Рабочая программа по геометрии 8 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
естественноматематического цикла
Протокол № 1
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ №196
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Геометрия»
Класс: 8 а,б,в
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 68 ч/год; 2ч/неделю
Рабочую программу составила: Байкова М.О.,
учитель математики
Рабочая программа составлена на основе:





Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
Примерной программы основного общего образования по математике. Москва,
Просвещение, 2016 год
Авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф.
Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2016 г.).

Учебник
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев Геометрия, 7-9: учеб. Для общеобразовательных
учреждений – М.: Просвещение, 2018г.

Улан-Удэ, 2021г.

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Общая
характеристика
учебного предмета

Геометрия
8 а,б,в
Байкова М.О.
2021-2022 учебный год
Обязательная часть - 68 ч.
Количество часов в неделю: 2, в год: 68 ч.
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит
из:
1. Примерной образовательной программы по предмету
2. Учебник Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев Геометрия, 79: учеб. Для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение,
2018г.
Цель изучения курса геометрии 8 класса
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения
смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств
личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции,
логического
мышления,
элементов
алгоритмической
культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для
научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у
обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует
обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного
характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности,
выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает
умения обучающихся вычленять геометрические факты, формы и
отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык
геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской
деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения,
постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и
письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций,
выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и
классификации
информации,
использования
разнообразных
информационных источников, включая учебную и справочную литературу,
современные информационные технологии.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и
геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость
изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса,
повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала.
Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности
при доказательстве теорем и решении задач.
Систематическое изложение курса позволяет начать работу по
формированию представлений учащихся о строении математической
теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к
наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах

обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе.
Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения
учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в
предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для
их описания
Основные
образовательные
технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные.
Технологии
личностно-ориентированного
образования.
Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса алгебра 8 класса
Программа обеспечивает достижение выпускниками 8 класса следующих результатов
освоения образовательной программы:
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
2. Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимания значения геометрии в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
геометрии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовного и нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов,
создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
5. Популяризации научных знаний
Мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об
основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о
роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на
получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов
и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек,
необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
7. Трудового воспитания
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного
выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных
интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
8. Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её
существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при
изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой,

повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических
проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления,
умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
метапредметные:
1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи,
её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и выводы;
5. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы
работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
7. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8. формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
9. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
10. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной информации;
11. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
13. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
14. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии
с предложенным алгоритмом;
предметные:
1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как
важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные
процессы и явления;
2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с
применением математической терминологии и символики, проводить классификации,
логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов
окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных
умений, приобретение навыков геометрических построений;
5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять
систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения
периметров и площадей геометрических фигур;
7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Планируемые результаты изучения учебного курса
Наглядная геометрия
Обучающийся научится:
 распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и
пространственные геометрические фигуры;
 распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
 определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и
наоборот.
Обучающийся получит возможность научиться:
 вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных
прямоугольных параллелепипедов;
 углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
 применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

из

Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
 пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их
взаимного расположения;
 распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их
конфигурации;
 находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру
углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов,
отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
 решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними и применяя изученные методы доказательств;
 решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с
помощью циркуля и линейки;
 решать простейшие планиметрические задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
 овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от
противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических
мест точек;
 приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей
движения при решении геометрических задач;
 овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и
линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
 научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом
подобия;
 приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью
компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
 использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на
нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры
угла;

 вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины
окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
 вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций,
кругов и секторов;
 вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
 решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины
дуги окружности, формул площадей фигур;
 решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин
(используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность научиться:
 вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников,
параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
 вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и
равносоставленности;
 приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей
движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Содержание учебного предмета – 68 часов
1. Повторение за курс 7 класса (3 ч)
Входная контрольная работа
2. Четырехугольники (14 ч)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого
многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.
Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.
Контрольная работа №1
3.

Площадь (13 ч)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника,
трапеции. Теорема Пифагора.
Контрольная работа №2
4. Подобные треугольники (18 ч)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к
доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного
треугольника.
Контрольная работа №3
Контрольная работа №4
5. Окружность (17 ч)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и
признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство
касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства
секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная
около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные
окружности правильного многоугольника
Контрольная работа №5
6. Повторение (3 ч)

Тематическое планирование геометрия 8 класс
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

35.
36.

