Рабочая программа по ОДНКНР 6 класс на 2021-2022 уч.год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № __5____
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № __196_____
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
Класс: 6а, 6б, 6в
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021-2022 уч. год.
Количество часов по ученому плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Сартакова А.В.,
учитель истории и обществознания
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования второго поколения (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с
изменениями и дополнениями)
●
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р)
●
Виноградова Н.Ф. Программа и тематическое планирование по
Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 классы / Н.Ф.
Виноградова. – Москва: Российский учебник, 2019. – 52 с.
●

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России 6 класс /
Н.Ф. Виноградова, Т.Э. Мариносян. – Москва: Просвещение, 2021. – 156 с.
Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Общая
характеристика
учебного предмета

Основы духовно-нравственной культуры народов России
6
Сартакова А.В.
2021-2022 уч. год.
Часть формируемая участниками образовательных отношений:
34 ч.
Итого: количество часов в неделю 1, в год 34
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту,
который состоит из:
● Основы духовно-нравственной культуры народов России 6
класс / Н.Ф. Виноградова, Т.Э. Мариносян. – Москва:
Просвещение, 2021. – 156 с.
● Виноградова
Н.Ф.
Программа
и
тематическое
планирование по Основам духовно-нравственной культуры
народов России: 5-6 классы / Н.Ф. Виноградова. – Москва:
Российский учебник, 2019. – 52 с.
Цель курса: формирование первоначальных представлений о
светской этике, мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:

развитие представлений, обучающихся о значении
нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о
духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в
начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей, обучающихся к общению в
полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной
среде на основе взаимного уважения и диалога и др.
В процессе изучения данного курса в 5-6 классах у
учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие
ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.)
являются продуктом развития двух социальных сфер:
традиционной культуры каждого народа и различных религиозных
культур, что духовность человека есть преобладание в нем
нравственных, интеллектуальных интересов над материальными,
независимо от того, из какой социальной сферы (традиций,
обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу
изначально принадлежат. Продолжается реализация авторской
идеи, что основной формой организации обучения является
совместная, коллективная деятельность школьников разных
вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями
России, а также их вкладом в духовную и материальную культуру
общества.
Особое значение учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» заключается в раскрытии
общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не

Основные
образовательные
технологии

разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение
изучения данного предмета младшими подростками определяется
их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12
лет наблюдается большой интерес к социальному миру,
общественным событиям, они открыты для общения на различные
темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже
располагают сведениями об истории нашего государства,
ориентируются в понятии «культура».
Технология дифференцированного обучения, направленная на
развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые
технологии.
Информационные. Проектные. Технологии
личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие
технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
Метапредметные

результаты

изучения

курса

«Основы

духовно-

нравственной культуры народов России»:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с
поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации,
искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить
необходимые коррективы на основе учѐта сделанных ошибок;
•

сравнивать

результаты

своей

деятельности

и

деятельности

одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности,
искать их причины и способы преодоления.
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями,
осознавать причины трудностей и преодолевать их;
•

проявлять

инициативу

в

постановке

новых

задач,

предлагать

собственные способы решения;
•

самостоятельно

преобразовывать

практическую

задачу

в

познавательную.
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать еѐ,
ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения
учебных

задач:

из

учебника

(текстовой

и

иллюстративный

материал),

наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
•

понимать

информацию,

представленную

в

изобразительной,

схематичной форме; уметь переводить еѐ в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические
действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения
рассуждений и выводов;
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбо р
дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая
справочную

и

дополнительную

систематизировать еѐ;

литературу,

Интернет;

обобщать

и

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков
людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку
зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя
принятые

правила

речевого

поведения

(не

перебивать,

выслушивать

собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных
задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за
результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей,
одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для
раскрытия

содержания

курса

(исторические,

культурологические,

обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людь ми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации
для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на
заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации). Предм етные
результаты
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий
России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных,

духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры
межнационального

общения;

воспитание

уважительного

отношения

к

национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
2.

