Рабочая программа Литературное чтение 3 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол № 5
от «10»июня 2021г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196
от «30 » августа 2021г.

Рабочая программа
учебного курса «Литературное чтение»
Класс: 3
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего –119 ч/год; 3,5 ч/неделю
Рабочая программа составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями)
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
 Примерной основной образовательной программы начального общего образования
по литературному чтению: Министерство Просвещения Российской федерации
протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15
 На основе авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.
Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (УМК «Школа России») 2014 г.
 Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В. и др.
Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2х частях - М.: Просвещение, 2020.

Улан-Удэ
2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок
реализации
программы
Место в
учебном
плане ОО
УМК

Цели и
задачи

Литературное чтение
3
2021-2022 учебный год
ФГОС (1-4 класс) Обязательная часть: 119 ч.
Итого: количество часов в неделю 3,5, в год 119 часов
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1.Примерная образовательная программа по предмету «Литературное чтение».
2. «Литературное чтение». Учебник для 3 класса. В 2 частях. Л.Ф. Климанова,
М.В. Голованова, В.Г. Горецкий др. Москва. «Просвещение», 2020 г.
3. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 3 класс (Диск
CD-ROM) .
Программа направлена на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым умением в системе образования младших школьников;
• совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих
умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и
книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести
диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова,
• формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с
миром художественной литературы;
• обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование
представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной
России и других стран.
Программа нацелена на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать
художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы
литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее
воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт
слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный
вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать

интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей
произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к
классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания
произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык
чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений, формировать «читательскую
самостоятельность».
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе
является формирование читательской компетентности младшего школьника,
осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию
читательской деятельности как средства самообразования.
Общая
характеристи
ка учебного
предмета

Основные
образователь
ные

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального
образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную
грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
Успешность
изучения
курса
литературного
чтения
обеспечивает
результативность обучения по другим предметам начальной школы.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу
после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества
народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и
зарубежной литературы, современных писателей России и других стран
(художественные и научно-познавательные). Программа включает все
основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические
произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам.
Новые книги пополняют знания об окружающем мире,
жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В
процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт
ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды
речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и
писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на
формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование
коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Основными образовательными технологиями являются: игровые, проектные,
здоровьесберегающие технологии.

технологии
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей и их чувствам;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию;
3. Духовное и нравственное воспитание: воспитание художественно-эстетического
вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие эстетических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев
литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса
детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий,
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям,
поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры,
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских
культурных, нравственных и семейных ценностей;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: познавательных
мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для
объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной
культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем.
7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется
посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения
образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных
интересов и потребностей;
Метапредметные результаты:

 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
 освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
 активное использование речевых средств для решения коммуникативных
познавательных задач;
 использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
 овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
 умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием литературоведческих понятий;

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст
на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;

умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом
уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста
пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика
героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;развитие художественнотворческих способностей, умение создавать собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на
основе личного опыта.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет
сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут
необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого
развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим
предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов
целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость
чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и
интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и
сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них
главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его
названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по
тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте
личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на
основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
-использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста
информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
-делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;

-расширять свой читательский кругозор
самостоятельной читательской деятельности.

