Рабочая программа по геометрии 9 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
естественно-математического
цикла
Протокол № _5__
от «10» июня__2021 г.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № _1__
«30» августа_2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № _196__
от «30»_августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Геометрия»
Класс: 9а, б
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 68 ч/год; 2ч/неделю
Рабочую программу составила: Панькова НМ,
учитель математики первой категории
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
Примерной программы основного общего образования по математике. Москва,
Просвещение, 2019 год
Авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф.
Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2017г).
Учебник
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев Геометрия,
общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2019г.

Улан-Удэ, 2021

7-9:

учеб.

Для

Аннотация к рабочей программе
Геометрия
Предмет
9а,б
Класс
Панькова Н.М.
Учитель
Срок реализации 2021-2022 учебный год
программы
Место в учебном Обязательная часть - 68 ч.
Итого: количество часов в неделю 2 , в год 68 ч.
плане ОО
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит
УМК
из:
1. Авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы –
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. –
М.: Просвещение, 2019г).
2. Учебник Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев Геометрия,
7-9: учеб. Для общеобразовательных учреждений – М.:
Просвещение, 2019г.
Цель изучения курса геометрии 9 класса - систематическое изучение
Цели и задачи
свойств геометрических фигур на плоскости, формирование
геометрических представлений, развитие логического мышления и
подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин
(физика, черчение).
Задачи обучения:
Учащиеся знакомятся с использованием метода координат при решении
геометрических задач; развивается умение обучающихся применять
тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются
понятия длины окружности и площади круга и формулы для их
вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его
свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями
наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе
аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное
представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся
обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей;
поверхностей и объемов тел.
Общая
характеристика
учебного
предмета

Основные
образовательные
технологии

Курс геометрии 9 класса характеризуется рациональным сочетанием
логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается
теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются
внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции,
степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают
приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве
теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет
начать работу по формированию представлений, учащихся о строении
математической теории, обеспечивает развитие логического мышления
школьников. Изложение материала характеризуется постоянным
обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на
всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой
основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики
развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и
отношения в предметах и явлениях действительности, использовать
язык геометрии для их описания.
Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные.
Технологии
личностно-ориентированного
образования.
Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты изучения геометрии 9 класса
Изучение геометрии в 9 классе по данной программе способствует формированию у
учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Личностные:
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1.Гражанского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества;
2.Патриотического воспитания: проявление интереса к прошлому и настоящему
российской математики, ценностное отношение к достижениям российских математиков и
российской математической школы, использование этих достижений в других науках и
прикладных сферах.
3.Духовного и нравственного воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, представление о математических основах
функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества
(выборы, опросы и пр.); готовность к обсуждению этических проблем, связанных с
практическим применением достижений науки, осознание важности морально-этических
принципов в деятельности учёного.
4.Популяризации
научных
знаний:
мировоззренческие
представления,
соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для
понимания сущности научной картины мира; представления об основных
закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли
предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на
получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых
процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и
познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем.
5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие
вредных привычек, необходимость соблюдения правил безопасности в быту и реальной
жизни; готовность применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведение здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
6.Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознание важности математического образования на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных
потребностей.
7.Экологического воспитания: ориентация на применение математических знаний для
решения задач в области сохранности окружающей среды, планирование поступков и

оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения. способность применять знания,
получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей
природной средой, повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные:
При
изучении
геометрии,
обучающиеся
усовершенствуют
приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
 систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме
(в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм,
опорных конспектов);
 заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные:
 определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
 учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
 учиться планировать учебную деятельность на уроке;
 высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
продуктивных заданий в учебнике);
 работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,
компьютер и инструменты);
 определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
 ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
 делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи;
 добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так
и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет ресурсах;
 добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
 перерабатывать
полученную
информацию: наблюдать
и
делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 вступать в беседу на уроке и в жизни;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:
Векторы
Учащиеся научатся:

обозначать и изображать векторы,

изображать вектор, равный данному,

строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника,
параллелограмма, формулировать законы сложения,

строить сумму нескольких векторов, используя правило многоугольника,

строить вектор, равный разности двух векторов, двумя способами.

решать геометрические задачи использование алгоритма выражения через данные
векторы, используя правила сложения, вычитания и умножения вектора на число.

решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства
векторов;

находить среднюю линию трапеции по заданным основаниям.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:

использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости
относительного движения.
Учащиеся получат возможность научиться:

овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

прибрести опыт выполнения проектов.
Метод координат
Учащиеся научатся:

оперировать на базовом уровне понятиями: координаты вектора, координаты
суммы и разности векторов, произведения вектора на число;

вычислять координаты вектора, координаты суммы и разности векторов,
координаты произведения вектора на число;

вычислять угол между векторами,

вычислять скалярное произведение векторов;

вычислять расстояние между точками по известным координатам,

вычислять координаты середины отрезка;

составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности,
составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек;

решать простейшие задачи методом координат
Учащиеся получат возможность научиться:

овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных
случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

приобрести опыт выполнения проектов
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов
Учащиеся научатся:

оперировать на базовом уровне понятиями: синуса, косинуса и тангенса углов,

применять основное тригонометрическое тождество при решении задач на
нахождение одной тригонометрической функции через другую,

изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение векторов,

находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в
координатах,

применять теорему синусов, теорему косинусов,

применять формулу площади треугольника,

решать простейшие задачи на нахождение сторон и углов произвольного
треугольника
В повседневной жизни и при изучении других предметов:

использовать векторы для решения задач на движение и действие сил
Учащиеся получат возможность научиться:

вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников,
параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и
равносоставленности;

применять алгебраический и тригонометрический материал при решении задач на
вычисление площадей многоугольников;

приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата
при решении геометрических задач
Длина окружности и площадь круга
Учащиеся научатся:

оперировать на базовом уровне понятиями правильного многоугольника,

применять формулу для вычисления угла правильного n-угольника.

применять формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса
вписанной и описанной окружности,

применять формулы длины окружности, дуги окружности, площади круга и
кругового сектора.

использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение
длины отрезка, градусной меры угла;

вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и
секторов;

вычислять длину окружности и длину дуги окружности;

вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные
формулы.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:

решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.
Учащиеся получат возможность научиться:

выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в
процессе решения задач,

проводить доказательства теорем о формуле площади, стороны правильного
многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности и следствий из теорем и
применять их при решении задач,

решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и
длины дуги окружности, формул площадей фигур.
Движения
Учащиеся научатся:

оперировать на базовом уровне понятиями отображения плоскости на себя и
движения,

оперировать на базовом уровне понятиями осевой и центральной симметрии,
параллельного переноса, поворота,

распознавать виды движений,

выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки, осуществлять
преобразование фигур,

распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой
и центральной симметрии, параллельного переноса и поворота.
Учащиеся получат возможность научиться:

применять свойства движения при решении задач,

применять понятия: осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и
поворот в решении задач.


Содержание учебного предмета – 68 часов
Повторение – 2 час
1. Векторы (14 ч).
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над
векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол
между векторами. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности, прямой.
Основная цель:
- сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся
применение вектора к решению простейших задач.
- сформировать понятие нулевого вектора, длины вектора, коллинеарных векторов.
Равенство векторов. Операции над векторами в геометрической форме (правило
треугольника, правило параллелограмма, правило многоугольника, правило
построения разности векторов и вектора, получающегося при умножении вектора на
число).
Законы сложения векторов. Операции над векторами в геометрической форме
(построение вектора, получающегося при умножении вектора на число).
Закон умножения вектора на число. Формула для вычисления средней линии
трапеции.
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»
2. Метод координат (15 ч)
Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число,
сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами. Простейшие
задачи в координатах. Уравнение окружности, прямой.
Основная цель: познакомить с использованием векторов и метода координат при
решении геометрических задач.
Лемма и теорема о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам. Понятие
координат вектора, правила действий над векторами с заданными координатами.
Понятие радиуса-вектора точки. Формулы координат вектора через координаты его
конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между
двумя точками. Уравнения окружности и прямой, осей координат.
Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат»
3.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное
произведение векторов. (16 ч)
Синус, косинус, тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов.
Основная цель: познакомить учащихся с основными алгоритмами решения
произвольных треугольников.
Понятия синуса, косинуса и тангенса для углов от 0о до 180о, основное
тригонометрическое тождество, формулы приведения, формулы для вычисления
координат точки. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Теорема о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов, измерительные
работы, основанные на использовании этих теорем, методы решения треугольников.
Определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности
ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его
свойства.
Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами
треугольника»
4.Длина окружности и площадь круга (10 ч).
Многоугольники. Длина ломаной, периметр многоугольника. Выпуклые многоугольники.
Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники.
Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный,
вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и
окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство
касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности:
свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и
окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.
Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Длина окружности.
Площадь круга и площадь сектора.
Основная цель: расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и
многоугольниках
Определение правильного многоугольника. Окружности вписанной и описанной в
правильный многоугольник. Формулы вычисления угла, площади и стороны
правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности. Формула
длина окружности и дуги окружности, площадь круга и кругового сектора.
Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга»
5. Движения (8 ч).
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос.
Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Основная цель: познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями,
параллельным переносом, поворотом.
Определение движения и его свойства. Примеры движения: осевая и центральная
симметрии, параллельный перенос и поворот. Эквивалентность понятий наложения
и движения.
Контрольная работа № 5 по теме «Геометрические преобразования. Движения»
6. Повторение (3 часов)
Итоговая контрольная работа

Календарно-тематическое планирование 9 класс геометрия
№
п/п

1.

