Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от «30» август 2021 г. . Рабочая программа учебного курса «Русский язык» Класс: 2 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего –119 ч/год; 3,5ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 c изменениями и дополнениями). Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку: Министерство Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г., «Русский язык» Москва «Просвещение» 2014 г. (УМК «Школа России»). Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2020. Улан-Удэ 2021 Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Русский язык 2 1 год 2021- 2022 ФГОС НОО (1-4 классы) Обязательная часть: 3,5 ч. Итого: количество часов в неделю ___3,5__, в год ___119___ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Учебник Русский язык. 2 класс. В 2-х ч. Ч. 2Канакина В. П., Горецкий В. Г. М.Просвещение, 2020 2. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (1CD) (В комплекте с учебником) Просвещение Цели: - формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического логического мышления учеников; - формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих задач: - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объёма; - воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. Практическая полезность заключается в том, что курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, самостоятельное составление или воспроизведение и запись небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным картинкам); формируются умения, связанные с информационной культурой: писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Без базовой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как образование должно носить непрерывный характер. Именно в начальном звене закладываются все основы для формирования грамотности, орфографической зоркости и др. Обучение второклассников русскому языку даёт возможность развивать у учащихся грамотную речь, формировать культуру общения, воспитывать у ребенка интерес к изучению русского языка. Основные образовательные технологии При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные. Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков ученики используют приёмы само- и взаимопроверки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: урок-путешествие, викторина, урок-проект, игра-конкурс, дидактические и ролевые игры. . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: - Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитаниядетей. - Гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; - Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции,в том числе способности к сознательному выбору добра; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся: • понимать, что предложение - это основная единица речи; • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания; • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные); • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки); • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание); • различать главные члены предложения; • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме; • различать словосочетание и предложение; • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола; • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога; • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»; • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии); • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я; • различать деление слов на слоги и для переноса; • понимать влияние ударения на смысл слова; • различать звуки [и] и [й'] и буквы, их обозначающие; • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме; • понимать роль разделительного мягкого знака в слове; • верно употреблять прописную букву. В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для: • выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря; • составления предложений на заданную тему; • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации; • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания); •самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям); • орфографической грамотности речи учащихся; • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов; • деления слов на слоги и переноса слов; • правильного написания слов с буквой И; • обозначения мягкости согласных на письме; • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком; • употребления прописной буквы в именах собственных; • работы со словарём (использование алфавита); • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв; • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (119 ЧАСОВ) Содержание курса: 2 класс (3,5 часа в неделю, Всего – 119 ч.) Наша речь (4 ч.) Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи. Текст (5 ч.) Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте. Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей. Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения. Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя. Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки. В процессе работы дети научатся: • • • • • • составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему; определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения; записывать текст целиком или выборочно близко к тексту; работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём); различать текст-пословицу и текст-загадку; писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану. Предложение (12 ч.) Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись. В процессе работы дети научатся: понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения; • составлять предложения, различные по цели высказывания; • устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится; • выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится); • устанавливать связь слов в предложении по вопросам; • выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами; • устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком; Контроль по теме «Речь и предложение» проводится в виде: зачёт, диктант. Слова, слова, слова… (18 ч.) Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, • словарем синонимов и антонимов). Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы).Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. В результате работы дети научатся: • подбирать группы родственных (однокоренных) слов; • выделять корень в однокоренных словах; • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; • распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы; • использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов); • различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные; • распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные; • использовать термины "корень слова", "однокоренные слова", "родственные слова", "разные формы одного и того же слова". Звуки и буквы. ( 23 ч.) Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко - буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем. Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча— ща, чу — щу. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости- звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. В процессе работы дети научатся: • • • • • • • • • • • различать гласные и согласные звуки; находить в словах ударные и безударные гласные звуки; различать мягкие и твёрдые согласные звуки; определять парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки; различать звонкие и глухие согласные звуки, определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки; Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (26 ч) Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь Контроль по теме: «Звуки и буквы» - контрольное списывание Части речи (29ч) Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными. Контроль по теме «Части речи» - контрольное списывание с грамматическим задан Повторение( 2ч.) СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений. Календарно-тематическое планирование по курсу «Русский язык» № п/ п Раздел Тема урока Колво часо в 1 Наша речь Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? Как отличить диалог от монолога? Проверка знаний. 1 Дата пров едени я 01.09 1 02.09 1 06.09 1 07.09 2 3 4 Домашнее задание Основные направления воспитательн ой деятельности Стр.6 упр 2, Патриотическо повторить виды е воспитание и речи. формирование Вспомнить российской слова идентичности; приветствия, записать их. Трудовое Стр.14 упр.11. воспитание и Подготовить монолог на тему «Для чего нужно грамотно и аккуратно писать?». профессиональ ное самоопределен ие; Гражданское воспитание; Духовное и нравственное воспитание. 5 6 Текст Что такое текст? 1 Что такое тема и 1 главная мысль текста? 08.09 09.09 7 Части текста. 1 13.09 8 Что такое 1 предложение? 14.09 Стр.18 упр.14 Нарисовать рисунок на тему «Сентябрь», написать текст, 3-4 предложения. Выучить правила, стр. 20. Стр. 25 упр 23. Патриотическо е воспитание и формирование российской идентичности; Трудовое воспитание и профессиональ Как из слов 1 составить предложение? 9 15.09 Упр. 28, стр.27 ное самоопределен ие; Гражданское воспитание; Духовное и нравственное воспитание. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Предложени е Что такое 1 главные члены предложения? Что такое 1 второстепенные члены предложения? 16.09 Упр. 32, стр. 30. