Рабочая программа по химии 10 класс 2021-2022 учебный год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
естественного цикла
Протокол № __6__
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на
педагогическом
совете
Протокол № 1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________/Анисимова Е.С.
Приказ № 196
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Химия»
Класс: 10
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов: 68 ч/год; 2ч/неделю
Рабочую программу составила: Борщевская С.В.,
учитель химии и биологии высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта
среднего
общего
образования
(приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
N 413 с изменениями и дополнениями)
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
 Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 10 класс.
Базовый уровень.» (М., изд. «Просвещение», 2019 год)

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Химия
10
Борщевская Светлана Владиславовна
1 год

Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном Уровень изучения предмета: базовый
Количество часов в неделю 2 , в год 68
плане ОО
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из:
УМК
1. Примерной основной образовательной программы
общеобразовательных учреждений. Химия. Гара Н.Н. - М.: Просвещение, 2011.
2. Программы к завершенной предметной линии учебников по химии Г.Е
Рудзитис, Ф.Г Фельдман. - 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2014.
3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 10 класс. Базовый уровень.» (М.,
изд. «Просвещение», 2019 год
Цели изучения учебного предмета «Химия: органическая химия», 10 класс:
Цели и задачи
 освоение знаний основных положений теории строения органических
соединений А.М.Бутлерова; истории развития современных
представлений о ВМС; выдающихся открытиях химии; роли химической
науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
методах научного познания;
 овладение умениями обосновывать место и роль химических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий;
проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления
естественных и антропогенных изменений, связанных с развитием
химической промышленности; находить и анализировать информацию о
химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения выдающихся достижений химии,
вошедших в общечеловеческую культуру;
 воспитание убежденности в возможности познания живой природы,
необходимости бережного отношения к природной среде, собственному
здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем.
Задачи:
 формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения,
основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой
природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции
живой природы;
 формирование у школьников экологического мышления на основе
умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
 приобретение школьниками опыта разнообразной практической
деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения
окружающего мира;
 воспитание гражданской ответственности и правового самосознания,
самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в
позитивную созидательную экологическую деятельность;
 создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной
образовательной
траектории,
способствующей
последующему
профессиональному
самоопределению,
в
соответствии
с
индивидуальными интересами ребенка.
В содержании курса химии представлены основополагающие
Общая
теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения
характеристика

учебного
предмета

Основные
образовательные
технологии

веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей
химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ,
материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения об органических
веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах,
протекающих в окружающем мире. Теоретическую основу изучения
неорганической химии составляет теория химического строения органических
веществ А.М.Бутлерова.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают
объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется
ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные
ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов
познавательного цикла.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные
методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в
процессе изучения химии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса
химии позволяет сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
потребность
в безусловном выполнении
правил
безопасного
использования веществ в повседневной жизни;
созидательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс
химии
обладает
возможностями
для
формирования
коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и
грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию химической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнений оппонента,
участвовать в дискуссии;
развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою
точку зрения.
Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие личности обучающихся.
Информационные. Проектные.
Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие
технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1.
Гражданского воспитания:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
- Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
- Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями
русских ученых в области химии;
- Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в
развитие химии;
3. Духовного и нравственного воспитания:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию современного мира;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
- Осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных
познаниях об устройстве мира и общества;
Формирование
мировоззренческих
представлений
соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира;
- Формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
- Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к
обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия
- Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы
здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии;
- Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных
привычек;
- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в
транспорте и на дорогах.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения реализуется
посредством
- Коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной
траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к
предмету, общественных интересов и потребностей;
8.Экологического воспитания

- Экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на
Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому
здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с
веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
- Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня
экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и
путей их решения посредством методов предмета;
- Экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета:
Использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный
анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.
- Использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы.
- Умение генерировать идеи и распределять средства, необходимые для их
реализации.
- Умение извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики.
- Умение пользоваться на практике основными логическими приемами,
методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования
и др.
- Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив.
- Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:

раскрывать на примерах роль химии в формировании современной
научной картины мира и в практической деятельности человека;

демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;

раскрывать на примерах положения теории химического строения
А.М. Бутлерова:

понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на
его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими
веществ от электронного строения атомов;

объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений
об их составе и строении;

применять правила систематической международной номенклатуры как
средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;


составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ
как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;

характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;

приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные
свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их
идентификации и объяснения области применения;

прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе
знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ
для безопасного применения в практической деятельности;

владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой химии;

представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед
человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих
проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической
химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

использовать методы научного познания при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ;

объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения
химической активности веществ;

устанавливать генетическую связь между классами органических веществ
для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений
заданного состава и строения;

устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на
основе химических знаний;

применять правила техники безопасности в кабинете химии;

использовать для познания окружающего мира различных методов
(наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);

применению практических и лабораторных работ и экспериментов для
доказательства выдвигаемых предположений; описанию результатов этих работ;

распознавать химические вещества по характерным признакам;

проводить расчеты на основе уравнений реакций, умении вычислять:
количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе
реагентов и продуктов реакции (находить объем газа по количеству вещества, массе или
объему одного из реагентов или продуктов реакции);

узнавать основные направления развития химии.
Система оценки результатов освоения программы учебного предмета
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные
методики изучения химии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки
усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и
навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки

обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки
знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие
виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практические работы.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы
контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы
контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный
опрос, самостоятельная, проверочная работа, контрольная работа, тестирование,
химический диктант, письменные домашние задания, анализ творческих работ.
Содержание обучения
10 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Тема 1: «Теория химического строения органических соединений. Природа
химических связей» (6ч)
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Предмет органической химии. Место и
Учащиеся получат возможность
значение органической химии в системе
научиться:
естественных наук. Сравнение органических органическая химия, природные,
соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические
искусственные и синтетические органические соединения;
соединения. Валентность. Основные
понимать особенности, характеризующие
положения теории химического строения
органические соединения;
органических соединений Бутлерова. Поосновные положения ТХС Бутлерова; понятия:
нятие о гомологии и гомологах,
гомолог, гомологический ряд, изомерия;
гомологических рядах; изомерии и изомерах; понимать значение ТХС в современной химии;
радикалах. Углеродный скелет. Типы
принципы образования названий органических
химических связей в молекулах органических соединений по Международной номенклатуре
соединений. Понятие о функциональной
ИЮПАК.
группе. Принципы классификации
Научатся: составлять структурные формулы
органических соединений: по углеродному
изомеров предложенных углеводородов, находить
скелету, по природе функциональной группы изомеры среди нескольких структурных формул
Международная номенклатура и принципы
соединений;
образования названий органических
определять принадлежность веществ к различным
соединений.
классам органических соединений.
Содержание базового уровня

Тема 2: «Предельные углеводороды. Алканы. Циклоалканы» (10ч)
Содержание базового уровня
Природный газ как топливо.
Преимущества природного газа перед
другими видами топлива. Состав природного газа.
Гомологический ряд, строение, изомерия
структурная и номенклатура алканов и
циклоалканов. Химические свойства
алканов (на примере метана и этана),
циклоалканов: горение, замещение,
разложение и дегидрирование. Реакции
присоединения у низших циклоалканов.

Требования к уровню подготовки
обучающихся
Учащиеся получат возможность
научиться:
важнейшие химические понятия:
гомологический ряд, пространственное
строение алканов и циклоалканов;правила
составления названий алканов и
циклоалканов, важнейшие физические и
химические свойства метана как основного
представителя предельных углеводородов;
уметь называть алканы и циклоалканы по
международной номенклатуре

Применение алканов, циклоалканов и их
производных на основе свойств.
Общая, простейшая и истинная формулы,
относительная плотность газов, массовая
доля элемента в веществе.

Научатся:
находить молекулярные формулы
предельных углеводородов на основе общей
формулы гомологического ряда алканов и
циклоалканов, а также на основе массовой
доли элементов в веществе.

