Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Класс: 6а, 6б, 6в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021-2022 уч. год. Количество часов по ученому плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Сартакова А.В., учитель истории и обществознания Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) ● Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) ● Виноградова Н.Ф. Программа и тематическое планирование по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 классы / Н.Ф. Виноградова. – Москва: Российский учебник, 2019. – 52 с. ● Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России 6 класс / Н.Ф. Виноградова, Т.Э. Мариносян. – Москва: Просвещение, 2021. – 156 с. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России 6 Сартакова А.В. 2021-2022 уч. год. Часть формируемая участниками образовательных отношений: 34 ч. Итого: количество часов в неделю 1, в год 34 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: ● Основы духовно-нравственной культуры народов России 6 класс / Н.Ф. Виноградова, Т.Э. Мариносян. – Москва: Просвещение, 2021. – 156 с. ● Виноградова Н.Ф. Программа и тематическое планирование по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 классы / Н.Ф. Виноградова. – Москва: Российский учебник, 2019. – 52 с. Цель курса: формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи курса: развитие представлений, обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей, обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога и др. В процессе изучения данного курса в 5-6 классах у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. Продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а также их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не Основные образовательные технологии разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Метапредметные результаты изучения курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России»: • организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления; • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учѐта сделанных ошибок; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их; • оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. • оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их; • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. • осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать еѐ, ориентируясь на учителя и одноклассников; • осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми; • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить еѐ в словесную форму; • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов; • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбо р дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную систематизировать еѐ; литературу, Интернет; обобщать и •осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей; • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности. • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.); • сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. • принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности; • правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людь ми; • проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы; • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации). Предм етные результаты Предметные результаты: - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; - расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического идентичности: воспитание воспитания и ценностного отношения культурному, историческому и формирование научному наследию, к российской отечественному способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик 6 класса научится: • находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации; • определять влияние природных условий на жизнь и быт людей; • описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника; • рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России; • готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях; • характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках; • различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций; • рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений; • оценивать, приводя примеры, своѐ поведение в семье, школе и вне их; • использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов еѐ населяющих; • объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»; • приводить примеры беззаветного служения Родине – России. Ученик 6 класса получит возможность научиться: • использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми; • сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своѐ отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; • находить на карте столицы национально-территориальных образований России; • соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших; • различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков; • использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций. Содержание тем учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс» (34 ч.) Введение (1 ч.) Раздел 1. Что такое культура общества (4 ч.) Культура общества. Понятие «культура». Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Человек и вера. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Раздел 2. Нравственные ценности российского культуры (14 ч.) «Береги землю родимую, как мать, любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». трудолюбии. Люди труда. Буддизм, ислам, христианство о труде и Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Раздел 3. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей (ч.) Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. иудаизме. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 4. Роль образования в развитии культуры общества (ч.) Влияние образования на развитие общества. Роль в развитии образования традиционных религий России. Образованный человек. Образовательные организации России. История развития образования в России. Раздел 5. Художественная культура народов России (ч.) Художественная культура – результат творчества человека. Главное ядро художественной культуры – искусство. Вклад религий в художественную культуры России. «Золотой век» культуры России. Области художественной культуры. Виды искусства. Мифология и фольклор как пласт культуры. Образы славянской мифологии. Декоративно-прикладное искусство народов России. Выдающиеся деятели культуры народов России. Художественная культура, рожденная религией. Раздел 6. Как сохранить культуру общества (ч.) Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Итоговое повторение (1 ч.) Повторительно-обобщающий урок «Диалог культур и поколений». Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (34 ч.) № п/п Раздел 1 2 Что такое культура общества Тема урока Введение Культура общества КолДата Домашнее во проведения задание часов 1 06.09 стр. 3-4 1 13.09 стр. 6-9 стр. 10-20 Человек и вера 2 Гражданин и государство 2 Кого называют патриотом 1 6 Героические страницы истории нашей страны 3 7 Нравственные ценности личности 2 Семья – ячейка общества 2 3 4 5 8 9 10 11 Нравственные ценности российского культуры Семья – создатель и хранитель духовнонравственных ценностей Роль образования в развитии 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 25.10 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 стр.22-26, проект стр. 27-28 стр. 29-48, сообщения стр. 49-55 стр. 57-64 стр. 65-81 Семейные ценности 2 Общество и образования Страницы истории развития образования 1 2 Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний Духовное и нравственное воспитание; Популяризация научных знаний 20.12 27.12 17.01 24.01 31.01 стр. 83-84 стр. 85-100 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской культуры общества 12 13 14 15 16 17 18 19 20 стр. 101-107 Религия и образование Художественная Области художественной культура культуры народов России Декоративно-прикладное искусство народов России Выдающиеся деятели культуры народов России Художественная культура, рожденная религией Художественная культура традиционных религий России Кого называют образованным человеком Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять Повторительно-обобщающий урок «Диалог культур и поколений» ИТОГО 2 07.02 14.02 1 21.02 1 28.02 2 2 2 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04 18.04 1 25.04 2 02.05 16.05 2 23.05 30.05 34 стр. 109-115 стр. 116-119 стр. 120-125 стр. 126-132 стр. 133-144 стр. 146-148 стр. 149-156 защита проектов идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Формы контроля усвоения знаний, учащихся по курсу Содержательный контроль и оценка знаний предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОДНКНР учеником и не допускает сравнения его с другими детьми. Итоговая работа проводится в мае и включает защиту проекта по основным темам курса. Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений учащихся. Для диагностики личностных изменений, обучающихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведѐтся Портфолио ученика. Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика по предмету, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр. В портфолио учеником должны быть размещены не менее двух третей творческих домашних заданий, выполнение которых фиксируется в специальной таблице. Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений: понимает, применяет (сформированы умения и навыки); различает, запоминает, не всегда воспроизводит; не различает, не запоминает, не воспроизводит. Контроль за уровнем достижений, учащихся по основам религиозных культур народов России проводится в форме творческих работ. Входящий контроль Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина? О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему? Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика? Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям? Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность, непослушание. Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять. Нарисуйте картинку: «Дерево добродетелей и страстей» и расположите на их плодах следующие понятия: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство, прощение, смирение, порядочность, совестливость, злость, себялюбие (эгоизм), кротость, честность. Допишите предложения: Человека называют добрым, когда ... Семья — это ... Любить родителей - значит ... Итоговый контроль Вспомните, что такое мораль. Как вы думаете, как она возникла? Всегда ли она существовала? Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура? Как вы объясните разницу между этими понятиями? Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры? Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны? Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей? Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ Примерные темы творческих работ: Темы сочинений: «Возможен ли подвиг в мирное время?» «Мое отношение к людям» «Мое отношение к России» «С чего начинается Родина» «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» «Мой дедушка – защитник Родины» «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий» «Мои предки. Золотая цепь веков».