Рабочая программа по музыке 8 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
музыки, изо, технологии,
физической культуры.
Протокол № __5_
От «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
От «30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196
От «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Музыка»
Класс: 8А, 8Б, 8В
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы– 2021/2022учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю
Рабочую программу составила: Короткова Ирина Ивановна
учитель музыки
Рабочая программа составлена на основе:


Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и
дополнениями)
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
 Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ.
Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е
изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017

Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Г.И.Данилова Музыка. 8 класс: учебник для
общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017 г.

Улан-Удэ, 2021г.

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Музыка
8А, 8Б
Короткова Ирина Ивановна
1 год 2021- 2022
Обязательная часть: 34 ч.
Итого: количество часов в неделю ___1__, в год ___34___
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:

1.Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих
программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д.
Критской: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П.
Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М.:
Просвещение, 2017
2. Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Г.И. Данилова Музыка. 8
класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.:
Просвещение, 2017 г.
Цели и задачи

Общая
характеристика
учебного
предмета

Цель:
развитие
музыкальной
культуры
школьников как
неотъемлемой
части
духовной
культуры
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого
голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и
ассоциативного мышления, творческого воображения;- освоение музыки
и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и
стилевом
многообразии,
особенностях
музыкального
языка;
музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном
творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии
музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и
жизнью;- овладение практическими умениями и навыками в
различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании
музыки,
инструментальном
музицировании,
импровизации,
драматизации исполняемых произведений;- воспитание эмоциональноценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке,
музыкальному искусству ; музыкального вкуса учащихся; потребности к
самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и
музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской
культуры учащихся.
Отличительные особенности программы.
Содержание программы основано на обширном материале,
охватывающем различные виды искусств, который дает возможность
учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственноэстетические ценности мировой художественной культуры.
«Искусство»8 класс , представленному в федеральном перечне
учебников. По усмотрению образовательного учреждения и учителя,
учтена преемственности с программой по музыке в начальной школе.
Программа и УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Данилова Г.И.
«Искусство» полностью обеспечивают содержание государственного
образовательного стандарта в основной школе. Приоритетным
направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается
русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие,

Основные
образовательные
технологии

музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления
музыкального искусства формируют у учащихся национальное
самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной
картине мира. Но так как сами авторы программы не регламентируют
жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки:
Данная программа не подразумевает жестко регламентированного
разделения музыкального материала на учебные темы, уроки.
Творческое планирование художественного материала в рамках урока,
распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от
интерпретации
учителем
той
или
иной
художественнопедагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития
учащихся каждого конкретного класса будут способствовать
вариативности музыкальных занятий.
В
8
классе
продолжается
работа
учащихся
над
исследовательской
проектной деятельностью. Современный проект учащихся - это
дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в
коллективе, формирования определенных личностных качеств.
Исследовательские проекты являются культурологическими по своему
содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются
несколько предметов.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания,
анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, урокиконцерты, защита исследовательских проектов. При реализации
школьного курса музыки в 8 классах учтены материально-технические
средства данного образовательного учреждения, а именно:
организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся
на уроке и дома;
осуществление дифференцированного подхода при обучении музыки;
организация исследовательской (проектной) деятельности.
При
реализации школьного курса музыки в 8 классах учтены материальнотехнические средства данного образовательного учреждения, а именно:
- организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся
на уроке и дома;
- осуществление дифференцированного подхода при обучении музыки;
- организация исследовательской (проектной) деятельности

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами учащихся основной школы являются:
мотивированность, заинтересованность, ценностные ориентиры.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств;
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям
искусства и литературы; использованием информационных технологий;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование
мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов,
направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых
процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности,
готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем.
6. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности; подтверждая ее конкретными примерами;

приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт
творческой
деятельности,
приобретаемый
на
музыкальных
занятиях,
способствует: овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей
деятельности; определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей,
склонностей к конкретным видам деятельности;
совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью
учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Совершенствование
умения
формулировать
свое
отношение
к
изучаемому
художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или
в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с
учителем;
формулированию
собственной
точки
зрения
по
отношению
к
изучаемым
произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира,
подтверждая ее конкретными примерами;
приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт
творческой
деятельности,
приобретаемый
на
музыкальных
занятиях,
способствует:
овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей,
склонностей к конкретным видам деятельности;
совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью
учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Регулятивные УУД:
умение формулировать собственное мнение и позицию;
- установление простых причинно-следственных связей.
-

Познавательные УУД:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебника для 8-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а
также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в
учебнике критериям;
-

Коммуникативные УУД:
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при
решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
-

Предметные результаты изучения учебного предмета
Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор исполнитель - слушатель);
знать основные жанры народной, профессионально, религиозной и современной музыки;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях
разных жанров;
эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных
жанров и стилей;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы
пластического интонирования, музыкально - ритмического движения, импровизации.
осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного
музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских
проектах;
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности,
применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

•
•
•

сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города
и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со
сверстниками при решении различных задач
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и
отстаивать собственную точку зрения;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык
народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
Ученик получит возможность научиться:
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде
исполнительской деятельности;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов
музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать
собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.
Обучение музыкальному искусству в 8 классе должно обеспечить учащимся возможность:
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор исполнитель - слушатель);
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях
разных жанров;
эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных
жанров и стилей;
осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
совершенствовать умения и навыки самообразования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА.

