Рабочая программа по обществознанию 9 классах 2021-2022 уч.год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № __5____
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № __196_____
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Обществознание»
Класс: 9а, 9б
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по ученому плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Сартакова А.В.,
учитель истории и обществознания
Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р)

Примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 год
(Стандарты второго поколения), авторской программы по обществознанию под
редакцией Боголюбова Л.Н, рекомендованной Министерством образования и науки
РФ: ФГОС Обществознание Рабочие программы Предметная линия учебников под
редакцией Боголюбова Л.Н. 5-9 классы. - Москва: Просвещение, 2014; рабочей
программы по обществознанию. 8 класс / Сост. Е.Н. Сорокина. – Москва: ВАКО, 2016.
Учебник: Обществознание. 9 класс : учебник для общеобразоват. учреждений
/ [Л. Н. Боголюбов и др.]. – 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2021. – 224 с.

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Обществознание
9
Сартакова А.В.
2021-2022 уч.год
Обязательная часть: 34 ч.
Итого: количество часов в неделю 1, в год 34
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту,
который состоит из:

Обществознание. 9 класс : учебник для общеобразоват.
учреждений / [Л. Н. Боголюбов и др.]. – 3-е изд., перераб. – Москва:
Просвещение, 2021. – 224 с.

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы. –
Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников
под редакцией Л.Н. Боголюбова. 6-9 классы: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.
Иванова и др. – Москва: Просвещение, 2014. – 63 с.

Поздеев А. В. Контрольно-измерительные материалы по
обществознанию 9 класс. ФГОС. – Москва: ВАКО, 2019. – 95 с.
Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение
следующих целей:
• осознание
общероссийской
идентичности,
воспитание
патриотизма, гражданственности, социальной ответственности;
• формирование ценностных ориентиров и законопослушного
поведения на основе правовых норм, гуманистических и
демократических ценностей, закрепленных в Конституции Российской
Федерации, становление социального поведения, основанного на
уважении закона;
• развитие личности в ответственный период социального
взросления человека, ее познавательных интересов, критического
мышления в процессе восприятия социальной (в том числе
экономической и правовой) информации и определения собственной
позиции;
• нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы
знаний, необходимых для социальной адаптации (об обществе;
основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом
качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде;
• сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина);
• формирование опыта применения полученных знаний для
решения типичных задач в области социальных отношений,
экономической
и
гражданско-общественной
деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной
деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Достижение поставленных целей предусматривает решение
следующих основных задач:

Общая
характеристика
учебного
предмета

• формирование личностных представлений об основах
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания, толерантности;
• развитие понимания основных принципов жизни общества;
• освоение теоретических знаний и приобретение опыта их
применения для определения гражданской позиции, для решения
типичных задач в области социальных отношений (адекватных
возрасту обучающихся), межличностных отношений (включая
отношения между людьми различных
национальностей и
вероисповеданий, возрастов и социальных групп);
• формирование основ правосознания для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законодательством
Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей
дееспособности;
• освоение приемов работы с социально значимой информацией,
ее осмысление; развитие способностей делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки социальным явлениям и процессам;
• развитие
социального
кругозора
и
формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;
• развитие навыков использования компьютерных технологий
для обработки и передачи информации, презентации результатов
работы, познавательной и практической деятельности.
Данный курс интегрирует современные социологические,
экономические, политические, правовые, этические, социальнопсихологические знания в целостную, педагогически обоснованную
систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он
содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний
о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя,
других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и
социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни
общества. Тема «Политика» даѐт обобщѐнное представление о власти и
отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства,
возможности участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9
классе объѐм учебного времени, вводит учащихся в сложный и
обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам
теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено
элементам конституционного права. Рассматриваются основы
конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ,
государственного устройства РФ, а также механизм реализации и
защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в
определѐнной мере систематизированные знания о праве.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс
знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое
регулирование общественных отношений, человек в сфере
экономических
отношений.
Помимо
знаний,
важными
содержательными компонентами курса являются: социальные навыки,
правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный
элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и

Основные
образовательные
технологии

практической деятельности, решение познавательных и практических
задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие
и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии.
Информационные.
Проектные.
Технологии
личностноориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии.
Тестовые технологии.

Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками
основной школы проявляются в:
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении
различными
видами
публичных
выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том
числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности
людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;
умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в
пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически
отобранных источниках; адекватно еѐ воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;
давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов
деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном
обществе,
правовых
норм,
регулирующих
трудовую
деятельность
несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для
общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в
соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном
обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для
поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
знакомство с отдельными приѐмами и техниками преодоления
конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убеждѐнности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира
и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание. 9 класс»
являются следующие умения:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных,

духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры
межнационального общения; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
2. Патриотического воспитания и формирование российской
идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному
культурному, историческому и научному наследию, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и
общества; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину,
готовности к защите интересов Отечества.
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее нравственных чувств;
осуществление выбора модели поведения у в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; представления о
социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных
задач,
создании
учебных
проектов,
стремления
к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков.
5. Популяризация научных знаний подразумевает: осуществление поиска
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об
устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений
соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу
для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов,
направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для
объяснения
наблюдаемых
процессов
и
явлений;
познавательной
и
информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности,
готовности
и
способности
к
самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем.
7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение
реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора
индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных
интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей.
Планируемые результаты изучения курса «Обществознание» к концу 9 класса
Выпускник научится:


объяснять роль политики в жизни общества;

различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать
их примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального
устройства;

различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;

раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;

называть признаки политической партии, раскрывать их на
конкретных примерах;

характеризовать различные формы участия граждан в политической
жизни;

характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и
компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти
РФ;

раскрывать достижения российского народа;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия
«гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;

осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;

характеризовать конституционные обязанности гражданина;

характеризовать систему российского законодательства;

раскрывать
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних;

характеризовать гражданские правоотношения;

раскрывать смысл права на труд;

объяснять роль трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних
в трудовых отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

характеризовать особенности уголовного права и уголовных
правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

характеризовать
специфику
уголовной
ответственности
несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить
образование;


анализировать несложные практические ситуации, связанные с
гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых
модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка,
преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой
прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:

осознавать значение гражданской активности и патриотической
позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы;

аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе
изменений на положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности уважать
права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;

на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.

