Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от«30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Русский родной язык» Класс: 6б Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Баханова О.П., учитель русского языка и литературы высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18). Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020. – 147 с. Учебник: Русский родной язык. 6класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др. – 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2020г Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Русский родной язык 6б Баханова О.П. 2021-2022 учебный год Обязательная часть: 34 ч. Итого: количество часов в неделю __1___, в год ____34__ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020. – 147 Цели и задачи 2. Учебник: Русский родной язык. 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др. – 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2020 Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Эти цели обусловливают следующие задачи: дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; Общая характеристи ка учебного предмета формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. Особенность построения курса состоит в том, что содержаниекурса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не в знаниевой, а в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия(ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся. Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому(родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях. Особенностью курса русского языка в 6 классе является глубокое повторение изученного в начальной школе языкового материала, которое сочетается с пропедевтическим изложением основных сведений, необходимых учащимся в дальнейшей практической работе с речевым и языковым материалом. Критерием отбора таких лингвистических понятий является их частотность употребления, а также системность их представления в изучаемом курсе. Пропедевтически параллельно с повторением изученного в начальной школе материала в ходе учебного анализа текстов даются понятия о видах глаголов, формирующих описание и повествование; об основных подчинительных союзах, знание которых мотивирует правильную пунктуацию в сложноподчиненном предложении; понятие о словосочетании и простом предложении; понятие о составном сказуемом, обращении, самых частотных вводных словах, использующихся в рассуждении, о сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях и об их схемах, понятие о диалоге и монологе, понятие о тексте, о дифференциации типов речи: описании, повествовании и рассуждении. Такая работа проводится в течение первой и второй четвертей. Основные образовательн ые технологии Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Личностные результаты: 1. Гражданское воспитание: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитие у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использование информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей: осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. Метапредметные результаты: - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности; - развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Предметные результаты: - умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; - понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью. - понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; - определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов; - овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; - соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета; - использование различных словарей, в том числе мультимедийных; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; В результате изучения родного языка ученик научится: иметь основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексикофразеологические, стилистические), средства языка и уметь ими пользоваться; коммуникативные качества речи и тенденции развития языка; правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения; понимать назначение стилей речи; правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения; Ученик получит возможность научиться: анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка; обнаруживать ошибки на всех уровнях структуры языка; составлять официальные документы; оформлять рефераты; овладеть способами исследовательской деятельности; владеть этикетными нормами и нормами поведения в типичных ситуациях; владеть навыками публичного выступления, вести деловую беседу, участвовать в полемике. Содержание программы Раздел 1. Язык и культура Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.). Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Речевой этикет Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Текст как единица языка и речи Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответдобавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Итоговый урок Календарно-тематическое планирование № Раздел Тема урока Кол-во часов Дата проведения Домашнее задание 1. Язык и культура Из истории русского литературного языка 1 01.09. П.1, упр.3 2. Диалекты как часть народной культуры 1 08.09. Сообщение "Роль Пушкина в становлении Русского литературного языка", п.2 3. 1 15.09. П.3, упр.22 4. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур Особенности освоения иноязычной лексики 1 22.09. Пример 5 предложений с диалектными словами, п.4. 5. Современные неологизмы 1 29.09. П.5,упр.38 6. Отражение во фразеологии истории и культуры народа Отражение во фразеологии истории и культуры народа 1 06.10. П.6, упр.46 1 13.10. 10 примеров заимствованных слов (с указанием из какого языка заимствовано слово) 8. Современные фразеологизмы 1 20.09. П.7, упр.52 9. Урок-игра «Мир фразеологизмов» 1 27.10. Упр.56 1 10.11. П.8, упр.60 1 17.11. упр.70, п.9 12. Стилистические особенности произношения и ударения Нормы произношения отдельных грамматических форм. Особенности произношения и ударения Синонимы и точность речи 1 24.11. упр.74, 82, п.10 13. Антонимы и точность речи 1 01.12. П.11, упр.89 14. Лексические омонимы и точность речи 1 08.12. П.12, упр.95 15. Комплексный анализ текста 1 15.12. упр.79 7. 10. 11. Культура речи Основные направления воспитательной деятельности Приобщение детей к культурному наследию. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний Приобщение детей к культурному наследию. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных 16. Особенности склонения имён собственных 1 22.12. упр.82, п.13 17. Нормы употребления имён существительных 1 29.12. П.14. упр.113 18. 1 12.01. П.15. упр.127 19. Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений Речевой этикет 1 19.01. П.16,упр.137 20. Контрольная работа №1 по теме «Культура речи» 1 26.01. Эффективные приёмы чтения 1 02.02. П.17, упр.149 22. Этапы работы с текстом 1 09.02. П.18. упр.154 23. Этапы работы с текстом. Урок-практикум 1 16.02. Упр.156 24. Тематическое единство текста 1 02.03. П.19, упр.159 25. Тексты описательного типа 1 09.03 П.20, упр.165 26. Тексты описательного типа 1 16.03 Упр.169 27. 1 23.03.. П.21. упр.172 1 06.04. Упр.174 29. Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина Научный стиль. Словарная статья 1 13.04. П.22.упр.179 30. Научное сообщение. Устный ответ 1 20.04. П.23. упр.188 31. Виды ответов. 1 27.04. 32. Комплексный анализ текста 1 04.05. Упр.190 33. Комплексный анализ текста 1 11.05. П.24. упр.198 34. Итоговая контрольная работа 1 25.05 21. 28. Речь.Текст знаний Приобщение детей к культурному наследию. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний Контроль обученности по предмету № Класс Месяц Контрольно-измерительный материал 1. 6б сентябрь Современные фразеологизмы 2. 6б октябрь Контрольная работа 3. 6б ноябрь Практическая работа 4. 6б декабрь Комплексный анализ текста 5. 6б январь Контрольная работа №1 по теме «Культура речи» 6. 6б февраль Этапы работы с текстом. Урок-практикум 7. 6б март Учебный доклад 8. 6б апрель Сочинение-рассказ 9. 6б май Комплексный анализ текста 10. 6б май Итоговая контрольная работа