Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО естественного цикла Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________/Анисимова Е.С. Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «География» Класс: 8 Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 68 ч/год; 2ч/неделю Рабочую программу составила: Жарникова Е. Г., учитель географии Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Сборника примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10—11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [А. И. Алексеев и др.]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2020. Учебник: География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. А. И. Алексеев. М.: Просвещение, 2020 Улан-Удэ, 2021 1 Аннотация к рабочей программе Предмет география Класс 8 Учитель Жарникова Е. Г. Срок реализации 2021-2022 программы Место в учебном Обязательная часть: 68 ч. Итого: количество часов в неделю 2 , в год _68ч плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который УМК состоит из: Авторской программы: Николина В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5— 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013. Учебник: География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. А. И. Алексеев. М.: Просвещение, 2020 Атлас с комплектом контурных карт. Цели и задачи Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических 2 и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости. Задачи курса: Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь. Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. 3 Планируемые результаты школьного географического образования Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы: ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона); - осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства; - осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб; - осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности; - гармонично развитые социальные чувства и качества: - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; - любовь к своему Отечеству, местности, своему региону; - гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями; - уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих результатов: Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания: Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; 4 Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: - умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; - организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; - умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.; - умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. 5 Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения географической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной географии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 8. Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, 6 осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Требования к уровню подготовки В результате изучения географии ученик должен знать/понимать - основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; - географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; - различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; - специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы; - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; - приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; -составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; - определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; -применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания; - наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; - решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. 7 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. Географическое пространство России (10ч.) Государственная территория России. Территориальные воды. Исключительная экономическая зона России. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы. Континентальный шельф. Страны — соседи России. Географическое положение России. Виды географического положения. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Россия в мире. Практическая работа Сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время. Линия перемены дат. Практическая работа Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон. Освоение и изучение территории России в XVI—XXI вв.: землепроходцы, научные географические экспедиции XVIII в., изучение Арктики, Сибири и Северо-Востока страны. Формирование территории России. Заселение территории России. Воссоединение Крыма. Практические работы 1) Систематизация сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт. 2) Объяснение ситуаций в контексте реальных событий. Районирование территории Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Изменение границ отдельных субъектов Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований. Крупные районы России. Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Практическая работа Обозначение на контурной карте границ географических районов и федеральных округов с целью выявления различий. Географическое пространство России Раздел 2. Население России (13ч.) Динамика численности населения России и факторы, её определяющие. Переписи населения России. Естественное движение населения. Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения России и еёгеографических районов. Миграции (механическое движение) населения. Прогнозы изменения численности населения России. Практическая работа Определение по статистическим материалам показателей общего, естественного или миграционного прироста населения своего региона. Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная 8 структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды. Средняя продолжительность жизни мужского и женского населения России. Практическая работа Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид. Россия — многонациональное государство. Языковая классификация народов России. Русский язык — язык межнационального общения. Крупнейшие народы России и их расселение. География религий. Практическая работа Анализ статистических материалов с целью построения картограммы «Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов Российской Федерации». Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Главная полоса расселения. Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Современные тенденции сельского расселения. Практическая работа Анализ карт плотности населения и степени благоприятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения населения. Виды миграций. Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Население России Раздел 3. Природа России (26ч.) Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов по разным признакам. Этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры: платформы и складчатые пояса. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Внутренние процессы: области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Внешние процессы: древнее и современное оледенения, работа текучих вод, ветра, моря. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Минеральные ресурсы: виды и проблемы рационального использования. Рельеф своей местности. Факторы, определяющие климат России. Географическая широта как главный фактор формирования климата. Солнечная радиация: понятие, виды. Радиационный баланс. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат. Типы воздушных масс на территории России и их циркуляция. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, их изображение на картах погоды. Распределение температуры воздуха, увлажнения и атмосферных осадков по территории России. Испаряемость. Коэффициент увлажнения. 9 Климатические пояса и типы климатов России. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Влияние на климат хозяйственной деятельности населения. Климатические изменения на территории России. Агроклиматические ресурсы. Климат своей местности. Моря, омывающие Россию: особенности природы и хозяйственного использования. Внутренние воды России. Реки: распределение по бассейнам океанов. Главные речные системы России: питание, режим. Крупнейшие озёра России, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Внутренние воды и водные ресурсы своей местности. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв — мелиорация земель: борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений. Охрана почв. Основные типы растительности России. Особенности животного мира России: видовое разнообразие; факторы, его определяющие. Ресурсы растительного и животного мира России. Природа России Практические работы: Строим профиль Систематизируем информацию о полезных ископаемых России Оцениваем климатические условия России Описание одного из российских морей по плану Решаем проблему: преобразование рек. Раздел 4. Природно-хозяйственные зоны (13ч.) Природно-хозяйственные зоны России: разнообразие зон, взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесные зоны, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни: географическое положение, климат, почвенный покров, растительный и животный мир, население и его хозяйственная деятельность, экологические проблемы. Высотная поясность. Население и хозяйственная деятельность в горах. Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Красная книга России. Практические работы 1) Сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России. Природно-хозяйственные зоны Раздел 4. Родной край (3ч.) Выпускник научится: • объяснять особенности хозяйства Бурятии; • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах Бурятии; • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектовБурятии; 10 • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий Бурятии; • создавать собственные тексты и устные сообщения (в том числе в форме презентаций) об особенностях компонентов природы Бурятии на основе нескольких источников информации. Выпускник получит возможность научиться: • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов. • составлять описание природного комплекса. Повторение, обобщение и контроль знаний за курс 8 класса ( 3 ч.) 11 Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 Раздел 1. Географическое пространство России(10ч.) Тема урока Кол-во часов Дата проведения План. Факт. Домашнее задание Изучаем географию России. 1 02.09 §1 Мы и наша страна на карте мира. Наши границы и наши соседи. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №1. «Сравнение по картам ГП РФ ГП других государств». Наша страна на карте часовых поясов. Практическая работа №2 .Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон. Формирование территории России. Практические работы №3,4 Систематизация сведений об изменении границ РФ на основе анализа географических 1 06.09 §2 1 09.09 §3 1 13.09. §4 1 16.09 §5 1 20.09 §6 Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний 12 7 8 9 10 11 12 13 14 Раздел 2. Население России (13 ч) карт. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №5. «Устанавливаем межпредметные связи». Районирование России. Наше национальное богатство и наследие. Обобщение и контроль знаний по теме: «Географическое пространство России». Численность населения. Воспроизводство населения. Практическая работа №6 Определение по статистическим материалам показателей общего естественного прироста населения своего региона. Наш «демографический портрет» Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №7. Объяснение динамики половозрастного состава 1 23.09 §7 1 1 27.09 30.09 §8 §9 1 04.10 1 07.10 §10 1 11.10 §11 1 14.10 §12 1 18.10 §13 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание; Популяризация научных знаний Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 13 15 16 17 18 19 20 населения России на основе анализа полововозрастных пирамид. Мозаика народов. Практическая работа №8 Анализ статистических материалов с целью построения картограммы «Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов РФ». Размещение населения. Практическая работа №9 Анализ карт плотности населения и степени благо приятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения. Города и сельские поселения. Урбанизация Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №10. Создаем электронную презентацию. Миграции населения. