Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей гуманитарнолингвистического цикла Протокол № 5 от «10» июня__2021г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__1__ «30» __августа_2021_ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196__ от «30»_ 08 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Бурятский язык» Класс: 8а,8б, 8в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы– 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего –34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Санжиева Ю.Б. учитель бурятского языка первой категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РБ № 830 от 09 июня 2008 г. Программы по бурятскому языку как государственному для 2–9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 Учебник: « Алтаргана» 8 класс. Содномов С.Ц., Надагурова А.А., изд. «Бэлиг»,2017 Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Бурятский язык 8а, 8б, 8в Санжиева Ю.Б. 1 год Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 34 ч. Итого: количество часов в неделю __1___, в год __34____ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. «Программа по бурятскому языку как государственному для 2 – 9 классов образовательных школ с русским языком обучения», авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 2.Учебник: « Алтаргана. 8 класс». Содномов С.Ц., Содномова Б.Д., изд. «Бэлиг», 2017г Цели : в соответствии с ФГОС изучение бурятского языка направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков. Задачи: - осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний и коммуникативных умений. - осуществлять межкультурное общение в четырех видах деятельности (говорении, аудировании, письме, чтении). - оперироваться на языковые, фонетические, орфографические, лексические и грамматические знания для выражения коммуникативного намерения. - строить межкультурное общение на основе культуры народа изучаемого языка. - выходить из затруднительного положения в процессе общения в условиях дефицита языковых средств. - владеть общими и специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами. - понимать важность изучения бурятского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения. Особенность построения курса состоит в том, что содержаниекурса бурятского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не в знаниевой, а в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила бурятского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия(ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся. Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве бурятского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение бурятскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека. Основные образовательные технологии Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Изучение бурятского языка в 8 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Личностные результаты обучающихся, формируемые при изучении бурятского языка У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам бурятского языка; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других национальностей; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание роли бурятского языка как средства общения со сверстниками, выражения своих мыслей, чувств, обмена опытом, сотрудничества; осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; уважение и доброжелательное отношение культуре бурятского народа; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; понимание причин успеха в учебе; навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки полученных знаний. коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; Обучающийся получит возможность для формирования: уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, в частности, на примере народов, населяющих Бурятию; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий средствами бурятского языка; ориентации на оценку результатов познавательной деятельности; понимание роли бурятского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; мотивация к рефлексии; этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. 8. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты: Регулятивные: Ученик научится: определять и формулировать цель деятельности на уроке бурятского языка с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану. планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; выполнять действия в устной форме; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов ответов, представленной на наглядно-образном уровне; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. Ученик получит возможность научиться понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир; осуществлять регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на бурятском языке. воспринимать мнение и предложения сверстников; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии Познавательные: Ученик научится: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. строить небольшие