Рабочая программа по литературе 11 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарнолингвистического цикла
Протокол № __5____
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № __196_____
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Литература»
Класс: 11а
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 102 ч/год; 3ч/неделю
Рабочую программу составила: Баханова О.П., учитель русского языка и
литературы высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред.
от 29.06.2017)

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 года № 996-р)

Авторской программы «Литература. Примерные рабочие программы».
Предметная линия учебников под ред. В. П. Журавлева. Ю. В. Лебедева. 10—
11 классы: учеб. пособие для обшеобразоват. организаций: базовый уровень
/ А. Н Романова Н. В. Шуваева; |под ред. В. П. Журавлева. Ю. В. Лебедева |.
— М. : Просвещение. 2019
Учебник: Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для
общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч./ ; под ред Ю.В.
Лебедева – М.: Просвещение, 2018
Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО

Литература
11 «а»
Баханова О.П.
2021-2022 учебный год

УМК

Обучение ведется по учебно-методическому комплекту:
1. Авторская программа «Литература. Примерные рабочие программы».
Предметная линия учебников под ред. В. П. Журавлева. Ю. В. Лебедева. 10—11
классы: учеб. пособие для обшеобразоват. организаций: базовый уровень / А. Н
Романова Н. В. Шуваева; |под ред. В. П. Журавлева. Ю. В. Лебедева |. — М. :
Просвещение. 2019
2. Учебник: Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для
общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч./ ; под ред Ю.В. Лебедева – М.:
Просвещение, 2018
3. Электронное сопровождение (презентации, индивидуальные задания по
темам)

Цели и задачи

Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры
читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности
обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных
текстов.
Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение
формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню
обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к
деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству
самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета «Литература»:

102 ч.
Итого: количество часов в неделю __3___, в год ___102_

–
–
–

–
–
–
–
–
–
–
–

получение опыта медленного чтения произведений русской, родной
(региональной) и мировой литературы;
овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом,
позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и
письменной форме;
овладение навыком анализа текста художественного произведения
(умение выделять основные темы произведения, его проблематику,
определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения
автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и
речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение
«видеть» подтексты);
формирование умения анализировать в устной и письменной форме
самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты,
аспекты;
формирование умения самостоятельно создавать тексты различных
жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
овладение умением определять стратегию своего чтения;
овладение умением делать читательский выбор;
формирование умения использовать в читательской, учебной и
исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в
том числе цифровых, виртуальных;
овладение различными формами продуктивной читательской и
текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о
литературе, искусстве и др.);
знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной
классикой, современным литературным процессом;
знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного
знания (культурология, психология, социология и др.).

Общая
характеристика
учебного
предмета

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в
российской школе содействует формированию разносторонне развитой,
гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к
гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей —
необходимые условия становления человека эмоционально богатого и
интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически
относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалога с
идейным и культурным наследием русских и зарубежных писателей разных эпох.
Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному
опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской
классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю
мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Приоритетным направлением содержания обучения является формирование
читательской компетентности старшеклассников, предполагающей перенесение
фокуса внимания в литературном образовании с произведения литературы как
объекта изучения на субъектность читателя. Необходимо создать условия, при
которых может быть организована и обеспечена самостоятельная продуктивная
читательская деятельность обучающихся: определение читательской задачи, поиск
и подбор текстов для чтения, их восприятие и анализ, оценка и интерпретация.
Итогом школьного литературного образования можно считать сформированность
личностных компетенций читателя: способность самостоятельно ориентироваться
в многообразии литератур, читать и воспринимать прочитанное, анализировать его
и давать ему свою оценку и интерпретацию, рекомендовать для чтения другим
читателям. Важно, чтобы чтение не прерывалось вместе с завершением основного
образования, а прочитанное в школе становилось базой для дальнейшего чтения и
осмысления произведений как классики, так и современной литературы, определяя
траекторию читательского роста личности.
Формирование читательской самостоятельности – работа в сменяющихся
форматах в зоне ближайшего развития читателя (совместное медленное чтение или
деятельность по поиску информации, сопровождение или создание читательских
мотиваций, условия для продуктивной самостоятельной деятельности) – это
ключевая задача учителя, которая во многом определяется изменением его роли в
учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Необходимо
обеспечить субъектность учителя как организатора образовательного процесса и
субъектность обучающегося как компетентного читателя.
Для обеспечения субъектности читателя рабочая программа составлена по
модульному принципу: структура каждого модуля определена логикой освоения
конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования
читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять
читательскую деятельность на незнакомом материале.

