Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО естественного цикла Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________/Анисимова Е.С. Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «География» Класс: 10 Уровень образования: основное общее образование Уровень изучения предмета – базовый Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 68 ч/год; 2ч/неделю Рабочую программу составила: Жарникова Е. Г., учитель географии Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Планирование составлено на основе государственной программы по географии для общеобразовательных учреждений, авторской программы В.П. Максаковского для 10-11 классов (базовый уровень). В. П. Максаковский. «География. Рабочие программы. 10—11 классы» Учебник. Максаковский В.П. География. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2018 Улан-Удэ, 2021 1 Аннотация к рабочей программе Предмет география Класс 10 Учитель Жарникова Е. Г. Срок реализации 2021-2022 г. программы Место в учебном 68 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год _68 ч плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который УМК состоит из: Учебника. Максаковский В.П. География. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2018 География. Атлас 10- 11 класс, М. 2019 Цели и задачи Главной целью изучения курса является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании. Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная география мира»: сформировать систему географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических и геоэкологических процессов и явлений; развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма, толерантности, уважения к другим народам, бережного отношения к окружающей среде; вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические 2 Общая характеристика учебного предмета материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; добывать информацию географического характера по данному курсу, анализировать процессы и явления современного мира; использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразные географические методы, знания и умения. География — дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направления в науке. Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» — создают теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса. В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности. Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в соответствующих разделах курса. Так, демографическая проблема изучается в теме «Население», а пути решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в региональном блоке. В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях. В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития политических, экономических и социальных процессов, происходящих в современном мире, открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры 3 школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачеты и т. д. Большое внимание целесообразно уделять практическим работам. Кроме этого, необходимо помнить о принципиально новом построении материала в учебнике, в связи с этим большое внимание следует уделить организации работы с учебником. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам. Основные образовательные технологии проблемное обучение, коммуникативное обучение, проектноисследовательская технология, технология учебной деловой игры, информационно-коммуникативное обучение, групповые технологии, здоровьесберегающие технологии. Планируемые результаты школьного географического образования 4 В процессе обучения географии в 10 классе предусмотрено достижение учащимися следующих метапредметных результатов: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Достижение предметных результатов – знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета на базовом уровне, предусматривает: 1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; 2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; 3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; 5 4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; 5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; 6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; 7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; 8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения географической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной географии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 8. Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, 6 осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Требования к результатам освоения географии В результате изучения курса выпускник научится: использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию; составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. Требования к уровню подготовки учащихся. 1. Знать и понимать: - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; - географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; - особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда. 2. Уметь: 7 - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; - оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; - сопоставлять географические карты различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение(1час) Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.