Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО естественного цикла Протокол № __6__ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________/Анисимова Е.С. Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Химия» Класс: 10 Уровень образования: среднее общее образование Уровень изучения предмета – базовый Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов: 68 ч/год; 2ч/неделю Рабочую программу составила: Борщевская С.В., учитель химии и биологии высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 10 класс. Базовый уровень.» (М., изд. «Просвещение», 2019 год) Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Химия 10 Борщевская Светлана Владиславовна 1 год Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном Уровень изучения предмета: базовый Количество часов в неделю 2 , в год 68 плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: УМК 1. Примерной основной образовательной программы общеобразовательных учреждений. Химия. Гара Н.Н. - М.: Просвещение, 2011. 2. Программы к завершенной предметной линии учебников по химии Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман. - 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2014. 3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 10 класс. Базовый уровень.» (М., изд. «Просвещение», 2019 год Цели изучения учебного предмета «Химия: органическая химия», 10 класс: Цели и задачи освоение знаний основных положений теории строения органических соединений А.М.Бутлерова; истории развития современных представлений о ВМС; выдающихся открытиях химии; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, связанных с развитием химической промышленности; находить и анализировать информацию о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений химии, вошедших в общечеловеческую культуру; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем. Задачи: формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы; формирование у школьников экологического мышления на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности; приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира; воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность; создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка. В содержании курса химии представлены основополагающие Общая теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание учебного предмета включает сведения об органических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании: ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; ценности химических методов исследования живой и неживой природы. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать: уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости здорового образа жизни; потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни; созидательный выбор будущей профессиональной деятельности. Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: правильному использованию химической терминологии и символики; развитию потребности вести диалог, выслушивать мнений оппонента, участвовать в дискуссии; развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: - Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку; - Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: - Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области химии; - Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие химии; 3. Духовного и нравственного воспитания: - Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира; - Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: - Осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; Формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; - Формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; - Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия - Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии; - Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек; - Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах. 7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения реализуется посредством - Коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; - Интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 8.Экологического воспитания - Экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; - Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; - Экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета: Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности. - Использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы. - Умение генерировать идеи и распределять средства, необходимые для их реализации. - Умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики. - Умение пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др. - Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив. - Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. Предметные результаты: Выпускник на базовом уровне научится: раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками; раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова: понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов; объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении; применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений; характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения; прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности; использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности; владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития; использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ; объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ; устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения; устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний; применять правила техники безопасности в кабинете химии; использовать для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.); применению практических и лабораторных работ и экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описанию результатов этих работ; распознавать химические вещества по характерным признакам; проводить расчеты на основе уравнений реакций, умении вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции (находить объем газа по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции); узнавать основные направления развития химии. Система оценки результатов освоения программы учебного предмета Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения химии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся. Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практические работы. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная, проверочная работа, контрольная работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания, анализ творческих работ. Содержание обучения 10 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Тема 1: «Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей» (6ч) Требования к уровню подготовки обучающихся Предмет органической химии. Место и Учащиеся получат возможность значение органической химии в системе научиться: естественных наук. Сравнение органических органическая химия, природные, соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические искусственные и синтетические органические соединения; соединения. Валентность. Основные понимать особенности, характеризующие положения теории химического строения органические соединения; органических соединений Бутлерова. Поосновные положения ТХС Бутлерова; понятия: нятие о гомологии и гомологах, гомолог, гомологический ряд, изомерия; гомологических рядах; изомерии и изомерах; понимать значение ТХС в современной химии; радикалах. Углеродный скелет. Типы принципы образования названий органических химических связей в молекулах органических соединений по Международной номенклатуре соединений. Понятие о функциональной ИЮПАК. группе. Принципы классификации Научатся: составлять структурные формулы органических соединений: по углеродному изомеров предложенных углеводородов, находить скелету, по природе функциональной группы изомеры среди нескольких структурных формул Международная номенклатура и принципы соединений; образования названий органических определять принадлежность веществ к различным соединений. классам органических соединений. Содержание базового уровня Тема 2: «Предельные углеводороды. Алканы. Циклоалканы» (10ч) Содержание базового уровня Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Гомологический ряд, строение, изомерия структурная и номенклатура алканов и циклоалканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана), циклоалканов: горение, замещение, разложение и дегидрирование. Реакции присоединения у низших циклоалканов. Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся получат возможность научиться: важнейшие химические понятия: гомологический ряд, пространственное строение алканов и циклоалканов;правила составления названий алканов и циклоалканов, важнейшие физические и химические свойства метана как основного представителя предельных углеводородов; уметь называть алканы и циклоалканы по международной номенклатуре Применение алканов, циклоалканов и их производных на основе свойств. Общая, простейшая и истинная формулы, относительная плотность газов, массовая доля элемента в веществе. Научатся: находить молекулярные формулы предельных углеводородов на основе общей формулы гомологического ряда алканов и циклоалканов, а также на основе массовой доли элементов в веществе. Тема 3: «Непредельные углеводороды» (10ч) Содержание базового уровня Гомологические ряды непредельных углеводородов: строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение непредельных углеводородов. Химические свойства. Применение непредельных углеводородов и их производных. Труды С.В.Лебедева Резина. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Учащиеся получат возможность научиться: правила составления формул непредельных углеводородов,важнейшие физические и химические свойства непредельных углеводородов (этена, как основного представителя непредельных углеводородов), качественные реакции на кратную связь; свойства каучука, области его применения; Научатся: называть непредельные углеводороды по международной номенклатуре, проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников(научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах. Тема 4: «Ароматические углеводороды» (5ч). Содержание базового уровня Строение аренов. Номенклатура, изомерия, физические свойства бензола и его гомологов. Получение аренов. Химические свойства, применение бензола и его гомологов на примере толуола. Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся получат возможность научиться: важнейшие химические и физические свойства бензола как основного представителя Аренов и толуола как представителя гомологов бензола; Научатся: выделять главное при рассмотрении бензола в сравнении с предельными и непредельными углеводородами, взаимное влияние атомов в молекуле толуола Тема 5: «Природные источники углеводородов и их переработка» (5ч) Содержание базового уровня Нефть, её состав, свойства. Экологические последствия разлива нефти и способы борьбы с ними. Нефтепродукты, перегонка нефти. Термические и каталитические процессы при переработке нефти. Понятие об октановом числе, детонационная устойчивость Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся получат возможность научиться: важнейшие направления использования нефти: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза; Научатся: проводить поиск химической информации с использованием различных источников; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. Характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений. Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. Тема 6: «Спирты и фенолы» (6ч). Содержание базового уровня Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Спирты. Этанол. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Строение, физические и химические свойства Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся получат возможность научиться: строение, гомологические ряды спиртов различных типов, основы номенклатуры спиртов и типы изомерии у них, основные способы получения и применения важнейших представителей класса спиртов; особенности строения молекулы фенола и на основе этого основные способы получения и применения фенола. Научатся: проводить качественную реакцию на многоатомные спирты; предсказывать свойства фенола на основании химического строения молекулы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия (на примере фенола. Тема 7: «Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты» (7ч.) Требования к уровню подготовки обучающихся Альдегиды. Получение альдегидов окис- Учащиеся получат возможность лением соответствующих спиртов. научиться: Реакция Кучерова. Химические свойства гомологические ряды и основы альдегидов: окисление в соответствуюноменклатуры альдегидов; строение щую кислоту и восстановление в карбонильной группы; соответствующий спирт. Применение находить отличие и сходство альдегидов и формальдегида и ацетальдегида на кетонов; основе свойств. Кетоны как важнейшие свойства основных межклассовые изомеры альдегидов. представителей этих классов, их значение Ацетон. в природе и в жизни человека. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. гомологические ряды и основы Получение карбоновых кислот номенклатуры карбоксильных соединений; окислением альдегидов. Химические строение карбоксильной группы; общие свойства уксусной кислоты как свойства карбоновых кислот; значение представителя одноосновных карбоновых кислот в природе и карбоновых кислот: общие свойства с повседневной жизни человека. неорганическими кислотами и реакция Научатся: этерификации. Применение уксусной составлять молекулярные формулы кислоты на основе свойств. Высшие альдегидов и кетонов; жирные кислоты на примере составлять уравнения реакций, пальмитиновой и стеариновой. Мыла. отражающие химические свойства Химия в повседневной жизни. Моющие и альдегидов и кетонов; чистящие средства. Правила безопасной называть по Международной работы со средствами бытовой химии. номенклатуре ИЮПАК. составлять молекулярные формулы предельных одноосновных карбоновых кислот; составлять уравнения реакций, отражающие химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот на основании строения молекул; называть сложные эфиры по Международной номенклатуре ИЮПАК. Содержание базового уровня Тема 8: «Сложные эфиры. Жиры» (3ч). Содержание базового уровня Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Химические Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся получат возможность научиться: строение, получение, свойства и использование в быту сложных эфиров и жиров; физические свойства и применение мыла и синтетических моющих средств, свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Биологическая роль жиров, Калорийность жиров пищи. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Мыла: состав, получение. Моющее действие мыла. Синтетические моющие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. уметь объяснять моющее действие мыла. Научатся: составлять молекулярные формулы сложных эфиров; записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства сложных эфиров на основании строения молекул; называть сложные эфиры по Международной номенклатуре ИЮПАК. Тема 9: «Углеводы» (7ч) Содержание базового уровня Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Калорийность углеводов пищи. Глюкоза вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств. Сахароза как представитель дисахаридов. Крахмал и целлюлоза (клетчатка) как представители полисахаридов, сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся получат возможность научиться: классификацию углеводов: моносахариды, дисахариды и полисахариды. Номенклатуру углеводов: моносахариды (глюкоза, фруктоза); дисахариды (сахароза, лактоза и мальтоза); полисахариды (крахмал, целлюлоза), объяснять значения углеводов в живой природе и в жизни человека; важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении; объяснять явления, происходящие в быту, пользуясь приобретёнными знаниями. Научатся: составлять молекулярные формулы углеводов, записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства углеводов на основании строения молекулы; прогнозировать свойства веществ на основе их строения; определять возможности протекания химических превращений. Тема 10: «Азотсодержащие органические соединения» (5ч) Содержание базового уровня Метиламин как представитель алифатических аминов. Анилин — ароматический амин, его свойства. Основность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Получение анилина по реакции Зинина. Качественная Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся получат возможность научиться: классификацию, виды изомерии аминов и основы их номенклатуры, основные способы получения аминов и их применение; реакция на анилин. Применение анилина. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства амино-кислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Структура белковой молекулы. Получение белков реакцией поликонденсации амиинокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Химия и пища. Калорийность белков пищи. Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. состав аминокислот, их классификацию изомерию и номенклатуру аминокислот; определения понятий «белки», «пептидная связь», «денатурация», «реакция поликонденсации», качественные реакции (биуретовую и ксантопротеиновую) на белки; строение и важнейшие свойства НК; техника безопасности на рабочем месте; качественные реакции важнейших представителей органических соединений. Научатся: предсказывать химические свойства АК, опираясь на полученные знания об их химической двойственности ; уметь характеризовать структуру (первичную, вторичную и третичную) и биологические функции белков; характеризовать химические свойства белков; объяснять применение и биологическую функцию АК; активно использовать межпредметные связи с биологией, валеологией; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; проводить сравнение свойств аминов и аммиака; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; давать характеристику ДНК и РНК; Тема 11: «Химия полимеров» (4 ч) Содержание базового уровня Понятие о высокомолекулярных веществах. Зависимость свойств полимеров от их строения. Основные методы синтеза полимеров. Пластмассы: строение, свойства, применение. Термопластичные и термореактивные полимеры. Синтетические волокна (полиэфирные и полиамидные): их Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся получат возможность научиться: важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна пластмассы, каучуки Научатся: грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; строение, свойства, получение и применение. Синтетические каучуки: строение, свойства, применение. Проблема синтеза каучуков и решение её в стране. Решение экспериментальных задач по распознаванию пластмасс и волокон. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный анализ веществ. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Учебно-тематический план Тема Тема 1: «Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей» Тема 2: «Предельные углеводороды (алканы и циклоалканы)» Тема 3: «Непредельные углеводороды» Тема 4: «Ароматические углеводороды (арены)» Тема 5: «Природные источники углеводородов» Тема 6: «Спирты и фенолы» Тема 7: « Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты» Тема 9: «Сложные эфиры. Жиры» Тема 10: «Углеводы» Тема 11: «Азотсодержащие органические соединения» Тема 13: «Химия полимеров» Итого: № 1 2 3 4 5 Всего уроков Практическа я работа 6 1 10 10 5 4 1 5 6 7 3 7 5 4 68 самостоятель ная работа/ контрольная работа 2 1 1 2 1 1 1 6 Перечень практических работ Тема Практическая работа №1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах» Практическая работа №2 «Получение этилена и опыты с ним» Практическая работа №3 «Получение и свойства карбоновых кислот» Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ» Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на 10 Дата 17.09.2021 12.11.2021 04.03.2022 11.03.2022 08.04.2022 получение и распознавание органических веществ» 6 Практическая работа №6 «Распознавание волокон и пластмасс» Итого: П/р – 6 20.05.2022 Тематическое планирование Раздел №п/п Тема урока Тема1: «Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей» (6ч ) Предмет органической химии. Теория строения органических 1 2 3 4 5 6 соединений А.