и

приобретать

дальнейший

опыт

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (119 часов)
Раздел «Самое великое чудо на свете» (5 ч)
знать:
- структуру учебника;
- приёмы ориентирования в
учебнике;
-историю создания книг;
-отличия рукописной и печатной книги.
уметь:
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации,
иллюстрация);
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
Раздел «Устное народное творчество» (11 ч)
знать:
-виды сказок и их структуру;
различные произведения устного народного творчества;
уметь:
-приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
-читать осознанно текст;
-определять тему, главную мысль произведения;
-пересказывать текст.
Раздел «Поэтическая тетрадь 1» (11 ч)
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.
уметь:
-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- находить в тексте слова и выражения для изображения действующих лиц, природы и
описания событий;
- понимать образные выражения, используемые в произведениях.
Раздел «Великие русские писатели» (22 ч)
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
уметь:
- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;
- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с
предварительной самостоятельной подготовкой);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом
материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
-определять тему и главную мысль произведения;
-пересказывать текст;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному
материалу;
-аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Раздел «Поэтическая тетрадь 2» (6ч)
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
-отвечать на вопросы по содержанию произведения;
-характеризовать выразительные средства;
-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной
самостоятельной подготовкой).
Раздел «Литературные сказки» (6ч)
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- отличие литературной сказки от фольклорной;
- имена, фамилии их авторов;
уметь:
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),
сказки народные и литературные;
- восстанавливать авторский текст по опорным словам;
- соотносить пословицы с характеристикой героя произведения
Раздел «Были-Небылицы» (8 ч)
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
- отличие литературной сказки от фольклорной;
уметь:
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой
на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения
-воспринимать на слух и понимать художественные произведения
разных жанров;
-передавать их содержание по вопросам;
- уметь различать жанры художественных произведений.
Раздел «Поэтическая тетрадь 1» (6 ч)
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать стихотворные произведения наизусть.
Раздел «Люби живое» (13 ч)

знать:
-основное содержание текста, их авторов;
- стили текстов, их различия.
уметь:
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном
произведении (герое, событии);
- уметь пересказывать текст;
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Раздел «Поэтическая тетрадь 2» (8 ч)
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: ритм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной
самостоятельной подготовкой).
Раздел «Собирай по ягодке0наберёшь кузовок» (9 ч)
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов
- понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;
уметь:
-участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
-строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по
прочитанному произведению (о героях, событиях)
- участвовать в литературных играх (инсценирование);
-оценивать события, героев произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном
произведении (герое произведения, событии).
Раздел «По страницам журналов» (8 ч)
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- названия нескольких детских периодических изданий;
- отличие журналов от книги.
уметь:
- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила
произношения и соответствующую интонацию;
-читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
-создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному
произведению;
- ориентироваться в журналах.
Раздел «Зарубежная литература» (6 ч)
знать
-названия, основное содержание изученных литературных
произведений, их авторов.
Уметь:

-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные
отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);
- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;
-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и
инсценировании зарубежной литературы;
- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;
-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В соответствии

с требованиями ФГОС, структура и содержание программы
«Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения
программы.
Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат
достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком
необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на
формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные
материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к
самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и
письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение»,
«найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для
проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При
выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно
шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки
понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про
себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает
индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут
быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки
навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,

слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и
выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при
чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа.
Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников:
- умение читать текст бегло, выразительно;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения
вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации,
передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольноизмерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют
быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно
оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и
систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в
зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят
в текущую и итоговую проверку начитанности, и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются
следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов
чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания,
интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики,
темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следвать
ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
-интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы,
расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению
и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью
интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и
эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой
деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации,
воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и
групповой работы;
- наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
- анализ читательского дневника;
- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
- анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в
хрестоматии).

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п

Раздел

1

Введение 1ч.

2

Самое
великое чудо
на свете

3
4
5

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
проведе
-ния

Самое великое чудо на свете (4 ч).
Введение. Знакомство с
1
01.09
учебником.
Знакомство с названием
1
03.09
раздела.
Рукописные книги Древней
1
Руси. Подготовка сообщения.
Первопечатник Иван Федоров. 1
Урок-путешествие в прошлое. 1
Оценка достижений.

07.09
08.09
10.09

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Гражданское
воспитание ;
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к

культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

6

Устное
народное
творчество

7
8
9

10

11

12

13
14
15
16

17
18

19
20

21

22

Поэтическая
тетрадь 1

Устное народное творчество (11 ч).
Знакомство с названием
1
14.09
раздела.
Русские народные песни.
1
Докучные сказки. Сочинение
1
докучных сказок.
Произведения прикладного
1
искусства: гжельская и
хохломская посуда,
дымковская и богородская
игрушка.
Русская народная сказка
1
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
Русская народная сказка
1
«Иван-царевич и Серый
Волк».
Русская народная сказка
1
«Иван-царевич и Серый
Волк».
Русская народная сказка
1
«Сивка-бурка».
Русская народная сказка
1
«Сивка-бурка».
Художники-иллюстраторы В. 1
Васнецов и И. Билибин.
Проект «Сочиняем
1
волшебную сказку». Оценка
достижений.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч).
Знакомство с названием
1
раздела.
Проект «Как научиться читать 1
стихи» (на основе научнопопулярной статьи Я.
Смоленского).
Ф. Тютчев «Весенняя гроза».
1
Ф. Тютчев «Листья».
1
Сочинение-миниатюра «О чем
расскажут осенние листья».
А. Фет «Мама! Глянь-ка из
1
окошка...», «Зреет рожь над
жаркой нивой...».
И. Никитин «Полно, степь
1