Патриотического

идентичности:

воспитание

воспитания

и

ценностного

отношения

культурному, историческому и

формирование

научному наследию,

к

российской

отечественному

способности владеть

достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира
и общества; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину,
готовности к защите интересов Отечества;
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее нравственных чувств;
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у
обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе
проблемных, стрессовых и конфликтных; представления о социальных нормах и
правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач;
4.

Приобщение

детей

к

культурному

наследию

предполагает:

формирование интереса к классическим и современным высокохудожественным
отечественным

и

мировым

произведениям

искусства

и

литературы;

использованием информационных технологий;
5. Популяризация научных знаний подразумевает: осуществления поиска
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об
устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений
соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу
для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов,
направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для
объяснения

наблюдаемых

процессов

и

явлений;

познавательной

и

информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными

текстами,

справочной

литературой,

доступными

техническими

средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности,

готовности

и

способности

к

самообразованию,

исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем;
7.

Трудового

воспитания

и

профессиональное

самоопределение

реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
В

результате

изучения

курса

«Основы

духовно-нравственной

культуры народов России» ученик 6 класса научится:
•

находить

на

карте

национально-территориальные

образования

Российской Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе
иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников
информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных
промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
•

характеризовать

духовно-нравственные

черты

народов

России,

основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с
общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать
характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своѐ поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах
и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных
институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме
для народов еѐ населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Ученик 6 класса получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях
народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и
другими людьми;

• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своѐ
отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований
России;
•

соблюдать

нравственные

нормы

поведения

в

семье,

школе,

общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку
своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии,
детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на
вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях
народов России для создания собственных устных и письменных сообщений,
презентаций.

Содержание тем учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 6 класс» (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Раздел 1. Что такое культура общества (4 ч.)
Культура общества. Понятие «культура». Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Человек – творец и носитель
культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру
зависит от ее таланта, способностей, упорства. Человек и вера. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского культуры (14 ч.)
«Береги землю родимую, как мать, любимую».

Представления о

патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами
полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России
(Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман
и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота
человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…».
трудолюбии. Люди труда.

Буддизм, ислам, христианство о труде и

Примеры самоотверженного труда людей разной

национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники,
колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими
предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на
карте России.
Раздел 3. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных
ценностей (ч.)
Роль

семьи

в

жизни

человека.

Любовь,

искренность,

симпатия,

взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии
в разных религиях.
иудаизме.

Семейные ценности в православии, буддизме, исламе,

Взаимоотношения членов семьи.

Отражение ценностей семьи в

фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 4. Роль образования в развитии культуры общества (ч.)

Влияние образования на развитие общества. Роль в развитии образования
традиционных

религий

России.

Образованный

человек.

Образовательные

организации России. История развития образования в России.
Раздел 5. Художественная культура народов России (ч.)
Художественная культура – результат творчества человека. Главное ядро
художественной культуры – искусство. Вклад религий в художественную культуры
России. «Золотой век» культуры России. Области художественной культуры. Виды
искусства. Мифология и фольклор как пласт культуры. Образы славянской
мифологии. Декоративно-прикладное искусство народов России. Выдающиеся
деятели культуры народов России. Художественная культура, рожденная религией.
Раздел 6. Как сохранить культуру общества (ч.)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление
памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с
разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере
предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные
меценаты России.
Итоговое повторение (1 ч.)
Повторительно-обобщающий урок «Диалог культур и поколений».

