Рабочая программа по бурятскому языку 3 кл 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № __5____
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № __196_____
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Бурятский язык»
Класс: 3а, 3б, 3в
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего –34 ч/год; 1 ч/неделю
Рабочую программу составила: Санжиева Ю.Б.,
учитель бурятского языка первой категории
Рабочая программа составлена на основе:

 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009
с изменениями и дополнениями).
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г №996-р)
 Регионального стандарта начального и основного общего образования по
бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия,
утвержденному Приказом Министерства образования и науки РБ № 830 от 09
июня 2008 г.
 Программы по бурятскому языку как государственному для 2–9 классов
общеобразовательных школ с русским языком обучения, авторов Содномова С.
Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг»
г. Улан-Удэ, 2010 г
Учебник: «Амар мэндэ!" Учебник второго года обучения. Авторы Гунжитова ГХ.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2016 г

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Бурятский язык
Класс
3а, 3б, 3в
Учитель
Санжиева Юлия Борисовна
Срок реализации
1 год
программы
Место в учебном Часть, формируемая участниками образовательных отношений: __34___ ч.
Итого: количество часов в неделю _1____, в год _34 ч____
плане ОО
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из:
УМК
1 «Программа по бурятскому языку как государственному для 2 – 9 классов
образовательных школ с русским языком обучения», авторов Содномова С. Ц.,
Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг»
г. Улан-Удэ, 2010
2 Учебника по бурятскому языку «Амар мэндэ!" Учебник второго года обучения.

Цели и задачи

Авторы Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Улан-Удэ,
издательство «Бэлиг», 2016 г
Целью обучения бурятскому языку в начальной школе является формирование
элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на
доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности:
аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная
компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника
осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями
изучаемого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных
ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно,
изучение бурятского языка в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование умения общаться на бурятском языке на элементарном уровне
с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной
(аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием
бурятского языка:
знакомство младших школьников с миром традиций, детского фольклора и
доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного
отношения к представителям разных национальностей;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей
младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к
дальнейшему овладению языками;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами
бурятского языка.
Деятельностный характер предмета «Бурятский язык» соответствует природе
младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и
активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие
виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую,
познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность
осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной
школе, и формировать межпредметные общеучебные предметы и навыки
Задачи:
- формирование представлений о бурятском языке как средстве общения,
позволяющем добиваться взаимопонимания между людьми, узнавать новое через
звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение

элементарными лингвистическими представлениями, необходимыми для овла
дения устной и письменной речью на бурятском языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших
школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психоло
гического барьера и использования бурятского языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания,
мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых
ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных
спектаклей с использованием бурятского языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет
проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях,
типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- развитие познавательных способностей, овладение умениями координирован
ной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта
(учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным
приложением, и т.д.), умением работы в паре, в группе.
Указанные цели и задачи, возможно реализовать при условии, что обучение
бурятскому языку в начальной школе осуществляется в контексте коммуникатив
но-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов
к коммуникативному развитию школьников.
Деятельностный характер предмета «Бурятский язык» соответствует природе
Общая
младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и
характеристика
учебного предмета активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие
виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую,
познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность
осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной
школе, и формировать межпредметные общеучебные предметы и навыки
 Информационно- коммуникационная технология
Основные
образовательные  Технология развития критического мышления
 Проектная технология
технологии











Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Технология мастерских
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Технология уровневой дифференциации
Групповые технологии
Традиционные технологии (классно- урочная система)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Бурятский язык» в начальной школе

Личностные результаты. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания,
мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения,
ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом. Развитие эмоциональной сферы детей в
процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка.
Приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на
бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового,
учебного общения. Развитие познавательных способностей с использование накопительной
системы оценивания (портфолио), динамику индивидуальных образовательных
достижений.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования
выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору
добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях,
в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям
искусства и литературы; использованием информационных технологий;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной
информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение
заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование
мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов,
направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых
процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности,
готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному
выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый
образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения
правил безопасности в быту и реальной жизни;
7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной
траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету,
общественных интересов и потребностей.
8. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику
Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью

и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов
предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты (общеучебные умения и универсальные учебные действия).
На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и
способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с
его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения, используя умения,
приобретенные на уроках родного языка; наблюдение, сравнение и элементарный анализ
языковых явлений - звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У
школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении
собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова на
бурятском языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем
слова в соответствии с решаемой учебной задачей. Ученики учатся осуществлять
самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; самостоятельно выполнять задания с
использованием компьютера.
Предметные результаты (социокультурная осведомленность и специальные умения)
Учащиеся знакомятся с традициями, фольклором, литературными персонажами
популярных детских произведений, сюжетами популярных сказок, стихами, песнями на
бурятском языке, элементарными формами речевого и неречевого поведения,
учатся пользоваться двуязычным словарем, справочным материалом
в виде таблиц, схем, правил, вести словарь, систематизировать слова по тематическому
принципу, понимать интернационализмы, опознавать грамматические явления.__

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Речевая компетенция.
Аудирование:
-понимать на слух речь учителя и
одноклассников,
основное содержание облегчённых текстов
с опорой на зрительную наглядность.
Чтение:
- уметь читать основные буквосочетания,
слова, предложения;
- знать основные правила чтения и
орфографии изучаемого языка;
- читать вслух небольшие тексты,
построенные на изученном материале,
соблюдая правила произношения;
- читать про себя, понимая основное
содержание небольших текстов, доступных
по содержанию и языковому материалу,
пользуясь в случае необходимости
двуязычным словарём;
- знать особенности интонации основных
типов предложений.

