Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей гуманитарнолингвистического цикла Протокол № 5 от «10» июня__2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__1__ «30» __августа_2021_ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196__ от «30»августа 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Бурятский язык» Класс: 6а, 6б, 6в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы– 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего –34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Санжиева Ю.Б. учитель бурятского языка первой категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РБ № 830 от 09 июня 2008 г. Программы по бурятскому языку как государственному для 2–9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. УланУдэ, 2010 Учебник: « Алтаргана» 6 класс. Содномов С.Ц., Надагурова А.А., изд. «Бэлиг», 2017 Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализаци Место в учебном плане ОО УМК Бурятский язык 6а, 6б, 6в Санжиева Ю. Б. 1 год Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 34 ч. Итого: количество часов в неделю __1___, в год __34____ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. «Программа по бурятскому языку как государственному для 2 – 9 классов образовательных школ с русским языком обучения», авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 2.Учебник: « Алтаргана. 6 класс». Содномов С.Ц., Содномова Б.Д., изд. «Бэлиг», 2015 г Цели и задачи Цели : в соответствии с ФГОС изучение бурятского языка направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков. Задачи: - осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний и коммуникативных умений. осуществлять межкультурное общение в четырех видах деятельности (говорении, аудировании, письме, чтении). - оперироваться на языковые, фонетические, орфографические, лексические и грамматические знания для выражения коммуникативного намерения. - строить межкультурное общение на основе культуры народа изучаемого языка. - выходить из затруднительного положения в процессе общения в условиях дефицита языковых средств. - владеть общими и специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами. - понимать важность изучения бурятского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения. Обучение бурятскому языку по курсу "Бурятский язык как государственный" в 6ом классе обеспечивает преемственность, развитие, сформированной к этому времени коммуникативной компетенции на бурятском языке в говорении, аудировании,чтении,письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенций. Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данного этапа обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной. Расширяется спектр социокультурных знаний и умений. Целенаправленно формируются умения представлять свой регион, ее культуру средствами бурятского языка в условиях межкультурного общения. Развитие умений школьников восполнять недостаток знаний и умений в процессе общения на бурятском языке происходит посредством использования таких приемов, как языковая догадка, переспрос, перифраз, жесты, мимика и др. Расширяется спектр общеучебных и специальных учебных умений, таких, как умение пользо¬ваться справочником учебника, двуязычным словарем, электронным учебником по бурятскому языку. В рамках формирования системы межличностных отношений, способности к самоанализу и самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих в основной школе, авторами ставится Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии задача акцентировать внимание учащихся на стремлении к взаимопониманию людей разных сообществ, осознании роли бурятского языка, как универсального средства межличностного и межкультурного общения в регионе: на формирование положительного отношения к бурятскому языку, культуре народов, говорящих на нем;понимании важности изучения бурятского и других языков в современном мире и потребности пользоваться ими, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации. Продолжается накопление лингвистических знаний, позволяющих осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях бурятского народа, представлений о достижениях культуры народов Республики Бурятия в развитии общечеловеческой культуры. Большое значение придается проектной деятельности, осуществляемой в индивидуальном режиме и сотрудничестве. Учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности, механизмом реализации которой видится проектная деятельность. Проекты могут моно и межпредметными (например, обществоведение/ география/история).. