Рабочая программа по бурятскому языку 2 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № __5____
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № __196_____
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Бурятский язык»
Класс: 2а, 2б, 2в
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего –34 ч/год; 1 ч/неделю
Рабочую программу составила: Санжиева Ю.Б.,
учитель бурятского языка первой категории
Рабочая программа составлена на основе:

 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009
с изменениями и дополнениями).
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г №996-р)
 Регионального стандарта начального и основного общего образования по
бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия,
утвержденному Приказом Министерства образования и науки РБ № 830 от 09
июня 2008 г.
 Программы по бурятскому языку как государственному для 2–9 классов
общеобразовательных школ с русским языком обучения, авторов Содномова С.
Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг»
г. Улан-Удэ, 2010 г
Учебник: «Амар мэндэ!». Учебник для первого года обучения. Гунжитова Г-Х.Ц.,
Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Улан-Удэ ГБУ РЦ «Бэлиг», 2016 г

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет

Бурятский язык

Класс

2а, 2б, 2в

Учитель
Санжиева Юлия Борисовна
Срок реализации
1 год
программы
Место в учебном Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 34 ч.
Итого: количество часов в неделю _1____, в год _34 ч____
плане ОО
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из:
УМК
1 «Программа по бурятскому языку как государственному для 2 – 9 классов
образовательных школ с русским языком обучения», авторов Содномова С. Ц.,
Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг»
г. Улан-Удэ, 2010
2 Учебника по бурятскому языку «Амар мэндэ!" для первого года обучения под

Цели и задачи

редакцией Г-Х. Ц. Гунжитовой, С.А. Дашиевой, Б.Д. Цырендоржиевой .
Улан-Удэ ГБУ РЦ «Бэлиг», 2016 г
Целью обучения бурятскому языку в начальной школе является формирование
элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на
доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности:
аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная
компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника
осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями
изучаемого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных
ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно,
изучение бурятского языка в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование умения общаться на бурятском языке на элементарном уровне
с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной
(аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием
бурятского языка:
знакомство младших школьников с миром традиций, детского фольклора и
доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного
отношения к представителям разных национальностей;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей
младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к
дальнейшему овладению языками;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами
бурятского языка.
Деятельностный характер предмета «Бурятский язык» соответствует природе
младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно.
Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды
деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую,
познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность
осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной
школе, и формировать межпредметные общеучебные предметы и навыки
Задачи:
- формирование представлений о бурятском языке как средстве общения,
позволяющем добиваться взаимопонимания между людьми, узнавать новое через

звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение
элементарными лингвистическими представлениями, необходимыми для овла
дения устной и письменной речью на бурятском языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших
школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психоло
гического барьера и использования бурятского языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания,
мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях
общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных
спектаклей с использованием бурятского языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет
проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях,
типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- развитие познавательных способностей, овладение умениями координирован
ной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта
(учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным
приложением, и т.д.), умением работы в паре, в группе.
Указанные цели и задачи, возможно реализовать при условии, что обучение
бурятскому языку в начальной школе осуществляется в контексте коммуникатив
но-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов
к коммуникативному развитию школьников.
Деятельностный характер предмета «Бурятский язык» соответствует природе
Общая
младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно.
характеристика
учебного предмета Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды
деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую,
познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность
осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной
школе, и формировать межпредметные общеучебные предметы и навыки
 Информационно- коммуникационная технология
Основные
образовательные Технология развития критического мышления
 Проектная технология
технологии











Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Технология мастерских
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Технология уровневой дифференциации
Групповые технологии
Традиционные технологии (классно- урочная система)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Бурятский язык»
Личностные результаты. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания,
мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения,
ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом. Развитие эмоциональной сферы
детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка.
Приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на
бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового,
учебного общения. Развитие познавательных способностей с использование накопительной
системы оценивания (портфолио), динамику индивидуальных образовательных
достижений.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования
выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору
добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях,
в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям
искусства и литературы; использованием информационных технологий;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной
информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение
заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование
мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов,
направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых
процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности,
готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному
выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый
образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения
правил безопасности в быту и реальной жизни;
7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной
траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету,
общественных интересов и потребностей.
8. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику
Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа

жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью
и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов
предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты (общеучебные умения и универсальные учебные действия).
На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и
способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с
его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения, используя умения,
приобретенные на уроках родного языка; наблюдение, сравнение и элементарный анализ
языковых явлений - звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У
школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении
собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова на
бурятском языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем
слова в соответствии с решаемой учебной задачей. Ученики учатся осуществлять
самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; самостоятельно выполнять задания с
использованием компьютера.
Предметные результаты (социокультурная осведомленность и специальные умения)
Учащиеся знакомятся с традициями, фольклором, литературными персонажами
популярных детских произведений, сюжетами популярных сказок, стихами, песнями на
бурятском языке, элементарными формами речевого и неречевого поведения,
учатся пользоваться двуязычным словарем, справочным материалом
в виде таблиц, схем, правил, вести словарь, систематизировать слова по тематическому
принципу, понимать интернационализмы, опознавать грамматические явления.__
Ученик научится
Речевая компетенция.
Аудироваие:
-понимать на слух речь учителя и одноклассников
при непосредственном общении и реагировать
простыми фразами на услышанное.
Чтение:
- уметь читать основные буквосочетания,
слова,предложения;
- знать основные правила чтения и орфографии
изучаемого языка;
- читать вслух небольшие тексты, построенные на
изученном материале, соблюдая правила
произношения и соответствующую интонацию.
Говорение:
- участвовать в элементарном этикетном диалоге
(знакомство, приветствие, благодарность);
- кратко рассказывать на элементарном уровне о
себе; своей семье, друге.
Письмо:
- уметь правильно писать буквы бурятского
алфавита, простые слова и предложения.

Ученик получит возможность
научиться
Речевая компетенция.
Аудирование:
-воспринимать на слух
слова и фразы,
построенные на изученном
языковом материале.
Чтение:
-догадываться о значении
незнакомых слов
по контексту.
Говорение:
- воспроизводить наизусть небольшие
рифмовки, стихи, песни.
Письмо:
- вписывать в слова
пропущенные буквы, а в предложения пропущенные слова;
Языковая компетенция.
Графика, каллиграфия,
орфография:
- писать транскрипционные знаки;

Языковая компетенция.
Графика, каллиграфия, орфография:
-пользоваться бурятским алфавитом, знать
последовательность букв в нём;
-воспроизводить графически и каллиграфи чески
корректно все бурятские буквы (полупечатное
написание букв, слов);
-применять основные правила чтения и орфогр;
-уметь читать знаки транскрипции, соотносить их с
буквами.
Фонетика:
- произносить и различать на слух изученные звуки
бурятского языка;
-соблюдать правильное ударение в словах;
-соблюдать особенности интонации основных типов
предложений.
Лексика:
- употреблять в речи изученные лексичес кие
единицы (слова, словосочетания);
- понимать значение лексических единиц в
устном тексте в пределах тематики 2 кл.
Грамматика:
-распознавать и употреблять в речи изученные
существительные в единственном и во множ числе;
количественные числительные (от 1 до 12);
наиболее употребительные предлоги; модальные
слова дуратай, хэрэгтэй

- группировать слова
в соответствии с
изученными правилами чтения.
Фонетика:
-читать изучаемые слова по транскрипции;
-писать транскрипцию отдельных звуков,
сочетаний звуков по образцу.
Лексика:
- догадываться о значении
незнакомых
слов по картинкам, жестам;
- распознавать существительные и глаголы
по определённым признакам.
Грамматика:
- понимать и использовать
в наиболее
распространённых случаях
неопределённые,
определённые существительные
- понимать и
использовать в речи
множественное число
существительных,
образованных не по правилам
(отдельные
слова).

