Рабочая программа по обществознанию 7 класс на 2021-2022 уч.год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № _5___
от «10» июня_2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №_1___
«30» августа_2021_ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196
от «30» августа 2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Обществознание»
Класс: 7а, 7б, 7в
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по ученому плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Сафонова О.В.,
учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:

Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования второго поколения (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с
изменениями и дополнениями)

Примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 год
(Стандарты второго поколения), авторской программы по обществознанию под
редакцией Боголюбова Л.Н, рекомендованной Министерством образования и науки
РФ: ФГОС Обществознание Рабочие программы Предметная линия учебников под
редакцией Боголюбова Л.Н. 5-9 классы. - Москва: Просвещение, 2014.
Учебник: Обществознание. 7 класс / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.
Ф. Иванова. – Москва: Просвещение, 2017.

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Общая
характеристика
учебного
предмета

Обществознание
7
Сафонова О.В.
2021 – 2022 уч. год
Обязательная часть: 34 ч.
Итого: количество часов в неделю 1, в год 34
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1. Обществознание. 7 класс под редакцией академика Л.Н.
Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017).
2. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Л.Ф. Иванова, Я.В.
Хотеенкова. Москва, Просвещение 2017.
3. Обществознание 7 класс. Рабочая программа и технологические
карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.
Ивановой. Волгоград, Учитель 2014.
Цель данного курса – сформировать первоначальные
представления о сферах общества: экономической, политической,
социальной, духовной. Курс способствует интеллектуальному развитию
учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии
личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Задачи курса обществознания:
 развитие личности в ответственный период социального
взросления человека, ее познавательных интересов, развитие
нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и
самореализации;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
 овладение умениями познавательной, коммуникативной,
практической деятельности в основных социальных ролях, характерных
для подросткового возраста;
 формирование опыта применения полученных знаний для
решения типичных задач в области социальных отношений; в
межличностных
отношениях;
самостоятельной
познавательной
деятельности.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального
взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина
Российской Федерации, расширяются их права в экономических
отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды
преступлений. Соответственно предмет «Обществознание» даѐт им две
необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл
уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в
определѐнной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в
жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты,
раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах
человека и, отдельно, о правах ребѐнка. Специальный урок посвящѐн
необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга.
Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даѐт

Основные
образовательные
технологии

представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как
производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено
рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого
реализуется еѐ важнейшая роль в обществе - создание материальных благ
для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических
явлений акцент делается на раскрытии способов рационального
поведения основных участников экономики - потребителей и
производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие
основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и
природы (тема «Человек и природа»).
Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие
личности
обучающихся.
Игровые
технологии.
Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного
образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми
при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира
и согласия, и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями;
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры
межнационального

общения;

воспитание

уважительного

отношения

к

национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
2.

Патриотического

идентичности:
культурному,

воспитание

воспитания

и

ценностного

отношения

историческому и

формирование

научному наследию,

к

российской

отечественному

понимания

значения

исторической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
3.

Духовное

и

нравственное

воспитание:

развитее

у

учащихся

нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка
моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в
том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;

4.

Приобщение

формирование

детей

интереса

к

культурному

детей

к

наследию

классическим

предполагает:

и

современным

высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и
литературы; использованием информационных технологий;
Популяризация

5.

научных

знаний

среди

детей

подразумевает:

осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в
научных

познаниях

мировоззренческих

об

устройстве

представлений

мира

и

общества;

соответствующих

формирование

современному

уровню

развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины
мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по
предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной

и

самостоятельной

информационной

работы

с

учебными

культуры,
текстами,

в

том

числе

справочной

навыков

литературой,

доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к
обучению

и

познанию,

любознательности,

готовности

и

способности

к

самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Трудового

7.

воспитания

и

профессиональное

самоопределение

реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе

на

основе

применения

предметных

знаний,

осознанного

выбора

индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных
интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками
основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и
правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
содержания программы по обществознанию являются в сфере:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах
и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания
наук:

социологии,

экономической

теории,

политологии,

культурологии,

правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их
позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных
источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам,
подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и
развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
•

приверженность

гуманистическим

и

демократическим

ценностям,

патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении
с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе,
умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и
обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
• умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести
диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Планируемые результаты изучения курса «Обществознание» к концу 7 класса
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы,
институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
• сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия,
существенные признаки;
• описывать основные социальные объекты, человека как социальнодеятельное существо, основные социальные роли;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной
жизни);
• формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и
выдвигать аргументы по определенным проблемам;
• применять знания в процессе решения познавательных и практических
задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной
деятельности, эффективного выполнения социальных ролей, сознательного
взаимодействия с социальными институтами, ориентировки в актуальных
общественных событиях и процессах;
• оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей;
• взаимодействовать с людьми с разными убеждениями, культурными
ценностями и социальным положением;
• оценивать поведение людей с точки зрения нравственных и социальных
норм, экономической рациональности; предвидеть возможные последствия
определенных социальных действий;
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм,
деятельности людей в различных сферах;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме (материалы
СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
• различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов
(записки, заявления, справки и т. п.);
Ученик получит возможность научиться:
• конспектировать информацию, выделять главное;
• использовать дополнительные источники социальной информации (газеты,
журналы, справочники, интернет-ресурсы);
• классифицировать, систематизировать информацию – составлять таблицы,
схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;
• правильно применять специальные термины и понятия;
• связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные
черты в общественных явлениях.

