Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №___1_____ «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № _196___ от «30» августа 2021г. Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» Класс: 4 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего –102 ч/год; 3 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению: Министерство Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (УМК «Школа России») 2014 г. Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях - М.: Просвещение, 2020. Улан-Удэ 2021 Предмет Класс Аннотация к рабочей программе Литературное чтение 4 Учитель Срок реализации 1 год 2021- 2022 программы Место в учебном ФГОС (1-4 класс) Обязательная часть: 102 ч. Итого: количество часов в неделю 3, в год 102 часов плане ОО УМК Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» -М.: Просвещение, 2020г. 2. Электронного сопровождения УМК Цели и задачи Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей: - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; - воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется: - владением техникой чтения; - приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; - знанием книг и умением их выбирать; - сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач: - Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. -Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. -Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. -Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения. Общая характеристика учебного предмета С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни. Основные образовательные технологии При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные. Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков ученики используют приёмы само- и взаимопроверки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: урок-путешествие, викторина, урок-проект, игра-конкурс, дидактические и ролевые игры. . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; - развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственно отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; - восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, по строения рассуждений; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения: - овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений с Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений; - умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; - умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 4 класс Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: -интерес к содержанию и форме художественных произведений; -интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; -интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; -основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; -эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на героев литературных произведений; -чувство сопричастности своему народу; -понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; -общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании. Обучающийся получит возможность для формирования: -понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; -чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; -понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, вни- мания, заботы; -понимания своей семейной и этнической идентичности; -любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; -чувства ответственности за мир природы; -умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; -первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; -понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: - Гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. - Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитаниядетей, в том числе военно-патриотического воспитания; повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. - Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способно- сти к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и пла-нов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных - Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей; развитие музейной и театральной педагогики; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создание и поддержку производства художественных, документальных, научнопопулярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей; повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Экологическое воспитание включает: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии Обучающийся научиться: -принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; -выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; -выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; -произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; -самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; -соотносить внешнюю оценку и самооценку; Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; -проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; -осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; -осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. Познавательные