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения учебного предмета Изучение бурятского языка в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Личностные результаты обучающихся, формируемые при изучении бурятского языка У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам бурятского языка; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других национальностей; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание роли бурятского языка как средства общения со сверстниками, выражения своих мыслей, чувств, обмена опытом, сотрудничества; осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; уважение и доброжелательное отношение культуре бурятского народа; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; понимание причин успеха в учебе; навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки полученных знаний. коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; Обучающийся получит возможность для формирования: уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, в частности, на примере народов, населяющих Бурятию; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий средствами бурятского языка; ориентации на оценку результатов познавательной деятельности; понимание роли бурятского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; мотивация к рефлексии; этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. 8. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты: Регулятивные: Ученик научится: определять и формулировать цель деятельности на уроке бурятского языка с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану. планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; выполнять действия в устной форме; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов ответов, представленной на наглядно-образном уровне; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебнопознавательной деятельности. Ученик получит возможность научиться понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир; осуществлять регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на бурятском языке. воспринимать мнение и предложения сверстников; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии Познавательные: Ученик научится: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. строить небольшие сообщения в устной форме; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; . пользоваться словарями и справочным материалом учебника; Ученик получит возможность научиться: под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; работать с дополнительными текстами и заданиями; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); Коммуникативные: Ученик научится: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; выразительно читать и пересказывать текст;. Ученик получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; корректно формулировать свою точку зрения; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль. Предметные результаты: Ученик научится: понимать основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, ); различать особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений; распознавать признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов, существительных, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных); соблюдать основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в сфере общения на бурятском языке; понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа. Ученик получит возможность научиться: в области говорения: начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей республике; делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения; в области аудирования: понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию; понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; использовать переспрос, просьбу повторить; в области чтения: ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; в области письма: заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в бурятском языке; понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность; в области говорения: участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие); расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Хэн? (Кто?) Юун? (Что?) Хэзээ? (Когда?) Хаана (Где?) Хайшаа? (Куда?) Хаанаhаа (Откуда?) Юундэ? (Почему?) и отвечать на них; кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу; в области чтения: читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале; читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем; в области письма и письменной речи: списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом; писать краткое поздравление с опорой на образец. Содержание учебной программы Повторение (2 часа) Развитие бурятского литературного языка. Семья Амгалана. Что любит делать…? Одежда. Совместный падеж. Порядковые числительные. Спор животных. Взаимоотношения родственников (6 часов) Члены моей семьи. Лично-предикативные частицы. Личное притяжение. Родительный падеж существительных.. Приблизительное количество чисел. Множественное число. Многократное причастие. Альтернативный вопрос. Будущее время глагола. Отрицательная частица –гүй. Контрольная работа. Сказка «Младший сын». Мои друзья и я (4часа). Мои друзья и я. Адрес. Общий вопрос. Письмо из Германии. Безличное притяжение. Орудный падеж. Уменьшительно-ласкательный сцффикс–хан (-хон, -хэн). Бурятская национальная одежда. А.