Тема 3: «Непредельные углеводороды» (10ч)
Содержание базового уровня
Гомологические ряды непредельных
углеводородов: строение, номенклатура,
изомерия, физические свойства.
Получение непредельных углеводородов.
Химические свойства. Применение
непредельных углеводородов и их
производных. Труды С.В.Лебедева
Резина.
Реакция полимеризации винилхлорида.
Поливинилхлорид и его применение.

Учащиеся получат возможность
научиться:
правила составления формул
непредельных углеводородов,важнейшие
физические и химические свойства
непредельных углеводородов (этена, как
основного представителя непредельных
углеводородов), качественные реакции на
кратную связь;
свойства каучука, области его применения;
Научатся:
называть непредельные углеводороды по
международной номенклатуре, проводить
самостоятельный поиск химической
информации с использованием различных
источников(научно-популярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета), использовать компьютерные
технологии для обработки и передачи
химической информации и её
представления в различных формах.

Тема 4: «Ароматические углеводороды» (5ч).
Содержание базового уровня
Строение аренов. Номенклатура,
изомерия, физические свойства бензола и
его гомологов. Получение аренов.
Химические свойства, применение
бензола и его гомологов на примере
толуола.

Требования к уровню подготовки
обучающихся
Учащиеся получат возможность
научиться:
важнейшие химические и физические
свойства бензола как основного
представителя Аренов и толуола как
представителя гомологов бензола;
Научатся:
выделять главное при рассмотрении
бензола в сравнении с предельными и
непредельными углеводородами, взаимное
влияние атомов в молекуле толуола

Тема 5: «Природные источники углеводородов и их переработка» (5ч)

Содержание базового уровня
Нефть, её состав, свойства.
Экологические последствия разлива
нефти и способы борьбы с ними.
Нефтепродукты, перегонка нефти.
Термические и каталитические процессы
при переработке нефти. Понятие об
октановом числе, детонационная
устойчивость

Требования к уровню подготовки
обучающихся
Учащиеся получат возможность
научиться:
важнейшие направления использования
нефти: в качестве энергетического сырья и
основы химического синтеза;
Научатся:
проводить поиск химической информации
с использованием различных источников;
определять принадлежность веществ к
различным классам органических
соединений.
Характеризовать строение и химические
свойства
изученных
органических
соединений.
Объяснять зависимость свойств веществ от
их состава и строения.

Тема 6: «Спирты и фенолы» (6ч).
Содержание базового уровня
Единство
химической
организации
живых организмов. Химический состав
живых организмов.
Спирты. Этанол. Получение этанола
брожением глюкозы и гидратацией
этилена. Гидроксильная группа как
функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства
этанола: горение, взаимодействие с
натрием,
образование
простых
и
сложных эфиров, окисление в альдегид.
Применение этанола на основе свойств.
Алкоголизм,
его
последствия
и
предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных
спиртах. Глицерин как представитель
многоатомных спиртов. Качественная
реакция на многоатомные спирты.
Применение глицерина. Коксохимическое производство и его продукция.
Получение фенола коксованием
каменного угля. Строение, физические и
химические свойства Взаимное влияние
атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и
азотной кислотой. Поликонденсация
фенола с формальдегидом в
фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Требования к уровню подготовки
обучающихся
Учащиеся получат возможность
научиться:
строение, гомологические ряды спиртов
различных типов, основы номенклатуры
спиртов и типы изомерии у них, основные
способы получения и применения
важнейших представителей класса
спиртов;
особенности строения молекулы фенола и
на основе этого основные способы
получения и применения фенола.
Научатся:
проводить качественную реакцию на
многоатомные спирты;
предсказывать
свойства
фенола
на
основании
химического
строения
молекулы;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
определения возможности протекания
химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения
окружающей среды на организм человека
и другие живые организмы;

