Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Русский родной язык» Класс: 11а Уровень образования: среднее общее образование Уровень изучения предмета – базовый Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Баханова О.П., учитель русского языка и литературы высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) • Примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 10-11 классов (70 часов)/ Под общ. редакцией М.В. Бабкиной. - Курск: ООО «Учитель», 2019. - 25 с. Учебник Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы Изд-во М.: Русское слово, 2020 г. г.Улан-Удэ, 2021г. Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Русский родной язык 11 «а» Баханова О.П. 2021-2022 учебный год 34 ч. Итого: количество часов в неделю __1___, в год ___34_ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Примерная программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 10-11 классов (70 часов)/ Под общ. редакцией М.В. Бабкиной. Курск: ООО «Учитель», 2019. - 25 с. 2. Учебник Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы Изд-во М.: Русское слово, 2020 г. Цели изучения предмета «Русский родной язык»: •качественное повышение уровня речевой культуры; •формирование коммуникативной компетенции, умения организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуациями общения; •повышение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; •формирование умения оценивать речевое поведение в разных сферах общения. Важнейшими задачами учебного предмета «Русский родной язык» являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственноинтеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Общая характерист ика учебного предмета Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией. В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Основные образователь ные технологии Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые личностные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» 1. Гражданское воспитание: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитие у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использование информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей: осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; Планируемые метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные результаты Учащийся научится: – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; – использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; – создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); – выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; – подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста; – использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основ ную мысль; – извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; – преобразовывать текст в другие виды передачи информации; – выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; – соблюдать культуру публичной речи; – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Учащийся получит возможность научиться: – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); – отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; – использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; – выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; – проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; – сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; – создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; – соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; – соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; – соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; – осуществлять речевой самоконтроль; – совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки Содержание курса (34ч) Язык и культура (5 ч) Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка. Культура речи (18ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. Основные лексические нормы современного русского литературного языка Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Г оголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества». Основные грамматические нормы современного русского литературного языка Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Речевой этикет Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч.) Язык и речь. Виды речевой деятельности Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты. Текст как единица языка и речи Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом. Резерв учебного времени - 1 ч. Календарно–тематическое планирование по русскому родному языку № Название тем, уроков Количе ство часов 1. 1 и культура. Язык 2 3 4 Язык и речь. Язык и художественная литература Тексты художественной литературы как единство формы и содержания Р/р Практическая работа с текстами русских писателей Р/р Практическая работа с текстами русских писателей Н. Помяловский о разнообразии языка. 5 7 8 9 10 11 12 1 02.09 сообщения 1 1 1 09.09 задания ЕГЭ 16.09 задания ЕГЭ 23.09 30.09 задания ЕГЭ анализ статьи 1 Культура речи. 6 Домашнее задание Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.Гоголя и др. русских писателей. Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» Основные направления воспитательно й деятельности 5ч 1 1 Дата Приобщение детей к культурному наследию. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. 18 ч 1 07.10 задания ЕГЭ 14.10 задания ЕГЭ 21.10 сообщения 28.10 сообщения 11.11 проект 18.11 проект 25.11 анализ статьи 1 1 1 1 1 1 Приобщение детей к культурному наследию. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. 13 14 15 16 17 18 19 20 Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» Анализ контрольной работы Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении Этапы делового общения 1 1 1 1 02.12 задания ЕГЭ 09.12 задания ЕГЭ 16.12 сообщения 23.12 практическая работа 13.01 задания ЕГЭ 20.01 практическая работа 27.01 сообщения 03.02 сообщения 1 1 1 1 21 Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. 1 10.02 сообщения 22 Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка» 1 17.02 задания ЕГЭ 24.02 задания ЕГЭ 23 Анализ контрольной работы Речь. Речевая деятельность. Текст. 24 25 26 27 Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты Признаки текста. Виды связей предложений в тексте Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. 1 11ч 1 03.03 проект 10.03 проект 1 17.03 задания ЕГЭ 1 24.03 задания ЕГЭ 1 Приобщение детей к культурному наследию. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание. Виды преобразования текста. Корректировка текста. 28 Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат 1 07.04 практическая работа 29 Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом 1 14.04 анализ статьи 30 Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» 1 21.04 задания ЕГЭ 28.04 задания ЕГЭ 05.05 проект 12.05 проект 19.05 задания ЕГЭ 31 32 33 34 Анализ контрольной работы 1 Защита проектов по предложенной теме Защита проектов по предложенной теме Резервный урок 1 1 1 Трудовое воспитание и профессиональн ое самоопределение Популяризация научных знаний. Контроль обученности по предмету Класс 11 «а» Месяц сентябрь 11 «а» ноябрь 11 «а» декабрь 11 «а» февраль 11 «а» март 11 «а» апрель 11 «а» май Контрольно-измерительный материал Р/р Практическая работа с текстами русских писателей Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка» Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» Защита проектов