Раздел, тема

Тема урока

Повторение за курс Повторение
7 класса (3 ч)
Повторение
Входная контрольная работа
Четырехугольники
Многоугольники
(14ч)
Многоугольники
Параллелограмм
Признаки параллелограмма
Решение задач то теме
«Параллелограмм».
Трапеция.
Теорема Фалеса.
Задачи на построение
Прямоугольник.
Ромб. Квадрат
Решение задач
Осевая и центральная симметрии
Решение задач
Контрольная работа №1 по теме:
«Четырёхугольники»
Площадь многоугольника.
Площадь (13 ч)
Площадь параллелограмма
Площадь треугольника
Площадь треугольника
Площадь трапеции
Решение задач на вычисление
площадей фигур
Решение задач на вычисление
площадей фигур
Теорема Пифагора
Теорема, обратная теореме
Пифагора.
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Контрольная работа №2 по теме:
«Площади»
Определение подобных
Подобные
треугольники (18 ч) треугольников.
Отношение площадей подобных
треугольников.
Первый признак подобия
треугольников.
Решение задач на применение
первого признака подобия
треугольников.
Второй и третий признаки
подобия треугольников.
Решение задач на применение
признаков подобия треугольников.

Ко
лво
час
ов
1

Дата
провед
ения

02.09

1
1
1

07.09
09.09
14.09

1
1
1
1

16.09
21.09
23.09
28.09

1
1
1
1
1
1
1
1
1

30.09
05.10
07.10
12.10
14.10
19.10
21.10
26.10
28.10

1
1
1
1
1
1

09.11
11.11
16.11
18.11
23.11
25.11

1

30.11

1
1

02.12
07.12

1
1
1

09.12
14.12
16.12
21.12

1

23.12

1

28.12

1

30.12

1

11.01

1

13.01

1

18.01

Дом.
зада
ние

Основные
направления
воспитательной
деятельности
6.Трудовое
воспитание
2. Патриотическое воспитание
3. Духовное и
нравственное
воспитание
5.
Популяризация
научных знаний
7. Трудовое
воспитание
8. Экологическое
воспитание

5.
Популяризация
научных знаний
6. Физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья
7. Трудовое
воспитание
8. Экологическое
воспитание

2. Патриотическое воспитание
5.
Популяризация
научных знаний
7. Трудовое
воспитание
8. Экологическое
воспитание

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

48.

49. Окружность (17 ч)
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66. Повторение (3 ч)
67.
68.
Итого

Решение задач на применение
признаков подобия треугольников
Контрольная работа № 3 по теме
«Подобные треугольники»
Средняя линия треугольника
Свойство медиан треугольника
Пропорциональные отрезки
Пропорциональные отрезки в
прямоугольном треугольнике
Измерительные работы на
местности.
Задачи на построение методом
подобия.
Синус, косинус и тангенс острого
угла прямоугольного треугольника
Значения синуса, косинуса и
тангенса для углов 300, 450, 600
Соотношения между сторонами и
углами прямоугольного
треугольника. Решение задач.
Контрольная работа №4 по теме:
«Соотношения между сторонами
и углами прямоугольного
треугольника»
Взаимное расположение прямой и
окружности.
Касательная к окружности.
Касательная к окружности.
Решение задач.
Градусная мера дуги окружности
Теорема о вписанном угле
Теорема об отрезках
пересекающихся хорд
Решение задач по теме
«Центральные и вписанные углы»
Свойство биссектрисы угла
Серединный перпендикуляр
Теорема о точке пересечения
высот треугольника.
Свойство биссектрисы угла
Теорема о точке пересечения
высот треугольника
Вписанная окружность
Свойство описанного
четырехугольника.
Решение задач по теме
«Окружность».
Решение задач по теме
«Окружность».
Контрольная работа № 5 по
теме: «Окружность»
Повторение.
Итоговая контрольная работа
Повторение.

1

20.01

1

25.01

1
1
1
1

27.01
01.02
03.02
08.02

1

10.02

1

15.02

1

17.02

1

22.02

1

01.03

1

03.03

1

10.03

1
1

15.03
17.03

1
1
1

22.03
24.03
05.04

1

07.04

1
1
1

12.04
14.04
19.04

1
1

21.04
26.04

1
1

28.04
03.05

1

05.05

1

12.05

1

17.05

1
1
1
68

19.05
24.05
26.05

2. Патриотическое воспитание
5.
Популяризация
научных знаний
7. Трудовое
воспитание
8. Экологическое
воспитание

5.
Популяризация
научных знаний
6. Физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья
7. Трудовое
воспитание
8. Экологическое
воспитание

7.Трудовое
воспитание

Контроль обученности по предмету
№ п/п

Наименование раздела

Контрольные
работы

Дата
проведения

Входная к.р.

09.09

1

Повторение за курс 7 класса (3 ч)

2

Четырехугольники (14ч)

№1

28.10

3

Площадь (13 ч)

№2

21.12

4

Подобные треугольники (18 ч)

5
6

Окружность (17 ч)
Повторение

№3
№4
№5
Итоговая к.р.

25.01
03.03
17.05
24.05

Итого

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».