Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарнолингвистического цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Русский язык» Класс: 9 а, 9б Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 102 ч/год; 3ч/неделю Рабочую программу составила: Николаева В.А. Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Русский язык. Рабочие программы. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др. (5-9 классы). М.: Просвещение, 2016 Учебник:, Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская,А.Д. Дейкина . Русский язык. 9 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2018 г. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Русский язык 9 а, 9б Николаева В.А. 2020-2021 учебный год Обязательная часть: 102 ч. Итого: количество часов в неделю __3___, в год ____102__ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Русский язык. Рабочие программы. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др. (5-9 классы). М.: Просвещение, 2016 2. Учебник: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д., Дейкина Русский язык. 9 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2018 г. 3. ОГЭ-2021. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/Под редакцией И.П. Цыбулько М: «Экзамен», 2021 4. Электронного сопровождение (презентации, индивидуальные задания по темам) Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике Данные цели обусловливают решение следующих приоритетных задач: формирование языковой интуиции; приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке; Общая характеристика учебного предмета овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка); овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста; овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю. Обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В связи с подготовкой к ОГЭ в тематическое планирование внесены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ОГЭ. За счёт этого в уроки включено большое количество заданий тестового характера, разноаспектная работа с текстом. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не в знаниевой, а в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся. Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому(родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Основные образовательные технологии Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык» В результате изучения русского языка учащиеся научатся определять изученные в 9 классе языковые явления и речеведческие понятия, орфографические и пунктуационные правила. Речь и речевое общение Выпускник научится: - использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуации общения; - использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; - соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; - оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; - предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: - понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность Аудирование Выпускник научится: - различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; - понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально- делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; Выпускник получит возможность научиться: - понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Выпускник научится: - понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); - использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; - передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; - использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; - отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: - понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; - извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Выпускник научится: - создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); - обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; Письмо Выпускник научится: - создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); - излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; - соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: - писать рецензии, рефераты; - составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; - писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Выпускник научится: - анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; - осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; - создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: - создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Выпускник научится: - владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); - различать и анализировать тексты разных жанров; - создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; - оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; - исправлять речевые недостатки, редактировать текст; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Выпускник получит возможность научиться: - различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; - создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официальноделовом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; - анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения языке Выпускник научится: - характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; - определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; - оценивать использование основных изобразительных средств языка. