Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарнолингвистического цикла Протокол № 5___ от «_10_»_06__2021 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: на педагогическом Директор МАОУ СОШ № 36 совете ___________Е.С. Анисимова Протокол №__1______ Приказ № 196 от 31__»_08_ 2021г. «_30__»__ 08 _2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Литература» Класс: 8а, 8в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 68 ч/год; 2ч/неделю Рабочую программу составила: Тихонова Е.И., учитель русского языка и литературы высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения») Программы основного общего образования по литературе: 5-9 классы Авторы: В.Я. Коровина - М.: «Просвещение», 2014 Учебник: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 8 класс для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019 Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Литераура 8а, 8в Тихонова Е.И. 2021-2022 учебный год Обязательная часть: 68 ч. Итого: количество часов в неделю __2___, в год ____68__ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения») 2. - Программы основного общего образования по литературе: 5-9 классы Авторы: В.Я. Коровина - М.: «Просвещение», 2014 3. Учебник: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 8 класс для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019 4. Электронного сопровождения УМК. Фонохрестоматия Цели и задачи Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: -воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; -развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; -освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; -совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи: сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Общая характеристика учебного предмета Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение обучающимися этого вида искусства, овладение навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества. Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемнотематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10-11 классах (литература второй половины XIX в. литература XX в. – современная литература). Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат: личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.). Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического, проблемного тематического принципов. В 8 классе ведущей проблемой является проблема особенности труда писателя, его позиции, изображение человека как важнейшая задача литературы. Основные образовательные технологии Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX— XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; - формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; - собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; - понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; - написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; - понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Ученик научится Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизмаи социальной солидарности; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества; воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения литературы в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной литературы, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 8. Экологическое воспитание включает: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Ученик получит возможность научиться Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе: -умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и аргументировать и отстаивать своё мнение; учёта интересов; формулировать, - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Содержание учебного предмета. Введение (1 час) Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. В результате изучения раздела обучающийся Научится: осмыслять понятие «художественная литература». Получит возможность научиться: определять характерные черты русской литературы, сформировать интерес к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечеств Устное народное творчество (2 часа) В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). В результате изучения раздела обучающийся Научится: определять понятия «народная песня», историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, их тематику, роль народной песни в русском фольклоре, «предание», его жанровые особенности. Получит возможность научиться: определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств; объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка, раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками Из древнерусской литературы (2 часа) Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). В результате изучения раздела обучающийся Научится: определять понятия «летопись», «житие», «сатирическая повесть». Получит возможность научиться: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-худсжественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие...» с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией; находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести. Из литературы XVIII века (3 часа) Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. В результате изучения раздела обучающийся Научится: определять понятия «классицизм»; автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии, театра, сюжет комедии. Получит возможность научиться: объяснять основной конфликт, находить в пьесе черты классицизма, обосновывать основную идею комедии, анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой; давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый просветительский взгляд писателя на человека, объяснять новаторство Д.