Ж.Жамбалон. Тест. Здоровый образ жизни (4 часа) Виды спорта. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правильное питание. Дательноместный падеж. Вредные привычки.Исходный падеж. Формы обращения. Просьба.. Олимпийские игры. Тест. Э.Дугаров. Сагаалган (4часа). Сагаалган. Благопожелания. Винительный падеж. Пригласительная форма обращения. Белая пища. Наставительная форма обращения. Сурхарбаан.Частицы юм, һэн. Тест. Д.Улзытуев. Школа (3 часа). Наша школа. Обращение с приказом. Намерительное обращение. Длительный вид глагола в настоящем времени. Тест. Д.Сультимов. Профессия (4 часа). Профессии.Суффикс –шан, -шэн, -шон. Настоящее время глагола. Г.Дашабылов. СМИ (2час). СМИ. Ц-Д.Дамдинжапович. Бурятия (4 часа). Республика Бурятия. Междометия. М.Чойбонов. Модальные слова. Природа Бурятии.. Контрольный работа. Повторение пройденного (1 час) Календарно-тематическое планирование № 1 2 Тема урока Кол Дата часов Повторение Развитие бурятского 1 литературного языка. Семья Амгалана. Совместный падеж. «Спор животных». Порядковые 1 числительные Моя семья Члены моей семьи. Лично- 1 предикативные частицы Личное притяжание. 1 Входная диагностика Личное притяжание. 1 06.9 13.09 Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельн Стр.5, упр.3 Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных Стр.17, упр.19 знаний Ответить на вопросы 6 Приблизительное количество чисел. Множественное число 1 18.10 7 Многократное причастие. Альтернативный вопрос Контрольная работа Моя друзья и я Мои друзья и я. Общий вопрос. Безличное притяжание Орудный падеж. Одежда. Безличное притяжание Уменьшительно-ласкательный сцффикс–хан (-хон, -хэн). Бурятская национальная одежда Здоровый образ жизни 1 25.10 Гражданское воспитание; Стр.22, упр.5 Популяризация научных знаний Стр.24, упр.4 Трудовое воспитание и профессиональное Стр.29, упр.19 самоопределение; Используя Физическое воспитание таблицу, и формирование составить культуры здоровья; предложения Стр.32, упр.28 1 29.10 Стр.41, упр.48 1 08.11 Стр.45, упр.4 1 15.11 1 22.11 Приобщение детей к культурному наследию; Стр.53, упр.18 Гражданское воспитание; Стр.57, упр.27 12 Виды спорта. Сочинительные союзы 1 29.11 Стр.64, упр.2 13 1 06.12 1 13.12 15 Подчинительные союзы. Мой любимый спорт. Дательно-местный падеж. Вредные привычки. Исходный падеж Олимпийские игры. 1 20.12 16 Контрольная работа 1 27.12 3 4 5 8 9 10 11 14 20.09 04.10 11.10 Стр.20, упр.2 Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Стр.68, упр.8 Патриотическое воспитание и Стр.74, упр.21 формирование российской идентичности; Стр.79, упр.31 Сагаалган 17 Сагаалган. Благопожелания. 1 10.01 18 Винительный падеж 1 Пригласительная форма обращения. Белая пища. Наставительная форма 1 17.01 19 24.01 Стр.85, упр.2 Духовное и нравственное Стр.95, упр.18 воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Стр.99, упр.26 20 21 22 23 24 25 26 27 обращения Сурхарбаан. Три игрища мужей. Частицы 1 юм, һэн Школа. Учеба 31.01 Стр.105, упр.37 Наша школа. Обращение с 1 приказом Намерительное обращение. 1 Каникулы 07.02 Длительный вид глагола в настоящем времени Д.Сультимов. Профессия Профессии. Словообразовательный суффикс –шан,( -шэн, -шон) Настоящее время глагола Профессии моих родителей Г.Дашабылов- творческий путь поэта. Контрольная работа 1 21.02 Стр.112, упр.7 Патриотическое воспитание и формирование Стр.116, российской упр.15 идентичности; Стр.118, упр.20 1 28.02 1 07.03 1 14.03 1 21.03 14.02 Стр.123, упр.4 Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Физическое воспитание Стр.128, и формирование упр.12 культуры здоровья; Приготовить сообщение Стр.132, упр.20 Средства массовой информации 29 СМИ. Преимущества и 1 недостатки различных средств массовой информации. Ц-Д.Дамдинжапович 1 30 Бурятия Республика Бурятия 31 Край родной 1 25.04 32 1 16.05 33 М.Чойбонов Модальные слова Природа Бурятии. 1 23.05 34 Контрольная работа 1 30.05 28 04.04 Стр.136, упр.8 Популяризация научных знаний 11.04 сообщение 18.04 Стр 145 упр 6 Стр.149, упр.12 Стр.151, упр.15 Стр.153, упр.22 Экологическое воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Контроль обученности по предмету Класс Месяц Контрольно-измерительный материал 1 6 «а», 6»б» Сентябрь- Контрольный диктант по итогам повторения. октябрь Контрольная тестовая работа 2 6 «а», 6»б» Ноябрь декабрь Контрольный тест «Безличные притяжания». 3 6 «а», 6»б» Февральмарт 4 6 «а», 6»б» май Тестовая работа по теме «Мой любимый спорт.». Проверочная работа по теме «Имя числительное». Итоговая контрольная работа