Раздел, тема

Тема урока

Колво
часов

Дата
провед
ения

Повторение курса 8
класса – 2 часа

Повторение

1

01.09

Входная контрольная
работа

1

01.09

Понятие вектора
Понятие вектора
Сумма двух векторов
Сумма нескольких векторов
Вычитание векторов
Решение задач
Произведение вектора на
число
Произведение вектора на
число
Применение векторов к
решению задач
Применение векторов к
решению задач
Средняя линия трапеции
Средняя линия трапеции
Решение задач
Контрольная работа №1 по
теме «Векторы»
Разложение вектора по
двум неколлинеарным
векторам
Координаты вектора
Координаты вектора
Координаты вектора
Простейшие задачи в
координатах
Простейшие задачи в
координатах
Простейшие задачи в
координатах
Простейшие задачи в
координатах
Уравнения линии на
плоскости
Уравнения окружности и
прямой
Уравнения окружности и
прямой
Уравнения окружности и
прямой

1
1
1
1

1

08.09
08.09
15.09
15.09
22.09
22.09
29.09

1

29.09

1

06.10

1

06.10

1
1
1

13.10
13.10
20.10
20.10

1

27.10

1
1
1
1

27.10
10.11
10.11
17.11

1

17.11

1

24.11

1

24.11

1

01.12

1

01.12

1

08.12

1

08.12

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Векторы – 14 часов

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Метод координат – 15
часов

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Духовное
и нравственное
воспитание.
Популяризация
научных знаний.
Трудовое
воспитание.
Патриотическое
воспитание.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Трудовое
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание.
Популяризация
научных знаний.
Экологическое
воспитание.

29.
30.
31.
32.

Соотношения между
сторонами и углами
треугольника -16
часов

33.
34.

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

48.

49.

50.
51.

52.
53.
54.

Длина окружности и
площадь круга – 10
часов

Решение задач
Решение задач
Контрольная работа № 2 по
теме: «Метод координат»
Синус, косинус и тангенс
угла

1
1
1

15.12
15.12
22.12

1

22.12

Синус, косинус и тангенс
угла
Основное
тригонометрическое
тождество. Формулы
приведения.
Формулы для вычисления
координат точки
Теорема о площади
треугольника
Теорема о площади
треугольника
Теорема синусов. Теорема
косинусов
Теорема синусов. Теорема
косинусов
Решение треугольников
Решение треугольников
Измерительные работы
Угол между векторами
Скалярное произведение
векторов
Скалярное произведение в
координатах
Свойства скалярного
произведения векторов
Решение задач
Контрольная работа № 3 по
теме: «Соотношения между
сторонами и углами
треугольника»
Правильный
многоугольник

1

29.12

1

29.12

1

12.01

1

12.01

1

19.01

1

19.01

1

26.01

1
1

26.01
02.02

1
1

02.02
09.02

1

09.02

1

16.02

1
1

16.02
02.03

1

02.03

Окружность, описанная
около правильного
многоугольника
Окружность, вписанная в
правильный многоугольник
Формулы для вычисления
площади правильного
многоугольника
Построение правильных
многоугольников
Длина окружности
Площадь круга

1

09.03

1

09.03

1

16.03

1

16.03

1
1

23.03
23.03

Духовное и
нравственное
воспитание.
Популяризация
научных знаний.
Экологическое
воспитание.

Патриотическое
воспитание.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия.
Трудовое
воспитание

55.
56.
57.
Движения – 8 часов

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Повторение – 3 часа

67.
68.

Площадь кругового сектора
Решение задач
Контрольная работа № 4 по
теме: «Длина окружности и
площадь круга»
Понятие движения
Понятие движения
Параллельный перенос и
поворот
Параллельный перенос и
поворот
Параллельный перенос и
поворот
Решение задач
Контрольная работа № 5 по
теме: «Движения»
Аксиомы планиметрии
Параллельные прямые
Треугольники Окружность
Четырехугольники
Итоговая контрольная
работа

итого

1
1
1

06.04
06.04
13.04

1
1
1

13.04
20.04
20.04

1

27.04

1

27.04

1
1

04.05
04.05

1
1

11.05
11.05

1
1

18.05
18.05

Духовное
и нравственное
воспитание.
Популяризация
научных знаний.
Трудовое
воспитание.

Духовное
и нравственное
воспитание.
Популяризация
научных знаний.
Трудовое
воспитание.

68 ч
Контроль обученности по предмету

№ п/п

Наименование раздела

Контрольные
работы

Дата проведения

1

Входная контрольная работа

2

Векторы

№1

20.10

3

Метод координат

№2

22.12

4

№3

02.03

5
6

Соотношения между сторонами и углами
треугольника. Скалярное произведение
векторов
Длина окружности и площадь круга
Движения

№4
№5

13.04
04.05

7

Итоговая контрольная работа
Итого

01.09

18.05
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».