Содержание учебного курса «Обществознания 7 класс» (34 ч)
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (12 ч).
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи,
ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребѐнка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и
правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба.
Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая
защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.
Общеобязательная

и

специальная

дисциплина.

Дисциплина,

воля

и

Знать

смолоду.

самовоспитание.
Ответственность
Законопослушный

за

человек.

нарушение

законов.

Противозаконное

поведение.

закон

Преступления

и

проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона.
Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов).
Экономика и еѐ основные участники. Экономика и еѐ роль в жизни
общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда.
Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки,
выручка, прибыль.
Виды

и

предпринимательство

формы
и

бизнеса.

фермерское

правовые формы предпринимательства.

Предпринимательство.

хозяйство.

Основное

Малое

организационно-

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы
торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и
номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования.
Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их
роль в домашнем хозяйстве.
Основные

понятия:

экономика,

техника,

технология,

НТР,

НТП.

Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства,
конкуренция,

спрос,

предложение,

экономические

задачи

государства,

государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа (5 часов).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство.
Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение
атмосферы.

Естественное

загрязнение.

Загрязнение

атмосферы

человеком.

Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к
природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль.
Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы,
установленные

государством.

Биосферные

заповедники.

Государственный

контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана
природы.
Итоговое повторение (3 часа). Личностный опыт – социальный опыт.
Значение курса в жизни каждого.

Тематическое планирование по курсу «Обществознание для 7 классов» (34 ч)
№
п/
п
1
2

Раздел
Регулирование
поведения людей в
обществе.

3
4

Тема урока
Введение
Что значит жить по
правилам.
Права и обязанности
граждан
Почему важно
соблюдать законы.

Кол-во
часов

Дата
проведения

1

01.09.

1

08.09

2

15.09/22.09

1

29.09

5

Защита Отечества.

2

06.10/13.10

6

Для чего нужна
дисциплина.

1

20.10

7

Виновен – отвечай.

2

27.10/10.11

1

17.11

1

24.11

2

01.12/08.12

8

9

14

Человек в
экономических

Кто стоит на страже
закона.
Повторительнообобщающий урок по
теме «Регулирование
поведения людей в
обществе»
Экономика и еѐ
основные участники.

Домашнее задание
Стр. 5-6
§ 1, вопросы № 1-3
§ 2, п. 1,
§2, практич. задания
§ 3, практич. задания

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Гражданское
воспитание.
Духовное и
нравственное
воспитание

§ 4, п. 1-2, практич.
задания №5-6
§ 4, практич. задания
№3-4
§ 5, практич. задания
№4-6
§ 6, п. 1-2
§ 6, практич. задания
§ 7. Подготовиться к
контрольной работе

§ 8, п 1-2, практич.
задания №4,6

Духовное и
нравственное

отношениях
15

16

17

18

Мастерство
работника.
Производство:
затраты, выручка,
прибыль
Виды и формы
бизнеса.
Обмен, торговля,
реклама.

1

15.12

2

22.12

2

12.01/19.01

2

26.01/02.02

2

09.02/16.02

2

02.03/09.03

1

16.03

Деньги, их функции
19
Экономика семьи
20

21

Повторительнообобщающий урок по
теме «Человек в
экономических
отношениях»

§ 8, практич. задания
№5,7,8.
§ 9, практич. задания
№4-6
§ 10, практич.
задания в тетради
§ 10, практич.
задания №4-5
§ 11, п 1-2, практич.
задания №3-4
§11, практич. задания
№ 5-6
§12, практич. задания
№2-4
§12, практич. задания
№5-7
§13, п 1-2, сообщение
на выбор
§13, эссе «Зачем
нужны деньги в XXI
в.?»
§14, практич. задания
№1-4
§14, практич. задания
№5-8

воспитание.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.

22

Человек и природа.

23

24

25
Итоговое повторение
26

27

28
ИТОГО

Воздействие человека
на природу.
Охранять природузначит охранять
жизнь.
Закон на страже
природы.
Повторительнообобщающий урок по
теме «Человек и
природа»
Повторение по теме
«Регулирование
поведения людей в
обществе»
Повторение по теме
«Человек в системе
экономических
отношений»
Итоговая контрольная
работа

1

06.04

2

13.04/20.04

1

27.04

1

04.05

1

§ 15, практич.
задания №1-3
§16, практич. задания
№1-3
§16, практич. задания
№3-6
§17, практич. задания
№4

Гражданское
воспитание.
Духовное и
нравственное
воспитание.
Экологическое
воспитание

§ 2,6 повтор

Гражданское
воспитание.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое
воспитание

11.05
§ 8,10 повтор

1

18.05

1

25.05

34

Контроль усвоения знаний учащихся по курсу
№

Тема контрольной работы

Дата

1

Повторительно-обобщающий урок по теме

ноябрь

«Регулирование поведения людей в обществе»
2

Повторительно-обобщающий урок по теме

март

«Человек в экономических отношениях»
3

Повторительно-обобщающий урок по теме

май

«Человек и природа»
4

Итоговая контрольная работа

май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».