15.09
17.09
21.09

22.09

24.09

28.09

29.09
01.10

Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний

05.10
06.10

08.10
12.10

13.10
15.10

19.10

20.10

Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний
самоопределение;

моя, спать беспробудно...».
И. Никитин «Встреча зимы».
И. Суриков «Детство».

23
24
25

26

27
28

29

30
31
32
33
34
35

36

37
38
39
40

41

42
43

Великие
русские
писатели

1
1

22.10
26.10

И. Суриков «Зима».
Сравнение как средство
создания картины природы в
лирическом стихотворении.
Путешествие в Литературную
страну (обобщающий урок по
разделу «Поэтическая тетрадь
1»).
Оценка достижений.

1

27.10

1

29.10

1

09.11

Знакомство с названием
раздела.

1

11.11

А. Пушкин. Подготовка
сообщения «Что интересного
я узнал о жизни А.С.
Пушкина».
А. Пушкин. Лирические
стихотворения.
А. Пушкин «Зимнее утро».
А. Пушкин «Зимний вечер».
А. Пушкин «Сказка о царе
Салтане...».
А. Пушкин «Сказка о царе
Салтане...».
Рисунки И. Билибина к сказке.
Соотнесение рисунков с художественным текстом.
И. Крылов. Подготовка
сообщения о И.А. Крылове на
основе статьи учебника, книг
о Крылове.
И.Крылов «Мартышка и
очки».
И. Крылов «Зеркало и
Обезьяна».
И. Крылов «Ворона и
Лисица».
М. Лермонтов. Статья В.
Воскобойникова. Подготовка
сообщения на основе статьи.
М. Лермонтов «Горные
вершины...», «На севере диком
стоит одиноко...».
М. Лермонтов «Утес»,
«Осень».
Детство Л. Толстого (из
воспоминаний писателя).
Подготовка сообщения.

1

12.11

1

16.11

1
1
1

17.11
19.11
23.11

1

24.11

1

26.11

1

30.11

1

01.12

1

03.12

1

07.12

1

08.12

1

10.12

1

14.12

1

15.12

Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

44
45
46
47

48
49

50
51

52
53
54
55

56
57

58

59
60
61

62
63
64
65

Л. Толстой «Акула».
1
JI. Толстой «Прыжок».
1
J1. Толстой «Лев и собачка».
1
Л. Толстой «Какая бывает
1
роса на траве», «Куда девается
вода из моря?». Сравнение
текстов.
Оценка достижений.
1
Литературный праздник
1
(обобщающий урок по разделу
«Великие русские писатели»).
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч).
Поэтическая
Знакомство с названием
1
тетрадь 2
раздела.
Н. Некрасов «Славная
1
осень!..», «Не ветер бушует
над бором…».
Н. Некрасов «Дедушка Мазай 1
и зайцы».
К. Бальмонт «Золотое слово». 1
И. Бунин. Выразительное
1
чтение стихотворений.
Развивающий час (урок1
обобщение по разделу
«Поэтическая тетрадь 2»),
Оценка достижений.
Литературные сказки (6 ч).
Литературные Знакомство с названием
1
сказки
раздела.
Д. Мамин1
Сибиряк«Аленушкины
сказки» (присказка).
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка
1
про храброго Зайца —
Длинные Уши, Косые Глаза,
Короткий Хвост».
В. Гаршин «Лягушка1
путешественница».
В. Одоевский «Мороз
1
Иванович».
Оценка достижений.
1
Контрольная работа. КВН
(обобщающий урок по I части
учебника).
Были-небылицы (8 ч).
БылиЗнакомство с названием
1
небылицы
раздела.
М. Горький «Случай с
1
Евсейкой».
М. Горький «Случай с
1
Евсейкой».
К. Паустовский
1
«Растрепанный воробей».