И.Фонвизина-драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей «Недоросля» - Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций классицизма, объяснять причину нравственного краха Простаковой, победу реализма в ее изображении, анализировать ключевые сцены комедии, отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, отражать в своем сочинении комедийное мастерство драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, их комичные «поединки», использование антитезы, словесной детали). Из литературы XIX века (34 часа) Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. представлений). Психологизм художественной литературы (развитие В результате изучения раздела обучающийся Научится: определять понятия «романтизм», «реализм»; факты жизни и творчества автора; осмыслять историю создания изучаемых произведений; творческую историю произведений; соотнесённость в произведении исторической правды и художественного вымысла; исторические события, отражённые в произведении; тему и идею произведения, черты романтизма или реализма как литературного направления; особенности жанра, идейно-художественное своеобразие произведения, нравственную проблематику произведения; смысл эпиграфов; особенности жизненной философии героя, духовный мир, мысли и чувства героя; способы и средства раскрытия образа главного героя; замысел автора. Получит возможность научиться: находить и объяснять приметы жанра произведения в его композиции, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев; объяснять связь описания картин природы с развитием сюжета; обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения; определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка. Из русской литературы XX века (20 часов) Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект. Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений). Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности. М.Зощенко. «История самостоятельного чтения. болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывновоодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. В результате изучения раздела обучающийся Научится: выявлять основные тенденции развития русской литературы 20 века; автора, факты его жизни и творческой деятельности; содержание, сюжет, смысл конфликта произведения, его художественную идею, историю создания произведения, героев. Основные тенденции развития русской литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет; жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности произведения; авторский замысел. Получит возможность научиться: определять тему произведения, оценивать особенности авторского стиля; объяснять роль пейзажа в произведении, его связь с настроением героев; сопоставлять произведения, раскрывающие одну проблему; давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора; находить изобразительно-выразительные средства, используемые автором для описания портретов действующих лиц и окружающей их природы, объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте; определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками, определять реальное и фантастическое в произведении; объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными, стихотворения о войне, написанные в военные годы и в мирное время; написать отзыв на прочитанную книгу, обосновать свой выбор. Из зарубежной литературы (6 часов) Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий). Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. В результате изучения раздела обучающийся Научится: осмыслять факты биографии и творческой деятельности автора в контексте с исторической эпохой; проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений; обстановку, в которой разыгрывается действие произведения; особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт (столкновение разумного и неразумного начал, правила трех единств); смысл сюжетной линии в композиции произведения, способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов. Получит возможность научиться: объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи произведения; делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви; определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер; понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих чувств, композиционное решение темы (мысль развитие -отрицание или сомнение - вывод); определять приемы создания комических ситуаций, их роль в произведении; объяснять конфликт произведения; составлять характеристику персонажей, определять идейно-художественное родство сатиры Мольера и Фонвизина; обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка; делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях. Тематическое планирование 2 № п/п Раздел Тема урока Кол-во часов Дата проведения Домашнее задание 1 Введение Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства уч-ся. Русская литература и история 1 01.09 Чтение стр.3-5 Духовное нравственное воспитание; 1 03.09 1 08.09 1 10.09 Чтение стр.6-8, выучить определения жанров. Чтение песен, наизусть на выбор песню Пересказ предания Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний 1 15.09 1 17.09 Устное народное творчество 3 Лирическая песня как жанр народной поэзии. Отражение жизни народа в народной песне. «В тёмном лесе», «Уж ты ночка…» Лирическая песня. Исторические песни. Отражение жизни народа в народной песне. «Пугачёв в темнице». Частушки как малый жанр фольклора. 