Рабочая программа по географии 7 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
естественного цикла
Протокол № 5
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________/Анисимова Е.С.
Приказ № 196
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «География»
Класс: 7
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по ученому плану: всего – 68 ч/год; 2ч/неделю
Рабочую программу составила: Жарникова Е. Г.,
учитель географии
Рабочая программа составлена на основе:





Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и
дополнениями);
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
Авторской программы: Николина В. В. География. Рабочие программы.
Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы : пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К.
Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013.

Учебник. География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев,
В.В.Николина, Е.К. Липкина и др. / – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 256 с.

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
география
Класс
7
Учитель
Жарникова Е. Г.
Срок реализации
2021-2022
программы
Место в учебном Обязательная часть: 68 ч.
Итого: количество часов в неделю 2 , в год _68ч
плане ОО
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
УМК
состоит из:
1. Учебник. География. 7 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / А.И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина и др. /
– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 256 с.
2. Атлас
Цели и задачи

Продолжить формирование системы географических знаний и умений
как компонента научной картины мира. Развивать у школьников
целостное представление о Земле как планете людей, а также
региональные знания о целостности и дифференциации природы
материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их
населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в
разных природных условиях, т.е. формировать минимум базовых
географических знаний, образующих географическую картину мира. Эти
знания необходимы каждому человеку нашей эпохи. При изучении курса
формируются умения и навыки использования географических знаний в
практической деятельности и повседневной жизни.
Основные задачи курса:
 Расширить и конкретизировать представления о пространственной
неоднородности поверхности Земли на разных уровнях её
дифференциации (от локального до глобального);
 Создать образные представления о крупных регионах материков и
странах с выделением особенностей их природы, природных
богатств, их использовании населением в хозяйственной
деятельности;
 Раскрыть характер, сущность и динамику основных природных,
экологических, социально- экономических, геополитических и иных
процессов, происходящих в географическом пространстве мира;
 Продолжить развитие картографической грамотности школьников
посредством работы с картами разного содержания и масштаба(
картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов;
 Изучения способов изображения географических объектов и явлений,
применяемых на этих картах;
 Развивать
практические географические умения извлекать
информацию из различных источников знаний, составлять по ним
комплексные
страноведческие описания и характеристики
территории;
 Формировать знания о главных особенностях взаимодействия
природы и общества на современном этапе его развития, о значении
окружающей среды и рационального природопользования,
реализации стратегии устойчивого развития;
 Раскрывать закономерности размещения населения и его
хозяйственной деятельности в соответствии с природными,

Общая
характеристика
учебного
предмета

Основные
образовательные
технологии

социально- экономическими и экологическими факторами,
зависимость проблем адаптации и здоровья человека от
географических условий проживания;
 Усилить гуманизацию и культурологическую направленность
содержания курса посредством знакомства с историко - культурными
регионами мира;
 Обучать составлениям комплексных характеристик регионов и стран,
в центре которых – человек, люди народы материков и стран, их
образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная
деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в
прилегающих акваториях океанов;
 Способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим
народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других,
их истории, традициях и образе мышления» (Ж. Делор), понимать
людей другой культуры;
 На основе историко–географического подхода раскрыть изменения
политической карты, практики природопользования, процесса
нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и
отдельных стран; формировать у школьников эмоциональноценностное отношение к географической среде.
Курс «География Земли (Материки, океаны, народы и страны)» в 7
классе- это третий по счёту школьный курс географии. При разработке
курса была учтена сформированность у учащихся некоторых базовых
понятий и умений.
При изучении этого курса начинается формирование у учащихся
глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, её
населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни в
различных природных условиях, т.е. формирование необходимого
минимума базовых знаний страноведческого характера. Большое
внимание уделяется изучению связи явлений в разнообразии природы,
населения и его хозяйственной деятельности.
Курс «География Земли (Материки, океаны, народы и страны)»
продолжит работу, направленную на сохранение и углубление
мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников,
развитие географической культуры школьников, осознание ими
функционального значения географии для человека.
В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и
несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно
обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в
образовании и воспитании учащихся.
Технология дифференцированного обучения, направленная на
развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии.
Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования.
Здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты школьного географического образования
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение
учащимися метапредметных, предметных и личностных результатов обучения при
изучении курса «География».
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и
познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и
потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Предметные результаты
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности
и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных
этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
Овладение основами картографической грамотности и использование географической
карты как одного из «языков» международного общения;
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф
Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального
общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения географической науки в жизни современного
общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной географии, заинтересованности в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств;
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в
различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве
мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
8.
Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле,
основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами,
а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им
в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Требования к результатам освоения географии
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального
общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;

