Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от «10»июня_2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 « 30»августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196___ от « 30 » августа 2021г. Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» Класс: 1 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего –132 ч/год; 4 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: • • • • • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению: Министерство Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (УМК «Школа России») 2014 г. Литературное чтение учебник 1 класс- Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой -М.: Просвещение, 2020г. Улан – Удэ 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Литературное чтение Класс 1 Учитель Срок реализации 2021-2022 учебный год программы Место в учебном ФГОС (1-4 классы) На изучение курса «Литературное чтение» отводится по 4 ч. в неделю из плане ОО обязательной части учебного плана. Итого: количество часов в неделю 4 , в год 132 УМК Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1 класс- Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» -М.: Просвещение, 2020г. 4. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы: В.Г. Горецкий, Л.М. Зеленина . Цели и задачи Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования, направлен на достижение следующих целей: Цели курса «Обучение грамоте» формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира; социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научнопознавательными текстами; воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Цели курса «Литературное чтение» овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Задачи: Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление; развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; Общая характеристика учебного предмета обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный опыт ребенка; обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы. Основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: умение читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных формах( текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, сборники творческих работ и др. Основные образовательные технологии Основными образовательными технологиями являются: игровые, проектные, здоровьесберегающие технологии. Планируемые результаты освоения курса « Литературное чтение 1 класс» Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение курса «Литературное чтение» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов которые отражают сформированность, в том числе в части: 1.Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; 2.Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения науки в жизни современного общества, способности владетьдостоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях и открытиях , заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3.Духовное и нравственное воспитание представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполненииэкспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4. Популяризация научных знаний Мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 6. Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 7.Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметными результаты Регулятивные универсальные учебные действия: - способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для ее решения; - сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей; - начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия: - умение осознанно читать, строить речевые высказывания; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; - начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; - начальные умения излагать свое мнение и аргументировать; - начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение»; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные универсальные учебные действия: - активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - умение определять общую цель и пути её достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; - умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний; - овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. Ожидаемые результаты освоения курса К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение чтению» учащиеся научатся: - называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем); - вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы; - правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова; - выделять слоги, различать ударные и безударные; - определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений; - устно составлять 3-5 предложений на определенную тему. К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение чтению» учащиеся получат возможность научиться: - слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество; - выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели; - различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один; - правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка; - соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого. К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся научатся: - под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников; - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; - делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; - передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого); - высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста. К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся получат возможность научиться: - понимать прочитанное по ходу чтения; - определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (132 часа) Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (92 часа) 1. Добукварный период (14ч) 2. Букварный период (45ч) 3. Послебукварный период.