Рабочая программа по родной русской литературе 9 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № __5____
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № __196_____
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Родная русская литература»
Класс: 9а, 9б
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Николаева В.А.,
учитель русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе:

 Федеральный государственный стандарт основного общего образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями)
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р)
 Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»
для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования. Н. В. Беляева, М. А. Аристова, Ж.Н. Критарова, / Одобрена
решением федерального учебно-методического объединением по общему
образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)
Учебное пособие для общеобразовательных организаций: О.М. Александрова и др.
Родная русская литература. 9 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2021 г.

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предме
т
Класс
Учитель
Срок
реализации
программы
Место в
учебном
плане ОО
УМК

Цели и
задачи

Родная (русская) литература
9 «а», 9 «б»
Николаева В.А.
2021-2022 учебный год
Обязательная часть: 34 ч.
Итого: количество часов в неделю __1__, в год ___34__
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
-Примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» для образовательных организаций, реализующих программы
основного общего образования. Разработчики: Н. В. Беляева, доктор
педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»; М. А. Аристова, кандидат
педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»; Ж.Н. Критарова, кандидат
педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»/ Одобрена решением федерального
учебно-методического объединением по общему образованию (протокол от
17 сентября 2020 г. № 3/20)
-Учебное пособие для общеобразовательных организаций: О.М.
Александрова и др. Родная русская литература. 9 класс. Изд-во М.:
Просвещение, 2021 г.
Цели: воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием
и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от
принадлежности к многонациональному народу России;
•
формирование познавательного интереса к родной русской
литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю
историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в
культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному
наследию;
•
осознание исторической преемственности поколений, формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за
сохранение русской культуры;
•
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих
способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности в многонациональном российском государстве.

•

Задачи: приобщение к литературному наследию русского народа в
контексте единого исторического и культурного пространства России,
диалога культур всех народов Российской Федерации;
•
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к
поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
•
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной
историей, формирование представлений о многообразии национально-

Общая
характерист
ика учебного
предмета

специфичных форм художественного отражения материальной и духовной
культуры русского народа в русской литературе;
•
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся
явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов
Российской Федерации, их взаимовлияния;
•
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в
родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
•
формирование опыта общения с произведениями
родной
русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
•
накопление опыта планирования собственного досугового чтения,
определения и
обоснования собственных читательских
предпочтений произведений родной русской литературы;
•
формирование
потребности в
систематическом
чтении
произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
•
развитие
умений
работы
с
источниками
информации,
осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из
различных источников, включая Интернет, и др.
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной
художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций
гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и
культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной
языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога
культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет
рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство
воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре
народов Российской Федерации и мира, формирования культуры
межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература»
учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом
«Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)»
способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры,
коммуникативной и межкультурной компетенций.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на
удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы
как особого, эстетического, средства познания русской национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская)
литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные
родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на
изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса литературы, входящего в
предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает
произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача –
расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их
знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской
классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими

национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут
быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со
спецификой курса.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5–9
классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического,
концентрического и хронологического принципов. Содержание программы
для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и
современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности
(добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость,
великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.).
Содержание программы направлено на достижение результатов
освоения основной образовательной программы основного общего
образования в части требований, заданных федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования к предметной
области «Родной язык и родная литература» . Программа учебного предмета
«Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и
поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную
область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской
литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по
своему содержанию характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах
Российской Федерации.
В Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении
изменений в Стратегию государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом
Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»
отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность основана на
сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам,
населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество
объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на
сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и
культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором
заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как
уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую
Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую
культуру» .
В соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта к предметным результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Родная литература»
курс родной русской литературы направлен на формирование представлений
о родной литературе как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, а также на развитие
способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие этнокультурные традиции.

Основные
образователь
ные
технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие
и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии.
Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного
образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)» должны отражать:
• осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной;
понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
• способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию,
уважительное отношение к труду;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости
художественной культуры народов России и стран мира;
• способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
• неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное
отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального
общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств;
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса
детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества;

формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню
развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету,
необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и
информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными
текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем.
7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется
посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных
знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом
личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, желание больше узнать;

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных
действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Учащийся научится:
 планированию пути достижения цели;
 установлению целевых приоритетов;
 оценивать уровень владения тем или иным

учебным действием (отвечать на вопрос «что я не
знаю и не умею?»).
 учитывать условия выполнения учебной задачи;

 осуществлять

итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения
и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач; • навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)» должны отражать:
• понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое
пространство
своего
народа;
осознание
коммуникативно-эстетических
возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной
русской литературы;
• проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры,
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и
мира;
• понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы
и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
• осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного
диалога с культурами народов России и мира;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими
традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях
родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки
по поводу прочитанного;

• применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании;
умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
• накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной
русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Учащийся научится:











строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:
• развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе
Петербурга и российской степи в русской литературе;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских
Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
• развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой
Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о
нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
развитие
умений
осознанно
воспринимать
художественное
произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных
читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ
художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно
сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя
актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её
обработки и презентации.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения;






для

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения;
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.


Содержание программы
Введение. (1 час)
Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в
культурном наследии страны
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (12 ч)
Преданья старины глубокой (4 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (4 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы (4 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (11 ч)
Праздники русского мира (6ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (5 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (10 ч)
Не до ордена – была бы Родина (4ч)
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (2 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (2 ч)

Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (2 ч)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

Выпускник научится:
 определять художественные особенности литературы XX века;
 находить основные сведения о жизни и творчестве писателей;
 определять образную природу словесного искусства;
 анализировать содержание изученных произведений;
 составлять структуру эссе;
 определять особенности художественных текстов разных жанров;
 определять жанры текста.
Выпускник получит возможность научиться:
 Характеризовать изученные понятия;
 сопоставлять, сравнивать, анализировать тексты;
 выполнять анализ текстов, используя литературоведческие термины;
 сравнивать героев;
 определять тему, идею, проблему текстов;
 писать эссе по заданной теме;
пишут отзыв, рецензию на самостоятельно прочитанное произведение

Тематическое планирование
№

Раздел

1.