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №11. Готовимся к дискуссии: Рост Москвы – это хорошо или плохо? 1 21.10 §14 1 25.10 §15 1 28.10 §16 1 08.11 §17 1 1 11.11 15.11 §18 §19 14 Трудовые ресурсы. Обобщение по теме: «Население России». Контроль знаний по теме: «Население России». 1 1 18.11 22.11 1 25.11 История развития земной коры 1 29.11 §21 25 Рельеф: тектоническая основа. 1 02.12 §22 26 Рельеф: скульптура поверхности. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 12 « Строим рельеф» Ресурсы земной коры. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 13 «Систематизируем информацию о полезных ископаемых России» Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. 1 06.12 §23 1 09.12 §24 1 1 13.12 16.12 §25 §26 1 1 20.12 23.12 §27 §28 Зима и лето в нашей северной стране. Учимся с «Полярной звездой. Практическая 1 27.12 §29 1 10.01 §30 21 22 23 24 27 28 29 30 31 32 33 Раздел 3. Природа России (26 ч) §20 Повторить §10-20 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Экологическое воспитание. 15 работа №14 «Оцениваем климатические условия России» Как мы живём и работаем в нашем климате. 1 13.01 §31 1 17.01 § 36 Обобщение и коррекция знаний по теме: «Рельеф и климат России». Наши моря. Практическая работа № 15.Описание одного из российских морей по плану. 1 20.01 §32 37 Наши реки. 1 24.01 §33 38 Учимся с «Полярной звездой. Практическая работа № 16 « Решаем проблему: преобразование рек» Где спрятана вода. 1 27.01 §34 1 31.01 §35 Водные дороги и перекрёстки. Учимся с «Полярной звездой. Почва–особое тело. Растительный и животный мир Экологическая ситуация в России 1 03.02 §36 1 07.02 §37 1 1 10.02 14.02 §38 §39 1 17.02 §40 34 35 39 40 41 42 43 44 16 Экологическая безопасность в РФ. Учимся с «Полярной звездой. Природнотерриториальные комплексы России. Повторение и обобщение материала по теме «Природа России» Контроль и знаний по теме «Природа России». Северные безлесные зоны. 1 21.02 §41 1 24.02 §42 1 28.02 §43 1 03.03 Повторить §21-43 1 07.03 1 10.03 §44 51 Учимся с «Полярной звездой. 1 14.03 §45 52 53 Лесные зоны.. Степи и лесостепи. 1 1 17.03 21.03 §46 §47 54 55 Южные безлесные зоны. Субтропики Высотная поясность в горах. 1 1 24.03 04.04 §48 §49 56 Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 17 «Сравнение климата двух природнохозяйственных зон России». 1 07.04 §50 45 46 47 48 49 50 Раздел 4. Природнохозяйственные зоны и районы (13 ч.) Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний Экологическое воспитание. 17 57 58 59 60 61 62 63 Раздел 5. Родной край (3 ч.) Обобщение знаний по теме «Природнохозяйственные зоны России» Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. 1 11.04 1 14.04 §51 Горный каркас России Урал и горы Южной Сибири. Регионы многолетней мерзлоты -Восточная и Северо-Восточная Сибирь Экзотика РоссииСеверный Кавказ, Крым и Дальний Восток Контроль знаний по теме: «Природно-хозяйственные зоны и районы». Учимся с «Полярной звездой». Практическая 1 18.04 §52 1 21.04 §53 1 25.04 §54 1 28.04 1 05.05 §55 1 12.05 §56 1 16.05 работа № 17 « Изучаем свой край» 64 65 Учимся с «Полярной звездой». Учимся с «Полярной звездой». Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний Экологическое воспитание. 18 66 67 68 Повторение, обобщение и контроль знаний за курс 8 класса. ( 3 ч.) Повторение и обобщение материала разделов 1- 2. 1 19.05 Повторение и обобщение материала разделов 3- 5. Контроль знаний за курс 8 класса. 1 23.05 1 26.05 19 Контроль обученности учащихся по курсу «География», 8 класс № 1 Тема тестирования Входное тестирование 2 3 4 «Географическое пространство России». 5 6 7 8 9 10 «Население России». Практические работы Практическая работа «Сравнение по картам ГП РФ ГП других государств». Практическая работа .Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон. Практические работы Систематизация сведений об изменении границ РФ на основе анализа географических карт. Практическая работа «Устанавливаем межпредметные связи». Практическая работа Определение по статистическим материалам показателей общего естественного прироста населения своего региона. Практическая работа . Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа полововозрастных пирамид. Практическая работа Анализ статистических материалов с целью построения картограммы «Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов РФ». Практическая работа . Анализ карт плотности населения и степени благо приятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения. Практическая работа . Создаем электронную презентацию. Практическая работа . Готовимся к дискуссии: Рост Москвы – это хорошо или Дата сентябрь Октябрь Ноябрь 20 плохо? 11 12 13 «Рельеф и климат России». 14 «Природа России». 19 Январь Март Практическая работа «Сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России». 17 18 Декабрь Практическая работа « Решаем проблему: преобразование рек» 15 16 Практическая работа «Строим рельеф» Практическая работа «Систематизируем информацию о полезных ископаемых России» Практическая работа «Оцениваем климатические условия России» Практическая работа. Описание одного из российских морей по плану. «Природно-хозяйственные зоны и районы». Контроль знаний за курс 8 класса. Апрель Май Май 21