«Искусство в мире современного человека» 16 ч
Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие
интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение
художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в
создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной,
инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной
музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо,
сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных
образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, роман тические,
эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей
музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и
различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в
музыке и изобразительном искусстве. Картины природы музыке и изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.Музыкальное искусство: исторические эпохи,
стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в
музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей
культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской
народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные
инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные
черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального
музыкального творчества. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное
своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с
разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным
музыкальным творчеством своего региона.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное).
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении
профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный
распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских
композиторов.
Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры
и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных
образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской
музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки
с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство
зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных
средств разных видов искусства.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв. Роль фольклора в
становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка
западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской
религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная
музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и
характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с
другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино. Родство
зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных
средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных
композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое

многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.).
Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления.
Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка,
рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная
музыка.
«Искусство – как универсальный способ общения»; «Красота в искусстве и жизни» 18 ч
Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и
интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка
религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка.
Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.).
Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло,
дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццосопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные
инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра:
симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый
оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.
Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама
современной музыкальной жизни в России и за рубежом.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом
обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного
развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах.
Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств
массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные
объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства.
Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.

Календарно - тематическое планирование
№
п/п

1

1

2

2

Раздел
I полугодие
«Искусство в мире современного
человека»
Тема урока
Искусство в жизни современного
человека
Искусство о земной красоте

3

3

Поэтическая и музыкальная живопись

1

20.09

С14примеры

4

4

Зримая музыка

1

27.09

С20 обзор

5

5

Зримая музыка

1

06.09

№

6

6

Музыкальный портрет

1

13.10

С24 т/р

7

7

1

20.10

С26 сравнение

8

8

Портрет композитора в литературе и в
музыке
Мир в зеркале искусства

1

27.10

9

9

1

28.10

10

1

1

10.11

С48 примеры

11

2

1

17.11

С54 обзор

12

3

1

24.11

С56

13
14

4
5

Роль современного искусства в
сближении народов
Искусство художественного перевода
– искусство общения
Искусство – проводник духовной
энергии
Как происходит передача сообщения в
искусстве
Знаки и символы искусства
Художественные послания предков

С28
сообщение
С36 тест

1
1

01.12
08.12

С60сообщение
С64кроссворд

15
16

6
7

1
1
18ч.

15.12
22.12

С68
Тест

17

1

1

13.01

18
19

2
3

Красота в искусстве и в жизни
Откровение вечной красоты

1
1

20.01
27.01

С72
сообщ./рассуж
д.
С74 примеры
С76

20

4

Застывшая музыка

1

03.02

С80обзор

21

5

Есть ли у красоты свои законы

1

10.02

С82сообщение

22

6

1

17.02

С86

23

7

1

24.02

С88прмеры

24

8

Всегда ли люди одинаково понимают
красоту
Великий дар творчества: радость и
красота созидания
Как соотносятся красота и польза

1

03.03

С90 сравнение

25

9

Как человек реагирует на различные

1

10.03

С94

Символы в жизни ив искусстве
Звучащий цвет и зримый звук
II полугодие «Искусство – как
универсальный способ общения»;
«Красота в искусстве и жизни»
Музыкально-поэтическая символика
огня

Колво
часов

Дата
прове
дения

Домашнее
задание

16ч.
1

06.09

С6 тетради

1

13.09

С10 сообщение

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Духовно-нравственное
воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Профессиональное
самоопределение
Духовно-нравственное
воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Профессиональное
самоопределение
Патриотическое
воспитание
Патриотическое
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Духовное воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Духовное воспитание
Духовное воспитание

Духовно-нравственное
воспитание
Духовное воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Духовное воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Гражданское

явления в искусств и в жизни

воспитание Духовное
воспитание
1

17.03

С96 ребусы

1

24.03

С98 слушать№

2
3

Прекрасное побуждает доброе.
Пробуждающая сила искусства
Полна чудес могучая природа.
Весенняя сказка «Снегурочка»
Музыка и мир чувств человека
Музыка среди других искусств

1
1

07.04
14.04

С102
С106 примеры

30

4

Художественный образ в музыке

1

21.04

С108

31

5

Временный характер музыки

1

28.04

С116 обзор

Гражданское
воспитание Духовное
воспитание

32

6

Средства выразительности в музыке

1

05.05

Духовное воспитание

33

7

Ритм как универсальное средство
выразительности в различных видах
искусства

1

12.05

С120
сообщение
С122

34

8

Почему современному человеку нужна
классическая музыка

1

19.05

С124. Итог

26

10

27

1

28
29

Духовно-нравственное
воспитание
Духовное воспитание
Духовное воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Гражданское
воспитание Духовное
воспитание

Духовно-нравственное
воспитание.
Профессиональное
самоопределение

Контроль обученности по предмету

№
1

Тема контрольной работы
Сочинение

-

рассуждение

по

Дата
изученным

ноябрь

произведениям
2

Творческая работа на выбранную тему

март

(презентация, реферат)
3

Музыкальный словарик. С/Р по музыкальным

апрель

терминам.
4

Блиц - тест

май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».