М.Бутлерова. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений. Состояние электронов в атоме Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Классификация органических соединений. Практическая работа №1 «Качественное определение углерода, Колво часов Дата проведения 1 03.09.2021 § 1,2 1 03.09.2021 § 1, 2 1 1 10.09.2021 10.09.2021 §4 §5 1 1 17.09.2021 17.09.2021 §6 §3 1 24.09.2021 § 7,8 1 1 1 24.09.2021 01.10.2021 01.10.2021 §9 §9 Задачи по карточкам водорода и хлора в органических веществах» Тема 2: «Предельные углеводороды. Алканы. Циклоалканы» (10ч) Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический 7 8 9 10 ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по относительной плотности и массовой доле Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. 11 химических элементов. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 1 08.10.2021 12 Практикум по решению расчетных задач 1 08.10.2021 13 Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства циклоалканов. Получение и применение. 1 15.10.2021 1 15.10.2021 1 22.10.2021 схемы в тетради 1 22.10.2021 § 1-9 1 29.10.2021 § 10 1 29.10.2021 § 11 1 1 12.11.2021 12.11.2021 § 10 § 12 1 1 1 19.11.2021 19.11.2021 26.11.2021 § 13 §13 § 14 1 26.11.2021 § 14 1 1 03.12.2021 03.12.2021 § 9-14 § 10-14 1 10.12.2021 § 15 1 1 10.12.2021 17.12.2021 § 15 §16 14 Генетическая связь предельных углеводородов с другими классами органических соединений 16 Урок-зачет по теме: «Предельные углеводороды» Тема 3: «Непредельные углеводороды» (10ч) Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. 17 15 18 19 20 21 22 23 24 Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Инструктаж по ТБ, Практическая работа №2 «Получение этилена и изучение его свойств» Алкадиены. Строение, получение. Свойства, применение алкадиенов. Природный каучук. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства алкинов. Получение. Применение. 25 Урок-зачет по теме: «Непредельные углеводороды» 26 Урок-зачет по теме: «Непредельные углеводороды» Тема 4: «Ароматические углеводороды. Арены» (5ч) Арены. Электронное и пространственное строение бензола. 27 28 29 Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на Задачи по карточкам записи в тетради Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и 30 31 примере толуола. Получение и применение аренов Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. Тема 5: «Природные источники углеводородов» (5ч) Природный газ. Попутные нефтяные газы. 32 33 34 35 36 Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Генетическая связь между классами углеводородов. Тема 6: «Спирты и фенолы» (6ч) Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, 37 функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие 38 спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов. Решение задач по химическим 39 уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с 40 углеводородами. 1 1 17.12.2021 24.12.2021 § 15-16 схема в тетради 1 24.12.2021 § 17 1 14.01.2022 § 18 1 1 14.01.2022 21.01.2022 1 21.01.2022 § 18 Задачи по карточкам Задачи по карточкам 1 28.01.2022 §19 1 28.01.2022 § 19 1 04.02.2022 § 20 1 04.02.2022 схема тетради формирование российской идентичности. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. Экологическое. Популяризация научных знаний. в Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность 42 фенола и его соединений. Применение фенола. Тема 7: « Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты» (7ч) Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная 43 группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и 44 применение. Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение. 45 Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. 46 Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение 47 карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Получение и свойства 48 карбоновых кислот» Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 «Решение 49 экспериментальных задач на распознавание органических веществ» Тема 9: «Сложные эфиры. Жиры» (3ч) Сложные эфиры: свойства, получение, применение. 50 Жиры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение. 51 Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами 52 бытовой химии. Тема 10: «Углеводы» (7ч) Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. 53 Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение. 54 Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение. 55 Крахмал – представитель природных полимеров. Физические и 56 химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Целлюлоза – представитель природных полимеров. Физические и 57 химические свойства. Нахождение в природе. Применение. 41 1 11.02.2022 § 21 1 11.02.2022 § 22 1 18.02.2022 § 23 1 18.02.2022 § 24 1 1 25.02.2022 25.02.2022 § 24 § 25 1 04.03.2022 § 26 1 04.03.2022 § 27 1 11.03.2022 § 28 1 1 1 11.03.2022 18.03.2022 18.03.2022 § 29 § 30 записи в тетради Экологическое. Популяризация научных знаний. 1 25.03.2022 § 31 1 1 1 25.03.2022 01.04.2022 01.04.2022 § 31 § 32 § 33 1 08.04.2022 § 34 Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. Физического воспитания, Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. 58 59 Ацетатное волокно. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ» Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы» Тема 11: «Азотсодержащие органические соединения» (5ч) Амины. Анилин. Физические и химические свойства. Получение и 60 применение Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Применение. 61 Белки – природные полимеры. Состав и строение. 62 Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. 63 Нуклеиновые кислоты: состав, строение. Химия и здоровье человека. 64 Тема 13: «Химия полимеров» (4ч) Синтетические полимеры. Конденсационные полимеры. Пенопласты. 65 Натуральный и синтетические каучуки. 66 67 68 Синтетические волокна. Практическая работа №6 «Распознавание волокон и пластмасс» Органическая химия, человек и природа. 1 08.04.2022 стр.167 1 15.04.2022 задача 3 1 15.04.2022 § 36 1 1 1 1 22.04.2022 22.04.2022 29.04.2022 29.04.2022 § 37 § 38 § 39 § 40, 41 1 1 13.05.2022 13.05.2022 1 20.05.2022 § 42-43 § 44-45, сообщение о истории натурального каучука. §46-47 1 20.05.2022 §48 формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое. Популяризация научных знаний. Экологическое. Популяризация научных знаний.