Рабочая программа по русскому языку 10 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарнолингвистического цикла
Протокол № 5___
от «_10_»_06__2021

ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
на
педагогическом Директор МАОУ СОШ № 36
совете
___________Е.С. Анисимова
Протокол №__1______
Приказ № 196
от 31__»_08_ 2021г.
«_30__»__ 08
_2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
Класс: 10а
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила:
Тихонова Е.И., учитель русского языка и
литературы высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:




Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 с изменениями и дополнениями)
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
Примерной государственной программы по русскому языку и программы курса русского
языка для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
авторов Н.Г. Гольцовой, М.А. Мищериной — 7-е изд. — М.: OOO «Русское слово », 2012.
Учебник: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы. Издво М.: Русское слово, 2017г.

г. Улан-Удэ, 2021 г.

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок
реализации
программы
Место в
учебном
плане ОО
УМК

Цели и
задачи

Общая
характерист
ика учебного
предмета

Русский язык
10 «а»
Тихонова Е.И.
2021-2022 учебный год
34 ч.
Итого: количество часов в неделю __1___, в год ___34_
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1. Примерная образовательная программа по предмету авторов Н.Г.
Гольцовой, М.А. Мищериной — 7-е изд. — М.: OOO «Русское слово
», 2012.
2. Учебник Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык.
10-11 классы Изд-во М.: Русское слово, 2017г.
3. Русский язык Цыбулько И.П. Типовые экзаменационные варианты
ЕГЭ. Издательство «Национальное образование», 2020
4. Электронное сопровождение (презентации, КИМы)
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего
образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания
предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов
изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
– овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся
понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и
нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о
них в речевой практике;
– овладение умением в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную
позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
– овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
– овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства
познания в степени, достаточной для получения профессионального
образования и дальнейшего самообразования;
– овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции
соответствия языковым нормам, совершенствования собственных
коммуникативных способностей и речевой культуры.
Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в
тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С
целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и
контрольных работ, комплексный анализ текста, работу со средствами
художественной выразительности, различные виды лингвистического
анализа. Особое место отводится синтаксическому и пунктуационному
разбору, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного
разбора.
Курс русского языка в 10 классе направлен на совершенствование
речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об
устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных

условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка,
речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие
личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами
литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и
письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе
компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение
основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование
способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения
пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми
видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи;
умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях
общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы
выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка;
расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа;
совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры
межнационального общения.

Основные
образователь
ные
технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие
личности
обучающихся.
Игровые
технологии.
Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного
образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданское воспитание:
1. создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества
2. развитие культуры межнационального общения;
3. формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
4. воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
5. развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
6. развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
7. формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
8. разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и
культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотическое воспитание:
1. создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и
других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по
формированию российской гражданской идентичности;
2. формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания;
3. повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего
ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах,
происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции
по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
4. развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб,
флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
5. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детскогопознавательного туризма.
3. Духовное и нравственное воспитание:
1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровьяи инвалидам;
4. расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными
организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том
числе традиционными религиозными общинами;
5. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

6. оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Приобщение детей к культурному наследию:
1. эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том
числе
литературного,
музыкального,
художественного,
театрального
и
кинематографического;
2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям;
3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
4. увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
5. создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей;
6. развитие музейной и театральной педагогики;
7. поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры,
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских
культурных, нравственных и семейных ценностей;
8. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детскогопознавательного туризма.
5 . Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
2. создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира
и общества.
7 .Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется
посредством:
1. воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
2. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
3. содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
8. Экологическое воспитание включает:
1. развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к
родной земле, природным богатствам России и мира;
2. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;

 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
 выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе
осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
 спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
 выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать
партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
 развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в
соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;

- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса
и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).