Основные
образовательные
технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные.
Проектные.
Технологии
личностно-ориентированного
образования.
Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые личностные результаты изучения учебного предмета «Литература» в
11 классе.
1. Гражданское воспитание: формирование активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: воспитание
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание: развитие у учащихся нравственных чувств;
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
4. Приобщение детей к культурному наследию: формирование интереса детей к классическим
и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и
литературы; использование информационных технологий;
5. Популяризация научных знаний среди детей: осуществление поиска достоверной
информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение
заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование
мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов,
направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения
наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора
индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и
способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

8. Экологическое воспитание включает: развитие у детей и их родителей
экологической культуры, бережногоотношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов,
умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
Планируемые метапредметные результаты
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Планируемые предметные результаты:

Учащийся на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух
или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а именно:

обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как
тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения,
носящие проблемный характер и требующие анализа;

давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия
и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении
(включая переносное и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки
зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют
формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например,
выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой,
открытым и закрытым финалом);


анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать
то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм,
аллегория, гипербола и т.п.)

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
Учащийся на базовом уровне получит возможность научиться:

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием
ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения
(например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций
к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Учащийся на базовом уровне получит возможность узнать:

- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;

- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой
и отечественной культуре;

- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Содержание учебного предмета (102 ч.)
Введение. Изучение языка художественной литературы Анализ художественного текста.
Понятие поэтического языка. Теория. Художественный текст. Поэтический язык.
Мировая литература рубежа 19-20 вв. Содержание понятия «мировая литература»
Характерные черты. . Т.-С.Элиот, Э.-М. Ремарк. Жизнь и творчество, судьба и творчество.
Русская литература начала 20 века Литературные искания и направления философской
мысли. Золотой и серебряный век русской литературы. Своеобразие реализма в русской
литературе начала 20 века. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Иван Алексеевич Бунин Традиции русской классики в поэзии. Лирическая проза писателя.
Философская направленность творчества. Тема России и тема любви. Эстетическое кредо
писателя. Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита,
сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской
классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие
лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд.
Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим
социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм
бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».
Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема
России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество, личность писателя. Повести
«Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору).
Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты
Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна.
Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести.
Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок».
Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви
Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали
в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской
психологической прозы в творчестве А. И. Куприна. Куприн-мастер рассказа.
«Юнкера», «Жанета»
Контроль: контрольное сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна..
Леонид Николаевич Андреев Жизнь и судьба. На перепутьях реализма и модернизма.
Андреев и символизм. Писатель-экспрессионист. Рассказ «Большой шлем». Трагический смысл
финала рассказа.
Иван Сергеевич Шмелёв. Трагедия писателя. Начало творческого пути. Повесть «Солнце
мертвых». Творческая индивидуальность. Язык произведений Шмелева.
Борис Константинович Зайцев Память о России. Особенности религиозного сознания.
Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский». Беллетризованные
биографии.
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Журнал «Сатирикон». Жизнеутверждающий юмор и
сатира писателя. Рассказы «Дюжина ножей в спину революции».Рассказы. Развитие
представлений об иронии и пародии.
Тэффи. Художественный мир. Юмористические образы рассказов Тэффи. Мысли о России.
Оценка таланта писательницы современниками. различие юмора и сатиры А.Т.Аверченко и
Тэффи.
Владимир Владимирович Набоков Память о России. Начало творчества. Классические
традиции в романах писателя. Язык и стилистическая индивидуальность. Роман «Машенька».
Феномен языка Набокова.
Особенности поэзии начала 20 века Художественные открытия поэзии начала 20 века.
Своеобразие поэтического почерка. Темы творчества. Образ Родины. Лирический герой.
Творческие искания.
Русский символизм. Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного
века. Эстетические программы модернистских объединений.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному
поэту», «Антоний», «Сумерки», «Я».. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии.
Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии.
Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения. «Сонеты солнца»,
«Придорожные травы», «Я не знаю мудрости», «Я мечтою ловил уходящие тени», «Лунный луч»,