(33ч) Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделейразличных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. Круг детского чтения Сказки А.С. Пушкина. Рассказы для детей Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. Сказки К.И. Чуковского. В.В. Бианки «Первая охота». С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. -называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем); -вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы; -правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова; -выделять слоги, различать ударные и безударные; -определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений; -устно составлять 3-5 предложений на определенную тему. Блок «Литературное чтение» (40 часов) 1. Вводный урок (1ч) 2. Жили-были буквы (5ч) 3. Сказки, загадки, небылицы (6ч) 4. Апрель, апрель! Звенит капель (4ч) 5. И в шутку и всерьез (6ч) 6. Я и мои друзья (7ч) 7. О братьях наших меньших (11 ч) Виды речевой и читательской деятельности Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Подбор бурятских пословиц, поговорок. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Сочинение сказок, рассказов о Бурятии – крае, в котором мы живем. Круг детского чтения «Жили-были буквы». Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой. Е. Григорьевой. «Сказки, загадки, небылицы». Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака» Загадки. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А.С. Пушкина. «Апрель, апрель. Звенит капель!». Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки. «И в шутку и всерьёз». Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. «Я и мои друзья». Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова. И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. «О братьях наших меньших». Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой, Г. Сапгира, М. Пляцковского. Рассказы В. Осеевой. Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова. -ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; -делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; -передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого); -высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучениетрадиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе. При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения литературного чтения предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Портфолио ученика: - является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; - реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий; - позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; - предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключаются в следующем: - сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); - содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы; - учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия; - позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали. Критериями оценивания являются: - соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС; -динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием. В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой. Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Основная цель текущего оценивания анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках литературного чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела. Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Календарно-тематический план Обучение чтению Раздел № п\п Темы Добукварный период 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Букварный период Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке Речь письменная и устная Предложение Предложение и слово Слово и слог Слог, ударение (закрепление) Деление слов на слоги Звуки речи: гласные и согласные Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков Гласный звук [а], буквы А, а Звук [о], буквы О, о Звук [и], буквы И, и Гласная буква ы, звук [ы] Звук [у], буквы У, у Звуки [н], [н’], буквы Н, н Звуки [с], [c’], буквы С, с Звуки [к], [к’], буквы К, к Домашнее задание Основные Колнаправления во воспитательной Часов деятельности Гражданское 1ч воспитание Дата 1.09 Приобщение к культурному наследию. 1ч 2.09 1ч 2ч Популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание. 1ч 2ч 1ч 6.09 7.09 8.09 9.09 13.09 14.09 15.09 1ч 16.09. 1ч 20.09 1ч 21.09 2ч 22.09 23.09 27.09 28.09 29.09 30.09 4.10 5.10 6.10. 7.10 10.10 11.10 12.10 13.10 14.10 18.10 19.10 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Звуки [т], [т’], буквы Т, т Закрепление пройденного материала Звуки [л], [л’], буквы Л, л Повторение и закрепление изученного материала Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э] Буква Е – показатель мягкости согласных Чтение слов с буквой Е (повторение и закрепление) Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М Закрепление пройденного материала Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление) Экологическое воспитание Популяризация научных знаний. Трудовое воспитание Гражданское воспитание. Трудовое и физическое воспитание 20.10 1ч 21.10 1ч 25.10 1ч 26.10 Экологическое воспитание. 1ч 27.10 Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. Приобщение к культурному наследию. 1ч 28.10 1ч 8.11 1ч 9.11 1ч 10.11 1ч 11.11 15.11 1ч 16.11 1ч 17.11 Физическое воспитание. 1ч 18.11 Духовное и нравственное воспитание. 1ч 22.11 1ч 23.11 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление) Закрепление пройденного материала Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т (с. 106–109) Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а] Буква Я – показатель мягкости согласного Закрепление пройденного материала Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков 1ч 24.11 1ч 25.11 1ч 29.11 1ч 30.11 1ч 1.12 1ч 2.12 1ч 6.12 1ч 7.12 1ч 8.12 1ч 9.12 1ч 13.12 Популяризация научных знаний. Приобщение к культурному наследию. 