УУД Обучающийся научиться: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; -пересказывать текст по плану; -структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; -применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; -искать информацию, представлять найденную информацию; -уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; -знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Обучающийся получит возможность научиться: -пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты; -понимать структуру построения рассуждения; -воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; -проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; -создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся научиться: -выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; -проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; -участвовать в учебном диалоге; принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; -видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся получит возможность научиться: -выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; -устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); -проявлять самостоятельность в групповой работе; - контролировать свои действия в коллективной работе; -выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты. перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями. Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы К концу изучения в четвёртом классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития. Четвероклассники научатся: - осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни - бегло, выразительно читать текст; - ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту); - понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами; - передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; - придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; - составлять план к прочитанному; вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста; - выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков; читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; - называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать; называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить; - полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; - давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. - оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания. Четвероклассники получат возможность научиться: - осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества; - воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; - применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; - испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; -уважать культуру народов многонациональной России и других стран; - бережно и ответственно относиться к окружающей природе; - развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); - определять сходство и различие произведений разных жанров; - использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; - высказывать и пояснять свою точку зрения; - применять правила сотрудничества; - выделять в тексте опорные (ключевые) слова; -делать устную презентацию книги (произведения); - пользоваться тематическим (систематическим) каталогом; - работать с детской периодикой; - расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (102 ЧАСА) Вводный урок по курсу литературного чтения Вступительная статья.(1ч.) Летописи. Былины. Жития.(6ч.) «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского Чудесный мир классики (14ч.) П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики» Поэтическая тетрадь(10ч) Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...»,«Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И. А. Бунин «Листопад» Литературные сказки(10ч) В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Делу время - потехе час (7ч.) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Страна детства(6ч.) Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка» Поэтическая тетрадь(4ч.) В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» Природа и мы (10ч.) Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан». В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип Поэтическая тетрадь(6ч.) Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка» Родина (6ч.) И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Б. А. Слуцкий «Лошади в океане Страна Фантазия (5ч.) Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычёв «Путешествие Алисы» Зарубежная литература (17ч.) Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой. Комплексные работы относятся к итоговому контролю. Структура контрольно- измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу: «3» - если сделано не менее 50% объёма работы; «4» - если сделано не менее 75% объёма работы; «5» - если работа не содержит ошибок. В четвёртом классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений. Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие: - индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное); - индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; - индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и методики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста); - индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом; - умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей; - ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг; - интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения. Способами оценивания результативности обучения чтению являются: - замер скорости чтения (в скрытой для детей форме); - ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений; - выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса); - выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания; - выполнение заданий по ориентировке в книгах; - наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.); - наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; - наблюдение за читательской деятельностью учащихся; - анализ читательского дневника; - анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций; - анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии). Критерии сформированности навыка чтения четвероклассников: - умение читать текст бегло, выразительно; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтение вслух не менее 90 слов в минуту (на конец года) - умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев; - безошибочность чтения. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьнике четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существ работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пут устранения недочетов и ошибок. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 Раздел Введение Летописи, былины, сказания, жития. 3 4 5 6 7 8 9 Чудесный мир классики Тема урока Введение. Знакомство с названием раздела. Из летописи "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда" Из летописи "И вспомнил Олег коня своего" Ильины три поездочки Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой Памятник Сергию Радонежскому Житие Сергия Радонежского Знакомство с разделом. П.П.Ершов "Конек-горбунок" П.П.Ершов "Конекгорбунок" Кол -во часов 1 1 Дата по плану 02.09 03.09 1 07.09 1 09.09 1 10.09 1 14.09 1 16.09 1 17.09 1 21.09 10 А.С.Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора" 1 23.09 11 А.С.Пушкин 1 24.09 Да та Фа кт. Домашнее задание С.3-5 Написать сочинение. С.68, в.7 С.8,в4, С.1011,в.4 С.11,в.5, С.12-16 С.1720,в.7, С.20,в.8 С.2228,в.5 С.2228,в.6 С.35, С.36-59, прочитать С.3659,в.1, С.3659,в.9 С.62-66, С.67-68, выучить стихотворение С.70- Основные направления воспитательной деятельности. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Приобщение детей к культурному наследию. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Приобщение детей к культурному наследию. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Поэтическая тетрадь 90,в.2, С.7090,в.6 С.7090,в.7, Прочитать сказку А.С. Пушкин С.9296,в.3, 1 28.09 М.Ю.Лермонтов "Дары Терека", "Ашик-Кериб" М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб" М.Ю Лермонтов "Ашик-Кериб", характеристика героев Жизнь и творчество Л.Н.Толстого Л.Н.Толстой "Детство" Л.Н.Толстой "Как мужик камень убрал" Внеклассное чтение. Творчество Л.Н.Толстого 1 30.09 1 01.10 1 05.10 1 07.10 С.112-114 1 08.10 1 15.10 С.115118,в.3 С.119,в.2. 1 15.10 А.П.Чехов "Мальчики" Обобщающий урок-КВН "Чудесный мир классики" Знакомство с разделом. Ф.И.Тютчев 1 16.10 1 22.10 Прочитать рассказы Л.Н. Толстого С.121133,в.9 С.135, в3 1 22.10 С.137 А.А.Фет "Весенний дождь", "Бабочка" Е.А.Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист" А.Н.Плещеев "Дети и птичка" И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями.." Н.А.Некрасов "Школьник" Н.А.Некрасов "В зимние сумерки.." 1 23.10 1 29.10 С.138140,в.6 С.141142,в.3-4 1 29.10 1 30.10 С.143144,в.2 С.145 1 10.11 С.146,в.2 1 11.11 С.147,148 С.97111,в.5 С.97111,в.7 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Приобщение детей к культурному наследию. И.А.Бунин "Листопад" Внеклассное чтение. Родные поэты. 1 12.11 1 17.11 С.148149,в.2 С.150151,в.5,6 С.152,в.3 Обобщающий урок-игра "Поэтическая тетрадь" Знакомство с разделом. В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" П.П.Бажов "Серебряное копытце" П.П.Бажов "Серебряное копытце" С.Т.Аксаков "Аленький цветочек" С.Т.Аксаков "Аленький цветочек" 1 18.11 С.155168,в.1 1 19.11 С.137 1 24.11 С.155168,в.6 1 25.11 С.168,в.9 1 26.11 С.169178,в.3 1 01.12 С.179,в.8, 10 1 02.12 1 03.12 С.180192,в.6,7 С.192,в.8 1 08.12 С.193214,в.3 1 09.12 Обобщающий урок по разделу "Литературные сказки" Делу время- Знакомство с разделом.Е.Л.Шварц потехе час "Сказка о потерянном времени" Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени" В.Ю.Драгунский "Главные реки" В.Ю.Драгунский 1 10.12 Написать отзыв любимой сказки. С.215,в.5 С.3-16,в.3 1 15.12 С.3-16,в.6 1 16.12 С.1723,в.3 1 17.12 С.2428,в.4 1 22.12 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Литературные сказки Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Трудовое воспитание и профессиональное са- 46 47 48 49 Страна детства 50 51 52 53 54 55 Поэтическая тетрадь 56 57 58 59 60 61 Природа и мы "Что любит Мишка" Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие. В.