Рабочая программа по русскому родному языку 10 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарнолингвистического цикла
Протокол № 5___
от «_10_»_06__2021

ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
на
педагогическом Директор МАОУ СОШ № 36
совете
___________Е.С. Анисимова
Протокол №__1______
Приказ № 196
от 31__»_08_ 2021 г.
«_30__»__ 08
_2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Русский родной язык»
Класс: 10а
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Тихонова Е.И., учитель русского языка и
литературы высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями
и дополнениями);
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р)
 Примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для
10-11 классов (70 часов)/ Под общ. редакцией М.В. Бабкиной. - Курск: ООО
«Учитель», 2019. - 25 с.
г. Улан-Удэ, 2021г.

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок
реализации
программы
Место в
учебном
плане ОО
УМК

Цели и
задачи














Русский родной язык
10 «а»
Тихонова Е.И.
2021-2022 учебный год
34 ч.
Итого: количество часов в неделю __1___, в год ___34_
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1. Примерная программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 10-11 классов (70 часов)/ Под общ. редакцией М.В.
Бабкиной. - Курск: ООО «Учитель», 2019. - 25 с.
2. Учебник Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык.
10-11 классы Изд-во М.: Русское слово, 2017г.
3. Русский язык Цыбулько И.П. Типовые экзаменационные варианты
ЕГЭ. Издательство «Национальное образование», 2021
4. Электронное сопровождение (презентации, КИМы)
Изучение родного (русского) языка в 10 классе направлено на
достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков
самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору
профессии; к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных
единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функциональностилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных
интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к
языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения
нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать
варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в
том числе в профессионально ориентированной сфере общения;
совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в
различных сферах и ситуациях общения.
Задачи обучения:
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе;
овладение способами познавательной деятельности, информационнокоммуникативной и рефлексивной;
освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой),

культуроведческой компетенций.

Общая
характерист
ика учебного
предмета







Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает
поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее
средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к
культурно-историческому опыту человечества.
Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами
интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои
мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать
информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах
современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и
коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но
и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других
школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей
профессией.
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству
языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне
существования языка: к многообразным связям русского языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом.




Основные
образователь
ные
технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие
личности
обучающихся.
Игровые
технологии.
Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного
образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
1.
1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.

8.
2.
1.

2.

3.

4.
5.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданское воспитание:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и
культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Патриотическое воспитание:
создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и
других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по
формированию российской гражданской идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания;
повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего
ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах,
происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции
по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб,
флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детскогопознавательного туризма.

3. Духовное и нравственное воспитание:
1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровьяи инвалидам;
4. расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными
организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том
числе традиционными религиозными общинами;
5. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

6. оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Приобщение детей к культурному наследию:
1. эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том
числе
литературного,
музыкального,
художественного,
театрального
и
кинематографического;
2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям;
3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
4. увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
5. создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей;
6. развитие музейной и театральной педагогики;
7. поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры,
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских
культурных, нравственных и семейных ценностей;
8. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детскогопознавательного туризма.
5 . Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
2. создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира
и общества.
7 .Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется
посредством:
1. воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
2. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
3. содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
8. Экологическое воспитание включает:
1. развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к
родной земле, природным богатствам России и мира;
2. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии

Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;

 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
 готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты:









осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как
развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
распознавание, характеристика понимание и истолкование значения фразеологических
оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в
современных ситуациях речевого общения; понимание и истолкование значения крылатых
слов и выражений;
понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных
культур; понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения
лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление
иноязычных слов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних
факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном
русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета;
понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым
этикетом других народов.
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся научатся:










осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни
человека;
объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и
комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом,
правильно употреблять их в речи;
понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов,
уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным
нормам современного литературного языка;
использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения
этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета;



создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;•
Учащиеся получат возможность научиться:







понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова,
заимствованные русским языком из языков народов России и мира;
определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов
лексики между активным и пассивным запасом слов;
правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение
извинений и др.;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять
речевой агрессии.