2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения географической науки в жизни современного
общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной географии, заинтересованности в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств;
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у
обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных,
стрессовых и конфликтных;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве
мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
8.
Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе
как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового
и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения
при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им
в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Требования к метапредметным результатам:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и
регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Требования к предметным результатам:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (2 ч)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении
географии. Взаимодействие человека с окружающей средой.Географические карты. Как

Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов
на картах. Общегеографические и тематические карты.
Практическая работа №1 «Анализ карт географического атласа»
1. Население Земли (5ч)
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира.
Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира. Города и сельские
поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские
агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран
мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран
друг от друга.
Работа с к/картой №1: «Географические объекты 7 класса на физической карте
мира».
Проекты по разделу: «Население и природа Земли» (по желанию, срок сдачи – ноябрь).
Для ознакомления - §30 с.120
2. Природа Земли (12 ч)
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических
процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть
гипотезы А. Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения
земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы.
Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы
и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и
осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Работа с к/картой №2: «Строение земной коры».
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые
пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение
атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы
воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные
(стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли.
Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные
и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических
течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Реки и
озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли.
Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира. . Растительный и животный мир
Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности
распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к
природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Почвы.
Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев
и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Практическая работа №2: «Описание климатических поясов и областей Земли».
Работа с контурной картой б/н «Климатические пояса и области Земли
(выбор.провер.)
3. Природные комплексы и регионы (7 ч)
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон.
Изменение природных зон под воздействием человека. Практикум. 1. Установление
закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны
Земли».

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий,
Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов.
Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование
и охрана Мирового океана.
Работа с к/картой №3: «Океаны Земли» (по вариантам)
4. Материки и страны. (42ч)
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки.
Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка.
Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их
зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население
Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные
города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира. Путешествие по
Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического
пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка —
Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы:
особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного
культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары.
Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода.
Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос — озеро
Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших
рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи.
Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток
Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дарэс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые.
Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация.
Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой
туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.
Практическая работа №3: «Характеристика географического положения Африки».
Работа с к/картой №4: «Африка: политическая карта».
Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка.
Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии.
Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение
температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная
сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и
прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица
Канберра. Население. Занятия населения. Путешествие по Австралии. Маршрут Перт —
озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт —
Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут
Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник
Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия.
Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай. Практикум. 1.
Определение по карте географического положения Австралии.
Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры
материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие
материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир.
Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.
Работа с к/картой №5: «Австралия: природные зоны. Антарктида: физическая
карта».
Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в
сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки.

Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры
и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки.
Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель.
Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.
Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь
коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие
государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.
Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина
— второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана.
Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и
животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые.
Город Бразилиа. Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного
мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус
— Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность
фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная
деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас.
Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка.
Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни.
Особенности хозяйства.
Практическая работа №4: «Построение профиля рельефа Южной Америки».
Работа с к/картой №6: «Южная Америка: физическая карта».
Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние
точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические
особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера.
Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный
мир. Памятники Всемирного природного наследия. Англо-Саксонская Америка.
Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада —
центры мировой экономики и культуры. Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия.
Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров
Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут
Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо.
Большой каньон реки Колорадо. Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско.
Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут
Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины.
Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго —
Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый
центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия. Соединенные Штаты
Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы:
происхождение, занятия, образ жизни.
Работа с к/картой №7: «Северная Америка: климатическая карта».
Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки.
Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего
оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии.
Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных
и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.
Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и
заселения. Европейцы. Городское исельское население. Образ жизни европейцев.
Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы.
Политическая карта Европы. Путешествие по Европе. Маршрут Исландия —
Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и
хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население.
Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое

побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности.
Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм.
Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая
культура. Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина:
особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны.
Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая
сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция:
особенности природы, истории, культуры. Германия. Визитная карточка. Место на карте.
Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни. Франция.
Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение,
занятия, образ жизни. Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире.
Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни. Азия в мире.
Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по
численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии.
Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов.
Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии. Путешествие по Азии. Маршрут
пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и
хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Саудовская Аравия: природные
ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива.
Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья.
Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие
города — Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир.
Озеро Иссык- Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный
центр ламаизма. Гималаи. Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания
риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай.
Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга:
особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый
и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая
промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население,
культура Японии. Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы:
происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его
ограничению. Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии:
происхождение, занятия, образ жизни. Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади
страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство.
Практическая работа №5: «Сравнение двух стран Европы».
Работа с к/картой №8: «Евразия».
Работа с к/картой №9: «Зарубежная Европа: комплексная карта».
Работа с к/картой №10: «Зарубежная Азия: комплексная карта».

Тематическое планирование
№
п/п
1

Раздел

Тема урока

Кол-во
часов

Введение(2ч.)

Как мы будем изучать
географию в 7 классе
Источники страноведческой
информации. Практическая
работа №1. Анализ карт
географического атласа.

1

02.09

1

07.09

Как люди заселяли Землю.
Население современного
мира.
Народы, языки и религии.
Города и сельские
поселения.
Страны мира.
Учимся с Полярной
звездой. Изучаем
особенности населения
Земли.

1

09.09

1
1

14.09
16.09

1
1

21.09
23.09

Развитие земной коры

1

28.09

Земная кора на карте
Природные ресурсы земной
коры
Температура воздуха на
разных широтах
Давление воздуха и осадки
на разных широтах
Общая циркуляция
атмосферы

1
1

30.09
05.10

1

07.10

1

12.10

1

14.10

2

3

1. Человек на
Земле (5ч.)

4
5
6
7

8
9
10
11
12
13

2. Природа
Земли (12ч.)

Дата проведения
План.
Факт.

Домашнее
задание

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Популяризация
научных знаний

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Популяризация
научных знаний

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Популяризация
научных знаний;
Экологическое

Климатические пояса и
области Земли.

14

1

19.10

Океанические течения
Реки и озера Земли
Растительный и животный
мир Земли
Почвы
Обобщение по теме
«Природа Земли»
Природные зоны Земли

1
1
1

21.10
26.10
28.10

1
1

09.11
11.11

1

16.11

21
22
23

Океаны Земли. Тихий океан
Северный Ледовитый океан
Атлантический океан

1
1
1

18.11
23.11
25.11

24
25
26

Индийский океан
Материки
Как мир делится на части и
как объединяется

1
1
1

30.11
02.12
07.12

Африка: образ материка.

1

09.12

Африка в мире.
Практическая работа
№3: «Характеристика
географического
положения Африки».

1
1

14.12
16.12

воспитание

Практическая работа
№2: «Описание
климатических поясов и
областей Земли».
15
16
17
18
19
20

27

28
29

3.
Природные
комплексы
(7ч.)

4. Материки
и страны
(42ч.)

Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Популяризация
научных знаний;
Экологическое
воспитание

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и

30
31
32

33

34
35
36
37

38

39

40
41
42
43
44

Африка: путешествие (1).
Африка: путешествие (2).
Египет. Учимся с
Полярной звездой:
разрабатываем проект.
Обзорно-обобщающий
урок по разделу:
«Природные комплексы и
регионы. Африка».
Австралия: образ
материка.
Австралия: путешествие.
Антарктида.
Южная Америка: образ
материка. Географическое
положение и рельеф.
Южная Америка: образ
материка. Климат и
внутренние воды.
Практическая работа
№4: «Построение
профиля рельефа Южной
Америки».
Латинская Америка в
мире.
Южная Америка:
путешествие (1).
Южная Америка:
путешествие (2).
Бразилия.
Обзорно-обобщающий
урок по разделу:
«Материки и страны:

1
1
1

21.12
23.12
28.12

1

11.01

1

13.01

1
1
1

18.01
20.01
25.01

1

27.01

1

01.02

1

03.02

1

08.02

1

10.02

1
1

15.02
17.02

нравственное
воспитание;
Популяризация
научных знаний;
Экологическое
воспитание

45
46
47
48
49
50

51

52

53

54
55
56
57
58

Австралия, Антарктида,
Южная Америка».
Северная Америка: образ
материка.
Англо-Саксонская
Америка.
Северная Америка:
путешествие (1)
Северная Америка:
путешествие (2).
Соединенные Штаты
Америки.
Евразия: образ материка.
Географическое
положение и рельеф.
Евразия: образ материка.
Климат и внутренние
воды.
Обзорно-обобщающее
занятие по теме:
«Северная Америка.
Евразия».
Контроль знаний по
теме «Северная
Америка. Евразия».
Европа в мире.
Европа: путешествие.
Германия (ФРГ).
Франция.
Великобритания.
Практическая работа
№5: «Сравнение двух
стран Европы».