«Фантазия». Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь»,
«Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии
Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России
в эмигрантской лирике Бальмонта.
Иннокентий Анненский, Федор Сологуб, Андрей Белый Основные этапы
жизни.Стихотворения А.Белого «На горах», «Отчаянье», И.Ф.Аненского «Мучительный сонет»,
«Смычок и струны»,Ф.Сологуба «В тихий вечер на распутье двух дорог». Основные темы и
мотивы лирики поэтов.
Русский акмеизм. Истоки. Литературные манифесты акмеистов. Эстетика акмеизма,
основные принципы, отличительные черты. Влияние акмеизма на последующее развитие русской
литературы 20 века.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Канцона вторая», «Дон
Жуан», «Мои читатели», «Шестое чувство», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка»,
«Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность,
действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая
судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую
поэзию XX века.
Русский футуризм. Футуризм как литературное течение модернизма. Характерные черты
эстетики футуристов. Лирика И. Северянина, Стихотворения: «Я, неий Игорь Северянин…»,
«Ананасы в шампанском». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность
поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта. Владислав
Фелицианович Ходасевич. Жизнь в России. Причина
эмиграции. Ранняя лирика. «Акробат», «Воспоминанье».
Максим Горький. Биография. Ранние рассказы. «Макар Чудра» Романтический пафос и
реализм рассказа. Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов
М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в
рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции
рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия
произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального
преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души.
«Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького драматурга.
Сценическая судьба пьесы.
Литературные портреты. Пафос «Несвоевременных мыслей» Горького.
Контроль: контрольное сочинение по творчеству М.Горького.
Александр Блок. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь,
улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла
«На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для
Акмеизм. Футуризм (начальные представления). изучения).«Вхожу я в темные храмы...»,
«Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета,
Полонского, философии Вл. Соловьева.
Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего
Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного
мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока.
Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом».
Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие
современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и
конкретно реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях 6
произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в
поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую
поэзию XX века. Статья А.Блока «Интеллигенция и революция»
Новокрестьянская поэзия.
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Изба – святилище
земли», «Голос народа», «Рождество избы». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской
поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова,
Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и
Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейнонравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя
родная!..», «Мой край задумчивый и нежный…», «Край любимый, сердцу снятся…», «Русь»,

«Запели тесаные дроги…»,»Учусь постигнуть в каждом миге…», «О Русь, взмахни крылами…»,
«Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит
ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь
советская», «Сорокоуст». «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой
опавший, клен заледенелый...». Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия,
Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека.
Народнопоэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции
Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина.
Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям. Есенин и имажинизм.
Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики.
Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни.
Пушкинские мотивы в развитии темы
быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Поэма «Анна Снегина». лирическое и эпическое в поэме. Образы лирических героев. Смысл
финала поэмы.
Владимир Владимирович Маяковский Биография. Футуризм. Поэтика Маяковского.
Рифма и ритм его стихов. Неологизмы. Поэмы Маяковского. Новаторство поэта.Стихотворения
Поэма «Облако в штанах».Маяковский и революция. Поэма «Хорошо». Пьесы «Клоп», «Баня».
Сатира Маяковского. Лирика Любви.
Литературный процесс 1920-х годов Народ и революция- поэтические обобщения.
Литературные группировки. Творчество А.М.Ремизова, Д.А.Фурманова, А.С. Серафимовича.
Александр Александровия Фадеев. Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман
«Разгром». Проблема гуманизма и нравственного выбора героя. Путь становления героев. Смысл
названия произведения.
Исаак Бабель. Жизнь и творчество писателя (обзор). «Конармия»-цикл новелл. Тема
революции и Гражданской войны. Реалистическое изображение человека в потоке
революционных событий.
Евгений Замятин Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Мы». Жанр утопии и
антиутопии. актуальность романа. Различные интерпретации произведения.
Михаил Зощенко. Жизнь и творчество писателя (обзор). Сатирические рассказы.
Индивидуальный стиль писателя. Юмор и сатира.
Общая характеристика литературы 1930-х годов. Исторические предпосылки
возникновения.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Сокровенный
человек». «Котлован» Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского
героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия,
благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская
многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с
традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия»,
«Мастер и Маргарита». История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и
композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема
выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в
бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта
изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа
Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».
Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость
повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического
(бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и
идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной
литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В.
Гоголь).
Повести «Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор).
Контроль: сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам,
написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня,
кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...». «Попытка ревности», «Стихи о Москве»,
«Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического
монологаисповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема
Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая
трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине).
Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни,

мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина
в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Поэмы «Царь-девица», «Поэма Горы», «Поэма Конца» (обзор)
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre
Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я
вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других
стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике
Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта.
Описательно-живописная
манера
и
философичность
поэзии
Мандельштама.
Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «векволкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Алексей Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Детство Никиты», роман
«Хождение по мукам» (обзор) автобиографическая повесть. Тема русской истории в литературе
30-х годов. А.Н. Толстой. «Петр I»: проблематика и художественное своеобразие
романа.
Михаил Пришвин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Путевые очерки. «Черный араб».
Пришвин и модернизм. Философия природы. «Женьшень». Сказки о Правде. «Кладовая солнца».
Дневник как дело жизни.
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль.
Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет»,
«Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть
знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в
творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление
постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом
фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция
романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и
сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе.
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой
романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня
последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...»,
«Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для
изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух
других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики.
Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс
художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и
музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике
Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики
Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта.
Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и
благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». «Поэма без героя». Тема суда
времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Николай Алексеевич Заболоцкий Биография. Первые поэтические публикации.
«Завещание», «Я не ищу гармонии в природе…» «Гроза идет». Трагедия поэта. Философский
характер произведений Заболоцкого. Кредо поэта.
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Донские
рассказы», «Лазоревая степь», «Родинка», «Чужая кровь» «Шибалково семя».
«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского
эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная
в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.
Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в
эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении.
Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных
ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное
своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в
романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Контроль: сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Из мировой литературы 30-х годов
О.Хаксли . «О дивный новый мир»: антиутопия. Специфика жанра и композиции
произведения. Проблема дегуманизации общества в процессе технического прогресса.

Литература периода Великой отечественной войны (обзор). Писатели на фронтах ВОВ.
Первые публикации во фронтовой печати. Проза Великой отечественной войны. Поэзия.
Драматургия.
Александр Трифонович Твардовский Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого
пути. Своеобразие поэмы «Трава Муравия». Журналистская работа во фронтовой печати. «Книга
про бойца» «Василий Теркин». Поэмы «Дом у дороги» и «За далью-даль». Исповедальная лирика.
Поэма «По праву памяти».
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один
день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие
раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность
и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в
контексте трагической эпохи.
Рассказ «Матренин двор». Сюжет , композиция, пролог.
«Архипелаг ГУЛАГ» (обзор), автобиографизм творчества А.И.Солженицына.
Из мировой литературы. Э.Хемингуэй Повесть «Старик и море».
Полвека русской поэзии. Поэтическая весна. Поэзия периода «оттепели». Стихи поэтовфронтовиков. Поэзия шестидесятников. Сохранение классических традиций в 70-е годы.
Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм.
«Поэтическая весна». Лирика поэтов – участников ВОВ. (Обзор поэзии Л.Н.Мартынова,
С.П.Гудзенко, А.П.Межирова, Ю.В.Друниной, Е.М.Винокурова). Русская советская поэзия 19601970-х годов: время «поэтического бума», период после «поэтического бума». Общая
характеристика русской поэзии 1980-1990-х годов. Лирика И.А.Бродского.Творчество. (Обзор.).
Творческая самостоятельность. Бродский - «поэт культуры», усложненный «культурный багаж»
его поэзии. Русская и западная ориентация творчества. Широта тематического диапазона «Я
входил вместо дикого зверя в клетку», «Пилигримы», «Рождественский романс». Поэтика
Бродского, определяемая как «странная архитектура». Эксперименты Бродского с поэтическими
жанрами.
Ф.Саган. Г.-Г. Маркес. У.Эко
Русская проза в 1950-2000 годы Новый тип литературного процесса. Обновление
повествовательных форм.
Валентин Григорьевич Распутин Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Прощание с
Матерой» изображение патриархальной русской деревни, мало затронутой пагубным влиянием
цивилизации. Экология души — экология природы.
Василий Макарович Шукшин Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Тематическое
новаторство прозы Шукшина. Соседство комических элементов с трагическими в изображении
повседневной жизни совре- менной деревни. Нравственные искания героев. Своеобразие
«чудаковатых» персонажей. «Неравнодушный реализм» Шукшина: «Чудик», «Алеша
Бесконвойный», «Обида».
Александр Валентинович Вампилов Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор). Пьеса
«Утиная охота». Традиции и новаторство в драматургии писателя.
Федор Абрамов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор ). Повести «Деревянные кони»,
«Пелагея», «Алька». Новаторство «деревенской прозы» Абрамова.
Обзор повестей К.Воробьева «Убиты под Москвой», В.Кондратьева «Сашка», Е.Носова
«Усвятские шлемоносцы». Автобиографичность и документальность произведений. Своеобразие
развития военной темы.
«Городская проза» в русской литературе 1960-1980 гг. Концепция личности в «городской
прозе».
Обзор повести Ю.Трифонова «Обмен». Нравственная проблематика произведения.
Контроль: контрольная работа за курс 11 класса.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.
2.

