Рабочая программа по русскому родному языку 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № 5___
от 10_»_06__2021

ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
на
педагогическом Директор МАОУ СОШ № 36
совете
___________Е.С. Анисимова
Протокол №__1______
Приказ № 196
от 31__»_08_ 2021г.
«_30__»__ 08
_2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Русский родной язык»
Класс: 7а
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Тихонова Е.И., учитель русского языка и
литературы высшей категории


Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
 Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18).
 Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций под. ред. О.М. Александровой. Примерная программа
разработана на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету
«Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная
литература».
Учебник: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И.Богданов Русский родной язык.
7 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2020 г.

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок
реализации
программы
Место в
учебном
плане ОО
УМК

Цели и
задачи

Русский родной язык
7 «а»
Тихонова Е.И.
2021-2022 учебный год
Обязательная часть: 34 ч.
Итого: количество часов в неделю __1__, в год ___34__
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1.
Примерной программы по учебному предмету «Русский
родной язык» для образовательных организаций под редакцией О.М.
Александровой.
2. Учебник: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов
Русский родной язык. 7 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2020 г.
3.
Электронного сопровождения (презентации, индивидуальные
задания по темам)
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе
являются:








воспитание гражданина и патриота; формирование представления
о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к
родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного
языка; воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России; овладение культурой межнационального
общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным
языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких
явлениях и категориях современного русского литературного
языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах
русского литературного языка; о национальной специфике
русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и
фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском
речевом этикете;
совершенствование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск,

извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

Общая
характерис
тика
учебного
предмета

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление
уникальное: он является средством общения и формой передачи
информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной
культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в
процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,
которые во многом определяют достижения человека практически во
всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа
формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает
поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры. Изучение русского языка и владение им –
могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры
и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к
культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие
людей, участвует в формировании сознания, самосознания и
мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком
определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении
способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно
выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать
и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в
ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует
навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и
коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами, имеет особый статус: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество

усвоения всех других школьных предметов,
способствует овладению будущей профессией.

а

в

дальнейшем

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка
как инструмента познания национальной культуры и самореализации в
ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому
учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
«Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается
расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой
системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой,
государством и обществом. Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности,
те
языковые
аспекты,
которые
обнаруживают
прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к
фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование преставлений школьников о сходстве и различиях
русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков,
национальных традиций и культур народов России и мира; расширение
представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке
как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию
патриотического
чувства,
гражданственности,
национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей
страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке
как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик
литературного языка, что способствует преодолению языкового
нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций
языковой кодификации.
Программой
предусматривается
расширение
и
углубление
межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не
только в филологических образовательных областях, но и во всём
комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного
циклов.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех
школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов
освоения основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку, заданных соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области
«Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а

Основные
образовател
ьные
технологии

также особенностями функционирования русского языка в разных
регионах Российской Федерации.
Технология дифференцированного обучения, направленная на
развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии.
Информационные.
Проектные.
Технологии
личностноориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии.
Тестовые технологии.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная
литература" должны отражать:
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц
и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка,
основными
нормами
родного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Обучающийся научится:
- взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
проводить
различные
виды
анализа
слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного
языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Обучающийся получит возможность научиться:
- систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и
единиц;
- использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
- ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и

интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
- владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных
целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям; развитие в детской среде ответственности, принципов
коллективизмаи социальной солидарности;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества; воспитание ценностного отношения к отечественному культурному,
историческому и научному наследию, понимания значения литературы в жизни современного
общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной литературы, заинтересованности в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств;
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование
интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных
технологий; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления
поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве

мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний
по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности,
готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к
осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется
посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных
знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом
личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
8. Экологическое воспитание включает: развитие у детей и их родителей
экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов,
умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.

Содержание программы

Язык и культура (7 ч.)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события
и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова
как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни
обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы
как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по
степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным
запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор,
диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов
как проблема культуры речи.
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место
русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка
в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Культура речи (9 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы
ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего
времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с
непроизводными предлогами (на дом‚ на гору).
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного
числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий –
висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚
деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь –
машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать,
облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚
сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление
грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный
(несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие
и сопровождающие жесты.
Ученик научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа
— носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных
народов России и мира.

