Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО естественно – математического цикла Протокол № __5___ от «10» июня_2021г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №___1_____ «30»__августа 2021_ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № ___196____ от «30»_августа 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Алгебра» Класс: 7а Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 102 ч/год; 3ч/неделю Рабочую программу составила: Панькова НМ., учитель математики первой категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2017. – 152 с. Учебник: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир «Алгебра 7класс», М.: Вентана-граф, 2017-2021 г. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характери- Алгебра 7а Панькова Н.М. 2021-2022 учебный год Обязательная часть - 102 ч. Итого: количество часов в неделю 3 , в год 102 ч. Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2017. – 152 с. 2. Учебник: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир Алгебра 7 класс, Издательство М.: Вентана-граф, 2017-2021 г. Цели обучения: Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь. Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся представления об алгебре как части общечеловеческой культуры. Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера, например, решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа Задачи обучения: овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения профессионального образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе; формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса. Содержание курса алгебры в 7 классе представлено в виде следующих содер- стика учебного предмета Основные образовательные технологии жательных разделов: «Алгебра» и «Функции». Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения уравнений и их систем, текстовых задач с помощью уравнений и систем уравнений. Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития человека. Содержание раздела «Числовые множества» нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением действительных чисел. Цель содержания раздела «Функции» — получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) Информационно – коммуникационная технология Проектная технология Технология проблемного обучения Технологии уровневой дифференциации Групповые технологии Традиционные технологии (классно-урочная система). Планируемые результаты обучения алгебре в 7 классе Изучение алгебры в 7 классе по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Личностные результаты: Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1.Гражанского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных инравственных ценностях российского общества; 2.Патриотического воспитания: проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к достижениям российских математиков и российской математической школы, использование этих достижений в других науках и прикладных сферах. 3.Духовного и нравственного воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представление о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовность к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного. 4.Популяризации научных знаний: мировоззренческие представления, соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира; представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек, необходимость соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; готовность применять математические знания в интересах своего здоровья, ведение здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 6.Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознание важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. 7.Экологического воспитания: ориентация на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирование поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения. способность применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и соци- альной практике. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 5) развитие компетентности в области использования ин- формационно-коммуникационных технологий; 6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; 9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки; 11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Предметные результаты: 1) осознание значения математики для повседневной жизни человека; 2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; 4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 5) систематические знания о функциях и их свойствах; 6) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения: • выполнять вычисления с действительными числами; • решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств; • решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств; • использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей; • проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений; • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; • выполнять операции над множествами; • исследовать функции и строить их графики; • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой); • решать простейшие комбинаторные задачи. Алгебраические выражения Учащийся научится: • оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами; • выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями; • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами; • выполнять разложение многочленов на множители. Учащийся получит возможность научиться: • выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов; • применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса. Уравнения Учащийся научится: • решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными; • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; • применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными. Учащийся получит возможность научиться: • овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики; • применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты. Функции Учащийся научится: • понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения); • строить графики линейной функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков; • понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами; Учащийся получит возможность научиться: • проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; н основе графиков изученных функций строить боле сложные графики (кусочнозаданные, с «выколотыми» точками и т. п.); • использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из раз личных разделов курса. Содержание учебного предмета-102 часа Повторение и систематизация учебного материала. (6 часов) Линейное уравнение с одной переменной. (15 ч) Характеристика основных видов учебной деятельности ученика (на уровне УУД) Распознавать числовые выражения и выражения с переменными, линейные уравнения. Приводить примеры выражений с переменными, линейных уравнений. Составлять выражение с переменными по условию задачи. Выполнять преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки. Находить значение выражения с переменными при заданных значениях переменных. Классифицировать алгебраические выражения. Описывать целые выражения. Формулировать определение линейного уравнения. Решать линейное уравнение в общем виде. Интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации. Описывать схему решения текстовой задачи, применять её для решения задач Целые выражения. (48ч) Характеристика основных видов учебной деятельности ученика (на уровне УУД) Формулировать определения: тождественно равных выражений, тождества, степени с натуральным показателем, одночлена, стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена, степени одночлена, многочлена, степени многочлена; свойства: степени с натуральным показателем, знака степени; правила: доказательства тождеств, умножения одночлена на многочлен, умножения многочленов. Доказывать свойства степени с натуральным показателем. Записывать и доказывать формулы: произведения суммы и разности двух выражений, разности квадратов двух выражений, квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, суммы кубов и разности кубов двух выражений. Вычислять значение выражений с переменными. Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночлена в степень. Приводить одночлен к стандартному виду. Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Преобразовывать произведение одночлена и многочлена; суммы, разности, произведения двух многочленов в многочлен. Выполнять разложение многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки, способом группировки, по формулам сокращённого умножения и с применением нескольких способов. Использовать указанные преобразования в процессе решения уравнений, доказательства уверждений, решения текстовых задач Функции (12 часов) Характеристика основных видов учебной деятельности ученика (на уровне УУД) Приводить примеры зависимостей между величинами. Различать среди зависимостей функциональные зависимости. Описывать понятия: зависимой и независимой переменных, функции, аргумента функции; способы задания функции. Формулировать определения: области определения функции, области значений функции, графика функции, линейной функции, прямой пропорциональности. Вычислять значение функции по заданному значению аргумента. Составлять таблицы значений функции. Строить график функции, заданной таблично. По графику функции, являющейся моделью реального процесса, определя характеристики этого процесса. Строить график линейной функции и прямой пропорциональности. Описывать свойства этих функций. Системы линейных уравненийс двумя переменными (18 ч) Характеристика основных видов учебной деятельности ученика (на уровне УУД) Приводить примеры: уравнения с двумя переменными; линейного уравнения с двумя переменными; системы двух линейных уравнений с двумя переменными; реальных процессов, для которых уравнение с двумя переменными или система уравнений с двумя переменными являются математическими моделями. Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Формулировать: определения: решения уравнения с двумя переменными; что значит решить уравнение с двумя переменными; графика уравнения с двумя переменными; линейного уравнения с двумя переменными; решения системы уравнений с двумя переменными; свойства уравнений с двумя переменными. Описывать: свойства графика линейного уравнения в зависимости от значений коэффициентов, графический метод решения системы двух уравнений с двумя переменными, метод подстановки и метод сложения для решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Строить график линейного уравнения с двумя переменными. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовые задачи, в которых система двух линейных уравнений с двумя переменными является математической моделью реального процесса, и интерпретировать результат решения системы. Повторение и систематизация учебного материала (3 часов) Календарно-тематическое планирование курса алгебры 7 класс № п/п Раздел, тема Тема урока Кол-во часов Дата проведения 1 2 3 4 Повторение- 6 часов Повторение. Обыкновенные дроби Повторение. Десятичные дроби Повторение. Решение уравнений Повторение. Действия с десятичными дробями 1 1 1 01.09 03.09 06.09 08.09 Повторение. Координатная плоскость Входная контрольная работа Введение в алгебру 1 10.09 1 1 13.09 15.09 Введение в алгебру Введение в алгебру Линейное уравнение с одной переменной Линейное уравнение с одной переменной Линейное уравнение с одной переменной Линейное уравнение с одной переменной Линейное уравнение с одной переменной Решение задач с помощью уравнений Решение задач с помощью уравнений Решение задач с помощью уравнений Решение задач с помощью уравнений Решение задач с помощью уравнений Решение задач с помощью уравнений Контрольная работа № 1 по теме «Линейное уравнение с одной переменной» Тождественно равные выражения. Тождеств Тождественно равные выражения. Тождеств Степень с натуральным показателем Степень с натуральным показателем Степень с натуральным показателем Свойства степени с натуральным показателем Свойства степени с натуральным показателем 1 1 1 17.09 20.09 22.09 1 24.09 1 27.09 1 29.09 1 01.10 1 04.10 1 06.10 1 08.10 1 11.10 1 13.10 1 15.10 1 18.10 1 20.10 1 22.10 1 1 1 1 25.10 27.10 29.10 08.11 1 10.11 5 6 7 Линейное уравнение с одной переменной – 15 часов 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Целые выражения – 48 часов Основные направления воспитательной деятельности Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Трудовое воспитание. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание. Трудовое воспитание. Популизация научных знаний. 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Свойства степени с натуральным показателем Одночлены Одночлены Многочлены Сложение и вычитание многочленов Сложение и вычитание многочленов Сложение и вычитание многочленов Контрольная работа № 2 по теме «Степень.Сложение и вычитание многочленов» Умножение одночлена на многочлен Умножение одночлена на многочлен Умножение одночлена на многочлен Умножение одночлена на многочлен Умножение многочлена на многочлен Умножение многочлена на многочлен Умножение многочлена на многочлен Умножение многочлена на многочлен Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки Разложение многочленов на множители. Метод группировки Разложение многочленов на множители. Метод группировки Разложение многочленов на множители. Метод группировки Контрольная работа № 3 по теме «Разложение на множители» Произведение разности и суммы двух выражений Произведение разности и суммы двух выражений Произведение разности и суммы двух выражений Разность квадратов двух выражений Разность квадратов двух выражений Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений Преобразование многочлена в квад- 1 12.11 1 1 1 1 1 1 1 15.11 17.11 19.11 22.11 24.11 26.11 29.11 1 1 1 1 1 01.12 03.12 06.12 08.12 10.12 1 13.12 1 15.12 1 17.12 1 20.12 1 22.12 1 24.12 1 27.12 1 29.12 1 10.01 1 12.01 1 14.01 1 17.01 1 19.01 1 1 1 21.01 24.01 26.01 1 28.01 1 02.02 1 04.02 1 07.02 1 09.02 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 Функции – 12 часов 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 Системы линейных уравненийс двумя переменными -18 ч рат суммы или разности двух выражений Контрольная работа № 4 по теме «Формулы сокращенного умножения» Сумма и разность кубов двух выражений Сумма и разность кубов двух выражений Применение различных способов разложения многочлена на множители Применение различных способов разложения многочлена на множители Применение различных способов разложения многочлена на множители Контрольная работа №5 по теме «Целые выражения» Связи между величинами. Функция Связи между величинами. Функция Способы задания функции Способы задания функции График функции График функции График функции Линейная функция, её график и свойства Линейная функция, её график и свойства Линейная функция, её график и свойства Линейная функция, её график и свойства Контрольная работа № 6 по теме «Функции» Уравнения с двумя переменными Уравнения с двумя переменными Уравнения с двумя переменными Линейное уравнение с двумя переменными и его график Линейное уравнение с двумя переменными и его график Линейное уравнение с двумя переменными и его график Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными Решение систем линейных уравне- 1 11.02 1 14.02 1 16.02 1 18.02 1 21.02 1 25.02 1 28.02 1 1 1 1 1 1 1 1 02.03 04.03 07.03 09.03 11.03 14.03 16.03 18.03 1 21.03 1 23.03 1 25.03 1 04.04 1 06.04 1 1 1 08.04 11.04 13.04 1 15.04 1 18.04 1 20.04 1 22.04 1 04.05 1 06.05 Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Трудовое воспитание. Экологическое воспитание. Гражданское воспитание. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Трудовое воспитание. ний методом подстановки Решение систем линейных уравнений методом подстановки Решение систем линейных уравнений методом сложения Решение систем линейных уравнений методом сложения Решение систем линейных уравнений методом сложения Решение задач с помощью систем линейных уравнений Решение задач с помощью систем линейных уравнений Решение задач с помощью систем линейных уравнений Контрольная работа № 7 по теме « Системы линейных уравненийс двумя переменными» Повторение Итоговая контрольная работа Повторение 92 93 94 95 96 97 98 99 Повторение – 3 часа 100 101 102 итого 1 11.05 1 13.05 1 16.05 1 18.05 1 20.05 1 23.05 1 25.05 1 27.05 1 1 1 30.05 Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. Трудовое воспитание. 102 часа Контроль обученности по предмету № пп 1 2 3 Название раздела Повторение Линейное уравнение с одной переменной Целые выражения 4 5 Функции Системы линейных уравненийс двумя переменными 6 Повторение Итого: Контрольная работа Входная №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 Итоговая контрольная работа 9 Дата проведения 13.09 18.10 29.11 12.01 11.02 28.02 04.04 27.05 30.05