3.

4.

5.
6.
7.

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема урока

Колво
часов

Введение

2ч

Дата
проведения

Домашнее
задание

Введение. К читателю

03.09

стр. 3-6

Изучение языка художественной
литературы.
Из мировой литературы

03.09

стр.6-17,
вопросы

07.09

стр.17 - 30,
сообщения

Мировая литература рубежа XIX-XX
веков
Русская литература начала XX
века
Русская литература и проза начала
XX века
И. А. Бунин
Жизнь и творчество Ивана
Алексеевича Бунина (1870-1953)
Лирическое мастерство, красота и
гибкость стиля поэзии И. А. Бунина
Острое чувство кризиса цивилизации
в рассказе И.А. Бунина «Господин из
Сан-Франциско»
Своеобразие любви в рассказе
«Чистый понедельник». Рассказ
«Антоновские яблоки»
А. И. Куприн
Этапы жизни и творчества А. И.
Куприна.
Любовь как высшая ценность мира в
рассказе «Гранатовый браслет»
Традиции русской психологической
прозы в повести Куприна «Олеся»
Традиции русской психологической
прозы в повести Куприна «Олеся»
Подготовка к домашнему сочинению
по творчеству И. Бунина и Куприна
Л.Н.Андреев Творчество
Л.Н.Андреева
И.С.Шмелев Творчество
И.С.Шмелева
Б.К.Зайцев
Творчество Б.К.Зайцева
А.Т.Аверченко Творчество
А.Т.Аверченко. Журнал "Сатирикон"

1ч

1ч

10.09

стр.36 - 49
читать

10.09

биография

14.09

Читать текст

5ч

Читать текст

17.09
Читать текст

17.09
5ч

21.09

биография

24.09

Анализ текста

24.09

Анализ текста

28.09

Анализ текста

01.10

сочинение

ч

01.10

ч

05.10

ч

08.10

стр.94-102,
сообщения
стр.113-118,
сообщения
сообщения

ч

08.10

Читать
рассказы

18.

Тэффи
Творчество Тэффи

ч

12.10

Читать
рассказы

19.

В.В.Набоков Творчество
В.В.Набокова. "Машенька"

ч

15.10

стр.131-139,
сообщения

Особенности поэзии начала XX
века

8ч

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Приобщение детей к
культурному
наследию.
Популяризация
научных знаний.
Приобщение детей к
культурному
наследию. Духовное и
нравственное
воспитание.

20.

21.