Химическое загрязнение окружающей
среды и его последствия (на примере
фенола.
Тема 7: «Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты» (7ч.)
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Альдегиды. Получение альдегидов окис- Учащиеся получат возможность
лением соответствующих спиртов.
научиться:
Реакция Кучерова. Химические свойства гомологические
ряды
и
основы
альдегидов: окисление в соответствуюноменклатуры
альдегидов;
строение
щую кислоту и восстановление в
карбонильной группы;
соответствующий спирт. Применение
находить отличие и сходство альдегидов и
формальдегида и ацетальдегида на
кетонов;
основе свойств. Кетоны как
важнейшие
свойства
основных
межклассовые изомеры альдегидов.
представителей этих классов, их значение
Ацетон.
в природе и в жизни человека.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. гомологические ряды и основы
Получение карбоновых кислот
номенклатуры карбоксильных соединений;
окислением альдегидов. Химические
строение карбоксильной группы; общие
свойства уксусной кислоты как
свойства карбоновых кислот; значение
представителя одноосновных
карбоновых кислот в природе и
карбоновых кислот: общие свойства с
повседневной жизни человека.
неорганическими кислотами и реакция
Научатся:
этерификации. Применение уксусной
составлять молекулярные формулы
кислоты на основе свойств. Высшие
альдегидов и кетонов;
жирные кислоты на примере
составлять уравнения реакций,
пальмитиновой и стеариновой. Мыла.
отражающие химические свойства
Химия в повседневной жизни. Моющие и альдегидов и кетонов;
чистящие средства. Правила безопасной
называть по Международной
работы со средствами бытовой химии.
номенклатуре ИЮПАК.
составлять молекулярные формулы
предельных одноосновных карбоновых
кислот;
составлять уравнения реакций,
отражающие химические свойства
предельных одноосновных карбоновых
кислот на основании строения молекул;
называть сложные эфиры по
Международной номенклатуре ИЮПАК.
Содержание базового уровня

Тема 8: «Сложные эфиры. Жиры» (3ч).
Содержание базового уровня
Сложные эфиры и жиры. Получение
сложных эфиров реакцией этерификации.
Сложные эфиры в природе, их значение.
Применение сложных эфиров на основе
свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические

Требования к уровню подготовки
обучающихся
Учащиеся получат возможность
научиться:
строение,
получение,
свойства
и
использование в быту сложных эфиров и
жиров; физические свойства и применение
мыла и синтетических моющих средств,

свойства жиров: гидролиз (омыление) и
гидрирование
жидких
жиров.
Применение жиров на основе свойств.
Биологическая
роль
жиров,
Калорийность жиров пищи. Химия в
повседневной жизни. Моющие
и
чистящие средства. Мыла: состав,
получение. Моющее действие мыла.
Синтетические
моющие
средства.
Правила
безопасной
работы
со
средствами бытовой химии.

уметь объяснять моющее действие мыла.
Научатся:
составлять
молекулярные
формулы
сложных эфиров;
записывать
уравнения
реакций,
отражающие
химические
свойства
сложных эфиров на основании строения
молекул;
называть сложные эфиры по
Международной номенклатуре ИЮПАК.

Тема 9: «Углеводы» (7ч)
Содержание базового уровня
Углеводы,
их
классификация:
моносахариды (глюкоза), дисахариды
(сахароза) и полисахариды (крахмал и
целлюлоза). Значение углеводов в живой
природе
и
в
жизни
человека.
Калорийность углеводов пищи.
Глюкоза вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические
свойства
глюкозы:
окисление
в
глюконовую кислоту, восстановление в
сорбит, брожение (молочнокислое и
спиртовое). Применение глюкозы на
основе свойств.
Сахароза как представитель дисахаридов.
Крахмал и целлюлоза (клетчатка) как
представители полисахаридов, сравнение
их свойств и биологическая роль.
Применение
этих
полисахаридов.
Качественная реакция на крахмал.

Требования к уровню подготовки
обучающихся
Учащиеся получат возможность
научиться:
классификацию углеводов: моносахариды, дисахариды и полисахариды.
Номенклатуру углеводов: моносахариды
(глюкоза, фруктоза); дисахариды
(сахароза, лактоза и мальтоза);
полисахариды (крахмал, целлюлоза),
объяснять значения углеводов в живой
природе и в жизни человека;
важнейшие
свойства
крахмала
и
целлюлозы на основании различий в
строении;
объяснять явления, происходящие в быту,
пользуясь приобретёнными знаниями.
Научатся:
составлять молекулярные формулы
углеводов, записывать уравнения реакций,
отражающие химические свойства
углеводов на основании строения
молекулы;
прогнозировать свойства веществ на
основе их строения;
определять
возможности
протекания
химических превращений.