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (34 ч.)
№
п/п

Раздел

1
2

Что такое
культура
общества

Тема урока
Введение
Культура общества

КолДата
Домашнее
во
проведения
задание
часов
1
06.09
стр. 3-4
1
13.09
стр. 6-9
стр. 10-20

Человек и вера

2

Гражданин и государство

2

Кого называют патриотом

1

6

Героические страницы истории
нашей страны

3

7

Нравственные ценности личности

2

Семья – ячейка общества

2

3

4
5

8

9
10
11

Нравственные
ценности
российского
культуры

Семья –
создатель и
хранитель
духовнонравственных
ценностей
Роль
образования в
развитии

20.09
27.09

04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12

стр.22-26,
проект
стр. 27-28
стр. 29-48,
сообщения
стр. 49-55
стр. 57-64
стр. 65-81

Семейные ценности

2

Общество и образования
Страницы
истории
развития
образования

1
2

Основные направления
воспитательной
деятельности
Гражданское воспитание;
Патриотическое воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к культурному
наследию;
Популяризация научных знаний
Гражданское воспитание;
Патриотическое воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к культурному
наследию;
Популяризация научных знаний
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Популяризация научных знаний

20.12
27.12
17.01
24.01
31.01

стр. 83-84
стр. 85-100

Гражданское воспитание;
Патриотическое воспитание и
формирование
российской

культуры
общества
12

13
14
15
16
17
18
19
20

стр. 101-107

Религия и образование

Художественная Области
художественной
культура
культуры
народов России Декоративно-прикладное
искусство народов России
Выдающиеся деятели культуры
народов России
Художественная культура,
рожденная религией
Художественная культура
традиционных религий России
Кого называют образованным
человеком
Культурное наследие России:
почему необходимо его
сохранять
Повторительно-обобщающий урок
«Диалог культур и поколений»
ИТОГО

2

07.02
14.02

1

21.02

1

28.02

2
2
2

07.03
14.03
21.03
04.04
11.04
18.04

1

25.04

2

02.05
16.05

2

23.05
30.05

34

стр. 109-115
стр. 116-119
стр. 120-125
стр. 126-132
стр. 133-144
стр. 146-148
стр. 149-156

защита проектов

идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к культурному
наследию;
Популяризация научных знаний
Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение;
Патриотическое воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к культурному
наследию;
Популяризация научных знаний
Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение

Формы контроля усвоения знаний, учащихся по курсу
Содержательный контроль и оценка знаний предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения курса ОДНКНР учеником и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Итоговая работа проводится в мае и включает защиту проекта по основным
темам курса. Система оценивания курса содержит диагностику теоретических
знаний и диагностику личностных изменений учащихся.
Для диагностики личностных изменений, обучающихся реализуется
мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников,
ведѐтся Портфолио ученика. Портфолио ученика представляет собой подборку
личных работ ученика по предмету, в которые могут входить творческие работы,
отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие
динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные
материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные
работы и пр. В портфолио учеником должны быть размещены не менее двух третей
творческих домашних заданий, выполнение которых фиксируется в специальной
таблице. Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется
учителем. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется
соответственно программе. Отметки не выставляются. Качество усвоения знаний
и умений оценивается следующими видами оценочных суждений: понимает,
применяет (сформированы умения и навыки); различает, запоминает, не всегда
воспроизводит; не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Контроль за уровнем достижений, учащихся по основам религиозных
культур народов России проводится в форме творческих работ.
Входящий контроль
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?
О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и
друзьям? Почему?
Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?
Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?
Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение,
жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность, непослушание.
Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»:
своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.
Нарисуйте картинку: «Дерево добродетелей и страстей» и расположите на
их плодах следующие понятия: терпение, непослушание, благочестие,
неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство, прощение,
смирение, порядочность, совестливость, злость, себялюбие (эгоизм), кротость,
честность.
Допишите предложения:
Человека называют добрым, когда ...
Семья — это ...
Любить родителей - значит ...

Итоговый контроль
Вспомните, что такое мораль.
Как вы думаете, как она возникла?
Всегда ли она существовала?
Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?
Как вы объясните разницу между этими понятиями?
Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической
культуры?
Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?
Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание
Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и
вероисповеданий»
«Мои предки. Золотая цепь веков».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».