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Входной контрольный диктант. На реке. Работа над ошибками Что такое распространённы е и нераспространён ные предложения? Контрольное списывание «Клюква» Как установить связь слов в предложении? Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. Анализ сочинений. Работа над ошибками. Что такое 1 21.09 1 22.09 Повторить правила стр.33 1 23.09 1 27.09 Повторить правила стр.33 Упр. 42, стр.36. Патриотическо е воспитание и 20.09 формирование Выучить правило, российской составить и идентичности; записать предложение со Трудовое словом воспитание и «рисунок». Выучить профессиональ правила, упр. 36, ное стр. 33. самоопределен ие; Гражданское воспитание; Духовное нравственное воспитание. 1 28.09 Повторить правила стр. 36 1 29.09 Упр. 46, стр.39. 1 30.09 1 04.10 Переписать сочинение на лист, оформить его. Повторить привила по теме: «Предложение» 1 05.10 Упр.52, стр.44. и 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 лексическое значение слова? Проверка знаний. Тест «Предложение» Слова, слова, Обобщение слова. знаний по разделу «Предложение» Что такое лексическое значение слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение слов? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Обучающее изложение «Кот Дымок» Что такое родственные слова? Что такое родственные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Повторение. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Какие бывают слоги? Контрольный диктант. 1 06.10 1 07.10 Повторить привила по теме: «Предложение» Упр.54, стр.45. Патриотическо е воспитание и формирование 1 11.10 Упр.57, стр.46. 1 12.10 Упр.61, стр.49 российской идентичности; Трудовое воспитание профессиональ 1 13.10 Упр. 65, стр.51 1 14.10 Упр.68, стр.53 1 18.10 Упр. 72, стр.55 Гражданское 1 19.10 Повторить правила с.49 воспитание; Упр.79, стр.59 нравственное 1 20.10 ное самоопределен ие; Духовное воспитание. 1 21.10 Упр.81, стр.60 1 25.10 Упр.88, стр.62 1 26.10 Упр.92, стр.64 1 27.10 Упр.98, стр.67 1 28.10 Работа над 1 ошибками. Как определить 1 ударный слог? Повторение. Как 1 определить ударный слог? 08.11 09.11 Повторить правила стр.5960 Рабочая тетрадь стр. 37 Упр. 100 стр.68 10.11 Упр.104, стр69 и и 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Звуки буквы. Обучающее сочинение по серии картинок. Как переносить слова с одной строки на другую? Проверочная работа. Тест «Слово» и Как различать звуки и буквы? Как мы используем алфавит? Как определить гласные звуки? Контрольное списывание Развитие речи. Обучающее изложение. Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с непроверяемыми гласными Закрепление. Безударная гласная в корне. Контрольный диктант. Работа над ошибками 1 11.11 Упр.107,стр71 1 15.11 Упр.111, стр. 76 1 16.11 Упр.120,стр.80 1 17.11 1 18.11 1 22.11 Упр.141, стр.92 Трудовое 1 23.11 Повторить словарные слова воспитание Упр.145, стр.95 Упр.143, стр.93 ное 1 24.11 российской идентичности; и профессиональ самоопределен Гражданское воспитание; 1 25.11 Упр.161, стр.103 Упр.165, стр.105 Упр. стр.110 1 30.11 1 01.12 50 Развитие речи. 1 Обучающее сочинение. 02.12 51 Как определить 1 согласные звуки? 06.12 Повторить правило стр. 96 Повторить правило «Безударная гласная в корне» Переписать сочинение с учетом исправлений. Упр.181,стр.113 52 Согласный звук 1 [Й] и буква И краткое. 07.12 Упр.185, стр.115 49 формирование ие; 29.11 48 е воспитание и Повторить алфавит. Упр.123, стр.82 Упр.139, стр.91 1 47 Патриотическо 174, Духовное нравственное воспитание. и 53 Слова удвоенными согласными. с 1 08.12 54 Наши проекты. 1 И в шутку, и в серьёз. Развитие речи. Обучающее изложение «Лось» Твёрдые и 1 мягкие согласные звуки и буквы. Обучающее 1 сочинение «На прогулке» 09.12 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Работа над ошибками Административн ый контрольный диктант. Работа над ошибками Как обозначить мягкость звука на письме. Правописание мягкого знака в конце и середине слова. Правописание мягкого знака в конце и середине слова. Наши проекты. Пишем письмо. Правописани Буквосочетания е ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, буквосочета НЧ. ний с Развитие речи. шипящими Обучающее звуками изложение. Повторение пройденного. Твердые и мягкие согласные. Закрепление Выписать из орфографическо го словаря 8 слов с удвоенными согласными. В течении недели подготовить проект и выступить 13.12 Упр.197, стр.122 14.12 Переписать сочинение с учетом исправлений Упр.201, стр.123 1 15.12 1 16.12 1 20.12 1 21.12 Страничка для любознательных . стр.116 Повторить правило стр.117 Упр.203, стр.124 1 22.12 Упр.206, стр.126 1 23.12 Упр.207, стр.132 1 27.12 Упр.2, стр.4 Патриотическо е воспитание и 1 28.12 Упр.5,стр.5 формирование российской 1 29.12 Упр.6, стр.6 идентичности; Трудовое воспитание 1 11.01 Упр.10,стр.7 и профессиональ знаний. «Твердые и мягкие согласные» Наши проекты. 