Тема 10: «Азотсодержащие органические соединения» (5ч)
Содержание базового уровня
Метиламин как представитель алифатических аминов. Анилин — ароматический амин, его свойства. Основность
аминов в сравнении с основными
свойствами аммиака. Получение анилина
по реакции Зинина. Качественная

Требования к уровню подготовки
обучающихся
Учащиеся получат возможность
научиться:
классификацию, виды изомерии аминов и
основы их номенклатуры, основные
способы получения аминов и их
применение;

реакция на анилин. Применение анилина.
Получение аминокислот из карбоновых
кислот и гидролизом белков. Химические
свойства амино-кислот как амфотерных
органических соединений:
взаимодействие со щелочами, кислотами
и друг с другом (реакция
поликонденсации). Пептидная связь и
полипептиды. Применение аминокислот
на основе свойств.
Структура белковой молекулы.
Получение белков реакцией поликонденсации амиинокислот. Первичная,
вторичная и третичная структуры белков.
Химические свойства белков: горение,
денатурация, гидролиз и цветные
реакции. Биохимические функции
белков. Химия и пища. Калорийность
белков пищи.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из
нуклеотидов. Общий план строения
нуклеотида. Сравнение строения и
функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых
кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о
биотехнологии и генной инженерии.

состав аминокислот, их классификацию
изомерию и номенклатуру аминокислот;
определения понятий «белки», «пептидная
связь», «денатурация», «реакция
поликонденсации», качественные реакции
(биуретовую и ксантопротеиновую) на
белки;
строение и важнейшие свойства НК;
техника безопасности на рабочем месте;
качественные реакции важнейших
представителей органических соединений.
Научатся:
предсказывать химические свойства АК,
опираясь на полученные знания об их
химической двойственности ; уметь
характеризовать структуру (первичную,
вторичную и третичную) и биологические
функции белков; характеризовать
химические свойства белков;
объяснять применение и биологическую
функцию АК;
активно использовать межпредметные
связи с биологией, валеологией;
выполнять химический эксперимент по
распознаванию важнейших органических
веществ;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: объяснения
химических явлений, происходящих в
природе, быту и на производстве;
проводить сравнение свойств аминов и
аммиака;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: объяснения
химических явлений, происходящих в
природе, быту и на производстве;
давать характеристику ДНК и РНК;

Тема 11: «Химия полимеров» (4 ч)
Содержание базового уровня
Понятие
о
высокомолекулярных
веществах.
Зависимость
свойств
полимеров от их строения. Основные
методы синтеза полимеров. Пластмассы:
строение,
свойства,
применение.
Термопластичные и термореактивные
полимеры.
Синтетические
волокна
(полиэфирные и полиамидные): их

Требования к уровню подготовки
обучающихся
Учащиеся получат возможность
научиться:
важнейшие вещества и материалы:
искусственные и синтетические волокна
пластмассы, каучуки
Научатся:
грамотно обращаться с химической
посудой и лабораторным оборудованием;

строение,
свойства,
получение
и
применение. Синтетические каучуки:
строение,
свойства,
применение.
Проблема синтеза каучуков и решение её
в стране. Решение экспериментальных
задач по распознаванию пластмасс и
волокон. Правила безопасности при
работе
с
едкими,
горючими
и
токсичными веществами. Проведение
химических реакций при нагревании.
Качественный анализ веществ.

использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: безопасного
обращения с горючими и токсичными
веществами, лабораторным
оборудованием.

