Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Литература» Класс: 6б Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 102ч/год; 3ч/неделю Рабочую программу составила: Баханова О.П., учитель русского языка и литературы высшей категории Рабочая программа составлена на основе: -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) -Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) - Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения») - Программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, Н.В. Беляевой (М.: Просвещение, 2014). Учебник: В.П.Полухина, Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018 Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Литература 6 «б» Баханова О.П. 2021-2022 учебный год Обязательная часть: 102 ч. Итого: количество часов в неделю __3___, в год ____102 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Примерная образовательная программа по предмету под редакцией В.Я. Коровиной М.: Просвещение, 2011 2. Учебник: В.П. Полухина, Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018 Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: -воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; -развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; -освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; -совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи: сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Общая характерис тика учебного предмета Основные образовател ьные технологии Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Программа 6 класса построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской литературы», «Из русской литературы XVIII века», «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века», «Из литературы народов России», «Из зарубежной литературы». Содержание школьного литературного образования позволяет в 6 классе системно расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста. Содержание курса литературы учитывает читательские интересы и возрастные особенности шестиклассников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно-реалистического подхода и с недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного. В 6 классе рекомендуется больше внимания уделять чтению вслух, выразительному чтению художественных произведений, как лирических, так и эпических. Важно пробуждать и поддерживать интерес к чтению художественной литературы, развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием как на уроках внеклассного чтения, так и во время работы с хрестоматийными произведениями. Уроки литературы в 6-х классах построены главным образом на работе с текстом, в результате этой работы дети приобретают умения и навыки, необходимые для успешного обучения по всем предметам: учатся бегло и выразительно читать, составлять простой и сложный планы художественного произведения, учатся выделять главные мысли, делать краткий, подробный и выборочный пересказ, анализировать текст, с помощью заучивания стихотворений и прозаических отрывков развивают память. Уроки литературы создают базу для успешного освоения материала по всем предметам школьной программы. Программа под редакцией В. Я. Коровиной в конце курса 6 класса выделяет раздел «Из зарубежной литературы», который включает в себя мифы Древней Греции, отрывки из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», балладу Ф. Шиллера «Перчатка», новеллу П. Мериме «Маттео Фальконе» и сказку «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. В данной программе эти произведения помещены в другие разделы, следуя жанровому или тематическому принципу. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» Личностные результаты: 1. Гражданское воспитание: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитие у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использование информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей: осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Планируемые предметные результаты: Ученик научится определять тему и основную мысль произведения владеть различными видами пересказа, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции определять родо-жанровую специфику художественного произведения выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой, пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете Ученик получит возможность научиться осознать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; сформировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающую его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащую смыслы, важные для человечества в целом); осознать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; стать квалифицированным читателем со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развить способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции; овладеть процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., сформировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Содержание программы Введение.(1ч) Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4ч) Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.Устное народное творчество. Обрядовый фольклор бурят. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор семейских. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.