Рабочая программа по русскому родному языку 5 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарнолингвистического цикла
Протокол № 5___
от «_10_»_06__2021

ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
на
педагогическом Директор МАОУ СОШ № 36
совете
___________Е.С. Анисимова
Протокол №__1______
Приказ № 196
от 31__»_08_ 2021г.
«_30__»__ 08
_2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Русский родной язык»
Класс: 5а, 5в
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Тихонова Е.И.,
учитель русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе:


Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и
дополнениями)
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
 Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования
(Одобрена
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18).
 Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский родной язык»
для образовательных организаций под. ред. О.М. Александровой. Примерная
программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной
язык и родная литература».
Учебник: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И.Богданов Русский родной
язык. 5 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2020 г.

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Русский язык
Предмет
5 а, 5в
Класс
Тихонова Е.И.
Учитель
2021-2022 учебный год
Срок
реализации
программы
Место в Обязательная часть: 34 ч.
Итого: количество часов в неделю __1___, в год ____34__
учебном
плане ОО
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит
УМК
из:
1.
Примерной программы по учебному предмету «Русский родной
язык» для образовательных организаций под редакцией О.М.Александровой.
2. Учебник: О.М.Александрова, О.В. Загоровская, С.И.Богданов Русский
родной язык. 5 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2020 г.
3.
Электронного сопровождения (презентации, индивидуальные
задания по темам)
Цели
задачи

и

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
 углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях
и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде
всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о
русском речевом этикете;
 совершенствование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать
с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Эти цели обусловливают следующие задачи:


дать учащимся представление о роли языка в жизни
общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского
языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области
фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики,
словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики,
а также формирование умений применять эти знания на практике;

развивать речь учащихся: обогащать их активный и
пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать
усвоению
норм
литературного
языка,
формированию
и
совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного
владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой
деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки.
Общая
характеристи
ка учебного
предмета

Особенность построения курса состоит в том, что содержание курса
русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного
процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения,
что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и
лингвистической и культуроведческой компетенций.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход,
предполагающий предъявление материала не в знаниевой, а в
деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной
направленности курса является важнейшим условием формирования
функциональной грамотности как способности человека максимально
быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать.
Основными
индикаторами
функциональной
грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть
всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать
устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно
излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в
процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и
правила русского речевого этикета и др.);

познавательные
универсальные
учебные
действия
(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую
цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или
опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск,
извлекать необходимую информацию из различных источников;
определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель
чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию
и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и
адекватно
формулировать
цель
деятельности,
планировать
последовательность действий и при необходимости изменять ее;
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на
видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие
речемыслительных способностей учащихся.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование
речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве
русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях
общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на
формирование навыков анализа языка, способности классифицировать
языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры,
формирование таких жизненно важных умений, как использование
различных видов чтения, информационная переработка текстов,
различные формы поиска информации и разные способы передачи её в
соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и
этическими
нормами
общения.
Таким
образом,
обучение
русскому(родному) языку в основной школе должно обеспечить
общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем
продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
Особенностью курса русского языка в 5 классе является глубокое
повторение изученного в начальной школе языкового материала, которое
сочетается с
пропедевтическим изложением основных сведений,
необходимых учащимся в дальнейшей практической работе с речевым и
языковым материалом. Критерием отбора таких лингвистических
понятий является их частотность употребления, а также системность их
представления в изучаемом курсе.
Пропедевтически параллельно с повторением изученного в
начальной школе материала в ходе учебного анализа текстов даются
понятия о видах глаголов, формирующих описание и повествование; об
основных подчинительных союзах, знание которых мотивирует
правильную пунктуацию в сложноподчиненном предложении; понятие о
словосочетании и простом предложении; понятие о составном сказуемом,
обращении, самых частотных вводных словах, использующихся в
рассуждении, о сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях и
об их схемах, понятие о диалоге и монологе, понятие о тексте, о
дифференциации типов речи: описании, повествовании и рассуждении.
Такая работа проводится в течение первой и второй четвертей.
Основны
е
образователь
ные
технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие
личности
обучающихся.
Игровые
технологии.
Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного
образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том
числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности
(самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным
компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления
слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников
крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких
выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание
диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного
своеобразия диалектизмов;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию,