Содержание учебного курса «Обществознания. 9 класс» (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Глава I. Политика (10 ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления
политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный
суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.
Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение
властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество.
Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в
выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические
партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и
движения в РФ. Участие партий в выборах. Международные и
межгосударственные отношения. Международные конфликты и пути их решения.
Международные организации.
Глава II. Гражданин и государство (7 ч.)
Что такое конституционный строй. Основы государственного устройства.
Основы отношений человека и гражданина с государством. Основы устройства
общества и его отношений с государством. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав
и свобод человека и гражданина в РФ. Президент РФ — глава государства.
Законодательная и представительная власть в РФ. Правительство РФ — высший
орган исполнительной власти в стране. Субъекты Российской Федерации.
Принципы федеративного устройства России. Статус субъектов федерации.
Разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.
Судебная власть РФ. Принципы осуществления судебной власти в РФ. Суды
Российской Федерации. Участие граждан в отправлении правосудия. Судьи.
Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат.
Глава III. Основы российского законодательства (12 ч.)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы
права». Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Сущность и
особенности правоотношений. Различия и возможности осуществления действий
участников правоотношений, мера дозволенного. Субъекты правоотношений.
Правоспособность и дееспособность. Физические и юридические лица.
Юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия,
события. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и
виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Сущность
гражданского права. Право собственности. Особенности гражданских
правоотношений.
Виды
договоров.
Гражданская
дееспособность
несовершеннолетних. Защита прав потребителей. Способы защиты гражданских
прав. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права,

обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности
положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Юридические
понятия семьи и брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Права
и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Административные
правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Административные правонарушения. Виды административных наказаний.
Особенности уголовного права. Виды уголовно-правовых отношений. Понятие
преступления. Необходимая оборона. Пределы допустимой самообороны.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Международное гуманитарное
право. Международно-правовая защита жертв вооружѐнных конфликтов. Право на
жизнь в условиях вооружѐнных конфликтов. Защита гражданского населения в
период вооружѐнных конфликтов. Законодательство в сфере образования.
Получение образования — и право, и обязанность.
Итоговое повторение по курсу «Обществознание. 9 класс» (1 ч.)

Тематическое планирование по курсу «Обществознание для 9 классов»
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Раздел

Тема урока

Политика

Введение
Политика и власть
Государство
Политические режимы
Правовое государство
Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической
жизни
Политические партии и движения
Межгосударственные отношения
Практикум по разделу «Политика»

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Гражданин и
государство

Повторительно-обобщающий урок по
теме «Политика»
Основы
конституционного
строя
Российской Федерации
Права и свободы человека и
гражданина
Высшие органы государственной
власти в РФ
Россия — федеративное государство
Судебная система РФ

Кол-во
часов

Дата
проведения

1
1
1
1
1
1

03.09
10.09
17.09
24.09
01.10
08.10

1

15.10

1
1

22.10
29.10
12.11
19.11

2
1

26.11

1

03.12

2

10.12
17.12

1

24.12

1
1

14.01
21.01

Домашнее
задание
§1
§2
§3
§4
§5
§6

Основные направления
воспитательной
деятельности
Гражданское воспитание;
Патриотическое воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Популяризация научных знаний;
Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение;

§7
§8
стр.66

§9
§10-11
§12
§13
§14

Гражданское воспитание;
Патриотическое воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Популяризация научных знаний;
Трудовое воспитание и

17
18

19

Правоохранительные органы РФ
Практикум по разделу «Гражданин и
государство»
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Гражданин и государство»

Основы
Роль права в жизни человека,
российского
общества и государства
21 законодательства Правоотношения и субъекты права
Правонарушения
и
юридическая
22
ответственность
Гражданские правоотношения
23
Трудовые правоотношения
24
Семья под защитой закона
25
Административные правоотношения
26
Уголовно-правовые отношения
27
Правовое регулирование отношений в
28
сфере образования
Международно-правовая
защита
29
жертв вооружѐнных конфликтов
Практикум по разделу «Основы
30
российского законодательства»
Итоговое повторение по курсу
31
«Обществознание. 9 класс»
ИТОГО
20

1

28.01

§15

1

04.02

стр.125

1

11.02

1

18.02

1

25.02

1

04.03

1
1
1
1
1

11.03
18.03
25.03
08.04
15.04

1

22.04

1

29.04

2

06.05
13.05

1

20.05

34

§16
§17
§18
§19
§20
§21
§22
§23
§24
§25
стр.210

профессиональное
самоопределение;

Гражданское воспитание;
Патриотическое воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Популяризация научных знаний;
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

Контроль обученности учащихся по курсу
№

Тема контрольной работы

Дата

1

Входная диагностика

сентябрь

2

Политика

3

Гражданин и государство

4

Основы российского законодательства

май

5

Итоговая контрольная работа по курсу

май

ноябрь
февраль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».