17.12
21.12
22.12
24.12

28.12
11.01

12.01
13.01

14.01
18.01
19.01
20.01

Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний

21.01
25.01

26.01

27.01
28.01
01.02

03.02
04.02
08.02
09.02

Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний

Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация

К. Паустовский
«Растрепанный воробей».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».

66
67
68

69

70

Поэтическая
тетрадь 1

71
72
73
74
75

76
77

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

88

Люби живое

1

10.02

1
1

11.02
15.02

Урок-путешествие по разделу 1
«Были-небылицы». Оценка
достижений.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч).
Знакомство с названием
1
раздела. С. Черный «Что ты
тискаешь утенка?..».
С. Черный «Воробей»,
1
«Слон».
А. Блок «Ветхая избушка».
1
А. Блок «Сны», «Ворона».
1
С. Есенин «Черемуха».
1
Урок-викторина по разделу
1
«Поэтическая тетрадь 1».
Оценка достижений.

Люби живое (13 ч).
Знакомство с названием
1
раздела
М. Пришвин «Моя Родина».
1
Заголовок — «входная дверь»
в текст. Сочинение на основе
художественного текста.
И. Соколов-Микитов
1
«Листопадничек».
В. Белов «Малька
1
провинилась».
В. Белов «Ещё раз про
1
Мальку».
В. Бианки «Мышонок Пик».
1
Б. Житков «Про обезьянку».
1
Б. Житков «Про обезьянку».
1
В. Дуров «Наша Жучка».
1
В. Астафьев «Капалуха».
1
В. Драгунский «Он живой и
1
светится...».
Урок-конференция «Земля — 1
наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби
живое»).
Оценка достижений.
1

научных знаний

16.02

17.02

18.02
22.02
24.02
25.02
01.03

Гражданское
воспитание ;
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний

02.03
03.03

04.03
09.03
10.03
11.03
15.03
16.03
17.03
18.03
22.03
23.03

24.03

Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч.).
89

Поэтическая
тетрадь 2

90

94
95

96
Собирай по
ягодке —
наберешь
кузовок

98

99
100
101
102
103
104
105
106

По страницам
детских
журналов

107
108
109
110
111
112
113

115

1

25.03

1

05.04

А. Барто «Разлука».
1
06.04
А. Барто «В театре».
1
07.04
С. Михалков «Если»,
1
08.04
«Рисунок».
Е. Благинина «Кукушка»,
1
12.04
«Котенок».
«Крестики-нолики»
1
13.04
(обобщающий урок по разделу
«Поэтическая тетрадь 2»).
Оценка достижений.
1
14.04
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (9 ч)

91
92
93

97

Знакомство с названием
раздела.
С. Маршак «Гроза днем», «В
лесу над росистой поляной...».

Зарубежная

Знакомство с названием
раздела.

1

Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;

15.04

Б. Шергин «Собирай по
1
19.04
ягодке — наберешь кузовок».
Особенность заголовка
произведения.
А Платонов «Цветок на
1
20.04
земле».
А. Платонов «Еще мама».
21.04
М. Зощенко «Золотые слова». 1
22.04
М. Зощенко «Великие
1
26.04
путешественники».
Н. Носов «Федина задача».
1
27.04
Н. Носов «Телефон».
1
28.04
В. Драгунский «Друг детства». 1
29.04
По страницам детских журналов (8 ч)
Знакомство с названием
1
04.05
раздела.
JI. Кассиль «Отметки Риммы
1
05.05
Лебедевой».
Ю. Ермолаев «Проговорился». 1
06.05
Ю. Ермолаев «Воспитатели».
1
10.05
Г. Остер «Вредные советы».
1
11.05
Г. Остер «Как получаются
1
12.05
легенды».
Р. Сеф «Веселые стихи».
1
13.05
Читательская конференция
1
17.05
«По страницам детских
журналов» (обобщающий
урок). Оценка достижений.
Зарубежная литература (6 часов)
Знакомство с названием
1
18.05

Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

литература
116
117
118
119

раздела.
Мифы Древней Греции.
Г.Х. Андерсен «Гадкий
утенок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий
утенок».
Развивающий час по теме
«Зарубежная литература».
«Брейн-ринг» (обобщающий
урок за курс 3 класса)

1
1

19.05
20.05

1

25.05

1

26.05

Духовное и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».