Статистический метод – один из основных в географии. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Общая характеристика мира (33 часа) Тема 1. Политическая карта мира. (5 часов) Современная политическая карта мира. Количественные и качественные изменения на политической карте.Территория и границы. Этапы формирования политической карты. Главные объекты политической карты мира. Место стран в современном мире, их форма правления и государственное устройство. Типология стран мира. Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. (6 часов) Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их 8 виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. Тема 3. География населения мира. (7 часов) Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Тема 4. НТР и мировое хозяйство. (6 часов) Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил. Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. (9 часов) География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Практические работы №1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». №2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени. №3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору). №4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. №5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. №6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. Тема 6. Регионы и страны мира. (22 часа) Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям ГП. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; НИС и др. группы). 9 Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности ГП, истории открытия и освоения, природно – ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально – экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии. Тема 7. Россия в современном мире. (3 часа) Россия на современной политической карте мира. Изменение ГП России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. Россия в МХ и МГРТ; география отраслей её международной специализации. Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово – экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры страны. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны СНГ. Участи е России в Международных социально – экономических и геоэкологических проектах. Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. (8 часов) Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Практические работы. № 7. Составление ЭГХ двух стран «большой семёрки». №8 Классификация стран Зарубежной Азии № 9. Сравнение экономики трёх зон Китая: Западной, Центральной и Восточной. № 10. Составление картосхемы международных экономических связей Японии. № 11. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии. № 12. Сравнение двух макрорегионов США. № 13. Составление программы освоения территории Канады. № 14 Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки. № 15. Составление картосхемы участия России в Международных организациях. № 16. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества. 10 Тематическое планирование 10 класс, 68 часов № п/п Раздел 1 Введение. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук. Многообразие стран Раздел 1. Современная современного мира, их политическая классификация. карта мира Типология стран мира. (5 часов) Влияние международных отношений на политическую карту мира. Государственный строй стран мира Пр. раб. №1 Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». Понятие о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение. Пр. раб. №2 2 3 4 5 Введение (1 час) Тема урока Кол-во часов Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельности Тема 1, введение Гражданское воспитание; 1 §1 Популяризация научных знаний 1 §2 1 §3 1 §4 1 Дата проведения Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 11 6 7 8 9 10 11 Раздел 2. Природа и человек в современном мире (6 часов) Характеристика политикогеографического положения страны. Его изменение во времени. Обобщающий урок по теме «Современная политическая карта мира». Проблемы взаимодействия общества и природы. 1 1 Тема 2, §1 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы. Земельные, водные и биологические ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Рекреационные ресурсы, их виды. Пр. раб. №3 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору). Загрязнение и охрана 1 §2 1 §2 1 §2 1 §§3,4 Экологическое воспитание. 12 12 13 Раздел 3. Население мира (7 часов) 14 15 16 17 18 19 20 Раздел 4. окружающей среды. Географическое ресурсоведение и геоэкология. Обобщающий урок по теме «Природа и человек в современном мире» Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика. Состав (структура) населения. Размещение и миграция населения. Городское и сельское население. Урбанизация. Качество населения как комплексное понятие. География населения. Пр. раб. №4 Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. Обобщающий урок по теме «Население мира» Характеристика научно- 1 1 Тема 3, §1 1 §1 1 §2 1 §3 1 §4 1 §4 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний Экологическое воспитание. 