сообщения в устной форме; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); . в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; пользоваться словарями и справочным материалом учебника; Ученик получит возможность научиться: под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; работать с дополнительными текстами и заданиями; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); Коммуникативные: Ученик научится: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; выразительно читать и пересказывать текст;. Ученик получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; корректно формулировать свою точку зрения; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль. Предметные результаты: Ученик научится: понимать основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, ); различать особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений; распознавать признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов, существительных, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных); соблюдать основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в сфере общения на бурятском языке; понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа. Ученик получит возможность научиться: в области говорения: начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей республике; делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения; в области аудирования: понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию; понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; использовать переспрос, просьбу повторить; в области чтения: ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; в области письма: заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в бурятском языке; понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность; в области говорения: участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие); расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Хэн? (Кто?) Юун? (Что?) Хэзээ? (Когда?) Хаана (Где?) Хайшаа? (Куда?) Хаанаhаа (Откуда?) Юундэ? (Почему?) и отвечать на них; кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу; в области чтения: читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале; читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем; в области письма и письменной речи: списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом; писать краткое поздравление с опорой на образец. Важными направлениями содержания обучения бурятскому языку как государственному в начальной и основной школе являются: тщательный отбор тем и проблем общения, социокультурного, языкового и речевого материала на средней ступени, их ориентированность на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом возрастных особенностей; достижение выпускниками основной школы (9 класс) минимально необходимого и достаточного уровня функциональной грамотности и коммуникативной компетенции, который может обеспечить успешную коммуникацию, а также облегчить адаптацию к меняющимся условиям жизни; деятельностный характер обучения, выражаемый в последовательном овладении учащимися основными видами речевой деятельности, позволяющей осуществлять общение на бурятском языке в устной и письменной формах; усиление роли социокультурных знаний и умений, как о регионе, так и о стране в целом в условиях поликультурного общения Содержание учебного предмета Предметное содержание устной и письменной речи Школьники учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социальнокультурной сфер общения в рамках следующей тематики: Здравствуй, бурятский язык! Республика Бурятия. Бурятский язык и его роль в современном обществе. Путешествия как способ познания мира. Этапы развития бурятского литературного языка. Основные группы говоров бурятского языка. Мой родной край.Республика Бурятия, ее культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по Бурятии. Природа, погода, климат. Государственные символы (флаг, герб, гимн). Города и села, родной край / регион / город / село. Жизнь в городе и в сельской местности. Праздники, традиции. Выдающиеся люди, их вклад в развитие российской науки, культуры, спорта и др. Здоровый образ жизни: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение врача. Бурятские спортсмены-олимпийцы. Национальные виды спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки. Распорядок дня. Посещение секции, кружков. Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы. Наиболее популярные программы в регионе, России, за рубежом. Преимущества и недостатки телевидения. Мир моих увлечений. Хобби. Спорт. Посещение дискотеки, кафе. Искусство (музыка, театр, кино, живопись, мода) в жизни молодежи. Средства массовой информации (радио, телевидение, пресса, Интернет). Чтение / книга в жизни нынешнего поколения, школьная и домашняя библиотека.