Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей гуманитарнолингвистического цикла Протокол № 5 от «10» июня__2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__1__ «30» __августа_2021_ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196__ от «_30»_ августа 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Бурятский язык» Класс: 7а,7б, 7в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы– 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего –34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Санжиева Ю.Б. учитель бурятского языка первой категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РБ № 830 от 09 июня 2008 г. Программы по бурятскому языку как государственному для 2–9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. УланУдэ, 2010 Учебник: « Алтаргана» 7класс. Содномов С.Ц., Найданова В.А., изд. «Бэлиг», 2017 Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии Бурятский язык 7а, 7б, 7в Санжиева Ю.Б. 1 год Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 34 ч. Итого: количество часов в неделю __1___, в год __34____ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1 «Программа по бурятскому языку как государственному для 2 – 9 классов образовательных школ с русским языком обучения», авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 2 Учебника С. Ц. Содномова, В. А. Найдановой «Алтаргана 7 класс» Улан-Удэ ГБУ РЦ «Бэлиг», 2017 г Цели : в соответствии с ФГОС изучение бурятского языка направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков. Задачи: - осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний и коммуникативных умений. - осуществлять межкультурное общение в четырех видах деятельности (говорении, аудировании, письме, чтении). оперироваться на языковые, фонетические, орфографические, лексические и грамматические знания для выражения коммуникативного намерения. - строить межкультурное общение на основе культуры народа изучаемого языка. - выходить из затруднительного положения в процессе общения в условиях дефицита языковых средств. - владеть общими и специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами. - понимать важность изучения бурятского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения. Основное назначение предмета «Бурятский язык как государственный язык РБ» в школьном обучении состоит в овладении учащимися умением общаться на нем, т.е. речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо). Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа — носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания. Информационно- коммуникационная технология Технология развития критического мышления Проектная технология Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Технология мастерских Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества Технология уровневой дифференциации Групповые технологии Традиционные технологии (классно- урочная система) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Изучение бурятского языка в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Личностные результаты обучающихся, формируемые при изучении бурятского языка У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам бурятского языка; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других национальностей; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание роли бурятского языка как средства общения со сверстниками, выражения своих мыслей, чувств, обмена опытом, сотрудничества; осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; уважение и доброжелательное отношение культуре бурятского народа; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; понимание причин успеха в учебе; навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки полученных знаний. коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; Обучающийся получит возможность для формирования: уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, в частности, на примере народов, населяющих Бурятию; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий средствами бурятского языка; ориентации на оценку результатов познавательной деятельности; понимание роли бурятского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; мотивация к рефлексии; этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. 8. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты: Регулятивные: Ученик научится: определять и формулировать цель деятельности на уроке бурятского языка с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану. планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; выполнять действия в устной форме; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов ответов, представленной на наглядно-образном уровне; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебнопознавательной деятельности. Ученик получит возможность научиться понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир; осуществлять регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на бурятском языке. воспринимать мнение и предложения сверстников; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии Познавательные: Ученик научится: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. строить небольшие сообщения в устной форме; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; . пользоваться словарями и справочным материалом учебника; Ученик получит возможность научиться: под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; работать с дополнительными текстами и заданиями; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); Коммуникативные: Ученик научится: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; выразительно читать и пересказывать текст;. Ученик получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; корректно формулировать свою точку зрения; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль. Предметные результаты: Ученик научится: понимать основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, ); различать особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений; распознавать признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов, существительных, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных); соблюдать основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в сфере общения на бурятском языке; понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа. Ученик получит возможность научиться: в области говорения: начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей республике; делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения; в области аудирования: понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию; понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; использовать переспрос, просьбу