1

22.02

1

24.02

1

01.03

1

03.03

1

10.03

1

15.03

1

17.03

1

22.03

1

24.03

1
1
1
1

05.04
07.04
12.04
14.04

1

19.04

59
60-61
62

Азия в мире.
Азия: путешествие
Китай (КНР).

1
2
1

21.04
26,28.04
05.05

63
64

Индия.
Обзорно-обобщающее
повторение по теме:
«Материки и страны:
регионы Евразии. Россия в
мире». Учимся с
Полярной звездой.
Глобальные проблемы
человечества.
Обобщение знаний по
изученному курсу.
Итоговый контроль
знаний.
Резерв.

1
1

10.05
12.05

1

17.05

1

19.05

1

24.05

1

26.05

65
66
67
68

Контроль обученности учащихся по курсу «География», 7 класс
№

Тема тестирования

1

Входное тестирование

2

«Природа Земли»

3

4

работы
Практическая работа
№1. Анализ карт
географического
атласа.
Практическая
работа №2:
«Описание
климатических
поясов и областей
Земли».
Практическая
работа №3:
«Характеристика
географического
положения
Африки».

«Природные комплексы и регионы.
Африка».

5

«Материки и страны: Австралия,
Антарктида, Южная Америка».

6

«Северная Америка. Евразия».

Итоговый контроль знаний.

Дата

сентябрь

Октябрь

Декабрь

Январь
Практическая
работа №4:
«Построение
профиля рельефа
Южной Америки».

Февраль

март
Практическая
работа №5:
«Сравнение двух
стран Европы».

7
8

Практические

Апрель
Май

Приложения
НОМЕНКЛАТУРА ПРИРОДЫ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ.
7 КЛАСС.
НОМЕНКЛАТУРА «АФРИКА»
Береговая линия:
1.Баб-Эль-Мандебский пролив; 2.залив Габес; 3.Гвинейский залив; 4. Гибралтарский пролив;
5.остров Занзибар; 6.Зелёного мыса; 7.Канарские острова; 8.Красное море; 9.остров Мадагаскар;
10.Мозамбикский пролив; 11.залив Сидра; 12.полуостров Сомали; 13.Средиземное море;
14.Суэцкий канал
Рельеф:
1.Атлас, г.Тубкаль; 2.нагорье Ахаггар; 3.плато Аир; 4.Восточно-Африканское плоскогорье,
г.Килиманджаро; 5.плоск.Дарфур; 6.Драконовы горы; 7.Капские горы; 8.вулкан Кения;
9.котловина Конго; 10.Мозамбикская низменность 11.равнина Нгоронгоро; 12.Пригвинейская
низменность; 13.котловина Чад; 14. Эфиопское нагорье, г. Рас-Дашен.
Внутренние воды: Реки:
1.Вааль; 2.Вольта; 3.Замбези; 4.Кагера; 5.Конго; 6.Лимпопо; 7.Луалаба; 8.Луапула; 9.Нигер;
10.Нил: Белый и Голубой; 11.Оранжевая; 12.Сенегал; 13.Убанги; 14.Шари.
Озера: 1.Виктория; 2.Макарикари (солончак); 3.Ньяса; 4.Рудольфа; 5.Танганьика; 6.Тана; 7.Чад.
Водопады: 1.Виктория; 2.Ливингстон; 3.Стэнли.
Пустыни: 1.Ливийская; 2.Калахари; 3.Намиб; 4.Нубийская; 5.Сахара.
Крайние точки: 1.сев.-м. Рас-Энгела; 2.южн.-м. Игольный; 3.зап.-м. Альмади; 4.вост.-м. РасХафун.
Природные регионы: 1.Сахель; 2.Южная Африка.