Пословицы и поговорки бурят Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1ч) «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления). Произведения русских писателей 19 века. (41ч) Александр Сергеевич Пушкин. (14ч) Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. (4ч) Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто нации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления). Иван Сергеевич Тургенев. (4ч) Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Н.В. Гоголь "Старосветские помещики".(1ч) Федор Иванович Тютчев. (2ч) Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Афанасий Афанасьевич Фет. (4ч) Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Николай Алексеевич Некрасов.(4ч) Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. На род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Николай Семенович Лесков. (5ч) Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Антон Павлович Чехов.(2ч) Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Родная природа в стихотворениях русских поэтов (4ч) Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Ч.Цыдендамбаев «Не берегу Байкала». Ц. Галсанов «Тункинский Аршан», «Черемуха».Б. Абидуев «Уда». Жамсо Тумунов «Байкалу». Б. Дугаров «На Родине». Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления). Произведения русских писателей 20 века. (28ч) Андрей Платонович Платонов. (3ч) Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Историко-культурный контекст XX века. А.И.Куприн «Чудесный доктор» (2ч) Александр Степанович Грин. (2ч) Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Михаил Михайлович Пришвин. (6ч) Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов. Произведения о Великой Отечественной войне (4ч) К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. (4ч) Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис пользования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя. Валентин Григорьевич Распутин. (5ч) Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). В. М. Шукшин. (2ч)Рассказ «Критики» Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Фазиль Искандер. (2ч) Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии XX века (5ч) А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Данри Хилтухин «Кедры в синей дымке». Сборник рассказов о взаимоотношениях людей и их отношении к природе. «Кабарга», «Каменный лук», «Пакет Жигульского». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. Античные мифы и легенды. Гомеровский эпос. (9ч) Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».Мифы бурятского народа. Легенды бурятского народа Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Произведения зарубежных писателей. (10ч) Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). Джанни Родари "Сиренида" Теория литературы. Притча (начальные представления). Личностные универсальные учебные действия Ученик научится: - Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё. - Оценивать свои и чужие поступки. - Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Ученик получит возможность научиться: - Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. - Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - Планированию пути достижения цели. - Установлению целевых приоритетов. - Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Ученик получит возможность научиться: - Учитывать условия выполнения учебной задачи. - Выделять альтернативные способы достижения цели. - Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения. - Аргументировать свою точку зрения. - Задавать вопросы. - Осуществлять контроль. - Составлять план текста. Ученик получит возможность научиться: - Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. - Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме; - находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ученик получит возможность научиться: - выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Предметные результаты обучения Ученик научится: - видеть черты русского национального характера в героях русских былин; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы; - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; Ученик получит возможность научиться: - рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; - сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии; - сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; - выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; - устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; Тематическое планирование № Раздел. Тема урока Кол-во часов Введение. Повторение 1 Устное народное творчество 4ч Обрядовый фольклор. Произведения календарнообрядового цикла: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. 1 3. Календарно-обрядовые песни. Фольклор нашего края 1 4. Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем 1 Пословицы и поговорки: многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок 1 Из древнерусской литературы 1ч «Повесть временных лет» — первая русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ум, находчивость) 1 1. 2. 5. 6. Произведения русских писателей 19 века. 7. 8. 9. Дата проведе ния 03.09 Домашнее задание Основные направления воспитательно й деятельности Стр.6-11 06.09 Стр.6-11 07.09 сообщения 10.09 Стр.12-18 13.09 проект Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. Духовное и нравственное воспитание. 14.09 Стр.17-23 41ч Лицейские годы жизни А. С. Пушкина. Лицейские друзья Пушкина. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. 1 Южная ссылка. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза 1 «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Двусложные размеры стиха. 1 10. О создании романа «Дубровский». Историкокультурный контекст времени. Изображение русского барства 1 11. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын 1 12. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян 1 13. Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой 1 17.09 Стр23-29 20.09 Стр. 30-31 21.09 наизусть 24.09 Стр.35-47 27.09 Стр.48-56 28.09 Стр.56-66 01.10 Стр.67-80 Приобщение детей к культурному наследию. Гражданское воспитание. Патриотическо е воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына. Композиция 14. Романтическая история любви Владимира и Маши 1 04.10 Стр.80-92 05.10 Стр.93-110 15. Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны и Дубровского 1 16. Итоговый урок по роману «Дубровский» 1 08.10 Стр.108-110 17. Сочинение по роману "Дубровский" 1 11.10 сочинение 18. Композиция. Сюжет. 1 12.10 стр.114 19. Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. 1 15.10 Стр.115-119 20. М. Ю. Лермонтов баллада «Три пальмы». Тема природы и человека. 1 18.10 Стр.119-123 21. М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утес» 1 19.10 наизусть 22. И. С. Тургенев: страницы биографии. «Бежин луг» 1 22.10 Стр.128-135 23. «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков 1 25.10 Стр.135-143 24. Крестьянские дети в русской литературе. Образы крестьянских мальчиков, рассказы, духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность 1 26.10 Стр.144-153 25. Образы крестьянских мальчиков. Значение художественной детали. Картины природы в рассказе «Бежин луг» 1 29.10 Стр.155, отв. на вопр. 26. Страницы биографии Ф. И. Тютчева. Стихотворение «Неохотно и несмело...»: передача сложных, переходных состояний природы. Стихотворение «Листья»: листья — символический образ яркой, но краткой жизни 1 08.11 Стр.156-158 27. «С поляны коршун поднялся...»: реальный и символический планы стихотворения. "Листья" 1 09.11 Стр.159-162 28. А. А. Фет: страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи 1 12.11 Стр.163-165 29. Природа как воплощение прекрасного в стихотворении «Еще майская ночь». Анализ стихотворения 1 15.11 Стр.166-168 30. «Учись у них — у дуба, у березы...»: природа как естественный мир, служащий камертоном для жизни человеческой души. 1 16.11 Стр. 168180 31. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. 1 32. Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа 1 33. «Железная дорога». Роль пейзажа в стихотворении. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа 1 34. Диалог-спор. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны». Своеобразие композиции стихотворения. Размеры стиха 1 35. Трехсложные размеры стиха 1 36. Жизненный опыт Н. С. Лескова — основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования. Изображение Александра I и атамана Платова 1 37. Изображение Александра I и атамана Платова. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров 1 38. Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония). Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа 1 39. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приемы сказочного повествования. Образ левши. Лесков — «писатель будущего» 1 40. Итоговый урок по сказу Н. С. Лескова "Левша" 1 41. А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация 1 42. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Чехов — «художник жизни» 1 43. 1 Контрольная работа по литературе 19 века 44. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град...». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста 1 45. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...» Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной 1 19.11 наизусть 22.11 Стр.171-179 23.11 Стр.179182, вопр. 26.11 Читать поэму 29.11 стр.181-183 30.11 Стр.184-194 03.12 Стр.194-203 06.12 Стр.203-216 07.12 Стр.227-229 10.12 Стр.217-228 13.12 Стр.230-237 14.12 чтение по ролям 17.12 чтение стихов 20.12 Стр.238-244 21.12 стр.244 проект природе 46. Подготовка к сочинению-описанию природы или уроку-концерту 1 47. Родная природа в произведениях русских поэтов, художников и музыкантов XIX века 1 48. Историко-культурный контекст XX века. А.И.Куприн «Чудесный доктор» 1 Произведения русских писателей 20 века. 24.12 стр.244 проект 10.01 Стр.245-252 11.01 Стр.3-11 28ч 49. А.И.Куприн «Чудесный доктор» 1 14.01 Стр.11-16 50. Н.С.Гумилев "Жираф" 1 17.01 Стр.17-20 51. С.А.Есенин "Я покинул родимый дом…", "Низкий дом с голубыми ставнями…" 1 18.01 Стр.21-25, проект 52. А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль. История Грэя. «Делать... чудеса своими руками» 1 21.01 Стр.27-50 53. Ассоль — девушка, умевшая видеть «отраженный смысл иного порядка». «Пламенное растение — чудо» 1 24.01 Стр.27-50 54. А. С. Грин. «Алые паруса» 1 25.01 Стр.27-50 55. А. П. Платонов: страницы биографии. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни 1 28.01 Стр.51-59 56. Контрольная работа по литературе 20 века 1 57. К. М. Симонов — военный корреспондент. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» 1 58. Д. С. Самойлов. «Сороковые». Учимся читать выразительно 1 59. Стихотворения и песни российских поэтов о Великой Отечественной войне. С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...». Ю. Друнина. «Зинка» 1 60. Великая Отечественная война: литературное краеведение 1 61. Детство и юность В. П. Астафьева. «Конь с розовой гривой» 1 62. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования народной речи. Истинная и ложная любовь. Эпизод «Поход за ягодами на увал». Автор и рассказчик в произведении. Речевая характеристика героев 1 63. 1 Образ главного героя рассказа. Нравственные 31.01 01.02 Стр.65-69 04.02 Стр.61-65 07.02 наизусть 08.02 наизусть 11.02 Стр.70-91 14.02 читать текст 15.02 читать Приобщение детей к культурному наследию. Гражданское воспитание. Патриотическо е воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Яркость и самобытность героев (Санька Леонтьев, бабушка Катерина Петровна) текст 64. В. П. Астафьев. Сборники рассказов «Конь с розовой гривой», «Последний поклон» 1 65. В. Г. Распутин: страницы биографии. «Уроки французского» 1 66. Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. 1 67. Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою 1 68. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика 1 69. В. Г. Распутин «Уроки французского» - уроки доброты. 1 70. 1 Итоговый урок по рассказу «Уроки французского» 18.02 Анализ эпизода 21.02 Стр.92 - 130 22.02 Стр.92 - 130 25.02 Стр.92 - 130 28.02 Стр.92 - 130 01.03 Стр.126128, вопр. 04.03 Стр.126128, вопр. 71. В. М. Шукшин. Рассказ «Критики» 1 07.03 Стр.130-132 72. В. М. Шукшин. Рассказ «Срезал» 1 11.03 пересказ 73. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» 1 14.03 Стр.143-160 74. Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека 1 15.03 Стр.143-160 75. Контрольная работа по литературе 20 века 1 Из литературы народов России 18.03 2ч 76. Г. Тукай: слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине. Верность обычаям. Традиции своего народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга»: роль книги в жизни человека. Литературное краеведение 1 77. К. Кулиев: слово о балкарском поэте. Стихотворение «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Литературное краеведение 1 Античные мифы и легенды. Гомеровский эпос. 9ч 21.03 Стр. 161165 22.03 Стр.165-168 78. Мифы Древней Греции 1 25.03 Стр.169-176 79. Определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении 1 04.04 Стр.169-176 Приобщение детей к культурному наследию. Приобщение детей к культурному Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия» наследию. 80. «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки 1 81. Подвиги Геракла. Мифы о богах и героях Древней Греции. Язычество. Древнегреческая мифология в русской культуре 1 82. Мифы Древней Греции. Внеклассное чтение. 1 83. Легенда. Отличие мифа от легенды. Геродот. «Легенда об Арионе» 1 84. «Илиада» и «Одиссея» Гомера — великие древнегреческие поэмы. Древнегреческие аэды. Рассказ о Гомере и его поэмах. 1 85. Гомер «Илиада» 1 86. «Одиссея» . «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Храбрость, хитроумие Одиссея.— песнь о героических подвигах, мужественных героях Произведения зарубежных писателей 05.04 Стр.169-176 08.04 Стр.169-176 11.04 проект 12.04 Стр.176183 15.04 Стр.184-190 18.04 Стр.184-190 19.04 Стр.184-190 22.04 Стр.206 232 25.04 Стр.206 232 26.04 Стр.206 233 29.04 Стр.233240 06.05 Стр.240-258 13.05 Стр.240-258 16.05 Стр.240-258 17.05 проект 1 10ч 87. Мигель де Сервантес Сааведра "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (главы из романа) 1 88. Мигель де Сервантес Сааведра "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (главы из романа) 1 89. Мигель де Сервантес Сааведра "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (главы из романа) 1 90. Иоганн Фридрих Шиллер: судьба писателя. Баллада «Перчатка» в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского: романтическое повествование о феодальных нравах. Рыцарь — герой, защищающий свое человеческое достоинство 1 91. Антуан де Сент-Экзюпери. История создания сказки «Маленький принц». Мир детства в сказке 1 92. Астероиды и их жители: в чем смысл этих образов? Маленький принц на планете Икс 1 93. Маленький принц на планете Земля. «А как это — приручить?», «...Зорко одно лишь сердце» 1 94. Дружба и прощание летчика и Маленького принца. Афористичность текста сказки 1 95. Джанни Родари "Сиренида" 1 20.05 Стр.258-265 96. 1 23.05 Стр.258-266 Контрольная работа по произведениям зарубежных Приобщение детей к культурному наследию. писателей 6ч Повторение 97. Литературные места России. 24.05 презентаци и 27.05 викторина 1 98. Итоговый урок. 1 99. Подведение итогов года. 1 30.05 викторина 100. Литература Бурятии. Обзор. 1 31.05 чтение 101. Литература Бурятии. Обзор. 1 102. Что читать летом 1 Популяризация научных знаний чтение Контроль обученности по литературе Класс 6 «б» Месяц сентябрь 6 «б» октябрь 6 «б» ноябрь 6 «б» декабрь 6 «б» январь 6 «б» февраль 6 «б» март 6 «б» апрель 6 «б» май Контрольно-измерительный материал Практическая работа по УНТ Творческая мастерская Проект «Басни Крылова» Выразительное чтение художественного произведения наизусть Творческая работа (сочинение) Выразительное чтение художественного произведения наизусть Творческая работа (сообщение) Выразительное чтение художественного произведения Творческая работа (сочинение) Комплексный анализ текста Выразительное чтение художественного произведения наизусть Тест Комплексный анализ текста Творческая работа (реферат) Итоговое тестирование