1 1 Тема 4, §1 Гражданское воспитание; 13 Научнотехническая революция и мировое хозяйство (6 часов) 21 22 23 24 25 технической революции Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение труда Основные пространственные модели мирового хозяйства Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика Факторы размещения производительных сил. Пр. раб. №5 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. Обобщающий урок по теме «Научно-техническая революция и мировое 1 §2 1 §3 1 §3 1 §4 1 14 26 27 28 29 30 31 32 33 Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (9 часов) хозяйство» География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира Мировая электроэнергетика Мировая горнодобывающая промышленность Металлургическая промышленность. Машиностроение. Химическая, лесная и легкая промышленность. Пр. раб. № 6 Составление экономикогеографической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. География сельского хозяйства и рыболовства География транспорта мира Основные формы 1 Тема 5, §1 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 1 §1 Популяризация научных знаний Экологическое воспитание. 1 §1 1 §1 1 §1 1 §2 1 §3 1 §4 15 34 35 36 37 38 39 40 41 Раздел 6. Регионы и страны мира (27 часов) Зарубежная Европа (8 часов) всемирных экономических отношений Обобщающий урок по теме «География отраслей мирового хозяйства» Общая экономико – географическая характеристика Зарубежной Европы 1 1 Тема 6, §1 Население стран Зарубежной Европы Хозяйство стран Зарубежной Европы Непроизводственная сфера стран Зарубежной Европы. Экологические проблемы 1 §2 1 §2 1 §2 Географический рисунок расселения и хозяйства. Регионы Зарубежной Европы. Федеративная Республика Германия. Сравнение двух стран Зарубежной Европы. Пр. 1 §2 1 §3 1 §3 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний Экологическое воспитание. 16 42 43 44 45 46 47 48 49 Зарубежная Азия. Австралия (10 часов) раб. №7 Сравнительная характеристика двух стран Зарубежной Европы Обобщающий урок по теме «Зарубежная Европа». Общая экономико географическая характеристика Зарубежной Азии Пр. раб. №8 Классификация стран Зарубежной Азии Население стран Зарубежной Азии Хозяйство стран Зарубежной Азии: пять центров экономической мощи. Китай Хозяйство Китая. Пр. раб № 9 Сравнение экономики трёх зон Китая: Западной, Центральной и Восточной Япония Хозяйство Японии. Пр. раб. № 10 Составление картосхемы международных 1 1 Тема 7, §1 1 §1 1 §1 1 1 §2 §2 1 1 §3 §3 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний Экологическое воспитание. 17 50 51 52 53 Африка (3 часа) 54 55 56 57 58 Северная Америка (4 часа) экономических связей Японии Индия Комплексная характеристика Австралии. Пр. раб. № 11 Составление картосхемы международных экономических связей Австралии Обобщающий урок по теме «Зарубежная Азия. Австралия» Общая экономико географическая характеристика стран Африки Субрегионы: Северная и Тропическая Африка. ЮАР Обобщающий урок по теме «Африка» Общая экономико географическая характеристика США Макрорегионы США Пр. раб. № 12 Сравнение двух макрорегионов США. Канада. Социально - 1 1 §4 §5 1 1 Тема 8, §1 1 §2 1 1 Тема 9, §1 Популяризация научных знаний Экологическое воспитание. 1 §2 1 §3 18 59 60 Латинская Америка (2 часа) 61 62 63 64 Раздел 7. Россия в современном мире (3 часа) экономическая характеристика. Пр. раб. № 13 Составление программы освоения территории Канады. Обобщающий урок по теме «Северная Америка» Общая экономико географическая характеристика Латинской Америки Страны Латинской Америки. Бразилия. Пр. раб. № 14 Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки Россия в МХ и МГРТ, география отраслей её международной специализации Крупнейшие торговые партнёры России. Структура внешнеторгового баланса. Формы внешнеэкономических связей Участие России в 1 1 Тема 10,§1 1 §2 1 Тема 11,§1 Популяризация научных знаний Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 1 §2 Популяризация научных знаний Экологическое воспитание. 1 §2 19 65 66 67 68 международных организациях. Россия и СНГ Пр. раб. №15 Составление картосхемы участия России в Международных организациях. Глобальные проблемы Раздел 8. Географическ человечества ие аспекты современных глобальных проблем человечества (3 часа) Глобальные проблемы человечества Пр. раб. № 16 Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества Стратегия устойчивого развития Итоговый контроль Итоговый знаний за курс 10 класса контроль (1 час) 1 Тема 12,§1 Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний Экологическое воспитание. 1 §1 1 §2 1 20 Контроль обученности учащихся по курсу «География», 10 класс № Тема тестирования 1 2 «Современная политическая карта мира». 3 «Природа и человек в современном мире» Практические работы Дата Пр. раб. №1 Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». Пр. раб. №2 Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени. сентябрь Пр. раб. №3 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору). Октябрь 4 Пр. раб. №4 Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. 