Учебно-тематический план
Тема

Тема 1: «Теория химического строения
органических соединений. Природа
химических связей»
Тема 2: «Предельные углеводороды
(алканы и циклоалканы)»
Тема 3: «Непредельные углеводороды»
Тема 4: «Ароматические углеводороды
(арены)»
Тема 5: «Природные источники
углеводородов»
Тема 6: «Спирты и фенолы»
Тема 7: « Альдегиды, кетоны и карбоновые
кислоты»
Тема 9: «Сложные эфиры. Жиры»
Тема 10: «Углеводы»
Тема 11: «Азотсодержащие органические
соединения»
Тема 13: «Химия полимеров»
Итого:

№
1
2
3
4
5

Всего уроков

Практическа
я работа

6

1

10
10
5

4
1

5
6
7
3
7
5
4
68

самостоятель
ная работа/
контрольная
работа

2

1
1
2
1

1

1
6

Перечень практических работ
Тема
Практическая работа №1 «Качественное определение углерода,

водорода и хлора в органических веществах»
Практическая работа №2 «Получение этилена и опыты с ним»
Практическая работа №3 «Получение и свойства карбоновых
кислот»
Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на
распознавание органических веществ»
Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на

10

Дата

17.09.2021
12.11.2021
04.03.2022
11.03.2022
08.04.2022

получение и распознавание органических веществ»
6

Практическая работа №6 «Распознавание волокон и пластмасс»
Итого: П/р – 6

20.05.2022

Тематическое планирование
Раздел

№п/п

Тема урока

Тема1: «Теория химического строения органических соединений. Природа
химических связей» (6ч )
Предмет органической химии. Теория строения органических
1
2
3
4
5
6

соединений А.М.Бутлерова.
Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения
органических соединений.

Состояние электронов в атоме
Электронная природа химических связей в органических
соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических
веществ.
Классификация органических соединений.
Практическая работа №1 «Качественное определение углерода,

Колво
часов

Дата
проведения

1

03.09.2021

§ 1,2

1

03.09.2021

§ 1, 2

1
1

10.09.2021
10.09.2021

§4
§5

1
1

17.09.2021
17.09.2021

§6
§3

1

24.09.2021

§ 7,8

1
1
1

24.09.2021
01.10.2021
01.10.2021

§9
§9
Задачи по
карточкам

водорода и хлора в органических веществах»

Тема 2: «Предельные углеводороды. Алканы. Циклоалканы» (10ч)
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический
7
8
9
10

ряд. Номенклатура и изомерия.
Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения.
Получение и применение алканов.
Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического
соединения по относительной плотности и массовой доле

Домашнее
задание

Основные направления
воспитательной
деятельности
Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.
Физического
воспитания,
формирования
культуры здоровья
и эмоционального
благополучия
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

11

химических элементов.
Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического
соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

1

08.10.2021

12

Практикум по решению расчетных задач

1

08.10.2021

13

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в
природе.
Физические и химические свойства циклоалканов. Получение и
применение.

1

15.10.2021

1

15.10.2021

1

22.10.2021

схемы в
тетради

1

22.10.2021

§ 1-9

1

29.10.2021

§ 10

1

29.10.2021

§ 11

1
1

12.11.2021
12.11.2021

§ 10
§ 12

1
1
1

19.11.2021
19.11.2021
26.11.2021

§ 13
§13
§ 14

1

26.11.2021

§ 14

1
1

03.12.2021
03.12.2021

§ 9-14
§ 10-14

1

10.12.2021

§ 15

1
1

10.12.2021
17.12.2021

§ 15
§16

14

Генетическая связь предельных углеводородов с другими
классами органических соединений
16
Урок-зачет по теме: «Предельные углеводороды»
Тема 3: «Непредельные углеводороды» (10ч)
Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов.
17
15

18
19
20
21
22
23
24

Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия.
Химические свойства: реакции окисления, присоединения,
полимеризации. Правило Марковникова.
Получение и применение алкенов.
Инструктаж по ТБ, Практическая работа №2 «Получение этилена и
изучение его свойств»
Алкадиены. Строение, получение.
Свойства, применение алкадиенов. Природный каучук.
Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена.
Гомологи и изомеры. Номенклатура.
Физические и химические свойства алкинов. Получение.
Применение.

25
Урок-зачет по теме: «Непредельные углеводороды»
26
Урок-зачет по теме: «Непредельные углеводороды»
Тема 4: «Ароматические углеводороды. Арены» (5ч)
Арены. Электронное и пространственное строение бензола.
27
28
29

Изомерия и номенклатура.
Физические и химические свойства бензола.
Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на

Задачи по
карточкам

записи в
тетради

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и

30
31

примере толуола.
Получение и применение аренов
Генетическая связь ароматических углеводородов с другими
классами углеводородов.