Содержание курса (34ч)
Язык и культура (10 ч)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский
язык в Российской Федерации и в современном мире - в международном и межнациональном
общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц
разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные
тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» - рождение новых
слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая
переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Культура речи (12ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в
современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с
речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной
речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в
современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской
культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие
эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы
подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические
тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство
беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое
поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи.
Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и
справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность,
неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их
предписывающий характер. Резюме, автобиография. Разговорная речь. Фонетические,
интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися
средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические
фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Календарно–тематическое планирование по русскому родному языку, 10 класс
№

Название тем, уроков

1

1. 1 и культура.
Язык
1
Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире

2

Система русского языка, его единицы и уровни.
Русский язык как развивающееся явление

3

4

Основные тенденции активных процессов в
современном русском языке. «Неологический бум»
русского языка в 21 веке, его причины
Изменение значений и переосмысление
имеющихся в русском языке слов, их
стилистическая переоценка

Колво
часо
в

сообщения
02.09

1

Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни
современного общества»

1

7

Контрольная работа в форме теста по теме
«Развитие современного русского языка»

1

8

Анализ контрольной работы

1

10

11

Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости

23.09

сообщения

30.09

сообщения

21.10

проект

14.10

задания ЕГЭ

28.10

задания ЕГЭ

11.11

задания ЕГЭ

18.11

задания ЕГЭ

25.11

задания ЕГЭ

02.12

задания ЕГЭ

09.12

задания ЕГЭ

1

1

1

1

13

Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов, предложений с косвенной речью.

1

Основные направления
воспитательной
деятельности

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.

07.10

12ч

Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка

Типичные ошибки в построении сложных
предложений. Нарушение видовременной

сообщения

проект

12

14

16.09

1

6

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка. Речевая
избыточность и точность. Типичные ошибки,
связанные с речевой избыточностью.

сообщения

1

1

9

09.09
1

Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни
современного общества»

Основные орфоэпические нормы современного
русского языка. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.

Домашнее
задание

8ч

5

Культура речи.

Дата
прове
дения

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.

соотнесенности глагольных форм.

15

Этика и этикет в электронной среде общения.
Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернетполемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях
делового общения.

1

17

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура
речи?»

1

18

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура
речи?»

1

19

20

Анализ контрольной работы
Речь. Речевая деятельность. Текст.

21

Понятие речевого (риторического) идеала,
эффективности речевого общения.

22

Оратория: мастерство публичного выступления.
Принципы подготовки к публичной речи.

23

Техника импровизированной речи. Средства
речевой выразительности: «цветы красноречия».
Риторика остроумия

1

13.01
20.01

задания ЕГЭ

27.01

задания ЕГЭ

14ч
задания ЕГЭ
1

03.02
10.02

задания ЕГЭ

17.02

задания ЕГЭ

24.02

задания ЕГЭ

1

1

25

Риторика делового общения. Спор, дискуссия,
полемика

1

26

Р/р Публичное выступление (практическое
занятие)

1

27

Р/р Публичное выступление (практическое
занятие)

1

задания ЕГЭ
03.03
10.03

задания ЕГЭ

17.03

задания ЕГЭ

24.03

задания ЕГЭ

1

29

Язык художественной литературы. Разговорная
речь

1

30

Контрольная работа в форме теста по теме
«Функциональные разновидности языка»

1

Анализ контрольной работы

30.12

1

1

31

задания ЕГЭ

задания ЕГЭ

Категория монолога и диалога как формы речевого
общения

28

23.12

задания ЕГЭ

24

Функциональные разновидности языка.
Публицистический, научный, официально-деловой
стили речи

задания ЕГЭ

1

16

Контрольная работа в форме теста по теме
«Современные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы русского языка»

16.12

задания ЕГЭ

1

07.04
14.04

задания ЕГЭ

21.04

задания ЕГЭ

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.

32
33
34

Защита проектов по предложенной теме
Защита проектов по предложенной теме
Резервный урок

1

28.04

1

05.05

1

19.05

задания ЕГЭ
задания ЕГЭ
задания ЕГЭ

Контроль обученности по предмету
Класс
10 «а»

Месяц
сентябрь

Контрольно-измерительный материал
Творческая работа

10 «а»

октябрь

Контрольная работа

10 «а»

ноябрь

Контрольная работа (задания в формате ЕГЭ)

10 «а»

декабрь

Сочинение-рассуждение.

10 «а»

январь

10 «а»

февраль

Практическая работа: контрольное упражнение (задания
в формате ЕГЭ).
Контрольная работа. Готовимся к ЕГЭ. Тест.

10 «а»

март

10 «а»

апрель

10 «а»

май

Контрольное сочинение. Готовимся к ЕГЭ. Тест.
Контрольная работа
Защита проектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».