Столыпинские реформы Правительственная программа П.А. Столыпина. Третьеиюньская политическая система. Аграрная реформа: цели, осуществление, итоги реформы. Основные термины и понятия: третьиюньская монархия, хутор, отруб. Основные персоналии: Николай II, П.А. Столыпин. Тема 64-65. Культура России в начале XX в. Особенности русской культуры на рубеже XIX–XX вв. Народное образование. Печать и книжное дело. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Драматический театр: традиции и новаторство. Русский балет. «Русские сезоны» С.П. Дягилева. Музыка и кинематограф. Живопись: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура и скульптура. Основные термины и понятия: Серебряный век российской культуры, религиозная философия, критический реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, киноматограф, «Русские сезоны», «Мир искусства», авангардизм, абстракционизм, модерн, неоклассицизм, неорусский стиль. Основные персоналии: В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, М.М. Ковалевский, В.И. Семевский, А.С. Суворин, И.Д. Сытин, А.Ф. Маркс, П.Н. Лебедев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, И.И. Сикорский, С.Ф. Платонов, Н.П. ПавловСильванский, С.Ф. Венгеров, А.Н. Пыпин, В.С. Соловьѐв, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, А.М. Горький, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, В.Г. Короленко, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, Н.С. Гумилѐв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин, В.В. Маяковский, В.В. Хлебников, С. Чѐрный, К.С. Немирович-Данченко, С.Т. Морозов, В.Ф. Комиссаржевский, С.П. Дягилев, А.А. Ханжонков, В. Холодная, И. Мозжухин, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, С.И. Мамонтов, С.И. Зимин, Ф.И. Шаляпин, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.М. Нестеров, В.А. Серов, А.Н. Бенуа, К.Л. Сомов, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, В.А. Кандинский, К.С. Малевич, М.Л. Шагал, П.С. Филонов, Ф.О. Шехтель, В.Ф. Валькотт, И.И. Рерберг, Р.И. Клейн, А.В. Щусев, П.П. Трубецкой, С.М. Волнухин, Н.А. Андреев.Итоговое обобщение по учебному предмету «История». (1 час) Итоговое обобщение по курсу «История. Повторительно-обещающий курс до 1914 г.» (1 ч.) Тематическое планирование по курсу «История. Повторительно-обещающий курс до 1914 г.» № Раздел Тема урока п/п От Древней Руси к Введение 1. 2. Российскому государству 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Россия в Народы и государства на территории нашей страны в древности Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Расцвет государства Русь Социально-экономические отношения в Древней Руси Культура Древней Руси Формирование системы земель самостоятельных государств Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов Культура русских земель в XIII – XIV вв. Народы и государства Степи и Сибири в XIII-XV вв. Русские земли в первой половине ХV в. Завершение процесса объединения русских земель Культурное пространство единого Русского государства конце Россия в ХVI в. Иван IV Грозный Кол-во часов 1 Дата проведения 07.09 Домашнее задание 1 07.09 §1 1 14.09 §2 1 1 14.09 21.09 1 21.09 1 28.09 1 28.09 §3 §4 §5 §6 §7 Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; §8 1 05.10 1 05.10 §9 1 12.10 §10 1 12.10 §11 1 19.10 §12 1 19.10 §13 1 26.10 §14 2 09.11 §15-16 Гражданское воспитание; 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. XVI-XVII в.: великого княжества царству от Россия в конце XVI в. Культура Московской Руси в XVI в. к Смута в России Россия при первых Романовых Церковный раскол и народные движения в XVII в. Внешняя политика России в XVII в. Культура России в XVII в. Россия в конце Начало эпохи Петра I XVII-XVIII в.: от Северная война и военные реформы Царства к Империи Преобразования Петра I После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» Российская империя при Екатерине II Восстание под предводительством Е.И. Пугачѐва Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в. Российская империя при Павле I Культурное пространство Российской империи Российская Россия в начале ХIХ в. империя в ХIХ – Основные направления и задачи начале ХХ в. внешней политики. Отечественная война 1812 г. Внутриполитический курс Александра I в 1816-1825 гг. Движение декабристов Правление Николая I: политика государственного консерватизма §17 §18 §19-20 §21 §22 1 1 2 1 16.11 16.11 23.11 30.11 1 07.12 1 1 1 1 1 07.12 14.12 14.12 21.12 21.12 28.12 28.12 11.01 11.01 1 18.01 §31 §32 1 18.01 §33 1 1 25.01 25.01 01.02 01.02 2 08.02 1 15.02 1 15.02 1 22.02 2 2 2 §23 §24 §25 §26 §27-28 §29-30 §34 §35-36 §37 §38-39 §40 §41 §42 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний; 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Социальная и экономическая политика Николая I Общественная мысль в 1830-1850-е гг. Внешняя политика России во второй четверти ХIХ в. Культура России в первой половине ХIХ в. Отмена крепостного права в России Реформы 1860-1870-х гг. Социально-экономическое развитие пореформенной России Общественные движения второй половины ХIХ в. Народное самодержавие Александра III Внешняя политика России во второй половине XIX в. Культура России во второй половине ХIХ в. На пороге нового века: динамика и противоречия социальноэкономического развития Русско-японская война 1904-1905 гг. Общественное движение в России в начале ХХ в. Первая российская революция (19051907 гг.) Общество и власть после революции. Столыпинские реформы Культура России в начале ХХ в. Итоговое повторение по курсу 1 22.02 §43 1 01.03 §44 1 01.03 §45 2 15.03 §46-47 2 1 22.03 05.04 1 05.04 §48-49 §50 §51 1 12.04 §52 1 12.04 §53 1 19.04 §54 2 19.04 26.04 1 26.04 1 03.05 03.05 10.05 10.05 17.05 §55-56 §57 2 2 1 17.05 1 1 24.05 24.05 §58 §59-60 §61-62 §63 §64-65 Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; «История России с древнейших времѐн до 1914 г.» ИТОГО 68 Контроль обученности учащихся по курсу № Тема контрольных работ Дата 1 Входная контрольная работа за курс 10 класса Сентябрь 2 От Древней Руси к Российскому государству Октябрь 3 Россия в конце XVI-XVII в.: от великого княжества к царству Декабрь 4 Россия в конце XVII-XVIII в.: от Царства к Империи Февраль 5 Российская империя в ХIХ – начале ХХ в. Май 6 Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времѐн до 1914 г.» Май