Содержание тем учебного курса (34ч)
Введение (1 ч)
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального
языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго).
Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы
литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык
художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь
различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях);
основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный,
межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные.
Основные функции языка.
Основные термины и понятия:
Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения.
Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (7 ч)
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия,
сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы.
Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение
лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их
особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая
ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация
изученного в 5-9 классах». Тест «Изобразительно-выразительные средства текста»
Основные термины и понятия:
Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы,
антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы,
профессионализмы,
термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты, основные
типы словарей.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- использование в речи изобразительно-выразительных средств;
- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной
задачей;
- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в
развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (1 ч)
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Самостоятельная работа « Фонетический разбор слов»
Основные термины и понятия:
Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные
звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формировать мировоззрение школьников;
- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать
решение в различных жизненных ситуациях;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (2 ч)
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке:
морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование.
Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
Самостоятельная работа «Морфемный и словообразовательный анализ слов»
Основные термины и понятия:
Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и
непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование.
Морфологические и неморфологические способы словообразования.Формообразующий аффикс.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- пользование словарями различных типов;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (23 ч)
Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и
непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих.
Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова.
Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих,
позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке
морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в
приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания
приставок. Правописание гласных ИиЫ после приставок. Написание гласного И после приставок
_МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь .
Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Морфология и орфография», тест по
теме: «Правописание орфограмм», словарный диктант
Основные термины и понятия:
Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания.
Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные.
Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление
слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку.

Части речи:
Имя существительное
Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания ИЕ у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных:
правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное,
дефисное.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание имен существительных»
Основные термины и понятия:
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число,
падеж, склонение имен существительных. Сложное слово.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- умение эффективно использовать рабочее время;
- умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен
прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования
прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен
прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-.
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен
прилагательных: слитное, дефисное.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание имен прилагательных»,
тест
Основные термины и понятия:
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные,
относительные, притяжательные. Отыменные, отглагольные прилагательные. Сложное имя
прилагательное.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать
Имя числительное
Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные,
порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное,
дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один»,
«оба», собирательных
числительных.
Самостоятельная работа «Употребление и правописание числительных»
Основные термины и понятия:

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные,
порядковые, собирательные. Простые, составные, сложные имена числительные.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание
местоимений. Особенности функционирования местоимений.
Самостоятельная работа «Правописание местоимений» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию.
Глагол
Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность –
непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола.
Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные
окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание глаголов» с
использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Грамматические категории
глагола: вид, переходность\непереходность, наклонение, время, лицо, число. Инфинитив
(неопределенная форма глагола). Две основы глагола.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать.
Причастие как особая глагольная форма.
Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного.
Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных
причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях
и отглагольных прилагательных.
Самостоятельная работа «Правописание причастий» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные.
Время причастий, изменение причастий.

Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать.
Деепричастие как глагольная форма.
Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного
вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.
Самостоятельная работа «Правописание деепричастий» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Деепричастие. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия
у деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать.
Наречие
Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия.
Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий,
слитное, раздельное, дефисное написание. Слова категории состояния. Омонимичность наречиям
и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический
разбор наречий.
Диктант с лексико-грамматическим
использованием тестов ЕГЭ

заданием

по

теме:

«Правописание

наречий»

с

Основные термины и понятия:
Наречие. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные.
Степени сравнения наречий. Слова категории состояния. Степени сравнения слов категории
состояния. Синтаксическая роль наречий.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать.
Слова категории состояния
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные
предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное
написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению
(производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим
функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и
сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц.
Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со
словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание служебных слов» с
использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые,
составные; производные, непроизводные. Разряды частиц: восклицательные, вопросительные,
усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы
междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова.
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать.

Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.

Раздел

Тема урока

ЛЕКСИКА.
ФРАЗЕОЛОГИЯ.
ЛЕКСИКОГРАФ
ИЯ

Слово о русском языке. Значение и функции русского языка
Слово и его значение. Однозначность и многозначность
слов.
Изобразительно-выразительные средства. Анализ
изобразительно-выразительных средств текста.

Колво
часов
1
1

Дата
проведен
ия
06.09
13.09

Домашнее
задание

1

20.09

§3 упр.10
анализ текста

упр.1
§1-2 упр.5

Основные направления
воспитательной
деятельности

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.

4.

Омонимы и их употребление. Паронимы.

1

27.09

5.
6.