Речевая компетенция.
Аудирование:
-воспринимать на слух слова и фразы,
построенные на изученном языковом
материале;
-использовать контекстуальную и
языковую догадку при восприятии на
слух текстов, содержащих некоторые
незнакомые слова.
Чтение:
-догадываться о значении незнакомых
слов по контексту;
- читать и понимать тексты, написанные
разными типами шрифтов;
- понимать главную идею прочитанного
текста, расставлять предложения в
логическом порядке.
Говорение:
- воспроизводить наизусть небольшие
рифмовки, стихи, песни;
- выражать своё отношение к

услышанному, используя изученный
лексический и грамматический материал
Письмо:
- писать простые слова по- бурятски
- писать краткие сведения о себе;
- выполнять письменные задания по
образцу.
Языковая компетенция.
Графика, каллиграфия,
орфография:
- писать транскрипционные знаки;
- группировать слова в соответствии с
изученными правилами чтения;
- использовать словарь для уточнения
написания слова.
Фонетика:
-читать изучаемые слова по
транскрипции;
-писать транскрипцию отдельных звуков,
сочетаний звуков по образцу;
- соблюдать правило чтения долгих и
кратких гласных;
Графика, каллиграфия, орфография:
-пользоваться бурятским алфавитом, знать
-использовать закон гармонии гласных
последовательность букв в нём;
Лексика:
-воспроизводить графически и
- догадываться о значении незнакомых
каллиграфически корректно все бурятские
слов по картинкам, жестам;
буквы (полупечатное написание букв, слов); - распознавать части речи по
-применять основные правила чтения и
определённым признакам;
орфографии;
- понимать значение лексических
- уметь читать знаки транскрипции и отли
единиц
чать их от букв; читать слова по транскрип; по словообразовательным элементам
(суффиксам и приставкам).
Фонетика:
- произносить и различать на слух
Грамматика:
изученные звуки бурятского языка;
- понимать и использовать окончания –тай,
-соблюдать правильное ударение в словах;
-той, -тэй, -гуй
-соблюдать особенности интонации
- понимать и использовать в речи
основных типов предложений.
множественное число
существительных,
Лексика:
- употреблять в речи изученные лексические - дифференцировать слова по
единицы (слова, словосочетания);
определённым признакам
- понимать значение лексических единиц в
(существительные, прилагательные,
устном и письменном тексте в пределах
глаголы);
тематики 3 класса.
- понимать и использовать в речи
множественное число существительных,
Грамматика:
-распознавать и употреблять в речи изучен
- дифференцировать слова по
ные существительные в единственном и во
определённым признакам
множественном числе; Количественные и
(существительные,
порядковые числительные (до20); наиболее прилагательные,
употребительные предлоги;
глаголы)
модальные глаголы;
Календарно – тематический планирование
Говорение:
- участвовать в элементарном этикетном
диалоге (знакомство, приветствие,
благодарность);
- кратко рассказывать о себе; своей семье,
друге; - говорить наизусть рифмованные
произведения детского фольклора
(доступные по содержанию и форме);
- расспрашивать собеседника, задавая
простые вопросы, а также отвечать на
вопросы собеседника.
Письмо:
- уметь правильно писать буквы бурятского
алфавита, простые слова и предложения;
- списывать текст и выписывать из него
слова, словосочетания, предложения в
соответствии с решаемой учебной задачей;
- писать краткое поздравление с
праздником с опорой на образец.
Языковая компетенция.

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Список разделов и тем
Ученье – свет
Алфавит. Буква, слово,
предложение
Входная диагностика
Числа от 1-100. Сложение
Языки разных народов
Числа 100-1000. Вычитание
Эти разные формы и фигуры
Мой любимый предмет
Песня «hайхан даа»
Контрольная работа
. Что делает?
Части тела. Игра «Врачпациент».
Будущее время
Маша фотограф
Мы танцуем. Частица –тай
В гостях у сказочных героев
Приглашение
Контрольная работа
Мой дом
Моя комната. Предметы
быта
Где котенок? Послелоги
Описание комнаты
Кухня. Кухонная утварь
Еда.
Проект «Моя любимая еда»
Одежда
Работа по дому. Что делает?:
Обязанности по дому
Наставление.
Контрольная работа
Время
Который час?
Режим дня
Распорядок дня в будни и в
выходные
Мои планы. На острове Замб
Запрет бу… .
Растения моего края
Контрольная работа

Домашнее задание

Кол. ч
по
теме

Дата

Основные направления
воспитательной
деятельности

стр 8 упр4

1

02.09

Выуч числа
Стр15 упр5
выучить числа
стр24 упр5
стр27 упр3
выучить песню

1
1
1
1
1
1
1
1

08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
27.10

Духовное и
нравственное
воспитание;Патриоти
ческое воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Приобщение детей к
культурному
наследию;

выучить слова

1

10.11

Стр 35 упр6
Выуч направления

1
1
1
1
1
1

17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12

Стр 59 упр 2г

1

12.01

Выуч послелоги
Описать свою комн
С 63 упр2
Подготовить проект
Выуч сл
Выуч слова
Стр 75 упр6
Выуч слова
Выуч песню

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
02.03
09.03
16.03
23.03

маршрут Кроша
Выуч посл

Нарисов часы, время
Стр91 упр 7
Стр 94, упр 5

1
1

06.04
13.04
20.04
27.04

Выуч слова
Стр 108 упр2
Выучить слова

1
1
1
1

04.05
11.05
18.05
25.05

Гражданское воспита
ние. Духовное и
нравственное
воспитание; Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение;

Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию; Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья;
Гражданское воспита
ние, Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Экологическое
воспитание.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».