НОМЕНКЛАТУРА «АВСТРАЛИЯ»
Береговая линия:
1.полуостров Арнемленд; 2.Бассов пролив; 3.Большой Австралийский залив; 4.Большой
Барьерный риф; 5.залив Карпентария; 6.остров Кенгуру; 7.полуостров Кейп–Йорк; 8.Коралловое
море; 9.остров Тасмания; 10.Тасманово море; 11.Торресов пролив.
Рельеф:
1.Большой Водораздельный хребет; 2.г. Косцюшко; 3.Западно-

Австралийское плоскогорье; 4. равнина Налларбор; 5.Центральная низменность.
Внутренние воды: реки и озёра:
1.оз. Гарднер; 2.Дарлинг; 3.Куперс-Крик; 4.Муррей; 5.оз.Торренс;
6.оз. Эйр-Норт.
Пустыни: 1.Большая пустыня Виктория; 2.Большая Песчаная пустыня; 3.пустыня Гибсона.
Крайние точки: 1.сев.-м. Йорк; 2.южн.-м. Юго-Восточный; 3.зап.-м. Стип-Пойнт; 4.вост.-м.
Байрон.
Природные регионы: 1.Западная Австралия; 2.Центральная Австралия; 3.Большой
Водораздельный хребет; 4.Большой Барьерный риф
НОМЕНКЛАТУРА «ЮЖНАЯ АМЕРИКА»
Рельеф:
1.Анды, г. Аконкагуа; 2.Амазонская низменность; 3.Бразильское плоскогорье; 4.Гвианское
плоскогорье; 5.Ла-Платская низменность; 6.Оринокская низменность
Внутренние воды: реки, озёра, водопады:
1.Амазонка; 2.Мадейра; 3.Мараньон; 4.Ориноко; 5.Парана; 6.Риу-Негру; 7.Сан-Франсиску;
8.Тапажос; 9.Токантинс; 10.Укаяли; 11.озеро Маракайбо; 12.озеро Титикака, 13.водопад Анхель;
14. водопад Игуасу
Пустыни: 1. Атакама; 2.Патагония
Крайние точки:
С – м. Париньяс;
Ю – м. Фроуэрд;
З – м. Гальинас;
В. – м. Кабу-Бранку
НОМЕНКЛАТУРА «СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА»
Береговая линия:
1.полуостров Аляска; 2.залив Аляска; 3.архипелаг Александра; 4.залив Апачи; 5. Большие
Антильские острова (Гаити, Куба, Пуэрто-Рико, Ямайка); 6.Багамские острова; 6.Бермудские
острова; 7.залив Бутия; 8.остров Ванкувер; 9.Гудзонов зал.; 10.остров Гренландия; 11.Датский
пролив; 12.полуостров Калифорния; 13.Калифорнийский залив; 14.Канадский Арктический
архипелаг (острова Банкс, Баффинова Земля, Виктория, Элсмир); 15.полуостров Лабрадор;
16.остров Лонг-Айленд; 17.Мексиканский залив; 18.залив Мэн; 19.остров Ньюфаундленд; 20.
Саргассово море; 21.залив Святого Лаврентия; 22.залив Унгава; 23.залив Фанди; 24.полуостров
Флорида; 25.залив Чесапикский; 26.полуостров Юкатан
Рельеф:
1.Аляскинский хребет; 2.Аппалачи; 3.Береговые хребты; 4.Великие равнины; 5.вулкан Килауэа;
6.Кордильеры, г.Мак-Кинли; 7.вулкан Орисаба; 8.Приатлантическая низменность;

9.Примексиканская низменность; 10.Скалистые горы; 11.вулкан Святая Елена; 12.вулкан Рейнир;
13. Центральные равнины