Серебряный век как литературноэстетическая категория. Модернизм
поэзии Серебряного века
Символизм как литературное
течение. В.Я.Брюсов как
основоположник русского
символизма
Своеобразие художественного
творчества К.Д.Бальмонта

конспект

15.10

19.10

знать
биографию,
читать стихи

22.10

знать
биографию,
читать стихи

Основные темы и мотивы лирики
И.Ф.Анненского, Ф.Сологуба,
А.Белого

22.10

знать
биографию,
читать стихи

24.

Русский акмеизм и его истоки

26.10

конспект

25.

Проблематика и поэтика лирики
Н.С.Гумилева

29.10

знать
биографию,
читать стихи

29.10

знать
биографию,
читать стихи

22.

23.

26.

27.

28.

29.

30.
31.
32.
33.

34.

35.
36.
37.
38.

39.

Футуризм как литературное течение
модернизма. Лирика И.Северянина,
В.Ф.Ходасевича
Контрольная работа по
литературным направлениям
Серебряного века.
М. Горький
Жизнь и творчество Максима
Горького (Алексея Максимовича
Пешкова). Обзор
Герои ранних рассказов Горького.
Романтический пафос и суровая
правда в рассказе М. Горького
«Старуха Изергиль»
Социально-философская драма М.
Горького «На дне»
Социально-философская драма М.
Горького «На дне»
«Три правды» в пьесе Горького «На
дне»
Урок-практикум. Подготовка к
сочинению по творчеству М.
Горького. Обучение анализу эпизода
эпического произведения
А.А. Блок
Александр Блок: судьба и
творчество. «Стихи о Прекрасной
Даме»
Тема «страшного мира» в лирике
Александра Блока
«Тема России в поэзии Александра
Блока.
Исторический путь России в цикле
«На поле Куликовом»
Поэт и революция. «Двенадцать»:
проблематика и поэтика
Новокрестьянская поэзия
Н.А.Клюев: истоки и
художественный мир поэзии
Н.А.Клюева

09.11

Приобщение детей к
культурному
наследию. Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Популяризация
научных знаний
Духовное и
нравственное
воспитание.
Экологическое
воспитание.

стихи
наизусть

6ч
биография

12.11
Анализ текста

12.11
16.11

Анализ текста

19.11

Анализ текста

19.11

Стр.172-175

Приобщение детей к
культурному
наследию. Духовное и
нравственное
воспитание.
Популяризация
научных знаний

Анализ
эпизода

23.11
5ч

26.11

стихи
наизусть

26.11

конспект

30.11

Анализ текста

03.12

Анализ текста

03.12

Анализ текста

1ч

07.12

знать
биографию,
читать стихи

Приобщение детей к
культурному
наследию. Духовное и
нравственное
воспитание.
Популяризация
научных знаний

Приобщение детей к
культурному
наследию. Духовное и
нравственное

С.А. Есенин

40.

41.
42.
43.
44.

45.

46.

47.
48.
49.

5ч

Сергей Есенин как национальный
поэт. "В сердце светит Русь"
Искренняя любовь и сострадание ко
всему живому в лирике Есенина.
Любовная лирика Есенина . Анализ
стихотворений С. А. Есенина
Поэма « Анна Снегина» – одно из
выдающихся произведений русской
«Русь уходящая» и «Русь советская»
в поэме «Анна Снегина»
В.В. Маяковский

воспитание.
Экологическое
воспитание.

10.12

знать
биографию,
читать стихи

10.12

Анализ текста

14.12

Анализ текста

17.12

Анализ текста

17.12

стихи
наизусть

5ч

Маяковский и футуризм.
Поэтическое новаторство
Маяковского

21.12

Маяковский и революция

Своеобразие любовной лирики
Маяковского.
Сатирическая лирика и драматургия
Маяковского.
Сочинение по творчеству
Маяковского и Есенина, Блока
Литературный процесс 20-х гг.

знать
биографию,
читать стихи

24.12

Анализ
стихотворений

24.12

Анализ текста

28.12
11.01.22

стихи
наизусть

5ч
конспект

52.

Тема революции и Гражданской
войны в прозе И.Э.Бабеля

Анализ текста

53.

Творчество Е.И.Замятина. Обзор
романа-антиутопии «Мы»

Анализ текста

54.

Творчество М.М.Зощенко

Анализ текста

55.

Литературный процесс 30-х гг.
А.П.Платонов

56.