4 5 Древнерусска я литература Жанры фольклора: предания. Предание «О Пугачёве», « О покорении Сибири Ермаком». Особенности формы и содержания народных преданий. Многообразие жанров древнерусской литературы: летопись, слово, житие, поучение, сатирическая повесть. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествия и набегов врагов. 6 «Шемякин суд». Новые литературные герои- крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Основные направления воспитательной деятельности Жанры, чтение Гражданское и пересказ воспитание; «Жития …» Патриотическое воспитание формирование Пересказ российской произведения идентичности; Духовное нравственное воспитание; и и и Популяризация научных знаний 7 Литература 18 Литература 18 века (общий обзор) Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическое направление комедии. века Проблема воспитания истинного гражданина 8 9 10 Классицизм как литературное направление. Классическая комедия. Обучение анализу эпизода драматического произведения. Литература 19 Из русской литературы 19 века. И.А. Крылов. Слово о писателе. «Лягушки просящие царя». Критика «общественного века договора»- мораль басни. «Обоз». Нравственно-воспитательный пафос литературы: осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства 11 1 22.09 Знать конспект 1 24.09 Чтение комедии 1 29.09 1 01.10 1 06.10 1 08.10 1 13.10 1 15.10 1 20.10 К.Ф. Рылеев. Слово о писателе. «Смерть Ермака». Историческая основа думы. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылееваоснова песни о Ермаке. Литературные роды и жанры: дума. 12 13 14 15 А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения- зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. А.С. Пушкин «К ***» ( «Я помню чудное мгновение»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. А.С. Пушкин «19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. А.С. Пушкин «История Пугачёва». История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом Знать конспект Рассказ о писателе наизусть басню Выразительное чтение стихотворения, вопросы 1-7 стр.90 Рассказ о писателе, выразительное чтение Выразительное чтение, анализ стихотворения Наизусть на выбор Чтение, пересказ глав Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание формирование российской идентичности; Духовное нравственное воспитание; Популяризация научных знаний и и Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Экологическое воспитание. 16 17 труде писателя. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв- жизненный путь героя. Формирование характера. «Береги честь смолоду» Маша Миронова- нравственная красота героини. 18 19 20 21 Швабрин- антигерой. Значение Савельича в романе. А. С. Пушкин “Капитанская дочка”. Главы 8–9. Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринёва и Пугачева А. С. Пушкин “Капитанская дочка”. Образ Пугачева в повести. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию Форма и содержание литературного произведения: композиция. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в произведении. 22 23 24 Р./р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам, воплощение этих тем в его творчестве. Стихотворения “Узник”, “Пленный рыцарь”. Символический образ тюрьмы в лирике поэта. Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Поэма “Мцыри”. История создания, особенности композиции поэмы. 25 26 27 28 29 по выбору 1 22.10 Чтение глав 1-3 1 27.10 Чтение глав 4-6 1 29.10 1 10.11 1 12.11 1 17.11 Чтение главы 7-9 Пересказ, вопросы к главам8,9,10. Вопросы к главе 14. Пересказ главы по выбору 1 19.11 1 24.11 1 26.11 1 01.12 Идейное содержание поэмы “Мцыри”. Образ Мцыри в поэме. М. Ю. Лермонтов “Мцыри”. Художественное своеобразие поэмы. 1 03.12 Классное сочинение «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри». 1 08.12 1 10.12 1 15.12 Контрольная работа по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. Биографический очерк. Комедия “Ревизор”. История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии. Сочинение по выбранной теме Рассказ о писателе, конспект статьи Чтение поэмы Вопросы 1-9 стр.251 Наизусть отрывок «Мцыри» Сочинение написать Рассказ писателе. Чтение о 30 «Ревизор»: 1-2 действия. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн) 31 32 33 34 35 «Ревизор»: третье действие. Семейство городничего. «Ревизор»: четвёртое действие. Разоблачение пороков чиновничества «Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление Практическая работа по комедии “Ревизор”. Контрольное тестирование. Н.В. Гоголь «Шинель».Тема «маленького» человека и её развитие. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. 36 1 17.12 1 22.12 1 24.12 1 29.12 1 12.01 1 14.01 Чтение произведения 1 19.01 1 21.01 1 26.01 1 28.01 1 02.02 1 04.02 Вопросы 1-2 стр. 388,сочинениеминиатюра Рассказ о писателе, чтение произведения Пересказ, творческое задание стр.14 Рассказ о писателе, вопросы 1-5 стр.26(Развивае м дар слова) Рассказ о писателе, чтение рассказа Характеристик и героев Петербург как символ вечного адского холода . Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении. 37 М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города». Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. 38 Анализ отрывка из «Истории одного города» М.