Речь. Речевая деятельность. Текст (16+2 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.
Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные,
рамочные
(дедуктивно-индуктивные),
стержневые
(индуктивно-дедуктивные)
структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты
аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,
реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать
содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной
форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную
мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового,
художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную
информацию, комментировать её в устной форме;
Ученик получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в
том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать
содержание
прочитанных
учебно-научных,
публицистических
(информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с
ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного,
выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки
зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,
в том числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на
решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с
содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной
направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой
доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий
общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого
этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на
социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о
событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать
в
практике
письма
основные
лексические,
грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Тематическое планирование
№

Раздел. Тема урока

Раздел 1 «Язык и культура»

Кол-во
часов

Дата
провед
ения

Домашнее
задание

7ч

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

07.09

§1 упр.13

2.

Устаревшие слова — живые свидетели истории.
Историзмы.

1

14.09

§2 упр.19

3.

Архаизмы в составе устаревших слов русского
языка

1

21.09

§3 упр.44

4.

Употребление устаревшей лексики в новом
контексте

1

28.09

§4 упр.50

5.

Употребление иноязычных слов как проблема
культуры речи.

1

05.10

§5 упр.56

6.

Проект «Язык живёт вместе с жизнью народа»
(В.Г.Белинский)

1

12.10

§5 упр.63

7.

Контрольная работа по теме «Язык и культура»

1

19.10

§5 упр.64

Раздел 2 «Культура речи»

9ч

8.

Основные орфоэпические нормы русского
литературного языка.

1

26.10

§6 упр.67

9.

Ударение

1

09.11

§6 упр.70

16.11

§7 упр.73

10. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях,
наречиях
11. Трудные случаи употребления паронимов

1

23.11

§8 упр.83

12. Трудные случаи употребления паронимов.
Практическая работа

1

30.11

§8 упр.88

13. Типичные грамматические ошибки

1

07.12

§9 упр.92

14. Типичные грамматические ошибки.
Практическая работа

1

14.12

§9 упр.102

15. Традиции русской речевой манеры общения

1

21.12

§10
упр.107

16. Нормы русского речевого и невербального
этикета

1

28.12

§11
упр.115

17. Контрольная работа по теме «Культура речи»

1

11.01

Работа со
словарями

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение
детей
к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.
Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение
детей
к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.

Раздел 3 «Речь. Речевая деятельность. Текст»

16ч

18. Речь: функции, приемы построения, виды
речевой деятельности

1

18.01

§12
упр.118

19. Традиции русского речевого общения

1

25.01

§12
упр.122

Текст. Виды абзацев

1

01.02

§13
упр.129

21. Заголовки текстов, их типы

1

08.02

§14
упр.137

22. Разговорная речь.

1

15.02

§15
упр.140

23. Спор и дискуссия

1

22.02

§15
упр.144

24. Публицистический стиль.

1

01.03

§16
упр.147

25. Р/Р Создание собственного произведения в
публицистическом жанре.

1

15.03

Творческа
я работа

26. Путевые заметки.

1

22.03

§16
упр.149

27. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности

1

05.04

§17
упр.153

28. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности (практическая работа)

1

12.04

проект

29. Язык художественной литературы.

1

19.04

§18
упр.156

30. Язык художественной литературы(анализ
текста)

1

26.04

§18
упр.159

31. Язык художественной литературы(анализ
текста)

1

03.05

§18
упр.160

32. Притча

1

10.05

проект

33. Контрольная работа по теме «Речь. Речевая
деятельность. Текст»

1

17.05

Работа со
словарями

20.

Повторение изученного
34. «Язык сближенья и язык общенья».
Заключительное занятие.

1ч
1

24.05

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение
детей
к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.

Контроль обученности по предмету
1

Класс
7 «а», 7 «в»

Месяц
сентябрь

Контрольно-измерительный материал
Творческая работа

2

7 «а», 7 «в»

октябрь

Сочинение

3

7 «а», 7 «в»

ноябрь

Контрольный диктант

4

7 «а», 7 «в»

декабрь

Контрольный диктант

5

7 «а», 7 «в»

январь

Тестирвание

6

7 «а», 7 «в»

февраль

Учебный доклад

7

7 «а», 7 «в»

март

Контрольная работа

8

7 «а», 7 «в»

апрель

Сочинение-рассказ

9

7 «а», 7 «в»

май

Контрольное тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».