Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № _5___ от «10» июня_2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №_1___ «30» августа_2021_ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от «30» августа 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Обществознание» Класс: 7а, 7б, 7в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Сафонова О.В., учитель истории и обществознания высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения), авторской программы по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н, рекомендованной Министерством образования и науки РФ: ФГОС Обществознание Рабочие программы Предметная линия учебников под редакцией Боголюбова Л.Н. 5-9 классы. - Москва: Просвещение, 2014. Учебник: Обществознание. 7 класс / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. – Москва: Просвещение, 2017. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Обществознание 7 Сафонова О.В. 2021 – 2022 уч. год Обязательная часть: 34 ч. Итого: количество часов в неделю 1, в год 34 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Обществознание. 7 класс под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017). 2. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Москва, Просвещение 2017. 3. Обществознание 7 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2014. Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся. Задачи курса обществознания: развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности. В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно предмет «Обществознание» даѐт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определѐнной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребѐнка. Специальный урок посвящѐн необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даѐт Основные образовательные технологии представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется еѐ важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического идентичности: культурному, воспитание воспитания и ценностного отношения историческому и формирование научному наследию, к российской отечественному понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение формирование детей интереса к культурному детей к наследию классическим предполагает: и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; Популяризация 5. научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях мировоззренческих об устройстве представлений мира и общества; соответствующих формирование современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и самостоятельной информационной работы с учебными культуры, текстами, в том числе справочной навыков литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. Трудового 7. воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; • умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Планируемые результаты изучения курса «Обществознание» к концу 7 класса Ученик научится: • характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; • сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия, существенные признаки; • описывать основные социальные объекты, человека как социальнодеятельное существо, основные социальные роли; • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определенным проблемам; • применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами, ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; • оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей; • взаимодействовать с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; • оценивать поведение людей с точки зрения нравственных и социальных норм, экономической рациональности; предвидеть возможные последствия определенных социальных действий; • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах; • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); • различать в социальной информации факты и мнения; • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.); Ученик получит возможность научиться: • конспектировать информацию, выделять главное; • использовать дополнительные источники социальной информации (газеты, журналы, справочники, интернет-ресурсы); • классифицировать, систематизировать информацию – составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы; • правильно применять специальные термины и понятия; • связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в общественных явлениях. Содержание учебного курса «Обществознания 7 класс» (34 ч) Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (12 ч). Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребѐнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и Знать смолоду. самовоспитание. Ответственность Законопослушный за человек. нарушение законов. Противозаконное поведение. закон Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов). Экономика и еѐ основные участники. Экономика и еѐ роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и предпринимательство формы и бизнеса. фермерское правовые формы предпринимательства. Предпринимательство. хозяйство. Основное Малое организационно- Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение, экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. Тема 3. Человек и природа (5 часов). Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. Итоговое повторение (3 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. Тематическое планирование по курсу «Обществознание для 7 классов» (34 ч) № п/ п 1 2 Раздел Регулирование поведения людей в обществе. 3 4 Тема урока Введение Что значит жить по правилам. Права и обязанности граждан Почему важно соблюдать законы. Кол-во часов Дата проведения 1 01.09. 1 08.09 2 15.09/22.09 1 29.09 5 Защита Отечества. 2 06.10/13.10 6 Для чего нужна дисциплина. 1 20.10 7 Виновен – отвечай. 2 27.10/10.11 1 17.11 1 24.11 2 01.12/08.12 8 9 14 Человек в экономических Кто стоит на страже закона. Повторительнообобщающий урок по теме «Регулирование поведения людей в обществе» Экономика и еѐ основные участники. Домашнее задание Стр. 5-6 § 1, вопросы № 1-3 § 2, п. 1, §2, практич. задания § 3, практич. задания Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание. Духовное и нравственное воспитание § 4, п. 1-2, практич. задания №5-6 § 4, практич. задания №3-4 § 5, практич. задания №4-6 § 6, п. 1-2 § 6, практич. задания § 7. Подготовиться к контрольной работе § 8, п 1-2, практич. задания №4,6 Духовное и нравственное отношениях 15 16 17 18 Мастерство работника. Производство: затраты, выручка, прибыль Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля, реклама. 1 15.12 2 22.12 2 12.01/19.01 2 26.01/02.02 2 09.02/16.02 2 02.03/09.03 1 16.03 Деньги, их функции 19 Экономика семьи 20 21 Повторительнообобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях» § 8, практич. задания №5,7,8. § 9, практич. задания №4-6 § 10, практич. задания в тетради § 10, практич. задания №4-5 § 11, п 1-2, практич. задания №3-4 §11, практич. задания № 5-6 §12, практич. задания №2-4 §12, практич. задания №5-7 §13, п 1-2, сообщение на выбор §13, эссе «Зачем нужны деньги в XXI в.?» §14, практич. задания №1-4 §14, практич. задания №5-8 воспитание. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. 22 Человек и природа. 23 24 25 Итоговое повторение 26 27 28 ИТОГО Воздействие человека на природу. Охранять природузначит охранять жизнь. Закон на страже природы. Повторительнообобщающий урок по теме «Человек и природа» Повторение по теме «Регулирование поведения людей в обществе» Повторение по теме «Человек в системе экономических отношений» Итоговая контрольная работа 1 06.04 2 13.04/20.04 1 27.04 1 04.05 1 § 15, практич. задания №1-3 §16, практич. задания №1-3 §16, практич. задания №3-6 §17, практич. задания №4 Гражданское воспитание. Духовное и нравственное воспитание. Экологическое воспитание § 2,6 повтор Гражданское воспитание. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое воспитание 11.05 § 8,10 повтор 1 18.05 1 25.05 34 Контроль усвоения знаний учащихся по курсу № Тема контрольной работы Дата 1 Повторительно-обобщающий урок по теме ноябрь «Регулирование поведения людей в обществе» 2 Повторительно-обобщающий урок по теме март «Человек в экономических отношениях» 3 Повторительно-обобщающий урок по теме май «Человек и природа» 4 Итоговая контрольная работа май