1ч 14.12 Трудовое воспитание. 1ч 15.12 Популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание Трудовое и физическое воспитание. 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 Послебукварный период Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление) Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о] Буква Ё, ё – показатель мягкости Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й Чтение слов с буквой й (закрепление) Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х Чтение слов с буквой х (закрепление) Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление) Гласный звук[э]. Буквы Э, э Чтение слов с буквами Э, э (закрепление) Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, Духовное и нравственное воспитание 1ч 16.12 1ч 20.12 1ч 21.12 1ч 22.12 Патриотическое воспитание 1ч 23.12 Гражданское воспитание 1ч 10.01 1ч 11.01 1ч 12.01 1ч 13.01 1ч 17.01 1ч 18.01 1ч 19.01 1ч 20.01 1ч 24.01 1ч 25.01 Экологическое воспитание Духовное и нравственное воспитание Популяризация научных знаний. Приобщение к духовному наследию Экологическое воспитание 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 щ. Правописание сочетаний ща, щу Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф 2.02 Мягкий и твердый разделительные знаки Русский алфавит Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина К. Д. Ушинский. Наше Отечество В. Крупин. Первоучители словенские . первый букварь Творчество А. С. Пушкина – сказки Л. Н. Толстой о детях К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель. К. Д. Ушинский о детях Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница») 1ч 26.01. 1ч 27.01 1ч 31.01 1ч 1.02 1ч 1ч 2.02 3.02 1ч 7.02 1ч 8.02 Приобщение к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание 1ч 9.02 1ч 10.02 1ч 14.02 Трудовое воспитание и физическое. 1ч 15.02 Патриотическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание Духовное и нравственное воспитание. Экологическое воспитание. Приобщение к культурному наследию. Гражданское воспитание 85 В. В. Бианки. Первая охота 86 Творчество С. Я. Маршака Творчество М. М. Пришвина Творчество А. Л. Барто Творчество С. В. Михалкова (с. 106) Б. В. Заходер. Два и три Творчество В. Д. Берестова 87 88 89 91 92 Популяризация научных знаний. Экологическое воспитание. Популяризация научных знаний Приобщение к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. Трудовое воспитание Итого 1ч 16.02 1ч 17.02 1ч 21.02 1ч 2.02 1ч 1.03 1ч 2.03 1ч 3.03 92 ч Календарно-тематическое планирование Литературное чтение № п\п 1 2 Раздел Введение Жили-были буквы 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Сказки, загадки, небылицы Темы Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы» И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”» Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?» С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» Из старинных книг. Урокобобщение «Жили-были буквы» Е. Чарушин «Теремок» Русская народная сказка «Рукавичка» Загадки, песенки, потешки Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», Кол-во Часов 1ч Дата 7.03 1ч 9.03 1ч 10.03 1ч 14.03 1ч 15.03 1ч 16.03 1ч 1ч 17.03 21.03 1ч 1ч 22.03 23.03 1ч 24.03 12 13 Апрель, апрель. Звенит капель! 14 15 16 17 И в шутку и в серьез. 18 19 20 21 22 23 Я и мои друзья. 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 О братьях наших меньших «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…» Урок-обобщение «Cказки, загадки, небылицы» А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…» Т. Белозёров «Подснежник». С. Маршак «Апрель» И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!». Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…» И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка» К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет» И. Пивоварова «Кулинакипулинаки» О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» К. И. Чуковский «Телефон» М. Пляцковский «Помощник». Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок» В. Орлов «Кто первый?»С.Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…» И. Пивоварова «Вежливый ослик» Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день» М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу» Из старинных книг. Урокобобщение «Я и мои друзья» С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…» В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова «Купите собаку» М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай» 1ч 4.04 1ч 5.04 1ч 6.04 1ч 7.04 1ч 11.04 1ч 12.04 1ч 1ч 13.04 14.04 1ч 18.04 1ч 1ч 19.04 20.04 1ч 21.04 1ч 25.04 1ч 26.04 1ч 1ч 27.04 28.04 1ч 3.05 1ч 4.05 1ч 5.05 1ч 1ч 1ч 10.05 11.05 16.05 1ч 17.05 С. Михалков «Важный совет».Д. Хармс «Храбрый ёж».Н. Сладков«Лисица и ёж» Из старинных книг. Обобщение по теме «О братьях наших меньших» Из старинных книг. Обобщение по теме «О братьях наших меньших» Повторение Повторение Праздник «Книга-лучший друг» 35 36 37 38 39 40 Итого 1ч 18.05 1ч 19.05 1ч 23.04 1ч 1ч 1ч 40 ч 24.05 25.05 26.05 График проведения проверочных работ № урока Вид работы Тема 90 Проверочная работа Чему нас научила «Азбука»? 100 Проверочная работа Жили-были буквы 108 Проверочная работа Сказки, загадки, небылицы 113 Проверочная работа Апрель, апрель. Звенит капель! 119 Проверочная работа И в шутку и всерьёз 125 Проверочная работа Я и мои друзья 129 Проверочная работа О братьях наших меньших Общее количество 7 Контроль обученности по предмету. Сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 1неделя 2неделя 3неделя 4неделя т/чт т/чт Тексты для проверки техники чтения 1 класс. 1 класс *** Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры. 18 слов (Л. Толстой) ДЕДУШКА. Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом. (23 слова) **** Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали. 31 слово (Л. Толстой )