Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Бурятский язык» Класс: 3а, 3б, 3в Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего –34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочую программу составила: Санжиева Ю.Б., учитель бурятского языка первой категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями). Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г №996-р) Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РБ № 830 от 09 июня 2008 г. Программы по бурятскому языку как государственному для 2–9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 г Учебник: «Амар мэндэ!" Учебник второго года обучения. Авторы Гунжитова ГХ.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2016 г Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Бурятский язык Класс 3а, 3б, 3в Учитель Санжиева Юлия Борисовна Срок реализации 1 год программы Место в учебном Часть, формируемая участниками образовательных отношений: __34___ ч. Итого: количество часов в неделю _1____, в год _34 ч____ плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: УМК 1 «Программа по бурятскому языку как государственному для 2 – 9 классов образовательных школ с русским языком обучения», авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 2 Учебника по бурятскому языку «Амар мэндэ!" Учебник второго года обучения. Цели и задачи Авторы Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2016 г Целью обучения бурятскому языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение бурятского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование умения общаться на бурятском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах; - приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство младших школьников с миром традиций, детского фольклора и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям разных национальностей; - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению языками; - воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами бурятского языка. Деятельностный характер предмета «Бурятский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные предметы и навыки Задачи: - формирование представлений о бурятском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания между людьми, узнавать новое через звучащие и письменные тексты; - расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарными лингвистическими представлениями, необходимыми для овла дения устной и письменной речью на бурятском языке на элементарном уровне; - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психоло гического барьера и использования бурятского языка как средства общения; - развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом; - развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка; - приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; - развитие познавательных способностей, овладение умениями координирован ной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением, и т.д.), умением работы в паре, в группе. Указанные цели и задачи, возможно реализовать при условии, что обучение бурятскому языку в начальной школе осуществляется в контексте коммуникатив но-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов к коммуникативному развитию школьников. Деятельностный характер предмета «Бурятский язык» соответствует природе Общая младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и характеристика учебного предмета активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные предметы и навыки Информационно- коммуникационная технология Основные образовательные Технология развития критического мышления Проектная технология технологии Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Технология мастерских Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества Технология уровневой дифференциации Групповые технологии Традиционные технологии (классно- урочная система) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Бурятский язык» в начальной школе Личностные результаты. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка. Приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Развитие познавательных способностей с использование накопительной системы оценивания (портфолио), динамику индивидуальных образовательных достижений. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. 8. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты (общеучебные умения и универсальные учебные действия). На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения, используя умения, приобретенные на уроках родного языка; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений - звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова на бурятском языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей. Ученики учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера. Предметные результаты (социокультурная осведомленность и специальные умения) Учащиеся знакомятся с традициями, фольклором, литературными персонажами популярных детских произведений, сюжетами популярных сказок, стихами, песнями на бурятском языке, элементарными формами речевого и неречевого поведения, учатся пользоваться двуязычным словарем, справочным материалом в виде таблиц, схем, правил, вести словарь, систематизировать слова по тематическому принципу, понимать интернационализмы, опознавать грамматические явления.