Введение
1 ч.

Тема урока

2.

Своеобразие курса родной литературы в 9
классе. Значение художественного
произведения в культурном наследии страны
РОССИЯ
– Преданья старины глубокой Отечественная
РОДИНА МОЯ война 1812 года в русском фольклоре и
литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…»

3.

Кол-во часов Дата
проведе
ния
1
07.09.

Домашнее
задание
конспект

1

14.09.

Читать
произведен
ие

Преданья старины глубокой В. А. Жуковский.
«Певец во стане русских воинов»

1

21.09.

4.

Преданья старины глубокой А. С. Пушкин.
«Полководец», «Бородинская годовщина»

1

28.09.

5.

Преданья старины глубокой М. И. Цветаева.
«Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года»
Города земли русской (4 ч)
Петербург в русской литературе. А. С. Пушкин.
«Город пышный, город бедный…»
Города земли русской
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»

1

05.10.

Анализ
эпизода
Читать
произведен
ие
Творческая
работа

1

12.10.

1

19.10.

Города земли русской
Д. С. Самойлов. «Над Невой»

1

26.10.

6.

7.

8.

Читать
произведен
ие
Средства
художестве
нной
выразитель
ности
Читать
произведен

Популяризация научных
знаний.
Эстетическое воспитание.
Духовное и нравственное
воспитание.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Популяризация научных
знаний.
Патриотическое воспитание
и формирование российской
идентичности.
Эстетическое воспитание.
Гражданское воспитание.

Города земли русской
Л.
В.
Успенский.
«Записки
старого
петербуржца»
Родные просторы (4 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…»

1

09.11.

1

16.11.

1

23.11.

12.

Родные просторы. П. А. Вяземский. «Степь». И.
З. Суриков. «В степи».
Родные просторы. А. П. Чехов. «Степь»

1

30.11.

13.

Проект «Родная земля моя»

1

07.12.

Праздники русского мира .Августовские Спасы

1

14.12.

15.

Праздники русского мира. К. Д. Бальмонт.
«Первый спас».

1

21.12.

16.

Праздники русского мира. Б. А. Ахмадулина.
«Ночь упаданья яблок».

1

28.12.

17.

Праздники русского мира. Е. А. Евтушенко.
«Само упало яблоко с небес…»
Праздники русского мира. Е. И. Носов.
«Яблочный спас».

1

11.01.

1

18.01.

19.

Проект «Традиции моего народа»

1

25.01.

20.

Тепло родного дома.
Родительский дом

1

01.02.

2122
2324

Тепло родного дома. А. П. Платонов. «На заре
туманной юности» (главы).
Тепло родного дома. В. П. Астафьев. «Далёкая
и близкая сказка» (рассказ из повести

2

08.02
15.02..
22.02.
01.03.

9.

10.

11.

14.

18.

РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ

2

ие
Читать
произведен
ие
сочинение

Анализ
эпизода
Анализ
эпизода
Читать
произведен
ие
Читать
произведен
ие
Анализ
эпизода
Читать
произведен
ие
Анализ
эпизода
Читать
произведен
ие
Анализ
стихотворе
ния
Анализ
стихотворе
ния
сочинение
Анализ
стихотворе

«Последний поклон»).
Не до ордена – была бы Родина. Великая
– Отечественная война

1

15.03.

26

Не до ордена – была бы Родина. Н. П. Майоров.
«Мы».

1

22.03.

27

Не до ордена – была бы Родина. М. В.
Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяйзавистник!..»
Не до ордена – была бы Родина. Ю. М. Нагибин.
«Ваганов». Е. И. Носов. «Переправа».

1

05.04.

1

12.05.

29

Загадки русской
эмигрантов

русских

1

19.05.

30

Загадки русской души. Б. К. Зайцев. «Лёгкое
бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

1

26.04.

3132

О ваших ровесниках. Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

2

03.05.
10.05.

3334

Лишь слову жизнь дана. «Припадаю к великой
реке…» И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо,
Господи!..»

2

17.05.
24.05.

25

28

РУССКИЙ
ХАРАКТЕР
РУССКАЯ
ДУША

души.

Судьбы

ния
Читать
произведен
ие

Читать
произведен
ие
Читать
произведен
ие
Анализ
стихотворе
ния
Анализ
стихотворе
ния
Анализ
стихотворе
ния
Анализ
стихотворе
ния
Анализ
эпизода

Духовное и нравственное
воспитание.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Популяризация научных
знаний.
Патриотическое воспитание
и формирование российской
идентичности.
Эстетическое воспитание.
Гражданское воспитание.

Контроль обученности по литературе
Класс
9 «а», 9 «б»

Месяц
сентябрь

Контрольно-измерительный материал
Творческая мастерская

9 «а», 9 «б»

октябрь

Проект

9 «а», 9 «б»

ноябрь

9 «а», 9 «б»

декабрь

9 «а», 9 «б»

январь

Выразительное чтение художественного произведения
наизусть
Творческая работа (сочинение)
Выразительное чтение художественного произведения
наизусть
Творческая работа (сообщение)

9 «а», 9 «б»

февраль

9 «а», 9 «б»

март

9 «а», 9 «б»

апрель

9 «а», 9 «б»

май

Выразительное чтение художественного произведения
Творческая работа (сочинение)
Комплексный анализ текста
Выразительное чтение художественного произведения
наизусть
Тест
Комплексный анализ текста
Творческая работа (реферат)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».