1 Рифма. ное самоопределен ие; 1 13.01 стр.8-9 подготовить презентацию Упр.15,стр.11 1 18.01 Упр.21, стр.14 1 1 19.01 20.01 72 Как отличить 1 звонкие согласные от глухих? 25.01 73 Проверка 1 парных согласных в корне слова. Распознавание 1 проверяемых и проверочных слов. 26.01 Упр.3, стр.15 Подготовить задание для соседа, написать на листе 3 слова в которых есть глухие и звонкие согласные. Придумать 3 пары слов с парными согласными, записать на отдельные листы. Упр.31,с тр20 Правописание парных звонких и глухих согласных. Изложение повествовательн ого текста. Правописание парных звонких и глухих согласных. Правописание 1 01.02 1 03.02 Рабочая тетрадь стр.40 1 08.02 Упр.45, стр.27. 1 09.02 Упр.46, стр.27. 67 68 69 70 71 74 75 76 77 78 Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя Как отличить звонкие согласные от глухих? 12.01 Гражданское воспитание; Духовное нравственное 27.01 Выписать из орфографическо го словаря в конце учебника 5-6 слов с парными согласными, которые нужно проверять. Упр.39, стр.24. воспитание. и парных звонких и глухих согласных. Изложение 1 повествовательн ого текста. 79 10.02 Повторить правила по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных» Рабочая тетрадь стр.54 80 Проверка знаний. 1 15.02 81 Контрольный 1 диктант. «Зяблик» Работа над 1 ошибками . Обобщение изученного материала. Правописание 1 слов с разделительным мягким знаком. 16.02 Повторить словарные слова 17.02 Упр. 48, стр.30 22.02 Упр.55,стр.33 Правописание слов с разделительным мягким знаком Разделительный мягкий знак. Обобщение. Обучающее сочинение «Зимние забавы» Проверка знаний 1 24.02 Упр.61, стр.35 1 01.03 Упр.65, стр.37 1 02.03 Проиллюстриро вать сочинение 1 03.03 Обобщение изученного материала. 1 09.03 Что такое части речи? Что такое имя существительное ? Одушев. и неодушев. имена существительны е Контрольное 1 10.03 Рабочая тетрадь стр.57 Придумать диктант для соседа по 5 слов на каждую орфограмму. Упр.71, стр42. Патриотическо 1 15.03 Упр.78. , стр.46. 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 Части речи е воспитание и формирование 1 16.03 Упр.82, стр.49. российской идентичности; Трудовое 1 17.03 Повторить 93 94 списывание «Сойка» Собственные и 1 нарицательные имена существительны е. Обобщение 1 знаний о написании слов с заглавной буквы. словарные слова 22.03 23.03 Обучающее изложение 1 24.03 96 Контрольный диктант. «Рыбалка» Работа над ошибками. Число имён существительны х. Административн ый контрольный диктант «Три весны» Работа над ошибками. Число имён существительны х. Обучающее изложение «Озорник». Проверка знаний «Существительн ое- часть речи» Что такое глагол? Число глаголов. Образование числа глаголов Правописание частицы НЕ с глаголами. Обобщение и закрепление знаний по теме 1 05.05 1 06.04 1 07.04 1 12.04 Повторить пройденные орфограммы 1 13.04 1 14.04 Упр.113, стр.65(устно) Упр.114, стр.65. 1 19.04 1 20.04 1 21.04 Упр.130-134, стр.75. 1 26.04 Упр.138, стр.79 98 99 10 0 10 1 10 2 10 3 10 4 10 5 и профессиональ Упр.91, стр.53. ное Выучить правила на стр. самоопределен 54. ие; Повторить Гражданское изученные воспитание; орфограммы, подготовиться к Духовное и диктанту. Придумать по 1 нравственное вопросу об воспитание. имени существительно м как части речи для прессконференции Повторить словарные слова 95 97 воспитание Рабочая тетрадь стр.60 Упр.112, стр.64 Подготовиться к проверочной работе по теме «Имя существительно е» Упр. 123, стр.71 10 6 10 7 10 8 10 9 11 0 11 1 11 2 11 3 11 4 11 5 11 6 11 7 11 8 11 9 Повторение «Глагол». Что такое текстповествование? Что такое имя прилагательное? Связь имени прилагательного с именем существительны м. Контрольное изложение «Куница» Прилагательные близкие и противоположны е по значению. Число имён прилагательных. Что такое текст – описание? Проверка знаний. Прилагательное. Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами. Контрольный диктант. Проверка знаний. Предлоги. Что такое текст – рассуждение? Административн ый итоговый диктант «Весной» Работа над ошибками. Повторение по теме «Предложение». 1 27.04 Правило стр.82 1 28.04 Упр.87, стр.87 1 04.05 Упр.154, стр.90 1 05.05 Повторить словарные слова 1 11.05 Упр.157, стр.91 1 12.05 Упр.162, стр.94 1 17.05 Упр. 166, стр.96 1 18.05 Упр.186, стр.109 1 19.05 Упр.190, стр.111 1 24.05 1 25.05 1 26.05 2 27.05 Повторить правила по теме: «Предлоги» Упр.182, стр.106 Повторить словарные слова Патриотическо е воспитание и формирование 6 30.05 Упр.201, стр.120 российской идентичности; Трудовое воспитание и профессиональ ное самоопределен ие; Гражданское воспитание; Духовное нравственное воспитание. и