__ Ученик научится Ученик получит возможность научиться Речевая компетенция. Аудирование: -понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание облегчённых текстов с опорой на зрительную наглядность. Чтение: - уметь читать основные буквосочетания, слова, предложения; - знать основные правила чтения и орфографии изучаемого языка; - читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном материале, соблюдая правила произношения; - читать про себя, понимая основное содержание небольших текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарём; - знать особенности интонации основных типов предложений. Речевая компетенция. Аудирование: -воспринимать на слух слова и фразы, построенные на изученном языковом материале; -использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Чтение: -догадываться о значении незнакомых слов по контексту; - читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов; - понимать главную идею прочитанного текста, расставлять предложения в логическом порядке. Говорение: - воспроизводить наизусть небольшие рифмовки, стихи, песни; - выражать своё отношение к услышанному, используя изученный лексический и грамматический материал Письмо: - писать простые слова по- бурятски - писать краткие сведения о себе; - выполнять письменные задания по образцу. Языковая компетенция. Графика, каллиграфия, орфография: - писать транскрипционные знаки; - группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; - использовать словарь для уточнения написания слова. Фонетика: -читать изучаемые слова по транскрипции; -писать транскрипцию отдельных звуков, сочетаний звуков по образцу; - соблюдать правило чтения долгих и кратких гласных; Графика, каллиграфия, орфография: -пользоваться бурятским алфавитом, знать -использовать закон гармонии гласных последовательность букв в нём; Лексика: -воспроизводить графически и - догадываться о значении незнакомых каллиграфически корректно все бурятские слов по картинкам, жестам; буквы (полупечатное написание букв, слов); - распознавать части речи по -применять основные правила чтения и определённым признакам; орфографии; - понимать значение лексических - уметь читать знаки транскрипции и отли единиц чать их от букв; читать слова по транскрип; по словообразовательным элементам (суффиксам и приставкам). Фонетика: - произносить и различать на слух Грамматика: изученные звуки бурятского языка; - понимать и использовать окончания –тай, -соблюдать правильное ударение в словах; -той, -тэй, -гуй -соблюдать особенности интонации - понимать и использовать в речи основных типов предложений. множественное число существительных, Лексика: - употреблять в речи изученные лексические - дифференцировать слова по единицы (слова, словосочетания); определённым признакам - понимать значение лексических единиц в (существительные, прилагательные, устном и письменном тексте в пределах глаголы); тематики 3 класса. - понимать и использовать в речи множественное число существительных, Грамматика: -распознавать и употреблять в речи изучен - дифференцировать слова по ные существительные в единственном и во определённым признакам множественном числе; Количественные и (существительные, порядковые числительные (до20); наиболее прилагательные, употребительные предлоги; глаголы) модальные глаголы; Календарно – тематический планирование Говорение: - участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, приветствие, благодарность); - кратко рассказывать о себе; своей семье, друге; - говорить наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме); - расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы, а также отвечать на вопросы собеседника. Письмо: - уметь правильно писать буквы бурятского алфавита, простые слова и предложения; - списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; - писать краткое поздравление с праздником с опорой на образец. Языковая компетенция. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Список разделов и тем Ученье – свет Алфавит. Буква, слово, предложение Входная диагностика Числа от 1-100. Сложение Языки разных народов Числа 100-1000. Вычитание Эти разные формы и фигуры Мой любимый предмет Песня «hайхан даа» Контрольная работа . Что делает? Части тела. Игра «Врачпациент». Будущее время Маша фотограф Мы танцуем. Частица –тай В гостях у сказочных героев Приглашение Контрольная работа Мой дом Моя комната. Предметы быта Где котенок? Послелоги Описание комнаты Кухня. Кухонная утварь Еда. Проект «Моя любимая еда» Одежда Работа по дому. Что делает?: Обязанности по дому Наставление. Контрольная работа Время Который час? Режим дня Распорядок дня в будни и в выходные Мои планы. На острове Замб Запрет бу… . Растения моего края Контрольная работа Домашнее задание Кол. ч по теме Дата Основные направления воспитательной деятельности стр 8 упр4 1 02.09 Выуч числа Стр15 упр5 выучить числа стр24 упр5 стр27 упр3 выучить песню 1 1 1 1 1 1 1 1 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 27.10 Духовное и нравственное воспитание;Патриоти ческое воспитание и формирование российской идентичности; Приобщение детей к культурному наследию; выучить слова 1 10.11 Стр 35 упр6 Выуч направления 1 1 1 1 1 1 17.11 24.11 01.12 08.12 15.12 22.12 Стр 59 упр 2г 1 12.01 Выуч послелоги Описать свою комн С 63 упр2 Подготовить проект Выуч сл Выуч слова Стр 75 упр6 Выуч слова Выуч песню 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19.01 26.01 02.02 09.02 16.02 02.03 09.03 16.03 23.03 маршрут Кроша Выуч посл Нарисов часы, время Стр91 упр 7 Стр 94, упр 5 1 1 06.04 13.04 20.04 27.04 Выуч слова Стр 108 упр2 Выучить слова 1 1 1 1 04.05 11.05 18.05 25.05 Гражданское воспита ние. Духовное и нравственное воспитание; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Гражданское воспита ние, Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Экологическое воспитание.