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика Выпускник научится: - проводить фонетический анализ слова; - соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; - извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: - опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); - выразительно читать прозаические и поэтические тексты; - извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование Выпускник научится: - делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; - различать изученные способы словообразования; - анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; - применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; - опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; - извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; - использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. Лексикология и фразеология Выпускник научится: - проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; - группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы; - опознавать фразеологические обороты; - соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; - использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; - пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: - объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; - аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; - опознавать омонимы разных видов; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология Выпускник научится: - опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; - анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; - употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; - применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; - распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: - анализировать синонимические средства морфологии - различать грамматические омонимы; - опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис - опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; - анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; - употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; - использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; - применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: - анализировать синонимические средства синтаксиса; - опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; - анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится: - соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); - объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); - обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; - извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Выпускник получит возможность научиться: - демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; - извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Язык и культура Выпускник научится: - выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; - приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; - уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; - анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. Планируемые результаты учебного предмета Личностные результаты обучения Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; формирование целостного мировоззрения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие эстетического сознания. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей Метапредметные результаты обучения Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач. Предметные результаты обучения Выпускник научится: определять основные функции языка; определять основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; определять основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка; определять основные нормы русского литературного языка; определять нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике; отличать структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования. Выпускник получит возможность научиться: определять основные лингвистические понятия; характеризовать орфограммы, пунктограммы; выполнять разные виды разбора; различать типы текста; различать стили речи; применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении; писать изложение (в том числе и сжатое); создавать сочинения разных типов; владеть разными типами речи. Содержание программы Раздел 1. Международное значение русского языка (1 ч. ) Международное значение русского языка. Личностные результаты обучения: воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью. Предметные результаты обучения Выпускник научится: определять понятия «язык», «родной язык», «международное значение»; определять структуру рассуждения на публицистическую тему; определять структуру выборочного изложения. Выпускник получит возможность научиться: определять понятия «язык», «родной язык»; определять особенности и роль русского языка в современном мире; осознавать международное значение русского языка; рассуждать на публицистическую тему; применять языковые средства в общении; объяснять написание слов, постановку запятых; писать выборочное изложение по тексту об учёном. Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (13 ч.) Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Сочинение . Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Изложение с продолжением по теме «Роль книги в современном мире». Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе». Анализ ошибок диктанта. Личностные результаты обучения: воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; формирование целостного мировоззрения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие эстетического сознания. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью. Предметные результаты обучения Выпускник научится: определять понятия «синтаксис», «пунктуация»; определять основные единицы изучаемых разделов; различать функции знаков препинания; определять стили литературного языка; определять пунктуацию в простом предложении; определять пунктуацию в предложении с обособленными членами; определять пунктуацию при обращении, вводных словах и вставных конструкциях. Выпускник получит возможность научиться: сопоставлять монолог и диалог; определять взаимосвязь монолога и диалога; разграничивать стили литературного языка; выполнять фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, орфографический, синтаксический разборы; характеризовать предложения простые и с обособленными членами, осложнённые обращениями, вводными словами и вставными конструкциями; обосновывать постановку знаков препинания; выделять грамматические основы простых предложений; чертить схемы предложений; выполнять различные виды разборов; пишут сочинение по данному началу; пишут изложение с продолжением; применять языковые средства в общении; грамотно выстраивать речевое поведение в различных ситуациях общения; составлять устные и письменные высказывания, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Раздел 3. Сложное предложение. Культура речи (12ч.) Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Повторение по теме «Сложное предложение». Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Пунктуация». Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение по репродукции картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой». Личностные результаты обучения: воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; формирование целостного мировоззрения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие эстетического сознания. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки; смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью. Предметные результаты обучения Выпускник научится: определять понятия «синтаксис», «пунктуация», «сложное предложение», «союзное» и «бессоюзное предложения», «интонация»; классифицировать разделительные и выделительные знаки препинания; составлять структуру сообщения; составлять структуру сочинения по репродукции картины. Выпускник получит возможность научиться: различать союзное и бессоюзное предложения; определять тип предложения по количеству грамматических основ; находить грамматические основы в предложениях; разграничивать разделительные и выделительные знаки препинания; расширять знания о пунктуации в сложном предложении; классифицировать предложения по принадлежности к знакам препинания разделительным и выделительным; выполнять синтаксический разбор сложных предложений; подготовить устное сообщение по заданной теме; расширяют знания об особенностях интонации сложного предложения; писать сочинение по репродукции картины. Раздел 4. Сложносочинённые предложения (7ч.) Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Устное сообщение на заданную тему. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Сочинение . Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Повторение по теме «Сложносочинённые предложения и пунктуация». Контрольный диктант по теме «Пунктуация сложносочинённого предложения». Личностные результаты обучения: воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; формирование целостного мировоззрения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие эстетического сознания. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью; умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач. Предметные результаты обучения Выпускник научится: определть понятие «сложносочинённое предложение», его признаки; определять типы союзов сложносочинённого предложения; составлять структуру устного сообщения; составлять структуру сочинения по репродукции картины. Выпускник получит возможность научиться: определять структуру сложносочинённого предложения; различать типы сочинительных союзов; применять пунктуационные правила на практике, объясняя выбор пунктограмм; составлять схемы предложений; отличать простое предложение от сложного; писать сочинение по репродукции картины; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочинённых предложений. Раздел 5. Сложноподчинённые предложения (7ч.) Анализ ошибок диктанта. Понятие о сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Сочинение по теме «В чём проявляется доброта?» Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». Анализ ошибок работы. Личностные результаты обучения: воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; формирование целостного мировоззрения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие эстетического сознания. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью. Предметные результаты обучения Выпускник научится: определять понятия «сложноподчинённое предложение», «союзы», «союзные слова», «указательные слова»; составлять структуру отзыва; составлять структуру сочинения-рассуждения; составлять структуру сжатого изложения. Выпускник получит возможность научиться: определять понятия «сложноподчинённое предложение», «союзы», «союзные слова», «указательные слова»; различать союзы и союзные слова; выявлять указательные слова в предложении; составлять схемы предложений; писать отзыв о картине; создавать текст рассуждение; писать сжатое изложение. Раздел 6. Основные группы сложноподчинённых предложений (28ч.) Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Анализ ошибок работы. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, времени и места. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок диктанта. Сочинение на основе картины по теме «Родина». Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения. Повторение по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений». Контрольная работа по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений». Анализ ошибок работы. Сочинение-рассуждение по теме «Подвиг». Личностные результаты обучения: воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; формирование целостного мировоззрения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие эстетического сознания. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач. Предметные результаты обучения Выпускник научится: определять понятие «сложноподчинённое предложение»; классифицировать основные группы сложноподчинённого предложения; определять понятие придаточного определительного; определять понятие придаточного изъяснительного; составлять структуру сжатого изложения; определть понятие придаточного обстоятельственного; классифицировать группы придаточного обстоятельственного; давать понятие сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными; расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении разных групп; составлять структуру сочинения на основе картины; составлять структуру сообщения, доклада; составлять структуру сочинения-рассуждения. Выпускник получит возможность научиться: опознавать группы сложноподчинённых предложений; определять группы сложноподчинённых предложений; различать группы сложноподчинённых предложений; расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в том числе и с разными видами придаточных; объяснять знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в том числе и с разными видами придаточных; составлять схемы сложноподчинённых предложений; писать сжатое изложение; писать сочинение на основе картины; выполнять синтаксический пунктуационный разборы сложноподчинённых предложений; готовить сообщение по заданной теме; готовить доклад по заданной теме; создавать сочинение-рассуждение на заданную тему. Раздел 7. Бессоюзное сложное предложение (12 ч.) Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». Анализ ошибок работы. Личностные результаты обучения: воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; формирование целостного мировоззрения. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач. Предметные результаты обучения Выпускник научится: определять понятие «бессоюзное сложное предложение»; классифицировать группы бессоюзных сложных предложений по значению; применять правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении; применять правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; применять правило постановки тире в бессоюзном сложном предложении; составлять структуру изложения; составлять структуру рассказа и отзыва. Выпускник получит возможность научиться: определять понятие «бессоюзное сложное предложение»; отличать бессоюзное сложное предложение от союзного. определять понятие «интонация» бессоюзного сложного предложения. различать группы бессоюзных сложных предложений по значению; составлять схемы бессоюзных сложных предложений; применять правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении; применять правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; применять правило постановки тире в бессоюзном сложном предложении; обосновывать постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях; писать подробное изложение; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения; создавать текст отзыва/рассказа (на выбор). Раздел 8. Сложные предложения с различными видами связи (12 ч.) Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Проверочный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Анализ ошибок диктанта. Личностные результаты обучения: воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; формирование целостного мировоззрения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие эстетического сознания. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью; умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач. Предметные результаты обучения Выпускник научится: давать понятие о многочленных сложных предложениях; классифицировать виды союзной и бессоюзной связей в сложных предложениях; применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи; составлять структуру сжатого изложения; определять особенности публичной речи; определять структуру публичного выступления. Выпускник получит возможность научиться: различать виды союзной и бессоюзной связей в сложных предложениях; составлять схемы сложных предложений с различными видами связи; обосновывать пунктуацию сложных предложений с различными видами связи; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы сложных предложений с различными видами связи; писать сжатое изложение; готовить публичное выступление на заданную тему. Раздел 9. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (10 ч.) Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис. Отзыв-рецензия на фильм. Орфография и пунктуация. Итоговая работа за курс 9 класса. Анализ ошибок итоговой работы. Итоги курса русского языка в 9 классе. Личностные результаты обучения: воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; формирование целостного мировоззрения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие эстетического сознания. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач. Предметные результаты обучения Выпускник научится: определять основные понятия изученных разделов языкознания; составлть структуру сжатого выборочного изложения; составлять структуру отзыва-рецензии. Выпускник получит возможность научиться: обобщать изученные сведения по разделам языкознания; выполнять разные виды разборов; создавать сжатое выборочное изложение по тексту; писать отзыв-рецензию; подводить итоги изучения курса русского языка в 9 классе. Тематическое планирование № Раздел Тема урока Кол-во часов Дата 1 Введение Международное значение русского языка. 1 02.09 Упр 3 2 Повторение изученного в 5-8 классах 13 ч. Устная и письменная речь. 1 06.09. §1 упр 13 Монолог, диалог. 1 08.09. § 2 упр 15 4 Стили речи. 1 13.09. §3 упр 18 5 Простое предложение и его грамматическая основа. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Предложения с обособленными членами. Контрольный диктант 1 15.09. §4 упр.29 1 16.09. §4 упр.31 1 20.09. §5 упр.34 1 22.09. §5упр.37 1 23.09. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Способы сжатого пересказа текста. Подготовка к сжатому изложению. 1 27.09. Дописать сочинение §6 упр. 38 1 29.09. §6 упр.40 1 30.09. конспект 1 04.10. Черновой вариант работы 3 6 7 8 9 10 11 12 13 Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельности Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Гражданское воспитание. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Популяризация научных знаний. Сжатое изложение. 1 06.10. теория Понятие о сложном предложении. 1 07.10. §7 упр.44 Понятие о сложном предложении. 1 11.10. §7 упр.45 1 13.10. §8 упр.47 1 14.10. §8 упр.49 1 18.10. §8 упр. 51 1 20.10. упр.52 1 21.10. §9 упр.54 1 25.10. §9 упр.55 23 Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Устное сочинение по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Контрольный диктант 1 27.10. 24 Анализ контрольного диктанта. 1 28.10. Подготовка к зачету зачет 25 Интонация сложного предложения. Сочинение «Прекрасное в жизни природы»( в формате ОГЭ) Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. 1 08.11. §10 упр.58 1 10.11. 1 12.11. 14 15 16 Сложное предложение. Культура речи 12 ч. 17 18 19 20 21 22 26 27 Сложносочинённ ые предложения 7 ч. § 11-12 упр 62 Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Популяризация научных знаний. Эстетическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание. 