Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Обществознание» Класс: 6а, 6б, 6в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Сартакова А.В., учитель истории и обществознания Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Рабочая программа под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителя общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - Москва: Просвещение, 2020. Учебник: Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов и др.] – 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2021. – 159 с. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Обществознание 6 Сартакова А.В. 2021-2022 уч. год Обязательная часть: 34 ч. Итого: количество часов в неделю 1, в год 34 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: • Программы под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителя общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение, 2020. • Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов и др.] – 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2021. – 159 с. Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплѐнным в Конституции Российской Федерации; • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), еѐ познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений. Задачи курса: • создание условий для социализации личности; • воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, • демократическим принципам общественной жизни; • формирование знаний и интеллектуальных умений; • воспитания уважения к семье и семейным традициям; • формирование основ мировоззренческой, нравственной, Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии социальной, политической, правовой и экономической культуры; • воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; • воспитания уважения к трудовой деятельности. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностноориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения курса «Обществознание» Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: народов овладение целостными представлениями об историческом пути своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. 2. Патриотического идентичности: воспитание воспитания и ценностного отношения культурному, историческому и формирование научному наследию, к российской отечественному способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества. 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; осуществление выбора модели поведения у в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков. 5. Популяризация научных знаний подразумевает: осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; установка на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни. Трудового 7. воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. В результате освоения программы «Обществознание» Ученик научится: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человек е, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.) Ученик получит возможность научиться: • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах; • используя элементы источниковедческого анализа при работе с информационными материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (34 ч.) ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома. ГЛАВА I. ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА. (11 ч.) Биологическое и социальное в человеке. Наследственность — биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека. Практикум по теме «Загадка человека». Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять. Итоговое повторение по теме (1 ч) ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (9 ч.) Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаѐтся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Практикум по теме «Человек и его деятельность». Деятельность человека. Познание человека мира и себя. Труд - основа жизни. Итоговое повторение по теме (1 ч) ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (12 ч.) Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи. Практикум по теме «Человек среди людей». Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как побелить обиду. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО КУРСУ (1 ч.) Тематическое планирование по курсу «Обществознание» № п/п Кол-во часов Дата проведения Введение 1 08.09 2 Принадлежность двум мирам 2 3 Человек - личность 2 4 Отрочество - особая пора 2 5 Потребности и способности человека 2 6 Когда возможности ограниченны 1 17.11 7 Мир увлечений 1 24.11 8 Практикум по теме «Загадка человека» 1 01.12 2 08.12 15.12 2 22.12 12.01 1 9 10 Раздел, тема Загадка человека Человек и его деятельность Тема урока Деятельность человека Труд - основа жизни 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 27.10 10.11 Домашнее задание §1 §2 §3 §4 Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание; Духовное и нравственное воспитание; Популяризация научных знаний; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; §5 §6 стр.59 §7 §8 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Учение – деятельность школьника 11 2 19.01 26.01 §9 §10 12 Познание человека мира и себя 2 02.02 09.02 13 Практикум по теме «Человек и его деятельность» 1 16.02 стр.95 Отношения с окружающими 2 §11 15 Общение 2 16 Человек в группе 2 17 Отношения со сверстниками 2 18 Конфликты в межличностных отношениях 2 23.02 02.03 09.03 16.03 23.03 06.04 13.04 20.04 27.04 04.05 19 Семья и семейные отношения 1 11.05 20 Практикум по теме «Человек среди людей» 1 18.05 21 Итоговое повторение по курсу 1 25.05 14 Человек среди людей ИТОГО 34 §12 §13 §14 §15 §16 стр.150 Популяризация научных знаний; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Популяризация научных знаний; Контроль обученности учащихся по курсу № Тема контрольной работы Сроки 1 Загадка человека декабрь 2 Человек и его деятельность февраль 3 Человек среди людей май 4 Итоговое повторение по курсу май