Тема 5: «Природные источники углеводородов» (5ч)
Природный газ. Попутные нефтяные газы.
32
33
34
35
36

Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы
переработки. Перегонка.
Крекинг термический и каталитический.
Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода
продукта реакции от теоретически возможного.
Генетическая связь между классами углеводородов.

Тема 6: «Спирты и фенолы» (6ч)
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул,
37
функциональная группа. Изомерия и номенклатура.
Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие
38
спиртов на организм человека.
Получение и применение спиртов. Решение задач по химическим
39
уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в
избытке.
Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с
40
углеводородами.

1
1

17.12.2021
24.12.2021

§ 15-16
схема в
тетради

1

24.12.2021

§ 17

1

14.01.2022

§ 18

1
1

14.01.2022
21.01.2022

1

21.01.2022

§ 18
Задачи по
карточкам
Задачи по
карточкам

1

28.01.2022

§19

1

28.01.2022

§ 19

1

04.02.2022

§ 20

1

04.02.2022

схема
тетради

формирование
российской
идентичности.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.
Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

в

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства,
применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность
42
фенола и его соединений. Применение фенола.
Тема 7: « Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты» (7ч)
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная
43
группа. Изомерия и номенклатура.
Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и
44
применение.
Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
45
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул.
46
Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.
Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение
47
карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных
карбоновых кислотах.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Получение и свойства
48
карбоновых кислот»
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 «Решение
49
экспериментальных задач на распознавание органических веществ»
Тема 9: «Сложные эфиры. Жиры» (3ч)
Сложные эфиры: свойства, получение, применение.
50
Жиры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
51
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами
52
бытовой химии.
Тема 10: «Углеводы» (7ч)
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия.
53
Физические свойства и нахождение в природе. Применение.
Фруктоза – изомер глюкозы.
Химические свойства глюкозы. Применение.
54
Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.
55
Крахмал – представитель природных полимеров. Физические и
56
химические свойства. Нахождение в природе. Применение.
Целлюлоза – представитель природных полимеров. Физические и
57
химические свойства. Нахождение в природе. Применение.

41

1

11.02.2022

§ 21

1

11.02.2022

§ 22

1

18.02.2022

§ 23

1

18.02.2022

§ 24

1
1

25.02.2022
25.02.2022

§ 24
§ 25

1

04.03.2022

§ 26

1

04.03.2022

§ 27

1

11.03.2022

§ 28

1
1
1

11.03.2022
18.03.2022
18.03.2022

§ 29
§ 30
записи в
тетради

Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

1

25.03.2022

§ 31

1
1
1

25.03.2022
01.04.2022
01.04.2022

§ 31
§ 32
§ 33

1

08.04.2022

§ 34

Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.
Физического
воспитания,

Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.

58
59

Ацетатное волокно.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Решение
экспериментальных задач на получение и распознавание
органических веществ»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы»

Тема 11: «Азотсодержащие органические соединения» (5ч)
Амины. Анилин. Физические и химические свойства. Получение и
60
применение
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Применение.
61
Белки – природные полимеры. Состав и строение.
62
Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях.
63
Нуклеиновые кислоты: состав, строение. Химия и здоровье человека.
64

Тема 13: «Химия полимеров» (4ч)
Синтетические полимеры. Конденсационные полимеры. Пенопласты.
65
Натуральный и синтетические каучуки.
66

67
68

Синтетические волокна. Практическая работа №6 «Распознавание
волокон и пластмасс»
Органическая химия, человек и природа.

1

08.04.2022

стр.167

1

15.04.2022

задача 3

1

15.04.2022

§ 36

1
1
1
1

22.04.2022
22.04.2022
29.04.2022
29.04.2022

§ 37
§ 38
§ 39
§ 40, 41

1
1

13.05.2022
13.05.2022

1

20.05.2022

§ 42-43
§ 44-45,
сообщение о
истории
натурального
каучука.
§46-47

1

20.05.2022

§48

формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального
благополучия

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.
Экологическое.
Популяризация
научных знаний.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».