Жизнь, творчество, личность
А.П.Платонова. Обзор повести
«Сокровенный человек»
Герои и проблематика повести
А.П.Платонова «Котлован»

51.

57.

М.А. Булгаков
58.

Жизнь и творчество Михаила
Афанасьевича Булгакова. Обзор
романа «Белая гвардия», пьесы «Дни
Турбиных»

Анализ текста

ч
2ч

Приобщение детей к
культурному
наследию.Гражданское
воспитание.
Духовное и
нравственное
воспитание.
Популяризация
научных знаний

Анализ текста

Характеристика литературного
процесса 1920-х годов. Обзор
творчества А.М.Ремизова,
Д.А.Фурманова, А.С.Серафимовича
Творчество А.А.Фадеева.
Проблематика и идейная сущность
романа А.А.Фадеева «Разгром»

50.

Популяризация
научных знаний

конспект

Анализ текста
Анализ текста
6ч
знать
биографию

Приобщение детей к
культурному
наследию.
Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Духовное и
нравственное
воспитание.
Популяризация
научных знаний

Приобщение детей к
культурному
наследию.
Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Духовное и
нравственное
воспитание.

59.

60.
61.

62.

63.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита»: особенности
композиции и проблематика.
Понтий Пилат и Га-Ноцри в романе
Сатирический и фантастический
пласты романа Булгакова «Мастер и
Маргарита»
«Мастер и Маргарита» апология
творчества и идеальной любви в
атмосфере отчаяния и мрака
Сочинение по роману «Мастер и
Маргарита»
М.И. Цветаева

читать роман
читать роман
читать роман
Анализ
эпизода
сочинение
2ч

64.

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество

знать
биографию,
читать стихи

65.

Поэтический мир Цветаевой

знать
биографию,
читать стихи

66.

О.Э. Мандельштам Жизнь и
творчество О. Мандельштама

знать
биографию,
читать стихи

А.Н.Толстой

67.

68.
69.

2ч

А.Н.Толстой. Жизнь и
художественное наследие писателя.
Обзор автобиографической повести
«Детство Никиты», романа-эпопеи
«Хождение по мукам»
Тема русской истории в романе
А.Н.Толстого «Петр I»

знать
биографию

М.М.Пришвин Жизнь, творчество,
личность М.М.Пришвина. Обзор
художественного наследия писателя

знать
биографию

Б.Л.Пастернак

сообщения

2ч

70.

Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака.
Основные мотивы его поэзии

знать
биографию,
читать стихи

71.

Роман Б.Л.Пастернака «Доктор
Живаго». Человек, история и
природа в произведении

знать
биографию,
читать стихи

А.А.Ахматова

3ч

72.

Художественное своеобразие и
поэтическое мастерство любовной
лирики А. Ахматовой

знать
биографию,
читать стихи

73.

Судьба России и судьба поэта в
лирике
«Реквием» Особенности жанра и
композиции. Единство трагедии
народа и поэта.
Н.А.Заболоцкий Жизнь, творчество,
личность Н.А.Заболоцкого. Основная
тематика лирических произведений
Контрольная работа по творчеству
поэтов.

анализ стихов

74.

75.

76.

анализ стихов
Биография
анализ стихов

Трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение.
Популяризация
научных знаний

М.А. Шолохов
77.
78.
79.
80.

81.
82.

83.

6ч

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество,
личность. "Донские рассказы"
Картины жизни донских казаков в
романе "Тихий Дон"
"Чудовищная нелепица войны" в
изображении Шолохова
"В мире, расколотом надвое".
Гражданская война в изображении
Шолохова
Судьба Григория Мелехова
Подготовка к домашнему сочинению
по роману «Тихий Дон»
Из мировой литературы 1930-х
годов
О.Хаксли «О дивный новый мир».
О.Хаксли и Е.Замятин

А. Т. Твардовский

знать
биографию
Анализ текста
Анализ текста
Анализ текста

05.04

Анализ текста

08.04

Анализ текста

1ч

08.04

сообщения

2ч

Биографические истоки творчества
А.Т.Твардовского. Поэма «Страна
Муравия»

12.04

знать
биографию,
читать стихи

85.