В.Галявкин ""Никакой я горчицы не ел" Обобщающий урок по разделу "Делу время - потехе час" Знакомство с разделом. Б.С.Житков "Как я ловил человечков" Б.С.Житков "Как я ловил человечков" К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" М.М.Зощенко "Елка" Обобщающий урок по разделу "Страна детства" Знакомство с названием раздела. В.Я.Брюсов "Опять сон", "Детская" С.А.Есенин "Бабушкины сказки" М.И.Цветаева "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства" Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Знакомство с разделом. Д.Н.МаминСибиряк "Приемыш" Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш" А.И.Куприн "Барбос и Жулька" моопределение. 1 23.12 С.216-217 1 24.12 С.2934,в.4 1 27.12 1 28.12 С.29-34, составить план. С.3746,в.2 1 29.12 С.3746,в.7 1 12.01 С.4758,в.5 1 13.01 С.4758,в.8 1 14.01 1 19.01 С.5964,в.3 С.65,в.3 1 20.01 С.6770,в.6 1 21.01 С.71 1 26.01 С.7273,в.2 1 27.01 С.74,в.4 28.01 С.7583,в.3 1 1 02.02 1 03.02 С.7583,в.5 С.8591,в.4 Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Экологическое 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Поэтическая тетрадь 71 72 73 74 75 Родина 76 77 78 79 80 81 Страна Фантазия А.И.Куприн "Барбос и Жулька" М.М.Пришвин "Выскочка" М.М.Пришвин "Выскочка" Е.И.Чарушин "Кабан" В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип" В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип" 1 04.02 1 09.02 1 10.02 1 11.02 1 16.02 1 17.02 Обобщающий урок-конкурс "Природа и мы" 1 18.02 Знакомство с названием раздела Б.Л.Пастернак "Золотая осень" С.А.Клычков "Весна в лесу" Д.Б.Кедрин "Бабье лето" Н.М.Рубцов "Сентябрь", С.А.Есенин "Лебедушка" Обобщающий урок "Поэзии прекрасные страницы" Знакомство с разделом И.С.Никитин "Русь" С.Д.Дрожжин "Родине" А.В.Жигулин "О.Родина! В неярком блеске.." Проект "Они защищали Родину" Оценка достижений 1 02.03 1 03.03 1 04.03 1 09.03 1 10.03 1 11.03 1 16.03 1 17.03 1 18.03 1 01.04 1 06.04 1 07.04 Знакомство с разделом. 1 08.04 С.85-91, пересказ. С.9295,в.4 С.9295,в.7 С.7583,в.3 С.7583,в.5 С.8591,в.4 С.85-91, пересказ. С.9699,в.2 С.100109,в.6 С.100109,в.9 С.113 С.114115,в.3 С.116117,в.3 С.118,в.2 воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Приобщение детей к культурному наследию. С.119,в.2 С.120125,в.4 С.113 С.128132,в.3 С.133135,в.2 С.138,в.3 Выполнить проект. С.142,в.7 Прочитать стихи о Родине С.143149,в.3 Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное Е.С.Велтистов "Приключения Электроника" Е.С,Велтистов "Приключения Электроника" Кир Булычев "Путешествие Алисы" Кир Булычев "Путешествие Алисы" Обобщающий урок. Путешествие по стране Фантазии. 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 Зарубежная литература 1 13.04 С.143149,в.4 1 14.04 1 15.04 1 20.04 С.150156,в.5 С.150156,в.9 С.158,в.3 Знакомство с разделом. Д.Свифт "Путешествие Гулливера" Д.Свифт "Путешествие Гулливера" Г.Х.Андерсен "Русалочка" Г.Х.Андерсен "Русалочка" 1 21.04 С.159165,в.2,8 1 22.04 1 27.04 1 28.04 М.Твен "Приключения Тома Сойера" М.Твен "Приключения Тома Сойера" С.Лагерлеф "Святая ночь" С.Лагерлеф "Святая ночь" 1 29.04 С.167193,в.2 С.167193,в.3,4 С.167193,в.4,5, 6 С.194200,в.4 1 04.05 С.194200,в.8 1 05.05 1 06.05 С.201208,в.2 С.201208,в.4 С.Лагерлеф "В Назарете" С.Лагерлеф "Святая ночь" Иисус и Иуда. Внеклассное чтение. "Путешествие по дорогам любимых книг" Контрольная работа за 2 полугодие. Обобщающий урок "Зарубежная литература" Урок-игра "Литературные тайны" 1 11.05 1 12.05 1 13.05 С.217,в.1 1 18.05 С.217,в.4 1 19.05 С.201208,в.2 1 20.05 С.201208,в.4 С.209216,в.2 С.209216,в.4 воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Приобщение детей к культурному наследию Повторение изученного Повторение изученного Задание на лето 100 101 102 1 25.05 1 26.05 1 27.05 С.209216,в.2 С.209216,в.4 С.217,в.4 Контроль обученности по предмету Литературное чтение 4 класс Форма контроля Проверка техники чтения. Входной контроль Дата Летописи, былины, сказания, жития Чудесный мир классики Поэтическая тетрадь Поэтическая тетрадь Литературные сказки Делу время-потехе час. Делу время-потехе час. Страна детства Проверочная работа 16.09 Проверочная работа «Чудесный мир классики» 22.10 Проверка техники чтения. 1 четверть 30.10 Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа «Литературные сказки» 18.11 Контрольная работа за 1 полугодие 23.12 Проверка техники чтения . 24.12 Проверочная работа по теме «Страна детства» 26.01 Поэтическая тетрадь Природа и мы Проверочная работа «Поэтическая тетрадь» 03.02 Проверочная работа «Природа и мы» 04.03 Проверочная работа «Поэтическая тетрадь» 18.03 Проверка техники чтения 19.03 13 Поэтическая тетрадь Поэтическая тетрадь Родина Проверочная работа «Родина» 14.04 14 Страна фантазия Проверочная работа «Страна фантазия» 27.04 15 Зарубежная литература Зарубежная лите- Проверочная работа «Зарубежная литература» 26.05 Проверка техники чтения 29.05 № п/п Тема Введение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 16 03.09 10.12 ратура