повторить; в области чтения: ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; в области письма: заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в бурятском языке; понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность; в области говорения: участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие); расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Хэн? (Кто?) Юун? (Что?) Хэзээ? (Когда?) Хаана (Где?) Хайшаа? (Куда?) Хаанаhаа (Откуда?) Юундэ? (Почему?) и отвечать на них; кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу; в области чтения: читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале; читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем; в области письма и письменной речи: списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом; писать краткое поздравление с опорой на образец. Важными направлениями содержания обучения бурятскому языку как государственному в начальной и основной школе являются: тщательный отбор тем и проблем общения, социокультурного, языкового и речевого материала на средней ступени, их ориентированность на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом возрастных особенностей; достижение выпускниками основной школы (9 класс) минимально необходимого и достаточного уровня функциональной грамотности и коммуникативной компетенции, который может обеспечить успешную коммуникацию, а также облегчить адаптацию к меняющимся условиям жизни; деятельностный характер обучения, выражаемый в последовательном овладении учащимися основными видами речевой деятельности, позволяющей осуществлять общение на бурятском языке в устной и письменной формах; усиление роли социокультурных знаний и умений, как о регионе, так и о стране в целом в условиях поликультурного общения Содержание учебной программы Повторение изученного в 6 кл – 3 ч. Стихи поэтов о бурятском языке История бурятского языка Долгие гласные, дифтонги. Послелоги Множественное число. Числа. Падежи Местоимения Мои родственники – 5 ч Мои родственники Наша семья. Совместный падеж Гласные звуки. Родительный падеж «Кто чей?». Окончания родит. Падежа «Ты чей?». Структура предложения. Родовое древо. Термины родства «Ты откуда?». Развитие речи «Угсаата зоной һургаал». Вопросительное «Түрэлхидни» Э.Дугаров. Ц.Н.Номтоев «Зургаатайхүбүүн». Здоровый образ жизни – 4 ч Занятие спортом. Заимствованные слова. Виды спорта. Спорт в нашей семье. Совместный падеж. Полезное питание. ЗОЖ. Что вредит здоровью? Выражение согласия, несогласия Достижения бурятских спортсменов Предметы спорта Мои друзья – 3ч Настоящие друзья. Совместный падеж Досуг моих друзей. Вопросительные предложения Моё хобби. Режим дня. Настоящее время глагола. Учеба - 3ч Учеба в школе Ученье – свет Винительный падеж Х.Н. Намсараев Традиционные праздники. - 4 ч Традиционные праздники. Дательно-местный падеж Праздник Белого месяца Сагаалган -народный праздник 12 годов. Бууза. Сурхарбаан. Пригласительная форма обращения Средства массовой информации-3 ч. Достоинства и недостатки СМИ. Теле и радиопередачи. Газеты и журналы Б-Б.Н Намсарайн Профессия. – 3 ч Профессия. Орудный падеж "Луна, Солнце, Ветер"- сказка Кто? Что? "Жолоошонболохоб" "Табан хурган" -сказка, Хоербаха" – сказка Д. Банзаров. ЧЦ Цыдендамбаев"БанзарайхубуунДоржо" Бурятия – 3 ч Бурятия. Край родной Послелоги. Исходный падеж Достопримечательности "Тоонтонютаг" Все о Бурятии Ж.Т.Тумунов Что такое счастье? Повторение пройденного – 3 ч Наша школьная жизнь Календарно-тематическое планирование Кол час Дата Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельн История бурятского языка. Долгие гласные, дифтонги. Послелоги 1 03.09 ответить на вопр Множественное число. Числа. Падежи 1 Приобщение детей к культурному наследию Популяризация научных знаний № Тема урока п/п Повторение изученного в 6 к 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Входная диагностика Мои родственники Мои родственники. Местоимения Наша семья. Совместный падеж. Родительный падеж Родительный падеж. родственники Структура предложения. Родовое древо «Ты откуда?». Развитие речи. .Вопросительное предл. Контрольная работа Здоровый образ жизни Занятие спортом. Заимствованные слова. Виды спорта. Совместный падеж. Что вредит здоровью? Выражсогл, несогл Достижения бурятских спортсменов Мои друзья Настоящие друзья. Досуг моих друзей. Вопросит предложения Моё хобби. Режим дня. Настоящее время глагола. Контрольная работа Учеба Учебные занятия. Звук h Ученье –свет. Школьные принадлежности Винительный падеж. Х.Н. стр10 упр 6 10.09 стр15 упр 15 стр 17 упр 23 1 17.09 1 24.09 стр 21 упр10 1 01.10 стр 23 упр 18 1 08.10 1 стр 25упр 18 15.10 стр29 упр34 1 22.10 стр32 упр39 1 29.10 1 12.11 стр41 упр5 1 19.11 стр45 упр16 1 26.11 стр50 упр28 1 03.12 реферат о спортсменах 1 10.12 стр60 упр4 1 17.12 стр67 упр20 1 24.12 1 1 14.01 стр82упр3 21.01 стр83 упр8 1 28.01 стр89 упр24 стр69 упр27 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Популяризация научных знаний Духовное и нравственное воспитание; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Популяризация научных знаний 20 21 22 23 24 25 26 Намсараев Традиционные праздники Традиционные праздники. Датместн падеж Праздник Белого месяца. 12 годов Сурхарбаан. Пригласительная форма обращения. Средства массовой информации Средства массовой информации. Достоинства и недостатки СМИ. Теле и радиопередачи. Газеты и журналы Контрольная работа 1 04.02 стр95 упр5 1 1 11.02 стр98 упр12 18.02 стр102 упр21 25.02 стр107 упр35 1 04.03 стр113 упр6 1 11.03 1 18.03 1 1 1 01.04 стр127 упр9 08.04 стр131 упр20 15.04 стр 134 упр26 1 1 22.04 стр140 упр5 29.04 стр144 упр16 1 1 1 06.05 стр156 упр4 13.05 стр 158 текст 20.05 стр159 Приобщение детей к культурному наследию; Духовное и нравственное воспитание; Духовное и нравственное воспитание; стр120 упр30, 31 Профессия 27 28 29 30 31 32 33 34 Профессия. Орудный падеж Кто? Что? "Жолоошонболохоб" "Табан хурган" -сказка, Хоербаха" Д. Банзаров. ЧЦ Цыдендамбаев"Банзхуб Д" Бурятия Бурятия. Мой край родной Послелоги. Достопримечательности Ж.Т.Тумунов Что такое счастье? Наша школьная жизнь Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Экологическое воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Контрольная работа Контроль обученности по предмету Месяц 1 Октябрь ноябрь Контрольно-измерительный материал Контрольный диктант по итогам повторения. Проверочная работ по теме «Местоимения» 2 декабрь Проверочная работ по теме «Спорт». Контрольная тестовая работа. 3 февраль, март 4 апрель. май Контрольный диктант. . Тестовая работа по теме «Сагаалган». Проверочная работа по теме «Обобщительные местоимения.» Контрольный диктант. Итоговая контрольная работа.