Содержание образования на начальном этапе обучения
В соответствии с интересами и уровнем развития учащихся на уроках с учениками
Обсуждаются следующие темы:
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Краткие и долгие гласные.
Дифтонги. Закон гармонии гласных. Мягкое согласное. Твердое согласное.
Мои друзья и я. Приветствие. Знакомство. Имя. Возраст. Помощь друг другу.
Совместные занятия. Любимое домашнее животное, его имя, возраст. Моя биография.
Моя семья. Члены моей семьи, их имена, возраст. Мой дом/моя квартира, моя
комната. Культ огня – хранитель домашнего очага, семьи и рода. Почитание старших –
символ мудрости и доброты. Семейные праздники (день рождения, Новый год, Праздник
Белого месяца). Вечер в кругу семьи: любимые занятия членов моей семьи, что они любят
читать. Помощь по дому. Вежливый телефонный разговор. Поведение в семье и гостях.
Моя школа. Классная комната. Учебные предметы. Школьные принадлежности.
Цвета. Мы рисуем радугу. Счет. Мне 8 лет.
Работа, профессия. Профессия моих родителей. В магазине: как пройти и сделать
покупку. Профессия продавца. Покупка одежды.
Мой день, досуг. Любимые игрушки: их цвет, размер, что они умеют “делать”.
Любимые занятия: что я умею/не умею, что хочу научиться делать (учебные действия,
спортивные занятия и игры, игра на музыкальных инструментах). Три игры мужей. Мои
любимые сказки. Выходной день. Каникулы. Мой день (распорядок дня, домашние
обязанности). Мои любимые персонажи детских произведений.
Дикие и домашние животные. В цирке. В театре. Инсценировка сказок.

Формы и средства контроля
В тематическом планировании выделены уроки повторения, уроки обобщения
изученного материала. Контроль уровня обученности учащихся реализуется через
контрольные работы, лексико- грамматические тесты, проверку навыков чтения и
аудирования.
Контроль осуществляется 4 раза в год: промежуточный контроль (конец 1-3 четверти),
итоговый контроль (в конце учебного года). Контрольно- измерительные материалы
Объектами контроля являются языковые навыки и речевые умения в говорении,
чтении, письме и аудировании. В ходе итогового контроля проверяются коммуникативные
умения во всех видах речевой деятельности.

Календарно – тематический планироване
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Наименование раздела,
Домашняя работа
темы, урока
Путешествие в мир
написать бурятский
бурятского языка
алфавит
Школаюных волшебни стр 8 упр 6
ков. Краткие гласные
Знакомство. Звук Y
написать букву Y

Мой друг. Долгие
гласные
Чебурашка и его
друзья. Долгий звук ээ
Какой? Гласные и ии
Моя семья. Звук и
буква өө
Большая семья
Бурятская сказка
Дифтонг ай. Числа
от 1 до 10.
Веселый счет. Числа
от 10 до 100
Дифтонг ой. Шагай
наадан (игра).
Дифтонг
уй.
Нарисуем радугу
Закон
гармонии
гласных. Цвета
Закон
гармонии
гласных. Цвета
Бурятская сказка
Согл зв. Звук х.
Школьн принадлежн
Звук г. Школьные
принадлежности
Звук и буква h. Это
твоя книга?
Местоимения
Местоимения
Йотированные
гласные. Это чей...?
Сагаалган
Мягкие
согласные.
Меня зовут Зун Хэлэт
Мне 8 лет
Профессия
Что делает?
Контрольная работа
На чём?
Отрицание -гуй
Театр. Амитад
Планета Ангараг
Друзья-питомцы
Контрольная работа

Кол-во
часов
1

02.09

1

08.09

стр 14 упр 7

1
1

15.09
22.09

выучить песню «Чебураш»

1

29.09

выучить слова
стр 19 упр 4 –списать

1
1

06.10
13.10

выучить слова

1
1
1

20.10
27.10
10.11

стр 22 упр3.
числа
выучить числа

Выучить

Дата

1

17.11

стр 23 упр 8-списать

1

24.11

стр 24 упр 12

1

01.12

выучить слова

1

08.12

нарисовать , подписать

1

15.12

выучить слова

1
1

22.12
12.01

стр 68 упр5

1

19.01

стр 32 упр 2 списать

1

26.01

выучить местоимения
стр 79 упр 4

1
1
1

02.02
09.02
16.02

выучить песню
стр 82 упр3

1
1

02.03
09.03

выучить числа
выучить слова
стр 93 упр5

1
1
1
1
1
1
1

16.03
23.03
06.04
13.04
20.04
27.04
04.05

1
1
1

11.05
18.05
25.05

выучить местоимения

выучить песню
перевести слова с отриц бу
выучить слова
стр 115 упр 6
стр 121 упр 15

Основные направления
воспитательной деят-ти
Патриотическое воспи
тание и формирование
российской идентичн
Гражданское
воспитание;
Гражданское
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Гражданское воспит
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Физическое
воспитание
формирование
культуры здоровья;

и

Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
формирование
российской
идентичности;

и

Гражданское
воспитание; Трудовое
воспитание проф и
профессиональное
самоопределение
Экологическое
воспитание.
Духовное и нравствен
ное воспитание;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».