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Подготовка к сочинению 9.3 в формате ОГЭ Сочинение 9.3 в формате ОГЭ Сложноподчинённ Понятие о сложноподчиненном предложении. ые предложения 7 ч. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Подготовка к сочинению в формате ОГЭ 1 15.11. §13 упр.64 1 17.11. §14 упр.65 1 18.11. §15 упр.68 1 22.11. §16-17 упр. 73 1 24.11. 1 25.11 Черновой вариант работы зачет 1 29.11. §18 упр.83 1 01.12. §20 упр.94 Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. 1 02.12. §21 упр. 100 Популяризация научных знаний. 1 06.12. §19 упр. 87 1 08.12. §19 упр.91 1 09.12. Редактировать текст Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Популяризация научных знаний. Эстетическое воспитание. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 Основные группы сложноподчиненн ых предложений 28 ч. Сочинение по картине И.Тихого «Аисты» СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными изъяснительными. 1 13.12. §упр. 92 1 15.12. §22 упр.108 1 16.12. §22 упр.114 1 20.12 §23 упр. 121 1 22.12 §23 упр.122 Контрольная работа в формате ОГЭ СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. СПП с придаточными времени и места. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений Сжатое изложение 1 23.12 1 27.12. Словарные слова 1 29.12 §24-25 упр.128 1 10.01. §24-25 упр. 130 1 12.01. 1 13.01. СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. 1 17.01. Редактировать текст §26 упр.133 1 19.01. §26 упр138 1 20.01. §27 упр.160 Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Популяризация научных знаний. 1 24.01. §27 упр.162 55 СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Контрольный диктант. 1 26.01. упр 164 56 Анализ контрольного диктанта. 1 27.01. упр.165 57 1 31.01. §28 упр.168 1 02.02. §28 упр. 171 1 03.02. §28 Упр.173 1 07.02. Подготовка к зачёту 1 09.02. Словарные слова 62 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений» Обучающее сочинениерассуждение Анализ письменных работ. 1 10.02. §47 упр.290 63 Синтаксический разбор СПП. 1 14.02. §29 упр. 176 64 Пунктуационный разбор СПП. 1 16.02. §30 упр. 182 65 Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему Тестирование в формате ОГЭ 1 17.02. упр. 181 1 21.02. упр. 183 Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» 1 24.02. Подготовка к зачету 54 58 59 60 61 66 67 68 69 70 Бессоюзные сложные предложени1 2 ч. 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 Сложные предложения с различными Контрольный диктант. 1 28.02. Понятие о БСП. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. Сжатое изложение с дополнительным заданием Сжатое изложение с дополнительным заданием БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного. Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» Анализ контрольной работы. 1 02.03. Работа над ошибками §31-32 упр. 186 1 03.03. §33 упр.191 1 07.03 §34 упр. 196 1 09.03. §34 упр. 198 1 10.03. 1 14.03. Редактировать текст Повторить теорию 1 16.03. §35 упр.200 1 17.03. §35 упр.201 1 21.03. §36 упр. 204 1 23.03. Стр. 141 1 24.03. Словарные слова 1 04.04. зачет Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной 1 06.04. §37 упр.144 Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Популяризация научных знаний. Трудовое воспитание и профессиональное 87 связи в СП. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Контрольное тестирование в формате ОГЭ Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи. Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Сжатое изложение 88 Сжатое изложение 1 21.04. Редактирование работы Повторить теорию 89 Публичная речь. 1 25.04. §40 упр. 220 90 1 27.04. Стр. 155 упр. 224 91 Повторение и закрепление изученного. Контрольный диктант. 1 28.04. 92 93 Анализ контрольных работ. Фонетика и графика. 1 1 04.05. 05.05. Подготовка к зачету зачет §41 упр.230 Лексикология (лексика) и фразеология. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. Сочинение на лингвистическую тему. 1 11.05. §42 упр.232 Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. 1 12.05. Редактировать работу 1 16.05. Популяризация научных знаний. 82 видами связи 12ч. 83 84 85 86 94 95 96 Повторение и систематизация изученного 10ч. самоопределение. 1 07.04. §38 упр.216 1 11.04. §38 упр.217 1 13.04. §39 1 14.04. §39 упр.218 1 18.04. §39 упр.218 1 20.04. Популяризация научных знаний. 97 Морфемика. 1 18.05. §43 упр.240 98 Словообразование 1 19.05. §44 упр. 244 99 Морфология. 1 23.05. §45 упр.248 100 1 25.05. §46 упр.254 101 Синтаксис. Способы передачи чужой речи. Орфография. Пунктуация. 1 25.05. §47 упр. 261 102 Орфография. Пунктуация. 1 26.05. Контроль обученности по предмету № Класс Месяц Контрольно- измерительные материалы 1 9«а», 9 «б» 23.09. Контрольный диктант «Повторение за курс 5-8 кл» 2 9«а», 9 «б» 06.10. Сжатое изложение. 3 9«а», 9 «б» 27.10. Контрольный диктант 4 9«а», 9 «б» 10.11. Сочинение «Прекрасное в жизни природы»( в формате ОГЭ) 5 9«а», 9 «б» 25.11. Сочинение 9.3 в формате ОГЭ 6 9«а», 9 «б» 13.12. Сочинение по картине И.Тихого «Аисты» 7 9«а», 9 «б» 13.01. Сжатое изложение 8 9«а», 9 «б» 26.01. Контрольный диктант «Сложноподчинённые предложения» 9 9«а», 9 «б» 07.02. Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений» 10 9«а», 9 «б» 09.02. Обучающее сочинение-рассуждение 11 9«а», 9 «б» 28.02. Контрольный диктант «СПП с разными видами придаточных» 12 9«а», 9 «б» 24.03. Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» 13 9«а», 9 «б» 13.04. Контрольное тестирование в формате ОГЭ 14 9«а», 9 «б» 20.04. Сжатое изложение 15 9«а», 9 «б» 21.04. Сжатое изложение 16 9«а», 9 «б» 28.04. Контрольный диктант «Бессоюзные сложные предложения» 17 9«а», 9 «б» 16.05. Сочинение на лингвистическую тему. Раздел КТП Тема урока Кол-во часов для корректиров ки Лист корректировки рабочей программы Дата Форма изучения учебного Колпроведен материала во ия часов Укрупнение дидактических по плану единиц Причина корректировки Дата фактическо го проведения