Внутренние воды – реки и озера:
1.Арканзас; 2.Атабаска; 3.Бразос; 4.Колумбия; 5.Колорадо; 6.Маккензи; 7.Миссисипи; 8.Миссури;
9.Огайо; 10.Рио-Гранде; 11.Святого Лаврентия; 12.Теннеси; 13.Фрейзер; 14.Черчилл; 15.Юкон
Озера: 1.Атабаска; 2.Большое Медвежье; 3.Большое Невольничье; 4.Большое Соленое; 5.Великие
Американские (Верхнее, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри); 6.Виннипег; 7.Виннипегосис;
8.Манитоба; 9.Никарагуа.
Пустыни:
1.Аризона; 2.Калифорнийская; 3.Мохаве; 4.Невада.
Природные регионы: 1.Арктическая Канада; 2.Карибский бассейн.
Крайние точки: 1.сев.-м. Мерчисон; 2.южн.-м. Марьято; 3.зап.-м. Принца Уэльского; вост.-м.
Сент-Чарльз.
НОМЕНКЛАТУРА «ЕВРАЗИЯ»
Береговая линия:
1.Адриатическое море; 2.Аравийский полуостров; 3.Аравийское море; 4. Апеннинский
полуостров; 5.Балеарские острова; 6.Балтийское море; 7.Балканский полуостров; 8.Бискайский
залив; 9.Бенгальский залив; 11.Большие Зондские острова (Калимантан, Суматра, Ява); 11.остров
Великобритания; 12.Восточно-Китайское море; 13.Гибралтарский пролив; 14.полуостров Бретань;
15.Жёлтое море; 16.остров Зеландия; 17.Зондский пролив; 18. остров Ирландия; 19.остров
Исландия; 20.Ионическое море; 21.полуостров Индостан; 22.полуостров Индо-Китай; 23.пролив
Каттегат; 24.остров Кипр; 25.полуостров Корея; 26.остров Корсика; 27.пролив Ла-Манш;
28.полуостров Малая Азия; 29.Малые Зондские острова; 30.полуостров Малакка; 31.Мраморное
море; 32.Норвежское море; 33.Персидский залив; 34.Пиренейский полуостров; 35.остров
Сардиния; 36.пролив Скаггерак; 37.Скандинавский полуостров; 38.Северное море; 39.Сиамский
залив; 40.остров Сицилия; 41.Тирренское море; 42.остров Тайвань; 43.Фаррерские острова;
44.остров Фён; 45. Филиппинские острова; 46.остров Хайнань; 47.Эгейское море; 48.полуостров
Ютландия; 49.Южно-Китайское море; 50.Японские острова (Кюсю, Сикоку, Хонсю, Хоккайдо);
51.Японское море
Рельеф:
1.Альпы, г.Монблан; 2.Армянское нагорье, г.Большой Арарат; 3.Апеннины; 4.Балканы; 5.Великая
Китайская равнина; 6.вулкан Гекла; 7.Гималаи, г.Джомолунгма (Эверест); 8.плоскогорье Декан;
9.Западно-Аравийское нагорье; 10.Индо–Гангская низменность; 11.Иранское нагорье, вулкан
Эребус; 12.Карпаты; 13.Казахский мелкосопочник; 14.вулкан Кракатау; 15.Кунь-Лунь;
16.Копетдаг; 17.Месопотамская низменность; 18.Памир; 19. Пиренеи; 20.Поданская низменность;
21.Скандинавские горы; 22.Среднедунайская равнина; 23.Тибетское нагорье; 24.Туранская
низменность; 25.Тянь-Шань; 26.вулкан Фудзияма; 27.Шварцвальд; 28.вулкан Этна
Внутренние воды – реки и озёра:
1.Амударья; 2.Брахмапутра; 3.Висла; 4.Ганг; 5.Гвадиана; 6.Днепр; 7. Днестр; 8.Драва; 9.Дунай;
10.Евфрат; 11.Или; 12.Инд; 13.Иравади; 14.Иордан; 15.Луа-ра; 16.Меконг; 17.Одер; 18.По;
19.Рейн; 20.Сава; 21.Сатледж; 22.Сена; 23.Сырдарья; 24.Тахо; 25.Темза; 26.Тигр; 27.Тибр;
28.Хуанхэ; 29.Янцзы

Озёра:
1.Аральское; 2.Балхаш; 3.Ван; 4.Венерн; 5.Веттерн; 6.Зайсан; 7.Иссык-Куль; 8.Каспийское; 9.ЛобНор; 10.Севан; 11.Ханка; 12.Убсунур; 13.Хабсугул.
Пустыни: 1.Аравийская; 2.Гоби; 3.Такла-Макан
Природные регионы:
1.Британские острова; 2.Передняя Азия; 3.Прибалтика; 4.Скандинавия; 5.Средиземноморье;
6.Средняя Азия; 7.Тибет.
Крайние точки:
1.сев.–м. Челюскина; 2.южн.–м. Пиай; 3.зап.–м. Рока; вост.–м. Дежнёва.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».