5 «Население мира» Пр. раб. №5 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. Ноябрь 6 «Научно-техническая революция и мировое хозяйство» Пр. раб. № 6 Составление экономикогеографической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. Декабрь 7 «География отраслей мирового хозяйства» 8 9 10 11 «Зарубежная Европа». Январь Пр. раб. №7 Сравнительная характеристика двух стран Зарубежной Европы Пр. раб. №8 Классификация стран Зарубежной Азии Пр. раб № 9 Сравнение экономики трёх зон Китая: Западной, Центральной и Восточной Февраль Март . Пр. раб. № 10 Составление картосхемы международных 21 экономических связей Пр. раб. № 11 Составление картосхемы международных экономических связей Австралии 12 13 «Северная Америка» Пр. раб. № 12 Сравнение двух макрорегионов США. 14 Пр. раб. № 13 Составление программы освоения территории Канады. 15 Пр. раб. № 14 Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки 16 17 Итоговый контроль знаний за курс 10 класса Пр. раб. №15 Составление картосхемы участия России в Международных организациях. Апрель Май Пр. раб. № 16 Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества 22 ПРИЛОЖЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА СТРАНЫ АМЕРИКА: Канада, США, Мексика, Куба, Венесуэла, Бразилия, Чили, Аргентина, Перу, Никарагуа, Гондурас, Панама. ЕВРОПА: Исландия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Нидерланды, Австрия, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Ватикан, Люксембург, Монако, Бельгия. АЗИЯ: Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР, Япония, Индонезия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Турция. АФРИКА: Ливия, Алжир, Египет, Эфиопия, Заир, Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ: Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея. КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА И МЕГАЛОПОЛИСЫ: Мехико, Сан-Паулу, Токио, Калькутта, Бомбей, Нью-Йорк, Сеул, Шанхай, Дели, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир, Лондон, Москва. Ограничений в знании политической карты мира быть не может. КРУПНЕЙШИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. УГОЛЬНЫЕ БАССЕЙНЫ: Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Печорский, Таймырский - Россия. Донецкий - Россия-Украина. Рурский - ФРГ. Аппалачский, Западный - США. НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ РАЙОНЫ: Персидского залива - Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ. ЗападноСибирский, Волго-Уральский - Россия. Каспийский - Россия, Азербайджан, Туркмения, Иран, Казахстан. Североморский - Норвегия, Великобритания, Дания, Бельгия. Западно Канадский - Канада, США. Аляскинский, Калифорнийский, Техасский - США. Мексиканского залива - Мексика. Оринокский, Маракайбский - Венесуэла. Сахарский Алжир, Ливия. Гвинейского залива - Нигерия. Суматранский - Индонезия. Дацинский Китай. ЖЕЛЕЗНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ: Хаммерсли - Австралия. "Железнорудный треугольник", Каражас, Урукум - Бразилия. Месторождения озера Верхнего - Канада, США. Сингхбум - Индия. Симен - ЮАР. Лотарингский - Франция. Кирунавара - Швеция. КМА - Россия. МЕДНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ: Чукикамата - Чили. Штат Аризона - США. Западное - Канада. "Медный пояс" - Замбия, Заир. Кобриса - Перу. Хобарт - Австралия. Калифорнийское - Мексика. Окип - ЮАР. БОКСИТОНОСНЫЕ ПРОВИНЦИИ МИРА: 1. Средиземноморская - Франция, Италия, Греция, Хорватия, Венгрия, Румыния. 2. Побережья Гвинейского залива - Гвинея, Гана, Камерун. 3. Карибского бассейна - Ямайка, Гаити, Гайана, Суринам. 4. Австралийская. МЕСТОРОЖДЕНИЯ ФОСФОРИТОВ: Егорьевское, Камско - Вятское - Россия. Бьютт - США. Юсуфия - Марокко. Амман Иордания. Сехира - Тунис. Каратаусское - Казахстан. Эр-Русенфа - Израиль. МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАЛИЙНЫХ СОЛЕЙ: 23 Соликамское - Россия. Саарско-Лотарингское - Франция, ФРГ. Карлсбад - США. Солигорское - Беларусь. Саскачеванское - Канада. ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ: США, Канада, Россия, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан. АЛМАЗЫ ДОБЫВАЮТ: Россия, ЮАР, Заир. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УМК: 1. Учебник: Максаковский В. П. География 10-11 классы. / В. П. Максаковский. М.: Просвещение, 2018.-416с. 2. Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2019. 3. Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.1. Общая характеристика мира: поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского. Волгоград: Учитель, 2007. 4. Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.2. Региональная характеристика мира: поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского. Волгоград: Учитель, 2007. 5. Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского. Волгоград: Учитель, 2010. Контрольно-измерительные материалы: https://infourok.ru/kontrolnoizmeritelnie-materiali-po-geografii-klass-3503592.html Интернет – ресурсы: 1. https://lecta.rosuchebnik.ru/teacher - Российская цифровая образовательная платформа LECTA 2.http://ege.fipi.ru/os11/gmodules/qprint/index.php?proj=CA9D848A31849ED149D382C32A7 A2BE 4 – Открытый банк заданий. ФИПИ 3. Российский образовательный портал – [электронный ресурс].http://www.school.edu.ru/ 4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – [электронный ресурс].http://school-collection.edu.ru/ 5. Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов– [электронный ресурс]. http://fcior.edu.ru/ 24