Мои друзья и я. Взаимоотношения в семье, с друзьями, со сверстниками. Любовь и дружба. Национальные и семейные праздники. Взаимоотношения между людьми (в том числе на примерах из художественной литературы на бурятском языке). Личная переписка, письмо в молодежный журнал. Школьное образование и выбор профессии. Познавательные интересы: любимые предметы, занятия. Возможности продолжения образования. Современный мир профессий. Проблемы выбора профессии. Независимость в принятии решений. Роль бурятского языка в выборе профессии, в перспективе будущей профессии. Популярные профессии. Успешные люди. Деньги. Берегите природу! Люди, Земля, Вселенная. Космос и человек. Красная книга Бурятии, России. Животный и растительный мир Бурятии. Богатство Бурятии –Байкал. Технический прогресс. Будущее нашей планеты. Природа и проблемы экологии. Защита окружающей среды. Стихийные бедствия. Здоровый образ жизни.Путешествия как способ познания мира. Республика Бурятия, ее культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по Бурятии. Природа, погода, климат. Байкал-наше богатство. Флора и фауна Байкала. Легенды о Байкале. Остров Ольхон. Заповедники. Календарно- тематическое планирование Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Основные направ ления воспитатель ной деятельности Название раздела; Здравствуй, бурятский язык!(1час) Повторение изученного в VΙΙΙ 1 03.09 Стр.4 классе. Что такое язык? упр.1 Название раздела: Мой родной край( 7 часов) Моя Бурятия. Население Бурятии 1 10.09 Стр.9 Экологическое упр.3 воспитание. Патриотическое Что вы знаете об Улан-Удэ? 1 17.09 Стр. 17 воспитание и Причастие. Однократное и упр.13 формирование многократное причастия. российской Что вы знаете о старинном 1 24.09 Стр. 21 идентичности; городе-Кяхте? упр.23 Гражданское Временные причастия. воспитание; Город Гусиноозёрск. 1 01.10 Стр. 25 Популяризация Причастие будущего времени упр.34 научных знаний Город Бабушкин. 1 08.10 Стр.27 Приобщение детей к Причастие прошедшего времени. упр.39 культурному Закаменск. Утвердительная 1 15.10 Стр. 31 наследию; частица юм упр.51 Временные причастия 1 22.10 Реферат о городах Бурятии Северобайкальск. Контрольная 1 29.10 работа. Название раздела: Здоровый образ жизни(5 часов) Здоровый образ жизни. 1 12.11 Стр. 39 Трудовое воспитание и профессиональное Вредные привычки. 1 19.11 Стр. 43 самоопределение; Разделительное деепричастие упр.17 Физическое Занятие спортом. 1 26.11 Стр. 46 воспитание и Соединительное деепричастие упр.23 формирование Что такое дружба? Определение 1 03.12 Стр. 48 культуры здоровья; слова « толерантность» на разных упр.31 Гражданское языках воспитание; Диктант.Роль денег в жизни 1 10.12 Стр. 54 Популяризация человека упр.49 научных знаний Название раздела: Средства массовой информации(2 часа) Современные технологии связи Кол час Дата Дом задание Стр. 56 упр.53 Контрольная работа. 1 24.12 Стр. 59, упр. 62 Название раздела: Хобби, увлечения(3 часа) Что такое хобби? Увлечения. 1 14.01 Стр.63, упр.2 Вредные и полезные занятия 1 21.01 Стр.65 упр.9 Знаменитые люди Бурятии. 1 28.01 Стр.69, 1 17.12 Популяризация научных знаний Приобщение детей к культурному наследию; Гражданское воспитание 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Скульптор-Даша Намдаков упр.18 Название раздела: Традиционные праздники народов(3 часа) Деепричастие предела. 1 04.02 Стр. 84, Духовное и Что вы знаете о традициях и ответить на нравственное обычаях праздника? вопросы. воспитание; Приобщение детей к Сагаалган. Сурхарбаан 1 11.02 Стр. 87 культурному упр.6 наследию; Масленица. Эвенкийский 1 18.02 Стр. 97 праздник «Больдёр упр.26 Название раздела: Берегите природу! (4 часа) Природа Бурятии. Реки и озера 1 25.02 Стр. 109 Экологическое Бурятии упр.4 воспитание. Патриотическое Берегите лес от пожара! Лозунги 1 04.03 Стр. 112 воспитание и об охране окружающей среды. упр.10 формирование Человек и дерево. Птицы Бурятии 1 11.03 Стр.119 российской Обобщительные местоимения. упр.27 идентичности; Контрольная работа 1 18.03 Стр.127 упр.38 Название раздела: «Байкал- наше богатство» (3 часа) Байкал наше богатство. Флора и 1 01.04 Стр.132 Экологическое фауна Байкала упр.43 воспитание. Как появился Байкал? 1 08.04 Стр. 135 упр.46 . Название раздела: «Профессия» (6 часов) 1 32 Профессия. Суффикс –шан (шон,- шэн). Игра «Угадай профессию». Кем ты хочешь стать? Профессия твоих родителей и родственников. Конструкция хаяа (-хэеэ,-хоёо) Опасные профессии.Диктант. 33 34 29 30 31 1 15.04 22.04 1 29.04 1 06.05 Знаменитые люди Бурятии. 1 13.05 контрольная работа. 1 20.05 Стр. 140, упр.4 Стр. 142 упр.8 Стр. 143 упр.11 Стр. 147 упр.16 Стр.151 упр.22 Стр.159, стихотв Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Гражданское воспитание; Контроль обученности по предмету Месяц 1 Октябрь ноябрь Контрольно-измерительный материал Контрольный диктант по итогам повторения. Проверочная работ по теме «Причастие» 2 декабрь Проверочная работ по теме «Деепричастие». Контрольная тестовая работа. 3 февраль, март 4 апрель. май Контрольный диктант. . Тестовая работа по теме «Природа Бурятии». Проверочная работа по теме «Обобщительные местоимения.» Контрольный диктант. Итоговая контрольная работа.