Лирика А.Т.Твардовского

15.04

анализ стихов

86.

Литература периода Великой
Отечественной войны
Проза, поэзия, драматургия периода
ВОВ
А.И.Солженицын

84.

87.

88.

89.

90.

1ч

15.04

конспект

3ч

А.И.Солженицын. Жизнь и судьба
писателя. Своеобразие раскрытия
лагерной темы в повести «Один день
Ивана Денисовича»
Малая проза А.И.Солженицына.
Тема праведничества в рассказе
«Матренин двор»
А.И.Солженицын. «Архипелаг
ГУЛАГ» - летопись страданий
Из мировой литературы

сочинение

19.04
22.04

знать
биографию

22.04

Чтение и
анализ текста

Чтение и
анализ текста

26.04

91.

92.

«Поэтическая весна». Лирика поэтов
– участников ВОВ. (Обзор поэзии
Л.Н.Мартынова, С.П.Гудзенко,
А.П.Межирова, Ю.В.Друниной,
Е.М.Винокурова)
Русская советская поэзия 1960-1970х годов: время «поэтического бума»,
период после «поэтического бума»
(урок-обзор)

Приобщение детей к
культурному
наследию.
Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Духовное и
нравственное
воспитание.
Трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение.
Популяризация
научных знаний

1ч

Символический смысл повести
Э.Хемингуэя «Старик и море»

Полвека русской поэзии

Приобщение детей к
культурному
наследию.
Популяризация
научных знаний.

Приобщение детей к
культурному
наследию.
Популяризация
научных знаний.

ч
Чтение и
анализ стихов

29.04
Чтение и
анализ стихов

29.04

Приобщение детей к
культурному
наследию. Духовное и
нравственное
воспитание.
Популяризация
научных знаний.

Общая характеристика русской
поэзии 1980-1990-х годов. Лирика
И.А.Бродского
Контрольная работа по литературе 20
века
Современность и
«постсовременность» в мировой
литературе
Русская проза 1950-2000 годов

93.

94.
95.

03.05
06.05
ч

97.

98.

99.

100.

101.

102.

06.05

Чтение и
анализ текста

10.05

Чтение и
анализ текста

7ч

«Лейтенантская проза».
В.П.Некрасов. «В окопах
Сталинграда»
«Деревенская проза». Обзор
повестей Б.А.Можаева «Живой»,
В.И.Белова «Привычное дело»

96.

Чтение и
анализ стихов

В.Г.Распутин: жизнь, творчество,
личность. Проблематика повести
«Прощание с Матёрой»
В.М.Шукшин: жизнь, творчество,
личность. Обзор литературного
творчества
Творчество А.В.Вампилова. Анализ
пьесы «Утиная охота» Творчество
Ф.А.Абрамова. Проблематика
повестей «Деревянные кони»,
«Пелагея», «Алька»
«Городская» проза Ю.В.Трифонова,
А.Г.Битова, Вл.С.Маканина. Анализ
повести Ю.В.Трифонова «Обмен»
Итоговый урок. Нравственные уроки
русской литературы XX –XXI века.

Чтение и
анализ текста

13.05
13.05

Чтение и
анализ текста

17.05

Чтение и
анализ текста

Приобщение детей к
культурному
наследию.
Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание.
Духовное и
нравственное
воспитание.
Популяризация
научных знаний.

сообщения

20.05
сообщения

20.05

24.05

Контроль обученности по литературе
№

Класс
11 «а»

Месяц
сентябрь

Контрольно-измерительный материал
Сочинение по творчеству И. Бунина и Куприна

2

11 «а»

октябрь

Сочинению по творчеству М. Горького.

3

11 «а»

ноябрь

Итоговое сочинение.

4

11 «а»

декабрь

Контрольная работа по литературным направлениям
Серебряного века.

5

11 «а»

январь

Сочинение по творчеству Маяковского и Есенина, Блока

6

11 «а»

февраль

7

11 «а»

март

8

11 «а»

апрель

9

11 «а»

май

1

Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»
Сочинение по роману «Тихий Дон»
Контрольная работа по творчеству поэтов 20 века
Контрольная работа по литературе 20 века.
Контрольная работа за курс 11 класса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».