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального
общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям; развитие в детской среде ответственности,
принципов коллективизмаи социальной солидарности;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества; воспитание ценностного отношения к отечественному
культурному, историческому и научному наследию, понимания значения литературы в
жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной литературы,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных
чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у
обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных,
стрессовых и конфликтных;
4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование
интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных
технологий; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления
поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве
мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется
посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения
образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных
интересов и потребностей;
8. Экологическое воспитание включает: развитие у детей и их родителей
экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов,
умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к

действиям, приносящим вред экологии.

В результате изучения родного языка ученик научится:


иметь основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия
(литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические,
лексические и лексико-фразеологические, стилистические), средства языка и
уметь ими пользоваться;
 коммуникативные качества речи и тенденции развития языка;
 правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в
зависимости от содержания, сферы и условий общения;
 понимать назначение стилей речи;
 правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с
конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед
собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения;
Ученик получит возможность научиться:








анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с
целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;
обнаруживать ошибки на всех уровнях структуры языка;
составлять официальные документы;
оформлять рефераты;
овладеть способами исследовательской деятельности;
владеть этикетными нормами и нормами
поведения в типичных
ситуациях;
владеть навыками публичного выступления, вести деловую беседу,
участвовать в полемике.

Содержание программы
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной
язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка
опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной
области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы)
соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского
языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
 В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение
которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и
материальной и духовной культуры русского народа, национальнокультурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами
русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего
и специфического в языках и культурах русского и других народов России и
мира, овладение культурой межнационального общения.
 Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у
учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию
русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры
подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи:
навыками сознательного и произвольного использования норм русского
литературного языка для создания правильной речи и конструирования
речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований
уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться ими.
 В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено
содержание, направленное на совершенствование видов речевой
деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи,
развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно
важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные
намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
понимать, анализировать и создавать тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства.
Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств
современного культурного человека. Русский язык — язык русской
художественной литературы. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как
хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и
явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные
танцы и т. п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа,
цвета и т. п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять
земель, цветущая калина — девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол,
красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса
Прекрасная, Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица и т. п.) в русских народных и
литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему веленью; сказка про белого
бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с
поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной
культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Краткая история русской
письменности. Создание славянского алфавита. Слова с суффиксами субъективной оценки
как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство
выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях
художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище
материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой
внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и
художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет
как изобразительные средства.
Слова
со
специфическим
оценочно-характеризующим
значением.
Связь
определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.
п. человека (барышня — об изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом,
неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой женщине и т. п., лиса — хитрая для
русских, мудрая для эскимосов; змея — злая, коварная для русских, символ долголетия,
мудрости — в тюркских языках и т. п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как
таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и
имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.
Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова: пАрить —
парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты
орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, до[жд]ём — до[ж’ж’]ём и т. п.).
Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь —
микровОлновая терапия). Роль звукописи в художественном тексте.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.
Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях
(фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с
языком жестов других народов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в
современном русском литературном языке.
Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная);
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учетом
стилистических норм современного русского языка (кинофильм — кинокартина — кино
— кинолента; интернациональный — международный; экспорт — вывоз; импорт —
ввоз; блато — болото; брещи — беречь; шлем — шелом; краткий — короткий;
беспрестанный — бесперестанный; глаголить — говорить — сказать — брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория
рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро,
авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных существительных (плащ-палатка, диванкровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род
аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я),
-ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) — корпусы
(туловища); образа (иконы) — образы (литературные); меха (выделанные шкуры) —
мехи (кузнечные); соболя (меха) — соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚
устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа
множественного числа существительных мужского рода (токари — токаря, цехи — цеха,
выборы — выбора, тракторы — трактора и др.).

Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы
речевого этикета в общении. Обращение в русском
речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности
употребления в качестве обращений собственных имен, названий людей по степени
родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу.
Обращение как показатель степенивоспитанности человека, отношения к собеседнику,
эмоционального состояния. Обращения в официальной и
неофициальной речевой
ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление
формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи.
Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон,
тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи:
монолог и диалог. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как
строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официальноделовой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на
уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык
художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка
фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения,
синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).

Тематическое планирование
№

Раздел. Тема урока

Колво
часов

Дата
провед
ения

Домашнее
задание

Язык и культура
1.

Наш родной русский язык

1

07.09

П.1 упр.8

2.

Из истории русской письменности.

1

14.09

П.2 упр.18

3.

Язык — волшебное зеркало мира и
национальной культуры
История в слове: наименование предметов
традиционной русской одежды
История в слове: наименование предметов
традиционного русского быта

1

21.09

П.3 упр.25

1

28.09

П.4 упр.30

1

05.10

П.5 упр.36

Образность русской речи: сравнение,
метафора, олицетворение
Образность русской речи: сравнение,
метафора, олицетворение
Живое слово русского фольклора.

1

12.10

П.6 упр.43

1

19.10

П.6 упр.48

1

26.10

П.7 упр.60

Меткое слово русской речи: крылатые
слова, пословицы, поговорки
10. Меткое слово русской речи: крылатые
слова, пословицы, поговорки
11. О чем может рассказать имена и названия
городов
Культура речи

1

09.11

П.8 упр.74

1

16.11

проект

1

23.11

П.9 упр.85

12. Современный русский литературный язык

1

30.11

П.10 упр.92

13. Русская орфоэпия. Нормы произношения и
ударения
14. Речь точная и выразительная. Основные
лексические нормы
15. Стилистическая окраска слова

1

07.12

П.11 упр.107

1

14.12

П.12 упр.128

1

21.12

П.13 упр.135

16. Речь правильная. Основные
грамматические нормы
17. Речевой этикет: нормы и традиции

1

28.12

П.14 упр.143

1

11.01

П.15 упр.151

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Речь.Текст
18. Язык и речь

1

18.01

П.16 упр.158

19. Средства выразительности устной речи.

1

25.01

П.17 упр.166

20. Формы речи: монолог и диалог

1

01.02

П.18 упр.170

21. Текст и его строение.

1

08.02

П.19 упр.178

22. Композиционные особенности
описания,повествования, рассуждения.

1

15.02

П.20 упр.183

Основные направления
воспитательной
деятельности
Гражданское воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование российской
идентичности;
Духовное и нравственное
воспитание;
Приобщение
детей
к
культурному наследию;
Популяризация научных
знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.

Гражданское воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование российской
идентичности;
Духовное и нравственное
воспитание;
Приобщение
детей
к
культурному наследию;
Популяризация научных
знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.
Гражданское воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование российской
идентичности;
Духовное и нравственное
воспитание;
Приобщение
детей
к
культурному наследию;
Популяризация научных
знаний

23. Композиционные особенности
описания,повествования, рассуждения.
24. Средства связи предложений и частей
текста
25. Функциональные разновидности языка.

1

22.02

П.20 упр.188

1

01.03

П.21 упр.192

1

15.03

П.22 упр.197

26. Разговорная речь. Просьба, извинение.

1

22.03

П.23 упр.205

27. Официально-деловой стиль. Объявление

1

05.04

П.24 упр.210

28. Научно-учебный подстиль. План ответа на
уроке, план текста.
29. Публицистический стиль. Устное
выступление
30. Язык художественной литературы.
Литературная сказка. Рассказ
31. Язык художественной литературы.
Литературная сказка. Рассказ
32. Особенности языка фольклорных текстов.

1

12.04

П.25 упр.214

1

19.04

П.26 упр.221

1

26.04

П.27 упр.224

1

03.05

П.27 упр.226

1

10.05

П.28 упр.230

33. Особенности языка фольклорных текстов.

1

17.05

П.28 упр.232

34. Итоговая контрольная работа

1

24.05

Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».