Синонимы, антонимы и их употребление

1
1

04.10
11.10

§4-5 упр.17
§6-7 упр.28

7.

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая
ограниченную сферу употребления. Фразеология.

1

18.10

§9-11 упр.48

1

25.10

§12 , задания на
стр.49-52

1

08.11

§13-14 упр.56

Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

1

15.11

§15-17 упр.81

1

22.11

§18-20 упр.100

Гражданское
воспитание;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

Диктант с грамматическим заданием (входной контроль)

8.
Обобщающий
анализ текста

урок:

лексикография.

Лингвистический

Звуки и буквы. Орфоэпия

9.
ФОНЕТИКА.
ГРАФИКА.
ОРФОЭПИЯ

10.
11. МОРФЕМИКА И
СЛОВООБРАЗОВ
АНИЕ

Состав слова. Словообразование. Формообразование.

Контрольная работа. Готовимся к ЕГЭ. Тест

Принципы
русской
орфографии.
Проверяемые
и
непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Правописание гласных после шипящих и Ц.

1

29.11

§21-22 упр.112

1

06.12

§23-25 упр.118

14.

Правописание звонких и глухих согласных, правописание
непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ,
СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных.

1

13.12

п 32-34 упр. 165

15.

Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ-, ПРИ-. Гласные Ы – И после приставок.

1

20.12

п 32-34 упр. 166

16.

Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв.

1

27.12

§32-33

17.

Контрольное тестирование (задания типа ЕГЭ).

1

10.01

18.

Имя существительное как часть речи. Правописание
падежных окончаний имён существительных

1

17.01

§ 35-37 упр.186

19.

Гласные в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имен существительных.

1

24.01

§37-38

20.

Имя прилагательное как часть речи. Правописание
окончаний и суффиксов имён прилагательных

1

31.01

§ 39-40 упр.219

21.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.

1

07.02

§ 41-43 упр.235

22.

Контрольная работа. Готовимся к ЕГЭ. Тест

1

14.02

23.

Имя числительное как часть речи. Склонение имен
числительных.

1

21.02

§44-45

24.

Правописание имен числительных и употребление в речи.

1

28.02

§ 46-47 упр.247

25.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

1

07.03

§ 48-49 упр.257

12.

13.

МОРФОЛОГИЯ
И ОРФОГРАФИЯ

упр.170

упр.205

упр.239

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.

26.

Правописание местоимений. Контрольная работа по теме
«Местоимение»

1

14.03

§

упр.260

27.

Глагол как часть речи. Правописание глаголов.

1

21.03

§ 50-51 упр.285

28.

Причастие как часть речи. Правописание суффиксов
причастий. Правописание Н и НН в отглагольных
прилагательных и причастиях.

1

04.04

§ 52-54 упр.298

29.

Деепричастие как часть речи. Правописание деепричастий.

1

11.04

§ 55 упр.307

30.

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова
категории состояния.

1

18.04

§ 56-57 упр.320

31.

Контрольная работа по теме «Самостоятельные части
речи».

1

25.04

§ 58 упр.323

32.

Служебные части речи. Предлог. Союз. Правописание.

1

16.05

§ 59-62 упр.340

33.

Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.
Междометие как особый разряд слов.

1

23.05

§ 63-67 упр.350

34.

Итоговая работа в формате ЕГЭ

1

30.05

Контроль обученности по предмету
Класс
10 «а»

Месяц
сентябрь

10 «а»

октябрь

10 «а»

ноябрь

Контрольно-измерительный материал
Проверочная работа «Анализ изобразительновыразительных средств текста»
Диктант с грамматическим заданием (входной
контроль)
Контрольная работа (задания в формате ЕГЭ)

10 «а»

декабрь

Контрольная работа. Готовимся к ЕГЭ. Тест.

10 «а»

январь

10 «а»

февраль

10 «а»

март

Практическая работа: контрольное упражнение (задания
в формате ЕГЭ).
Контрольный диктант. Контрольная работа. Готовимся
к ЕГЭ. Тест.
Контрольное сочинение. Готовимся к ЕГЭ. Тест.

10 «а»

апрель

10 «а»

май

Контрольная работа по теме «Самостоятельные части
речи. Орфография и словообразование».
Итоговый тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».