Е. СалтыковаЩедрина: «О корени происхождения глуповцев» 39 40 41 Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».Сатира на чиновничество. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Толстой и Ясная Поляна. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. «Ревизор» 1-2 глав Чтение 3-его действия Чтение 4-ого действия Чтение 5-ого действия Чтение 42 43 Историзм и психологизм в литературе. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Изобразительновыразительные средства языка- антитеза. Роль антитезы в композиции рассказа.. Поэзия родной природы (стихотворения. Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике. Анализ лирического произведения 1 09.02 Пересказ рассказа 1 11.02 1 16.02 1 18.02 Литература 20 И.А. Бунин . Слово о писателе. Бунин и Ефремовская земля. века «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях. . А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе “Куст сирени”. 1 25.02 1 02.03 А.А. Блок. Слово о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв»- поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в различных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. Пушкина, С. Есенина. И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем»рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическим. Журнал «Сатирикон».Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Теффи, О. в и др. 1 04.03 1 09.03 1 11.03 Наизусть Анализ стихотворения Рассказ о Чехове, чтение рассказа Чтение рассказа, сочинениеминиатюра Рассказ о писателе, чтение произведения Рассказ о писателе, пересказ произведения Рассказ о поэте, наизусть стих-е Рассказ о поэте, наизусть стих-е Творческая работа 1 16.03 Чтение,переска з 1 18.03 Творческая работа 44 А.П. Чехов. Слово о писателе.»Человек в футляре» 45 А.П. Чехов «О любви»- рассказ об упущенном счастье. Психологизм в литературе. 46 47 48 49 50 51 52 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Экологическое воспитание. 53 1 23.03 1 25.03 1 06.04 1 08.04 1 13.04 1 15.04 1 20.04 1 22.04 1 27.04 1 29.04 1 04.05 1 06.05 М. Зощенко «История болезни», Теффи «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в произведениях сатириконцев. 54 М.А. Осоргин. Слово о писателе.»Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Контрольная работа по тв-ву Толстого, Бунина, Чехова, Есенина, Блока. А. Т. Твардовский. Поэма “Василий Тёркин”. История создания. Композиция поэмы. Василий Тёркин – олицетворение национального характера. Поэма “Василий Тёркин”. Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы “Переправа”. Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме “Василий Тёркин”. Характеристика Тёркина. Героизм воинов, защищавших свою страну в стихах и песнях М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л.Ошанин. Героизм воинов, защищавших свою страну в стихах и песнях М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л.Ошанин. В. П. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. “Фотография, на которой меня нет”. Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 в.» Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине. Анализ лирического произведения 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Зарубежная литература У. Шекспир . Слово о писателе.»Ромео и Джульетта»- символ любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драмы. Взаимодействие зарубежной и русской литературы. У. Шекспир. Сонеты Рассказ писателе, чтение рассказов Рассказ писателе, чтение рассказов о о Рассказ о писателе, чтение поэмы Творческое задание стр.173 Наизусть отрывок Анализ стихотворения Анализ стихотворения Рассказ о писателе, чтение рассказов Сочинение Выразительное чтение стих-я Анализ стихотворения Рассказ о Гражданское писателе, воспитание; чтение драмы Духовное нравственное и 65 1 11.05 1 13.05 1 18.05 1 25.05 Ж-Б Мольер- представитель французского классицизма. Ж-Б Мольер «Мещанин во дворянстве 66 Д. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера»- сатира на государственное устройство и общественный строй 67 68 В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Художественное произведение и его читатели. Хочу рассказать о прочитанной книге( читательская конференция) Рассказ о воспитание; писателе, Приобщение детей чтение к культурному произведения наследию; Рассказ о Популяризация научных знаний писателе, Трудовое чтение воспитание и произведения Рассказ о профессиональное самоопределение; писателе, Экологическое чтение воспитание. рассказов Сочинение Контроль обученности по литературе Класс 8«а», 8 «в» Месяц сентябрь 8«а», 8 «в» октябрь 8«а», 8 «в» ноябрь 8«а», 8 «в» декабрь 8«а», 8 «в» январь 8«а», 8 «в» февраль 8«а», 8 «в» март 8«а», 8 «в» апрель 8«а», 8 «в» май Контрольно-измерительный материал Практическая работа по УНТ Творческая мастерская Сочинению по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Контрольная работа №2 по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова Выразительное чтение художественного произведения наизусть Творческая работа (сочинение) Классное сочинение «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри». Творческая работа (сообщение) Контрольная работа Выразительное чтение художественного произведения Творческая работа (сочинение) Комплексный анализ текста Выразительное чтение художественного произведения наизусть Контрольная работа по тв-ву Толстого, Бунина, Чехова, Есенина, Блока. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 в.» Творческая работа (реферат) Итоговое тестирование